§ 5. Ирак
Общая демократизация общественной жизни в послевоенный период вызвала новый
подъем национально-освободительного движения в Ираке в ' конце 1940-х
гг. Более активное участие в политической жизни стали принимать крестьяне,
молодежь, прогрессивная интеллигенция и национальная буржуазия, позиции
которой упрочились за годы войны. Усилилась роль рабочего класса,
профсоюзов и Иракской коммунистической партии (ИКП).В годы войны возник
целый ряд патриотических партий, и среди них Партия народа и Партия
национального единства. Обе пользовались значительным влиянием среди
интеллигенции, учащихся, мелких торговцев и ремесленников. Партию народа
возглавил Азиз Шериф, Партию национального единства — Абдель Фаттах
Ибрагим. В апреле 1946 г. организационно оформилась Национально-
демократическая партия Ирака (НДПИ), выражавшая интересы широких слоев
интеллигенции и мелкой буржуазии города. Начали действовать Партия
либералов и Партия независимости. Первая из них объединяла либеральных
помещиков и крупных буржуа. Несмотря на малочисленность, она пользовалась
влиянием в парламентских кругах и деревне. Партия независимости выражала
интересы националистически настроенной крупной буржуазии и феодалов. В 1946
г. начала действовать Демократическая партия Курдистана (ДПК), защищавшая
национальные интересы курдского народа.
23 февраля 1946 г. деятель либерального толка Тауфик ас-Сувейди сформировал
первый кабинет мирного времени. Новое правительство отменило военное
положение в стране, цензуру печати. В апреле оно легализировало многие
политические партии.
Во многом знаменательным оказался 1947 г. В условиях политических
репрессий в марте состоялись парламентские выборы. В парламенте оказались
ставленники монархических властей. Большого напряжения достигла борьба
вокруг нового неравноправного англо-иракского договора, подписанного в
январе 1948 г. в Портсмуте. Этот договор подводил итоги английской военной
оккупации и сохранял зависимое положение Ирака. Договор в принципиальных
положениях повторял договор 1930 г. По-прежнему англичане сохраняли
контроль над иракскими вооруженными силами, использовали военно-воздушные
базы и другие военные объекты Ирака. Иракское правительство не получало
самостоятельности во внешней политике. Новый договор с Англией вызвал
всплеск массового выступления протеста. Королевские власти так и не смогли
его ратифицировать. 2 февраля новое правительство во главе с Мухаммедом ас-
Садром вынуждено было не только отклонить договор, но и заявить о намерении
пересмотреть англо-иракский договор 1930 г. Политические выступления в
Багдаде вовлекли провинцию и переросли в национальное антианглийское и
антимонархическое восстание. Восставшие организовали Комитет национального
сотрудничества, объединивший НДПИ, ИКП, ДПК, Партию национального
освобождения и Партию народа, а также ряд общественных организаций.
Волна народных выступлений вынудила правящие круги согласиться с
требованиями восставших. Было объявлено о расторжении Портсмутского
договора и о намерении пересмотреть договор 1930 г. Казалось, что январское
восстание закончилось победой, но закрепить достигнутое им не удалось. С
марта 1948 г. начались массовые преследования участников восстания.
Введение в стране военного положения в связи с арабо-израильской войной в
мае 1948 г. позволило группировке генерала-монархиста Нури Сайда усилить
нажим на оппозицию. Основные репрессии обрушились на ИКП. Ее руководители
Ю.С.Юсеф, Х.М. аш-Шабиби и З.М.Басим были осуждены Верховным трибуналом и
казнены в феврале 1949 г. Массовые репрессии позволили правящему режиму на
время ослабить накал антианглийских выступлений в стране.
Начало 1950-х гг, во всем арабском мире было отмечено новым подъемом национально-освободительной борьбы, всколыхнувшей патриотическую общественность и в Ираке. Возникли организации сторонников мира и массовые демократические организации. Были созданы также филиалы таких общеарабских националистических леворадикальных организаций, как Партия арабского социалистического возрождения (Т1АСВ или БААС), Движение арабских националистов (ДАН) и др.
Вместе с тем консолидировала свои силы реакция. В ноябре 1949 г. Нури
Саид создал свою партию Конституционный союз, а в июне 1951 г. оформилась
Национально-социалистическая партия Салеха Джабра. Однако осенью 1952 г.
правительство согласилось на проведение прямых выборов в парламент. Выборы
состоялись в 1953 г., в ходе их было оказано грубое давление на
избирателей, что позволило провести в парламент сторонников монархического
строя.
