Реферат на тему :
К вопросу о народной культуре средневековья
Содержание:
Стр.
| |Введение |5 |
|1. |Раннее средневековье |7 |
|1.1|“ Культура безмолствующего большинства” |7 |
|1.2|Роль церкви в период Раннего Средневековья. |11 |
|2. |Высокое (классическое) Средневековье. |14 |
|2.1|Зарождение “городской культуры”. |15 |
|2.2|Проповеди как пласт народной культуры. |16 |
|3. |Позднее Средневековье |18 |
| |Заключение |20 |
| |Список литературы |22 |
Введение.
Средними веками культурологи называют длительный период в истории
Западной Европы между Античностью и Новым Временем. Этот период охватывает
более тысячелетия с V по XV века.
Внутри тысячелетия принято выделять по меньшей мере три периода :
Раннее Средневековье, от начала эпохи до 900 или 1000 годов (до X - XI
вв);
Высокое (Классическое) Средневековье - от X -XI веков до примерно XIV
века;
Позднее Средневековье, XIV- XV века.
Некоторые авторы в контексте Средневековья рассматривают и так
называемый переходный период от Средних веков к Новому Времени ( XVI-XVII
века), однако представляется более обоснованным рассматривать период
Реформации и Конрреформации как отдельный период истории и культуры,
оказавший большое влияние на дальнейшее формирование культурного сознания
народных масс.
Народная культура этой эпохи - новая и почти неразведанная еще в науке тема. Идеологам феодального общества удалось не только оттеснить народ от средств фиксации его мыслей и настроений, но и лишить исследователей последующих времен возможности восстановить основные черты его духовной жизни. “ Великий немой”, ”великий отсутствующий”, “люди без архивов и без лиц” - так именуют современные историки народ в эпоху, когда для него был закрыт непосредственный доступ к средствам письменной фиксации культурных ценностей.
Народной культуре средневековья не повезло в науке. Обычно, когда
говорят о ней, упоминают самое большее остатки древнего мира и эпоса,
пережитки язычества. В тех сравнительно редких случаях, когда современный
специалист обращается к народной религиозности средневековья, у него не
находится для нее иных характеристик как “наивная”, “примитивная”,
“неотесанная”, “грубая”, “поверхностная”, “пралогическая”, ”ребяческая”;
это религия “народа-ребенка“, переполненная суевериями и ориентированная на
сказочное и баснословное.
Критерии для подобных оценочных суждений берут из “высокой” религии просвещенных и именно с их позиции судят о сознании и эмоциональной жизни простолюдинов, не ставя перед собой задачи рассмотреть ее “изнутри”, руководствуясь ее собственной логикой. [2, стр. 9 ]
Таким образом, долгое время в историко-культурологической литературе господствовал взгляд на Средневековье как на “темные века”. Основы такой позиции были заложены просветителями. Однако история культуры западноевропейского общества была далеко не столь однозначна.
1. Раннее средневековье.
1.1 “ Культура безмолствующего большинства”
Раннее Средневековье - время, когда в Европе происходили бурные и очень важные процессы , такие, как вторжение варваров, закончившиеся падением Римской империи. Варвары селились на землях бывшей империи, ассимилировались с ее населением, создавая новую общность Западной Европы.
Новые западноевропейцы при этом, как правило, принимали христианство,
которое к концу существования Рима стало его государственной религией.
Христианство в различных его формах вытесняло языческие верования и этот
процесс после падения империи только ускорился. Это второй важнейший
исторический процесс, определявший лицо раннего Средневековья в Западной
Европе.
Третьим существенным процессом было формирование на территории бывшей
Римской империи новых государственных образований, создававшихся теми же
“варварами”. Племенные вожди провозглашали себя королями, герцогами,
графами, постоянно воюя друг с другом и подчиняя себе более слабых соседей.
Характерной особенностью жизни в раннее Средневековье были постоянные
войны, грабежи и набеги, которые существенно замедляли экономическое и
культурное развитие.
В период раннего средневековья идейные позиции феодалов и крестьян еще не оформились и крестьянство , только рождавшееся как особый класс общества, в мировоззренческом отношении растворялось в более широких и неопределенных слоях. [1, стр. 16]
Главная масса населения Европы того времени - сельские жители, образ жизни которых был всецело подчинен рутине, а кругозор до крайности ограничен. Консерватизм- неотъемлемый признак этой среды.
