А.М. Манькин, канд. техн. наук
Древнейшая история Греции до раскопок, проведенных в 1870—1890 годах в Трое, Микенах и Тиринфе немецким ученым Шлиманом, была известна только из легенд. Яркое искусство Греции (микенское искусство) существовало параллельно с искусством периода Нового царства в Египте и тесно с ним контактировало. Позже, в начале XX века, А. Эванс открыл в Кноссе другую, более раннюю, чем микенская, культуру, которая известна как критская, или минойская (по имени царя Миноса).
Культура эгейского мира (остров Крит с городами Кносс, Фест, Триада; десятки островов меньшего размера, Микены, Тиринф, берега Балканского полуострова и Малой Азии (Троя) была первой зрелой европейской цивилизацией в древней истории, относящейся ко второму тысячелетию до н.э.
Крит был богатой морской державой, на территории которой строились трехэтажные жилые дома и дворцы (как, например, дворец царя Миноса в Кноссе, рис. 1), но отсутствовали (в силу могущества) оборонительные сооружения в городах.
Новый расцвет городов и вилл в сельской местности наступает после разрушительного землетрясения в 1650 г. до н.э. Большие дома сооружаются с центральным залом (мегарон), в котором перекрытие опирается на четыре колонны. Такая конструкция послужила впоследствие основой греческого храма.
Дворцы имели значительные размеры в плане, сложные конструктивные решения и возводились в несколько этажей. Вокруг центрального двора размещались жилые сооружения и святилища, а особым убранством отличались входные части сооружений и лестницы (рис. 2). Подобные комплексы оборудовались водопроводом, ванными комнатами и канализацией.
С огромным царским дворцом в Кноссе, руины которого греки называли “Лабиринтом”, связаны легенды о строителе Дедале, о Минотавре, Тесее и нити Ариадны.
С критской культурой связано последующее развитие микенской культуры (1500—1200 гг. до н.э.). Претеснения греков вынудили жителей острова переселиться на материк и создать там укрепленные крепости (Микены и Тиринф). При сооружении их использовалась кладка толщиной в несколько метров из больших необработанных камней, называемая циклопической и выполненная, по преданиям греков, гигантами-циклопами (рис. 3).
Микенская культура достигает своего развития после 1450 г. до н.э. К этому времени микены господствуют над всей эгейской областью и даже закладывают на удаленных территориях свои колонии.
Микенские поселения фактически представляли собой крепости, за стенами которых выложенными из плотно пригнанных каменных блоков, укрывались дворцы правителя. Ядром дворца был мегарон с расположенным в центре очагом. К этому помещению, служившему залом для пиршеств, вели многочисленные коридоры, дворы и колонные портики, пропилеи. Комнаты дворца были расписаны фресками.
Заслуживают внимания гробницы (отчасти сохранившиеся), представлявшие собой круглые в плане подземные сооружения (камеры), перекрытые ложным куполом, создаваемым за счет выступа каждого последующего ряда камней над предыдущим. Подобную конструкцию имеют и ложные своды для перекрытия коридоров в крепостных сооружениях в Тиринфе. Из гробниц наиболее известна так называемая Сокровищница Атрея (недалеко от Микен). Ее диаметр — 14 м, высота купола — 13 м.
В качестве несущих элементов для плоских перекрытий использовались стены, пилоны и колонны. Последние имели деление на базу, ствол и капитель. База простой формы была плоской, ствол имел конусообразную форму с сужением книзу, приплюснутая капитель состояла из круглого эхина и квадратного абака над ним (рис. 4).
Для уменьшения нагрузки на перемычку над входом в вышележащем массивном каменном блоке стены организовывалось треугольное отверстие, прикрывавшееся тонкой плитой, украшенной рельефом. Характерным примером в этом плане являются так называемые Львиные ворота Микенского акрополя (рис. 2).
Микенская культура погибла в период около 1100 г. до н.э.
Культура греков, а позднее римлян, занимает важное место в истории развития всей европейской культуры. Это культура античности зрелого рабовладельческого общества, достигшего наивысшего расцвета в V в. до н.э. (в Афинах при Перикле). Первые археологические раскопки ее начаты в Геркулануме и Помпеях в начале XVIII в.
Во втором тысячелетии до н.э. греческие племена и, в частности, дорийцы захватывают микенские территории и приносят с собой иной способ жизни и познания о железе.
Местное население заселяет острова Эгейского моря и побережье Малой Азии. Возникает множество городов-государств (как, например, Афины и Спарта), соперничающих между собой, но одинаково воспринимающих искусство и архитектуру.
Ранний период развития архитектуры (до V в. до н.э.) получил название архаического. В бронзовом веке храмы еще не строились. Только в первой половине VIII в. появляется храм, планировочную основу которого составил микенский мегарон. Он был сооружен из необожженного кирпича, крыша выполнена двускатной из дерева, а основной объем здания окружен колоннадой, что в последующем заложено в архитектуру греческих храмов (рис. 5). Одним из первых такой храм богини Геры построен на острове Самосе.