Под давлением антиправительственных выступлений иракского народа в 1954 г. власти вынуждены были распустить парламент и назначить новые парламентские выборы. На июньских выборах победу одержал Единый национальный фронт, представлявший НДПИ, Партию независимости и организации сторонников мира, женщин и молодежи, а также коммунистов (в качестве самостоятельной организации ИКП во Фронте не участвовала). Парламентские выборы проходили под лозунгом ликвидации британского военно-политического и экономического засилья в Ираке, проведения демократических реформ и независимой внешней политики. Монархическая верхушка Нури Саида решилась пойти на государственный переворот. В августе 1954 г. она заявила о роспуске только что избранного парламента и запретила деятельность всех политических партий. В стране устанавливался режим открытой военной диктатуры.
Монархический Ирак пошел на более тесное сближение с реакционными
режимами соседних мусульманских стран. В 1955 г. при активном участии
Англии в Багдаде был оформлен военно-политический блок с участием Ирака,
Ирана, Турции и Пакистана. В соответствии с англо-иракским соглашением 1955
г., заменившим договор 1930 г., Англия сохраняла военно-политический
контроль над Ираком и втягивала его в свои агрессивные акции на Ближнем и
Среднем Востоке, что вызывало недовольство иракского народа.
Выступления за выход Ирака из Багдадского пакта объединили все
национально-патриотические силы страны. Манифестации и забастовки протеста
в ноябре 1956 г. переросли в вооруженное восстание. Хотя к середине декабря
1956 г. восстание и было подавлено, оно убедило иракских патриотов в
необходимости объединения в совместных политических действиях и
антиправительственных акциях.
С1954 г. среди политических сил Ирака выделилось национальное
отделение арабской Партии арабского социалистического возрождения (ПАСВ
Баас). Баасисты выдвигали простые и понятные лозунги, они обещали народу
провести социальные реформы. Их партия становилась популярной среди
населения. Авторитет партии возрос в связи с активным участием в движении
против англо-франко-израильского военного вторжения в Египет в 1956 г.
Наибольшую поддержку ПАСВ нашла среди мелкой буржуазии и сторонников идеи
арабского национализма.
В начале февраля 1957 г. буржуазные Национально-демократическая
партия и Партия независимости, мелкобуржуазная ПАСВ и компартия приняли
решение объединиться во Фронт национального единства (ФНЕ). ДПК из-за
недоверчивого к ней отношения буржуазных участников Фронта не вошла в него,
но поддерживала с ним связь через ИКП. Программа ФНЕ предусматривала
отстранение от власти Нури Саида, выход страны из Багдадского пакта и
осуществление демократизации политического строя, освобождение Ирака от
иностранного вмешательства, проведение политики позитивного нейтралитета.
Программа ФНЕ получила поддержку со стороны патриотических организаций и
нелегальной армейской организации «Свободные офицеры»
Патриотически настроенные иракские военные во главе с генералом
А.К.Касемом и полковником А.С.Арефом выступили против правящего режима.
Военное выступление было согласовано с руководством ФНЕ. Выступление
произошло в ночь с 13 на 14 июля 1958 г., накануне вылета короля Фейсала II
и премьер-министра Нури Саида из Багдада в Стамбул для подписания
соглашения о присоединении Ирака к интервенции Турции против Ливана. Две
армейские бригады заняли королевский дворец и правительственные учреждения.
К военным присоединилось гражданское население. Столица и затем вся страна
оказались под контролем восставших. Король Фейсал и его семья, премьер-
министр Нури Сайд и некоторые деятели старого режима были арестованы и
убиты. Восставшие провозгласили Ирак независимой республикой.
В состав республиканского правительства вошли представители высшего офицерства и деятелей ФНЕ. Было заявлено о выходе Ирака из Багдадского пакта, о ликвидации иностранных военных баз на иракской территории. Главой государства назначался А.К.Касем. 26 июля была введена временная конституция, закреплявшая республиканские завоевания и провозгласившая равенство всех граждан перед законом. Во главе государства стал президент, он же являлся председателем Национального совета революционного командования — высшего законодательного органа страны. Исполнительная власть осуществлялась Советом министров, члены которого назначались президентом.
Июльские революционные события 1958 г. можно характеризовать как
антиколониальную национальную революцию, успех которой обеспечило участие в
ней широких народных масс единство оппозиционных монархии сил.
Основным содержанием политического процесса после июльской революции 1958
г. стало сопер- ничество двух наиболее влиятельных партий —ПАСВ и ИКП. Обе
партии преследовали единую цель развития страны — построение национального
социализма и боролись за влияние на широкие народные; массы. Коммунисты
установили связи с ДПК и стали организовывать совместные
антиправительственные выступления, их базой становился Иракский Курдистан.
Борьба между баасистами и коммунистами привела к расколу ФНЕ весной 1959 г.
В январе 1960 г. правительство ввело закон о легализации политических
партий. ИКП было отказано в легализации.
В рядах буржуазной Национально-демократической партии наметился
раскол, в результате которого из партии выделилась Национально-
прогрессивная партия Ирака, ставшая склоняться к альянсу с ПАСВ,
Руководство НДПИ в октябре 1961 г. вынуждено было заявить о «замораживании»
деятельности партии «до окончания переходного периода» в стране. Фактически
такое заявление означало самороспуск партии.
