РГАС
Кафедра философии.
Реферат на тему :
Негативные последствия экономического кризиса для культуры России.
Выполнил : студент 1-го курса группы :
М - 173
Замиховский С.
Проверила : Преподаватель
Суворова
Е.М.
Ростов - на - Дону
1996 год.
Оглавление
1. Введение стр. 2
2. Научно-техническая революция стр. 4
3. Маргинальная культура стр. 6
4. “Остаточный принцип” стр. 8
5. Внедрение рыночных отношений стр. 9
6. Поражение коммунистического идеала стр.15
7. Культурная экспансия стр.17
8. Заключение стр.19
9. Список использованной литературы стр.20
Введение
Мы живем в такое время, когда призыв к свободе и демократии эхом
прокатывается по земному шару. Восточная Европа свергла тоталитарные
правительства, державшиеся здесь на протяжении половины столетия, а
республики Советского Союза борются за то, чтобы заменить царивший здесь
почти 75 лет коммунистический режим новым демократическим порядком, который
нам еще не доводилось испытать. Но драматизм, сопровождающий необычайные
политические перемены в Европе, затмевает тот факт, что перспективы
демократии в огромной мере мобилизовали народы всего мира. Северная и Южная
Америка превратились в демократическое полушарие; Африка испытывает
беспрецедентную эру демократических реформ; новые, динамичные формы
демократизма укореняются в Азии.
Это ставшее всемирным явление опровергает утверждения скептиков, что
современная либеральная демократия - это исключительно западный артефакт,
который невозможно успешно воспроизвести в незападной культуре. В мире, где
демократия осуществлена на практике в таких разных странах, как Япония,
Италия и Венесуэла, институты демократии могут по праву претендовать на
главенствующую роль в воплощении в жизнь универсальных стремлений
человечества к свободе и самоуправлению.
Однако подъем демократической волны за последнее десятилетие ни в коем случае не гарантирует ее окончательного успеха.
Сегодня действительно происходит возрождение демократических ценностей, но нельзя не замечать тех негативных изменений, которые происходят с нашей культурой.
Какова же современная социокультурная ситуация в России? Какой
социальный тип личности может возникнуть, если она сохраниться достаточно
долго? Есть ли надежда, что в обстановке растущего социального неравенства
сформируется личность, обладающая чувством собственного достоинства,
широким кругозором, ориентированная на высшие духовные ценности? Ведь
каково общество, таково и формирующееся у людей “ искусство жить в общении
”.
Научно - техническая революция
Предпосылки для возникновения социокультурной ситуации сегодняшнего дня возникли на рубеже 60 - 70-х годов. Широкое внедрение достижений науки и техники в сферу производства и быта коренным образом изменило формы функционирования культуры. Если в 50-е и даже в середине 60-х годов телевизор, магнитофон, не говоря уже о видеотехнике и персональных компьютерах, были принадлежностью узкого слоя населения, то к началу 70-х годов бытовая радиотехника стала принадлежностью большинства семей. Широкое распространение бытовой радиотехники привело к коренным переменам в формах производства, распространения и потребления духовных ценностей. Последствия их вторжения в быт сначала не были оценены по достоинству, но сегодня есть основания говорить о том, что обретение ими статуса повседневности можно сравнить с революционным переворотом. Если ранее между производством и потреблением духовных ценностей стояло государство в лице своих институтов, на которые возлагалась функция идеологического контроля, то вторжение магнитофона и видеомагнитофона (ВМ) в быт каждой семьи коренным образом изменило положение. “Кассетная культура” практически бесцензурна, ибо отбор, тиражирование и потребление “массовой культуры” осуществляется путем личного волеизъявления индивида.
Сегодня магнитофоны, ВМ, телевизоры - основной источник культурной информации для абсолютного большинства жителей России. Их несомненный приоритет изменил ту роль, которую на протяжении столетий играли традиционные институты культуры, такие, как театр, музей, библиотека и т. д. С их деятельностью связывают удовлетворение своих культурных потребностей все меньшее и меньшее количество людей. Вот как выглядит динамика посещения театров за последние годы : в 1970 г. - 168 млн. человек, в 1980 г. - 120 млн. человек, в 1989 г. - 104 млн. человек. Данные о числе посетивших театр в последующие годы в открытой печати отсутствуют, однако если ориентироваться на экспертные оценки, то сегодня аудитория театральных зрителей уменьшилась по меньшей мере в 2 - 3 раза.
