Размышляя над страницами рассказа Андрея Платонова «Маркун».
Из писателей 20-х – 30-х годов нашего столетия мы не знаем и десятой
части. Их произведения канули в небытие, а сами они были забыты.
Большинство из них погубил только зарождавшийся в то время госзаказ на
литературные произведения. Ведь писатель – это, как поэт, «не должность, а
состояние души». Однако настоящие произведения искусства не забудутся
никогда. Так, например, каждый рассказ Андрея Платонова отличает
новаторство стиля, новые формы и глубокое философское содержание.
Рассказ «Маркун» был назван по имени главного героя – молодого
изобретателя, – который обрел цель жизни, понял ее смысл. Он решил
посвятить всю ее без остатка службе человечеству. Машина, которую он
проектирует, должна дать «человеку в его немощные руки новый молот безумной
мощи». В итоге он создает такую машину, мощность которой «возрастает
бесконечно; и предел ее – прочность металла, из которого сооружены моторы».
Он работал над ней многие месяцы, а может и годы и теперь она стала
воплощением в реальности его знаний, доказательством их истинности. Ведь
его считали «дураком, не тем дураком, какого любят и жалеют, а тем,
которого ненавидят», и считали потому, что его восприятие мира коренным
образом отличалось от восприятия окружающих его людей. Он написал линиями,
с помощью циркуля и линейки, песню водяного пара. «От этого чертежа у него
волной поднималась музыка в крови». Но даже его друг «не понял и
отвернулся». Маркун очень тяжело переживает это духовное одиночество. «Мне
оттого так нехорошо, что я много понимаю», – говорит он в финале рассказа.
Всю свою жизнь он вспоминает как «бессильную и ничтожную, запутанную в мелочах». Он «оттого не сделал ничего раньше», «что загораживал собою мир, любил себя». Но теперь все изменилось в жизни Маркуна. Он говорит: «Я узнал, что я – ничто, и весь свет открылся мне, я увидел весь мир, никто не загораживает мне его, потому что я уничтожил, растворил себя в нем и тем победил. Только сейчас я начал жить. Только теперь я стал миром. Я первый, кто осмелился».
Здесь Платонов поднимает проблему предназначения человека, которая
интересовала всех наиболее значительных писателей ХХ века. Но новаторство
Платонова заключается в том, что такую сложную философскую проблему он
раскрывает на нескольких страницах короткого рассказа. Такая «концентрация»
различных идей заставляет писателя работать над каждым словом, вкладывая в
него новое значение. Это делает рассказы Платонова подлинными шедеврами
русской словесности.