Рефетека.ру / История

Реферат: Иван 4

Иван 4-й сформировал из преданных ему людей новое правительство , которое стали называть Избранной радой. В его состав вошли некоторые дворяне и старомосковские бояре, заинтересованные в возвышении Москвы. Руководителем
Избранной рады стал любимец царя дворянин Алексей Адашев.Большую роль в ней играли придворный священник Сильвестр и сверстник Ивана, друг его детства, князь Андрей Курбский.
Избранная рада проводила политику централизации государства, стремясь примирить интересы всех бояр , дворян и духовенства.
В феврале 1549 года в кремлевском дворце собрались представители бояр , высшего духовенства и московских дворян. На этом “соборе примирения” Иван
4-й выступил с речью. Он обвинил бояр в злоупотреблениях и призвал всех к совместной деятельности по укреплению единства Российского государства. Это был первый Земский собор - собрание представителей сословий. В дальнейшем
Иван 4-й собирал Земские соборы для решения всех важнейших государственных вопросов. Кроме бояр,дворян и духовенства, в них участвовали представители иных сословий: купцы и ремесленники. В России установилась сословно- представительная монархия.

Избранная рада провела ряд реформ.
Она значительно расширила органы центрального управления, так называемые приказы, изменила порядок управления городами и волостями. Раньше судом и сбором налогов ведали наместники из бояр. Они не получали жалования, а
“кормились” за счет населения . Избранная рада отменила систему кормлений.
Она назначила во все города и земли воевод, которым государство платило деньги, а сбор налогов и судебные дела поручила старостам, выбранным из числа дворян.
Был составлен новый судебник - сборник законов.
Правительство Адашева обязало всех вотчинников и помещиков в случае войны приходить с отрядами вооруженных конников.
Кроме того , были созданы постоянные пехотные полки стрельцов , вооруженных огнестрельными ружьями. Значительно усилилась артиллерия.

Реформы способствовали укреплению центральной власти, ограничивали привилегии дворян и повышали роль дворян в управлении страной.
Опричнина глубокие душевные потрясения , испытанные в детстве ,на всю жизнь лишили царя доверия к подданным. Человек сложный, противоречивый и неуравновешенный, он в периоды крайнего внутреннего напряжения , когда его необузданные страсти выходили за нормы разумного , творил правый и неправый суд над своими действительными и мнимыми противниками.

Политика Избранной рады не удовлетворяла феодалов. Бояре были недовольны отменой кормлений и других привилегий, а дворяне тем , что не получили новых поместий за счет вотчинников и монастырей. Положение усугублялось неудачами во внешней политике . Бесконечные интриги, имевшие место вокруг государя , подорвали его психику.

Первый кризис , оставивший глубокий след в обостренном сознании Ивана
Васильевича , был связан с его внезапной и тяжелой болезнью после возвращения из Казанскогопохода и составлением в марте 1553 года завещания в пользу младенца Дмитрия (первого сына , рожденного от Анастасии). Царь потребовал принесению присяги наследнику в пеленках , но у некоторых ближних бояр, которые первыми целовали крест , появились сомнения , и они , сказавшись больными , уклонились от присяги. Ходили слухи , что они “хотели
... на государство” старицкого князя Владимира Андреевича, двоюродного брата Ивана 4-го .

Больной царь говорил боярам: “Если вы сыну моему Димитрию креста не целуете , то значит у вас другой государь есть... Я вас привожу к крестному целованию , велю вам служить сыну моему Димитрию , а не
Захарьиным ; вы души свои забыли , нам и детям нашим служить не хотите , в чем нам крест целовали уже не помните ;а кто не хочет служить государю - младенцу , тот и большому не захочет служить...” На это отозвался князь
Иван Михайлович Шуйский : ”Нам нельзя целовать крест не перед государем; перед кем нам целовать , когда государя тут нет ?” Прямее высказался окольничий Федор Адашев , отец царского любимца : “ Тебе ,государю, и сыну твоему , царевичу князю Димитрию , крест целуем , а Захарьиным , Даниле с братьею , нам не служить ; сын твой еще в пеленках , а владеть нами будут
Захарьины , Данила с братьею ; а мы уж от бояр в твое малолетство беды видали многие”. Но к вечеру поцеловали крест Димитрию следующие бояре : князь И.Ф. Мстиславский , князь В.И.Воротынский , И.В.Шереметев ,
М.Я.Морозов , князь Дмитрий Палецкий , дьяк И.М.Висковатый и др.[1]

Откровенно предпочитали служить Владимиру Андреевичу Старицкому князья П.Щенятев , И.И.Пронский , C. Лобанов - Ростовский , Д.И.Немой ,
И.М.Шуйский, П.С.Серебряный, С.Микулинский , Булгаковы. Бояре покорились только после заявления царя , что к присяге он приводит сам и велит служить
Дмитрию , а не Захарьиным.[2]

