Оскар Уайльд
(1854-1900)
Прозаик, эссеист, драматург, поэт, Оскар Уайльд прожил недолгую,
исполненную драматизма жизнь. Был наиболее характерным представителем
эстетизма, художественно-философского течения, получившего развитие в
Англии в 1870-1890-х гг. Его сторонники исходили из принципа "искусства для
искусства", из того, что литературе нет смысла выполнять какую-то моральную
миссию, учить добру, справедливости, что она "безразлична" к проблемам
нравственности. Искусство призвано служить красоте, которая выше жизни.
Художник выражает лишь свои субъективные впечатления и противо-
Поставляет их реальности. Правда, далеко не всегда Уайльд
Следовал этим теориям.
Сын известного врача-ирландца, он учился в престижном
Оксфордском университете. Щедро художественно одаренный, вел жизнь
лондонского денди, светского льва, парадоксальные, остроумные суждения
которого были у всех на слуху. Дебютиро- вал как поэт и автор поэтичных,
лиричных сказок ("Счастливый принц", "Соловей и роза", "Молодой король" и
др.), любимых детьми. Его эстетические теории нашли выражение в знамени-
том романе "Портрет Дориана Грея" (1890). В нем романист, прослеживая
взаимоотношения трех персонажей, красивого юноши Дориана Грея,
великосветского циника, искушенного в пороках лорда Генри и преданного
искусству художника Холуорда,
Не приемлет аморального гедонизма. На примере же чудесного превращения
портрета главного героя отстаивает излюблен- ный тезис о том, что искусство
выше жизни.
Как драматург Уайльд внес ощутимый вклад в обновление английского
театра второй половины 19 в. Он стимулировал смещение интереса от легкой
развлекательности к постановке более значимых жизненных проблем. В своих
комедиях - "Веер леди Уиндермир", "Женщина, не стоящая внимания", "Как
важно быть серьезным" и, наверно, лучшей из них - "Идеальный муж" (она
долгое время с большим успехом шла во МХАТе)- Уайльд остроумно осмеивает
пустоту и фальшь светского общества, мещанскую викторианскую мораль. В
комедии "Идеальный муж" передана атмосфера практикуемых в свете шантажа,
интриг, сплетен, олицетворяемых авантюристской миссис Чивли. Но и герой,
Роберт Чильтерн, товарищ министра иностранных дел, джентльмен, гордящийся
незапятнанной репутацией, как выясняется, построил карьеру на том, что
продал государ - ственную тайну, что принесло ему богатство. Уайльд, также
как и другой великий ирландец, Бернард Шоу, - мастер парадоксов. Вот
некоторые из них: "Ничто так не старит, как счастье", "У женщин
удивительное чутье: они пронюхивают всё, кроме того, что всем известно",
"Англичане не выносят людей, которые всегда правы, но очень любят тех,
которые сознаются в своей неправоте", "В Англии человек, который не говорит
на нравственные темы два раза в неделю перед большой безнрав - ственной аудиторией, не может считаться серьезным политиком",
"Любовь к себе - это начало длинного, продол - жающегося всю жизнь
романа".
Благополучная жизнь Уайльда была неожиданно прервана. Обвиненный в аморальном поведении, он был судим и заключен в тюрьму, которая многое в нем переменила. Теперь он утверждал: "Страдание - единственная истина; никакая истина не сравниться со страданием". Переживания, связанные с заключением, страшная сцена - увиденная им казнь заключенного, убившего свою возлюбленную, - все это нашло отражение в его пронзительной, исполненной неподдельного трагизма поэме "Баллада Редингской тюрьмы".