Крестьянство и его жизнь почти вовсе не отражаются в социальной картине мира, как мыслилась она в ту пору, и этот факт сам по себе весьма симптоматичен. Общество, аграрное по своей природе, строившееся на эксплуатации и подчинении широких слоев сельского населения, как бы позволяло себе идеологически игнорировать собственное большинства.
Парадокс : простой люд, прежде всего - крестьянство, презираемое и
игнорируемое господствующим классом, вместе с тем, в определенном смысле,
доминировало в духовной жизни раннего Средневековья. Сельская жизнь с ее
неторопливой размеренностью и периодической сменой производственных
сезонов, была главным регулятором социального ритма общества ([ 1], стр.
63)
Церковь не разделяла открытой враждебности к крестьянам. Ее задача состояла в том, чтобы по возможности сглаживать социальные конфликты и антагонизмы. Обращаясь к сильным мира сего, она взывала к милосердию по отношению к угнетенным и обездоленным.
Это сочувствие проистекало в значительной мере из социального учения церкви, которая превозносило бедность, считая ее идеальным состоянием.
Правда, осуждение богатства, столь решительное в произведениях
церкви III-V веков , было несколько приглушено в литературе более позднего
времени, когда церковь стала крупнейшим собственником. Прославление же
бедности проходит лейбмотивом через все литературные памятники Раннего
Средневековья.
Необходимо отметить важную черту средневековой словесности - в обществе, подавляющая часть которого была неграмотна, письменность не служила определяющим средством человеческих коммуникаций. Средневековое общество в своей толще было обществом бесписьменным. ([2], стр. 19)
На протяжении большого исторического периода народные диалекты и
языки Западной Европы , будучи средствами устного общения людей, не могли
овладеть сферой письменности- она оставалась всецело под властью латыни -
языка, который был унаследован от предшествовавшей эпохи европейской
истории и являвшегося официальным и профессиональным языком единственно
образованного и монополизировавшего образование слоя общества -
духовенства. Быть грамотным означало знать латынь . Соответственно
сохранялось, как существенное и значимое, утвердившееся в поздней
античности деление людей на litterati и illiterati , т.е на образованных
, знающих латынь , и на “идиотов” - неграмотных, довольствующихся данным им
от рождения грубым народным языком. ([2], стр. 16)
В V-IX вв все школы в странах Западной Европы находились в руках церкви. Церковь составляла программу обучения, подбирала учащихся. Главная задача была определена как воспитание служителей церкви. В церковных школа преподавались “ унаследованные” от античности так называемые “семь свободных искусств” : грамматика, риторика, диалектика с элементами логики, арифметика, геометрия, астрономия и музыка.
Кроме монашеских школ существовало также незначительное количество так называемых “внешних” школ, где обучались юноши, не предназначенные для церковной карьеры. Однако это были , в основном, дети из знатных семей.
Уровень преподавания в разных школах был неодинаков, соответственно ,
менялся и уровень образования людей. После определенного подъема VIII-IX вв
развитие умственной жизни в X-начале XI вв заметно затормозилась.
Духовенство , в основном, было неграмотно, распространялось невежество.
Пришли в упадок скриптории - мастерские, существовавшие при церквях , в
которых переписывались рукописи, а также церковные и монастырские
библиотеки. Книг было мало и стоили они баснословно дорого, что закрыло
путь к образованию даже детям из относительно обеспеченных семей.
В период раннего Средневековья активно развивалась устная поэзия, особенно героический эпос, что было характерно прежде всего для Англии и стран Скандинавии.
Однако, следует еще раз подчеркнуть, что все же средневековый
европеец , включая и высшие слои общества, был преимущественно неграмотен.
Ужасающе низким был уровень грамотности даже священников в приходах.