По известию одной летописи , бояре насильно заставили присягнуть князя
Владимира Андреевича , обьявивши ему , что иначе не выпустят из дворца ; к матери его посылали трижды с требованием , чтобы и она привесила свою печать к крестоприводной записи.”И много бранных речей она говорила . И с тех пор пошла вражда , между боярами смута , а царству во всем скудость “,
- говорит летопись.[3]

7 августа 1560г. после болезни умерла Анастасия. Ее смерть потрясла
Ивана Васильевича. Анастасия занимала особое место в его жизни - он любил ее и уважал как самого близкого человека. Окружение Ивана 4-го воспользовалась состоянием его полной растерянности тупого отчаяния и пустило слух ,что Анастасия умерла не своей смертью, что “извели царицу своими чарами” Сильвестр и Адашев. Этого было достаточно - царь решил судить оговоренных заочно.

Церковный собор осудил Сильвестра на заточение в Соловки (по видимому он там и умер ). Алексей Федорович тоже не избежал печальной участи ; его взяли под стражу, перевезли в Дерпт, где он и умер в заточении в 1561г.

Потом начались массовые казни. Сторонники Сильвестра и Адашева, все близкие и дальние родственники Алексея Федоровича , многие знатные бояре и князья, их семьи, включая детей - подростков, были либо физически уничтожены, либо отправлены в заточение, несмотря на их заслуги в прошлом.
Карамзин восклицал в связи с этим:”Москва цепенела в страхе. Кровь лилась, в темницах, в монастырях стенали жертвы!..”

Теперь у государя появились новые любимцы. Среди них особенно выделялись боярин Алексей Данилович Басманов, его сын кравчий Федор
Басманов , князь Афанасий Иванович Вяземский и незнатный дворянин Григорий
Лукьянович Малюта Скуратов-Бельский. Этот последний был довольно колоритной фигурой. Малюта ведал у Ивана Грозного сыском и пытками. Однако , несмотря на это, сам Малюта был неплохим семьянином. Одна из его дочерей , Мария, была замужем за выдающимся человеком того времени- Борисом Годуновым. Умер
Малюта Скуратов на поле боя - немцы изрубили его на стене крепости
Витгенштейн в Ливонии во время штурма в 1573 году.

... Массовые казни вызвали бегство многих московских бояр и дворян в чужие земли. Ивана Грозного особенно поразило и вывело из себя предательство Андрея Курбского, которого он ценил не только как заслуженного воеводу и ближайшего государственного советника, но и как личного и доверенного друга. И вот - неожиданная измена! И не просто измена , а позорное бегство русского воеводы с поля боя в стан неприятеля в один из самых трудных для России моментов в ее затянувшейся войне с
Ливонией ! Польский король милостиво принял Курбского , сохранил за ним все его высокие почести и пожаловал богатым имением.

“Между царем и боярами шла глухая распря . Она превратилась в жестокое гонение на бояр после бегства в Литву князя А. М.Курбского”
(Платонов).[4]

Сам Курбский впоследствии писал, что бежал , опасаясь готовящейся над ним расправы. В письме к царю он осуждал его за разгон Избранной рады, за самовластие. Иван Грозный истребил близких родственников Курбского, брошенных им в Москве, отомстив недругу.

В ответе на гневное послание Курбского Иван 4 исчерпывающе и лаконично изложил кредо самодержца : неограниченность воли монарха, власть которого санкционирована церковью и Богом, и полное подчинение божественной воле монарха всех подданных.

Иван Грозный говорит о своем праве на самодержавный престол, праве древнем , неизменном, неутраченном :” Самодержавства нашего начало от святого Владимира : мы родились на царстве , а не чужое похитили “.[5]

...Иван Грозный придумывает невиданное на Руси лицедейство-добровольно оставляет трон и покидает царствующий град Москву. Эта царская игра имела свой политический смысл.

В воскресенье 3 декабря 1564г. Иван со своими детьми и царицей под охраной и в сопровождении большого обоза уехал из Кремля “неведомо куда бяше”. Он отслужил молебен в Троице - Сергиевом монастыре , а затем отъехал в Александрову слободу, где обосновался надолго.Через месяц Иван Васильевич прислал в Москву гонца с двумя грамотами. Первая,” гневная” грамота была направлена митрополиту Афанасию. В ней государь описывал все беззакония боярского правления, перечислял вины бояр и обвинял митрополита и духовенство в зловредном пособничестве боярам. Вторая, ”слезная”, грамота предназначалась “посаду, всем людям” и читалась в собрании народа . В этой грамоте царь заверял московских посадских людей в том , что зла и гнева на них не держит , явно стремясь заручиться их поддержкой.

