Характерной чертой последних трех десятилетий нашего века является динамика и глубина социально - политических процессов. Система международно-экономических отношений не только не остается в стороне от этих процессов, но являясь их интегральной части, взаимодействует с ними посредством сложной системы прямых и обратных связей. Сама система МЭО подвержена влиянию долгосрочных мировых тенденций, основной среди которых является универсализация интернационализации хозяйственной жизни. Глобализация мирового хозяйства в целом сочетается с конкретно выраженной интернационализацией. Последовательно повышается степень открытости отдельных национальных хозяйств, повышается экономическая целостность и взаимозависимость мира, транснационализация хозяйственной деятельности налагает глубокий отпечаток на МЭО, чья зависимость от политических факторов все больше уменьшается. В результате интенсивного действия этой тенденции сегодня четко вырисовываются контуры триполюсного в экономическом смысле мира.
Являясь полюсами Япония, США, ЕС, оказывают сильное воздействие на развитие экономики как в региональном, так и в мировом отношение. Отношения же между полюсами дают сильное отражение на развитие МЭО других стран. Понимание этих отношений помогает сориентироваться в сложном спектре современных МЭО.
Для Болгарии, недавно вступившей на путь рыночного развития и весьма заинтересованной в скорейшем присоединении к Общему европейскому дому, понимание приоритетов и процессов, имеющие место в странах ЕС, носит не только познавательный характер. В особенности проблема зарубежных инвестиций, которые так необходимы для восстановления болгарской экономики. В Болгарии идет процесс приватизации, привлечение и направление иностранных инвестиций сыграет заметную роль в формировании будущего болгарской экономики. Изучение зарубежного опыта поможет добиться более высокой отдачи зарубежных инвестиций с макроэкономической точки зрения.
В общем есть много проблем с определением и статистической оценкой зарубежных инвестиций, что затрудняет характеристику объемов и их сравнение в международном отношении. Перечислим самые главные из них.
Определение прямых зарубежных инвестиций в разных странах разные. Международный Валютный Фонд определяет прямые зарубежные инвестиции следующим образом:
"... инвестиции, направленные на приобретение долгосрочного интереса со стороны инвеститора в предприятие, работающее в экономике отличной от экономики инвестора, цель инвестора иметь весомое решение в управление предприятием."
Существуют два вида зарубежных инвестиций: портфельные и прямые. Тогда, как портфельные преследуют цели большей отдачи или диверсификацию риска, прямые мотивируются стремлением контролировать зарубежное предприятие. Хотя это определение везде принято, очень трудно определить разницу между двумя видами инвестиций так, как очень трудно провести границу между определениями "долгосрочный интерес" и "весомое решение". В 1983г. ОЭСР предложила в качестве критерия 10% порог владения акций данного предприятия. Но этот минимум варьирует в зависимости от страны. Например, 25% в Германии, 20% в Великобритании и Франции, 10% в США и Японии.
ОЭСР также предложила, чтобы учитывались и реинвестированные доходы. США, Великобритания и Германия приняли этот метод, а Япония и Франция - нет. Это связано с тем, что для стран давно вставшие на путь экспорта капитала калькуляция прямых зарубежных инвестиций сильно варьируется в зависимости от того, включаются или нет реинвестированные доходы. Так как Япония сравнительно недавно вступила на этот путь тот факт, что она не учитывает реинвестированные доходы, не оказывает пока ощутимое влияние на исследования их эффектов. Но, учитывая темпы роста объема ее зарубежных вложений в последнее время Япония в ближайшем будущем должна будет изменить свои методы калькуляции.
Другая статистическая проблема возникает, когда материнская компания предоставляет заем своему зарубежному дочернему филиалу для покупки иностранных облигаций. На практике такая операция учитывается как прямая инвестиция тогда, как на самом деле она представляет собой портфельную.
Существуют два источника по инвестициям Японии. Один из них "Статистика Японских прямых зарубежных инвестиции на основе извещения" и "Japanese balance of payment statistics". Поскольку первый из них является основным источником данных для данной работы, то коротко охарактеризуем его.
"Извещение" обозначает то, что все японские корпорации, собирающиеся инвестировать в других странах, обязаны заявить об этом заранее в Министерстве Финансов за исключением инвестиций, у которых объем меньше чем 30 млн. иен. Вложения в следующих отраслях объявляются вне зависимости от объемов: 1) отрасли промышленности, связанные с производством или переработкой рыб, вооружения, кожи, фармацевтики; 2) инвестиции в предприятия, расположенных на территории Намибии и ЮАР; 3) инвестиции в финансовой и банковских сферах.
Эта статистика обладает некоторыми недостатками. Во-первых, существует временной лаг между временем планирования инвестиций и момента реального инвестирования. Во-вторых, иногда не вся заявленная сумма инвестируется, т.е. либо инвестируется по частям, либо некоторая часть вообще не инвестируется. В третьих, не отражает отток капиталов из зарубежных филиалов обратно в Японию. Все это приводит к завышению отражаемых сумм. И, в конце, нарушена база в периоде до 1980г. и после него, что связано с либерализацией валютного законодательства. Конкретнее, был пересмотрен порог "прямых" инвестиций - его снизили с 25% до 10%, а также покупка недвижимости за рубежом не считается уже "прямой" инвестицией.
На практике инвестиции Японии представляют собой проблему современных отношений между двумя этими центрами. С целью понимания того, как сложилась эта ситуация остановимся на основных моментах в развитии японской экономики и на ее торговых отношениях со странами ЕС.
Япония - вторая в экономическом отношении среди развитых стран. По размерам ВВП (3550 млрд. долл. США в 1991г.), промышленного производства и ряду других макроэкономических показателей она уступает только США. К середине80-х гг. на нее приходилось 15% валового продукта капиталистических стран. Постоянное лидерство в темпах экономического роста, характерное для всего послевоенного периода , позволяет рассчитывать на то, что удельный вес японской экономике возрастет, хотя вряд ли достигнет уровня США, а тем более Европейского Сообщества. По чисто количественным макроэкономическим показателям она остается относительно слабой стороной треугольника США - ЕС - Япония, однако по многим качественным характеристикам она уже опережает большинство свои соперников, и этот отрыв может еще больше возрасти.
Так, в 1987г. Япония вышла на 1-е место среди основных развитых стран по уровню ВНП на душу населения (19,5 тыс. долл. против 18,2 тыр. у США). Япония занимает 1-е место в мире по производству ряда важнейших товаров (судов, бытовой электронной аппаратуры, тракторов, автомобилей, металлообрабатывающего оборудования, черных металлов и др.). Еще более показательны ее лидирующие позиции на рынках высокотехнологичной продукции: 90% мировой продукции интегральных схем мощностью 256 Кбит выпускается в Японии; более 1/2 мирового парка электронных систем автоматического проектирования используется в этой стране; ведущие производители углеродистых волокон в мире - японские компании; широко признается приоритет Японии в ряде отраслей биотехнологии и т.д.
Феномен последних лет - превращение Японии в крупнейшего нетто - кредитора в мире: превышение ее зарубежных активов над обязательствами достигло 240 млрд. долл., и ожидается, что к концу ХХ века возрастет до 500 - 1000 млрд. долл. Растут объему зарубежного производства японских корпораций - с 3% от общего выпуска продукции в начале 70-х гг. они увеличились до 5-10% в 80-х, и достигли 10-15% в 1992 г.
Японские банки занимают ведущие места в первом десятке банков мира по объему депозитов, на них приходится около 25% мировых заграничных банковских авуаров, 10-15% задолженности развивающегося мира. Универсальные торговые компании ("сого сеся") не имеют себе равных по товарообороту. Золотовалютные резервы Японии ( около 100 млрд. долл. на конец 1988 г.) намного значительнее, чем у любой другой развитой страны.
Среди основных факторов, обеспечивающих высокую динамичность экономического развития Японии, - более высокие темпы роста производительности труда. Хотя в почасовой выработке на одного занятого в обрабатывающей промышленности Япония немного отстает от США (на 15-20% в конце 80-х гг.), этот разрыв постоянно и быстро сокращается (в 60-х гг. она была ниже в 2,1 раза, в конце 70-х - на 40%). В ряде отраслей (автомобилестроение, черной металлургии, некоторых видах электроники и др.) Япония имеет наивысшие показатели производительности труда.
Среднегодовой прирост промышленного производства в 1961-1970 гг. составлял в Японии 15,2%, тогда как в ФРГ и Италии - 7,4%, во Франции - 6,2, в США - 4,0, в Англии - 3,0%. В1950 г. удельный вес Японии в промышленном производстве капиталистического мира составлял 1,7%, а в 1970 г. - 10,1%. В 1961-1970 гг. среднегодовые темпы прироста валового национального продукта составляли в Японии 11% ( во Франции - 5,8%, в Италии - 5,6, в ФРГ - 4,9, в США - 4,1, в Англии - 2,8%). Высокие темпы роста экономики Японии привели к концу 60-х годов к значительному укреплению ее позиций в мировом хозяйстве. В течение 60-х годов Япония перегнала по объему ВНП сначала Италию и Францию, а затем Англию и ФРГ и в 1968 г. вышла на второе после США место в мире. И1969-1970 гг. она утвердилась на втором месте и по объему промышленного производства. В 1970 г. Япония занимала четвертое место в мировом капиталистическом экспорте: на ее долю приходилось 7% ( США - 15,5%, ФРГ - 12,5%, Англия - 7,1% и т.д.).
Япония превзошла другие страны и по уровню накопления капитала. Доля инвестиций в основной капитал по отношению к ВНП в 1969 г. составляла в Японии 35,2% ( во Франции - 25,4%, в ФРГ - 24,3%, в Италии - 20,5, в Англии - 17,4, в США - 14,1%). Крупные накопления позволили осуществить массированные инвестиции в оборудование в целях ускорения темпов развития экономики. В 1950-1970 гг. промышленные инвестиции в Японии росли в 2,6 раза быстрее, чем в Англии, Франции и ФРГ, и в четыре раза быстрее, чем в США. В 1968 г. инвестиции в основной капитал составили в Японии 34,7%ВНП по сравнению с 14% в США.