Неопределенность политической ситуации отражалась и на экономической
деятельности правительства. 30 сентября 1958 г. был обнародован закон об
аграрной реформе. Этот закон носил половинчатый характер и полностью не
ликвидировал феодальное землевладение, но все же существенно ограничил его.
Предусматривалось изъятие у феодалов половины принадлежавших им земель, с
тем чтобы распределить конфискованные излишки среди безземельных крестьян.
Предусматривалась выплата денежной компенсации владельцам латифундий за
изъятые у них земли.
Активное участие в осуществлении аграрной реформы в 1958— 1960-х гг. принимали крестьянские союзы. С их помощью изъятые у феодалов земли были распределены среди крестьян в провинции Амара, успешно проводилась реформа в провинциях Кут и Насирия. Правительство выдвинуло также программу промышленного развития Ирака, для реализации которой оно намеревалось привлечь все национальные ресурсы и патриотические силы страны.
Важное значение для становления экономики молодой Иракской Республики
имело развитие торгово-экономических отношений с СССР, последовавшее за
восстановлением дипломатических отношений 18 июля 1958г. 11 октября 1958 г.
в Багдаде было подписано советско-иракское торговое соглашение, по которому
Советский Союз в обмен на традиционные товары иракского экспорта обязался
поставлять в Ирак машины 'и комплектное оборудование для предприятий и
строек, а также потребительские товары. Вслед за первым последовал ряд
других договоров как экономической, так и гуманитарной направленности,
включавшие также льготные кредиты (1964 г.) и оборонные заказы.
Такого рода деятельность нового правительства вызвала ожесточенное
сопротивление феодальной и буржуазно-компрадорской реакции. В условиях
политической напряженности глава государства Касем стал укреплять личную
диктатуру, чем вызвал недовольство даже со стороны политических союзников:
в частности, в поддержке Касему отказали ПАСВ, ДАН и так называемые
иракские насеристы сторонники насеровского пути развития в Египте. Вместе
они организовали Социалистический блок оппозиционный правительству.
Сложившейся обстановкой воспользовались силы, стремившиеся к свертыванию
революционного процесса. 8—10 февраля политические противники Касема,
опираясь на преданные им армейские части, совершили государственный
переворот.
В результате переворота 8 февраля были созданыновые органы власти —
Национальный совет
революционного командования (НСРК) и правительство; ключевые посты в них
заняли члены
ПАСВ (баасисты). Президентом стал Абдель Сасалям Ареф премьер-министром —
Ахмед Хасан
аль-Бакир.
Сразу после установления нового режима начались репрессии против ИКП, повлекшие большие жертвы. Но вместе с тем обострялись противоречия в лагере недавних союзников по Социалистическому блоку. В частности — ПАСВ — с одной стороны, иракские насеристы и ДАН — с другой разошлись во мнениях относительно подхода к переговорам об объединении Ирака с Египтом, проходившим в марте—мае 1963 г. 25 мая НРСК заявил о раскрытии заговора насеристов. Их представители были выведены из правительства, а местные организации перешли на нелегальное положение и с июня 1963 г. приняли участие в антибаасистской политической коалиции.
Конфликт между баасистами и насеристами положил начало распаду
Социалистического блока. Вслед за насеристами из него вышли ДАН, ряд других
юнионистских организаций, а также военная группировка А.С.Арефа. К середине
лета все политические партии и группировки отказались от союза с ПАСВ.
Сложность положения, в котором оказалась ПАСВ в этот период, была
вызвана тем, что партия стремилась привлечь на свою сторону все без
исключения классы и слои общества на базе собственной концепции
«гармоничности арабского общества». Поэтому правительство хотело сочетать
введение рабочего контроля на крупных предприятиях, участие рабочих в
прибылях с удовлетворением требований национальной буржуазии, а намерение
национализировать крупный иностранный капитал — с разрешением иностранным
компаниям возобновить свою деятельность в Ираке.
Противоречивые мероприятия правительства в экономической области вызвали недоверие к нему как национальной буржуазии, так и иностранных компаний, привели к нарастанию экономического хаоса в стране. Национальная буржуазия начала закрывать предприятия и переводить капиталы за границу, что вызвало рост безработицы и недовольство рабочих. Сократили свою торговлю с Ираком иностранные компании. Одновременно ряд правительственных мер привел к сокращению экономических связей с СССР и другими социалистическими странами.
В аграрной области правительство приняло в апреле и июне 1963 г. законы
о сокращении выкупных платежей за землю и размер арендной платы. Вместе с
тем, когда крестьянство после обнародования законов стало стихийно
захватывать помещичьи земли, правительство под нажимом землевладельцев
прибегло к репрессиям. Тем самым доверие к политике властей было подорвано
как у феодалов, так и у крестьянства. К тому же в июне 1963 г. на севере
Ирака начались очередные военные действия между регулярной армией и
курдскими отрядами. Бои приняли ожесточенный характер.
