Реферат
ученика 7 Б класса гимназии № 17 имени Г.
Ибрагимова
Хамидуллина
Рушана.
Казань – 2001 год
Величайшим драматургом - гуманистом Англии бил Шекспир. Творчество его
- вершина литературы эпохи Возрождения. И вместе с тем Шекспир - наш
современник. Проблемы, которые пытается разрешить в своих произведениях
Шекспир, к сожаленью, продолжают оставаться и 400 лет спустя.
Шекспир - человек, сделавший как никто другой несказанно много для развития английского театра.
Задолго до Шекспира на дорогах Англии встречались бродячие актерские
труппы. Они ставили свои фарсы, отрывки из мистерий, моралите во дворах
гостинец, в трактирах, в залах вельмож или прямо на сдвинутых повозках на
какой - нибудь ярмарке. Поскольку актёры попадали под суровые законы о
бродягах, они стали выпрашивать у знатных вельмож право именоваться их
слугами. С этого времени не только бродячие, но и постоянные актёрские
труппы, игравшие в театральном здании, стали именоваться “слугами” какого -
либо вельможи - мецената. (Труппа театра “Глобус”, с которой была связана
творческая судьба Шекспира, именовалась “слугами лорд - канцлера”, а потом
- короля).
Первый постоянный театр в Англии был основан в 1576 году актёром
Бербеджем. В последующие два года было построено уже 8 постоянных помещений
для театра (“Глобус” был выстроен в 1599 году и сгорел в 1613 году).
Правительство королевы Елизаветы, опасаясь эпидемий, запретило строить помещения для народного театра, который собирал массы зрителей, в пределах города. В городской черте на частных земляных участках сохранились только привилегированные театры. Разумеется, существовал постоянно и придворный театр со своими традициями.
В актёрской группе народного театра было не более 12 - 14 человек мужчин разного возраста - простых актёров и акционеров. Последним принадлежала половина барыша; они строили театр на свой счёт, платили за костюмы, пьесы и т. п. Остальная половина прибыли делилась между актёрами по найму на равные части.
Актёры - пайщики стали сроить театральные здания по типу гостиничных дворов, где бродячие труппы играли с большими “удобствами”. Здания строились в виде подковы, в середине которой находилась сцена, выступа в партер, а по бокам - крытые галереи в несколько этажей (крыши над театром не было). Ложи за занавесками вдоль первого этажа и помещение для оркестра около стены дополняли нехитрую архитектуру театрального здания. Партер стоя заполняли простолюдины, которые здесь ходили, ели, курили, пили и бурно выражали свою радость или недовольство.
На галереях цены за билеты была выше и публика “чище”. Ложи, где часто сидели дамы в масках, снимали аристократы.
Театр почти не знал декораций, поэтому представления проходила без
антрактов, с 3 до 6 часов дня. (Афиша на улицах оповещали о названиях
пьес). Основное внимание зрители, естественно, обращали на актёра, на его
костюм (нередко очень богатый), на его игру. И хотя театр был любимым
народным видом искусства и, надо сказать, доходным, профессия актёра и
драматурга оставалась неуважаемой и даже позорной. Об этом с речью скажет
Шекспир:
Красильщик скрыть не может ремесло.
Так на меня проклятое занятье
Печатью несмываемой легло…”.
Первая биография Шекспира была написана, когда никого из его современников уже не было в живых. Достоверные биографические сведения о нём очень скудны.
Вильям Шекспир (1564–1616) родился в небольшом провинциальном городке
Стратфорде 23 апреля 1564 года. Отец его был зажиточным ремесленником,
перчаточником и торговцем. Он занимал видное положение в городе, одно время
был городским головой. Вильям учился в местной “грамматической” школе, где
он хорошо изучил латинский и греческий язык и познакомился с античной
литературой. После окончание школы Вильям остался в ней помощником учителя.
В 18 лет женился на дочери богатого фермера. В 1587 году уехал в Лондон,
где встретил земляков из Стретфорда, которые были связаны с лондонскими
театрами, и сам нашёл себе здесь же работу. Примерно в 1593 году Шекспир
вступил в труппу Бербеджа в качестве актёра и драматурга. В 1599 году был
построен театр “Глобус”, пайщиком которого он становится, уже приобретя
известность. В Лондоне Шекспир много работал, сочиняя в среднем от одной до
двух пьес в год, а также пополняя своё образование. Драмы его
свидетельствуют об обширных знаниях в области истории, естествознания,
юридических и других наук.