Ускорению темпов экономического роста содействовал и низкий уровень военных расходов Японии.
Одним из важнейших факторов быстрого роста являлся низкий уровень зарплаты. Реальная часовая заработная плата в обрабатывающей промышленности Японии в 1969 г. была вчетверо меньше, чем в США, на 40% меньше, чем в Англии и ФРГ.
Наконец, благоприятным для Японии фактором были сохранявшиеся в течение длительного времени низкие цены на нефть и другие виды сырья, импортировавшегося Японией, при сравнительно высоких ценах на машины, оборудование и другие товары японского экспорта.
В итоге сравнительно длительного периода высоких темпов экономического роста Япония создала второй в капиталистическом мире по масштабам экономический потенциал. Однако с ростом японской экономики увеличивалась ее уязвимость и нестабильность. Одним из важнейших факторов быстрого экономического роста в Японии был низкий уровень издержек на сырье и энергоносители, в первую очередь благодаря заниженным ценам на нефть. Практически не имеющая собственных ресурсов Япония потребляла огромные количества импортируемого сырья и топлива для производства промышленной продукции, значительная часть которой экспортировалась по сравнительно высоким ценам. Поэтому когда военный конфликт на Ближнем Востоке осенью 1973 г. привел к сокращению добычи нефти и ее экспорта из этого района, откуда Япония получала 75% потребляемой ею нефти, это вызвало не только резкий рост цен на нефть и нефтепродукты в Японии, но и сделало невозможным нормальное функционирование в прежнем виде ее экономического механизма.
"Нефтяной шок" 1973 г. ускорил наступление экономического кризиса в Японии, но этот кризис имел глубокие внутренние причины. Он был порожден прежде всего обострением противоречий в японской экономике в результате ее в значительной мере однобокого быстрого роста, сопровождавшегося усилением неравномерности развития различных отраслей. Японская экономика в 1974 г. столкнулась с такими трудностями, каких она не знала со времени послевоенной разрухи. Промышленное производство сократилось на 2% по сравнению с 1973 г., в том числе производство электроэнергии - на 5,9%, автомобилей - на 7,2, станков - на 20,8. Валовой национальный продукт уменьшился на 1,8%. Разразился самый глубокий экономический кризис за всю послевоенную историю Японии, осложнившийся к тому же беспрецедентной инфляцией: розничные цены в течение года выросли на 31,3%. Сочетание спада с непрерывной инфляцией усугубило действие экономического кризиса. Кризис привел к возникновению массовой безработицы: в конце 1974 г. число полностью безработных превысило 750 тыс. человек, или 1,4% всего самодеятельного населения, понизился жизненный уровень. Число банкротств ( в основном мелких и средних предприятий ) в 1974 г. составило 11 681, значительно превысив наивысший уровень прошлых лет.
Экономический кризис 1974-1974 гг. продемонстрировал, что сложившаяся к тому времени экономическая структура уже не может быть сохранена. В обстановке стремительного роста цен на нефть и многие виды сырья целый ряд энерго- и материалоемких отраслей японской промышленности утратил конкурентоспособность. Все это поставило Японию перед необходимостью начать с середины 70-х г. крутую перестройку структуры своей экономики.
Эта перестройка осуществлялась по таким основным направлениям, как обеспечение приоритета наукоемких производств, не требующих больших затрат сырья, энергии и рабочей силы; сокращение энерго- и материалоемких производств; реконструкция отраслей, переживавших тяжелый кризис вследствие усиления иностранной конкуренции.
С весны 1976 года Япония начала выбираться из тяжелого экономического кризиса. К концу года индекс промышленного производства почти достиг высшего докризисного уровня. Однако полностью докризисное положение не было восстановлено. Не удалось преодолеть инфляцию, число полностью безработных находилось на уровне 1 млн. человек, замедлились темпы роста экономики, продолжало расти число банкротств мелких и средних предприятий (1976 г. - 15 641 ).
Структурная перестройка экономики приняла особенно большие масштабы с начала 80-х годов, когда возникли производства и целые отрасли, порожденные прогрессом науки, техники и технологии, - производство микроэлектронной техники, больших и сверхбольших интегральных схем, новых видов счетно-измерительной и медицинской аппаратуры, средств связи, промышленных роботов, биотехнологии и т.д.
Вторая половина 70 -начало 80-х гг. характеризовался кардинальными изменениями в модели экономического развития. В структуре общественного производства произошел переход от преимущественной опоры на комплекс отраслей тяжелой и химической промышленности к развитию сборочных, обрабатывающих и сферы услуг. На смену крупномасштабным автоматизированным производствам приходит диверсификация и мелкосерийность, в технологических процессах ведущую роль приобретают технологии энерго- и материалосбережения (за десятилетие энергоемкость экономики к середине 80-х гг. снизилась на 30%, материалоемкость - на 40%).
В последние годы в Японии постоянно уделялось большое внимание повышению общего научно - техническому потенциалу как одному из важнейших факторов количественных и качественных сдвигов в экономике. По размерам затрат на НИОКР она уже во второй половине 70-х г. прочно заняла место за США, а при сопоставлении расходов, не связанных непосредственно с военными производством, опережает и США. По прогнозам, к 2000 г. на нее придется 12-13% общемировых расходов на науку и технику.
Длительное время Япония ориентировалась на решение научно - технических задач экспериментального и прикладного характера, имеющих прямое коммерческое значение, а также технологические заимствования за рубежом (за период 1950 -1982 Япония закупила и внедрила около 40 тысяч лицензий, большинство из них - американские). По этой причине сектор фундаментальных исследований в стране был развит сравнительно слабо. В последние годы эти диспропорции начали постепенно исправляться. И хотя доля затрат на фундаментальную науку пока остается невысокой, уже с середины 70-х годов страна постепенно превращается в нетто - экспортера технологий.
Высокие темпы экономического роста Японии, достигавшие в 60-е годы 15-16% в год по приросту промышленной продукции и 10-11% в год - по ВНП, в 70-е г. снизились соответственно до 5-6 и 2-3%. Доля страны в промышленном производстве развитых стран осталась почти на прежнем уровне. Япония сделала рывок в накоплении ликвидных ресурсов. Наличие запасов валютных резервов позволило форсировать вывоз капитала: с 1971 по 1979 г. общий объем заграничных прямых инвестиций увеличился чуть больше, чем в 7 раз.
Кризис, охвативший развитые страны в начале 90-х г. , не оставил в стороне и Японию. За 1992 г. по сравнению с предыдущим годом промышленное производство упало на 8%, что считается очень плохим даже по европейским стандартам, не говоря уже об японских. Несмотря на это, государственная агентство по экономическому планированию предсказала на финансовый 1993 г. увеличение ВНП на3-3,3%. Но в среднем, предсказывают 1,7% увеличения.
Во всех отраслях все более отчетливо прослеживается тенденция перехода на выпуск продукции с более высокой долей добавленной стоимости и низкой материалоемкости. Производство дешевых товаров массового спроса, традиционной продукции среднего уровня технологии постепенно передается за рубеж, в основном в новые индустриальные страны Азии. Ожидается также активизация переноса за границу и новых производств этих отраслей в интересах обеспечения высококачественными компонентами зарубежной сети японских корпораций сборочных отраслей (автомобилестроительных, электронных и электротехнических и др.).
Ожидается, что экономика будет развиваться, все более опираясь на сферу, связанную с высокотехнологичным обеспечением производства (все большее значение в структуре общественного производства будет приобретать непроизводственная сфера - уже к 1992 г. на нее приходилось более 50% совокупного выпуска против 44% в 1985 г., а доля обрабатывающей промышленности и строительства снизилась с 52% до 46%).
Основу промышленного и научно-технического развития и структуру экономики Японии в ближайшее десятилетие будут определять отрасли, выпускающие высокотехнологичную, наукоемкую продукцию и связанные с электроникой и информатикой, с современной оптикой, с производством высокочистой керамики, углеродистых волокон и др. Характерной особенностью японских компаний, скорее всего, останется способность внедрять новые технологии в производство массовых товаров, добиваясь резкого снижения издержек и захвата большей доли мирового рынка.
Рецессия, разразившаяся в начале 90-х гг., несомненно окажет влияние на дальнейшее развитие страны. Япония не будет в дальнейшем идти такими быстрыми темпами. На это скажется и демографическая ситуация, и тот факт, что Япония 90-х годов уже не является "догоняющей" страной. Эта страна стоит перед лицом больших перемен, которые однако не изменят перспективу на ближайшее будущее, что это государство будет "лучше работать", чем другие развитые страны. Основой для этого оптимизма является то, что решающая движущая сила японского экономического развития состоится в методах в большинстве своем частные нежели государственные, которые вероятно выдержат и это испытание, не первое в истории послевоенного развития страны.
Внешнеэкономические связи Японии в условиях исключительной бедности природными ресурсами традиционно были ориентированы на обеспечение промышленности необходимыми топливными и сырьевыми материалами. Внешняя торговля являлась основной формой участия Японии в системе мирохозяйственных связей. В период структурной трансформации экономики произошло смещение акцентов во внешнеэкономической стратегии. Успехи политики экономии всех видов ресурсов несколько снизили "нагрузки" на экспорт как на источников доходов для импорта. Однако, начиная с 60-х гг. за исключением 1973-1975 гг. включительно, сальдо торгового баланса Японии всегда сводилось с положительным итогом и на конец 1992 г. составил 106,6 млрд. долл.
Диспропорции во внешней торговле легко обнаружить при ее рассмотрении как в товарном, так и в географическом разрезе.
