МГУС
Институт туризма и гостеприимства
Кафедра лингвистического обеспечения туристической деятельности.
Курсовая работа по дисциплине «Литературно-туристические центры в русской и зарубежной литературе».
Тема : «Мелихово в творческой и повседневной жизни А. П. Чехова».
Выполнила: студентка гр. Т1-2
Лукина Е.А.
Проверил: ст. преподаватель
Чеботарева Е.В.
Москва
2000
Содержание
Введение 3
Глава 1 жизнь В деревне 6
Глава 2 Взаимоотношения с крестьянами 10
Глава 3 Врачебная деятельность 13
Глава 4 На ниве просвещения 17
Глава 5 Гости Мелихова 19
Глава 6 Творчество 24
Выводы 36
Список использованной литературы 38
Введение
Творчество – своеобразная автобиография; так или иначе в ней отражается
то многообразие мира, которое окружает писателя в действительности. Самые
заветные образы из его жизни становятся ключевыми. Так, выделяется мотив
родного края, своего уголка среди огромного, часто враждебного мира:
«дворянское гнездо» Тургенева, булгаковский «островок» домашнего счастья в
море исторических перемен, и наконец, особый замкнутый мир чеховской
усадьбы с ее укладом и негласными законами, этот вечный «вишневый сад»,
который с трудом сопротивляется грядущим переменам. Без него не обходится
почти не одно драматургическое произведение А. П. Чехова, и в прозе мы
часто встречаем тот же образ. Это и есть подсознательная связь с
собственной жизнью, столь близкий сердцу художника отрывок реальности, в
которой он творит. И эта реальность – усадьба Мелихово, в которой прошла
значительная часть жизни Чехова, и которая теперь являет собой значительный
интерес в культурно-историческом плане.
О жизни и творчестве А. П. Чехова в Мелихове написано множество
различных статей. Работы некоторых авторов (К. М. Виноградова «Чехов в
Мелихове», Ю. К. Авдеев «В чеховском Мелихове») целиком посвящены данному
вопросу, в других разобран весь жизненный путь писателя, в том числе и
мелиховский период (В. Ермилов «А. П. Чехов», М. Громов «Чехов», Г.
Бердников «А. П. Чехов»).
Но несмотря на такой, казалось бы, широкий выбор материалов по данной теме, далеко не все аспекты мелиховской жизни Чехова были тщательно разобраны.
К сожалению, большинство авторов рассматривали только определенные стороны жизни Чехова в Мелихове и не давали объективного, разнопланового взгляда по данному вопросу.
Например, Ю. К. Авдеев в своей книге «В чеховском Мелихове» больше рассказывал о мелиховском музее, о том, как он с женой собирал материалы для музея, о воспоминаниях мелиховских крестьян о Чехове и его семье, а о самой жизни писателя в Мелихове практически ничего нет.
Более разносторонне разобрана жизнь чеховской семьи в Мелихове в книге
К. М. Виноградовой «Чехов в Мелихове». Она объясняет, чем вызван переезд
Чеховых в Мелихово, рассматривает взаимоотношения А. П. Чехова с
крестьянами, врачебную деятельность писателя, подробно рассказывает о
гостях, приезжавших в Мелихово. Кроме того, К. М. Виноградова лично
общалась с сестрой Чехова, и часто ссылается в своей книге на воспоминания
Марии Павловны. Но «Чехов в Мелихове» была выпущена еще в 1959 году, и
поэтому во всей книге чувствуется какой-то «социалистический привкус».
Здесь Чехов рассматривается как сторонник революционных идей, но к судьбе и
творчеству писателя нельзя подходить односторонне.
В книгах М. Громова и Г. Бердникова достаточно подробно разобрана биография А. П. Чехова, но мелиховский период рассмотрен весьма кратко и сухо.
В. Ермилов в своей работе «А. П. Чехов» много посвятил разбору
произведений писателя. Но эта книга тоже издана в советский период
(1949г.), и поэтому в ней часто встречаются сравнения мыслей и взглядов
Чехова с идеологией Ленина.
Но все же я нашла книгу, которая в достаточной мере соответствовала
моим запросам и требованиям – это книга воспоминаний брата Антона Павловича
М. П. Чехова «Вокруг Чехова». В ней наиболее объективно разобраны все
периоды и стороны жизни А. П. Чехова, в том числе и мелиховский период. Так
же в ней содержится масса реальных подробностей из жизни чеховской семьи.
Именно такие, на первый взгляд, мало существенные случаи из жизни писателя
и интересовали меня больше всего. Ведь только благодаря им можно понять
каким был настоящий Чехов. Тем более, что в основе большинства произведений
А. П. Чехова, как впрочем и других писателей, лежат реальные факты из его
жизни, о которых Михаил Павлович много и подробно рассказывает в своей
книге.
Жизнь в деревне
Переезд А. П. Чехова в Мелихово в 1892 г. не был случаен. Он непосредственно связан с общественным подъемом русской жизни 90-х годов, с повышенным вниманием передовых людей эпохи к народу и его нуждам, с нарастанием демократических, революционных настроений в русском обществе.
Кроме того, этого требовало и здоровье писателя, которое с каждым днем все ухудшалось. Еще живя в Сумах Харьковской губернии Чехов задумал купить свой собственный хутор. Антон Павлович поставил ультиматум всей своей семье, что если в ближайшее время имение не будет куплено, то он уедет заграницу.
А. П. Чехов торопится с переездом в деревню. Вся семья писателя и его знакомые принимают участие в поисках усадьбы, которые заняли весь 1891 г.
Мелихово было куплено случайно, по объявлению в газете. По просьбе
Антона Павловича Мария Павловна и Михаил Павлович съездили в Мелихово и
осмотрели усадьбу. Антон Павлович до приобретения усадьбы ни разу в
Мелихово не был. (А. П. Чехов наспех ездил 26 февраля 1892 г. смотреть
приобретаемое имение и остался им в основном доволен. После 1 марта купчая
была утверждена старшим нотариусом. Чеховы переехали в Мелихово 4
марта).[1]
В марте 1892 г., когда деревня переживала трудную весну, а распутица делала почти непроходимыми сельские дороги, Чехов со всей семьей переезжает в Мелихово.
В 90-е годы Мелихово было небольшим селом Серпуховского уезда,
Московской губернии. Оно располагалось на Каширском тракте, по которому
пригоняли гурты скота.
Мелиховская усадьба не представляла собой ничего привлекательного ни в
хозяйственном, ни в эстетическом отношении. В письме от 7 марта 1892 года
Чехов дает полуюмористическое описание своей усадьбы: «Станция Лопасня,
Московско-Курской. Это новый адрес. А вот вам подробности. Не было хлопот,
так купила баба порося. Купили и мы порося – большое громоздкое имение… 213
десятин на двух участках. Чересполосица. Больше ста десятин лесу, который
через 20 лет будет походить на лес, теперь же изображает из себя кустарник.
Все называют его оглобельным, по-моему же к нему более подходит название
розговой, так как из него можно изготовлять только розги. Это к сведению
гг. педагогов и земских начальников… Фруктовый сад. Парк. Большие деревья,
длинные липовые аллеи. Сараи и амбары недавно построены, имеют довольно
приличный вид…
Вся усадьба загорожена от мира деревянной оградой на манер палисадника.