Отъезд царя ошеломил столицу. Духовенство, бояре,сановники, приказные люди просили митрополита умилостивить государя.Чтобы “ударить челом царю и плакаться”, в Александрову слободу отправилась представительная делегация от духовенства ,бояр, дворян, приказных людей, купцов и посадских. Выслушав этих посланцев “всего народа”, Иван Грозный согласился вернуться в Москву, но на определенных условиях.В самом общем виде они заключались в следующем: отныне царь будет по своему усмотрению”невозбранно казнить изменников опалою, смертию, лишением достояния”,без всяких претензий со стороны духовенства.

2 февраля 1565г. Иван Васильевич торжественно въехал в столицу , а на другой день объявил духовенству, боярам и знатнейшим чиновникам об учреждении опричнины.

Что же такое опричнина Ивана Грозного? Термин “опричнина” происходит от старославянского “опричь”- кроме, поэтому опричников называли еще кромешниками. В Древней Руси опричниной называли ту часть княжества , которую после смерти князя выделяли его вдове “опричь” всех уделов. Царская реформа включала три группы мероприятий:

1.В системе централизованного государства Иван Васильевич выделил
“опричь” всей земли значительные территории на западе, севере и юге страны, которые и составили его особое личное владение- государев узел или опричнину. Верховное управление и суд в государевом уделе осуществляла опричная Боярская дума. В опричнину вошли города Можайск, Вязьма, Козельск,
Перемышль, Суздаль, Шуя, Галич, Юрьевец, Вологда, Устюг, Cтарая Русса и ряд высокодоходных волостей. К опричнине отошли важные торговые пути на север и восток, основные центры соледобычи и стратегически важные форпосты на западных и юго-западных границах. Из всех городов, уездов, волостей и с улиц, перешедших в государственный удел , надлежало насильственно выселить всех князей, бояр, дворян и приказных людей, если они добровольно не записывались опричниками.

2.Для своей охраны государь создал из князей , бояр, дворян и детей боярских гвардию телохранителей. Первоначально опричный корпус не превышал
1000 человек, но вскоре особое войско было доведено до 5000 человек. Отбор опричников производил сам Иван Васильевич в торжественной обстановке в
Большой палате Кремлевского дворца. Каждый опричник отрекался от своих родных и обязывался служить только царю.За все это государь жаловал всех отобранных имениями и землей в тех городах и волостях, откуда выселялись князья, бояре, дворяне и приказные люди, не пожелавшие вступить в опричнину...Опричники носили черную одежду. К седлу они прикрепляли собачью голову и метлу. Это были знаки их должности , состоявшей в том , чтобы выслеживать, вынюхивать и выметать измену и грызть государевых злодеев - крамольников. Князь Курбский в своей Истории царя Ивана пишет , что царь со всей Русской земли собрал себе “человеков скверных и всякими злостью исполненных” и обязал их страшными клятвами не знаться не только с друзьями и братьями , но и с родителями , а служить единственно ему и на этом заставлял их целовать крест.[6]

3.Та часть государства ,которая осталась за пределами государева удела- опричнины , стала именоваться земщиной. Текущими государственными делами здесь по прежнему занималась земская Боярская дума и приказы, но часть дьяков царь взял в опричнину. Высшей инстанцией и в судебных делах, и в области международных отношений , как и прежде ,был царь.

4 февраля 1565г.,т.е. на второй день после учреждения опричнины, началась новая полоса жестоких расправ за “великие изменные дела” с теми , кто до сих пор исправно служил государю. Одних бояр и князей казнили , других постригли в монахи и сослали в отдаленные монастыри и т.д. Имущество всех опальных было конфисковано. Опричники громили боярские дома , растаскивали имущество, угоняли крестьян.

Есть все основания думать ,что опричники расправлялись с неугодными царю лицами!..

Очевидно,царь видел в своем двоюродном брате Владимире Старицком главного противника.В 1556 г. он отобрал у своего кузена в орпичнину значительную часть его удела.Таким образом Иван Грозный лишил старицкого князя последней опоры - поддержки старицких феодалов. Итак, главная цель ведения опричнины- борьба с пережитками политической децентрализации.

Опричный террор наносил безжалостные удары не только по боярской и княженской знати, но и по всему населению тех владений, куда врывались опричники, где они бесчинствовали и грабили “всех и вся” без какого-либо разбора. Опричнина была в руках царя мощной военно-карательной организацией.

Естественно ,что опричнина очень скоро вызвала недовольство и озлобление против царя не только среди феодальных верхов , но и в массе простого народа...

... Александрова слобода стала второй столицей Российского государства. В ней Иван 4 прожил семнадцать лет, замаливая с опричниками грехи перед Богом и продолжая чинить суд и расправу над своими противниками. Государь уничтожил много честных, нужных России людей(дело боярина Федорова; убийство митрополита Филиппа; убийство старицкого князя
Владимира Андреевича и др.)

