Рефетека.ру / Психология

Реферат: Социальное и эмоциональное развитие в младенчестве

Социальное и эмоциональное развитие в младенчестве

Дети с рождения существа социальные. Поэтому эмоциональные и социальные отношения детей являются главными аспектами развития в раннем возрасте. И, хотя сферы когнитивного, социального и эмоционального развития разделяются, тем не менее, чтобы изучить и описать их, следует помнить, что они взаимосвязаны.

Теории социального и эмоционального развития в раннем возрасте.

Психоаналитическая теория.

Концепция взаимоотношений младенцев с родителями Фрейда основана на предположении, что младенцам от рождения присущи биологические инстинкты, требующие удовлетворения. Потребность ребенка в еде, в тепле, в облегчении боли рассматривалась им как стремление к сенсорному удовольствию.

По мнению Фрейда, с развитием ребенка его деятельность, люди и предметы, которым ребенок передает энергию либидо, предсказуемо меняются. Фрейд утверждал, что поскольку в младенчестве самые важные потребности связаны с питанием, внимание ребенка сосредотачивается на том, кто удовлетворяет эти потребности. По мнению Фрейда, избыточное или недостаточное удовлетворение потребностей, связанных с раздражением оральной области, способно затормозить развитие ребенка на следующих стадиях, т.к. может возникнуть фиксация или внутреннее сопротивление передаче либидо новым объектам и видам деятельности. Фрейд выдвинул гипотезу о том, что фиксация в оральной стадии может способствовать предрасположенности человека к психическим отклонениям в будущем. Например, люди, потребности которых в младенчестве удовлетворялись недостаточно, могут быть предрасположены к депрессии и шизофрении, а те, чьи потребности удовлетворялись избыточно, могут проявлять излишнюю зависимость от окружающих.

Теория социального научения.

Другое теоретическое направление отразилось в работах бихевиористов, которые также полагали, что голод, жажда, боль являются основными стимулами, побуждающими младенца к действию, но отрицали понятие либидо, т. к. его нельзя измерить. Все, что удовлетворяет физиологические потребности ребенка, например пища, было названо ими первичным подкреплением. Все, что сопутствует удовлетворению этих потребностей, называется вторичным подкреплением. Мать для младенца является вторичным подкреплением, потому что с ней постоянно связаны питание и комфорт ребенка. Поэтому малыш ощущает в ней необходимость не только, когда  он голоден или ему больно, но и в других ситуациях, тем самым, проявляя общую зависимость от нее.

Сокрушительный удар теориям, ставящим во главу угла удовлетворение физиологических потребностей, нанесли Харлоу и его коллеги серией экспериментов с детенышами обезьян, которые выявили новый источник взаимосвязи «мать — младенец» — удовлетворение от контакта. В клетку, где рос малыш обезьяны, помещали двух различных искусственных «мам». Одна «мама» была сделана из проволоки, и к ней была прикреплена бутылочка с молоком, которое детеныш мог сосать из соски. Другая «мама» была покрыта мягкой махровой тканью, но никакого питания детеныш от нее не получал. Вопреки предсказаниям как психоаналитиков, так и бихевиористов обезьяны-младенцы проводили большую часть времени в обнимку с мягкой махровой «мамой». К проволочной «маме» они подходили только, когда бывали голодны. Когда детеныш пугался незнакомого предмета, он бежал к махровой «маме» и прижимался к ней, точно чувствуя себя в большей безопасности, чем рядом с проволочной «мамой». Т.о., у этих приматов удовольствие, связанное с кормлением не легло в основу привязанности младенца к матери.

Социальное поведение ребенка в первый год жизни.

Младенцы начинают реагировать на людей с первых дней появления на свет. К концу первого месяца жизни дети различают голоса, внимательно приглядываются к лицам. Примерно между вторым и третьим месяцем младенцы начинают улыбаться окружающим, возникает так называемая улыбка общения. Чаще всего это первое явное проявление отзывчивости на социальные события. Но примерно до четырех месяцев младенцы, как правило, не отличают знакомых от незнакомых.

Общение со старшими, по мнению М.И. Лисиной, для маленького ребенка служит единственно возможным контекстом, в котором он постигает и присваивает добытое людьми ранее. Общение — важный фактор общего психического развития детей. Оно обуславливает структуру сознания, определяет опосредствованное строение специфически человеческих психических процессов.

Улыбка общения

Улыбка общения появляется у младенцев в конце второго месяца, и к трем месяцам ребенок улыбается почти каждому лицу. Появление такой улыбки- важное событие в развитии ребенка; улыбка привязывает окружающих к общению с малышом и укрепляет его привязанность к взрослым.

Однако, частота улыбок, адресованных другим, зависит от внешних обстоятельств. В одном исследовании изучалось появление улыбки у младенцев, воспитывавшихся в различной обстановке: тех, которые редко видят своих родителей, т.к. находятся с раннего возраста на повседневном попечении яслей, и тех, которые растут в семье, живут в благоустроенной квартире и воспитываются матерью. У младенцев, воспитываемых в семье, частота улыбок достигает максимального значения  на несколько недель раньше, чем у младенцев, воспитываемых в яслях. Но у всех младенцев максимальная частота улыбок наблюдается примерно в 4 месяца. Возможно, это объясняется наличием у детей, воспитываемых дома, более сильной социальной взаимосвязи.

Потребность в общения складывается при жизни в ходе реальной практике общения человека с окружающими людьми.

Как же и когда появляется потребность в общении у детей? В поисках ответа на этот вопрос было проведено систематическое наблюдение за детьми, начиная с 16-ого дня жизни. Взрослый раз в 1-2 дня систематически воздействовал на детей. Это были 5 поочередных 30-секундных действий, включавших появление взрослого в поле зрения ребенка, поглаживание, улыбку и ласковую речь, сначала порознь, а затем в комплексе. Результаты наблюдений  были подвергнуты затем качественной и количественной обработке. Они позволили проследить, как постепенно, изменялось поведение младенцев в отношении взрослых.