Двор, сад, парк и гумно также отделены друг от друга оградами. Дом и хорош
и плох. Он просторнее московских квартир, светел, тепел, крыт железом,
стоит на хорошем месте, имеет террасу и сад, итальянские окна и проч., но
плох он тем, что недостаточно высок, недостаточно молод, имеет снаружи
весьма глупый и наивный вид, а внутри преизбыточествует клопами и
тараканами, которых можно вывести только одним способом – пожаром: все же
остальное не берет их».[2]
«Как рассказывала Мария Павловна, настроение Антона Павловича после переезда в Мелихово было самое радостное. Несмотря на то, что кругом лежал снег, Антон Павлович повсюду ходил, осматривал сад, лес, знакомился с крестьянами».[3]
Запущенная усадьба, запущенный дом, неудобная и неурожайная земля не смутили Чехова. С переездом в Мелихово семья Чехова впервые почувствовала себя в своем углу, в свое доме. И та творческая энергия и трудолюбие, которые отличали всех членов чеховской семьи, получили возможность проявить во всю силу.
Налаживать жизнь мелиховской усадьбы семье Чеховых приходилось в
трудное время. «Первая весна в Мелихове была холодная, голодная и затяжная.
Пасха прошла в снегу. Затем началась распутица».[4]
С утра и до позднего вечера семья Чеховых работает не покладая рук. Был установлен трудовой режим дня.
Чехов занимался посадкой цветов и деревьев. Антон Павлович очень любил фруктовые деревья, мечтал посадить вишневый сад, о чем он ни раз упоминал в своих записных книжках и письмах.
«С самого раннего утра, часто даже часов с четырех, Антон Павлович был уже на ногах. Напившись кофе, он выходил в сад и подолгу осматривал каждое фруктовое дерево, каждый куст, подрезывал его или же долго просиживал на корточках у ствола и что-то наблюдал».[5]
«Творческая деятельность была его стихией. – Вспоминает М.П. Чехов о брате. - Он сажал маленькие деревца, разводил из семян ели и сосны, заботился о них, как о новорожденных детях и в своих мечтах о будущем был похож на того полковника Вершинина, которого сам же вывел в своих «Трех сестрах».[6]
Во инициативе Антона Павловича в усадьбе и за ее пределами было посажено много деревьев, проведены новые аллеи.
Чехов говорил, что близость к природе является необходимым элементом счастья. Письма его из Мелихова заполнены описаниями природы.
«После обеда Чехов уходил в спальню, запирался там и обдумывал сюжеты, если его не прерывал Морфей. А затем с трех часов дня и вплоть до семи вечера трудились снова».[7]
«Самое веселое время в Мелихове – это были ужины. За ними, устав за день, вся семья отдыхала и велись такие разговоры, на какие был способен один только Антон Павлович…».[8]
«К первой же осени вся усадьба стала неузнаваема. Были перестроены и выстроены вновь новые службы, сняты лишние заборы, посажены прекрасные розы и разбит цветник, и в поле, перед воротами, Антон Павлович затеял рытье нового большого пруда. С каким увлечением Антон Павлович сажал вокруг пруда деревья и пускал в него тех самых карасиков, окуньков и линей, которых привозил с собой в баночке из Москвы».[9]
Мелиховская жизнь запечатлена в бесхитростном дневнике П. Е. Чехова.
Этот дневник доведен им до дня его болезни 7 октября 1898 г. 12 октября П.
Е. Чехов умер.
Павел Егорович вел свой дневник с беспристрастностью летописца. Для него не было важных и неважных событий. В записях погоды и ежедневном распорядке хозяйственных работ, в точной регистрации приездов и отъездов гостей отражалось вся мелиховская жизнь семьи Чехова.
На основе дневника Павла Егоровича Антон Павлович, живя в Мелихове,
систематически составлял метеорологические сводки погоды и посылал их в
Петербург в отдел сельского хозяйства и статистики министерства земледелия.
Взаимоотношения с крестьянами
«Желание служить общему благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья», - писал в записной книжке А. П. Чехов в 1891 г.[10] Антону Павловичу было необходимо непосредственное участие в общественной жизни, и это его желание осуществилось в Мелихове.
Михаил Павлович писал: «Переселение Антона Павловича из Москвы в
Мелихово на постоянное жительство и весть о том, что вот-де там-то
поселился писатель Чехов, повели неминуемо к официальным знакомствам.
Кончилось дело тем, что Антона Павловича (и меня) выбрали в члены
санитарного совета. Таким образом началась земская деятельность писателя.
То и дело к нему приходил то с той, то с другой казенной бумагой
сотский, и каждая такая бумага звала его к деятельности. Этот сотский, или,
как он сам называл себя, «цоцкай», служил при Бавыкинском волостном
правлении, к которому в административном отношении принадлежало Мелихово, и
он-то и выведен Чеховым в рассказе «По делам службы» и в «Трех сестрах».
Это был необыкновенный человек; он «ходил» уже тридцать лет, все им
помыкали: и полиция, и юстиция, и акцизный, и земская управа, и прочее, и
прочее, и он выполнял их требования, даже самого домашнего свойства,
безропотно, с сознанием, если можно так выразиться, стихийности своей
службы».[11]
«Чехов знал, что прежние хозяева усадьбы всячески старались отгородить ее от деревни. Чехов пошел по иному пути. Он ищет общения с крестьянами, которые вначале отнеслись очень сдержанно к новым владельцам, устанавливает с ними добрососедские отношения. Вся деревня была удивлена, когда в первый же день приезда в Мелихово Чехов пошел знакомится не с помещиками, а с крестьянами. «Мы ему в пояс, - здравствуйте, барин! – а он подошел к нам и говорит: я не барин, я – доктор».[12]
Чехов внимательно всматривался в жизнь деревни, изучал нужды крестьян, старался во всем помочь им.
«В своих воспоминаниях мелиховские крестьяне приводят много новых фактов, свидетельствующих о внимании Чехова к крестьянам.
«Между нашим домом и усадьбой низина была, болото. А там канава была – мы с отцом лубки мочили. А Антон Павлович посмотрел как-то и говорит: «Вам пруд на это нужно». И сделал вот этот пруд. И нам хорошо стало, удобно, и суше стало».
«Двоим дома поставил: были они бедные, семья большая, он и помогал».[13]
Крестьяне смело и доверчиво обращались к Чехову со своими нуждами, и он
всегда шел им навстречу. По просьбе крестьян Чехов выстроил в Мелихове
пожарный сарай и колокольню, добивался постройки моста на реке Люторке,
проведения шоссе, которое было закончено уже после отъезда писателя из
Мелихова.
В 1898 г. по инициативе Чехова на сходке было вынесено единогласное решение об открытии в Мелихове земской школы.
Чехов принимает активное участие в общественных и административно- организационных мероприятиях, связанных с жизнью уезда.
При содействии Чехова было открыто почтовое отделение в Лопасне. Чтобы поддержать вновь открытое учреждение, укрепить его денежные операции, Чехов старается покупать почтовые марки только в Лопасне и просит об этом своих знакомых.
Добившись открытия почтового отделения, он не останавливается на этом, а хлопочет об открытии телеграфа. Первая телеграмма, которая была послана лопасненским телеграфом, была телеграмма Антона Павловича.
Чехов дорожил всякой возможность войти в деревенскую жизнь, лучше
узнать ее нужды. Именно эти соображения заставили его принять участие во
Всероссийской переписи 1897 г.
С большим вниманием относился Чехов к окружающим его простым людям.
Михаил Павлович рассказывает, что однажды Антон Павлович съездил в Москву и
привез от Сытина целый ящик его народных изданий. «Книги были сданы в
людскую. Каждый вечер грамотей Фрол собирал вокруг себя всю дворню и читал
вслух».[14]
С особенной любовью относился Чехов к крестьянским детям.