В географическом плане внешнеторговый товарооборот Японии ориентирован на США ( по экспорту - 28,4% в 1992г., по импорту - 22,6), ЕС (18,4 и 13,4%), стран ЮВА (30,2 и 21,7%). Торговля с большинством стран и регионов носит ярко выраженный несбалансированный характер. Направления импортных поставок и экспортных потоков по стоимости чаще всего не совпадают, причем эти диспропорции, как правило, обладают хроническим характером. Характерна концентрация торговли Японии на странах Тихоокеанского бассейна, к которому принадлежит и сама Япония.
В основе постоянного активного сальдо торгового баланса лежат особенности товарно-отраслевой структуры экспорта - высокая степень концентрации экспорта на узкой группе современных промышленных изделий. Так в 60-х г. на одни только текстильные товары приходилось более 30% все продаж за рубеж. На протяжении 70-х гг. до рекордно высокого уровня удельный вес машиностроения, обладающего повышенной нормой добавленной стоимости. Япония стала государством с самой высокой долей готовой продукции в экспорте, а также наиболее обеспеченной промышленной продукции вообще. Соответственно, в середине 70-хг. на внешних рынках реализовалось более 80% произведенных на японской территории судов, фотоаппаратов, кинокамер и часов, более 70% автомобилей, 2/3 синтетических тканей и телевизоров и т.д. Ведущими по удельном весе в стоимости всех вывозимых товаров были отрасли, производящие автомобили (15,9% в 1978г.), чугун и сталь (12,1%), комплектное оборудование (11,8%), суда (7,4%), а также бытовой электронной аппаратуры (2,7%). В 80-х гг. вывозилась в основном продукция опять таки обрабатывающей промышленности - свыше 99% стоимости экспорта, составившей в 1988 г. 256 млрд. долл., причем почти 75% - машины, оборудование и транспортные средства. Более 40% всего вывоза приходилось на две группы товаров - автомобили и изделия электроники. В начале 90-х гг. эта тенденция сохранилась, повышается удельный вес высокотехнологичных и наукоемких товаров.
В импорте Японии (1988г. - 187 млрд. долл.) по прежнему ощутимо значение группы промышленного сырья и минерального топлива (34% стоимости всего импорта). Вместе с тем в структуре импорта заметны и качественные сдвиги - неуклонно растет удельный вес обработанной продукции (свыше 50% против 30% в 70-е гг.), причем машинно-технические изделия по стоимости обошли сырую нефть (25 млрд. долл. в 1988 г.). Главное место в группе готовых товаров и полуфабрикатов занимают промышленные полуфабрикаты, на импорт которых Япония переключилась с середины 80-х гг. Так металлов и изделий из них она ввозила почти вдвое больше, чем металлургического сырья; пиломатериалов, продукции деревообработки и целлюлозно-бумажных товаров - на 50% больше, чем круглого леса; химических продуктов всего - на 20% меньше, чем нефти. Импорт сельскохозяйственных товаров вышли за рамки 10 ведущих позиций.
В 1992 г. объем импорта Японии составил 214 млрд. долл. В начале 90-х г. активный торговый баланс Японии формировался в основном в товарообмене с ее основными партнерами: НИС, США и странами ЕС. Торговый баланс со странами Латинской Америки тоже увеличился, однако наблюдается тенденция сокращения оттуда японского импорта, тогда как экспорт увеличивается. Подобная тенденция наблюдается и в торговле Японии со странами ОПЕК, что вместе с падением цен на нефть и увеличение импорта этих стран привело в 1992 г. г значительному сокращению японского дефицита.
Торговые партнеры Японии в этом периоде переживали экономический спад, что отразилось на динамике потребления и процессе инвестирования, которые вместе с ревальвацией иены привели к уменьшению стоимости импорта. Единственным исключением, пожалуй , был японский импорт из Китая, который только за 1992 г. (по сравнению с предыдущим годом) вырос на 14%. Примечателен факт, что этот импорт больше чем на 1/3 состоит из "текстильных изделий".
Импорт из США и стран ЕС уменьшился в стоимостном выражении примерно одинаково на 6,5% . По отношению стран ЕС это в основном связано с уменьшением некоторых групп потреблрд. долл. доля сырья и топлива еще снизилась тогда, как увеличился ввоз изделий машиностроения, в первую очередьительских товаров. Что касается США, то уменьшение было в основном за счет сокращения импорта товаров машиностроительных отраслей.
Экспорт Японии в страны ЕС и США в стоимостном выражении остался неизменным. Такое положение, которое с исторической точки зрения экономической экспансии Японии в этих странах можно охарактеризовать как "плохое", скорее всего связано с пониженной экономической активности этих двух центров в этом периоде, и, вторая причина, ревальвация иены, приводящая к увеличению конкурентноспособности товаров, произведенных в странах Юго-Восточной Азии, привела к ослаблению японских позиций на этих рынках.
Несмотря на общее выравнивание объемов японского экспорт на рынках двух этих центров, в начале 90-х г. наступили важные изменения в его составе. В частности экспорт продукции группы "офисное оборудование и телекоммуникационная аппаратура", на которую сказалась "чувтсвительность" Европы сокращается. Наоборот, в США эта группа остается без изменений.
В современной внешнеэкономической стратегии Японии основная роль в выравнивании диспропорций во внешней торговле отводится наращиванию экспорта капитала, т.е. увеличение зарубежного производства готовой промышленной продукции взамен простого товарного экспорта, а также расширению "официальной помощи развитию" развивающимся странам, используемой в качестве стимула для дальнейшей экспансии.
Характерной чертой внешнеэкономической политики Японии является непрерывная координация и взаимопонимание между японскими предпринимателями и государственными структурами. Государство сыграло значительную роль в процессе накопления, концентрации и централизации капитала.
С одной стороны вмешательство государства в экономическую жизнь страны по американским стандартам очень сильно, но по сравнению с европейскими странами например с Франции степень влияния государственных структур примерно одинаково.
Обеспечение экономики страны энергоносителями и промышленным сырьем, защита интересов экспортеров капитала и товаров и создание на внутреннем рынке условия для развития приоритетных отраслей - это основные направления регулирования развития японской экономики. В целя достижения этих целей объединили свои усилия правительство и частные предприниматели. В любой стране, при японском посольстве существует отдел, проводящий постоянный анализ положения и перспектив деловых отношений со странами пребывания. Очень влиятельной и практически вездесущей является Японская организация внешней торговли (ДЖЕТРО), которая тесно связана с Министерством внешней торговли и промышленности (МВТП). Из частных предпринимательских объединений особое упоминание заслуживает Федерация экономических организаций (Кэйданрэн).
С другой стороны надо отметить и тот факт, что большинство направлений, указываемые вышеупомянутыми структурами, носят рекомендательный характер.
Экономический подъем на кануне 60-х г. был вызван к жизни такими факторами, как массовое обновление основного капитала, расширение внутреннего рынка в результате аграрной реформы, которая привела к появлению в деревне большого числа хозяйств, предъявляющих все возрастающий спрос на сельскохозяйственные машины и орудия, химические удобрения и т.д. Заметное воздействие на ускорение темпов экономического роста оказало широкое использование в японской экономике, в первую очередь в промышленности, иностранных научно-технических достижений. Япония закупала много патентов и лицензий на технологию, экономя значительные средства и время на научно-технические исследования. Сыграло свою роль и определенное повышение жизненного уровня.
Премьер министр Японии Киси провозгласил "три принципа внешней политики” - “приверженность ООН, сотрудничество со свободным миром, укрепление позиции Японии как азиатской страны". Стремясь восстановить и укрепить позиции в азиатских странах, правительство при активном участии ведущих организаций монополистического капитала разработало ряд политических и экономических мероприятий, получивших название "экономической дипломатии".
"Экономическая дипломатия" ставила перед собой задачу создать благоприятные условия для проникновения японского капитала в азиатские государства. Для закрепления в странах Юго-Восточной Азии Япония активно использовала репарации, выплачивавшиеся в форме поставок машин и оборудования и предоставления услуг японских специалистов. Репарационные соглашения, как правило, включали статьи об "экономическом сотрудничестве", что облегчало дальнейшее проникновение. Первой попыткой организованной японской экспансии в страны Юго-Восточной Азии был разработанный правительством план, согласно которому японские фирмы, используя предоставленные американскими банками кредиты, должны были разрабатывать ресурсы этих стран, направляя туда оборудование, технический персонал и т.д.
В начале 60-х гг. среднегодовой прирост промышленной продукции составлял 16,1%, а ВНП Японии в это время. увеличивался в среднем за год на 9,75%. Наряду с традиционными отраслями промышленности в эти годы быстро стали развиваться новые отрасли : электрорадиотехника, нефтехимия, производство синтетических материалов и т.д. Однако, несмотря на значительные успехи японской экономики, Япония еще сильно отставала от США и стран Западной Европы, особенно по производительности труда и объему национального дохода на душу населения. Правительство уделяло особое внимание вопросам экономики, видя в ускорении экономического роста путь к укреплению политической и социальной стабильности. Этими целями в конечном счете было продиктовано и выдвижение "плана удвоения национального дохода". Этот план-прогноз на 60-е годы был утвержден в конце 1962 г. Он предусматривал в целях удвоения национально дохода за десятилетний период ежегодный прирост объема производства на 9%, а также ставил задачи модернизации сельского хозяйства, мелкой и средней промышленности, развития отсталых районов, увеличения конкурентоспособности Японии на мировом рынке.