Попытки ПАСВ найти выход из создавшегося положения привели к обострению
противоречий в партийном руководстве. В сентябре в нем образовались две
группировки, разногласия между которыми переросли в военные столкновения.
Создавшейся обстановкой воспользовалась группировка А.С Арефа. Заручившись
поддержкой юнионистов и значительной части военных, она совершила 18 ноября
1963 г. государственный переворот. Вся полнота власти сосредоточилась в
руках армии. Президентом стал А.С.Ареф, а после его гибели в авиационной
катастрофе (1966 г.) власть перешла к его брату — генералу Абдель Рахману
Арефу. Военные экстремистские группы пытались установить в стране жестокий
репрессивный режим. Многие видные участники революции 1958 г. и деятели
оппозиции были арестованы и физически уничтожены, против курдов
продолжались военные действия.
Воспользовавшись углублением раскола патриотических сил в стране,
правящая военная верхушка прибегла к демагогическим маневрам, ею была
разработана правительственная программа строительства в Ираке так
называемого «арабского социализма», проведения аграрной реформы, введения
плановой экономики и содействия частному сектору. Во внешней политике
провозглашалась верность идеям арабского единства. Программа была
обнародована 26 ноября 1963 г. Затем правительство приняло временную
конституцию, которая провозглашала равные права всех национальностей Ирака
и предусматривала избрание всеми гражданами страны Национального собрания.
Вместе с тем конституция запрещала деятельность политических партий, вместо
них создавался Арабский социалистический союз — правительственная
организация, объединившая различные политические группы и силы,
поддерживавшие правительственный курс внутренней и внешней политики.
Не располагая общественной поддержкой, правящая верхушка А.Р.Арефа
опиралась на высшие чины в армии и госаппарате. Она пыталась балансировать
между помещиками и буржуазией, с одной стороны, и трудящимися — с.другой.
Но политическая нестабильность лишь углубляла государственный кризис в
стране.
Оппозиционные партии и группы воспользовались сложившейся
обстановкой и изоляцией Ирака в арабском мире, в связи с неучастием его в
отражении израильской агрессии 1967 г. на Ближнем Востоке.
Правительственные декларации о готовности провести демократические выборы и
сформировать коалиционное правительство не смогли спасти режим. 17 июля
1968 г. баасисты и армейские офицерские группы совершили государственный
переворот и взяли власть в свои руки. Президент Ареф был арестован и выслан
из страны, президентская власть перешла к лидеру партии баа-систов генералу
Ахмеду Хасану аль-Бакру.
Сразу же после захвата власти ПАСВ провела серьезную
перестройку в своих рядах, освободилась от правоэкстремистских элементов и
создала новое партийное руководство в составе пяти человек, среди которых
уже тогда активную роль стал играть армейский офицер и партийный активист
Саддам Хусейн.
16 июля 1970 г. была принята новая временная конституция, которая
провозглашала Ирак «народной демократической республикой». Высшим органом
государственной власти становился Совет революционного командования (СРК).
Исполнительной властью наделялся Совет министров. Председателем СРК и
президентом республики стал А.Х. аль-Бакр. В ноябре 1971 г. был обнародован
проект Хартии национальных действий, где в качестве первоочередной
выдвигалась задача сотрудничества всех политических партий и групп Ирака.
Крупным событием стало принятие правительством в 1972 г. решения о
национализации собственности «Ирак петролеум компании. Национализация всех
нефтяных ресурсов в стране была завершена к концу 1975 г. Нефтяные
богатства страны перешли в руки государства, тем самым был нанесен
серьезный удар по позициям иностранного капитала в Ираке. В апреле 1972 г.
иракское правительство пошло на подписание Договора о дружбе и
сотрудничестве с СССР.
В эти же годы определенные изменения наметились в экономике страны:
начал неуклонно возрастать удельный вес государственного сектора.
Одновременно предприятиям госсектора были предоставлены льготы, в том числе
при получении лицензий, кредитов, выделении средств из госбюджета.
Повысилось внимание к развитию индустриальной базы страны в целом.
Капиталовложения в промышленность как в абсолютном, так и в относительном
выражении значительно возросли. Так, если по пятилетнему плану развития на
1965—1969 гг. на развитие промышленности направилось 187,2 млн динаров, или
около 31% всех капиталовложений, то но пятилетнему плану на 1970—1974 гг. —
уже более 500 млн динаров, или 35%. При этом обеспечивался ежегодный
прирост промышленной продукции на 12%.