Устраивая в дни приезда фейерверк, Чехов всегда приглашал крестьянских детей и подростков. Радуясь веселью детей ребят, Чехов с увлечением пускал вместе с ними ракеты.
Жизнь в Мелихове приблизила Чехова к народному искусству, раскрыла ему красоту и глубокую задушевность русской народной песни.
Врачебная деятельность
Живя в Москве, Чехов, для которого труд писателя давно уже стал
основной профессией, снял с дверей своей квартиры дощечку с надписью
«Доктор А. П. Чехов». Однако к глухой деревне, где на много верст в округе
не было врачебного пункта, он не считал себя в праве отказывать во
врачебной помощи, а, наоборот, развернул ее очень широко. Антон Павлович
создал у себя настоящий приемный пункт. Ежедневно с 5 до 9 часов утра Антон
Павлович вел прием у себя дома, ездил к больным за десятки верст во всякую
погоду по ухабистым деревенским дорогам, заботился об устройстве больных
крестьян в московские больницы.
«Приходили, привозили больных на телегах и далеко увозили самого писателя к больным. С самого раннего утра перед его домом уже стояли бабы и дети и ждали от него врачебной помощи».[15]
«Всем помогал – и деньгами, и лекарствами, и лечением», - говорят о
Чехове крестьяне. Они очень долго считали Чехова земским врачом, не
подозревали о его писательской деятельности.[16]
Антон Павлович пользовался у жителей Мелихова и окрестных сел большим уважением и любовью. Они ценили «своего» доктора, всегда были приветливы и ласковы с чеховской семьей.
В 1892-1893 гг. врачебное деятельность Чехова превратилась в большое общественное дело. Это были годы, когда средней полосе России угрожала холера.
Антон Павлович взял на себя всю работу по организации врачебного пункта в Мелихове. Чехов оборудовал мелиховский врачебный участок главным образом на свои личные средства. Он снимает избу под амбулаторию, старается обеспечить пункт необходимым оборудованием, добиваться разрешения на приглашение фельдшерицы.
«На его долю выпала тяжелая работа: средствами земство не обладало; кроме одной парусиновой палатки, во всем участке Антона Павловича не было ни одного, даже походного барака, и ему приходилось ездить по местным фабрикантам, унижаться перед ними и убеждать их со своей стороны принимать посильные меры к борьбе с холерой. О том, как его иногда встречали в таких случаях даже высокопоставленные люди, от которых, казалось, можно было бы ожидать полного содействия, свидетельствуют его письма к Суворину, в которых он описывает ему свои визиты к графине Орловой-Давыдовой и к архимандриту знаменитой, владевшей миллионами, Давыдовой пустыни. Но были и такие люди, которые охотно шли навстречу хлопотам Антона Павловича и сами предлагали ему помещения под бараки и оборудовали их».[17]
Готовясь к борьбе с надвигающейся холерой, Чехов принимает активное участие в комиссии, которая распространяла среди крестьян медицинские сведения о холере, выступает по этому поводу на сельских сходках.
«Несколько месяцев писатель почти не вылезал из тарантаса. В это время ему приходилось и разъезжать по участку, и принимать больных у себя на дому, и заниматься литературой. Разбитый, усталый, возвращался он домой, но держал себя так, точно делал пустяки, отпускал шуточки и по-прежнему всех смешил…»[18]
«Врачуя больных, Чехов всегда наблюдал за их внутренним миром. Он знал,
что на переживание болезни накладывают отпечаток характер заболевания,
интеллектуальный уровень человека, его интересы и волевые качества.
Решающими же факторами, от которого зависит отношение человека к своей
болезни, являются его мировоззрение, взгляды и убеждения, сформировавшиеся
до развития болезни. Это положение Чехов подтверждает в ряде своих
произведений – «Скучной истории», в повести «Три года», в незаконченном
рассказе «Расстройство компенсации» и во многих других».[19]
«Лето 1893 г. опять проходит под угрозой холеры, и Чехов снова на посту
«холерного доктора». Он ведет все статистические записи заболеваний,
наравне с земскими врачами составляет отчеты о своей работе и докладывает
их земству.
А. П. Чехов закончил свою деятельность на мелиховском врачебном пункте
15 октября 1892 г. По предложению Санитарного совета Серпуховское уездное
земское собрание постановило: «Благодарить А. П. Чехова за принятое им
бескорыстное участие в деле врачебной организации уезда».[20]
«Деятельность по борьбе с холерой и знакомство Антона Павловича с земскими деятелями имели своим следствием то, что писатель был избран в земские гласные. Антон Павлович стал охотно посещать земские собрания и участвовать в рассмотрении многих земских вопросов. Но больше всего его интересовало народное здравие народное образование.
Вечно ищущий чем бы помочь бедняку и что бы сделать для крестьянина,
Антон Павлович то строит пожарный сарай, то, по просьбе крестьян, сооружает
колокольню с зеркальным крестом, который блестит на солнце и при луне так,
точно маяк на море, и виден издали за целые тринадцать верст, и тому
подобное».[21]
«В 1897 году Антон Павлович принял деятельное участие в народной
переписи. Он по опыту знал, насколько это дело сближает человека с народом.
Ему принадлежала перепись всего населения острова Сахалина, произведенная
им по своему почину и собственным средствам еще в 1890 году. Теперь он
участвовал в переписи вновь. Он изучил мужицкую жизнь во всех проявлениях,
близко сошелся со всеми своими соседями-крестьянами, которым он и до этого
всегда готов был дать добрый совет и как врач и как человек, и эти семь лет
«мелиховского сидения» не прошли для него даром. Они наложили на
произведения этого периода свой особый отпечаток, особый колорит. Это
влияния Мелихова признавал и он сам».[22]
На ниве просвещения
На краю Мелихова, откуда открываются просторы полей и синеющие лесные дали, стоит Мелиховская школа. На ней установлена доска с надписью: «Эта школа выстроена А. П. Чеховым в 1899 г.».[23]
Мелиховская школа была выстроена в последний год жизни А. П. Чехова в
Мелихове, в 1899 г. До этого в 1896 г. Чехов выстроил земскую школу в
соседнем селе Талеже, а в 1897 г. – в Новоселках.
Несмотря на все трудности, постройка Талежской школы давала Чехову
удовлетворение. Когда школа была готова, А. П. Чехов пригласил своего брата
И. П. Чехова, московского педагога, на ее торжественное открытие.
«Мария Павловна Чехова рассказывала, как в начале 1897 г. к Чехову пришла депутация от крестьян села Новоселки с просьбой построить школу в их селе. Антон Павлович не мог отказать и опять взялся за постройку».[24]
Школы, выстроенные Чеховым, были лучшими в уезде.
Постройка третей по счету, Мелиховской школы была закончена в 1899 г.
Но еще в 1898 г. Чехов снял в деревне избу для школы и взял на себя
нелегкие хлопоты об ее открытии.
Мелиховская школа строилась в 1899 г., когда Чехов по состоянию
здоровья был вынужден жить в Ялте. Ближайшей помощницей его была М. П.
Чехова, которая стала попечительницей этой школы. Но больной Антон
Павлович, живя далеко от Мелихова, не перестает интересоваться
строительством новой школы.
«Открытие новой школы в тогдашнем Серпуховском уезде, в котором проживал Антон Павлович, являлось для него большим праздником. Нужно было слышать с каким чувством радости сообщал он о таком факте, и видеть, как это чувство радости преображало его лицо».[25]
В строительстве сельских школ Чехов видел ростки нового будущего, и это вдохновляло его. Чехов глубоко и серьезно входил в учебную жизнь, интересовался бытовыми условиями жизни учеников и учителей.
