Ирина Тулубьева, начальник отдела Авторского права ЗАО «Интеллект-Консалтинг»
Смежными правами признаются права на результаты творческой деятельности артистов-исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного и кабельного вещания.
Основным нормативным актом Российской Федерации, регламентирующим правоотношения по созданию и использованию объектов смежных прав, в том числе исполнений, является Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 09 июля 1993 г.
На международном уровне охрана объектов смежных прав исполнителей предоставляется в соответствии с положениями Римской конвенции 1961 года «Об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций». Римская конвенция вступила в силу в 1964 году, ее членами на осень 2002 г. являлись 69 государств, в том числе страны Европы (Германия, Австрия, Великобритания, Испания, Франция, Италия, Дания, Финляндия, Швеция, Нидерланды и др., включая государства ближнего зарубежья), Америки (Канада и др.), Азии, Африки.
20 декабря 2002 года Постановлением Правительства № 918 Россия присоединилась к Римской конвенции.
В настоящее время первоочередной задачей в области смежных прав является приведение норм внутреннего законодательства России в соответствие с положениями Римской конвенции 1961 года и Договора Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) по исполнениям и фонограммам (Договор ДИФ 1996 г., который Россия пока не подписала). Речь идет о внесении изменений в Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 09 июля 1993 г. № 5351-1. Закону уже десять лет, и практика его применения выявила множество пробелов, неточностей и противоречий.
Для того чтобы двигаться дальше, развивать законодательство о смежных правах, прорабатывать механизм реализации прав исполнителей, необходимо иметь представление о том, что происходит сейчас, то есть как в настоящее время регулируются правоотношения в этой сфере.
Для этого обратимся к некоторым положениям Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» 1993 г.
Одним из субъектов смежных прав является артист-исполнитель. Статья 4 Закона 1993 г. дает определение понятия «исполнитель». Это актер, певец, музыкант, танцор или иное лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом исполняет произведения литературы или искусства (в том числе эстрадный, цирковой или кукольный номер), а также режиссер-постановщик спектакля и дирижер. Под исполнением следует понимать представление произведений, фонограмм, исполнений, постановок посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью технических средств (телерадиовещания, кабельного телевидения или иных технических средств); показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком) - ст.4 Закона 1993 г.
Исполнителю в отношении его исполнения или постановки принадлежат исключительные права, среди которых:
право на имя;
право на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя;
право на использование исполнения или постановки в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования исполнения или постановки (ст.37 Закона 1993 г.). В том числе подпункт 4 п.2 ст.37 Закона наделяет исполнителя исключительным правом осуществлять или разрешать осуществлять передачу в эфир или по кабелю записи исполнения или постановки, если первоначально эта запись была произведена не для коммерческих целей.
Для возникновения и осуществления смежных (в том числе исполнительских) прав не требуется соблюдения каких-либо формальностей.
Смежные права артистов-исполнителей действуют в течение 50 лет после фиксации соответствующего исполнения или постановки. Права исполнителя на имя и на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства охраняются бессрочно.
Обращает на себя внимание тот факт, что во многих случаях смежные права (как и авторские права) не могут быть реализованы правообладателем на индивидуальной основе. В основном это бывает при массовом использовании объектов прав различными пользователями - как, к примеру, при вещании теле- и радиокомпаний. Конкретный правообладатель не имеет возможности вести переговоры с пользователями, отслеживать и пресекать несанкционированное использование, собирать вознаграждение пропорционально времени звучания своей записи. Именно в интересах правообладателей был создан институт коллективного управления исключительными (имущественными) правами -авторскими и смежными. Очевидные преимущества имеют и пользователи - им не приходится разыскивать правообладателей, вести с ними переговоры и т.д. Пользователи имеют дело не с массой артистов, авторов, владельцев фонограмм, а с организациями, представляющими на коллективной основе интересы этих категорий правообладателей.
Сбором вознаграждения за конкретные виды использования объектов смежных прав занимаются две организации - Российское общество по управлению правами исполнителей (РОУПЙ) и Российская фонографическая ассоциация (РФА) в отношении соответствующей категории объектов [исполнений и фонограмм). Эти организации не вправе заниматься коммерческой деятельностью и не вправе осуществлять использование объектов авторских и смежных прав, полученных для управления на коллективной основе. По отношению к ним (так же, как и к Российскому авторскому обществу) не применяются ограничения, предусмотренные антимонопольным законодательством. Все изложенные положения содержатся в специальном разделе IV Закона 1993 г., посвященного коллективному управлению имущественными правами.
Для целей сбора вознаграждения и его распределения между исполнителями РОУПИ проводит регистрацию записей исполнений. Регистрация ведется на основании заявлений исполнителей, наследников исполнителей, а также коллективов исполнителей.
РОУПИ было учреждено в 1996 году непосредственно обладателями смежных прав артистов-исполнителей. Оно представляет на территории РФ интересы артистов-исполнителей (как российских, так и теперь, после присоединения к Римской конвенции, зарубежных), выступает от имени всех правообладателей этой категории, включая тех, которые не передали этому обществу своих полномочий. Данное положение, имеющее принципиальное значение, закреплено в п. 3 ст. 45 Закона 1993 г. РОУПИ заключает договоры о сборе и распределении вознаграждения непосредственно с артистами-исполнителями, наследниками умерших исполнителей и коллективами исполнителей (оркестрами, ансамблями и др.). В связи с присоединением России к Римской конвенции РОУПИ ведет работу по заключению договоров о взаимном представительстве интересов (сборе вознаграждения) с аналогичными зарубежными организациями по коллективному управлению.
