Дворянство в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад»
Антон Павлович Чехов – великий русский писатель и драматург, чьи
пьесы неизменно вызывают восхищение у зрителей во всём мире. Своеобразие
пьес Чехова в новом соотношении между внешним и внутренним действием.
Внешнее действие чеховских пьес буднично, обыденно, наполнено мелочами
повседневного быта. Однако значение всего, что происходит на сцене,
раскрывается в глубине, во внутреннем, как бы скрытом действии.
Лебединая песня Чехова, пьеса «Вишнёвый сад» была написана на закате
жизни писателя, в 1904 году. Основной конфликт пьесы заключается в
вынужденной продаже родового имения, принадлежащего обедневшим дворянам.
Действие разворачивается в доме главной героини, Любови Андреевны
Раневской.
Чехов, являясь преемником Ивана Сергеевича Тургенева, также освещает в своей пьесе «Вишнёвый сад» проблему гибели дворянских гнёзд. Основной темой его произведения является тема уходящего мира.
В пьесе три героя принадлежат к дворянскому сословию. Это Любовь
Андреевна Раневская, её брат Леонид Андреевич Гаев и помещик Борис
Борисович Симеонов-Пищик. В этих образах представлена Россия прошлого,
отживающего.
В начале пьесы Любовь Андреевна предстаёт перед нами по-детски радостной всему окружающему: родственникам, дому, саду: «Я не переживу этой радости… Шкафчик мой родной… Столик мой». Она возвращается из Франции в ностальгическом, сентиментальном настроении. Вишнёвый сад дорог ей как воспоминание о молодости, благополучии, лёгкой и изящной жизни: «О моё детство, чистота моя!», «глядела на сад…счастье просыпалось вместе со мною…весь, весь белый! О, сад мой!».
Всё счастливое детство, юность и молодые годы Любови Андреевны
протекали в этом имении, в этом саду. Она выходит замуж по любви за
присяжного поверенного, человека, не принадлежащего к дворянскому сословию.
Потом в её жизни чередой проходят несчастья: умирает от пьянства муж,
семилетний сын Гриша тонет в реке. Не выдержав испытаний судьбы, Любовь
Андреевна уезжает в Париж, бросив и двух дочерей, и брата, и своё имение.
Аня вспоминает об этом: «Мама не перенесла, ушла, ушла без оглядки… Как я
её понимаю…».
Если в начале произведения Раневская привлекает читателя своей
открытостью, добротой, то в дальнейшем наше отношение к ней резко
меняется. Теперь перед нами равнодушная эгоистка, которой чужды проблемы её
родных. В самом деле, уезжая в Париж, она не задумывалась над судьбой своих
дочерей, хотя Ане было только 12 лет. Находясь во Франции, она сорила
деньгами, не понимая того, что в её имении еле сводят концы с концами и
«дома людям есть нечего». С другой стороны смысл её жизни – любовь, именно
поэтому Чехов даёт ей это имя. Оставив родных, она едет в Париж, к своему
любовнику, «мелкому негодяю, ничтожеству», которого интересуют только
деньги, и когда они закончатся, он бросит Раневскую, и она останется в
одиночестве.
Гаев, брат Раневской, в сущности такой же эгоист, как и сестра.
Оставшись на пять лет хозяином в доме, он не только не приумножил состояние
семьи, но и довёл имение до полного разорения. Самое страшное то, что он
абсолютно не понимал этого. Гаев радостно встречает сестру после
возвращения из Парижа и, пытаясь быть во всём на неё похожим, в глазах
читателя становится ещё более смешным. В его пафосном обращении к шкафу
больше трагического, чем комического, он обращается к нему, как к человеку:
«Дорогой, многоуважаемый шкаф!». Аня любит его, но, несмотря на это, иногда
просит его «не говорить лишнего»: «Милый дядя, тебе надо молчать, только
молчать». Гаев - это карикатурный образ дворянина в пьесе. Его постоянные
реплики с бильярдными терминами, вопрос «Кого?» и слухи, что он «состояние
проел на леденцах» вызывают у читателя смех. За всеми его красивыми фразами
стоит внутренняя пустота, которую он пытается закрыть. Чехов сознательно
занижает образ Гаева, чтобы создать впечатление его несамостоятельности и
безответственности.
Гаев и Раневская одинаково отрицательно относятся к предложению
Лопахина вырубить сад: «Извините, какая чепуха», «Милый мой, простите, вы
ничего не понимаете», но их можно понять, потому что они выросли,
наслаждаясь красотой этого сада. С другой стороны, они уже должны понимать,
что вишнёвый сад на их ответственности и то, что Лопахин предлагает
решительные меры к спасению семьи и имения. Беда Раневской и Гаева как
хозяев сада в том, что они не привыкли к ответственности, а то, что они не
понимают этого – их вина. Горький так говорит о них: «Эгоистичны, как дети,
и дряблые, как старики. Они опоздали вовремя умереть и ноют, ничего не видя
вокруг себя, ничего не понимают».
Не менее интересен нам ещё один персонаж пьесы – Борис Борисович
Симеонов-Пищик. На протяжении всего повествования проявляются его
комические черты: он съел целую ладонь пилюль, «на святой полведра огурцов
скушал». Если Раневская мечтает лишь о Париже, а Гаев говорит только о
бильярде и ни тот, ни другой не думают об улучшении благосостояния семьи,
то Симеонов-Пищик занят именно этой проблемой. Для него главная ценность в
жизни – это деньги, он уверен, что за них всё покупается и продаётся. Пищик
всё время пытается выпросить их в долг, хотя, вероятно, сам не знает, как
будет его возвращать. Симеонов-Пищик настолько же несамостоятелен, как и
Раневская с Гаевым, сам он не имеет представления о том, как зарабатываются
деньги, ему просто повезло: по его земле прошла железная дорога, англичане
нашли на его участке белую глину.
Все представители дворянского сословия показаны Чеховым в пьесе
неспособными к самостоятельному существованию. Гаев, клявшийся своей честью
не допустить потери сада, в итоге ничего не смог сделать, Раневская вообще
равнодушно отнеслась к продаже. В конце произведения мы видим, что для
Гаева и Раневской особой трагедии в продаже вишнёвого сада нет. Леонид
Андреевич отправляется на службу в банк, хотя мы не уверены, что он надолго
там останется: «Где тебе! Сиди уж…», а Любовь Андреевна уезжает в Париж к
своей нелепой «любви». Дворяне не знают, что такое труд, живут в мире
воспоминаний и иллюзий. Петя Трофимов говорит: «Громадное большинство той
интеллигенции, которую я знаю…к труду пока не способно». Чехов доказывает,
что только люди, посвятившие себя труду, имеют право на счастье, а потому
дворянство неизбежно уходит в прошлое.