В дни каникул Чехов устраивал в школах детские праздники. В них принимали участие вся семья Чехова и даже гости.
Гости Мелихова
Живя в Мелихове, А. П. Чехов был неразрывно связан с Москвой, и поэтому мелиховский период жизни писателя был в известной мере и московским.
Чехов принимает участие в литературной жизни Москвы, встречается здесь с писателями, артистами, художниками, посещает спектакли московских театров, художественные выставки и концерты, бывает в редакциях газет и журналов.
В 90-е годы Москва переживает бурный расцвет культуры и искусства.
Музыкальная Москва увлекалась в эти годы П. И. Чайковским, в Частной опере
С. И. Мамонтова начинал петь Ф. И. Шаляпин, на выставках появлялись картины
И. Е. Репина и И. И. Левитана.
В произведениях Чехова 90-х годов неоднократно встречается описание
Москвы, говорится о концертах Чайковского и об опере «Евгений Онегин», о
выставках Левитана. Так, в повести «Три года», написанной в Мелихове в 1894
г., Антон Павлович, не упоминая имени художника и названия картины,
передает глубокую лирическую настроенность и поэтичность картины Левитана
«Тихая обитель».
Живя в Мелихове, Чехов неоднократно ездил в Петербург, где также встречался с писателями, артистами, художниками. В августе 1895 г. он около двух дней пробыл в Ясной Поляне у Л. Н. Толстого. Это было началом личного знакомства великих писателей.
Летом этого же года Чехов едет к больному Левитану, находившемуся в тверской губернии.
Так в мелиховский период расширялись и крепли связи Чехова с современниками.
Семья Чеховых всегда отличалась исключительным гостеприимством. К. И.
Чуковский в своей книге «Чехов» писал, что ни одна усадьба и за десять лет
не видала под своими древними липами такого нашествия гостей, как скромное
чеховское Мелихово.
«…наезжало столько гостей, что их негде было разместить, и приходилось иной раз устраивать постели в прихожей и даже в сенях».[26]
Одними из первых навестили Чехова в Мелихове И. И. Левитан и В. А.
Гиляровский.
Мелихово стало родным гнездом для всей большой чеховской семьи. Здесь
неоднократно гостили братья Антона Павловича со своими семьями, приезжали
родственники из Таганрога, праздновали свои свадьбы Иван Павлович и Михаил
Павлович.
В Мелихове бывали писатели И. Н. Потапенко, В. А. Гиляровский, И. Л.
Щеглов, Т. Л. Щепкина-Куперник, художники И. И. Левитан и И. Э. Браз,
артист П. М. Свободин, Вл. И. Немирович-Данченко.
В последние годы жизни А. П. Чехова в Мелихове сюда приезжала О. Л.
Книппер, ставшая впоследствии женой писателя.
Подолгу гостили в Мелихове ставшие близкими всей чеховской семье
виолончелист М. Р. Семашко и флейтист А. И. Иваненко. Частой гостьей
Мелихова и своим человеком в чеховской семье была Л. С. Мизинова.
Много талантливых, творчески одаренных людей бывало в мелиховской усадьбе Чехова.
Обаяние Антона Павловича создавало ту атмосферу свободы и непринужденности, которая составляла особенность чеховского Мелихова и, естественно, привлекала сюда различных людей.
«Много раз бывал в Мелихове И. И. Левитан. Антон Павлович любил приезды
Левитана и охотно бродил с ним по окрестностям Мелихова, ходил на охоту. В
дневнике П. Е. Чехова от 30 апреля 1895 г. записано: «Антоша, Левитан и
Маша пошли в лес, гуляли до 10 часов вечера».[27]
C Левитаном связан один эпизод, использованный Чеховым в пьесе «Чайка».
Писатель так сообщает о нем в письме: «У меня гостит художник Левитан.
Вчера вечером был с ним на тяге. Он выстрелил в вальдшнепа; сей,
подстреленный в крыло, упал в лужу. Я поднял его: длинный нос, большие
черные глаза и прекрасная одежда. Смотрит с удивлением. Что с ним делать?
Левитан морщится, закрывает глаза и просит с дрожью в голосе: «Голубчик,
ударь его головой по ложу…» Я говорю: не могу. Он продолжает нервно
пожимать плечами, вздрагивать головой и просить. А вальдшнеп продолжает
смотреть с удивлением. Пришлось послушать Левитана и убить его. Одним
красивым, влюбленным созданием меньше, а два дурака вернулись домой и сели
ужинать».[28]
Чехова и Левитана по-прежнему сближала любовь к природе, способность находить поэтическую красоту в скромных и неказистых на первый взгляд пейзажах Мелихова.
Любили бывать в Мелихове подруги М. П. Чеховой – Л. С. Мизинова,
писательница Т. Л. Щепкина-Куперник, художницы А. А. Хотянцева и М. Т.
Дроздова. Неоднократно гостила Н. М. Линтварева, с которой Чеховы
подружились еще в Сумах, приезжала и жила подолгу «астрономка» О. П.
Кундасова. Все они стали близкими друзьями А. П. Чехова и его семьи, в
Мелихове всегда были рады их приезду.
С приездом гостей дом Чехова наполнялся неистощимым весельем и шутками, остроумными выдумками. Гости совершали прогулки по окрестностям Мелихова, собирали грибы, ездили большой компанией в Давыдову пустынь – одно из самых красивых мест вблизи Мелихова.
Как вспоминает Михаил Павлович: «В Мелихове у нас постоянно жил
привязавшийся к нашей семье А. И. Иваненко, гостили по долгу многие другие
и приезжали третьи, им же несть числа. Целый месяц прогостил художник И. Э.
Браз, писавший для Третяковской галереи портрет Антона Павловича, заезжали
местные деятели. С особенном радушием Антон Павлович относился к земскому
врачу серпуховской лечебницы И. Г. Витте и к милейшему санитарному врачу П.
И. Куркину, впоследствии знаменитому ученому, оставившему ряд трудов в
медицинской литературе. Антон Павлович очень любил его, долго переписывался
с ним потом из-за границы и из Ялты, и это именно он, доктор Куркин,
исполнил картограмму, которую доктор Астров показывает Елене Андреевне в
«Дяде Ване».[29]
«Писатели, девицы – почитательницы таланта, земские деятели, местные врачи, какие-то дальние родственники с сынишками – все эти люди, как в калейдоскопе, проходили сквозь Мелихово чередой. Антон Павлович при этом был центром, вокруг которого сосредоточивалось внимание всех: его искали, интервьюировали, каждое его слово ловилось на лету».[30]
Иногда приезжали в Мелихово люди, которые были им мало приятны семье
Чеховых. Одним из таких гостей был сотрудник «Недели», а позднее «Нового
времени», публицист, реакционер М. О. Меньшиков. «…и вдруг к нам приехал в
полном смысле человек в футляре: штатский, в больших калошах, в теплом
ватном пальто с приподнятым воротником и с громадным дождевым зонтиком,
несмотря на сухую летнюю погоду.
В Мелихове вздохнули с облегчением, когда он уехал»[31], - вспоминает
брат Чехова.