Провозглашенная администрацией Кеннеди политика "защиты доллара" наносила ущерб японскому экспорту в США, а проводившееся правительством Икэда под нажимом Вашингтона ослабления на ограничений на ввоз в страну американских товаров увеличивало дефицит внешнеторгового баланса Японии. В 1961-1962 гг. в экономике Японии произошел спад. Значительно снизились темпы экономического роста, уменьшилась загрузка оборудования в промышленности. Этот спад произошел в обстановке обострения экономических противоречий с США, в особенности из-за наплыва японских текстильных изделий на американский рынок. В начале 1963 г. США потребовали ограничить экспорт японских текстильных товаров. Обстановка в отношениях между двумя странами настолько накалилась, что ее характеризовали как " текстильную войну". В конечном счете этот вопрос был урегулирован, однако причины внешнеторговых противоречий между Японией и США не были устранены, и в последующем они неоднократно обострялись вновь.
В условиях экономического спада в японских экономических да и политических кругах становилось все более очевидным, что чрезмерная внешнеторговая ориентация на США чревата серьезными последствиями для экономики Японии. В Токио стали обращать больше внимания на других перспективных внешнеторговых партнеров, например на западноевропейские государства, не говоря уже о странах Азии.
В дальнейшей деятельности правительства одной из важнейших задач стало преодоление снижения производства в химической, целлюлозно-бумажной, текстильной и некоторых других отраслях промышленности. Для преодоления спада правительство широко прибегало к мерам государственно-монополистического регулирования - созданию картелей в целях ограничения производства, а также к концентрации производства и централизации капитала. Большое внимание правительство уделяло увеличению японского экспорта, повышению конкурентоспособности японской продукции: снижались налоги с корпораций, производящих товары на экспорт, уменьшались таможенные тарифы на импорт сырья и полуфабрикатов, используемых для экспортного производства, предоставлялись льготные государственные кредиты для экспортеров.
В начале 70-х годов заметно обострились экономические противоречия между Японией и США как следствие укрепления позиций Японии в мире. Еще в середине 60-х годов произошел переворот в японо-американской торговле: хронически пассивное для Японии сальдо превратилось в неизменно активное. Такое положение наглядно отражало нараставшую экспансию японских ТНК на рынок США. В1971 г. Япония испытала "два шоковых удара" со стороны США.
Одним из них были жесткие валютно-финансовые меры, предпринятые правительством США для преодоления кризиса доллара и выравнивания платежного баланса. Отмена золотого паритета доллара и введение дополнительного 10% налога на импорт были направлены против всех основных конкурентов США, но их главной мишенью была Япония. Ей пришлось согласиться на введение " плавающего" курса иены, а затем провести ревальвацию иены почти на 17% и "добровольно" ограничить экспорт своих текстильных товаров в США.
Вторым "шоковым ударом", на этот раз в политической сфере, было объявлено о визите президента Никсона в Пекин. Этот шаг, осуществленный ближайшим союзником Японии без каких-либо консультаций, на которые она, казалось, могла бы рассчитывать в соответствие с "договором безопасности", вызвал серьезное потрясение в правящих кругах Токио. Напряженность в японо-американских отношениях не была полностью устранена даже в результате двух встреч на высшем уровне - в январе и августе 1972 г.
Правительство уделяло повышенное внимание вопросам внешней политики, рассчитывая восстановить свой пошатнувшийся престиж и расширить рынки для японских товаров, чтобы путем увеличения экспорта облегчить выход японской экономики из кризиса. Премьер-министр Танака в 1974 г. посетил 11 стран - Филиппины, Таиланд, Сингапур, Малайзию, Индонезию, Мексико, Бразилию, Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Бирму. Однако поездка Танака в страны Юго-Восточной Азии привела к вспышке антияпонских настроений. В Мексике и Бразилии главе японского правительства было заявлено, что эти страны не согласятся снять ограничения на проникновение японского капитала в ключевые отрасли их экономики. Приуроченное к визиту Танака в Австралию подписание японо-австралийского договора, который регулировал бы политические и торгово-экономические отношения обеих стран, не состоялся: австралийцы не пошли на предоставление Японии равных условий в инвестиционной и коммерческой деятельности, опасаясь усиления экспансии японского капитала.
Министр иностранных дел Японии Кимура в ноябре 1974 г. посетил Гану, Нигерию, Заир, Танзанию и Египет. Это был первый визит японского министра иностранных дел в страны Черной Африки. И там японская политика подверглась критики как в отношение торговой экспансии, так и в связи с нарушением ею установленных Советом Безопасности ООН санкций на торговлю с ЮАР.
В ноябре 1978 произошла смена руководства . Одним из главных направлений своей внешнеполитической деятельности правительство Фукуда избрало всемерное развитие связей со странами, входящими в АСЕАН, в целях укрепления позиций японских монополий в этих странах. Государства-члены АСЕАН являются важными поставщиками сырья и топлива для Японии и покупателями многих видов японской промышленной продукции. По общему объему товарооборота со странами АСЕАН Япония обгоняет другие развитые страны, включая США, что позволяет ей оказывать значительное воздействие на экономику этих стран.
Важной вехой японской экспансии в Юго-Восточной Азии стало совещание, на котором Япония обещала предоставить 1 млрд. долл. в форме кредитов на льготных условиях для строительства по одному крупному промышленному проекту в каждой из стран АСЕАН, удвоить в течение пяти лет государственную помощь развитию, рассмотреть вопрос об отмене или ослаблении тарифных барьеров на экспорт из стран АСЕАН в Японию, чтобы сократить их огромное отрицательное сальдо в торговле с Японией.
В принципе, именно огромные торговые дефициты партнеров Японии являются причиной для постоянной угрозы принятия новых мер, особенно со стороны США и стран ЕС, направленных против наплыва японских товаров.
Осуществляя торговую экспансию "по всем азимутам", Япония в то же время разными способами сдерживает аналогичную деятельность иностранных корпораций на своем рынке. Долгие годы не прекращается борьба США и ЕС за ослабление японского протекционизма, за открытие японского рынка.
Япония является активным участником большинства международных экономических и финансовых организаций. Являясь с 1955г. членом ГАТТ и учитывая тот факт, что двигателем развития страны - это отрасли экспортной ориентации, она играла значительную роль во всех переговоров по проблемам взаимного снижения тарифных и нетарифных барьеров.
Понизив таможенные пошлины после переговоров по линии ГАТТ в рамках "раунда Кеннеди" (1964 - 1967 гг.), Япония в начале 70-х годов в соответствие с требованием США сократить дисбаланс в торговле снова снизила тарифы на значительную группу товаров. Но потом в Японии в связи с общим конъюнктуры в мире усилились протекционистские тенденции. Под давлением партнеров на переговорах в рамках "токийского раунда" (1973 -1979 гг.) Япония согласилась на новые тарифные уступки на 1980 - 1986 годы, а после встречи Накасон - Рейган Токио в июне 1986 г. принял решение уменьшить на 20% импортные пошлины на 2400 видов товаров и полностью их отменить по 30 видам. Но это, казалось бы, широкое мероприятие не удовлетворило ни США, ни ЕС по нескольким причинам. Во-первых, пошлины были отменены прежде всего на такие предметы импорта Японии, по которым ее конкурентоспособность выше и увеличение ввоза, которых она может не опасаться (телекоммуникационное оборудование, бытовая электроника, фармацевтика и др.). Во-вторых не были понижены тарифы на многих импортных изделий, которые в обратном случае могли бы более успешно конкурировать с японскими (ЭВМ и их компоненты, сельскохозяйственные машины, автомобильные части). В-третьих, Япония еще не разобрала множество нетарифных барьеров (количественные лимиты, административные правила, бесчисленные неформальные ограничения и т.д.), которые более эффективно препятствуют импорту определенных товаров, чем тарифные. Речь идет прежде всего о промышленном сырье и топливе, а также продовольствии, в торговле которыми столкновения США и Японии так часты. Журнал "Форчун" приводит многочисленные жалобы западноевропейских предпринимателей на трудности прорыва и освоения японского рынка. Так, импортные пошлины и налоги на продажу 1л. виски из стран ЕС составляют 13,79 долл., а налоги на продажу 1л. японского виски - 1,74 долл.
На протяжении последних 15 лет усилия государства были сосредоточены на адаптировании промышленности страны к новой структуре издержек производства, сложившейся после середины кризиса 70-х гг., на свертывании материало- и энергоемких производств и отраслей и стимулировании развития экономики по линии повышения наукоемкости. Роль государства в экономическом развитии страны традиционно весьма значительна. В последние годы она все более трансформируется по линии использования косвенных рычагов управления, отказа от прямого вмешательства и регламентации деятельности предприятий, либерализации режима участия страны в международных экономических отношениях на основе все большей "открытости" экономики.
Предметом первостепенной заботы государства в настоящее время и на перспективу 10-15 лет является обеспечение достаточно плавного перехода экономики страны на путь интенсивного развития, поскольку действие экстенсивных факторов роста существенно затруднено. В настоящее время приоритетами внимания является развитие высокотехнологичных и непроизводственных отраслей, расширения производства за рубежом, увеличение импорта при одновременном росте зарубежных инвестиций, создание конкурентоспособной информационной экономики, сокращение внешнеторгового дисбаланса и уменьшение зависимости от импорта сырьевых товаров и энергоресурсов, хотя разработанная в стране концепция "комплексной экономической безопасности" исходит из предпосылки сохранения Японии до 2000-2010 гг. в числе крупнейших импортеров промышленного сырья, полуфабрикатов и топлива, вопросам ресурсного обеспечения и диверсификации источников снабжения будет уделено повышенное внимание.
Взаимная торговля ЕС и Японии не приобрела пока для них такой же значимости, как торговые связи каждой из них с США или (для Японии) со странами Юго-Восточной Азии. В середине 70-х г. на долю стран Западной Европы приходилось 14,5 - 17,5% японского экспорта и 7,5 - 10,5% импорта, на долю Японии около 1,5% экспорта Западной Европы и несколько более 2% ее импорта.
При небольших абсолютных объемах и малом удельном весе в товарообороте другой стороны торговля между Западной Европой и Японией растет относительно высокими темпами. За 1961 - 1973 гг. экспорт стран ЕЭС ("шестерки") увеличился в постоянных ценах в 7,1 раз, а что касается японского экспорта в страны "шестерки", то он вырос в 12 раз.