Сходную картину дает анализ кинопосещений.
Аналогична статистика посещений библиотек, музеев, Дворцов и Домов культуры. Данные собранные в России, говорят о том, что на протяжении года не были в музее или на художественной выставке среди рабочих 85%, колхозников - 96% и служащих - 62%. За последние годы прекратили свою деятельность 13 тыс. драматических и 4 тыс. хореографических, 25 тыс. хоровых коллективов. Естественно, что это прежде всего свидетельствует об ухудшении культурного положения семей рабочих и колхозников.
Таковы социальные последствия научно-технической революции, которые привели к возникновению специфического социокультурного феномена. Однако его анализ будет неполным, если не вспомнить о других, не менее значительных социокультурных процессах, которые наложились на те, что были вызваны НТР.
Маргинальная культура
Массовая миграция населения из села в город вызвала не только
“размывание” традиционных особенностей городской культуры, но и породила
особое явление - маргинальную культуру. Как показывают социологические
исследования, усвоение норм и ценностей городской культуры абсолютным
большинством мигрантов происходило, да и сейчас происходит по пути
наименьшего сопротивления, через принятие внешних форм и стереотипов
поведения в социокультурной среде города. Это связано с тем, что по своей
природе городская культура является гораздо более сложной и многообразной.
Жизнь в городе требует постоянной смены образцов поведения, частичного
переосмысления тех духовных ценностей, на которые ориентируется человек,
развитой способности скептично относиться к происходящему.
Естественно, что подобный навык общения вырабатывается далеко не сразу (как показывают культурологические исследования, адаптация сельских жителей к городскому “искусству общения” завершается только во втором - третьем поколении), и поэтому мигранты, принимая “условия игры”, тем не менее остаются внутренне ориентированными на ценности патриархальной культуры. Осознавая свою неспособность овладеть полностью ценностями городской культуры немедленно, значительная часть мигрантов компенсирует свою ущербность, утверждаясь в своих собственных глазах и глазах окружающих через экстравагантные формы поведения, эпатаж, сознательное игнорирование общепринятых норм поведения.
Маргинальная культура в настоящее время оказывает огромное
воздействие на духовный климат городов, значительная часть жителей которых
- выходцы из деревни в первом поколении. И есть все основания считать, что
значительная часть тех негативных явлений, с которыми мы сталкиваемся в
повседневной жизни, является не чем иным, как следствием расширения зоны
маргинальной культуры, порождающей деформированные формы социального бытия.
“ Остаточный принцип “
Характеризуя предпосылки современной социокультурной ситуации, нельзя не сказать об “остаточном принципе“.
В СССР “остаточный принцип” возник в начале 30-х годов, когда был
взят курс на ускоренную индустриализацию и ему был принесен в жертву
культурный уровень населения. Десятилетия действия “остаточного принципа”
ввергли культуру в глубокий кризис. О сложившейся ситуации можно судить по
следующему : сегодня в России театры работают преимущественно в краевых и
областных центрах и в то же время в городах, где проживает 43% населения
страны, нет ни одного подобного культурного учреждения. Сегодня около 60%
зданий краеведческих музеев нуждаются в капитальном ремонте, капитального
ремонта требуют более 11 тыс. библиотек. По обеспеченности учреждениями
культуры Россия отстает практически от всех высокоразвитых стран Запада.
Так, в Финляндии на 1 тыс. жителей приходиться в 5,5 раза больше театров,
чем в нашей стране, а отставание от ФРГ выражается цифрой 9,8.
Следует подчеркнуть, что “остаточный принцип“ продолжает действовать и сегодня. На нужды культуры в 1995 г. в РФ выделено 1,8% от общей суммы средств. В то же время в развитых странах Запада, например в ФРГ, траты государства на поддержание сферы культуры, обеспечение доступности всем слоям населения культурных ценностей составляют примерно 10% госбюджета.
Внедрение рыночных отношений
Таковы предпосылки социокультурной ситуации сегодняшнего дня, которая в перспективе имеет тенденцию значительно ухудшиться, так как в силу вступают рыночные законы и возрастает потребность не во всесторонне развитой, а в “рыночной“ личности. Для последней характерна способность быть такой, какой от нее требует быть рынок.