Уровень же образованности мирян был вообще минимальным. Масса прихожан слушала неграмотных священников. При этом сама Библия была для рядовых мирян запретна, ее тексты считались слишком сложными и недоступными для непосредственного восприятия простых прихожан. Толковать ее дозволялось только священнослужителям. Массовая средневековая культура - это культура бескнижная, “догутенбергова”. Она опиралась не на печатное слово, а на изустные проповеди и увещевания. Она существовала через сознание безграмотного человека. Это была культура молитв, сказок, мифов и волшебных заклятий. ([3],стр .31)
Вместе с тем, значение слова, написанного и особенно - звучащего, в
средневековой культуре было чрезвычайно велико. Молитвы воспринимались
функционально как заклинания, проповеди на библейские сюжеты - как
руководство к обыденной жизни, магические формулы - как способ решить
проблемы. Все это также формировало средневековый менталитет. Люди
привыкли напряженно вглядываться в окружающую действительность, воспринимая
ее как некий текст, систему символов, содержащий некий высший смысл. Эти
слова-символы надо было уметь распознавать и извлекать из них божественный
смысл. Этим, в частности, объясняются и многие особенности средневековой
художественной культуры, рассчитанной на восприятие именно такого, глубоко
религиозного и символического сознания. Поэтому для средневекового сознания
, средневекового менталитета культура, прежде всего, выражала смысл, душу
человека, приближала человека к Богу, как бы переносила в иной мир, в
отличное от земного бытия пространство. И пространство это выглядело так,
как описывалось в Библии, в житиях святых. Соответственно этому
определялось и поведение средневекового европейца, вся его деятельность.
1.2 Роль церкви в период Раннего Средневековья.
Важнейшей особенностью средневековой культуры является особая роль
христианского вероучения и христианской церкви. В условиях всеобщего упадка
культуры сразу после распада Римской империи, только церковь в течение
многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех
стран, племен и государств Западной Европы. Церковь была не только
главенствующим политическим институтом, но и имела доминирующее влияние
непосредственно на сознание населения. В условиях тяжелой и скудной жизни
, на фоне крайне ограниченных и малодостоверных знаний об окружающем мире,
церковь предлагала людям стройную систему знаний о мире , его устройстве,
действующих в нем силах. Эта картина мира целиком определяла менталитет
верующих селян и горожан и основывалась на образах и толкованиях Библии.
Вся культурная жизнь европейского общества этого периода в значительной степени определялась христианством.
Огромную роль в жизни общества того времени играло монашество: монахи брали на себя обязательства “ухода из мира”, безбрачия, отказа от имущества. Однако уже в VI веке монастыри превратились в сильные, нередко - очень богатые центры, владеющие движимым и недвижимым имуществом. Многие монастыри были центрами образования и культуры.
Однако не следует думать, что становление христианской религии в странах Западной Европы проходило гладко, без трудностей и противоборства в сознании людей со старыми языческими верованиями
Население было традиционно привержено к языческим культам и
проповедей и описания жития святых было недостаточно для обращения его в
истинную веру. В новую религию обращали с помощью государственной власти.
Однако и долгое время спустя после официального признания единой религии,
духовенству приходилось бороться с устойчивыми пережитками язычества в
среде крестьянства.
Церковь уничтожала капища и идолов, запрещала поклонятся божкам и
совершать жертвоприношения, устраивать языческие праздники и ритуалы.
Суровые наказания угрожали тем, кто занимался гаданиями, прорицаниями,
заклинаниями или просто верил в них.
Многие языческие обычаи, против которых боролась церковь, были явно
аграрного происхождения. Так, в “Перечне суеверий и языческих обычаев”,
составленного во Франции в VIII веке, упоминаются “ борозды вокруг
деревень” и об “ идоле, по полям носимом”. Преодолеть приверженность к
такого рода ритуалам было нелегко, поэтому церковь пошла на сохранение
некоторых языческих обрядов, придав этим действиям окраску официальных
церковных ритуалов. Так, ежегодно на Троицу устраивались процессии
“крестного хода” по полям с молением об урожае взамен языческого “ношения
идола”. ( [1], стр. 65)
Формирование процесса христианизации было одним из источников острых столкновений , т.к. со старой верой у народа нередко связывались понятия народной свободы, между тем, как связь христианской церкви с государственной властью и угнетением проступало достаточно отчетливо.
“Борьба против язычества , таким образом, была составной частью процесса феодального подчинения крестьянства”. ([1], стр. 69)
В сознании масс сельского населения , независимо от веры в тех или иных богов, сохранялись установки поведения, при которых люди чувствовали себя непосредственно включенными в круговорот природных явлений.
