Андрей Дмитриев
Умные мысли и/или эффективные дела.
(Несколько соображений по поводу перспектив соционики)
Надо отдать должное замечательной и продуктивной работе, проведенной социониками, которым удалось заново открыть большое количество системных знаний, т.е. универсальных закономерностей бытия. Одной из основных, на мой взгляд, заслуг соционики является то, что системные знания были описаны логически, аналитическим языком. Это способствует хорошему пониманию их непреходящей сути западной культурной традицией, то есть людьми, модель мира которых построена на вере в силу науки, то есть активной борьбы с природой с помощью интеллекта.
В других культурных традициях в другие времена те же самые системные знания объяснялись образно духовным языком: мифов (Руны и Эпосы скандинавских народов), средневековой мистики (Астрология и традиция Таро), китайской Книге Перемен и традиции Фен-Шуй, античных мистериях и трудах древнегреческих философов-мыслителей. Всегда стараясь понять и объяснить природу души и душу природы, ищущие знания люди замечали универсальные закономерности, действующие в жизни как одного человека, так и целых народов, постигали неявную для других взаимосвязь всего со всем (целого с частью и части с целым). И вопрос: "Что есть человек, чем он отличается от себе подобных и в чем разные люди схожи?" Всегда возникал и объяснялся по-своему, в терминах данного времени, данной культуры.
Совершенно правы люди, называющие соционику системой верований, ведь у нее уже есть собственные мифы и сленг. Все дело в том, что в настоящее время наука и религия находятся в процессе сближения, то есть религия старается быть более объективной и просвещенной, стремиться к развитию и все более уходит с ортодоксальных позиций. Наука же в свою очередь становится более этичной, то есть принимает существование духовных феноменов и не отрицает их важности и непостижимости на данном этапе развития. Вопрос веры был для людей актуален всегда, во все времена. Ведь часто только вера дает силы и наполняет смыслом существование человека, хотя она и является всего лишь жалкой заменой прямого переживания жизни. Сейчас, когда вера во внешнего бога в религиозной форме разрушена наукой - говоря словами Ницше "Бог умер", люди стараются обрести успокоение в других формах веры. В Советском Союзе коммунистическая вера, пытавшаяся заменить православие, утверждала идею рая на земле в будущем ценою жертв и лишений в настоящем. То есть объектом веры было время всеобщего изобилия и тотального равенства, а система верований строилась на идее правоты большинства, то есть стандартизации людей по некому среднему, ближе к люмпенскому, уровню.
Вообще, оценивая любую систему верований, нагляднее всего посмотреть на идеал, героя, следующего ее идеологии. Вот несколько утрированных примеров:
Монах-сектант с горящими глазами, истязающий свое тело долгими постами и всенощными бдениями.
Рабочекрестьянин, пашущий от звонка до звонка и глушащий водку, но верящий в победу мирового пролетариата и всеобщую сладкую халяву для потомков.
Потребитель, покупающий все подряд, уверовавший в рекламу, и ждущий, когда же начнут бронировать билеты в рай.
Сейчас же и в бывшем совке, да и во многих других странах, с верованиями людей творится полный ералаш. Всевозможные эзотерические направления, миссионеры многочисленных "новых церквей и общин", учителя, ашрамы, шаманы и.т.д. Традиции сдают в неравной борьбе с культурной экспансией и массовой глобализацией. С помощью рекламы и PR можно сделать за считанные месяцы то, на что уходили века миссионерства и крестовых походов.
Заметную популярность сейчас получило New AGE (Новая Эра), это культурно-религиозное течение, основанное на холистическом мировоззрении. Вкратце, цели этого культурного феномена можно охарактеризовать как поиски рая на земле, пацифизм и приветствие всеобщей интеграции и глобализацию. Большое количество попыток создать новую общемировую веру (религиозную основу) пока проваливается, но запрос имеет место быть, это факт...
Но мы слишком увлеклись.
Да, у соционики есть все предпосылки стать новой верой. Прежде всего, верой в себя, в свои силы, и в свою, нужную обществу, миссию. Также в основах соционики заложены гуманистические идеи равной значимости и важности каждого типа для человечества в целом, и идеал совершенства в виде целостной личности, достигшей трансценденции - гармонии внутри себя и с окружающим миром.
Есть даже некий аналог первородного греха. Имеется в виду то, что психотип жестко задается при рождении, и человек изначально неполноценен, т.е. урезан в возможностях в 16 раз! Он получает от создателя болевую точку (ТНС) и недостижимый идеал в виде базовой функции (некоторые соционики называют ее не иначе как "проклятие типа") - прямо-таки карма, да и только. Налицо целый пантеон потенциальных богов-покровителей - коими являются яркие личности, псевдонимами которых названы психотипы, о которых, кстати, уже бытуют легенды. Например, Жуков почитаем на "соционическом Олимпе" как весьма опасный и жестокий воин, а Гексли имеет славу легкомысленного донжуана, болтуна и повесы.
И зачастую в соционической среде каждый неофит автоматически наделяется качествами легендарного псевдонима. И это неплохо, а зачастую бывает и очень полезно, но, к сожалению, в соционике все еще много неточностей, и часто человек получает не свой идеал для развития и еще сильнее утверждается в собственной ошибке. Я бы предложил для обозначения соционики и подобных ей систем термин "киберязычество". Это информационно и аналитически обоснованная вера в собственные силы в рамках своего психотипа, имеющего покровительствующего ему героя-бога.
Несмотря на попытки удержать соционику в рамках академической науки, она все больше становится стилем жизни и мышления, пока, правда, ограниченным узким кругом ищущих людей. Но, учитывая стойкий интерес к психологии и эзотерике, количество принимающих эту модель мира, будет неуклонно расти. Возможно, в распространении в умах победит вовсе не классическая соционика, а какая-либо ее модификация, сейчас, например, есть Психойога и Символьная соционика, либо похожая модель мира со сходной структурой.
Юнг признавался по поводу своих алхимических опусов: "Я пишу как язычник, хотя я христианин". Если монотеистическая риторика абстрактна и безобразна, то книги Юнга воплощают яркий, живой, эмоциональный стиль письма. Они являются примером языческой, политеистической риторики. Языческий космос с множеством персонажей предлагает свободу в индивидуальных верованиях. Он ничего не навязывает. Такая установка предполагает терпимость и принятие, позволяет сосуществовать множеству равноправных моделей жизни и человеческой самореализации. (Из статьи "Глубинная психология: на краю сцены", Лев Хегай)
Соционика в форме веры реально может дать Точку опоры в жизни. Многим просто необходимо во что-то верить, ведь люди считают себя слабыми, хотя и не показывают этого окружающим, не зная, что внутри каждого есть воистину бесконечные силы (возможности). Но почти все люди не слышат самих себя и, чувствуя слабость себя, которую сами и поддерживают, очень нуждаются в опоре. Это может быть нечто, что человек считает сильным и вечным. Сейчас наши современники охотнее всего верят в силу знания, новые технологии и своих кумиров. Любая раскрученная личность, будь то рок-музыкант или эзотерический гуру, в короткий срок становится объектом поклонения. Любая же, даже самая бредовая, но научно обоснованная идея безоговорочно принимается обывателями. Вера в любые чудодейственные технологии, от магических до генетических, сейчас очень сильна, и ее можно укрепить одним, двумя публичными чудесами.
Соционика может стать для многих поддержкой и опорой.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://centercep.ru