На современную социокультурную ситуацию воздействует не только формирующийся рынок. Она находиться под воздействием нарастающей экспансии англо-американской культуры, резкого падения авторитета социалистической идеологии, криминализации всех сфер общественной жизни, корумпированности государственного чиновничества и его альянса с мафиозными группами.
Внедрение рыночных отношений в сферу культуры началось с момента принятия в 1988 г. Министерством культуры СССР постановления “О переводе ряда учреждений культуры на условия самофинансирования и хозрасчета“ и последующего за ним проведения эксперимента в театрах страны. Суть эксперимента в том, чтобы выработать модель театра, действующей в условиях рынка, которую можно было бы предложить в качестве образца для других типов культурно-просветительных учреждений.
Результаты эксперимента оказались далеко неоднозначными. Анализ
работы театров показал, что они отреагировали на этот эксперимент
повышением стоимости билетов, что, в принципе, ведет к их элитарности.
Подавляющее большинство зрителей было таким образом отсечено от
театрального искусства.
Нечто подобное произошло и с другими учреждениями культуры -
Дворцами, Домами культуры, библиотеками. Их заставили искать внебюджетные
источники финансирования, заниматься поиском “добрых” банкиров,
предпринимателей и купцов и сдавать свои помещения в аренду коммерческим
организациям.
Так были созданы экономические предпосылки для разрушения
инфраструктуры сферы культуры и постепенного превращения традиционных
учреждений в особый вид коммерческих предприятий, ориентированных не на
расширение собственно культурных задач, а на получение прибыли. Постепенно
начала сворачиваться деятельность кружков и коллективов художественной
самодеятельности, одновременно стало быстро увеличиваться количество
“доходных“ организаций. На базе государственных, профсоюзных, колхозных
учреждений начали возникать видеосалоны, пункты проката аудио- и
видеокассет.
Несмотря на внедрение коммерческих начал в свою деятельность, культурные учреждения не удержались на своих позициях и под напором рынка стали превращаться в откровенно коммерческие структуры. Многие из них были пущены, что называется, “с молотка“.
О масштабах развернувшегося процесса можно судить по следующим фактам. Только за один 1991 г. продано или перепрофилировано свыше 500 объектов социально-культурного назначения. В 1992 году эта тенденция продолжала усиливаться и, согласно оценкам экспертов, в ближайшее время можно ожидать закрытия как минимум еще 10 тыс. аналогичных учреждений.
Особенно значительному разгрому подверглись социально-культурные
учреждения села. При незначительном повышении государственных закупочных
цен и резком подорожании сельскохозяйственной техники, минеральных
удобрений и прочего колхозы и совхозы в абсолютном большинстве оказались
неспособными содержать на своем балансе построенные ими Дома и Дворцы
культуры, кинотеатры, творческие самодеятельные коллективы, дотировать
демонстрацию кинофильмов, выездных спектаклей городских театров и т. д. О
том, насколько стремительно совершается разрушение инфраструктуры культуры
села, можно судить по следующим данным. Если 1985 г. на селе действовало
3349 клубных учреждений, содержащихся за счет колхозов и совхозов, то к
началу 1991 г. их было уже в два раза меньше. В 1993 году их численность
уменьшилась еще на 27%, а далее этот процесс интенсифицировался.
Показательно, что массовое сознание очень четко прореагировало на
происходящие в сфере культуры процессы. По данным исследований конца 1991
года - начала 1992 года, только 2,3% сельского населения и немногим более
7% городского населения оценивают степень доступности для них культурных
благ как высокую; приблизительно каждый 5-й - как среднюю, каждый 4-й - как
низкую. Только 21% сельских жителей считают, что у них есть реальная
возможность побывать на концерте, который их интересует, 20% - посетить
спектакль, о котором они слышали и который хотят увидеть, 16% - составить
библиотеку, около 8% - сформировать фонотеку, менее 7% - стать обладателем
видеотеки. Каждый 3-й убежден в том, что в результате тех социальных
изменений, которые совершаются сегодня, степень доступности культурных благ
для них существенно уменьшилась. В том, что произойдет обратное и их
возможности в приобщении к культурным ценностям возрастут, убеждены менее
6% сельских жителей.
