Основные темы и идеи лирики Н.А. Некрасова.
Некрасов является преемником и продолжателем лучших традиций русской поэзии- ее патриотизма, гражданственности и гуманности.
Тема о назначении поэзии – одна из основных в лирике Некрасова.
Стихотворение «Поэт и гражданин»-
это драматическое раздумье поэта о соотношении высокой гражданственности с
поэтическим искусством.
Перед нами герой, находящийся на распутье и как бы олицетворяющий разные
тенденции в развитии русской поэзии тех лет, чувствующий намечающуюся
дисгармонию между «гражданской поэзией» и «чистым искусством».
Чувства Поэта изменяются от иронии по отношению к Гражданину, от чувства
превосходства над ним к иронии, обиде на самого себя, затем к чувству
необратимой потери человеческих и творческих ценностей и
далее(в последнем монологе) к угрюмому озлоблению. Движение чувств у
Гражданина: от требования «громить» пороки смело , «обличать зло» к
пониманию необходимой для настоящей поэзии активной борьбы, гражданской
позиции. По существу, перед нами не поединок двух противников, а взаимный поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначении поэзии в
общественной жиэни. Скорее всего
речь идет о столкновении разных мыслей и чувств в душе человека. В споре
нет победителя, а есть общий, единственно верный вывод: роль художника в
жизни общества настолько значительна, что требует от него
не только художественного таланта, но и гражданских убеждений.
В литературу 19 века вошла Муза Некрасова – сестра страдающего,
истерзанного, угнетенного народа
(«Вчерашний день, часу в шестом…»). Муза Некрасова не только сочувствует,
она протестует и зовет к борьбе.
Толпе напоминать, что бедствует народ,
В то время как она ликует и поет,
К народу возбуждать вниманье сильных мира-
Чему достойнее могла служить бы лира?…
Тема народа традиционно считается некрасовской темой. Ап. Григорьев назвал
его «человеком с народным сердцем». По словам Достоевского, поэт «любил
всех тех, кто страдал от насилья».
Стихотворение «Тройка» написано в излюбленном для Некрасова жанре песни.
Ритмико-стилистический строй стихотворения характеризуется особой
напевностью, повторами, присущими народной песни.
В центре стихотворения образ крестьянской девушки, на которую « заглядеться
не диво». Стихотворение имеет два временных пласта: настоящее и будущее. В
настоящем девушка живет в ожидании любви: «знать, забило сердечко
тревогу». Но в будущем ее ждет тяжелая доля, обычная для женщины-
крестьянки:
«будет бить тебя муж-привередник и свекровь втри погибели гнуть». Конец
стихотворения полон грусти
( «и схоронят в сырую могилу, как пройдешь ты тяжелый свой путь»). Тройка-
образ-символ, часто появляющийся в народных песнях («Вот мчится тройка
почтовая»), это всегда образ свободы, воли,
символ движения, мечты о счастье. В последней строфе отчетливо звучит
мотив: счастье –это только мечта: «не догнать тебе бешеной тройки».
В стихотворение «Размышление у парадного подъезда» преобладает эпическое
начало: обобщенная характеристика «парадного подъезда» и обрисовка мужиков-
просителей. Поэт не наделяет каждого из крестьян какими-либо конкретными,
индивидуальными чертами. Детали портрета сливают эту группу людей в единый
поэтический образ: «деревенские люди» , «армячишко худой на плечах», «крест
на шее и
кровь на ногах». Во второй части появляется лирическая нота. Это авторское
обращение к «владельу роскошных палат», которое звучит то взволнованно-
патетически («Пробудись… Вороти их! В тебе их спасенье!»), то скорбно и
гневно («Что тебе эта скорбь вопиющая, что тебе этот бедный народ?»), то
зло
и иронично («и сойдешь ты в могилу …герой»).
В заключительной ,третьей части эпическое и лирическое сливаются воедино.
История мужиков получает конкретное завершение («За заставой, в харчевне
убогой все пропьют мужики до рубля и пойдут, побираясь дорогой…») .
Завершается стихотворение вопросом, на который у поэта не находится
определенного ответа:
Ты проснешься ль, исполненный сил?
Очень важна для понимания особенностей поэзии Некрасова так называемая
«покоянная лирика»-
«Умру я скоро», «Рыцарь на час», «Я за то глубоко презираю себя». Именно
некрасовский герой явил образец мужества и попытки преодоления трагического
разлада с самим собой, потому что ему все казалось, что он не соответствует
высокому идеалу поэта и человека.
Умру я скоро…Жалкое наследство,
О родина , оставлю я тебе…
Особое место в «покоянной лирике» занимает тема нравственного идеала, в
поисках которого лирический герой обращается прежде всего к тем, кто нес в
себе боль о человеке, боль о России ( «На смерть Шевченко», «Памяти
Добролюбова», «Пророк»). Народный заступник- страдалец, идущий на жертву.
Характерен мотив избранности, исключительности великих людей, которые
проносятся «звездой падучей»,
но без которых «заглохла б нива жизни». В образе «народных заступников»
проявляется их глубокий демократизм, органичная связь с народной культурой.
Не хуже нас он видит невозможность
Служить добру, но жертвуя собой.
Но любит он возвышенней и шире,
В его душе нет помыслов мирских.
По -новому Некрасов писал о любви. Поэтизируя взлеты любви, он не обошел
вниманием ту «прозу»,
которая «в любви неизбежна». В его стихах появился образ независимой
героини, подчас своенравной и неприступной («Я не люблю иронии твоей…»).
Отношения между любящими стали в лирике Некрасова
более сложными: духовная близость сменяется размолвкой и ссорой, герои
часто не понимают друг друга,
и это непонимание омрачает их любовь.
Мы с тобой бестолковые люди:
Что минута, то вспышка готова!
Облегченье, взволнованной груди,
Неразумное, резкое слово.
Трагическое восприятие жизни, сострадания ближнему, беспощадная рефлексия и
в то же время безудержная жажда счастья- вот отличительные черты поэзии
Некрасова.