Статус РОУПИ как организации по коллективному управлению правами артистов-исполнителей неоднократно подтверждало Российское агентство по патентам и товарным знакам (Роспатент). Следует отметить, что Постановлением Правительства РФ № 413 от 12 апреля 1999 года «О совершенствовании деятельности федеральных органов исполнительной власти в области авторского права и смежных прав» на Роспатент возложено выполнение функций по совершенствованию законодательства, международному сотрудничеству и взаимодействию с общественными организациями в области авторского права и смежных прав.
РОУПИ признано и на международном уровне - оно является членом Европейской ассоциации организаций по коллективному управлению правами исполнителей (АЕРО Association European Performers Organizations). В АЕРО входят более 30 государств, включая не только все страны Центральной, Восточной Европы и Скандинавии, но также Японию и страны Латинской Америки. Что касается Российской фонографической ассоциации, то эта организация по коллективному управлению также имеет официальный статус и признана Международной Федерацией производителей фонограмм (IFPI).
РОУПИ уполномочено осуществлять сбор вознаграждения за использование записей исполнений в первую очередь в тех случаях, когда разрешения исполнителя на использование не требуется. Закон 1993 г. устанавливает случаи так называемого «безлицензионного» использования, за которое, однако, он обязывает пользователей выплачивать вознаграждение исполнителям через организацию по коллективному управлению - РОУПИ. Получателями вознаграждения являются именно сами исполнители, наследники исполнителей и исполнительские коллективы. Продюсеры, менеджеры, администраторы и прочие представители артистов никакого отношения к вознаграждению, собираемому организацией по коллективному управлению, не имеют.
Так, статья 39 Закона 1993 г. устанавливает, что без согласия производителя фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, и исполнителя, исполнение которого записано на такой фонограмме, но с выплатой вознаграждения допускается публичное исполнение фонограммы, передача ее в эфир и сообщение для всеобщего сведения по кабелю. В ст.39 прямо указано на то, что сбор, распределение и выплата вознаграждения за такое использование осуществляется одной из организаций по коллективному управлению смежными правами, в соответствии с соглашением между этими организациями. Между РОУПИ и РФА заключен Договор о взаимодействии, на основании которого сбор вознаграждения с пользователей осуществляет РОУПИ как в отношении использованных объектов прав исполнителей, так и в отношении фонограмм.
Закон также возлагает на пользователей обязанность по предоставлению РОУПИ программ, содержащих точные сведения о количестве использований фонограммы и иные сведения и документы, необходимые для сбора и распределения вознаграждения.
Пользователями объектов смежных прав являются в первую очередь радиостанции и телекомпании. Однако далеко не все из них соблюдают требования Закона. Под разными надуманными предлогами вещатели игнорируют норму ст.39 и нарушают исключительные права артистов и производителей фонограмм. В отношении таких нарушителей действующего законодательства нашей страны организации по коллективному управлению смежными правами и в первую очередь РОУПИ перешли от уговоров к более действенным мерам - предъявлению исков о взыскании невыплаченного вознаграждения с учетом просрочки платежей, а также о запрещении вещания до заключения пользователем соглашения с РОУПИ. Представляется, что несколько громких судебных процессов станут весомым аргументом для организации по коллективному управлению в переговорах с вещателями.
Другой случай «безлицензионного» использования объектов смежных прав установлен в ст.26 Закона. Как и статья 39, статья 26 Закона делает изъятие из правомочий творца по распоряжению результатом своей творческой деятельности.
В этой статье также имеется прямое указание на обязательность выплаты вознаграждения за «безлицензионное» использование, а именно за воспроизведение аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения исключительно в личных целях. Плательщиками вознаграждения являются изготовители или импортеры оборудования, предназначенного для использования в домашних условиях (аудио- и видеомагнитофонов и т.д.) и материальных носителей (звуко- и(или) видеопленки, кассет, компакт-дисков, иных материальных носителей, не относящихся к профессиональным), используемых для такого воспроизведения.
Законом установлено, что сбор и распределение этого вознаграждения осуществляются одной из организаций по коллективному управлению, в соответствии с соглашением между РАО, РОУПИ и РФА. Если этим соглашением не предусмотрено иное, вознаграждение за «чистые кассеты» распределяется в следующей пропорции: 40 процентов - авторам, 30 процентов - исполнителям и 30 процентов - производителям фонограмм.
Сбор вознаграждения в пользу исполнителей РОУПИ осуществляет не только за любые передачи в эфир фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, и за «чистые кассеты» (ст.ст.39 и 26 Закона). Вознаграждение в пользу исполнителей собирается также за повторные и последующие передачи в эфир записей (фиксаций) исполнений, созданных не для коммерческих целей (в соответствии с п/п 4 п.2 ст.37 Закона). В последнем случае РОУПИ действует от имени и в интересах исполнителей (а также наследников, коллективов) на основании п.1 ст.44 Закона 1993 г., обеспечивая для исполнителей реализацию их прав на коллективной основе в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднительно.