Рефетека.ру / История

Реферат: Освободительное Движение в V-IX веках

ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ В V-IX ВЕКАХ

План:

1. Всенародное восстание 450—451 годов против Сасанйдской Персии

2. Освободительная война 481—484 годов

3. Положение Западной Армении

4. Господство Арабского халифата в Армении

5. Освободительное движение VIII—IX веков

1. Всенародное восстание 450—451 годов против Сасанйдской Персии
После падения армянского царства Аршакидов в 428 г, большая часть Армении, как уже было отмечено, попала под верховную власть Сасанйдской Персии
(Ирана). Армянские нахарары (князья) стали ее вассалами; они обязаны были платить установленный налог и во время войны предоставлять свои войска
«царю царей».

В начальный период Сасаниды сохранили феодальные права больших и малых нахараров. За ними были оставлены важнейшие административные должности страны: азара-пета, ведавшего экономической жизнью, спарапета!—главно командующего войсками, и даже марзпана—верховного правителя страны.
Опасаясь возможного нападения Византии, а также набегов кушанов и гуннов,
Персия пока терпела полунезависимое положение Восточной Армении.

Однако в конце 40-х годов, когда персидскому царю Ездигерду II (438—457) удалось нормализовать свои отношения с Византией и нанести поражение кушанам, сложились условия, способствовавшие проведению более жестокой политики в отношении подчиненных стран. Ездигерд II начал предпринимать практические шаги, направленные на ликвидацию внутренней самостоятельности
Восточной Армении, принудительное распространение зороастризма и ассимиляцию армянского народа. Так, лишив род Аматуни должности азарапета, он передал ее персидскому вельможе, а функции «великого судьи», исполнявшиеся армянским католикосом» возложил на могпета—верховного жреца персов.

В 447 году в Армению был направлен представитель-царского двора Деншапух с поручением провести всеобщую перепись и внести раскол среди нахараров.
После переписи налогообложению подверглись «не только благоустроенные, но и разрушенные места», подати «взимали не так, как то подобает государственному достоинству, но грабя по-разбойничьи»,—писал историк.
Тяжелым налогом были обложены все слои общества: крестьяне (шинаканы), ремесленники а купцы, дворянство и духовенство. По свидетельству историков
Егише и Лазара Парпеци, Деншапух преуспел и в другом: ему удалось посеять вражду между некоторыми нахарарами.

Сасаниды, стремясь ассимилировать армян, потребовали, чтобы они отреклись от христианства. Однако, созванный в Арташате собор высшего духовенства и светской знати отверг это требование. Такой же ответ дали сасанидскому царю грузинские и албанские феодалы, которым тоже было предложено принять зороастризм. После этого в столицу Персии Ктесифон были призваны знатные представители Армении, Грузии и Агванка. В числе нахараров, отправившихся из Армении в Ктесифон, были также марзпан Васак Сюни и спарапет Вардан
Мамиконян. Чтобы вырваться из западни, вернуться на родину и организовать там необходимое сопротивление, они притворно отреклись от христианства.
Поверив в вероотступничество нахараров, Ездигерд II, по сообщениям
«историков, отправляет их с богатыми дарами в Армению в сопровождении 700 магов-жрецов и особого воинского отряда.

Тем временем в стране началось стихийное народное движение. Все сознавали, какая опасность нависла над армянским народом. Против чужеземных захватчиков выступили и дворянство, и крестьянство.

Первая вспышка восстания произошла в конце сентября 449 года, когда возвращавшиеся из Ктесифона армянские нахарары вместе с сопровождавшими их магами и отрядом войск достигли селения Ангх в области Багреванд. Шинаканы во главе с Гевондом Иереем изгнали из селения магов, которые собирались превратить церковь в зороастрийское капище. Подобное выступление имело место и в городе Зарехаване.

После событий в Ангхе и Зарехаване движение охватило всю Армению; назревала народно-освободительная война. Нахарары, духовенство, крестьяне поклялись до конца бороться за независимость страны. Непосредственное руководство восстанием взял на себя спарапет, Вардан Мамиконян, а марзпан Васак Сюни занялся подготовкой народного восстания.

С весны 450 года быстро пополняются армянские полки. Для обеспечения тыла был уничтожен ряд персидских гарнизонов, находившихся в Армении; в наиболее важных пунктах страны размещаются армянские отряды. Был заключен союз с
Грузией и Албанией. Соседние народы решили общими силами свергнуть иго.
Сасанидов. Организаторы восстания обратились за помощью к гуннам и
Византии, однако византийский император Маркиан (450—457) не только не оказал поддержки, но и сообщил о готовящемся восстании персидскому двору.
Не оправдались надежды и на помощь от гуннов. Таким образом, восставшие должны были опираться в основном на свои силы, состоявшие из регулярных войск и ополчения.

Руководитель восстания Вардан Мамиконян без промедления приступает к энергичным действиям. Он делит войско на три части. Первую из них во главе с Нершапухом Арцруни отправляет в области Гер и Зареванд для защиты южной границы от неожиданного нападения; вторая, под командованием марзпана
Васака Сюни, остается в тылу, а третья,, под командованием самого спарапета
Вардана отправляется-на помощь албанам.

Однако вскоре марзпан Васак Сюни меняет свои позиции; он считает неразумным воевать против огромной персидской армии, поскольку византийский император, а вместе с ним и нахарары византийской части Армении (т. е.
ЗападноАрмении), отказались помочь восставшим. Затем Васак Сюни пытается предотвратить выступление народа. Не добившись успеха, он покидает ряды восставших и встает на путь предательства: вместе с несколькими другими нахарарами пе^ реходит на сторону сасанидских захватчиков.

Осенью 450 г. все восставшие нахарары съезжаются ни общий собор. Вардан
Мамиконян избирается правителем страны, Ваан Аматуни назначается азарапетом, католикос Овееп—великим судьей. Чтобы усыпить бдительность восставших и ослабить их боевой дух, Ездигерд II шлет новое послание, в котором обещает больше не принуждать армян к вероотступничеству и облегчить налоги. Однако эти уловки не могли ввести народ в заблуждение.

В апреле 451 г. Сасаниды посылают для подавления восстания большое войско под командованием Мушкана Нисалавурта. Вступив в Армению через области Гер и Зареванд, войско направилось в глубь страны, разоряя все на своем пути.
Для отражения врага в Арташат по приказу Вардана Мам'иконяна, стягиваются нахарарские войска. На смотре войск Вардан Мамиконян, как сообщает историк
Егише, обратился к воинам с речью. «Если победа будет за нами,—сказал он,— мы уничтожим вражескую,мощь, чтобы восторжествовала справедливость. Если же" настало время завершить нашу жизнь в этом бою смертью праведных, примем ее с открытым сердцам. Пусть к отваге и мужеству не примешивается трусость...»

Встав во главе осовободительной армии, насчитывавшей 66 тысяч воинов,
Вардаи Мамиконян стремительно двинулся навстречу врагу, который к этому времени уже подошел к городу Маку и стал лагерем к юго-западу от него, у реки Тхмут, на Аварайрской равнине.

Вардан Мамиконян со своим войском также вышел на , Аварайрскую равнину.
Армии противников разделяла река Тхмут. Вскоре они заняли боевую позицию, и в полдень 26 мая 451 года начинается кровопролитное сражение.

Первыми нападают армянские войска, которые, перейдя реку Тхмут, вклиниваются в боевые порядки врага. Под их ударами персидская армия вначале приходит в замешательство и отступает. Однако вскоре картина меняется. Перестроив силы, противник переходит в контратаку. Обладая большим численным преимуществом, и искусно используя боевых слонов, персы окружают левый фланг армян—полк Вардана Мамиконяна. Битва становится ожесточенной, обе стороны несут большие потери. Повстанцы сражаются самоотверженно, предпочитая славную смерть чужеземному игу. Героической смертью погибают спарапет Вардан Мамиконян и многие его соратники.
Оставшись без любимого предводителя, теснимые превосходящими силами, армяне вынуждены были отступить и с наступлением темноты удалиться с поля боя.

С глубоким патриотическим чувством и большим художественным мастерством
Аварайрская битва описана ее очевидцем, видным историком Егише. По его словам, после ожесточенного сражения «цветущие поля были залиты кровью»,
«сердце человека разрывалось при виде груд убитых, страданий раненых, при воплях жен, плаче близких друзей, стенаниях родных». По свидетельству историка, в сражении персы потеряли убитыми 3544, а армяне 1036 человек. Ни те, ни другие не одержали решающей победы. Егише пишет, что на Аварайрской равнине «не было стороны, которая победила, и стороны, которая потерпела поражение: доблестные выступили против доблестных»...

Персы не смогли достичь своей главной цели—покорить народ. Отойдя в неприступные горные районы страны, армянские воины начинают партизанскую войну. Многочисленными нападениями и неожиданными ударами армянские отряды обескровливают армию врага.

Аварайрская битва, партизанская война, а также вторжение гуннов в Персию вынудили Сасанидов временно перейти к политике уступок. Армия отзывается из
Армении. Ослабляются религиозные гонения, находившуюся в Персии на службе
«царя царей» армянскую конницу возвращают на родину, в известной мере облегчают налоги, взимаемые с населения. Однако, для предотвращения нового' восстания, много нахараров и представителей духовенства были сосланы в ютдаленные области Персии, в ряде городов Армении размещены персидские гарнизоны и т. д.

Аварайрское сражение—одна из наиболее славных страниц истории освободительной борьбы армянского народа. Поднявшиеся на борьбу за независимость и свободу нахара-ры, шинаканы, горожане и духовенство проявили героизм и самоотверженность. Народ считал эту войну священной.
Вардана Мамиконяна и его соратников, погибших в бою, прозвали «мучениками отчизны». Героическая Аварайрская битва, известная и как «Война Вардана и его сподвижников, на

протяжении веков воодушевляла армянский народ; она стала символом его самоотверженной освободительной борьбы и свободолюбия. наверх^

2. Освободительная война 481—484 годов
Уступки, сделанные сасанидским правительством армянам после Аварайрской битвы, носили временный характер. В 460-х годах вновь применяется политика угнетения, преследований и насильственной ассимиляции. Новый персидский царь Пероз дает привилегии лишь тем нахарарам, которые принимают зороастризм и ориентируются на Персию. Возникает массовое недовольство, назревает новое восстание. Вскоре для этого создаются благоприятные условия.. Персы терпят поражение в войне с эфталитами (восточными гуннами), в соседней Грузии вспыхивает восстание. Армянские нахарары без промедления созывают в Шираке тайный собор и решают выступить против чужеземных захватчиков.. Несколько нахараров (Гдион Сюни, Гадишо Хорхоруни и др.) переходят на сторону врага, однако это не останавливает патриотов.
Руководителем восстания становится Ваан Мамикокян—племянник Вардана
Мамиконяна. Поднимается весь народ. Персидскому сатрапу не помогли ни оборонительные стены Ани, ни цитадель Арташата. Спасаясь от народного гнева, он бежит в Персию. Восставшие образуют в Двине правительство. Саак
Багратуни избирается правителем страны, а Ваан Мамиконян—спарапетом.

Сасаниды принимают решительные меры. В 481 г. в Армению вторгается персидская армия. Избегая встречи с врагом в открытом бою, армяне искусно завлекают персидское войско к склонам горы Арарат (Масис) и около села
Акори наносят ему тяжелое поражение. Остатки вражеской армии обращаются в бегство. Среди множества убитых было немало военачальников.

Весть о битве при Акори распространяется по всей стране и находит большой отклик. Ряды восставших растут, помимо ополченцев, к ним присоединяются несколько ранее колебавшихся нахараров.

Сасанидский царь в 482 году отправляет в Армению новую армию. Ваан
Мамикояян со своими войсками, состоявшими из ополчения и нахарарских войск, спешит навстречу врагу, чтобы не допустить его продвижения в глубь страны.

Армии противников встречаются в области Артаз (район Маку) близ села
Нерсехапат, недалеко от Аварайра. Сражение происходит в майский день 482 года и длится с раннего утра до вечера. Армянская конница и присоединившееся к ней ополчение сражаются героически. Битва завершается победой восставших. Потерпевшая тяжелое поражение персидская армия обращается в бегство. Армянское войске преследует бегущего в панике врага и наносит ему большой урон. По свидетельству Лазара Парпеци, в армии противника убитых было больше, чем оставшихся в живых.

Летом 482 года Ваан Мамиконян и Саак Багратунн во главе части армянских войск отправились на помощь союзникам-грузинам. В это время в Грузию вторглась большая персидская армия под командованием полководца Михрана, которая разоряла страну. Против армии Михрана выступили немногочисленные грузинские и армянские войска. Сражение произошло недалеко от Тбилиси, близ реки Куры, на Чарманайтской равнине. Несмотря на то, что в начале сражения армяно-грузинские войска добились некоторого преимущества, тем не менее они потерпели поражение и вынуждены были отступить. Среди погибших в бою был и
Саак Багратуни.

Ваан Мамиконян со своими отрядами вернулся в Армению, в город Двин. До весны следующего года власть в •стране находилась в руках восставших.

В 483 году другая персидская армия под командованием полководца Азаравухта вступает в Армению и осаждает Двин, однако находившийся там Ваан Мамиконян неожиданной вылазкой вносит смятение в ряды врага и, прорвав кольцо его войск, уходит со своим немногочисленным отрядом в горные районы страны.
Затем до конца лета 484 года он вел партизанскую войну против врага. Вскоре персы терпят новое поражение в войне против гуннов-эфталитов. В сражении погибает царь Пероз, на престол вступает его брат Вагарш, который из-за начавшейся в стране смуты отзывает войска из Армении. Власть в стране опять переходит к Ваану Мамиконяну и его сподвижникам.

Персидский царь Вагарш, учитывая неудачи своих предшественников, прибегает к политике задабривания армян. Видя, что насилия и военные походы не дали ожидаемых результатов, он идет на некоторые уступки с целью достижения мира. В конце 484 г. для заключения договора с восставшими в Армению прибывает отправленное Вагаршем посольство во главе с Нихором. Армянские нахарары предъявляют ему свои условия. После кратковременных переговоров, состоявшихся в селе Нварсак, на границе области Гер, стороны приходят к соглашению. Заключается договрр, согласно которому восстанавливаются наследственные феодальные права армянских нахараров, прекращаются религиозные преследования, христианство признается государственной религией
Армении, высшие должности в стране даются нахарарам, которые, однако, признают себя вассалами персидского царя.

Осенью 485 года Ваан Мамиконян назначается правителем (марзпаном) Армении,

Таким образом, благодаря народно-освободительным войнам 450—451 и 481—484 годов Армения приобретает полунезависимое положение. На протяжении почти 85 лет после Нварсакского договора страна живет мирной жизнью.
Восстанавливаются разрушенные во время войны села и города; развиваются сельское хозяйство, ремесла и торговля; город Двин превращается в крупный экономический и культурный центр Армении.

Угнетение и притеснения со стороны Сасанидов, усилившиеся в середине VI в., вновь вызывают массовое недовольство. В 571 г. в Восточной Армении возникает новое повстанческое движение. Под руководством Вардана Мамиконяна- младшего (по прозвищу Красный Вардан) восставшие захватывают Двин. Вардан отправляет в Византию посольство е просьбой о помощи. Император Византии обещает ее, но с условием, что марзпанская Армения признает верховную власть Византии. Со временем восстание принимает широкий размах.
Поднимаются также Грузия и Албания. Направленное в Армению войско во главе с марзпаном Суреном терпит под Двином поражение, после которого Восточная.
Армения в основном отделяется от Персии и присоединяется: к Византии. Между этими двумя крупными государствами того времени начинается война, которая длится около 20 лет и завершается лишь в 591 году. Происходит второй раздел
Армении—большая часть страны отходит к Византии» наверх^

3. Положение Западной Армении
Подпавшие в разное время под власть Византии области Западной
Армении—Малая, Внутренняя и Сатрапская Армении имели неодинаковый административно-политический статус. Малая Армения еще в конце III века стала обычной-провинцией империи, а в конце IV века была разделена на две провинции—Первую Армению (с центром в Себастии) и-Вторую (с центром в
Мелитене). В военном и политическом отношении они ничем не отличались от других провинций империи, однако армянские ишханы (князья) сохраняли свои феодальные права. Примерно в таком же положении оказалась и Внутренняя
Армения, состоявшая из 11 областей. Она занимала верхнее и среднее течение
Западного Евфрата и верхнее течение Чороха.

Сатрапской (Нахарарской) Арменией называлась юго-западная часть Великой
(исторической) Армении, охватив^ шая бассейны верхнего течения Западного
Тигра и нижнего течения р. Арацани (Восточного Евфрата). Эта часть Армении, завоеванная империей в 363—368 гг., состояла из пяти княжеств, которые фактически были автономными. Их зависимость от Византии выражалась лишь в том, что армянские нахарары были обязаны защищать границы империи от персидских нападений.

Как в малоазиатских провинциях Византии, так и в Западной Армении господствовали феодальные порядки. Часть крестьян являлась свободными арендаторами земли, большинство же сельского населения было прикреплено к земле владельца поместья или монастыря и не имело права покинуть ее. С течением времени число прикрепленных к земле росло за счет свободных. При императоре Анастасии (459—518) был опубликован указ, согласно которому крестьянин, арендующий один и тот же участок земли на протяжении более 30 лет, прикреплялся к нему. Помимо крестьян имелись и рабы, труд которых использовался как в домашнем хозяйстве, так и в земледелии. Тяжелыми были налоги, взимавшиеся с трудящегося населения, в особенности земельная и подушная подати. Вновь вспыхнули крестьянские восстания.

Развитие городской жизни Западной Армении в V—VI веках в основном приостановилось. В этот период многие города (Тигранакерт-Мартирополь,
Карин-Феодосиополь и др.) стали опорными пунктами императорских войск, потеряв свое торгово-ремесленное значение. На персидско-византийской границе был создан ряд городов-крепостей и фортов.

С экономической точки зрения более или менее значительными были города
Армянского Междуречья и Малой Армении (Амид, Мелитена), которые продолжали сохранять торговые связи с городами Запада и Востока.

При императоре Юстиниане (527—565) порядок управления в Западной Армении меняется. С целью защиты восточной границы империи от нападений Сасанидов, ликвидации внутренней независимости армянских нахараров и слияния этой части страны с империей, Юстиниан осуществляет ряд преобразований. Указом
529 года он объединяет все армянские земли в один военный округ под властью назначенного им стратега с центром в городе-крепости Феодосиополе.
Отменяется право армянских нахараров иметь свои войска, которые отныне сливаются с византийскими. В результате административной реорганизации, произведенной в 536 году, Западная Армения, лишается внутренней самостоятельности и превращается в одну из провинций империи. Армянские земли, находившиеся под властью Византии, делятся на четыре провинции:
Первую, Вторую, Третью и Четвертую Армении.

Не меньший удар армянским нахарарам нанес указ Юстиниана о праве наследования, согласно которому женщины в иахарарских семьях также имели право на получение наследства. В рззультате этого армянские нахарарства дробились и распылялись, теряя свою экономическую и политическую силу.

Тяжелая налоговая политика империи, непосильные повинности, установленные для строительства крепостей и фортов, религиозно-догматические споры и преследования, которые возникли после Халкэдонекого собора 451 года, породили недовольство широких слоев населения Западной Армении. В середине
VI века вспыхнуло восстание под руководством Артавана Аршакуни. Был убит жестокий проконсул Акакий. Однако восстание было подавлено императорскими войсками. наверх^

4. Господство Арабского халифата в Армении
В 30-х годах VII века возник Арабский халифат—могущественное военно- феодальное государство, в образовании которого большую роль сыграла новая религия—ислам. Во главе государства стоял халиф («преемник Мухаммеда»), который, являясь как светским, так и духовным владыкой, был наделен всей полнотой деспотической власти. В 630— 640 гг. арабы нанесли сокрушительные удары Сасанидской державе и завоевали ее. Их продвижение не смогли приостановить и византийцы. Византийская империя потеряла многие из подвластных ей стран и областей. Халифат, расширяясь, превращается в огромное государство, границы которого простираются от Памира до берегов
Атлантического океана и от Кавказского хребта до Аравийского моря.

Осенью 640 года войска халифата впервые вторглись в Армению. Не встретив серьезного сопротивления, они разорили многие районы Араратской долины, после кратковременной осады овладели городом Двином и с большой добычей и тысячами пленных повернули обратно. Весной 643 г. имело место новое нашествие. Спарапет Теодорос Рштуни со своей двухтысячной конницей, неожиданно напав на трехтысячный арабский отряд, захвативший крепость Арцап в области Котовит, наголову разбил его и освободил множество пленных.
Армянские гарнизоны и вооруженное население оказали героическое сопротивление врагу и отбросили его от подступов к крепостям Ереван и
Нахчеван. Но и яа этот раз завоевателям удалось занять ряд областей. В 650 году они в третий раз нападают на Армению, вновь достигают жизненного центра страны—Араратской равнины— и опять уходят с многочисленными пленными и добычей. Прокопий, командующий византийскими войсками, расположенными в
Армении, трусливо отвергает предложение спарапета Теодороса Рштуни объединенными силами выступить против халифата.

Чтобы спасти страну от разорения, армянские нахарары-патриоты, пытаясь использовать соперничество Византин и халифата, прибегли к переговорам.
Видный полководец и дипломат Теодорос Рштуни заключает в 652 г. выгодный для Армении договор, согласно которому Армения признает верховную власть
Арабского халифата с условием, что три года страна будет свободна от уплаты налогов, в городах и крепостях не будет арабских гарнизонов и т. д.
Несмотря на то, что договор этот часто нарушался, тем не менее Армения в
660—680 гг. получила некоторую передышку— были восстановлены мир и внутренняя самостоятельность страны.

В конце VII века политическое положение Армении вновь ухудшается, она несколько раз подвергается новым нашествиям. В 698 г. арабский полководец
Мухаммед ибнМер-ван завоевывает всю страну. Оставленный им в Армении правитель Абдулла продолжает уничтожать армянских наха-раров и их конницу, а новый полководец Мухаммед бен Окбей жестоко подавляет восстание, вспыхнувшее в 703 г. под руководством Смбата Багратуни. Таким образом, в конце VII—начале VIII веков в Армении утвердилось господство Арабского халифата, продлившееся более полутора столетий.

С целью укрепления своей власти в завоеванных странах и максимального использования их экономического и военного потенциала халифат в начале VIII века осуществляет ряд административных реформ. Так было создано большое наместничество Арминия, в состав которого вошли Армения, Албания и
Восточная Грузия с центром сперва в Двине, а впоследствии—в Партаве.
Правитель Арминии—эмир, известный в армянских источниках под названием востикан, назначался из среды арабской знати и правил страной от имени халифа.

Со второй половины VIII века в важнейших городах и крепостях Армении—Двине,
Арчеше, Карине, Тигранакерте и др.—халифат размещает крупные гарнизоны, а в окрестностях Двина, в Гохтне, в областях, расположенных к северу, северо- востоку и западу от оз. Ван, и в Других местностях поселяет кочевые племена, которые постепенно завладевают равнинными районами страны, вытесняя коренное население в горы. Вместе с тем, чтобы иметь опскру в стране и вести успешную борьбу с Византией, халифат предоставляет армянской знати и духовенству некоторые привилегии. Вследствие этого в стране усиливаются княжеские роды Багратуни, Арцруни и Сюни, которые подчиняют своей власти все новые области. Значительные привилегии были даны также армянскому католикосу.

В VIII веке налоговое бремя халифата становится более тяжелым. Огромные военные расходы мировой державы, расточительная жизнь многолюдного двора халифа, многочисленные гарнизоны и административный аппарат, содержавшиеся а завоеванных странах, требовали колоссальных средств, большая часть которых вымогалась у населения завоеванных стран в виде налогов и податей.
Создается новая налоговая система, подымная подать заменяется подушным и земельным налогами, которые взимаются со всех подданных мужского пола в возрасте от 15 до 60 лет. Большинство налогов взималось деньгами, что в условиях натурального хозяйства еще более

ухудшало положение населения. В середине VIII века налогом облагались даже умершие, а в конце того же столетия и гв начале IX века при Гаруналь-Рашиде взимание налогов приняло характер открытого грабежа.

В VII—IX вв. тяжелым было и положение западных армян, находившихся под властью Византийской империи. В VIII веке свободная сельская община в
Западной Армении уже почти исчезла, крестьяне попали в зависимость от феодалов. Сохранялся рабский труд. Наравне со светскими феодалами, крупными землевладельцами стали халкидонйтсюие монастыри, получившие от имперских властей много привилегий. наверх^

5. Освободительное движение VIII—IX веков
Повстанческое движение против Арабского халифата воз-даикло в Армении еще в конце VII—начале VIII века. Крупное восстание произошло в 747—750 гг.
Правда, среди нахараров не было единодушия, так как халифат сумел посеять раздоры и вражду между влиятельными нахарарскими домами Багратуни и
Мамиконянов, предоставив первому довольно большие привилегии. Спарапет Ашот
Багратуни, вначале колебавшийся, затем предательски примкнул к завоевателям. Некоторые разногласия имелись и среди восставших наха-раров.
Однако вооруженное выступление разрасталось. Повстанцы пленили и ослепили
Ашота Багратуни, лишив его возможности участвовать в политических делах страны. Руководство движением взял на себя Григор Мамиконян, которого в 748 г. провозглашают правителем и спарапетом Армении. Центром восстания и резиденцией спарапета становится город Карин, укрепленный новыми защитными сооружениями.

Народ направляет острие своей борьбы и против армянской знати; разоряются поместья не только арабских захватчиков, но и армянских феодалов. Часть нахараров, напуганная яростью народных масс, отходит от освободительного движения. После многочисленных боев восстание потерпело неудачу и было подавлено. Халифат жестоко расправился с участниками восстания. Должности ишхана и спарапета Армении были отняты у Мамиконянов, имевших провизантий-
'скую ориентацию, и переданы роду Багратуни. Правителем страны назначается
Саак Багратуни, а спарапетом—Смбат Багратуни.

Новое восстание начинается в 762 г., после того как полководец Сулейман, напав на восточные районы Армении, ограбил и разорил ряд районов
Васпуракана и уничтожил тысячи его жителей. Васпураканские князья Саак и
Амазасп Арцруни организуют самооборону. С небольшим отрядом они заходят в тыл врага, героически сражаются с его численно превосходящими войсками, но гибнут в неравной борьбе. После этого народно-освободительную войну возглавил их брат Гагик, который сумел нанести поражение армии Сулеймана и уничтожить значительную ее часть.

Движение ширится. Князь Артаваад Мамиконян со своим маленьким отрядом пробирается из Двина в область Ширак и там, в селении Кумайри, расправляется со сборщиками податей. Движение охватывает новые районы. Во главе восстания становится Мушег Мамиконян, отряды которого успешно нападают на ряд гарнизонов врага. Терпит поражение и воинский отряд, посланный арабами из Карина. Восставшие одерживают важную победу в областях
Бапреванд и Коговит.

Восстание, однако, имело и слабые стороны. В руководстве не было единодушия. После первых успешных боев ряд нахарарш—Арцруни, Аматуни и др., вместо того, чтобы сплотить силы и создать единую армию, каждый со овоим отрядам удалился в свою вотчину. Были допущены серьезные ошибки в руководстве восстанием.

Несмотря на героическую борьбу народа, 30-тысячная армия халифата под командованием полководца Амра, отправленная в Армению в начале 775 года, в двух сражениях—при городе Арчеше 15 апреля и при селе Ардзн в области
Багреванд 24 апреля—нанесла поражение плохо вооруженным повстанцам. Число жертв, понесенных армянами, достигло 4500 человек.

После подавления народного движения халифат поставил перед собой задачу уничтожить активно участвовавшие в восстании нахарарские дома Мамиконянов,
Камсараканов и др. Одновременно, чтобы создать себе опору в стране, он покровительствовал некоторым нахарарам, в особенности представителям дома
Багратуни. Пользуясь создавшимся положением, последние сумели овладеть большей частью поместий, принадлежавших оскудевшим и сошедшим с арены армянским нахарарам, и в конце VIII—начале IX века подчинить себе значительную часть Армении.

В начале IX века в Пайтакаране, Албании и Атрпатака не началось мощное движение Бабека, которое около 30 лет держало в страхе халифат. Это крестьянское освободительное движение, хотя и было жестоко подавлено, однако, расшатало основы арабского государства. Движение Бабека нашло отклик во многих подвластных халифату странах, в том числе в Армении.

В первые десятилетия IX века идет процесс разложения халифата. Лишь ценой величайшего напряжения сил халифат смог в 830 г. подавить восстание Бабека и одержать победу над Византией. Многочисленные наемные войска, поглощавшие огромные средства, в любое время могли возвести на трон своего ставленника.
Мировая держава постепенно распадалась на мелкие и крупные княжества—эмираты, многие из которых стремились к независимости. В 40-х годах IX века до некоторой степени независимыми стали и армянские князья, особенно Багратуни, которые, помимо Тайка и Тарона, владели так же Шираком,
Аршаруником и соседними областями. Получив от халифов титул «князя князей»,
Багратуни фактически превратились в верховных правителей Армении и, пользуясь ослаблением халифата, отказывались платить налоги.

Халифы, однако, пытались сохранить прежнее положение. В 849 г. халиф
Мутавакиль назначает востиканом Ардиюш Абусета, поручив ему наказать непокорных князей и собрать налоги. Однако востикана постигла неудача.
Войска Абусета, напавшие на Васпуракан и окрестные области, были разгромлены отрядами армян. В Армении началось новое освободительное движение, которое длилось до 855 года.

С целью подавления восстания в 851 г. в Армению вторглась новая армия под командованием брата Абусета Юсуфа. В городе Хлате он вероломно схватил князя Баграта Багратуни и отправил в глубь халифата. Затем его армия продвинулась на запад, в стороиу Муша, чтобы, перезимовав там, весной выступить против восставших сасунцев и хутинцев. Однако пока Юсуф отдыхал, восставшие во главе с хутинцем Овяаном и сыновьями плененного Баграта
Багратуни— Ашотом и Давидом, в конце зимы 851—852 года неожиданно напали на рассеявшуюся по равнине Муша армию Юсуфа и наголову разбили ее. Сам Юсуф, пытаясь спасти свою жизнь, укрылся под куполом мушокой церкви, но был убит.

Весть о победе сасунцев и хутинцев распространяется по всей стране.
Поднимается население Туруберана, Васпуракана, Нахчевана и других областей.
Тысячи людей, способных нести оружие, присоединились к восставшим. Движение ширится и принимает всенародный характер.

Халиф посылает в Армению большую армию под командованием жестокого полководца Буги, повелев ему никого не щадить. В 852—853 гг. Буга разоряет
Сасун, Васпуракан, Рштуник, Мокк, Тарой и многие другие районы. Восставшие оказывают героическое сопротивление. Однако многочисленная армия Буги, ценой больших жертв подавляет восстание.

В 853—854 гг. Буга направляется в сторону Тбилиси, Кахетии, Агванка и
Утика, но в Цанзрке и Арцахе он терпит тяжелое поражение. Вскоре вновь восстает население Васпуракана во главе с князьями Арцруни. Армяне разбивают вражеские войска и обращают их в бегство. В то же время осложняется и ухудшается положение в самом халифате. В $55 г. Буга со своим войском отзывается из Армении.

Народно-освободительная война 849—855 гг. еще более «ослабила позиции халифата в Армении. После этого мощного движения хозяевами страны фактически стали армянские жнязья Бапратуни, Арцруни, Сюни и другие.


Похожие работы:

  1. • Новый этап освободительного движения
  2. • Культура в V-IX веках
  3. • Национально-освободительное движение в Греции Филики Этерия
  4. • Исторические взгляды декабристов
  5. • Начало освободительного движения в Индии. Образование ...
  6. • Польское национально-освободительное движение ...
  7. • Национально-освободительное движение в Украине в первой ...
  8. • Приднепровская Россия IX - XII веков
  9. • Искусство Византии времени Македонского возрождения (IX-X вв ...
  10. • Экономические программы русского освободительного ...
  11. • Конец Смутного времени.
  12. • Образование Древнерусского государства
  13. • Образование Киевской Руси
  14. • Антифеодальное движение
  15. • Политика турецкого правительства в восточных ...
  16. • Востановление независимости Армении в IX-XI веках
  17. • Национально-освободительная борьба народов мира в конце XIX ...
  18. • Положение Западных армян во второй половине XIX века
  19. • Исламский фактор в палестинском национально ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com