В мае 1970 г. был принят новый закон об аграрной реформе. По сравнению с законом 1958 г. он существенно понизил максимум землевладения, который был дифференцирован в зависимости от типа почвы, вида сельскохозяйственной продукции, способа орошения и т. д. Максимум земель, оставляемых крупным землевладельцам был уменьшен более чем в 2 раза. Закон освобождал крестьян от уплаты выкупа и ликвидировал компенсации феодалам. Значительно ускорилось распределение участков в бессрочное и бесплатное пользование среди безземельных и малоземельных крестьян. Только за два года после принятия нового закона было распределено более 3,8 млн дунамов — значительно больше, чем за все предыдущее десятилетие. Всего к июлю 1972 г. было распределено 6,8 млн дунамов помещичьих земель среди 125,7 крестьянских семей. Еще около 240 тыс. семей стали гарантированными арендаторами государственных земель. В целом около половины всех крестьянских семей получили землю на правах собственности или гарантированной крестьянской аренды. Таким образом, было значительно ограничено экономическое и политическое влияние феодалов в деревне.
Преобразования в экономике сопровождались важными социальными мерами.
Главные среди них — принятие закона о труде в 1970 г. и закона о социальном
и пенсионном обеспечении в 1971 г. Оба закона! способствовали повышению
жизненного уровня и улучшению условий труда.
Руководство ПАСВ призвало к сотрудничеству все политические партии и общественные организации в целях достижения в стране стабильности и обеспечения демократических преобразований. Правительство обещало урегулировать мирным путем курдскую проблему, восстановить гражданские права национальных меньшинств и легализовать деятельность политических партий. Наиболее серьезным политическим оппонентом баасистов оказалась компартия. Но к этому времени ИКП раскололась на две части: Центральное командование во главе с Азизом аль-Ходжем и просоветский Центральный комитет во главе с Азизом Мухаммедом. В 1968 г. баасисты предложили обеим фракциям ИКП войти в правительственный кабинет. Центральное командование отклонило это предложение. Целтраль-ный комитет (ЦК) склонился к компромиссному союзу и признал руководящую роль ПАСВ в правительстве, НПФ и армии. Признание политического лидерства ПАСВ означало добровольный отказ коммунистов от притязаний на ведущую роль в политической жизни страны.
Заметного сдвига баасисты добились в курдском вопросе — центральной
внутриполитической проблеме, угрожавшей стабилизации государства. Отчасти
этому способствовало то, что еще в 1960-х годах в политическом движении
Иракского Курдистана произошел раскол. В 1964 г. от ДПК откололась
мелкобуржуазная националистическая группа во главе с Талабани. Эта группа
оформилась в самостоятельную Революционную партию Курдистана, склонявшуюся'
к сотрудничеству с правительством Ирака. Курдские повстанцы,
возглавлявшиеся Мустафой Барзани, продолжали вести войну с иракскими
властями. Однако военные отряды курдов были разбиты, Иракский Курдистан
перешел под контроль правительственных сил. Мустафа Барзани покинул Ирак.
Один из его сыновей, Масуд Барзани, возглавил Демократическую партию
Курдистана, продолжавшую вооруженную борьбу против баасистского режима. 11
марта 1974 г. в Багдаде был обнародован закон об автономии Иракского
Курдистана. Большинство членов и руководства ДПК согласились с
предоставленной правительством автономией Иракского Курдистана. В 1975 г.
ДПК, принявшая программу сотрудничества с баасистами, была легализована, ее
представители назначались губернаторами четырех северных провинций. Пять
курдов вошли в правительственный кабинет. В Курдском автономном районе
образовались Законодательный и Исполнительный советы. Проведенные выборы
показали, что Иракский Курдистан, получив автономию, был умиротворен.
Непримиримая оппозиция вынуждена была эмигрировать и за пределами страны
продолжала вести борьбу против режима.
Присоединение к баасистскому режиму Д ПК и ИКП существенно изменило соотношение политических сил в стране. Руководству ПАСВ удалось расколоть ряды основных оппозиционных партий и утвердить свой политический авторитет. С этого времени баасист-ская партия становилась движением светского типа, в рядах которого нашли представительство почти все слои иракского общества. Политическая борьба переносилась в саму ПАСВ.
7 июля1979 г. А.Х. аль-Бакр был отстранен от всех постов в
государстве и армии. Он был взят под Саддама Хусейна домашний арест, а по
официальной версии — ушел в отставку по болезни. Президентская власть
передавалась С.Хусейну, который становился одновременно президентом
республики, премьер-министром, главой Совета революционного командования,
главнокомандующим вооруженными силами и генеральным секретарем партии.
Таким образом, С.Хусейн сосредоточил в своих руках абсолютную власть в
стране.
Одной из первоочередных задач правящей партии и ее лидера стало
установление своего полного идеологического, политического и
административного контроля над государством. На ответственные должности в
партии, армии и государственном аппарате назначались лица, преданные
баасистской партии и лично С.Хусейну. Особое внимание уделялось баасизации
средств массовой информации, огромные средства выделялись на
совершенствование методов и форм пропаганды и социальной демагогии.