Это постоянное воздействие природы на человека и вера в воздействие человека на ход природных явлений при помощи целой системы сверхъестественных средств было проявлением магического сознания средневекового сообщества, важной чертой его мировоззрения.
В сознании средневекового европейца мир виделся как своеобразная арена противоборства сил небесных и адских, добра и зла. При этом сознание людей было глубоко магическим , все были абсолютно уверены в возможности чудес и воспринимали все, о чем сообщала Библия, в буквальном смысле.
В самом общем плане мир виделся людям в соответствии с некоей
иерархической лестницей, вернее - как симметричная схема, напоминающая
собой две сложенные своими основаниями пирамиды. Вершина одной из них -
Бог. Ниже идут уровни священных персонажей- Апостолы, архангелы, ангелы и
т.п. На каком-то уровне в эту иерархию включаются люди : сначала папа и
кардиналы, затем клирики более низких уровне, затем - миряне, начиная со
светской власти. Затем, дальше от Бога и ближе к земле, располагались
животные и растения, потом - сама земля, уже полностью неодушевленная. А
дальше шло как бы зеркальное отражение верхней, земной и небесной,
иерархии , но в ином измерении , как бы со знаком “ минус” , по нарастанию
зла и близости к Сатане, являвшемся воплощением Зла. ([1], стр. 137)
Церковь рьяно боролась со всеми пережитками язычества, вместе с тем
принимая их. Так, называя язычеством всякие обряды, заговоры и заклинания,
церковь, тем не менее, вела настоящую охоту за людьми, якобы обладающими
способностью эти заговоры и заклинания творить. Особенно опасными церковь
считала женщин, занимающихся изготовлением всякого рода снадобий и
амулетов. В пособиях для исповедников большое внимание уделялось
“способностям некоторых женщин летать по ночам на шабаши.” ([1], стр. 75)
Таким образом, признаками ранне-средневековой культуры можно считать приверженность традиции, консерватизм всей общественной жизни, господство стереотипа в художественном творчестве, устойчивость магического мышления, которое было навязано и церкви.
2. Высокое (классическое) Средневековье.
В период классического, или высокого Средневековья, Западная Европа начала преодолевать затруднения и возрождаться. С X века укрупнились государственные структуры, что позволило собирать более многочисленные армии и до некоторой степени прекратить набеги и грабежи . Миссионеры понесли христианство в страны Скандинавии, Польши, Богемии, Венгрии, так что и эти государства вошли в орбиту западной культуры.
Наступившая относительная стабильность обеспечила возможность быстрого подъема городов и экономики. Жизнь стала меняться к лучшему, в городах расцветала своя культура и духовная жизнь. Большую роль в этом играла та же церковь, которая тоже развивалась , совершенствовала свое учение и организацию.
На базе художественных традиций Древнего Рима и прежних варварских племен возникло романское, а позже блестящее готическое искусство, причем развивалась не только архитектура и литература, но и другие виды искусства- живопись, театр, музыка, скульптура... Именно в эту эпоху были созданы шедевры литературы “ Песнь о Роланде”, “Роман о Розе”.
Возникает и развивается так называемая рыцарская литература . Одно из наиболее знаменитых произведений - величайший памятник французского народного героического эпоса-“Песнь о Роланде”. В XII в появляются рыцарские романы. В числе наиболее популярных был стихотворный роман о британском короле Артуре.
Важный памятник германской народной литературы XII-XIII вв - “Песнь о Нибелунгах”, повествующая о нашествии гуннов на Бургундское королевство в начале V в . В основе “Песни о Нибелунгах” лежат древние германские сказания.
Значительным явлением в литературе Франции в XII-XIII вв были ваганты и их поэзия. Вагантами ( от лат . vagantes - бродячие) называли бродячих поэтов. Особенностью их творчества были постоянная критика католической церкви и духовенства за алчность, лицемерие и невежество. Церковь, в свою очередь, преследовала вагантов.
Важнейший памятник английской литературы XIII в - знаменитые “Баллады о Робин Гуде” , который и поныне остается одним из самых известных героев мировой литературы.
2.1 Зарождение “городской культуры”.