«Из-за постоянного многолюдства в доме уже не стал хватать места. Антон
Павлович и раньше помышлял о постройке хутора у выкопанного им пруда или
подальше, на другом участке, но это не осуществилось. Вместо хутора
начались постройки в самой усадьбе. Одни хозяйственные постройки были
сломаны и перенесены на новое место, другие возведены вновь. Появились
новый скотный двор, при нем изба с колодцем и плетнем на украинский манер,
баня, амбар и, наконец, мечта Антона Павловича – флигель. Это был маленький
домик в две крошечные комнатки, в одной из которых с трудом вмещалась
кровать, а в другой – письменный стол. Сперва этот флигелек предназначался
только для гостей, а затем Антон Павлович переселился в него сам и там
впоследствии написал свою «Чайку». Флигелек этот был расположен среди
ягодных кустарников, и, чтобы попасть в него, нужно было пройти через
яблоневый сад. Весной, когда цвели вишни и яблони, в этом флигельке было
приятно пожить, а зимой его так заносило снегом, что к нему прокапывались
целые траншеи в рост человека».[32]
Для многих чеховских гостей дни, проведенные в Мелихове, оставили неизгладимое впечатление.
«Когда в 1898 г. Л. С. Мизинова узнала, что А. П. Чехов покидает
Мелихово, она с грустью писала ему: «Если бы я уже была великой певицей, я
купила бы у вас Мелихово! Я подумать не могу, что не увижу его, так много
там хороших воспоминаний, вся лучшая молодость соединена с ним!»[33]
Творчество
Мне кажется, что он весь был – творчество.
Каждое мгновение, с той минуты, как он, проснувшись утром, открывал глаза, и до того момента, как ночью смыкались его веки, он творил непрестанно. Может быть, это была подсознательная работа, но она была, и он это чувствовал.
И.Н. Потапенко[34]
Мелиховский период творческой деятельности Чехова является, на мой
взгляд, одним из самых плодотворных в жизни писателя. Именно в Мелихове
возникли образы и сюжеты таких известных драматических произведений А. П.
Чехова, как «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», а также целый ряд рассказов
о тяжелой крестьянской жизни, в которых, безусловно, отразились чеховские
наблюдения за жизнью мелиховских крестьян.
Как подлинно великий художник Чехов не мог не отразить в своем
творчестве общественный подъем, которым отмечено начало 90-х годов.
Произведения Чехова несли в себе протест против мертвящих, казенных форм
жизни. Таковы произведения, над которыми Чехов работал в первый год своей
мелиховской жизни: «Остров Сахалин» – итог наблюдений Чехова над бытом
ссыльнокаторжных на Сахалине – и рассказ «Палата № 6», законченной
Мелихове. В этом рассказе образ провинциального города с тюрьмой и
больницей становится обобщенной картиной русской революционной
действительности, зажатой тисками самодержавия, а больничная палата
психиатрического отделения – символом самодержавно-бюрократического строя.
Рассказ «Палата № 6» знаменуют начало того нового этапа в творческом пути Чехова, который связан с мелиховским периодом.
Однако в эти годы круг наблюдений Чехова не ограничивается только мелиховскими впечатлениями. Он, как и прежде, живет большой творческой жизнью, часто бывает в Москве и Петербурге, путешествует. Писатель получает множество газет и журналов, интересуется всеми злободневными проблемами русской жизни, находится в курсе важнейших событий.
Мелиховские впечатления в творчестве Чехова сказались в острой постановке социальных, морально-эстетических и философских проблем, в художественной разработке темы народа и в первую очередь в изображении русской дореволюционной деревни.
Чехов и раньше изображал отдельные эпизоды из деревенской жизни, давал образы крестьян, картины природы. Но жизнь в Мелихове заставила его по- новому подойти к изображению деревни. В Мелихове он узнал жизнь крестьянства во всем ее многообразии и противоречиях, вплотную столкнулся с процессом классового расслоения в деревне.
Тема деревни, тема народа стала одной из ведущих в творчестве Чехова 90- х и 900-х годов.
«В Мелихове А. П. Чехов много писал. Старожилы Мелихова вспоминают о
том, что ежедневно до глубокой ночи горел свет в кабинете Антона Павловича.
Говоря о беллетрическом значении Мелихова, сам писатель прежде всего
связывал его с повестью «Мужики». О том, что многие картины деревенской
жизни, изображенные в «Мужиках», выросли из мелиховских впечатлений,
свидетельствует записная книжка Чехова.
Факты, взятые из действительности, помогли писателю увидеть ту большую
правду крестьянской жизни, которая и составляла содержание «Мужиков».
Интересно, что А. П. Чехов заканчивает свою повесть во время работы по
переписи населения, когда он ходил по избам в Мелихове и «стукался головой
о потолки».
Жители Мелихова легко узнают в повести «Мужики» свою деревню, вспоминают описанные в ней события. В Мелихове действительно существовали и трактир и слобода Холуевка. Можно думать, что в «Мужиках» отразилась и зима неурожайного 1892 г.».[35]
В жизни крестьян «в течение лета и зимы бывали такие часы и дни, когда
казалось, что эти люди живут хуже скотов, жить с ними было страшно; они
грубы, нечестны, грязны, нетрезвы, живут не согласно, постоянно ссорятся,
потому что не уважают, боятся и подозревают друг друга».[36] Но в этих
«страшных мужиков» Чехов сумел увидеть людей, почувствовать их большую,
искалеченную социальным строем душу и встал на защиту человеческих прав и
человеческого достоинства: «…все же они люди, они страдают и плачут, как
люди, и в жизни их нет ничего такого, чему нельзя было бы найти
оправдания».[37]
Появление повести «Мужики» вызвало большую тревогу в цензуре. Цензурный комитет постановил исключить одну страницу из рассказа, а Чехова при несогласии арестовать.
«Мужики» произвели огромное впечатление на современников А. П. Чехова.
Этой повестью писатель нанес сокрушительный удар народническим
представлением о русской деревне.
Мелиховские впечатления послужили материалом для повести «Моя жизнь» и рассказа «Дом с мезонином», написанных в 1896 г., хотя тема деревни и не является основной в этих произведениях. Чехов и здесь с позиций писателя- демократа вскрывает всю несостоятельность попыток улучшения жизни полумерами. В рассказе «Дом с мезонином» Чехов ясно говорит, что помощь народу «малыми делами», ставшая в то время для многих самоцелью, уводит от решения коренных социальных вопросов.
В повести «Моя жизнь» отразились многие мотивы мелиховской жизни писателя: переезд ранней весной в запущенную усадьбу и устройство в ней, взволнованное отношение к природе, сложность взаимоотношений с крестьянами, постройка деревенской школы и т. д. Можно предполагать, что, давая в повести глубоко проницательную характеристику русского крестьянина, Чехов опирался на свои мелиховские впечатления».
По всей видимости, наблюдения над жизнью фабрик в соседних селах
Крюкове и Угрюмове дали Чехову материал для рассказов «Бабье царство» (1894
г.), «Случай из практики» (1898 г.).
Однажды Чехову пришлось лечить молодую женщину, владелицу фабрики, заболевшую нервным расстройством. Эта ситуация, возможно, и легла в основу рассказа «Случай из практики».
Мелиховские впечатления настолько глубоко вошли в творческое сознание писателя, что продолжали жить и в произведениях, написанных после отъезда из Мелихова.