Идеологизированный характер приобретали сферы культуры и просвещения,
ориентируемые на воспитание людей в духе баасизма. В массовых
профессиональных и общественных организациях также насаждались баасистские
идеи, устанавливался жесткий контроль над ними.
Компартия оказалась единственной серьезной оппозиционной силой,
остававшейся на пути утверждения абсолютной власти одной партии — ПАСВ.
Воспользовавшись требованием коммунистов отменить в стране чрезвычайное
положение и провести выборы в Национальную ассамблею, СРК запретил
деятельность ИКП в массовых организациях. В мае 1979 г. более 30
коммунистов и их сторонников были обвинены С.Хусейном в предательстве
иракской революции и создании своих ячеек в армии и были казнены. Новое
руководство Ирака разорвано связи с СССР. В апреле 1979 г. министры-
коммунисты вышли из правительства, компартия прекратила свое участие в
Национальном фронте, а ее руководители покинули страну. С разгромом ИКП в
Ираке устанавливается однопартийная система с монополией баасистской партии
на власть и тотальной идеологизацией общества страны.
Под воздействием внутренних перемен и ряда внешних факторов
изменялась внешняя политика Ирака. После кэмп-дэвидского договора между
Израилем и Египтом, приведшего к свертыванию сотрудничества Египта с
арабскими государствами, иракское руководство пыталось представить себя
преемником курса Насера в арабском мире. В противостоянии Израилю Ирак
пошел на союз с Сирией. Из-за глубоких идеологических разногласий союз
Ирака с Сирией оказался недолговечным. На политику С.Хусейна оказала
влияние «исламская революция* в Иране, грозившая дестабилизировать
политические режимы соседних государств, прежде всего Ирака. Под
воздействием революционных перемен в Иране баасистский Ирак пошел на
сближение с Саудовской Аравией, Иорданией, Ливией и монархиями Персидского
залива. Правители арабских стран возлагали надежды на Ирак в защите
арабского мира от наступления «исламской революции» Ирана.
Учитывая политические перемены на Ближнем Востоке, утверждавшийся
режим С.Хусейна усиленно пропагандировал идею об особой миссии Ирака и стал
претендовать на роль панарабского лидера, демонстрировать готовность
восстановить честь и достоинство арабов, попранные израильской агрессией и
великодержавной политикой США. Ужесточение курса внешней политики
использовалось в целях милитаризации экономики и всей политической жизни
Ирака. Курс на милитаризацию режима сочетался с пропагандистскими призывами
к созданию «единого фронта против агрессии* Израиля и США, против
экспансионистских устремлений исламского режима С.Хомейни в Иране.
Становление тоталитарного режима С.Хусейна происходило в годы
длительной ирано-иракской войны и тяжелой для Ирака войны 1991 г. в
Персидском заливе.
«Исламская революция» в соседнем Иране, свергшая в феврале 1979
г. власть шаха, вызвала серьезную тревогу у правителей Ирака. Глубокие
религиозные, идеологические, национальные и политические противоречия, а
также взаимные территориальные притязания разделили две страны. Исламское
правительство Ирана призвало мусульман-шиитов к джихаду против «пагубной и
атеистической иракской верхушки». Призывы лидера «исламской революции»
воодушевили оппозиционную шиитскую общину Ирака на антиправительственные
выступления. В иранском городе Куме состоялась встреча лидеров иракской
партии Ад-Даава (Партия призыва), где было решено поднять иракский народ на
восстание и свергнуть баасистское правительство путем подрывной
деятельности, саботажа и террора. Осуществление этих установок брали на
себя «солдаты имама» (боевики партии Ад-Даава). В ответ на акты террора
иракское правительство прибегло к высылке шиитов из страны, ужесточило
политику в отношении национальных меньшинств. Иракские власти обвинили
С.Хомейни в намерениях осуществить экспансию в отношении не только Ирака,
но и других стран региона Персидского залива.
Поводом для начала военных действий Ирака против шиитского Ирана стал
отказ режима «исламской революции» от договора 1975 г., подписанного в
Багдаде иранским шахом Пехлеви и Хусейном. Договор обязывал Иран передать
некоторые приграничные территории Ираку, 17 сентября 1980 г. иракское
правительство объявило о восстановлении своего суверенитета над Шатт-элъ-
Арабом и отказало Ирану в праве судоходства по реке. Территориальная
проблема послужила предлогом для начала войны. Но главной проблемой следует
считать непримиримую враждебность друг к другу политических систем и
идеологий, а также стремления лидеров обеих стран к гегемонизму в районах
Персидского залива. Война становилась результатом столкновения двух держав,
которые претендовали на роль лидера исламского (Иран) и арабского (Ирак)
миров, В случае победы режим С.Хусейна намеревался обезопасить себя от
«шиитской революции» и поднять свой престиж в арабском мире, на
международной арене.