Наиболее динамично торговые связи с Японией расширялись у двух ведущих ее западноевропейских контрагентов - Германия и Великобритания. В начальный период развития отношений первенство было за Великобританией, но постепенно оно перешло к Германии(1975г.- экспортные операции 18,4 и 20,7%, импортные - 18,6 и 26,2%).
Товарная структура обмена между двумя центрами отражает индустриальный характер их экономики. Западноевропейский экспорт включал (1973г.): машины и средства транспорта (27,4% общего объема), промышленные полуфабрикаты (21,4%), товары химической промышленности (19,4%), готовую продукцию потребительского назначения (15,5%), на которые в сумме приходилось 84,7% общего экспорта этих стран в Японию. Японский экспорт в Западную Европу на 51,2% состоял из машин и транспортных средств, за ними следовали готовая продукция потребительского назначения (19,2%) и промышленные полуфабрикаты (18,9%)[1] .
В конце 70-х до середины 80-х гг. в пользу Японии сложилось соотношение сил в ее торговле с Западной Европой. Соперничество между ними распространялось на более широкий круг товаров, чем японо-американское, ввиду большей близости отраслевой структуры их национальных хозяйств, преобладание конкурирующих производств над взаимодополняющими. В этих условиях японские компании преуспевали в тактике "ударного экспортного звена", то есть массированного натиска в отдельных сравнительно узких, но важных секторах западноевропейского рынка готовой промышленной продукции. В целом за этот период они захватили примерно 1/10 его доли. Еще больше их доля была на рынке автомобиле- и станкостроения, а рынок мотоциклов (в частности, в Англии) и заказы на постройку судов они практически монополизировали (80%). Опасность для западных европейцев представляли позиции японских фирм на местных рынках наукоемкой продукции, в частности промышленных роботов, электроакустической аппаратуры и персональных компьютеров. Крупнейший электротехнический концерн "Симэнс" в тот период продавал под своим товарным знаком японские микрокомпьютеры, а "Оливетти" - японские электрические пишущие машинки.
Западноевропейские компании обрабатывающей промышленности не были в состоянии так быстро наращивать свой экспорт в Японию ввиду их значительно более низкой конкурентоспособности, а также по другим причинам. В начале 80-х г. на долю ЕС приходилось 13% японского экспорта и лишь 5% импорта. Отсюда все больший дефицит в торговле с Японией, составивший в 1985 г. около 11 млрд. долл.
Сдерживая наплыв товаров с маркой "сделано в Японии", западноевропейские государства стали вводить протекционистские ограничения с избирательной направленностью. Так, основные члены ЕС установили тарифы на импорт легковых автомобилей на уровне 10,5% против 3% в самой Японии, не опасающейся иностранной конкуренции. Кроме того, они добились от Токио количественных "добровольных" ограничений экспорта автомобилей, причем даже в более узких пределах, чем удалось добиться США, а Испания вовсе запретила их импорт. Наконец, в сентябре 1985 г. ЕС решило ввести дополнительные пошлины на импорт уже целого ряда японских товаров.
Ответом японских корпораций на "европротекционизм" стало энергичное наращивание инвестиций в западноевропейской промышленности. Например, чтобы избежать уплаты пошлин на импорт видеомагнитофонов, а также снизить расходы на транспортировка, они создали на месте заводы по их сборке, получающие основные узлы от своих материнских компаний в Японии. Это позволяло им удерживать за собой большую часть западноевропейского рынка видеоаппаратуры, оттесняя местных производителей. Эффективность такой тактики еще раз подтвердилась летом 1985 г., когда ЕС повысило тарифы на импорт этих изделий.
До конца 80-х гг., несмотря на все препятствия на пути японского товарного экспорта в странах ЕС, торговый баланс между двумя центрами сводился всегда с положительным в пользу Японии результатом. В период 1989-1990 гг. разрыв стал сокращаться, но, как показали следующие года, это не было длительной тенденцией. Так, с середины 80-х начале 90-х гг. средний темп увеличения сальдо баланса составил 1,12% в год и на конец финансового 1992 г. составил 31,1 млрд. долл. А сам объем японского экспорта и импорта соответственно - 62,4 и 31,3 млрд. долл. (на конец 1986 г. эти цифры были соответственно 30,7 и 14,0 млрд. долл.). Основными причинами для увеличения дефицита следующие: увеличение импорт Германии, как результат ее объединения; сокращение импорт Японии потребительских товаров в результате общего внутреннего сокращения потребления; удорожание стоимости японского экспорта, выражаемой в долларах США - следствие ревальвации иены.
Основными статьями импорта стран ЕС были автомобили (17,0% стоимости всего импорта), офисное оборудование (8,4%) и другие товары обрабатывающей промышленности. Япония в свою очередь импортировала в основном потребительские товары, результат более низкой конкурентоспособности западноевропейской обрабатывающей промышленности в отраслях, создающих высокую долю добавленной стоимости.
Основными торговыми партнерами Японии со стороны стран - членов ЕС являлись Германия (33,1% общего товарооборота стран ЕС с Японией в 1992 г.), Англия (18,2%) и Франция (12,5%). С середины 80-х гг. географическое распределение японского товарооборота со странами ЕС не изменился, так в 1986 г. доля вышеперечисленных стран составляла соответственно 33,1%, 22,9%, 11,2%.
Основными товарами в экспорте Японии и Германии является продукция обрабатывающей промышленности. Общий товарооборот составил чуть больше 31 млрд. долл. По сравнении с серединой 80-х он вырос в 1,9 раза (14,7 млрд. долл.). Средний темп прироста торгового дефицита Германии за этот период составил 1,1% в год. Резкое увеличение было зафиксировано после объединения Германии, с одной стороны, и сокращение импорта Японии, с другой. В 1992 г. дефицит в торговле между двумя странами составлял больше 1/3 общего дефицита стран ЕС по отношении Японии.
Под лозунгом компании "Япония - возможность", направленная на форсирование английского экспорта в Японию, Англии удалось сократить дефицит в двухсторонней торговли в 1989 и 1990г. Однако, несмотря на то, что в последующих годах проводилась в жизнь кампания "Япония - приоритет", в результате сокращения английского экспорта в Японии из-за ее стагнации, дефицит во взаимной торговле резко увеличился и достиг в 1992 г. 7,4 млрд. долл., совокупный товарооборот составил 17,2 млрд. долл., а по сравнению с 1986 г. он вырос в 1,7 раз, что соответствует примерно увеличению японского экспорта за этот период в данную страну (1,8 раза). Экспорт Японии состоит в основном из автомобилей и компьютеров, а экспорт Англии помимо этих товаров включает медикаментов и дистиллированный спирт.
Что касается Франции, то импорт из Японии в основном по товарным позициям не отличается от совокупного импорта всех стран - членов ЕС, а ее экспорт включал в 1992 году наряду с коньяком, сумок и т.д. самолеты, вертолеты и автомобили. Объем товарооборота по сравнению с серединой 80-х гг. вырос в 2,3 раза и в стоимостном выражении составил 11,7 млрд. долл. В 1989 и 1990 гг. Япония в торговле с Францией зарегистрировала дефицит (соответственно 0,2 и 1,5 млрд. долл.), который был вызван увеличением импорта дорогих марочных товаров и произведений искусства. Однако, в результате экономического спада, потребление и, соответственно, импорт этих товаров сократился и сальдо баланса сложилось в последующих годах в пользу Японии (0,9 млрд. долл.).
Япония обладает относительно солидными позициями в экономических связях со странами ЕС. Для ЕС они выражаются в самом большом региональном торговом дефиците. Японские корпорации контролируют значительную долю рынка ЕС. Японская экспортная экспансия в странах ЕС сосредоточена прежде всего на ограниченном количестве высокотехнологичных продуктов, продажи и вырученная прибыль которых нарастают высокими темпами. Японская экспортная практика расценивается как чересчур агрессивной, что стимулирует принятие мер противодействия. По отношению к японскому импорту применяется широкий спектр ограничительных мероприятий. По некоторым оценкам, в конце 80-х гг. на товары японского экспорта распространялось действие 120-130 товарных ограничений, покрывающие почти 40% всей стоимости[2] .
Значение взаимосвязей Западной Европы и Японии для каждого из этих центров намного меньше связей с Соединенными Штатами. Страны Европейского Сообщества экспортируют в США в 4 - 5 раз больше товаров, чем в Японию, а вывоз последней в США почти вдвое превышает ее экспорт в Сообщество[3] .Однако в преддверии создания единого внутреннего рынка ЕС динамизм экономических связей между Западной Европой и Японией существенно возрос, более того, их структура заметно усложнилась.
Помимо географической отдаленности, в этом отражаются особенности структуры внешнеторгового обмена каждого из центров. Они связаны с разным типом участия в международном разделении труда: в товарооборотах западноевропейских стран - большой удельный вес межфирменного обмена, во внешней торговле Японии - высокая доля импортных поставок сырья и энергоресурсов, в основном из развивающихся странах, США и Австралии, что и определило направления промышленного экспорта.
Положение усугубляется и тем, что японские корпорации строили свои стратегии на заинтересованности в увеличении сырьевого и энергетического импорта. На вывоз же предназначалась готовая продукция. В результате экспортные структуры Японии и стран ЕС весьма схожи. Японский импорт состоит в основном из машинного оборудования, транспортных средств, полуфабрикатов и товаров обрабатывающей промышленности, то есть из тех видов продукции, по которым сильна сама Япония.