В этот период быстро развивается так называемая “городская
литература” , для которой было характерно реалистическое изображение
городского повседневного быта различных слоев городского населения, а также
появление сатирических произведений. Представителями городской литературы в
Италии были Чекко Анджольери, Гвидо Орланди ( конец XIII века). [4]
Развитие городской литературы свидетельствовало о новом явлении в
культурной жизни западноевропейского общества - городской культуре ,
сыгравшей очень большую роль в становлении западной цивилизации в целом.
Суть городской культуры сводилась к постоянному усилению светских элементов
во всех сферах человеческого бытия.
Городская культура зародилась во Франции в XI-XII вв. В этот период она была представлена , в частности, творчеством “жонглеров” , которые выступали на городских площадях как актеры, акробаты, дрессировщики, музыканты и певцы. Они выступали на ярмарках, народных праздниках, свадьбах, крестинах и т.п. и пользовались большой популярностью в народе.
Примерно с середины XII века театральные действия перемещаются из- под церковных сводов на площади и действия разыгрываются уже не на латыни, а на французском языке. В роли же актеров выступают уже не священнослужителя, а горожане, сюжеты пьес становятся все более светскими, пока не превращаются в сценки из обыденной городской жизни, часто сдобренными доброй порцией сатиры. В это же время развивается театральное искусство и в Англии.
Новым и чрезвычайно важным явлением, свидетельствующим об углублении
процесса развития городской культуры , было создание в городах нецерковных
школ - это были частные школы, материально от церкви не зависящие.
Преподаватели этих школ жили за свет платы, взимаемой с учащихся и обучать
в них своих детей могли все, кто мог позволить себе заплатить за обучение.
С этого времени идет быстрое распространение грамотности в среде
городского населения.
2.2 Проповеди как пласт народной культуры.
Европейское средневековой общество было очень религиозно и власть
духовенства над умами была чрезвычайно велика. Учение церкви было исходным
моментом всякого мышления , все науки - юриспруденция, естествознание,
философия, логика- все приводилось в соответствие с христианством.
Духовенство было единственно образованным классом , и именно церковь
длительный период определяла политику в области образования. Вся культурная
жизнь европейского общества этого периода в значительной степени
определялась христианством.
Важный пласт формирования народной культуры во времена классического
Средневековья - проповеди.
Основная масса общества оставалась неграмотной. Для того, чтобы мысли социальной и духовной элиты стали господствующими помыслами всех прихожан, их нужно было “перевести” на доступный для понимания всех людей язык. Этим занимались проповедники. Приходские священники, монахи, миссионеры должны были растолковывать народу основные положения богословия, внушать принципы христианского поведения и искоренять неправильный образ мыслей.
Проповедь предполагала в качестве своего слушателя любого человека
- грамотного и неграмотного, знатного и простолюдина, горожанина и
крестьянина, богатого и бедного.
Наиболее известные проповедники строили свои проповеди таким образом, чтобы в течение длительного времени удержать внимание публики и донести до нее идеи церковного учения ввиде простых примеров.
Некоторые пользовались для этого так называемыми “примерами” ( exempla) - короткими рассказами , написанными ввиде притчей на житейские темы.
Эти “примеры” - один из ранних литературных жанров и представляют
особый интерес для более полного понимания миросозерцания рядовых верующих.
“Пример” был одним из наиболее действенных средств дидактического
воздействия на прихожан.
В этих “ случаях из жизни” виден изначальный мир средневекового человека, с его представлениями о святых и нечистой силе как о реальных участниках повседневной жизни человека.
Однако наиболее известные проповедники такие , как Бертольд
Регенбургский ( XIII в ), в своих проповедях не пользовались “Примерами”,
строя их преимущественно на библейских текстах. Этот проповедник строил
свои проповеди ввиде диалогов, адресовал призывы и высказывания к
определенной части слушателей или профессиональных категорий. Широко
использовал способ перечисления, загадки и другие приемы , делавшие его
проповеди маленькими спектаклями. ([2], стр. 265)
Служители церкви , как правило, не вносили в свои проповеди сколько-нибудь оригинальных идей и высказываний, от них этого не ожидалось и прихожане были бы неспособны оценить это. Удовлетворение публика получала как раз от слушания вещей привычных и известных.
3. Позднее средневековье.
