В период республики организация
власти была достаточно проста и некоторое время отвечала усло-
виям, какие были в Риме ко времени возникновения государства.
На протяжении последующих пяти веков существования респуб-
лики размеры государства значительно увеличились. Но это почти
не отразилось на структуре высших органов государства, по-преж-
нему находившихся в Риме и осуществлявших централизованное
управление громадными территориями. Естественно, что такое по-
ложение снижало эффективность управления и стало со временем
одной из причин падения республиканского строя.
В отличие от рабовладельческой демократии в Афинах, в Рим-
ской республике сочетались аристократические и демократиче-
ские черты, при существенном преобладании первых, обеспечи-
вавших привилегированное положение знатной богатой верхушки
рабовладельцев. Это отразилось в полномочиях и взаимоотноше-
ниях высших государственных органов. Ими являлись народные
собрания, сенат и магистратуры. Хотя народные собрания счита-
лись органами власти римского народа и были олицетворением
свойственной полису демократии, не они преимущественно управ-
ляли государством. Это делали сенат и магистраты - органы ре-
альной власти нобилитета.
В Римской республике существовали три вида народных со-
браний - центуриатные, трибутные и куриатные.
Главную роль играпи центуриатные собрания, обеспечивав-
шие благодаря своей структуре и порядку принятие решений пре-
обладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев.
Правда, их структура с середины ||| в. до н.э. с расширением пре-
делов государства и увеличениеж числа свободных изменилась не
в их пользу: каждый из пяти разрядов имущих граждан стал вы-
ставлять равное количество центурий - по 70, а общее число
центурий было доведено до 373. Но преобладание аристократии и
богатства все же сохранилось, так как в центуриях высших разря-
дов было гораздо меньше граждан, чем в центуриях низших разря-
дов, а неимущие пролетарии, чья численность,значительно возрос-
ла, по-прежнему составляли только одну центурию.
В компетенцию центуриатного собрания входило принятие
законов, избрание высших должностных лиц республики (консу-
лов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб
на приговоры к смертной казни.
Второй вид народных собраний представляли трибутные со-
брания,которые в зависимости от состава жителей триб, участво-
вавших в них, делились на плебейские и патрицианско-плебей-
ские. Поначалу их компетенция была ограниченной. Они избирали
низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматрива-
ли жалобы на приговорь~ о взыскании штрафа, Плебейские собра-
ния, кроме того, избирали плебейского трибуна, а с 111 в. до н.э. они
получили и право принятия законов, что привело к росту их зна-
чения в политической жизни Рима. Но вместе с тем в результате
увеличения к этому времени числа сельских триб до 31 (с сохра-
нившимися 4 городскими трибами всего стало 35 триб) жителям
отдаленных триб стало затруднительно являться в собрания, что
позволило богатым римлянам усилить свои позиции в этих собра-
Куриатные собрания после реформ Сервия Туллия потеряли
былое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц,
избранных другими собраниями, и в конце концов были заменены
собранием тридцати представителей курии - ликторов.
Народные собрания в Риме созывались по усмотрению выс-
ших должностных лиц, которые могли и прервать собрание, и пе-
ренести его на другой день. Они же председательствовали в собра-
нии и объявляли вопросы, подлежащие решению. Участники со-
брания не могли изменять внесенные предложения. Голосование по
ним было открытым и только в конце республиканского периода
было введено тайное голосование (участникам собрания раздава-
лись специальные таблицы для голосования). Важную, чаще всего
определяющую роль играло то обстоятельство, что решения цен-
туриатного собрания о принятии законов и избрании должностных
лиц в первый век существования республики подлежали утвер-
ждению сенатом, но и затем, когда в 111 в. до н.э. 'это правило было
отменено, сенат получил право предварительного рассмотрения
вопросов, выносимых в собрание, что позволяло ему фактически
направлять деятельность собрания.
Важную роль в государственном механизме Римской респуб-
лики играл сенат. Сенаторы (вначале их было 300, по числу патри-
цианских родов, а в 1 в. до н.э. число сенаторов было увеличено
сначала до 600, а затем до 900) не избирались. Специальные долж-
ностные лица - цензоры, распределявшие граждан по центуриям
и тр~бам, раз в пять лет составляли списки сенаторов из предста-
вителей знатных и богатых семей, уже занимавших, как правило,
высшие государственные должности. Это делало сенат органом вер-
хушки рабовладельцев, фактически независимым от воли боль-
шинства свободных граждан.
Формально сенат был совещательным органом, и его поста-
новления назывались сенатус-консульты. Но компетенция сената
была обширной. Он, как указывалось, контролировал законодатель-
ную деятельность центуриатных (а затем и плебейских) собраний,
утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассмат-
ривая (и отвергая) законопроекты. Точно таким же образом кон-
тролировалось иабрание народными собраниями должностных лиц
(вначале утверждением избранных, а впоследствии - кандидатур).
Большую роль играло то обстоятельство, что в распоряжении се-
ната находилась казна государства. Он устанавливал налоги и оп-
ределял необходимые финансовые расходы. К компетенции сената
относились постановленйя по общественной безопасности, благоус-
тройству и религиозному культу. Важное значение имели внешне-
политические полномочия сената. Если войну объявляло центури- .
атное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе ут-
верждал сенат. Он же разрешал набор в армию и распределял
легионы между командующими армиями. Наконец, в чрезвычайных
обстоятельствах (опасная война, мощное восстание рабов и т.п.)
сенат мог принять решение об установлении диктатуры.
Магистратурами в Риме именовались государственные долж-
ности. Как и в Древних Афинах, в Риме сложились определенные
принципы замещения магистратур. Такими принципами были вы-
борность, срочность, коллегиальность, безвозмездность и ответст-
венность.