В первые 2 недели появление взрослого не вызывало изменения поведения младенца, когда тот лежал в кроватке. И только в положении «над грудью» длительный ласковый разговор и поглаживания приводили к появлению у младенца сосредоточения: он замирал и напрягался. С 3-ей недели воздействия взрослого начали вызывать ориентировочно-исследовательскую активность, направленную на ознакомление с этим человеком. Затем в ответ на воздействия взрослого у детей появились эмоциональные реакции. В начале 4-ой недели жизни  у ребенка можно было наблюдать улыбку в ответ на улыбку, а потом и на иное воздействие взрослого. На 2-ом месяце жизни у детей сложилась форма поведения, которая получила название в работах школы Н.М. Щелованова название «комплекса оживления». Сюда относятся следующие формы поведения ребенка: короткое гукание, певучее гуление, возбужденные вскрики.

Можно выделить 4 критерия, одновременное наличие которых служит свидетельством того, что у ребенка уже есть потребность в общении

Внимание и интерес ребенка ко взрослому.

Эмоциональные проявления ребенка в адрес взрослого.

Инициативные действия ребенка, направленные на то, чтобы привлечь интерес взрослого, проявить себя перед старшим партнером.

Чувствительность ребенка к отношению взрослого

Общение со взрослыми влияет на развитие детей на всех этапах раннего и дошкольного возраста. Основное и наиболее яркое позитивное влияние общения состоит в его способности ускорять ход развития детей .Для наибольшей наглядности этого вывода был проведен эксперимент на сопоставление особенностей любознательности у младенцев, с которыми были организованы специальные сеансы общения, и у их ровесников из контрольной группы, не получавших такой добавки. Занятия длились 7-8 минут. Тщательная проверка показала, что в экспериментальной группе дети не только интенсивно общались со взрослыми – у них вскоре обнаружилось быстрое развитие внимания и интереса ко всему окружающему миру в периоды, когда взрослого возле ребенка уже не было.

Влияние общения в форме его положительного воздействия прослеживается во всех сферах психической жизни ребенка – от процессов восприятия до становления личности и самосознания.

Признаки привязанности.

У младенцев старше шести месяцев начинает явно проявляться привязанность к определенным людям. Обычно, хотя не всегда, первым объектом привязанности является мать. Признаки привязанности младенца к тому или иному человеку проявляются в следующем: младенец чаще, чем к другим, обращается к нему за утешением; в присутствии объекта привязанности младенец реже испытывает страх.

Привязанность имеет для младенца и определенную ценность с точки зрения самосохранения. Прежде всего она дает ребенку возможность чувствовать себя в безопасности при столкновении с неожиданными явлениями окружающего мира.

Чтобы установить степень опасности данной ситуации, младенец, как правило, также обращается к своему объекту привязанности. Например, ребенок, приближающийся к новой игрушке, остановится и поползет к матери, если вдруг на ее лице отразится испуг или она произнесет любую бессмысленную фразу испуганным голосом. Но если мать улыбнется или скажет что-нибудь подбадривающим тоном, малыш поползет к игрушке.

Поведение родителей и привязанность.

Хотя младенцы, по-видимому, обладают врожденной способностью испытывать привязанность, выбор объекта, а также сила и качество привязанности в некоторой степени зависят от поведения родителей по отношению к ребенку.

Действительно ли ранний контакт матери и ребенка способствует возникновению привязанности? Необходимо ли это для оптимального развития ребенка? В ФРГ эти вопросы были изучены в серии экспериментов, в которых матери вступали в ранний контакт со своими младенцами. После родов женщинам из экспериментальной группы давали полчаса подержать малыша на руках. У остальных матерей общение с новорожденными протекало как обычно принято в родильном доме. Половина матерей экспериментальной группы имела со своими детьми продолжительный контакт, т.е. помимо регулярных периодов кормления младенец находился рядом с матерью еще около пяти часов. У оставшихся женщин такой возможности не было. Матери, имевшие ранний контакт с ребенком в первые пять дней относились к своим детям нежнее, матери, лишенные такого контакта. Однако, когда малышам исполнилось 8-10 дней разница эта исчезла. Таким образом, оказалось, что эффективность контакта зависит от отношения матери к рождению ребенка.

Необходимыми качествами, способствующими развитию привязанности ребенка, являются теплота, мягкость, подбадривание. Родители, к которым дети сильно привязаны, давая ребенку указания, произносят их мягко с теплотой, поддерживают, когда уместно поступки ребенка положительными оценками

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.piter.com/


Похожие работы:

  1. • Феноменологические особенности латентного этапа ...
  2. • Сказка как средство развития эмоциональной сферы у ...
  3. • Эмоциональные нарушения в дошкольном возрасте и их коррекция
  4. • Исследование особенностей развития социально ...
  5. • Эмоционально-волевые особенности дошкольника
  6. • Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного ...
  7. • Психология развития. Младенческий возраст
  8. • В лабиринте эмоционального интеллекта
  9. • Психолого-педагогические условия преодоления ...
  10. • Материнство: сравнительно-психологический подход
  11. • Возрастная психология
  12. • Защитные механизмы психики
  13. • Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
  14. • Особенности психологической поддержки социальных ...
  15. • Развитие высших психический функций у человека
  16. • Психическое развитие ребенка в младенчестве
  17. • Особенности развития личности одаренного ребенка и ...
  18. • Эмоциональные нарушения у детей старшего ...
  19. • Эмоциональное состояние
Рефетека ру refoteka@gmail.com