Позднее Средневековье продолжило процессы формирования европейской культуры, начавшиеся в период классики. Однако ход их был далеко не гладким. В XIV-XV веках Западная Европа неоднократно переживала великий голод. Многочисленные эпидемии, особенно чумы, принесли неисчислимые человеческие жертвы. Очень сильно замедлила развитие культуры Столетняя война.
В эти периоды неуверенность и страх владели массами. Хозяйственный подъем сменяется длительными периодами спада и застоя. В народных массах усиливались комплексы страха перед смертью и загробным существованием, усиливаются страхи перед нечистой силой.
В конце Средневековья в сознании простонародья Сатана трансформируется из, в общем-то, не страшного и иногда смешного черта во всемогущественного повелителя темных сил, который в завершение земной истории выступит в роли Антихриста.
Другая причина страхов - голод, как следствие низкой урожайности и нескольких лет засух.
Источники страхов лучше всего высвечиваются в молитве крестьянина
того времени : “Избави нас, Господи, от чумы, голода и войны“. ( [1], стр.
330 )
Господство устной культуры мощно способствовало умножению суеверий, страхов и коллективных паник.
Однако, в конце концов, города возрождались, люди, уцелевшие от мора и войны, получили возможность устраивать свою жизнь лучше, чем в предыдущие эпохи. Возникли условия для нового подъема духовной жизни, науки, философии, искусства. Этот подъем с необходимостью вел к так называемому Возрождению или Ренессансу.
Заключение.
В Средние века комплекс представлений о мире , верований, умственных установок и системы поведения , который условно можно было бы назвать “народной культурой” или “ народной религиозностью” так или иначе был достоянием всех членов общества ([1],стр . 356).
Мышление средних веков было преимущественно теологическим.
Средневековая церковь , с опаской и подозрением относившаяся к обычаям, вере и религиозной практике простонародья, испытывала на себе их влияния. Как пример, можно привести санкционирование церковью культа святых в его народной интерпретации.
Магический подход к природе распространялся на христианские обряды, вера в чудеса была повсеместной.
Вся культурная жизнь европейского общества этого периода в значительной степени определялась христианством.
Европейское средневековой общество было очень религиозно и власть духовенства над умами была чрезвычайно велика. Учение церкви было исходным моментом всякого мышления , все науки - юриспруденция, естествознание, философия, логика- все приводилось в соответствие с христианством. Высшее духовенство было единственно образованным классом, однако средневековый европеец , включая и высшие слои общества, был неграмотен. Ужасающе низким был уровень грамотности даже священников в приходах. Лишь к концу XV века церковь осознала необходимость иметь образованные кадры и начала открывать духовные семинарии.
Массовая средневековая культура - это культура бескнижная,
“догутенбергова”. Она опиралась не на печатное слово, а на изустные
проповеди и увещевания. Она существовала через сознание безграмотного
человека. Это была культура молитв, сказок, мифов и волшебных заклятий.
“ Переводом” мыслей социальной и духовной элиты на доступный для
понимания всех людей язык стали проповеди, предствляющие собой значительный
пласт средневековой культуры. Приходские священники, монахи, миссионеры
должны были растолковывать народу основные положения богословия, внушать
принципы христианского поведения и искоренять неправильный образ мыслей.
Создавалась специальная литература, которая популярно излагала основы
христианского учения, давая пастве образцы для подражания. Эта литература
, в основном, предназначалась священникам, чтобы они использовали ее в
своей повседневной деятельности.
Во времена классического Средневековья возникает городская культура как новое явление культурной народной жизни, сыгравшая очень большую роль в становлении западной цивилизации в целом. Суть городской культуры сводилась к постоянному усилению светских элементов во всех сферах человеческого бытия.
Позднее Средневековье продолжило процессы формирования европейской культуры, начавшиеся в период классики.
Список литературы.
1. Гуревич А.Я. “Средневековый мир : культура безмолствующего большинства”. М., 1990 г
2. Гуревич А.Я. “ Проблемы средневековой народной культуры”. М.,
1981 г.
3. Гуревич А.Я. “ Категории средневековой культуры” М., 1984 г
4. Под ред. Марковой А.Н. ”Культурология”, М., 1995 г.
5. Под ред. Радугиной А.А. “Культурология” . М., 1997 г