«По воспоминаниям мелиховских старожилов, в рассказе «В овраге» (1900
г.) описаны соседние с Мелиховом фабричные села – Угрюмово и Крюково. Это
подтверждает и современник Антона Павловича Чехова С. И. Щукин, который
приводит слова писателя о том, что в рассказе он описывает ту жизнь, «какая
встречается в соседних губерниях», и что «купцы Хрымины есть в
действительности, только на самом деле они еще хуже». Мелиховские мотивы
повести узнал и доктор П. И. Куркин: «Не могу, не считаю нужным скрывать от
Вас, дорогой наш Антон Павлович, того очарования , которое испытывают все
при ознакомлении с вашим последним очерком «В овраге». Мне кроме того все
время чуялся местный колорит Крюкова и всего того уклада жизни…»[38]
Жизнь в Мелихове в непосредственной близости к народу внесла новые мотивы в чеховскую тему разоблачения пошлости. Чехов во многих своих произведениях показал ее страшную силу, ее разлагающее влияние на человека.
В рассказе «На святках» (1899 г.) Чехов с большим драматизмом описывает это столкновение пошлости с душевной красотой. Неграмотные старики- крестьяне просят трактирщика написать письмо их единственной дочери Ефимье, уехавшей с мужем в Петербург. Они не умеют писать и передать словами письма свои мысли и чувства. Поэтому, кроме традиционных деревенских поклонов, они полагаются в остальном на трактирщика. А тот, не имея ни мыслей, ни чувств, не находит ни единого живого слова и заполняет письмо выписками из воинского устава».
Рассказ написан А. П. Чеховым в 1899 г., в Ялте, но социально- психологическая острота сюжета, жизненность художественных образов, глубина раскрытия противоречий жизни и большая правда позволяют думать, что в основе его лежало близкое знакомство с русской деревней, какое дали писателю годы пребывания в Мелихове.
В Мелихове же в творческом сознании Чехова, для которого понятие труда и понятие культуры сливались в одно неразрывное целое, оформилась известная чеховская мысль: «Праздная жизнь не может быть чистой».
Жизнь в деревне и непосредственное участие в работе сельской интеллигенции позволили Чехову поставить в своих произведениях один из самых волнующих вопросов современной ему действительности – вопрос об интеллигенции и народе.
Из мелиховских впечатлений выросла глубоко правдивая, полная трагизма
пьеса Чехова о русской уездной интеллигенции – «Дядя Ваня (сцены из
деревенской жизни)». Связь ее с жизнью одними из первых поняли и
почувствовали те, кто прямо или косвенно дал писателю материал для пьесы.
Так, доктор П. И. Куркин после первого представления «Дяди Вани» писал
Чехову: «Перед нами с чрезвычайной живостью встала деревенская глушь с
туземным и пришлым элементами, с тоской и скукой».[39]
Близкие к Антону Павловичу и его семье люди узнавали в некоторых
образах пьесы членов чеховской семьи. Так, в образе Сони угадывалась
трудолюбивая, деятельная хозяйка Мелихова Мария Павловна, посвятившая всю
свою жизнь заботам о Чехове. Подтверждает это и письмо Михаила Павловича:
«Видел «Дядю Ваню»! Ах, какая это превосходная пьеса! Какой великолепный
конец! И как в этой пьесе я увидел нашу бедную самоотверженную
Машеньку!...»[40]
В Мелихове Чехов написал и свой известный рассказ «Черный монах».
Историю создания этого рассказа описывает в своей книге воспоминаний брат
Антона Павловича, Михаил Павлович:
«В Мелихове у Антона Павловича, вероятно, от переутомления расходились
нервы – он почти совсем не спал. Стоило ему начать забываться сном, как его
«дергало». Он вдруг пробуждался, какая-то странная сила подбрасывала его на
постели, внутри у него что-то обрывалось «с корнем», он вскакивал и уже
долго не мог уснуть. Но, как бы ни было, приезд Лики и Потапенко сильно
развлекал его.»
Обыкновенно случалось так, что когда он и Лика приезжали в Мелихово, то
Лика садилась за рояль и начинала петь входившую тогда в моду «Валахскую
легенду» Брага.»
В этой легенде больная девушка слышит в бреду доносящуюся до нее с неба песнь ангелов, просит мать выйти на балкон и узнать, откуда несутся эти звуки, но мать не слышит их, не понимает ее, и девушка в разочаровании засыпает снова.»
Антон Павлович находил в этом романе что-то мистическое, полное красивого романтизма. Я упоминаю об этом потому, что романс имел большое отношение к происхождению его рассказа «Черный монах».»
Сижу я как-то после обеда у самого дома на лавочке, и вдруг выбегает
брат Антон, как-то странно начинает ходить и тереть себе лоб и глаза. Мы
все уже привыкли к его «дерганьям» во сне, и я понял так, что это его
«дернуло» и он выскочил в сад, не успев еще хорошенько прийти в себя.
- Что, опять дернуло? – спросил я.
- Нет, - ответил он. – Я видел сейчас страшный сон. Мне приснился черный монах.
Впечатление черного монаха было настолько сильное, что брат Антон еще долго не мог успокоиться и долго потом говорил о монахе, пока, наконец, не написал о нем свой известный рассказ.»[41]
В Мелихове была написана пьеса «Чайка» – программное, новаторское произведение Чехова-драматурга, посвященное проблемам искусства. Чехов борется в «Чайке» за идейную направленность искусства. Всякое художественное произведение, по словам Чехова, непременно должно выражать какую-нибудь мысль.
Этой идейной направленности не хватает героям пьесы – ни писателю реалисту Тригорину, который пишет жизнь только такой, какая она есть, ни декаденту Треплеву, ушедшему от действительности в мир прозрачных образов и символов. Только Нина Заречная находит путь к настоящему искусству. Ценою тяжелых жертв и разочарований, неустанно работая над собой, она становится настоящей актрисой.
Пьеса «Чайка» очень тесно связана с Мелиховым и сюжетом, и прообразами своих героев, и местом действия, и пейзажем, и целым рядом других более мелких деталей.
«Бывавший в Мелихове Вл.И.Немирович-Данченко писал: «Благодаря озеру и
саду, в лунные ночи и закатные вечера Мелихово было очень красиво и
волновало фантазию. Здесь Чехов писал «Чайку», и много подробностей в
«Чайке» навеяно обстановкой Мелихова. По крайней мере я не могу отделаться
от впечатления, что сцена, которую устраивает Треплев, прошла на этой
аллее, идущей к озеру, и «в доме играют», и «красная луна», и лото в
четвертом действии».[42]
Воспоминания М.П. Чеховой, М. П. Чехова и письма Л. С. Мизиновой
подтверждают, что сюжетом пьесы Чехов взял неудачный роман Л. С. Мизиновой
и И.Н. Потапенко. Сходство главных действующих лиц с их реальными
прототипами было подчеркнуто писателем так прозрачно, что для всех близких
Чехову было совершенно ясно, о ком идет речь. Очевидно, это было сделано
писателем сознательно. Своей пьесой он высказал отношение к роману, который
не только проходил у него на глазах, но и глубоко волновал его.
Чехов с большой душевной болью и сочувствием рассказал в «Чайке» печальную историю неудачной любви Л. С. Мизиновой и через образ Тригорина сурово осудил И. Н. Потапенко. Это сходство судьбы главных героев пьесы с судьбой их прототипов особенно ясно почувствовали прежде всего, те кто так или иначе послужили прообразами героев.
Из мелиховских впечатлений вырос в пьесе «Чайка» и трогательно-смешной
образ Медведенко. А. П. Чехов, посетивший в 1894 г. Талежскую школу, пишет:
«Учитель получает 23 рубля в месяц, имеет жену, четырех детей, и уже сед,
несмотря на свои 30 лет. До такой степени забит нуждой, что о чем бы вы ни
заговорили с ним, он все сводит к вопросу о жаловании. По его мнению, поэты
и прозаики должны писать только и прибавке жалованья».[43]
Из писем и записных книжек А. П. Чехова видно, что сюжеты многих других его произведений также непосредственно связаны с жизнью в Мелихове.