22 сентября 1980 г. иракские войска начали боевые действия и вторглись в пределы Ирана. С.Хусейн рассчитывал на то, что вооруженные силы Ирана ослаблены вследствие революции. Однако, чтобы выиграть войну, необходимо было обеспечить надежный тыл. Ради этой цели С.Хусейн разгромил оппозиционное (просирийское) крыло в баасистской партии и правительстве, объединил военное командование. С установлением военного положения режиму удалось достичь национального согласия. Иракский лидер надеялся на поддержку суннитских арабов иранской провинции Хузистан. Но, когда иракские войска вторглись в провинцию, этнические арабы и сунниты Хузистана, составлявшие большинство населения .провинции, оказали упорное сопротивление агрессору и встали на защиту иранской государственности.
В сентябре 1981 г. иракские войска потерпели первое поражение, а
летом 1982 г. иранцы вытеснили иракские войска со своей территории.
Иракские власти осознали, что дальнейшее продолжение военных действий могло
привести к дестабилизации внутриполитического положения и к возникновению
угрозы целостности Ирака. В стране обострились национальные отношения. Уже
после начала ирано-иракской войны, в 1980 г., в курдских районах были
образованы два объединения антиправительственных сил — Демократический
национально-патриотический фронт, в который вошел со своей организацией
Патриотический союз Курдистана с лидером Талабани, разочаровавшейся в
сотрудничестве с багдадскими властями, и Национально-демократический фронт,
наиболее значительной силой в котором стала Демократическая партия
Курдистана во главе с Масудом Барзани. Однако к середине 1980-х гг.
Демократический национально-патриотический фронт прекратил свою
деятельность, а Национально-демократический фронт ограничился
союзоммеждуДПКикоммунистами. Против ДПКи ПСК были направлены четыре армии
Ирака, с их помощью удалось разгромить силы курдских повстанцев и
установить военно-политический контроль над Иракским Курдистаном.
Ирано-иракская война приобрела затяжной характер, в ходе которой обе воюющие стороны потеряли более миллиона человек убитыми и несколько миллионов ранеными и пропавшими без вести. Материальный ущерб исчислялся сотнями миллиардов долларов. Война была использована С.Хусейном в интересах утверждения своего диктаторского режима. Но, столкнувшись с внутриполитическим кризисом, в августе 1990 г. президент С.Хусейн заявил о согласии с иранскими условиями урегулирования военного конфликта, заключавшимися в выводе иракских войск с иранских территорий и обмене пленными.
Во время ирано-иракской войны произошли перемены в расстановке мировых сил. С ослаблением и затем развалом Советского Союза, неспособностью новой России восстановить статус сверхдержавы произошла смена двуполярного мира на однополярный. Перемены вскоре ощутили арабские страны. Более отчетливо обозначилось противостояние Севера и Юга. Заметно сузились возможности арабских стран к маневрированию на международной своих руках Соединенные Штаты Америки. С.Хусейн намеревался превратить свою страну в крупную державу Юга, противостоящую США, и первым шагом на этом пути было развязывание военного конфликта между Ираком и Кувейтом.
Летом 1990 г. отношения между двумя соседними странами резко обострились. Причинами того оказались экономические трудности, с которыми столкнулись иракские власти после войны с Ираном. Багдадский режим вышел из войны с огромным внешним долгом, составившим 80 млрд долларов, резко сократились поступления в иракскую казну от продажи нефти. С.Хусейн рассчитывал молниеносно захватить небольшой и богатый эмират. Обладание кувейтской нефтью должно было дать Багдаду мощные рычаги регулирования мировых цен на нефть и вывести Ирак в разряд ведущих нефтяных держав, утвердить его ведущие позиции в заливе, поднять также его авторитет в арабском мире.
2 августа 1990 г. Ирак ввел свои войска в Кувейт и аннексировал его в
качестве своей «19-й провинции». Решение об аннексии иракское правительство
прикрывало лозунгами об освобождении арабов от империализма и заявило, что
кувейтская демократия «искусственно создана иностранцами*, а поэтому ее
следует заменить «народной демократией*-, выступающей за единство арабской
нации. Используя популистские лозунги, иракские власти представляли себя в
роли выразителей недовольства и защитников интересов арабов, независимо от
того, в каких странах они проживают. И арабская общественность вначале
восприняла С.Хусейна героем, бросившим вызов Западу, а Ирак — мощной
державой, воевавшей сразу же с 30 странами, среди которых были СТА и
Великобритания. С. Хусейн демонстрировал свое стремление к созданию
крупного государства посредством широкомасштабной войны и с использованием
современного оружия, включая ядерное. Ракетные атаки Ирака против Израиля,
союзника США, вызвали рост симпатий к С. Хусейну. В глазах
националистических сил арабских стран хусейновский Ирак представлялся
авангардом борьбы против империализма и сионизма на Арабском Востоке.
