РЫЦАРСТВО
Рыцарство - особый привилегированный социальный слой средневекового
общества. Традиционно это понятие связывают с историей стран Западной и
Центральной Европы, где в период расцвета средневековья к рыцарству, по
сути, относились все светские феодалы-воины. Но чаще этот термин
употребляют в отношении средних и мелких феодалов в противовес знати.
Зарождение рыцарства относится к тому периоду раннего средневековья (
7-8 вв.), когда получили широкое распространение условные формы феодального
землевладения, сначала пожизненные, позже наследственные. При передачи
земли в феод его жалователь становился сеньором ( сюзереном ), а получатель
- вассалом последнего, что предполагало военную службу ( обязательная
военная служба не превышало 40 дней в году ) и исполнение некоторых других
повинностей в пользу сеньора. К ним относились денежная “помощь” в случае
посвящения сына в рыцари, свадьбы дочери, необходимости выкупа сеньора,
попавшего в плен. Согласно обычаю, вассала участвовали в суде сеньора,
присутствовали в его совете. Церемония оформления вассальных отношений
называлась оммажем, а клятва верности сеньору - фуа. Если размеры
полученной за службу земли позволяли, новый владелец в свою очередь
передавал часть ее в качестве феодов своим вассалам (субинфеодация). Так
складывалась многоступенчатая система вассалитета (“сюзеренитет”,
”феодальная иерархия”, ”феодальная лестница”) от верховного сюзерена -
короля до однощитных рыцарей, не имевших своих вассалов. Для
континентальных стран Западной Европы правила вассальных отношений отражал
принцип: ”вассал моего вассала не мой вассал”, в то время как, например, в
Англии (солсберийская присяга 1085 г.) была введена прямая вассальная
зависимость всех феодальных землевладельцев от короля с обязательной
службой в королевском войске.
Иерархия вассальных отношений повторяла иерархию земельных владений и определяла принцип формирования военного ополчения феодалов. Так, вместе с утверждением военно-ленных отношений шло формирование рыцарства как служилого военно-феодального сословия, расцвет которого приходится на 11-14 вв. Военное дело стало его главной социальной функцией. Военная профессия давала права и привилегии, определяла особые сословные воззрения, этические нормы, традиции, культурные ценности.
В военные обязанности рыцарей входило защищать честь и достоинство
сюзерена, а главное - землю от посягательств как со стороны соседних
феодальных властителей в междоусобных войнах, так и войск других государств
в случае внешнего нападения. В условиях междоусобицы грань между защитой
собственных владений и захватом чужих земель была достаточно зыбкой, и
поборник справедливости на словах нередко оказывался захватчиком на деле,
не говоря уже об участиях в завоевательных кампаниях, организованных
королевской властью, как например, многочисленные походы германских
императоров в Италию, или самим папой римским, как крестовые походы.
Рыцарское войско являло собой могущественную силу. Его вооружение, тактика
боя отвечали военным задачам, масштабам военных операций и техническому
уровню своего времени. Защищенная металлическими военными доспехами,
рыцарская конница, малоуязвимая для пеших воинов и крестьянского ополчения
играла основную роль в бою.
Феодальные войны не исчерпывали социальной роли рыцарства. В условиях феодальной раздробленности при относительной слабости королевской власти рыцарство, скрепленное системой вассалитета в единую привилегированную корпорацию, охраняло право собственности феодалов на землю, основу их господства. Ярким примером тому может служить история подавления крупнейшего крестьянского восстания во Франции - Жакерии (1358-1359), вспыхнувшей во время Столетней войны. При этом рыцари, представлявшие воюющие стороны, англичане и французы, объединились под знаменами наваррского короля Карла Злого и обратили оружие против восставших крестьян, решая общую социальную проблему. Влияло рыцарство и на политические процессы эпохи, так как социальные интересы феодального класса в целом и нормы рыцарской морали до известной степени сдерживали центробежные тенденции, ограничивали феодальную вольницу. В ходе процесса государственной централизации рыцарство ( средние и мелкие феодалы ) составляло основную военную силу королей в их противостоянии знати в борьбе за территориальное объединение страны и реальную власть в государстве. Так было, например, во Франции в 14 в., когда в нарушение прежней нормы вассального права значительная часть рыцарства привлекалась в армию короля на условиях денежной оплаты.
Участие в рыцарском войске требовало известной обеспеченности, и земельное пожалованье было не только вознаграждением за службу, но и необходимым материальным условием ее осуществления, поскольку и боевого коня, и дорогое тяжелое вооружение ( копье, меч, булаву, доспехи, броню для коня ) рыцарь приобретал на собственные средства, не говоря о содержании соответствующей свиты. Рыцарские доспехи включали до 200 деталей, а общий вес военного снаряжения доходил до 50 кг; с течением времени росли их сложность и цена. Подготовке будущих воинов служила система рыцарского обучения и воспитания. В Западной Европе мальчики до 7 лет росли в семье, позднее до 14 лет воспитывались при дворе сеньора в качестве пажа, затем - оруженосца, наконец совершалась церемония посвящения их в рыцари.
