Рефетека.ру / Литература и русский язык

Сочинение: Виды придаточных предложений в русском языке


|вид |вопрос |способ присоединения |ПРИМЕР |
|ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ- |какой? |Союзные слова: который, |С улицы доносился шум, ка- |
|НОЕ | | |кой бывает только днем. |
| | |какой, чей, что где, |Пред ними стелется равнина,|
| | |куда, | |
| | |откуда, когда. Союзы: |где ели изредка взошли… |
| | |что- | |
| | |бы, как, словно, будто, | |
| | |точ- | |
| | |но. | |
|ИЗЪЯСНИТЕЛЬ- |падежные |Союзные слова: кто, что,|Владимир с ужасом увидел, |
|НОЕ |вопросы |ко |что заехал в незнакомый |
| | |торый, чей, где, куда, |лес. |
| | |отку- |Дежурный сообщил, что деле-|
| | |да, как, зачем, почему, | |
| | |ско- |гация прибыла. |
| | |лько. Союзы: что, чтобы,|Ему и без того казалось, |
| | | |что |
| | |будто, как, словно, как |его несут слишком медленно.|
| | |буд- | |
| | |то. | |
|ОБРАЗА ДЕЙСТ- |как? каким |Союзные слова: |Было так темно, что Варя с |
|ВИЯ И СТЕПЕНИ |образом? |насколько, | |
| |нас- |посколько. Союз: как, |трудом различала дорогу. |
| |колько? в |что, | |
| |ка- |чтобы, словно, точно | |
| |кой | | |
| |степени? | | |
|МЕСТА |откуда? |Союзные слова: где, |Откуда ветер, оттуда и |
| |где? |куда, |счас- |
| |куда? |откуда, там, оттуда. |тье. |
|ВРЕМЕНИ |когда? как |когда, едва, пока, как |Солнце было уже высоко, |
| |до- |толь- |ког- |
| |лго? с |ко, до тех пор пока, |да я открыл глаза. |
| |каких |прежде | |
| |пор? на |чем | |
| |сколь- | | |
| |ко времени?| | |
|УСЛОВНОЕ |при каком |Союзы: если, ежели, |А старики пускай дерутся, |
| |ус- |когда, |ко- |
| |ловии? |коли, кабы, как скоро, |ли им это весело. |
| | |раз. | |
|ПРИЧИНЫ |почему? |Союзы: потому что, |Наташа в эту зиму в первый |
| |отче- |оттого | |
| |го? по |что, вследствие того |раз начала серьезно петь и |
| |какой |что, благодаря тому, |в |
| |причине? |что, в силу |особенности оттого, что |
| | |того что, так как. |Дени |
| | | |сов восторгался ее пением. |
|ЦЕЛИ |зачем? для |Союзы: чтобы, для того |Я пригласил вас, господа, с|
| |че- |чтобы, с тем чтобы, |тем, чтобы сообщить вам |
| |го? с какой|дабы, |прене- |
| | |затем чтобы, лишь бы. |приятное известие. |
| |целью? | | |
|СРАВНИТЕЛЬ- | |Союзы: как, будто, как |Мы втроем начали |
|НОЕ | |буд- |беседовать, |
| | |то, словно, точно, |как будто век были знакомы.|
| | |подобно | |
| | |тому как, как если бы. | |
|УСТУПИТЕЛЬ- | |Союзы: хотя, несмотря ни|Он был ясно виден, даром, |
|НОЕ | | |что ехал в тени. |
| | |на что, пускай, пусть, |У него ничего не клеилось, |
| | |даром | |
| | |что; соч. вопр-отн |чтобы он ни предпринимал. |
| | |местои- | |
| | |мений/наречий с ни (кто | |
| | | | |
| | |ни). | |
|СЛЕДСТВИЯ | |Союз: так что |Вдруг, правда, |
| | | |развеселится, |
| | | |пойдет в пляс, так что с |
| | | |черда- |
| | | |ка опилки сыплются. |
|ПРИСОЕДИНИТЕ- | |Союзные слова: что, где,|Правда была в том, что он и|
|ЛЬНОЕ | |ку- |в |
| | |да, откуда, когда, как, |самом деле лишился чувств, |
| | |поче- |как и признался сам. |
| | |му, отчего, зачем, | |
| | |вследст- | |
| | |вие чего. | |