Возможно, что в повести «Моя жизнь» Чехов по талежским впечатлениям описал картину постройки школы в Дубечне, торжество ее открытия и т. д.
«Из живых мелиховских впечатлений вырос и рассказ «На подводе»,
написанный в 1897 г. О жизни сельской школы рассказывают письма учительницы
А. И. Анисимовой к Антону Павловичу. В этих письмах говорится о тяжелых
условиях работы сельского учителя, о тяге деревенских детей к учебе, о том,
как искусственно тормозилось народное просвещение».[44]
В рассказе «На подводе» перед нами проходят однообразная, серая жизнь сельской учительницы, работающей без любви к делу, живущей без семьи, без близких, в полном одиночестве, морозы и метели, непролазная грязь на дорогах, безысходная деревенская нужда.
Записная книжка Чехова свидетельствует о том, что многие факты из жизни
самого писателя послужили сюжетами для его произведений этого периода. Так,
в записной книжке Чехова описан случай из его земской врачебной
деятельности, давший материал для рассказа «По делам службы»: «Земец
растратил и застрелился. Я со становым поехал вскрывать его. Приезжаем.
Лежит на столе. Поздно. Отложили вскрытие до завтра. Становой уехал к
соседу играть в карты. Я лег спать. Дверь то открывалась, то закрывалась
опять. Казалось, что мертвец ходит».[45]
Мелиховские впечатления завершили круг наблюдений Чехова над
оскуднением русского дворянства, которое он показал в своих произведениях
90-х и 900-х годов.
Разорение дворянских гнезд с их отжившими формами полукрепостнического уклада становилось бытовым явлением в 80-х и 90-х годах. В произведениях мелиховского периода писатель уделяет этой теме большое внимание, изображая различные стороны этого процесса.
Печать запустения лежит на старой помещичьей усадьбе в рассказе «Дом с мезонином», где от былого богатства сохранились только дом с мезонином да темные аллеи в парке. Жизнь владельцев усадьбы стоится по-новому: навсегда уходит отсюда прелестная Мисюсь; ее старшая сестра Лида становится учительницей и гордится тем, что «живет на собственные деньги».
Живя в Мелихове, Чехов вплотную столкнулся и с другой стороной процесса капитализации деревни. Писатель видел и показал в своих произведениях, как в разорившиеся дворянские усадьбы входил новый хозяин – купец, предприниматель, для которого имение было уже не родовым углом, а прежде всего собственностью. Приобретение усадеб было самоцелью, собственная усадьба, «собственный крыжовник» заслоняли от человека весь остальной мир, делали его рабом собственности.
В рассказе «Крыжовник» мы видим, как жажда собственности подменила живое участие в жизни убогой мечтой о собственном крыжовнике и превратила обыкновенного труженика в самодовольного, скотоподобного владельца усадьбы.
Вряд ли стоит вне мелиховских впечатлений и последняя пьеса Чехова
«Вишневый сад», представляющая собой идейное и художественное завершение
всего творческого пути писателя.
В Мелихове и по соседству с Мелиховым было много дворянских усадеб, которые, переходя из рук в руки, постепенно на глазах Чехова приходили в упадок. Эти конкретные факты мелиховской жизни во многом дополнили и углубили прежние наблюдения писателя над этим явлением русской дореволюционной жизни.
Пьеса «Вишневый сад» была создана А. П. Чеховым в 1903 г., спустя четыре года после отъезда из Мелихова. Однако чувствуется, что основные социальные мотивы пьесы – банкротство дворянско-помещичьей России, разорение дворянских гнезд и переход их в руки представителей промышленного капитала – связаны в творческом сознании писателя и с мелиховскими впечатлениями.
На страницах многих чеховских произведений живет мало примечательный на первый взгляд мелиховский пейзаж. Часто он играет большую роль в раскрытии идейного и художественного замысла произведений.
Примером того, как органически вошел мелиховский пейзаж в произведения
Чехова, может служить задуманная им в Мелихове трилогия, в которую Чехов
включил три рассказа 1898 г. – «Человек в футляре», «Крыжовник» и «О
любви». Пейзаж объединяет в одно целое эти рассказы, внешне между собой не
связанные, и определяет место каждого из них в развитии общей темы. Пейзаж
играет здесь роль своеобразных лирических отступлений, которые помогают
раскрыть основную идею трилогии – протест против мертвящих форм жизни,
мечту о прекрасном будущем и горячую веру в то, что оно настанет.
Через большинство произведений Чехова 90-х и 900-х годов проходит поэтический образ природы, образ сада. Надо думать, что многие описания природы навеяны писателю жизнью в Мелихове, увлечением садами, посадками деревьев и цветов.
Вспомним вдохновенные слова Астрова в пьесе «Дядя Ваня»: «…Когда я слышу, как шумит мой молодой лес, посаженный моими руками, я сознаю, что климат немножко и в моей власти, и что, если через тысячу лет человек будет счастлив, то в этом немножко буду виноват и я».[46]
Или, например, описание чудесного сада Песоцких в рассказе «Черный монах»: «Таких удивительных роз, лилий, камелий, таких тюльпанов всевозможных цветов, начиная с ярко-белого и кончая черным, как сажа, вообще такого богатства цветов, как у Песоцкого, Коврину не случалось видеть нигде в другом месте».[47]
«В Мелихове возник самый сильный и поэтический у Чехова образ природы –
образ вишневого сада, как символа новой жизни. На обложке третьей записной
книжки Чехова, датированной 1897-1904 гг., имеется запись: «Вишневый сад».
Затем следует дневниковые записи, относящиеся к мелиховскому периоду».[48]
Выводы
Если подробно изучить весь имеющийся материал о жизни А. П. Чехова в
Мелихове, включая работы различных авторов по этой теме, произведения
самого Антона Павловича, его записные книжки, письма и дневники, а также
воспоминания современников писателя о нем, то можно понять, какое большое
значение играла мелиховская усадьба для всей семьи Чеховых. Ведь несмотря
на то, что после переезда из Таганрога в Москву Чеховы прожили там более 15
лет, они так и не нашли себе место, в котором почувствовали бы себя по-
настоящему дома. И только переехав в Мелихово, Чеховы наконец-то обрели
свой домашний очаг. Их не испугали трудности, с которыми пришлось
столкнуться в усадьбе. Даже напротив, тяжелая работа по преобразованию
Мелихова еще более сблизила всех членов семьи Чеховых.
Сама усадьба Мелихово, все, что окружало А. П. Чехова, давала огромное количество материалов для работы.
На первый план выходит природа усадьбы: чарующие подмосковные пейзажи, сад утопающий в зелени и цветах, созданный руками хозяев. Отсюда берут начало природные образы чеховских произведений, такие законченные и естественные. Образы мелиховских пейзажей проходят практически через все произведения Чехова того периода. Это заветный мир писателя, где осуществляются самые светлые мечты. Жизнь сама подсказывает новые и новые сюжеты, творчество становится такой же необходимостью как потребность дышать.
Здесь, в Мелихове, происходит знакомство Чехова с русской, уездной интеллигенцией, а также, дух усадьбы, тяжелый совместный труд помогают ему стать ближе к русскому крестьянству, лучше понять их тяготы и заботы, надежды и стремления. Эти новые открытия в крестьянской жизни лягут в основу социальной тематики чеховских рассказов. Тема деревенской, крестьянской жизни станет одной из ведущих.
