Мари Тюссо
Mary Tussaund
На днях дубайская государственная инвестиционная компания Dubai International Capital приобрела Tussauds Group, в которую входят и знаменитые галереи восковых фигур мадам Тюссо. Сама мадам Тюссо и представить не могла, что ее детище переживет ее более чем на полтораста лет и в конце концов попадет к арабам. Незаконнорожденная дочь служанки, Мари Гросхольц учила изящным искусствам сестру последнего французского короля. Ее жизнь была плотно связана с палачами - они поставляли ей отрубленные головы для снятия посмертных масок. Но, разочаровавшись в любви и революции, она навсегда покинула Францию. И несмотря на богатство, купила собственный дом только в 74 года.
Лев Синебрюхов, http://www.finiz.ru/cfin/tmpl-art_oo/id_art-916898
В 1802 году от начала Великой французской революции прошло лишь 13 лет, но во Франции уже зарождалась новая монархия, во главе которой встанет император Наполеон. В том же году содержательница передвижной выставки восковых бюстов и фигур мадам Тюссо навсегда покинула бурный Париж. Во Франции она оставляла все свои связи и мужа. С собой она везла свою выставку, двух сыновей - двух и четырех лет - и письмо на имя главного палача Эдинбурга Джона Вильямса. В нем верховный палач Парижа просил своего шотландского коллегу сердечно принять у себя мадам Тюссо и помочь ей снимать посмертные маски с тел казненных. Эта рекомендация открыла француженке дорогу к самым известным преступникам Британской короны и к всемирной славе, уже пережившей ее на полтора века.
Родилась Мари Гросхольц 1 декабря 1761 года в Страсбурге. Ее родители были родом из Швейцарии. Отец Иоганн-Жозеф промышлял изготовлением гравюр, а мать Анна-Мария служила прислугой. Пикантность рождению Мари придает тот факт, что она появилась на свет, пока Иоганн-Жозеф воевал в одной из армий в Семилетней войне 1756-1763 годов. Впрочем, никаких семейных сцен за этим не последовало - муж с войны не вернулся. После положенного траура Анна вышла за муж еще раз и сменила фамилию на Саверни. Но вскоре ее второй муж умер. К этому моменту Анна-Мария работала экономкой в доме Филиппа Кюртэ - врача, промышлявшего изготовлением гипсовых и восковых масок. На третий брак вдова не решилась и скромно сожительствовала с господином Кюртэ до конца жизни.
Из Страсбурга Кюртэ вместе с семьей Гросхольц перебрался в Берн, где Мари провела детские годы. Затем они переехали в Париж, где доктор окончательно забросил врачебную практику и полностью сосредоточился на создании восковых скульптур.
История восковой скульптуры насчитывала к тому времени не одно столетие. Еще древние римляне делали из воска посмертные маски и держали их дома. В средневековой Европе восковыми статуями святых украшали храмы. Филипп Кюртэ внес свою лепту в развитие этого искусства, приспособив его к нуждам живых. В те времена фотография еще не была изобретена, а портрет или бюст у художника стоили дорого и были не каждому по карману. А Кюртэ за сходную цену запечатлевал заказчиков в миниатюрных восковых бюстах. Для большего реализма бюсты одевали в кружева и сюртуки. К работе была привлечена и маленькая Мари. Сначала она шила одежду для фигурок, потом помогала делать эскизы клиентов. Скоро Кюртэ заметил в ней явный талант художника и с отеческой теплотой обучал девочку всему, что знал в искусстве сам.
Фигурки бывшего анатома становились все популярнее. Прибыли от заказов хватало, чтобы арендовать дом в престижном аристократическом районе Парижа. Во время бракосочетания будущего короля Франции Людовика XVI с Марией-Антуанеттой в 1771 году вдохновленный Филипп Кюртэ слепил из воска портреты новобрачных и выставил их в своей лавке. Успех предприятия превзошел все ожидания. Посмотреть на бюсты августейших супругов народ стекался толпами. Это и натолкнуло Кюртэ на мысль создать коллекцию фигурок знаменитостей.
