28.6.1577 - 30.5.1640
Крупнейший фламандский художник эпохи барокко. Выходец из буржуазной
семьи, Рубенс получил солидное образование. В течение короткого времени он
был пажом при дворе фламандской принцессы, потом учеником пейзажиста
Тобиаса Верхахта, затем - пейзажиста и исторического живописца Адама ван
Норта и, наконец, с 1596 по 1600 он учился у Отто ван Веена, представителя
нидерландского романизма - ранние работы Рубенса преисполнены
реминисценциями живописи его последнего учителя. Закончив обучение, в 1598
Рубенс стал независимым мастером и членом гильдии Святого Луки. В 1600 он
совершил учебную поездку в Италию и до 1608 г. был в Мантуе придворным
художником Винченцо Гонзага, по поручению которого он ездил, в частности к
испанскому двору. Начиная с 1608, Рубенс жил в основном в Риме. По заказу
эрцгерцога Альберта Брюссельского он написал три алтарных образа для церкви
Санта Кроче да Джерузалемме: Коронование терновым венцом (Госпиталь Пти-
Пари, Грасс), Распятие и нахождение креста императрицей Еленой. В 1606-1607
во время пребывания в Генуе Рубенс делал эскизы для своего учебника
архитектуры, в котором содержатся планы, проекции и разрезы генуэзских
дворцов. Наряду с венецианскими, на творчество Рубенса большое влияние
оказывали римские художники - об этом свидетельствуют копии, парафразы и
повторения работ как Тициана и Тинторетто, так и Рафаэля, братьев Цуккари,
братьев Караччи и Караваджо. В 1608 году Рубенс вернулся в Антверпен, стал
придворным художником эрцгерцога Альберта и инфанты Изабеллы, написал их
портреты. Вскоре он присоединился к гильдии романистов - художников
гуманистической ориентации, побывавших в Риме. Рубенс получал
многочисленные заказы от двора, церкви, религиозных орденов, знати. Итак,
он был прославлен и знаменит. Искусство его, посвященное как религиозным,
так и светским темам, достигло своей зрелости около 1622.
В 1609-1610 он написал и Поклонение пастухов Евхаристию для собора
святого Павла в Антверпене, а затем Снятие со креста (1610-1611) и
Воздвижение креста (1612-1614, сейчас оба полотна хранятся в соборе Нотр-
Дам в Антверпене). На почве многочисленных церковных заказов у Рубенса
завязались отношения с иезуитами, которые имели большой вес не только в
церкви, но и в политических кругах. Он исполнил для них Благовещение (ок.
1610) и Вознесение Марии.
В середине 1620-х годов тематика произведений Рубенса расширилась:
портреты, сцены охоты, мифологические, исторические и религиозные картины.
Среди знатных заказчиков можно упомянуть принца Уэльского, французского
короля, испанскую знать, генуэзских банкиров.
Рубенс держал в своей мастерской множество учеников, которые
воспроизводили его эскизы и делали офорты, авторские права сохранялись за
Рубенсом.
С 1630 года Рубенс еще больше расширил круг своих тем и писал очень много пейзажей. Последним заказом для испанского короля Филиппа 4 был цикл картин на сюжеты "Метаморфоз" Овидия.
Он придавал своим холстам драматическое освещение, использовал весьма разнообразный формальный язык.
Только спустя несколько лет после возвращения из Италии он перестал прибегать к сильным световым контрастам. Работы, созданные во второй половине 1620-х, отличаются более интенсивным колоритом, отличен и характер движений - они уже не заключены в пространстве кртины, а стремятся пересечь переднюю границу.
Можно видеть, что в последних произведениях Рубенс придает все большее
значение реальности. В некотрых картинах позднего периода он изображал
членов свой семьи Сад любви (1632-1633) и Суд Париса. В более ранних
картинах он делает акцент на отдельных изолированных мотивах, прежде всего
в сценах охоты - Охота на гиппопотама (1617-1618). Позднее, напротив он
создавал пейзажи, наполненные воздухом или же изобилующие персонажами.
Рубенс считается одним из главных мастеров европейского барокко и живописи
всей эпохи в целом. Благодаря исследованиям ученых XIX века Макса Росенса и
Шарля Рюленса изучена живопись Рубенса. Но особенный интерес она вызвала в
XX веке, а в настоящий момент пристальное внимание привлекают его рисунки.