Традиция требовала от рыцаря быть сведущим в вопросах религии, знать правила придворного этикета, владеть “семью рыцарскими добродетелями”: верховой ездой, фехтованием, искусным обращением с копьем, плаванием, охотой, игрой в шашки, сочинением и пением стихов в честь дамы сердца.
Посвящение в рыцари символизировало вхождение в привилегированное сословие, приобщение к его правам и обязанностям и сопровождалось особой церемонией. Согласно европейскому обычаю, рыцарь посвящающий в звание, ударял посвящаемого мечом плашмя по плечу, произносил формулу посвящения, одевал шлем и золотые шпоры, вручал меч - символ рыцарского достоинства - и щит с изображением герба и девиза. Посвященный, в свою очередь, давал клятву верности и обязательство соблюдать кодекс чести. Ритуал часто заканчивался рыцарским турниром (поединком) - демонстрацией воинской выучки и храбрости.
Рыцарские традиции и особые этические нормы складывались веками. В основе кодекса чести лежал принцип верности сюзерену и долгу. К числу рыцарских достоинств относили воинскую отвагу и презрение к опасности, гордость, благородное отношение к женщине, внимание к нуждающимся в помощи членам рыцарских фамилий. Осуждению подлежали скаредность и скупость, не прощалось предательство.
Но идеал не всегда был в согласии с реальностью. Что же касается
грабительских походов в чужие земли ( например, взятие Иерусалима или
Константинополя во время крестовых походов ), то рыцарские “подвиги”
приносили горе, разорение, поругание и позор не одним простолюдинам.
Крестовые походы способствовали становлению идей, обычаев, морали
рыцарства, взаимодействию западных и восточных традиций. В ходе их в
Палестине для защиты и расширения владений крестоносцев возникли особые
организации западноевропейских феодалов - духовно-рыцарские ордены. К ним
относятся орден Иоаннитов (1113), орден Тамплиеров (1118), Тевтонский орден
(1128). Позже в Испании действовали ордены Калатрава, Сант-Яго, Алькантара.
В Прибалтике известен орден Меченосцев и Ливонский. Члены ордена давали
монашеские обеты ( нестяжание, отказ от имущества, целомудрие, повиновение
), носили схожие с монашескими одеяния, а под ними - военные доспехи.
Каждый орден имел свою отличительную одежду ( например, у тамплиеров -
белый плащ с красным крестом ). Организационно они строились на основе
строгой иерархии, возглавляемой выборным магистром, утверждаемым папой
римским. При магистре действовал капитул ( совет ), с законодательными
функциями.
Отражение рыцарских нравов в области духовной культуры открыло
ярчайшую страницу средневековой литературы со своим особым колоритом,
жанром и стилем. Она поэтизировала земные радости вопреки христианскому
аскетизму, прославляла подвиг и не только воплощала рыцарские идеалы, но и
формировала их. Наряду с героическим эпосом высокого патриотического
звучания ( например, французская “Песнь о Роланде”, испанская “Песнь о моем
Сиде”) появились рыцарская поэзия ( например, лирика трубадуров и труверов
во Франции и миннезингеров в Германии ) и рыцарский роман ( история любви
Тристана и Изольды ), представлявшие так называемую “куртуазную литературу”
( от французского courtois - учтивый, рыцарский ) с обязательным культом
дамы.
В Европе рыцарство теряет значение основной военной силы феодальных государств с 15 в. Предвестницей заката славы французского рыцарства стала так называемая “битва шпор” (11 июля 1302 г.), когда пешее ополчение фландрских горожан разгромило французскую рыцарскую конницу. Позже неэффективность действий французского рыцарского войска с очевидностью проявилась на первом этапе Столетней войны, когда оно потерпело ряд тяжелейших поражений от английской армии. Выдержать конкуренцию наемных армий, использовавших огнестрельное оружие ( оно появилось в 15 в. ), рыцарство оказалось не способным. Новые условия эпохи разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений привели к исчезновению его с исторической арены. В 16-17 вв. рыцарство окончательно утрачивает специфику особого сословия и входит в состав дворянства. Воспитанные на военных традициях предков представители старых рыцарских родов составляли офицерский корпус армий абсолютистского времени, отправлялись в рискованные морские экспедиции, осуществляли колониальные захваты. Дворянская этика последующих веков, включая благородные принципы верности долгу и достойного служения отечеству, несомненно, несет в себе влияние рыцарской эпохи.