Кроме того, для стран ЕС освоение рынка Японии в течение долгого времени было затруднено ее протекционистской политикой. Хотя с начала 60-х годов там официально проводится либерализация импорта, в отношении товаров западноевропейского происхождения используются разного рода нетарифные ограничения, такие, как усложнение порядка оформления импортных операций, предъявление повышенных требований к качеству и т.д. Поэтому западноевропейская торговая экспансия преимущественно развертывалась на американском и других, более доступных рынках сбыта. Развитие же внешнеэкономических связей Японии шло главным образом путем вынесения части производства в прилегающие страны с дешевой рабочей силой. Соответствующие изменения в товарной структуре обмена (некоторое повышение доли импорта готовой продукции) не оказывали существенного влияния на сложившуюся географию внешнеторговых связей, и преобладающее место по-прежнему сохранялось за странами Тихоокеанского бассейна.
К началу 70-х годов сформировалась наиболее характерная черта европейско-японской торговли - ее растущая несбалансированность в пользу Японии. При этом преобладающая часть пассива баланса образуется за счет статьи "машины и транспортные средства". Хроническая несбалансированность европейско-японской торговли прямо связана с тем фактом, что описанная выше существенно различная структура внешней торговли каждого из центров вступает в противоречие с однотипной структурой их взаимного обмена.
Отрицательное сальдо торгового баланса лишь отчасти компенсируется положительным для стран ЕС сальдо баланса услуг.
Абсолютные объемы потоков инвестиционного капитала, как и операций в сфере кредита и оказания услуг были невеликими и тесно связанными с внешней торговле, которой принадлежала определяющая роль в развитии отношений между обоими центрами.
На взаимоотношения двух центров огромное воздействие оказывает несбалансированность торговых расчетов: совокупное отрицательное сальдо в торговле между Западной Европой и Японией в 70 - 80-е годы возрастало и начало снижаться лишь в конце десятилетия. Дисбаланс стал следствием "наводнения" Японией западноевропейских рынков более дешевыми, по сравнению с местными, автомобилями, цветными телевизорами, видеоаппаратурой, бытовой техникой, что отразило преимущества, которых она добилась в технологическом соперничестве со своими западноевропейскими конкурентами. Сказалось и своеобразие японской торговой политики - содействие экспорту и сдерживание импорта на внутренний рынок.
В начале 90-х годов между Японией и Старым Светом возникли новые проблемы. Они связаны с резким ростом в Западной Европе активности японского капитала. В предшествующие десятилетия основной поток японских инвестиций направлялся в США. Объем прямых зарубежных вложений Японии в этой стране примерно в 2,5 раза превысил ее инвестиции в Западной Европе[4] . Однако во второй половине 80-х годов ситуация существенно изменилась. За последние пять лет японские компании утроили объем прямых капиталовложений в экономику стран ЕС.
Ряд японских аналитиков, указывая, что западноевропейский рынок по своим объемам и потенциальному динамизму превосходит американский, не исключают, что со временем он станет для японского капитала более привлекательным, чем американский. Однако, подчеркивают они, все зависит от успеха реализации "проекта 1992г.".
До 80% японского капитала направляется в финансовые услуги и торговлю и лишь около 15% - в обрабатывающую промышленность (за финансовый 1990г. эти цифры составили соответственно 45 и 27%). Японские кредитно-финансовые учреждения, прежде всего коммерческие банки и страховые компании, укрепляют свои плацдармы в Западной Европе. Только в Лондоне находятся почти 60 японских банков. В 90-е годы, подчеркнул в марте 1990г. главный представитель Банка Японии в Европе Т. Камошиде, по мере того как создание единого рынка будет стимулировать развитие европейской экономики, их значение будет возрастать. Японский капитал покрывает почти четверть стоимости "проекта века" - строительство туннеля под Ла-Маншем[5] . Стремясь преодолеть импортные барьеры Сообщества, японские фирмы расширяют замещение экспорта товаров их производством на местах с тем, чтобы создав опорные пункты в одной из стран ЕС, использовать единый рынок и иметь возможность беспрепятственно действовать в других.
Деятельность японского капитала в Старом Свете характеризуется рядом особенностей. В областях, где они наиболее сильны (электронное оборудование, автомобили), японские фирмы осуществляют стратегию активного и целеустремленного завоевания рынков региона, создания производственных плацдармов, в том числе и для последующей экспансии в третьи страны. Японцы организовали в Западной Европе преимущественно сборочные предприятия. При этом они не только устанавливали на них свое оборудование, но и использовали при выпуске продукции комплектующие узлы и детали японского производства. Между тем КЕС признает "европейскими" и освобождает от пошлин только те выпущенные в ЕС товары, в стоимость которых не менее 60% приходится на местные издержки и комплектующие узлы. В случае высокотехнологичных изделий "европейскими" считаются только те, при производстве которых определенные технологические операции осуществлялись в странах Сообщества. В этих условиях японские фирмы переходят к осуществлению концепции "полной интеграции в Европе - от создания исследовательских лабораторий до выпуска готовых изделий. Для их деятельности все более характерна региональная стратегия - использование местного управленческого персонала, организация единых западноевропейских производственных, управленческих и сбытовых структур.
Другим направлением экспансии японского капитала в Западной Европе являются вложения в отрасли, где позиции Старого Света сильны, с целью использования европейских достижений для развития соответствующих производств. Это покупки фармацевтических и химических предприятий и фирм в Германии, Великобритании, Франции, Италии, различные формы сотрудничества с европейскими компаниями, действующими в этих областях, а также в пищевой и легкой промышленности.
Широкое проникновение японских товаров и капитала в Западную Европу вызывают двоякую реакцию. С одной стороны, это беспокойство. С другой стороны, особенно на местном уровне, европейцы приветствуют создание японским капиталом новых рабочих мест, восприятие передовой технологий и организации производства, общее повышение конкурентоспособности. С последним обстоятельством связываются перспективы успешной конкуренции с США и с самой Японией, сокращение дисбаланса взаимной торговли.
В этих условиях еще с конца 70-х годов ЕС проводит согласованный курс в отношении Японии. В феврале 1978 г. Совет ЕС одобрил "общую и глобальную стратегию", которой должны придерживаться органы Сообщества во время переговоров с японским правительством. Она была дополнена в ноябре 1980 г. В ней были сформулированы основные стратегические задачи на 80-е годы. Важное место среди них занимала проблема сокращения поставок из Японии в Западную Европу товаров, являющихся объектом наиболее острой конкуренции. В феврале - марте 1986 года КЕС, представляя Совету программу действий на будущее, указывала на необходимость ужесточить позиции Сообщества в ходе переговоров в рамках ГАТТ. Что касается капиталовложений, то ЕС принимает меры для направления их в сферы высокой степени обработки и наукоемкости.
Чтобы уменьшить несбалансированность торговых расчетов и защитить своих производителей, правительства стран Западной Европы широко используют национальные квоты и нетарифные средства торговой политики, и прежде всего "добровольные ограничения" экспорта. В конце 80-х годов в Италии и во Франции действовало до 40 ограничений (квот) на импорт из Японии. Доля японских автомобилей на итальянском рынке ограничивалась 1%, на французском - 3%, в то время как в среднем по ЕС она превышала 11%. Японский активный торговый баланс со странами ЕС постоянно увеличивался к концу 70-х г. , достигая 8млрд. долл. в 1980 году и задерживаясь на уровне10-11 млрд. долл. в середине 80-х г. Он начал резко повышаться во второй половине 80-х г. и достиг 19,8 млрд. долл. в 1989 г.
Столкнувшись с большим перевесом в торговом балансе в пользу Японии, страны ЕС на протяжении многих лет предпринимали меры для того, чтобы ограничить импорт японских товаров. Европейские протекционистские меры начались в 1968 г., когда Франция и другие европейские страны начали ограничивать ввоз цветных телевизоров японского производства. Европейское Сообщество, как институт, начали наблюдать за импортом японских автомобилей, цветных телевизоров, видеомагнитофонов, промышленного оборудования и т.д. в 1981 - 1982 гг. Японская Ассоциация Промышленности дала рекомендации по ограничении экспорта таких "конфликтных" товаров.
С 1983 г. Комиссия ЕС начала много антидемпинговых расследований целого ряда японских товаров. Были введены антидемпинговые пошлины на такие товары, как: миниатюрные подшипники, гидравлические экскаваторы, электронные пишущие машинки, копировальных аппаратов использующие обычную бумагу, принтеров для компьютеров и видеомагнитофоны. Полупроводниковые элементы, аудио и видео кассеты - расследуются. СВЧ печи и мобильные телефоны тоже расследовались, но демпинга не было.
В 1987 г. Комиссия ЕС ввела антидемпинговые пошлины на продукцию японских филиалов, расположенных в Европе, если больше 60% компонентов в готовом товаре было японского происхождения. Это было сделано в целях прекращения обхода антидемпинговых пошлин со стороны японских корпораций, основавшие в Европе производственные мощности сборочного типа. В сильнейшей степени это решение Комиссии затронуло производителей электронных печатающих устройств и видеомагнитофонов.
Для определения страны происхождения Комиссия ЕС в 1989 году ввела более жесткие меры для копировальных аппаратов и интегральных схем несмотря на то, что по отношению к радиоприемникам, телевизорам и аудиомагнитофонам применяется критерий " страна производства свыше 45%". Франция и Италия тоже начали выступать, что автомобили, произведенные на заводах " Нисан "-а в Великобритании, не отвечают определению " сделано в Европе " потому, что содержат меньше 80% европейских компонентов. В последствии, обе государства отказались от своих претензий.
Антидемпинговые меры не были направлены только на продукцию японского происхождения. В период 1980-1988 г. было проведено 348 расследований, из них 27 т.е. 8% были против товаров из Японии, что соответствует японской доли в импорте ЕС.