Внедрение рыночных начал в сферу культуры больно ударило по основной массе культпросветработников, творческой интеллигенции. Проблема выживания в полный рост стала перед библиотекарями, сотрудниками музеев, парков, артистами театров, киностудий и т. д., которые с повышением стоимости жизни в своей массе оказывались за чертой бедности. Низкая зарплата, неустойчивая ситуация, понижение социального статуса стимулировали массовый отток высококвалифицированных кадров из учреждений культуры. Значительное число представителей творческой интеллигенции, особенно тех, кто обладал уже сценическим именем и известностью, ушли из творческих коллективов в различные концертные организации, действующие на кооперативных началах, коммерческие структуры, связанные с шоу-бизнесом. Часть из них эмигрировала за рубеж.
Внедрение рыночных отношений самым непосредственным образом сказалось
на репертуаре. С афиш театров практически исчезли пьесы мировой и
отечественной классики. Их полностью вытеснили произведения, заранее
“обреченные“ на успех благодаря конъюнктурной тематике и учету потребностей
новой “элиты”, предпринимателей, коммерсантов, высокооплачиваемых
банковских служащих, новой номенклатуры и т. д.
Рынок превратил продукт духовной деятельности в товар, который должен быть продан по цене, обеспечивающей продавцу максимальную прибыль. О том, в какой мере коммерческий подход определяет процесс духовного производства, можно судить по таким данным. По сравнению с 1985 г. цена билетов в театры на сегодняшний день возросла в 100 раз, а кое где и более. Для 90% юношей и девушек в силу чисто финансовых соображений спектакли в престижных театрах практически недоступны.
Зато для 13-16 летних девушек и юношей открылись новые горизонты в
“духовном развитии”, такие, о которых они несколько лет назад вообразить и
не могли. Это мытье машин, распространение газет, кражи, вымогательство,
перепродажа вещей, собирание бутылок, работа в коммерческом киоске, уборка
в нем мусора, разгрузка машин и вагонов, проституция.
Существенный удар нанесло внедрение рыночных отношений отечественному
кино. Сегодня происходит разрушение коллективов таких студий, как
“Мосфильм”, “Ленфильм” и другие, которые не в силах конкурировать с
десятками возникших коммерческих студий, кинообъединений и киноцентров.
Коммерческие структуры делают ставку на боевики, вестерны, триллеры,
эротические ленты, которые в настоящее время пользуются успехом у
значительной части зрительской аудитории. Статистические данные
Министерства культуры России говорят о том, что на протяжении года в
прокате находятся в среднем от 50 до 60 лент отечественного производства,
что составляет приблизительно 35% всех фильмов, демонстрируемых в
кинотеатрах страны.
Столь же разрушительным оказалось воздействие рыночных отношений на книгоиздательскую деятельность. В конце 80-х годов в СССР издавалось в среднем 87 тыс. названий книг общим тиражом 2,5 млрд. экземпляров. К концу 1994 года число наименований сократилось до 43 тыс. и продолжает уменьшаться далее. Разнообразие нынешней книжной продукции в значительной степени мнимое. Государственные и коммерческие издательства выпускают в свет литературу приблизительно одного и того же плана. Это фантастика, детективы, эротика, а под час и просто порнография.
В связи с ростом цен на бумагу и желанием дельцов круто заработать
на издании литературы книга становится товаром, в значительной степени
недоступным для широких слоев населения, и прежде всего молодежи.
Екатеринбургские социологи отмечают, что современный подросток,
помешавшись на богатстве и сексе, относит к писателям ХХ века А.С.Пушкина и
А.Дюма, а Ф.Достоевского считает композитором нашего столетия. 44%
опрошенных подростков полагают, что книги можно и даже нужно сжигать.
Правда, пока еще сохраняются и защитники книг. 47% категорически заявили,
что любые книги ценны сами по себе и сжигать их преступно.
Книжный рынок в том виде, в каком он существует на сегодняшний день,
отвергает литературу, обладающую высокими художественными достоинствами.