На Земском соборе в 1566 году группа князей и бояр обратилась к царю с челобитной , в которой просила отмены опричнины . Грозный ответил на это усилением кровавого террора. Около двухсот челобитчиков было казнено.
Против опричнины выступило высшее духовенство. Его недовольство было вызвано стремлением царя полностью подчинить церковь государству и отнять у монастырей часть их земельных владений. Митрополит Филипп открыто осуждал действия опричников. Однажды в Успенском соборе он гневно спросил царя :”До каких пор будешь ты без вины проливать кровь верных людей ? !..” По распоряжению Грозного Филиппа сослали в монастырь. Через некоторое время он был задушен в келье главарем опричников Малютой Скуратовым.

Братоубийство вызвало смутные толки в народе, и тогда очень кстати появился безымянный донос о том, что новгородцы замышляют измену и намереваются “отдасться под власть Литовского княжества”.

В конце 1568г. Иван Грозный с сыном Иваном возглавил карательную экспедицию в Новгород. Втайне подготовленный поход 15 - тысячного опричного войска по родной земле был отмечен проявлением крайней жестокости царя и бессмысленным кровавым и разбойным разгулом его слуг- опричников. Были разграблены Клин ,Тверь и Торжок. В самом Новгороде безудержная расправа над горожанами продолжалась 40 дней. За это время из церквей и монастырей были изъяты все ценности, опричники избивали и грабили всех подряд, не разбирая правых и виноватых. Потом царь направился в Псков. Псковичам посчастливилось избежать погрома , но не казней. Царь ушел из Пскова, прихватив церковную казну . Новгородско- псковский поход Грозного нанес большой урон наиболее развитым районам России и этим ухудшил ее экономическое и военное положение. Самые скромные подсчеты числа казненых в
Новгороде говорят о 2-х - 3-х тысячах жертв.

Многие знатные новгородцы были под стражей отправлены в Александрову слободу. 5 месяцев велось следствие, результаты которого стали известны летом 1570г., и неожиданно в число обвиняемых по делу о “новгородской измене” попали многие из руководителей самих опричников. Жестокой казни подверглись фактически глава опричнины Алексей Данилович Басманов и его сын
Федор, любимец царя и др. Тогда в течение нескольких дней было казнено свыше 100 человек .

В годы опричнины и Ливонской войны положение главных производителей страны крестьян - еще больше ухудшилось : возросла не только барщина , но наряду с ней увеличился и оброк. Иначе и быть не могло! Опричная дубина , ударяя одним концом по вельможной знати , еще сильнее ударила по крестьянину и посадскому чеговеку, причинив им неисчислимые беды.

В конечном счете опричнина ликвидировала политическую раздробленность, но вызвала в стране еще большее обострение противоречий. В 1572 г. Иван
Грозный отменил опричнину и даже запретил под страхам наказания кнутом упоминать это ненавистное в народе слово. Опричные и земские территории , опричные и земские войска, опричные и земские служилые люди были объединены , восстановилось единство Боярской думы. Некоторые земские получили назад свои конфискованные вотчины. Но казни продолжались и после опричнины.

Целая эпоха кровавых казней, которым русское общество подвергалось в период опричнены, является карой несоответственно тяжкой. Ведь умели же дед и отец Иоанна IV управлять державой без всяких массовых репрессий. А их внук и сын использовал опричные порядки в качестве боевого топора, обрушившегося на головы виновных и невинных порой без суда и следствия.

Опричнина оказалась страшной аномалией в жизни страны, зловеща переплетя новое со старым . Политика укрепления центральной власти проводилась в весьма архаичной форме , и нередко под лозунгом возврата к старине: ликвидация последних удельных владений сопровождалась созданием нового , государева удела - опричнины и системы дублирующих друг друга приказов и дум, что повлекло за собой обособление земщины. Безудержное стремление Грозного к усилению личной власти и его варварские методы борьбы с политическими противниками накладывали на все мероприятия опричных лет ужасающий отпечаток деспотизма.

-----------------------
[1] С.М.Соловьев “Сочинения . История России с древнейших времен .“ Книга
3. Том 6 .Глава 4. стр.509
[2] И.А.Заичкин, И.Н.Почкаев “Русская история (популярный очерк)”, стр.302
[3] С.М.Соловьев “Сочинения.История России с древнейших времен .“Книга 3.
Том 6 .Глава 4. стр.511
[4] C.Г. Пушкарев “ Обзор русской истории”, стр. 153
[5] С.М.Соловьев “Сочинения.История России с древнейших времен .”Книга 3.
Том 6 .Глава 4. стр.529
[6] В.О.Ключевский “ СОЧИНЕНИЯ В ДЕВЯТИ ТОМАХ (Курс русской истории, часть
2”,стр. 169 (лекция 19)

Рефетека ру refoteka@gmail.com