Не остались без внимания писателя и те перемены, которые происходили в усадебном мире, постепенной уход в прошлое прежнего уклада, нарастающая потребность в добросовестном труде, более активная деятельность к которой всю жизнь стремился Чехов.
Мелиховская усадьба помогла писателю по-новому взглянуть на многие
веши. Влияние усадьбы на свое творчество признавал и сам А. П. Чехов.
Отрезок жизни проведенный в Мелихове не только подвел итоги его прошлого,
но и дал материалы для новых открытий.
Список использованной литературы:
1. А. П. Чехов «Полное собрание сочинений и писем в 30 томах»/ «Собрание сочинений в 18 томах»(том VIII, IX, X, XIII, XIV, XV) – М.: Издат.
«Наука», 1978.
2. А. П. Чехов «Полное собрание сочинений и писем в 30 томах»/«Письма в 12 томах» (том V) – М.: Издат. «Наука», 1978.
3. А. П. Чехов «Собрание сочинений» (том XI).-М.: Правда, 1950
4. Чехов М. П. «Вокруг Чехова: Встречи и впечатления». - М.: Моск. рабочий,
1980.
5. «А. П. Чехов в воспоминаниях современников».- М.: Художественная литература, 1986
6. В. Ермилов «А. П. Чехов».-М.: Молодая гвардия, 1949.
7. К. М. Виноградова «Чехов в Мелихове». – М.: Моск. рабочий, 1959.
8. Е. Б. Меве «Страницы из жизни А. П. Чехова (труд и болезнь писателя- врача)».- Издание Харьковского научного медицинского общества и
Харьковского военного госпиталя, 1959.
9. Авдеев Ю. К. «В чеховском Мелихове: Путеводитель. – 5-е изд., перераб. –
М.: Моск. рабочий, 1984.
10. В. И. Кулешов «Жизнь и творчество А. П. Чехова».-М.: Детская литература, 1985.
11. М. П. Громов «Чехов».-М.: Молодая гвардия, 1993.
12. Г. П. Бердников «А. П. Чехов».- Ростов н/Д: Издательство «Феникс»,
1997.
-----------------------
[1] М.П. Чехов «Вокруг Чехова: Встречи и впечатления/ Подготовка текста и
комментарии С. М. Чехова- М.: Моск. рабочий, 1980, стр.246.
[2] А. П. Чехов, Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах/Письма
в двенадцати томах. – М.: Издательство «Наука», 1977.(V том, стр.18, А.С.
Киселеву, 7 марта 1892г.)
[3] К. М. Виноградова «Чехов в Мелихове». – М.: Моск. рабочий, 1959,стр.12
[4] М.П. Чехов «Вокруг Чехова: Встречи и впечатления. - М.: Моск. рабочий,
1980,стр.185(В дальнейшем все цитаты данного произведения будут указываться
по данному изданию и обозначаться М.П.Чехов,стр)
[5] М.П. Чехов, стр.183
[6] М.П. Чехов стр. 189
[7] М.П. Чехов, стр.184
[8] М.П. Чехов, стр.184
[9] М.П. Чехов стр. 187
[10] А. П. Чехов «Собрание сочинений» (том XI, записная книжка I, стр.307).-
М.: Правда, 1950
[11] М.П. Чехов стр.200
[12] К. М. Виноградова «Чехов в Мелихове». – М.: Моск. рабочий, 1959,
стр.14
[13] К. М. Виноградова «Чехов в Мелихове». – М.: Моск. рабочий, 1959,стр.32
[14] М.П. Чехов стр.183
[15] М.П. Чехов стр.185
[16] К. М. Виноградова «Чехов в Мелихове». – М.: Моск. рабочий, 1959,
стр.41
[17] М.П. Чехов стр.204
[18] М.П. Чехов стр.204
[19]Меве Е.Б. «Страницы из жизни А. П. Чехова (труд и болезнь писателя-
врача)».- Издание Харьковского научного медицинского общества и Харьковсого
военного госпиталя,1959, стр.39
[20] К. М. Виноградова «Чехов в Мелихове». – М.: Моск. рабочий, 1959,
стр.48
[21] М.П. Чехов, стр.204
[22] М.П. Чехов стр.210
[23] К. М. Виноградова «Чехов в Мелихове». – М.: Моск. рабочий, 1959,
стр.54
[24] К. М. Виноградова «Чехов в Мелихове». – М.: Моск. рабочий, 1959,
стр.56
[25] «А. П. Чехов в воспоминаниях современников»(М. Е. Плотов «Большое
сердце», стр.225).- М.: Художественная литература, 1986
[26] М.П. Чехов, стр.182
[27] К. М. Виноградова «Чехов в Мелихове». – М.: Моск. рабочий, 1959,
стр.72
[28] А. П. Чехов, Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах/Письма
в двенадцати томах. –М.: Издательство «Наука», 1977.(V том, стр.49, С.А.
Суворову, 8 апреля 1892г.)
[29] М.П. Чехов, стр.198
[30] М.П. Чехов, стр.195
[31] М.П. Чехов, стр.196
[32] М.П. Чехов, стр.199
[33] К. М. Виноградова «Чехов в Мелихове». – М.: Моск. рабочий, 1959,
стр.85
[34] «А. П. Чехов в воспоминаниях современников»(И. Н. Потапенко «Несколько
лет с А. П. Чеховым», стр.296).- М.: Художественная литература, 1986
[35] К. М. Виноградова «Чехов в Мелихове». – М.: Моск. рабочий, 1959,
стр.90
[36] А. П. Чехов, Полное собрание сочинений и писем в тридцати
томах/Собрание сочинений в восемнадцати томах. –М.: Издательство «Наука»,
1977.(том Х, «Мужики», стр.356)
[37]А. П. Чехов, Полное собрание сочинений и писем в тридцати
томах/Собрание сочинений в восемнадцати томах. –М.: Издательство «Наука»,
1977.(том Х, «Мужики», стр.356)
[38] К. М. Виноградова «Чехов в Мелихове». – М.: Моск. рабочий, 1959,
стр.100
[39] К. М. Виноградова «Чехов в Мелихове». – М.: Моск. рабочий, 1959,
стр.103
[40] К. М. Виноградова «Чехов в Мелихове». – М.: Моск. рабочий, 1959,
стр.106
[41] М.П. Чехов, стр.194
[42] К. М. Виноградова «Чехов в Мелихове». – М.: Моск. рабочий, 1959,
стр.108
[43] А. П. Чехов, Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах/Письма
в двенадцати томах. –М.: Издательство «Наука», 1977.(V том, стр.339, С.А.
Суворову, 27 ноября 1894г.)
[44] К. М. Виноградова «Чехов в Мелихове». – М.: Моск. рабочий, 1959,
стр.113
[45] А. П. Чехов «Собрание сочинений» (XI том, записная книжка I, стр.325).-
М.:Правда, 1950.
[46] А. П. Чехов, Полное собрание сочинений и писем в тридцати
томах/Собрание сочинений в восемнадцати томах. –М.: Издательство «Наука»,
1977.(XIII том, «Дядя Ваня», стр.73)
[47] А. П. Чехов, Полное собрание сочинений и писем в тридцати
томах/Собрание сочинений в восемнадцати томах. –М.: Издательство «Наука»,
1977.(VIII том, «Черный монах», стр.226-227)
[48] К. М. Виноградова «Чехов в Мелихове». – М.: Моск. рабочий, 1959,
стр.121