Все магистраты (кроме диктатора) избирались центуриатны-
ми или трибутными собраниями на один год. Это правило не рас-
пространялось на диктаторов, срок полномочий которых не мог
превышать шести месяцев. Кроме того, полномочия консула, ко-
мандовавшего армией, в случае незакончившейся военной кампа-
нии могли быть продлены сенатом. Как и в Афинах, все магистра-
туры были коллегиальными - на одну должность избералось
несколько человек (диктатор назначался один).Но специфика кол-
легиальности в Риме заключалась в том, что каждый магистрат
имел право самостоятельно принимать решение. Это решение мог-
ло быть отменено его коллегой (право интерцессии). Вознагражде-
ния магистраты не получали, что, естественно, закрывало путь к
магистратурам (а затем и в сенат) малоимущим и неимущим. В то
же время магистратуры, особенно в конце республиканского пе-
риода, стали источником. значительных доходов. Магистраты (за
исключением диктатора, цензора и плебейского трибуна) по исте-
чении срока их полномочий могли быть привлечены к ответствен-
ности народным собранием, избравшим их.
Необходимо отметить и еще одно существенное отличие рим-
ской магистратуры - иерархию должностей (право вышестоящего
магистрата отменить решение нижестоящего).
Власть магистратов подразделялась на высшую (~гпрепыт) и
общую (ро1ея1ая). В ~трепыт включались высшая военная власть и
право заключать перемирие, право созывать сенат и народные
собрания и председательствовать в них, право издавать приказы и
принуждать к их испоЬнению, право суда и назначения наказания.
Эта власть принадлежала диктатору, консулам и преторам. Дик-
татор имел "высочайший империум" (яыттпыт )трепыт), вклю-
чавший право приговаривать к смертной казни, не подлежащее
обжалованию. Консулу принадлежал большой империум (тпа]ыя
~трегШт) - право выносить смертный приговор, который мог
быть обжалован в центуриатном собрании, если он был вынесен в
городе Риме, и не подлежал обжалованию, если был вынесен за
пределами города. У претора был ограниченный империум (ипре-
пцтп пипця) - без права приговаривать к смертной казни.
Власть ро1ез1ая принадлежала всем магистратам и включала
в себя правр отдавать распоряжения и налагать штрафы за их
невыполнение.
Магистратуры делились на ординарные (обычные) и экстра-
ординарные, (чрезвычаййые). К ординарным магистратурам отно-
сились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов
И Д~.
Консулы (в Риме избирались два консула) были высшими ма-
гистратами и возглавляли всю систему магистратур. Особенно су-
щественными были военные полномочия консулов: набор в армию
и командование ею, назначение военачальников, право заключать
перемирие и распоряжаться военной добычей. Преторы появились
в середине 1Ч в. до н.э. в качестве помощников консулов. В силу
того, что последние, командуя армиями, часто отсутствовали в Риме,
к преторам перешло управление городом и, что особенно важно,
руководство судопроизводством, позволявшее в силу имевшегося
у них империума издавать общеобязательные постановления и тем
самым создавать новые нормы права. Вначале избирался один пре-
тор, затем два, один из которых рассматривал дела римских граж-
дан (городской претор), а другой - дела с участием иностранцев
(претор перегринов). Постепенно число преторов увеличилось до
восьми.
Два цензора избирались раз в пять лет для составления спи-
сков римских граждан, распределения их по трибам и разрядам и
для составления списка сенаторов. Кроме того, к их компетенции
относилось наблюдение за нравственностью и издание соответст-
вующих эдиктов. Квесторы, бывшие сначала помощниками консу-
лов без специальной компетенции, со временем стали ведать (под
контролем сената) финансовыми расходами и расследованием не-
которых уголовных дел. Число их, соответственно, росло и к концу
республики достигло двадцати. Эдилы (их было два) наблюдали за
общественным порядком в городе, торговлей на рынке, организо-
вывали празднества и зрелища.
Коллегии "двадцати шести мужей" состояли из двадцати шести
человек, входивших в пять коллегий, ведавших надзором за тюрь-
мами, чеканкой монеты, очисткой дорог и некоторыми судебными
делами.
Особое место среди магйстров занимали плебейские трибуны.
Их право че1о играло большую роль в период завершения борьбы
плебеев за равноправие. Затем, по мере увеличения роли сената,
активность плебейских трибунов пошла на убыль, а попытка Гая
Гракха во 11 в. до н.э. усилить ее окончилась крахом.
Экстраординарные магистратуры создавались только в чрез-
вычайных, грозящих особой опасностью Римскому государству об-
стоятельствах - тяжелая война, большое восстание рабов, серьез-
ные внутренние беспорядки. Диктатор назначался по предложению
сената одним из консулов. Он обладал неограниченной властью,
которой подчинялись все магистраты. Право че1о плебейского три-
буна на него не действовало, распоряжения диктатора не подлежа-
ли обжалованию, и за свои действия он не нес ответственности.
Правда, в первые века существования республики диктатуры вво-
дились не только в чрезвычайных обстоятельствах, а для решения
конкретных задач и полномочия диктатора ограничивались рамка-
ми этой задачи. За ее пределами действовали ординарные магист-
ратуры. В период расцвета республики к диктатуре почти не при-
бегали.
Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев.
Вместе с тем в период кризиса республики это правило было
нарушено и появились даже пожизненные диктатуры (диктатура
Суллы "для издания законов и устройства государства").
К экстраординарным магистратурам могут быть отнесены и
комиссии децемвиров, образованные в период одного из подъемов
борьбы плебеев за свои права для подготовки Законов Х11 таблиц,
созданных в 450 - 451 гг. до н.э.