Единственным механизмом его регулирования выступает прибыль, получаемая
издателями и продавцами печатной продукции. И это в то время, когда в
абсолютном большинстве стран в отношении духовной продукции осуществляется
протекционистская политика со стороны государства, позволяющая поддерживать
культурный уровень населения на достаточно высоком уровне.
Социокультурная ситуация в России усугубляется растущим социальным
неравенством населения. Соотношение дохода 10% самых бедных и самых богатых
частей населения равнялось в 1993 году 1:50 (для сравнения : в 1989 году в
СССР оно составляло 1:5, в ФРГ - 1:7, в США - 1:14).
Итак, в результате внедрения рыночных отношений в сферу культуры оказалось практически полностью разрушенной ее инфраструктура, резко уменьшился объем и качество духовной продукции, сузился круг культурных образцов, находящихся в активном обороте, уменьшилось число каналов, по которым обеспечивалось еще в недавние времена распространение духовных благ, резко сократилась сфера любительского художественного творчества, практически оказалась свернутой культурная жизнь в провинции и особенно на селе, где приезд кинопередвижки можно сравнить с эпохальным событием, не говоря уже о выездном спектакле или шефском концерте артистов областной филармонии, которые безвозвратно ушли в прошлое.
Поражение коммунистического идеала
Как же сказалось поражение коммунистического идеала на культурной
жизни России? Как ни парадоксально, но далеко не самым оптимальным образом.
Возьмем такое уникальное явление, как культура молодежного андеграунда.
Своим возникновением и существованием она полностью обязана государственной
идеологии, существованию жестких установок относительно того, что
эстетически ценно, а что подлежит изгнанию и критическому восприятию. В
борьбе с так называемой официальной культурой, где идеологический момент
был доминирующим, культура молодежного андеграунда обрела и утвердила себя,
превратившись в неотъемлемую часть культуры советского общества. Именно в
этом противостоянии родился “авторский кинематограф”, бардовская песня,
молодежный художественный авангард, подпольная литература. Критическая
направленность, полемическая заостренность, скрытый гражданский пафос
сделали известными имена В.Аксенова, В.Войновича, Ю.Шевчука,
Б.Гребенщикова, Э.Лимонова, В.Цоя и других. Далеко не случайно, что взлет
культуры андеграунда пришелся на конец 80-х годов, когда всеми средствами
(от рок-музыки до философской публицистики) осуществлялась тотальная
критика существовавшей социально-экономической системы.
Поражение коммунистического идеала, критика марксистско-ленинской
идеологии стали переломным моментом в развитии молодежной субкультуры.
Утратив идейного противника, высмеивая которого она вырабатывала свои
оригинальные средства и методы эстетического отражения действительности,
культура андеграунда лишилась своего гражданского содержания, критического
пафоса, который был столь притягателен для разбуженного молодежного
сознания. Постепенно она перестала быть выразителем интересов широких масс
молодежи. Это особенно ярко проявилось в судьбе рок-музыки, где группы,
занимавшие еще совсем недавно высшие места в ранговой шкале музыкальных
предпочтений молодежи (к ним относились “ДДТ”, “Кино”, “Браво”, “Алиса” и
другие), переместились в ее конец. Им на смену пришла музыка иного плана,
которая по тематической направленности, используемым музыкальным приемам,
технике исполнения все более смыкается с так называемой поп-музыкой,
призванной удовлетворять весьма невзыскательные потребности подростковой
молодежи.
Нечто подобное происходит и со “взрослым” искусством. Кинематограф, утратив критический пафос до- и перестроечной поры, постепенно превращается в развлекательное искусство. Попытки реанимировать социальную тему в нем явно обречены на неудачу, ибо исчез сам предмет критики. Аналогична судьба и театра.
Все это говорит о том, что из русского искусства (а следовательно, и из культуры) уходит нечто важное, придававшее ему особое качество, превращавшее его в действенный инструмент переустройства мира, возвышения человеческого духа.
Культурная экспансия
Сам факт культурной экспансии вряд ли требует доказательств.
Достаточно обратиться к программам передач радио и телевидения. По самым
скромным подсчетам, около половины экранного времени отводится демонстрации
видеопродукции, созданной на студиях США или других стран. Подтверждением
мысли о процессе внедрения инородных культурных образцов в массовое
сознание может служить и тот факт, что на протяжении последних лет на
экранах кинотеатров России демонстрируются в основном американские фильмы,
закупленные у американских кинокорпораций. Естественно, что героями этих
фильмов являются преступники и сыщики, проститутки и их поклонники, убийцы
и их жертвы, наркодельцы и наркоманы.