В качестве пайщика театра “Глобус”, Шекспир приобрёл солидное
состояние, которое дало ему возможность примерно в 1612 году вернуться в
Стретфорд уже богатым человеком. С 1612 по 1616 года он живёт в своей
семье, с богатым приданым выдаёт замуж своих дочерей и занимается
приобретением недвижимого имущества. В 1616 году драматург умирает, не
упомянув в завещании о рукописях пьес и не оставив ни одного прижизненного
портрета.
Бедность биографических данных привела к возникновению в западном
литературоведении так называемых антишекспировских теорий, т. е.
Предположений о том, что актёр Вильям Шекспир не был на самом деле автором
пьес, известных под его именем, что их написал тот или иной из его
современников-аристократов, уплативший Шекспиру за право подписываться его
фамилией. Сторонники этих теорий приписывали творения Шекспира различным
лицам, например выдающемуся английскому учённому и философу Бэкону или
графу Ретленду, в биографии которого ряд фактов совпадает с некоторыми
моментами шекспировских пьес. Советские шекспироведы, а также наиболее
серьёзные учённые за рубежом отвергают эти теории как лишённые всякого
научного основания.
Творчество Шекспира составляет целую эпоху мировой драматургии.
Шекспир написал 37 драм (17 комедий, 10 трагедий, 10 исторических
хроник), 2 поэмы и 154 сонета. Творческий путь драматурга принято делить на
три периода. Первый период – театральный сезон 1590 - 1591 гг. – сезон 1600-
1601 гг.; второй период – театральный сезон 1600-1601 – 1607-1608 гг.;
третий период – театральные сезоны 1607-1608 – 1611-1612 гг. Каждый из
периодов носит условное определение: первый – оптимистический, второй –
пессимистический, третий – символический сообразно их общей тональности.
СХЕМА ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ В. ШЕКСПИРА
|Театральный|Исторические |Комедии |Трагедии |
|сезон |хроники | | |
|1 |2 |3 |4 |
|1590 – 91 |Генрих VI | | |
|1591 – 92 |( I,II,III | | |
| |част.) | | |
|1592 – 93 |Ричард III |Комедия | |
|1593 – 94 | |Укрощение строптивой |Тит Андроник |
|1594 – 95 |Король Джон |Два веронца |Ромео и Джульетта |
| | |Тщетные усилия любви | |
|1595 – 96 |Ричард II |Сон в летнюю ночь | |
|1596 – 97 | |Венецианский купец | |
|1596 – 98 |Генрих IV | | |
| |( I, II части)| | |
|1598 – 99 |Генрих V |Много шума из ничего | |
|1599 – 1600| |Как вам это понравиться |Юлий Цезарь |
| | |12-я ночь | |
|1600 – 01 | |Виндзорские насмешницы |Гамлет |
|1601 – 02 | |Троил и Крессида | |
|1602 – 03 | |Конец – делу венец | |
|1604 – 05 | |Мера за меру |Отелло |
|1605 – 06 | | |Король Лир |
|1606 – 07 | | |Антоний и Клеопатра |
|1607 – 08 | | |Кориолан |
| | | |Тимон Афинский |
|1608 – 09 | |Перикл | |
|1609 – 10 | |Цембелин | |
|1610 – 11 | |Зимняя сказка | |
|1611 – 12 | |Буря | |
|1612 – 13 |Генрих VIII | | |
Большую часть сюжетов своих произведений драматург заимствовал у
писатей - современников или предшественников. Тем не менее драмы Шекспира
глубоко оригинальны, насыщены гуманистическими идеями своего времени .
Среди них наибольшей известностью пользуются “Ромео и Джульетта” и “Король
Лир”.
Первая драма посвящена трагической любви, прозвучавшее в 25-м сонете
Шекспира:
Кто под звездой счастливою рождён,
Гордится славой, титулом и властью.
А я судьбой скромнее награждён,
И для меня любовь – источник счастья.
“Король Лир” – трагедия, пронизанная любовью к человеку, будь то
властитель или бедняк. Для драматурга король такой же человек, как все.
“Если снять с него королевские уборы, он окажется в наготе своей
обыкновенным человеком”.
Творчество Шекспира сыграло важную роль в культурной жизни последующих веков. Произведения Шекспира были переведены на множество языков, выдержали многочисленные постановки в театрах разных стран и с волнением воспринимаются зрителями спустя века после его смерти.
E-mail : rushan@bancorp.ru
Write to me!