Предполагалось, что срок действия соглашения о "добровольных ограничениях" продлится до 1996 - 1997 гг. Со своей стороны КЕС разработала проект поэтапного уменьшения в 1990 - 1992 гг. барьеров на пути ввоза японских автомобилей. Иными словами, речь идет о том, чтобы поставить этот импорт под контроль, не допустив его чрезмерного роста. После 1992 года "взаимные количественные ограничения" - ряд разнообразных двусторонних соглашений, которые на индивидуальной основе члены ЕС заключали с Японией, - были заменены общей "системой наблюдения" Сообщества. В условиях ухудшения экономической ситуации в начале 90-х годов европейские автомобилестроители требуют от КЕС сохранения нынешнего уровня проникновения на европейский рынок. В качестве компенсации ЕС должно добиваться от Японии согласия на удвоение экспорта европейских автомобилей в Японию.
Другое направление политики Сообщества в отношении Японии состоит в том, чтобы совместно с США добиваться открытия японского рынка для товаров и капитала стран ЕС. В результате нажима Сообщество намного увеличило вывоз в Японию промышленных товаров и обработанной сельскохозяйственной продукции, а также экспорт капитала. Повышение курса иены по отношению к большинству западноевропейских валют означало значительное уменьшение в Японии импортной цены иностранных товаров и повышение их конкурентоспособности. Чтобы нейтрализовать негативные последствия роста курсы иены, японские фирмы повысили долю используемых ими импортных материалов. Кроме того, в Японии возрастает спрос на высококачественные потребительские товары известных иностранных компаний. Проникновение иностранных, в том числе западноевропейских, корпораций облегчается тем, что японская администрация под воздействием растущей критики из-за рубежа принимает меры по либерализации внутренней хозяйственной жизни, ее приближению к практике других ведущих стран.
Формирование Единого внутреннего пространства ЕС является ключевым моментом в развитии отношений между двумя центрами с середины 80-х годов. В самой Японии прогнозы последствий создания ЕВП весьма противоречивы: с одной стороны, формирования гомогенного рыночного пространства в рамках ЕС приветствуется как политически стабилизирующий и экономически фактор, с другой стороны, открыто выражаются опасения усиления протекционизма по отношению третьих стран в ущерб японским экономическим интересам.
В целях завоевания позиций на ЕВП ЕС японские корпорации активно пользуются возможностями, которые содержит в себе форма кооперирования. Эту форму современных МЭО приветствуется со стороны компаний стран ЕС, которые находят ее эффективным инструментом для трансферта современных технологий в промышленность Западной Европы. При этом кооперирование все больше выходит за пределами непосредственного производства и обхватывает сферы научных исследований и разработок, реализации, послепродажного технического обслуживания и т.д. Из-за многочисленных баррикад, воздвигаемых на пути японского товарного экспорта, стимулирование разнообразных кооперационных отношений с партнерами из-за рубежа в Японии является государственной политикой. За последние несколько лет было заключено большое количество кооперационных соглашений между компаниями стран ЕС и крупными японскими кооперациями (в том числе "Мицубиси", "Тосиба", "Канон" и др.).
Япония рассматривается уже не столько как конкурент, но и как потенциально важный партнер, сближение с которым необходимо для противодействия североамериканскому центру. Исходя из этой концепции, основной упор делается не на получении торговых уступок, хотя этому по-прежнему придается большое значение, а на развитие с этой страной всестороннего сотрудничества, прежде всего в наиболее важных для ЕС сферах науки и техники. К перспективным направлениям КЕС относит совместные исследования и разработки в области термоядерного синтеза, биотехнологии, создания новых материалов и др. Такое сотрудничество облегчает доступ стран ЕС к достижениям Японии в сфере научно-технического прогресса и способствует ослаблению их технологической зависимости от США.
Японские зарубежные инвестиции отличаются следующими чертами: 1) высокий удельный вес инвестиций в добывающей и перерабатывающей промышленности; 2) повышенный удельный вес развивающихся странах; 3) преимущественно служебная роль экспорта капитала по отношению к товарному экспорту.
Сущностью прямых зарубежных инвестиций является передача "неосязаемых активов", характерных для какого-нибудь производства или фирмы, как технологии и менеджмент. По этой причине ПЗИ должны быть рассматриваемы скорее как микроэкономическое явление, чем макроэкономическое. Однако, во второй половине 80-х г. было несколько макроэкономических явлений, оказавшие прямое влияние на ускорение экспорта капитала из Японии: ревальвация иены, торговые противоречия и т.д.
Мировая экономика предоставила выгодную атмосферу для инвестиций во второй половине 80-х г. С 1982 по 1982 экономики стран ОЭСР постоянно развивались, а за период 1986-1989 гг. ежегодные темпы экономического роста составляли 3,5%. Стабильные темпы роста в стране и за границей являются фундаментальным фактором для более оптимистично взгляда инвесторов на будущее. В противовес развитым странам, развивающиеся страны ( например страны Латинской Америки ), из-за политической и экономической нестабильности оказались менее привлекательными для иностранных инвестиций.
Во второй половине 80-х г. мир стал свидетелем резкого повышения цен японской недвижимости и акций, которые заставили японских компаний искать большие суммы за пределами страны. Высокая стоимость акций позволили японским компаниям финансировать инвестиции с значительно меньшими издержками по сравнению с их иностранными конкурентами. В то же время высокие цены на землю уменьшили прибыль от инвестиций в недвижимость, что форсировало вложения за границей.
По отношению к доллару иена увеличила свою стоимость почти в два раза только за период 1985 - 1988 гг. Это оказало сильное воздействие на конкурентоспособность японской продукции, в первую очередь это сказалось на заработную плату. По данным МВТП, преимущество дешевой рабочей силы явилось одним из основных факторов для стимулирования ПЗИ, особенно в трудоемких отраслях. В этом смысле ревальвация иены ускорила ПЗИ основавшиеся на преимуществах издержек производства.
ПЗИ, направленные на сохранение и расширения доли на иностранном рынке, какими в общих чертах являются инвестиции Японии в развитых странах, ревальвация иены оказала незначительное влияние.
Общепринято мнение, что торговые противоречия между Японией с одной стороны и США и ЕС с другой взаимоувязаны с увеличение торгового дисбаланса. При более внимательном подходе к этому вопросу, обнаруживаем, что "торговые войны" разгораются, когда японский экспорт определенных товаров приводит к тому, что доля местных производителей на своем рынке либо сокращается, либо последние вовсе ее теряют. В этом смысле "торговые войны" не являются каким-то макроэкономической проблемой, а скорее структурной: автомобили для США и ЕС, видеомагнитофоны и цветные телевизоры для ЕС, интегральные схемы и полупроводниковые элементы для ЕС и США. В каждом случае США и ЕС ограничивали импорт при помощи квот, антидемпинговых пошлин и "добровольных ограничений". Для того, чтобы преодолеть эти препятствия и сохранить свои позиции на рынках этих стран, японские компании, принимая во внимание и другие микроэкономические факторы ( они будут рассмотрены ниже ) предпочитают производить свою продукцию непосредственно на этих же рынках. Такой тип ПЗИ можно охарактеризовать как альтернативным экспорту.
Перемены в корпоративных стратегиях японских ТНК тоже сыграли немалую роль в ускорении темпов экспорта капитала. Если пять лет стратегия назад стратегия была ориентирована на экспорт и заключалась в стремлении компании при помощи зарубежных торговых агентах или за счет собственных зарубежных торговых филиалов стремилась освоить зарубежный рынок и расширить свой экспорт туда, то на смену этой стратегии пришла новая, ориентированная на производство непосредственно на и для данного рынка ( МВТП ). Новая корпоративная стратегия- это реакция на изменения, наступившие в условиях хозяйствования: ревальвация иены после 1985г., тенденция регионального интегрирования, различия во вкусах потребителей. Большинство японских производителей, охваченные опросом, ответили, что они будут планировать операции внутри ТНК, исходя из сравнительных преимуществ своих зарубежных филиалов. Другой особенностью новой стратегии является и перенос научно-исследовательской деятельности японских ТНК в близость к зарубежным рынкам.
Японские корпорация стремятся к снижению рисков, связанных с экспортом, налаживая производство на самих или в непосредственной близости от рынках реализации. Эта тенденция стала особенно четкой к концу 80-х г. Экспортные операции всегда включают использование разных валют, импортные пошлины, перевозки и коммуникации на больших расстояниях. По ходу времени развилось валютное хеджирование, импортные пошлины были снижены, коммуникационные и транспортные технологии развивались очень бурно. Все это привело к тому, что стены, ограждающие национальные экономики были снижены, создались условия для производства в мировых масштабах. Однако многие из японских менеджеров продолжают считать, что риски и стоимость перевозок и валютного хеджирования достаточно высоки, что и подтолкнуло их к инвестированию за рубежом.
Японская иена все еще мало используется в международных операциях и ее колебания довольно значительны. Недаром Японию некоторые экономисты называют "страной восходящей иены". Столкнувшись с резким уменьшением прибыли из-за ревальвации иены, японские корпорации, чье производство ориентировано на экспорт идут на сокращение экспортных квот и увеличение зарубежного производства для того, чтобы нейтрализовать разницы в обменных курсов.
Европейские страны географически далеко расположены от Японии, культурные различия между ними тоже большие. Транспортировка компонентов и товаров занимает много времени и плохо сказывается на конкурентоспособность товаров из-за стоимости транспортировки, кроме того европейские филиалы должны хранить значительные запасы. Другой фактор, повлиявший на решение инвестировать - это проблемы с обменом актуальной информации о качестве товаров и вкусах покупателей. Это в основном касается производителей потребительских товаров такие, как бытовая электроника и автомобили, с одной стороны, и изготовители компонентов и материалов, с другой. Производители автомобилей поняли необходимость приспосабливаться к местным вкусам и предпочтений при создании новых моделей. Несостыковка стандартов в некоторых категориях товаров делает производство на месте обязательным для моментальной реакции на потребности потребителей.