|средство |Определение |задача |пример |
|Синоним |Близкие по смыслу |2 (или более) слова, |Друг – товарищ |
| |слова, различающиеся в |называя ту же вещь, | |
| |употреблении |соотносят ее с разными | |
| | |понятиями об этой вещи | |
| | |и тем самым раскрывают | |
| | |разные ее свойства | |
|Антоним |Слова с противоположным|Выражение контраста |Злой – добрый |
| |значением | | |
|Синонимический |Своеобразная группа |Совокупность синонимов |Жить, проживать |
|ряд |слов, в которых |более или менее | |
| |антонимы, объединяясь |исчерпывают понятие | |
| |общим значением, | | |
| |различаются оттенками, | | |
| |взаимно дополняют друг | | |
| |друга, отталкиваются | | |
| |один от другого | | |
|Градация |Сочетание, нанизывание |Всесторонняя |Фашизм ограбил, |
| |синонимов. Своеобразная|характеристика явления,|разъел, расшатал|
| |лестница синонимов, где|действия, качества, |Европу. (И. |
| |каждый последующий |подчеркивание его силы,|Эренбург) |
| |усиливает значение |интенсивности | |
| |предыдущего | | |
|Противопоставлен|Противопоставление |Обнаруживает различные |Он собственно не|
|ие синонимов |сходных по значению |оттенки синонимов, |шел, а влачился,|
| |слов. Очень яркий |подчеркивает их |не поднимая ног |
| |стилистический прием | |от земли. |
|Сравнение |Сопоставление двух |Фраза становится более |Внизу, как |
| |явлений с тем, чтобы |конкретной и наглядной.|зеркало |
| |пояснить 1 из них с |Более выпуклое |стальное, синеют|
| |помощью другого |представление |озера струи. |
| | |предметов. | |
|Эпитет |Образное, эмоциональное| |Серебряные |
| |определение. Имеет | |седины. |
| |переносное значение | | |
|Постоянные |Застывшая хар-ка, |Экономно, выразительно |Чистое поле. |
|эпитеты |свойство предмета. |и ярко очерчивает |Красна девица. |
| |Характерна для устн |предмет, подчиняет то | |
| |нар. Поэзии |или иное его свойство. | |
|Метонимия | |Заменяет многословное |Выпей еще |
| | |выражение |стаканчик. |
|Гипербола |Образное выражение, |Подчеркивает силу |Тысячу раз |
| |содержащий непомерное |признака или явления |простите. |
| |преувеличение явления | | |
|Литота |Троп, содержащий | |Мальчик с |
| |непомерное | |пальчик. |
| |преуменьшение предмета,| | |
| |значение какого-либо | | |
| |явления. Нередко | | |
| |используется вместе с | | |
| |гиперболой. | | |
|Ирония |Употребление слова в | |Самсон – о |
| |смысле, обратном | |слабом человеке |
| |буквальному | | |
|Антитеза |Прием контраста |Помогает познать суть | |
| | |вещей | |
|Оксюморон |Соединение антонимов | |О как мучительно|
| | | |тобою счастлив |
| | | |я. (А.С. Пушкин)|
|Образ |Эмоциональная картина | | |
| |предмета | | |
|Метафора |Употребление слова или |Создание неповторимого |Говор волн |
| |выражения в переносном |по стилистической | |
| |смысле на основе |оригинальность | |
| |сходства 2 предметов |словесных образов. | |
| |или явлений. | | |
|Сухие метафоры |Прямые названия | |Лист бумаги. |
| |предмета | |Глазное яблоко. |
|Образные |Образны, но не | |Квашня – |
|общеязыковые |оригинальны. | |неповоротливый |
|метафоры |Использование признака | |человек. |
| |неодушевленного | | |
| |предмета для оценки | | |
| |человека, его качеств. | | |
| |Противостоит | | |
| |олицетворению. | | |
|Синекдоха |Употребление | |Лермонтов |
| |единственного числа | |«Бородино» |
| |вместо множественного | | |
|Аллегория |Выражение отвлеченного | | |
| |понятия или идеи в | | |
| |конкретном худ. образе.| | |
|Олицетворение |Перенесение свойств |Позволяет ярче и |Задумчивые леса.|
| |человека на |рельефнее обрисовать | |
| |неодушевленные предметы|природу. | |