И на прилавках книжных магазинов преобладают произведения той же
тематики. Бойко написанные, выполненные на высоком полиграфическом уровне,
эти книги становятся престижными для обывателя. Так, Г.Роббинс, Р.Стаут,
К.Холландер, Э.Арсан, А.Кристи и им подобные становятся “инженерами русской
души”.
Удовлетворяя потребности индивидов в развлечении, литература, кинематограф, видеозаписи выполняют еще одну функцию: они формируют определенный тип мышления, мировоззренческих установок. Богатство и секс - вот основные ценности жизни, и на пути к ним все дозволено. Говоря другими словами, подобная духовная продукция разрушает основу национального самосознания, формирует космополитов, для которых родина там, где хорошо платят, людей, готовых ради собственного эгоизма продать все, что имеет спрос на рынке: государственные секреты, национальное богатство и т. д.
Опасность американизации русской национальной культуры, формирования
рыночной личности, готовой быть тем, на что имеется спрос (предателем,
проституткой, мафиози, исполнителем заказного убийства и т. д.), плохо
сознается российской общественностью и сознательно игнорируется
противниками русской национальной культуры. В то же время на Западе,
практически во всех европейских странах, уже на протяжении десятков лет
существуют эффективно действующие законы, препятствующие проникновению на
национальный рынок американской духовной продукции. Так, во Франции еще в
середине 60-х годов был принят закон, определяющий квоты демонстрации
американских фильмов как в частных, так и в государственных кинотеатрах.
Превышение числа американских фильмов над национальными (согласно
законодательству, соотношение должно составлять 49:51) наказывается
денежным штрафом и лишением лицензии. Целая система пртекционистских мер
разработана в Испании, Голландии, Италии, ФРГ и т. д. Целенаправленная
политика, проводимая европейскими странами против проникновения
американской массовой культуры на национальный рынок, не покажется
излишней, если вспомнить, что уже в середине 70-х годов различными
корпорациями США, специализирующимся в области шоу-бизнеса, принадлежало
80% киноточек мира, ими же контролировалось 75% выпускаемых ежедневно в
эфир кинопрограмм. На американских студиях создавалось более 50%
кинофильмов мира. Американские студии звукозаписи выбрасывали на рынок
ежегодно более 60% от общего числа грампластинок. Сегодня, по оценкам
экспертов, часть рынка культурных услуг и продуктов духовного производства
в западном мире, контролируемого как государственными, так и коммерческими
структурами США, все еще велика.
Заключение
Нет необходимости доказывать, что любой народ, любая нация могут существовать и развиваться только тогда, когда они сохраняют свою национально-культурную идентичность, когда, находясь в постоянном взаимодействии с другими народами и нациями, обмениваясь с ними культурными ценностями, тем не менее не теряют своеобразия своей культуры. В истории можно найти многочисленные примеры того, как исчезали государства, чей народ забывал свой язык и культуру. Но если сохранялась культура, то, несмотря на все трудности и поражения, народ поднимался с колен, обретая себя в новом качестве и занимая достойное место среди других народов.
Подобная опасность подстерегает сегодня и русскую нацию, ибо цена за
западную технологию может оказаться слишком высокой. Не только резко
возрастает социальное неравенство внутри нашего общества со всеми
отрицательными последствиями, но и углубиться национальное неравенство
между русским народом и так называемыми западными этносами. Вернуть же
утраченные позиции в мировой культуре крайне сложно, а смириться с утратой
- значит оказаться на краю пропасти в культурно-историческом развитии.
Список использованной литературы
1. Советский энциклопедический словарь. Москва 1985г.
2. Введение в культурологию. Москва 1995г.
3. Россия и мир. Учебная книга по истории. Москва 1994г.
4. История России. Курс лекций по истории Брянск 1992г.
5. Радаеев В., Шкаратан О. Возвращение к истокам. Известия 1990г. 17 февраля.
6. Аргументы и факты. 1993г. №22 стр. 5.
7. Что такое демократическое общество? Информационное агентство США.
1995г.