Большое число японских корпораций переходят на стратегию " мирового маркетинга ". Они разрабатывают, производят и реализуют свою продукцию в мировом масштабе, учитывая при этом различия между США, ЕС и Азией. Хорошие результаты их деятельности и относительная доступность зарубежных ресурсов подчеркнули актуальность глобализации корпоративных стратегий. Обзор, проведенный Экспортно-импортным банком Японии отметил резкое увеличение в процентах зарубежного производства для отраслей, занимающиеся сборкой компонентов: с 10,6% в 1986 г. до 12,9% в 1988 г. Эксперты банка прогнозировали дальнейшее увеличение этого процента - до 19,2% в 1991 г. Из опрошенных 242 компании, 90% из них подчеркнули, что глобализация является важным направлением для корпоративного менеджмента.
С середины 80г. страны-члены ЕС стали важным регионом размещения японских ПЗИ. Среди двадцати крупнейших стран, где размещались японские инвестиции за период 60-х и 70-х годов, Англия занимала второе место, но была единственным представителем европейских стран. В 70-х г. к списку были присоединены Франция и ФРГ. Люксембург и Голландия были добавлены в 80-х г. С точки зрения аккумулированных японских инвестиций, почти 40% были размещены в Англии, а за ней следовали Голландия, Люксембург, ФРГ и Франция. В странах-членах ЕС преобладают инвестиции в сферу услуг, составляющие 80% всех ПЗИ в Европе. Среди инвестиций, размещенных в отраслях промышленности, преобладают капиталовложения в отраслях электронной, электротехнической и транспортной индустрии.
Прямые зарубежные инвестиции между развитыми странами в основном направлены на поддержание и расширение своей доли на иностранном рынке. Что касается японских капиталовложений в странах-членах ЕС, многие компании заявили, что намерены перенести производство учитывая перспективу завершения создания Единого Внутреннего Рынка в 1992 г., вне зависимости от того будут ли эти проекты прибыльными с самого начала. Поэтому японские инвестиции можно рассматривать в общем как альтернативу будущим, а в некоторых случаях и настоящему экспорту из Японии. Основываясь на данных опроса МВТП, известно, что ТНК вознамеревают заменить экспорт производством на самих рынках. Таким образом японские инвестиции должны располагаться в странах, которые импортировали большое количество японских товаров, и на рынках, о вкусах чьих потребителей японские производители располагают информацией. Дальше, надо учитывать и тот факт, что создание каналов для продвижения товаров на новом рынке может отнять много времени, а японские инвестиции, в первую очередь в сферу услуг, располагались таким образом, чтобы максимально обеспечить товарные потоки.
Сравнивая объемы экспорта некоторых товаров и инвестиции, можно отметить, что ПЗИ выше в отраслях промышленности, которые производят товары импортируемые в странах-членах ЕС. Если взять взвешенные величины экспорта и отношение аккумулированных инвестиций в каждой отрасли ко всем инвестициям в промышленности ( для того, чтобы сгладить вариации берутся средние величины по экспорту за 1987 и 1988 гг.; а данные по инвестициям - на конец финансового 1988 года), то, пользуясь простой регрессией типа: У= а+bX( где Y это процент распределения аккумулированных прямых зарубежных инвестиций по отраслям промышленности, а X- процент распределения экспорта по отраслям ), то получаем следующие результаты ( t статистическое в скобках ): для всего мира Y=3,77+0,55X (1,71;3,76) R=0.6528, только для ЕС Y=3,12+0,77X ( 1,54; 6,09)R=0,8376.
Эти результаты подтверждаю гипотезу, что существует положительная связь между японским экспортом и инвестициями, хотя только по этим двум примерам нельзя делать обобщающие заключения. Параметры по экспорту больше и статистически более значимы для ЕС, чем для мира в целом. Одна из причин почему R для мира меньше вероятно то, что мотивация для инвестиций в мировом масштабе бывает самой разной. Например, ПЗИ в развивающихся странах мотивируются в основном преимуществами издержек производства, по этой причине они могут кореллировать с импортом больше, чем с экспортом.
Статистическая связь указывает на то, что японские инвестиции обычно направлены в отраслях промышленности, работающих на экспорт. Это связь можно рассматривать как подтверждение того, что инвестиционные проекты японских корпораций направлены на замену экспорта. Дальше будет рассмотрен вопрос: замена ли это настоящего или будущего экспорта.
Для того, чтобы ответить на выше поставленный вопрос в силу того, что невозможно применить данных для составления производственной функции, воспользуемся данными опроса МВТП. Исходя из этих данных производится оценка прямого влияния зарубежных инвестиций (вариант 1). Но исходя из состояния японской экономики на сегодняшний день, учитывая тот факт, что японские фирмы постараются завершить процесс инвестирования до формирования ЕВП (что и стимулировало экспорт капитала в этом направлении) и принимая во внимание негативные реакции некоторых стран ЕС на наплыв японского капитала в национальные экономики, рассчитаем и второй вариант умеренного роста инвестиций, Берется ожидаемый объем продаж зарубежных филиалов. После вычисления основных эффектов прямых зарубежных инвестиций, находится суммарный эффект. Предполагается , что обзор МВТП охватывает 70% деятельности зарубежных филиалов. Таким образом оцениваются два эффекта: 1) субституция экспорта, 2) эффект обратного импорта.
Эффект 1 может быть вычислен двумя способами. Первый - допустить, что вся продукция зарубежных филиалов идет на замещение экспорта из Японии, другой вариант - использовать данные обзора МВТП. Другими словами, не вся продукция пойдет на замещение экспорта, некоторая ее часть найдет новые рынки. Таким образом производится оценка первого эффекта (уменьшение японского экспорта в страны-члены ЕС ) беря цифру объема продаж филиалов и умножая ее на процент замещения экспорта по отраслям промышленности. Для более точных расчетов пришлось бы учитывать разницу между ценами CIF и FOB, но поскольку цель - это получение общего представления о значимости отдельных эффектов, то этого делать не будем.
Второй эффект - увеличение японского импорта из японских зарубежных филиалов (называемый иногда обратным импортом) может быть получена аналогичным путем.
Два вышеуказанные эффекты являются прямым результатом производственной деятельности за рубежом. Но если не учитывать внутрифирменные поставки мы не получим полную картину влияния деятельности зарубежных филиалов на торговый баланс между странами. В большинстве случаев внутрифирменные поставки обусловлены экономиями на масштабах производства, с другой стороны - высококачественные продукты могут не хватать в странах базирования филиалов.
Таким образом, третьим элементом работы будет количество промежуточных частей и сырья, используемых для производства конечного продукта зарубежными филиалами. Для его оценки умножаются следующие три цифры: объем продаж зарубежных филиалов, коэффициент промежуточной продукции в продажах готовой продукции , коэффициент японских поставках ко всем поставкам промежуточной продукции. Эти оценки производятся сначала по отраслям промышленности и потом они суммируются.
После того, как получили оценку этих элементов надо предпринять еще две коррекции. Первая - умножить полученные результаты на процент японского участия в зарубежных филиалов. Предпосылкой для этого является факт, что даже иностранная компания без участия японских капиталов может закупить промежуточную продукцию японского происхождения, увеличивая таким образом объем экспорта из Японии, но это увеличение никак не связано с влиянием японских инвестиций на торговый баланс. Другая коррекция - это умножить полученные результаты на коэффициент обхвата опроса МВТП, о котором выше упоминалось.
Таким образом при "умеренном" росте инвестиций, сокращение торгового дисбаланса в торговле со странами ЕС приведет к сокращению японских доходов от экспорта на 10,2 млрд. долл. В эту цифру включается и оценка влияния и инвестиций до 1988 г. Если рассматривать только период 1988 - 1995 гг. то прямое воздействие, которое окажут японские капиталовложения на состояние торгового баланса между двумя этими центрами приведет к сокращению экспортных поступлений на 7,8 млрд. долл. от "базы".
Эти результаты могут показаться довольно значительными по абсолютной величине, но это эффекты ПЗИ по сравнению с "базой", где не предпринимались никакие капиталовложения в зарубежные экономики. Чтобы быть более точным, надо сказать, что "база" основывается на допущении, что все японские прямые зарубежные инвестиции будут заменены на портфельные. ПЗИ и портфельные инвестиции могут иметь разное влияние на экономические переменные такие, как курсы валют, процентные ставки и др. Но такими явлениями можно пренебречь, исходя из того, что доля промышленных заграничных японских вложений в развитые составляют всего 0,3% ВНП.
В сравнении с торговым балансом Японии на сегодняшний день, полученная оценка прямого влияния инвестиций выглядит довольно внушительно. Но, как было сказано выше, эти результаты- отклонения от " базы", а не от уровня торгового баланса на сегодняшний год. Те цифры, которые мы получили, являются разница в торговом балансе, когда одна экзогенная переменная инвестиций меняется и "базой", где она остается неизменном за период 1988 - 1995 гг. Поэтому предполагаемые цифры, отражающие сальдо торгового баланса не столь важны. Для исследования самым главным является расхождение от "базы".
График дает наглядное представление. Точка А на фигуре - это торговый баланс Японии в 1988 г. Точка Б - это "базовый" торговый баланс, если не будут предприниматься никакие прямые зарубежные инвестиции в 1995 г. Точка Б' - это ожидаемый торговый баланс на 1995 г. при обычных условиях (в качестве ориентира воспользуемся прогнозами журнала "Экономист" - 150 млрд. долл.). Графической интерпретации оценки влияния прямых зарубежных японских инвестиции согласно данному эксперименту соответствует интервал Б - Б', а не А' - Б'. Не зная значение Б нельзя сказать является ли значение Б' меньше А или А'.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://probib.narod.ru/
[1] Eurocooperation. Economic studies on Europe'.p43
[2] The Japan economic journal,14.10.1989,p11
[3] Тернер Л., "Промышленное сотрудничество с Японией", Лондон, 1987, стр.4
[4] "Экономический обзор Дальнего Востока", 1989, 18 V, стр.69
[5] "Observer", 1990, 11 III