Билет № 1
1. «Слово о полку Игореве» — призыв к единению
Русской земли.
2. Тема любви в прозе И. А. Бунина (на примере одного рассказа).
1. В основе «Слово о полку Игореве» лежат исторические события: поход на
половцев в 1185 году новгород-северского князя Игоря Святославича, его
брата Всеволода и сына Владимира.
Однако автор «Слова» превратил этот частный, хотя и трагический по своим
последствиям эпизод русско-половецких войн в событие общерусского масштаба;
не случайно он призывает прийти на помощь Игорю не только тех князей,
которые были в этом непосредственно заинтересованы, так как их уделы могли
стать объектом половецкого набега, но и владимиро-суздальского князя
Всеволода Большое Гнездо. Автор «Слова» настойчиво подчеркивает основную
идею: необходимость единства князей в борьбе со степняками, необходимость
прекращения усобиц — войн между отдельными феодалами, в которые враждующие
стороны втягивали и половцев.
Автор «Слова» не возражает против феодальных взаимоотношений своего
времени, утверждавших удельную систему (со всеми пагубными последствиями
раздробленности Руси), он возражает лишь против междоусобиц, посягательств
на чужие земли («се мое, а то мое же»), убеждает князей в необходимости
жить в мире и безусловно подчиняться
старшему по положению — великому князю киевскому.
Поэтому так прославляются в «Слове» победы Святослава Киевского. Именно он
обращается с укором к Игорю и Всеволоду, отправившимся «себе славы искати»,
именно он с горечью порицает «княжеское непособие».
Автор «Слова» стремится подчеркнуть главенствующее положение Святослава
даже тем, что, вопреки действительным родственным связям, киевский князь в
«Слове» именует своих двоюродных братьев — Игоря и Всеволода — «сыновьями»
(племянниками), а его самого автор называет их «отцом».
Этой же идее — необходимости единства князей — подчинены и исторические
экскурсы «Слова»: автор осуждает Олега Гориславича (изменяя на этот
укоряющий эпитет действительное отчество князя — Святославич!), «ковавшего
крамолы».
Он с гордостью вспоминает о времени Владимира Святославича — времени
единения Руси, тогда, как сейчас, порознь развеваются «стязи Рюриковы, а
друзии Давыдови».
«Слово о полку Игореве» — это не воинская повесть в собственном смысле
этого слова. Автор не рассказывает подробно о событиях 1185 года, он
рассуждает о них, оценивает, рассматривает их на фоне широкой исторической
перспективы, едва ли не на фоне всей русской истории.
2. Русская литература отличалась необыкновенной целомудренностью. Любовь в
представлении русского человека и русского писателя — чувство в первую
очередь духовное.
Бунин в «Солнечном ударе» принципиально переосмысливает эту традицию. Для
него чувство внезапно возникающее между случайными попутчиками на пароходе,
оказывается столь же бесценным, как и любовь. Причем именно любовь и есть
это пьянящее, самозабвенное, внезапно возникающее чувство, вызывающее
ассоциацию с солнечным ударом. Трактовка Буниным темы любви связана с его
представлением об Эросе как могучей стихийной силе — основной форме
проявления космической жизни. Она трагедийна в своей основе. Так как
переворачивает человека, резко меняет течение его жизни. Многое в этом
отношении сближает Бунина с Тютчевым.
В любви герои Бунина подняты над временем, обстановкой, обстоятельствами.
Что мы знаем о героях «Солнечного удара»? Ни имени, ни возраста. Только то,
что он поручик, что у него «Обычное офицерское лицо, серое от загара, с
белесыми, выгоревшими от солнца усами и голубоватой белизной глаз». А она
отдыхала в Анапе и теперь едет к мужу и трехлетней дочери, у нее прелестный
смех и одета она в легкое холстинковое платье.
Можно сказать, что весь рассказ «Солнечный удар» посвящен описанию
переживания поручика, потерявшего свою случайную возлюбленную. Это
погружение во мрак, почти «умопомрачение», происходит на фоне нестерпимо
душного солнечного дня. Обжигающими ощущениями буквально пропитаны все
описания. Эта солнечность должна напоминать читателям о постигшем героев
рассказа «солнечном ударе». Это одновременно и безмерное счастье, но это
все же и удар, потеря рассудка. Поэтому вначале эпитет «солнечный»
соседствует с эпитетом «счастливый», то потом в рассказе появляется
«бесцельное солнце».
Писатель рисует то страшное чувство одиночества, отторжения от других
людей, какое испытал поручик, пронзенный любовью.
Рассказ имеет кольцевую композицию. В самом его начале слышен удар о причал
приставшего парохода, и в конце слышны те самые звуки. Между ними пролегли
сутки. Но они в представлении героя и автора отдалены друг от друга по
меньшей мере десятью годами (эта цифра дважды повторяется в рассказе), а на
самом деле вечностью. Теперь едет на пароходе уже другой человек,
постигнувший какие-то самые важные вещи на земле, приобщившийся к ее
тайнам.