Организация освобождения Палестины, арабы Йемена, Ливии, Алжира, Туниса,
Судана, Иордании, Мавритании готовы были вступить в войну на стороне Ирака.
Не только арабы, но и другие народы Азии и Африки проявили солидарность с
режимом С. Хусейна. Все это свидетельствовало о том, что военный конфликт
угрожал перерасти в тотальную войну Юга против Севера.
По инициативе США 6 августа 1990 г. Совет Безопасности ООН ввел
жесткие торгово-экономические санкции против Ирака. Ирак оказался в
международной блокаде. Американские военные базы и войска европейских
держав НАТО были переключены с защиты Западной Европы от Советского Союза
па нанесение сокрушительного удара по Ираку. Натовские бомбардировщики
разместились на военных базах Турции. По просьбе Саудовской Аравии США
направили в районы аравийской пустыни свои полумиллионные сухопутные и
авиационные войска для отражения иракского вторжения. В Персидский залив
прибыли боевые корабли США и некоторых других государств-членов НАТО. В
поддержку Кувейта направили свои военные контингента Египет, Сирия и
Марокко.
Совет Безопасности ООН предъявил Ираку ультиматум — до 15 января 1991
г. вывести войска агрессора из Кувейта, в противном случае ему объявлялась
война. Иракское руководство отвергло мирные предложения. Но начавшуюся
войну Ирак бесславно проиграл. Военные операции США под кодовым названием
«Буря в пустыне» длилась шесть недель. Американская авиация быстро вывела
из строя военную мощь Ирака. Американцы отказались от перенесения военных
действий на иракскую территорию, они были убеждены в скором падении
ослабленного режима С.Хусейна. В то же время западные политики опасались
возможного распада иракского государства и стремились не допустить
изменения баланса политических сил в зоне Персидского залива. 28 февраля
1991 г. Ирак согласился с ультимативными требованиями Совета Безопасности
ООН по Кувейту и пошел на безоговорочную капитуляцию.
После капитуляции ООН (под диктовку США) ввела жестокий санкционный режим против багдадского режима. По-прежнему запрещены импорт из Ирака всех видов сырья, включая нефть, и готовых изделий, поставки в Ирак всех видов сырья и готовых изделий, продажа или передача вооружений и военной техники, другие формы содействия в военной сфере и т.д. Очень жестко лимитирован ввоз продовольствия и медикаментов, от чего, естественно, в первую очередь страдает народ, обвиняя, кстати, в своих бедах не С.Хусейна, а США. Ирак обязан также компенсировать ущерб, причиненный Кувейту и другим государствам, пострадавшим от его вторжения. Выполнение этих обязательств потребует десятки миллиардов долларов.
Готовя вторжение в Кувейт иракское руководство бесспорно не предполагало, какую цену их стране придется заплатить. Общий экономический ущерб, который понес Ирак только в результате военных действий, оценивается в 50 млрд долларов. Было разрушено более 80% нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих мощностей страны, серьезно пострадали нефтяные терминалы, нефтепроводы и другие важные объекты. Одни промышленные предприятия были разрушены, другие остановились из-за нехватки сырья и запасных частей. Были повреждены дороги, мосты, порты, аэродромы и т.д. Во время боевых операций Ирак потерял более 50% продовольствия.
В последующие годы США, осуществляя жесткий контроль за военной промышленностью Ирака, обвиняли С.Хусейна в многочисленных нарушениях директив ООН. В частности, в 1995 г. предоставили 500 снимков, свидетельствующих о том, что Ирак реконструировал большинство своих военных объектов; использует военную технику, вывезенную из Кувейта; что в обход эмбарго экспортировал через иранскую территорию 100 тыс.баррелей нефти и столько же через Турцию и Иорданию.
В 1995 г. и 1998 г. американские и английские ВВС в нарушение резолюций Совета Безопасности ООН бомбили Ирак, что привело к большим жертвам среди мирного населения и вызвало крайне негативную реакцию в мире.
Поражение вызвало внутренние осложнения. Вновь восстали курды, требуя
создания собственного государства. Противники партии БААС призывали к
демократизации государства и свержению режима С. Хусейна.
Курдское патриотическое движение отказалось от сотрудничества с багдадским
правительством и выступила за создание правового демократического
государства. Антибаасистские политические силы также стали призывать к
демократизации государственного строя и требовали введения в стране
многопартийной политической системы. Зарубежная оппозиция призывала к
восстановлению в Ираке хашимитской королевской власти. Удержать контроль
над общественно-политической ситуацией в стране С.Хусейну удалось в
основном благодаря ужесточению репрессивных мер в отношении политических
соперников диктаторского режима.