Ее подготовка заняла несколько лет. И поздней осенью 1776 года весь Париж был увешан афишами: "Посетите восковой театр знаменитого доктора Кюртэ! Потрясающая выставка! Все фигуры - как живые: бал в Версале! Смерть Клеопатры! Многие знаменитые личности в полный рост: герцог Орлеанский, господин министр Фулон, философ Руссо, поэт Мольер и многие другие". Мари продавала билеты на выставку. Фигуры сразили парижан наповал. Центральной фигурой выставки стал сам король. Заинтригованный слухами, Людовик XVI скоро сам пожаловал в галерею Кюртэ. И был настолько восхищен, что пожертвовал на одежду фигуры свой мундир и один из орденов. Впрочем, почти все эти скульптуры были сделаны по картинам и гравюрам и временами довольно слабо походили на оригинал.
Когда Мари исполнилось 16 лет, Кюртэ стал позволять ей самой моделировать фигурки. Однажды в феврале 1778 года они вместе сняли маску с философа Вольтера. Два месяца спустя ученый умер. Ушлый Кюртэ немедленно изготовил восковой бюст великого француза и брал деньги за его показ публике.
В это время Мари уже стала хорошим скульптором, художником, модельером, гримером и парикмахером. Помимо этого, она сама закупала необходимые для изготовления фигур воск, ткани и натуральные волосы, вела финансы своего приемного родителя.
Король тоже не забыл Мари. В 1780 году ее пригласили в Версаль преподавать изобразительное искусство сестре Людовика - принцессе Елизавете. В общей сложности Мари была придворной гувернанткой девять лет, пока в 1789 году парижане не разрушили Бастилию и не арестовали королевскую семью. В тюрьме оказалась и Мари. Одно время ее держали в одной камере с будущей супругой Наполеона Жозефиной Богарнэ. Но до гильотины дело не дошло. Мари спасло ее "простое" происхождение, и через несколько месяцев она вернулась к своим восковым куклам.
Но дела семейного бизнеса теперь шли намного хуже - революционным французам было не до искусства. Несколько лет половина нации арестовывала, расстреливала и гильотинировала, а другая - пряталась и бежала. И тут Мари показала себя совершенно самостоятельной. Пока ее мать и Кюртэ прятались по углам, Мари решила предложить свое искусство революционерам. "Ведь они тоже люди, - рассуждала она. - Они не чужды тщеславия и хотят запечатлеть себя для потомков". Мари обратилась непосредственно к главе якобинского правительства Робеспьеру с просьбой позировать ей и позволить снять с него маску. Ее расчет оказался верным: польщенный диктатор тут же согласился. Мари немедленно развила бурную деятельность, и следом за Робеспьером она сняла маски с других вождей революции.
Теперь ее стиль работы нисколько не походил на неспешную деятельность Кюртэ. Словно понимая важность момента, она старалась запечатлеть как можно больше людей. Кульминацией ее деятельности стало изготовление посмертной маски Марата - одного из вождей революции, убитого сторонницей короля Шарлоттой Кордэ. Мари без колебаний прибавила к уже готовой фигуре Марата восковую куклу его убийцы, которую она лично видела в тюрьме. Тут впервые пригодились ее связи с парижскими тюремщиками и палачами, которые она завела во время своего недавнего заключения. Через несколько дней мастерская Кюртэ вновь привлекла толпы народа. Мари попала в струю: теперь люди шли смотреть не сцену из бала у последнего Людовика, а реконструкцию кровавого убийства революционера. Кстати, поставщиками волос для восковых фигур тоже часто оказывались палачи. Они разрешали Мари брить казненных.
Взяв бизнес Кюртэ в свои руки, Мари его уже больше не выпускала. Окрестные палачи поставляли ей материал для ее выставок. В зависимости от политического ветра это были головы либо аристократов, либо революционеров. Мари собственноручно снимала с них посмертные маски, и через несколько дней любой желающий мог увидеть "живого" казненного в ее галерее. Особенно бешеным успехом после казни Робеспьера пользовалась созданная Мари сцена "Смерть тирана".
Филипп Кюртэ умер в 1794 году, когда Мари было 33 года. Ее учитель оставил ей все свое имущество, включая коллекцию восковых фигур. Через год, в октябре 1795 года, она вышла замуж за инженера Франсуа Тюссо. Теперь ее стали называть не "мадемуазель Мари", а "мадам Тюссо". В апреле 1798 года она рожает своего первого ребенка, которого назвали Жозеф. Еще через два года на свет появился второй сын Франсуа.
Как раз в это время Жозефина, жена Наполеона и бывшая сокамерница Мари, пригласила ее сделать восковую фигуру императора Франции. Так Мари добавила к своей коллекции еще одну знаменитость. Но в любви Марии не везло. Прожив с Франсуа Тюссо всего семь лет, она на всю жизнь разочаровалась в мужчинах, Франции и революции. В 1802 году она бросила супруга и, прихватив детей, коллекцию восковых фигур и рекомендательные письма к британским палачам, эмигрировала в Англию. В 41 год Мари начала новую жизнь. О прошлом ей напоминали лишь куклы убитых французских революционеров да оставшаяся от мужа фамилия.
В Англии мадам Тюссо вела жизнь странствующего артиста, перемещаясь по стране вместе со своей мастерской и все увеличивавшейся коллекцией. Не без помощи местных палачей она пополнила экспозицию фигурами английской и шотландской истории: Ричардом Львиное Сердце, Генрихом VII, Марией Стюарт и Кромвелем. Британцы по достоинству оценили труд Мари, и слава кукол мадам Тюссо опережала славу самой Мари. Правда, блестящая карьера этой уже немолодой женщины чуть было не оборвалась в 1804 году. После турне по Ирландии корабль, который должен был доставить все ее фигуры в Ливерпуль, затонул. Для Мари это было равнозначно смерти: выставка была ее единственным источником существования. По счастью, муляжи кукол прибывали на другом судне. Работая с утра до ночи, мадам Тюссо сама заново создавала все свои восковые фигуры: покрывала их воском, гримировала, шила на них платья и по одному вставляла каждый волосок.
Затем потянулись долгие годы спокойной работы в незнающей социальных потрясений Англии. Когда дети подросли, Мари разделила с ними дело своей жизни. Ее старший сын Жозеф стал специалистом по костюмам, а младший Франсуа вел финансовые дела. С годами мадам Тюссо стала больше внимания уделять фигурам детей - принцам, принцессам, наследникам короны. В 1833 году ее выставку посетила тринадцатилетняя девочка с большими голубыми глазами, и Мари сняла с нее все необходимые мерки. Через четыре года девочка была коронована как королева Виктория. В то время мадам Тюссо и ее коллекция стали одной из самых известных достопримечательностей британского континента. Например, о ее выставках писал молодой журналист Чарльз Диккенс.
Тем не менее знаменитая и разбогатевшая мадам Тюссо вела бродячий образ жизни вплоть до 74 лет. Наконец, в 1835 году она купила особнячок на Бейкер-стрит в Лондоне и окончательно перебралась туда вместе со своей мастерской и коллекцией. Несмотря на преклонный возраст, мадам Тюссо еще долго продолжала лично заниматься своим музеем, который насчитывал около трех десятков кукол. Свою последнюю восковую фигуру - автопортрет она сделала в возрасте 81 года. В старости она увлеклась новым для себя жанром - карикатурой. И часто развлекала своих родных весьма дерзкими пародиями.
Умерла Мари Тюссо в своем лондонском доме 16 апреля 1850 года в возрасте 88 лет. Вспоминая свою долгую жизнь, мадам Тюссо говорила: создавая свои фигуры, она проникала в самую глубину прототипов и так срасталась с ними, что начинала понимать их самые потаенные мысли.
Особенно популярна в Музее восковых фигур мадам Тюссо "комната ужасов" - сцены средневековых пыток, казней и портреты знаменитых убийц. Со времен основательницы куклы научились натурально стонать и хрипеть. А особые любители насилия могут за 100 фунтов стерлингов провести в "комнате ужасов" целую ночь.
Изготовление восковой фигуры стоит очень недешево. Например, кукла американской киноактрисы Николь Кидман стоила Музею мадам Тюссо $56 000.
Только через несколько лет после смерти мадам Тюссо ее сыновья изобрели способ закрепления воска для продления жизни кукол. До этого мадам Тюссо вынуждена была заново создавать свои восковые фигуры каждые два года.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта газеты «Известия»