В течение VII в. строительное искусство развивалось в рамках нескольких стилей.
Дорический стиль сформировался около 600 г. до н.э. и в дальнейшем лишь незначительно изменялся. Примером может служить дорический храм Геры в Олимпии.
Ионический стиль в V в. еще окончательно не сформировался.
Оба указанных выше стиля существенно различались. Ранние ионические храмы в Малой Азии имели более богатое убранство и большие размеры по сравнению с дорическими храмами.
Расцвет художественного творчества в Греции приходится на вторую половину V в. до н.э. В этот период по инициативе Перикла реконструируется афинский Акрополь. Построен по проекту Иктина и Калликрата, дорический храм Парфенон, по проекту Мнесикла, Пропилеи, являющиеся парадными воротами Акрополя, маленький ионический храм в честь бескрылой богини победы Ники, храм Эрехтейон с очень сложным и необычным планом (рис.6). В IV в до н.э. на южном склоне акрополя перестраивается в камне ранее существовавший деревянный театр Диониса. Наиболее значительные сооружения этого периода возникают на Пелопоннесе (например, один из самых больших и великолепных греческих театров в Эпидавре, автор — архитектор Поликлет младший).
Основным строительным материалом при возведении общественных и культовых зданий в греческой архитектуре был камень (в ранний период более мягкий, легко поддающийся обработке). Так, при первоначальном строительстве Акрополя использовался известняк, а при реконструкции — мрамор. Жилые постройки возводились в основном из кирпича, как сырцового, так и обожженного. Использовался кирпич в сочетании с каменной облицовкой и в культовых зданиях. Для конструкций перекрытий и покрытия применялось дерево. В ранний период из дерева выполнялись и колонны. Каменную кладку осуществляли без раствора при этом усиление ее, в том числе на сейсмические нагрузки, осуществлялось с помощью шипов, деревянных шпонок и металлических скоб.
Установка архитектурных деталей была очень трудоемкой, так как только капители и плиты со скульптурным рельефом изготовлялись заранее. Остальные же детали принимали необходимый вид только после их обработки, которая осуществлялась в направлении сверху вниз по мере демонтажа строительных подмостей.
Греческая архитектура развивалась на основе решений храмовых сооружений, возводимых первоначально из дерева, а затем из камня.
Стоечно-балочная конструктивная схема зданий, (включающая колонны и антаблементы, поддерживаемые колоннами части архитектурного ордера, состоящие из архитрава или балки, фриза и карниза) становится основой для принятия системы отдельных архитектурных элементов. Основными при этом являются подножье (крепида), колонны и стены, антаблементы и кровля с треугольным фронтоном.
Система выявления конструкции сооружения в определенной художественной форме называется ордером. В Греции использовались дорический, ионический и коринфский ордера. Объемно-планировочное решение здания одинаково для каждого ордера, а различие их определяется формой колонн и антаблементов, пропорциями и архитектурными деталями.
Дорический ордер (рис. 7) отличается простотой и строгостью решения, массивностью составляющих его элементов, размеры которых и соотношение между ними определяются единой мерой, модулем, равным радиусу колонны у ее основания.
С накоплением опыта строительства увеличивались расстояния между колоннами, уменьшались сечения колонн, высота антаблемента и масса сооружений.
Дорический храм возводился на трехступенчатом ленточном фундаменте — крепиде, ступени которого не были приспособлены для хождения людей, а их высота определялась общими размерами сооружаемого объекта. На крепиде устанавливались каннелюрованные колонны (без базы), имевшие незначительное утолщение к верху (энтазис), и поверх них — трехчастотные капители (гипотрахелий, эхин и абака). Высота колонны имела 11 модульных размеров.
Дорический антаблемент включал: архитрав, фриз, состоящий из триглифов и метон, и несущий выступающий карниз. Двускатная крыша имела небольшой уклон. На треугольном фронтоне размещались скульптуры. Цвет подчеркивал работу конструкций сооружений — тектонику.
Примерами сохранившихся дорических построек являются храмы Посейдона в Пестуме (на юге Италии), Гефеста в Афинах и величественный Парфенон (рис. 9) на афинском Акрополе (рис. 8). Ионический ордер (рис. 10) отличается от дорического большей легкостью. Колонны менее массивны, имеют базу, ствол и капитель с волютами и не увязаны с ритмом фриза. Вместо фриза часто выполнялся пояс с барельефом.
Ионический ордер преобладал в Малой Азии, где постройки с его использованием достигали больших размеров. Например, храм Артемиды в Эфесе имел длину 126 м и высоту колонн 18 м.
Оба рассмотреных ордера использовались в строительстве сооружений культового и светского назначения.
Коринфский ордер (рис. 11) развился фактически в римский период из ионического. Он отличается четырехсторонней капителью с использованием скульптурных изображений листьев аканта. Наиболее совершенным вариантом является капитель памятника Лисикрата в Афинах. Другим примером использования коринфского ордера является недостроенный афинский Олимпейон.