| |и отвлеченные понятия. | | |
|Перифраза |Замена обычного |Придает предмету |Санкт-Петербург |
| |однословного названия |различные |– город на Неве |
| |предмета его |стилистические оттенки,| |
| |описательным |избегаются повторы. | |
| |выражением. | | |
|ФИГУРЫ РЕЧИ |
|Особые |
|синтаксические |
|построения |
|Анафора |Повторение отдельных |Повторяемое слово |Клянусь я первым|
|(единоначалие) |слов или оборотов в |получает сильную |днем творенья, |
| |начале строки |эмоциональную окраску, |клянусь его |
| | |усиливается |последним днем, |
| | |эмоциональность |клянусь позором |
| | |отрывка. |преступленья. |
|Эпифора (повтор |Повторение слов или | |Мне бы хотелось |
|концовок) |выражений в конце | |знать, отчего я |
| |соседних, смежных | |не титулярный |
| |предложений. | |советник? Почему|
| | | |именно |
| | | |титулярный |
| | | |советник? |
|Параллелизм |Одинаковое |Резко выделяется |Шелкова ниточка |
| |синтаксическое |содержание |к стене льнет. |
| |построение соседних |сопоставляемых частей. |Дунечка матушка |
| |предложений. | |чяелом бьет. |
|Антитеза |Оборот, в котором резко| |«Где стол был |
| |противопоставляются | |яств, там гроб |
| |противоположные | |стоит». |
| |понятия. | | |
|Градация |Расположение слов, при | |Темные, душные, |
| |котором каждое | |скучные комнаты.|
| |последующее слово | | |
| |усиливает значение | | |
| |предыдущего. Крещендо. | | |
|Инверсия |Особое расположение |Слово, занимающее |Изумительный наш|
| |слов, нарушающее |необычное место, резко |народ. |
| |обычный порядок. |выделяется. | |
|Эллипсис |Пропуск подразум. члена|Неполное предложение. |Мужики -- за |
| |предложения. |Придает динамизм |топоры. |
| | |высказыванию, интонацию|(Толстой). |
| | |естественного | |
| | |разговора. | |
|Умолчание |Намеренноый обрыв | |Нет; я хотел… |
| |высказывания, | |быть может вы… я|
| |передающий | |думал, что уж |
| |эмоциональный настрой. | |барону время |
| | | |умереть». |
| | | |(А.С.Пушкин). |
|Риторическое |Подчеркнутое обращение |Выражает авторское | |
|обращение |к кому или чему-либо. |отношение к объекту. | |
|Риторический |Вопрос не для ответа, а| |Кто не проклинал|
|вопрос |для привлечения | |станционных |
| |внимания к тому или | |смотрителей? |
| |иному явлению. | | |
|Полисиндетон | |Интонационно | |
|(многосоюзие) | |подчеркивается ряд | |
| | |слов. | |
|Асиндетон |Намеренный пропуск | | |
|(бессоюзие) |союзов | | |


Похожие работы:

  1. • Глагол и вербоиды в русском и казахском языках, их ...
  2. • Условные придаточные предложения для латинского языка
  3. • Функционально-стилистические особенности придаточных ...
  4. • Безличные предложения среди других типов простого ...
  5. • Сборники вопросов и билетов по английскому и немецкому языку за ...
  6. • Безличные предложения среди других типов простого предложения
  7. • Английский язык
  8. • Русские целевые сложноподчиненные предложения и их ...
  9. • К изучению типов простого предложения русского ...
  10. • Латинский язык
  11. • Понятие о синтаксисе, пунктуации (из истории)
  12. • Придаточные предложения относительные и посессивность в ...
  13. • Основы перевода сложных предложений в английском ...
  14. • Сложное предложение с сочинительными и подчинительными ...
  15. • Определительные придаточные предложения и их ...
  16. • Способы объединения придаточных в сложноподчиненном ...
  17. • Неопределенные местоимения английского языка
  18. • Проблемы грамматических трансформаций
  19. • Полупредикативные единицы в сербском переводе романа М.Е ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com