ЯРОСЛАВ (Георгий, Юрий) Владимирович МУДРЫЙ (около 980 ? — 20 февраля 1054
?), великий князь киевский (с 1019).
Происхождение. Семья
Сын великого киевского князя Владимира IСвятославича и полоцкой княжны
Рогнеды. Женат на дочери шведского конунга Олава, Ингигерде. Поскольку в
древнерусских источниках упоминаются два имени жены Ярослава — Ирина и
Анна, есть основания считать, что либо Ингигерда, получившая при крещении
имя Ирины, была одной из жен Ярослава, либо Ирина-Ингигерда перед смертью
постриглась в монахини, приняв иноческое имя Анна (под этим именем она
канонизирована Русской православной церковью как первая княгиня, принявшая
постриг перед смертью).
Первый период жизни Ярослава Мудрого связан с борьбой за киевский престол.
По достижении Ярославом зрелого возраста отец посадил его ростовским
князем, а около 1013 после смерти Вышеслава (старшего сына Владимира
Святославича) Ярослав становится новгородским
князем. В 1014 отказ Ярослава платить дань Киеву вызвал гнев отца и повлек
за собой приказ готовиться к походу на Новгород. Но 15 июля 1015 Владимир
Святославич скоропостижно скончался, не успев осуществить свой план.
Борьба с братьями
По версии событий, нашедшей отражение в «Повести временных лет», киевский
престол захватил туровский князь Святополк I Окаянный, сводный брат
Ярослава Владимировича. Желая устранить возможных соперников, Святополк
убивает братьев, князей ростовского Бориса, муромского Глеба древлянского
Святослава; пытается убить и Ярослава, но его вовремя предупреждает об
опасности сестра Предслава. По другой версии, в крови братьев был повинен
не Святополк, а Ярослав, что подтверждается
некоторыми западноевропейскими источниками. Заручившись поддержкой
новгородцев, Ярослав в декабре 1015 в битве под Любечем одерживает победу
над Святополком и захватывает Киев.
Но Святополк не смирился с поражением, и в 1018 он вместе со своим тестем,
польским королем Болеславом Храбрым, вторгся в пределы Руси. На этот раз
удача сопутствовала Святополку, который сумел нанести поражение Ярославу в
сражении при Буге и отбить Киев. Ярослав бежал в Новгород, откуда
намеревался отправиться в Скандинавию. Но новгородцы порубили княжеские
ладьи и вынудили Ярослава продолжить борьбу. В битве на Альте в 1018
Святополк потерпел сокрушительное поражение, и Ярослав вновь занял Киев.
После победы над Святополком Ярослав начал борьбу с другим своим братом
тмутараканским князем Мстиславом, также предъявлявшим права на киевский
престол. В сражении под Лиственом в 1024 победа была на стороне Мстислава,
но он разрешил Ярославу княжить в Киеве. Все же Ярослав не решился принять
предложение брата и продолжал оставаться в Новгороде, направив в Киев своих
посадников. В 1025 по заключенному у Городца мирному договору Ярослав
получил Русскую землю на запад от Днепра, с центром в Киеве, а Мстислав —
восточную часть, с Черниговом. Лишь после смерти Мстислава в 1035 Ярослав
становится «самовластцем» на Руси.
Ярослав-просветитель
После Лиственской битвы деятельность Ярослава в основном связана с
просветительством и христианизацией Руси. Возможно, одной из причин отказа
Ярослава от привычной для князя военной деятельности стала тяжелая травма,
полученная им во время борьбы с братьями: обследование останков Ярослава
показало, что у него была перерублена нога, из-за чего князь должен был
сильно хромать и в конце жизни вряд ли мог обходиться без посторонней
помощи.
В 1036-37 по его приказу были построены мощные крепостные укрепления
(«город Ярослава»), Золотые ворота с надвратной церковью Благовещения, храм
св. Софии, а также основаны монастыри св. Георгия и Ирины. Прообразами этих
построек были архитектурные сооружения Константинополя и Иерусалима; они
призваны были символизировать перемещение в Киев центра православного мира.
Завершение строительства совпало с созданием «Слова о Законе и Благодати»,
которое было произнесено 25 марта 1038. Тогда же была написана первая
русская летопись — т. н. Древнейший свод. В «Повести временных лет»
содержится похвальный отзыв о просветительской деятельности Ярослава. По
свидетельству летописи, князь позаботился о переводе на русский язык многих
греческих книг, которые составили основу библиотеки, созданной им в храме
Софии Киевской. Ярославу приписывается также составление первого русского
законодательного акта «Русской Правды».
После Лиственской битвы деятельность Ярослава в основном связана с
просветительством и христианизацией Руси. Возможно, одной из причин отказа
Ярослава от привычной для князя военной деятельности стала тяжелая травма,
полученная им во время борьбы с братьями: обследование останков Ярослава
показало, что у него была перерублена нога, из-за чего князь должен был
сильно хромать и в конце жизни вряд ли мог обходиться без посторонней
помощи.
В 1036-37 по его приказу были построены мощные крепостные укрепления
(«город Ярослава»), Золотые ворота с надвратной церковью Благовещения, храм
св. Софии, а также основаны монастыри св. Георгия и Ирины. Прообразами этих
построек были архитектурные сооружения Константинополя и Иерусалима; они
призваны были символизировать перемещение в Киев центра православного мира.
Завершение строительства совпало с созданием «Слова о Законе и Благодати»,
которое было произнесено 25 марта 1038. Тогда же была написана первая
русская летопись — т. н. Древнейший свод. В «Повести временных лет»
содержится похвальный отзыв о просветительской деятельности Ярослава. По
свидетельству летописи, князь позаботился о переводе на русский язык многих
греческих книг, которые составили основу библиотеки, созданной им в храме
Софии Киевской. Ярославу приписывается также составление первого русского
законодательного акта «Русской Правды».
Внешняя политика Ярослава в последние годы жизни
В области внешней политики Ярослав добивался укрепления международного
авторитета Древнерусского государства. По его инициативе новгородский князь
Владимир I Ярославич 1043 предпринял последний крупный поход Руси на
Византию, однако закончившийся неудачей. Около 1050 в Киеве был поставлен
первый митрополит из русских — Иларион, отстаивавший независимость русской
епархии от Константинополя. Кроме того, многие дети Ярослава были связаны
семейными узами с представителями правящих династий Центр. и Зап. Европы.
Летописные данные по поводу смерти Ярослава противоречивы; считается, что
он скончался 20 февраля 1054, однако, многие исследователи называют иные
даты. Перед смертью Ярослав завещал киевский престол старшему из оставшихся
в живых сыновей, новгородскому князю Изяславу, наказывая сыновьям жить в
мире.
Прозвище «Мудрый» закрепилось за Ярославом в официальной российской
историографии лишь во второй половине 19 века.
Литература:
Ильин Н. Н. Летописная статья 6523 года и ее источники: Опыт анализа. М.:
Изд-во АН СССР, 1957.
Янин В. Л. Таинственный XI век // Знание-сила. 1969. №3.
Костомаров Н. И. Великий князь Ярослав Владимирович // Костомаров Н. И.
Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М. Книга, 1990.
Кн. 1. С. 9-21.
Филист Г. М. История «преступлений» Святополка Окаянного. Минск, 1990.
-----------------------
ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ (ок. 980?-1054?), великий князь киевский (1019). Сын
Владимира I Святославича. Изгнал Святополка I Окаянного, боролся с братом
Мстиславом, разделил с ним государство (1025), в 1035 вновь объединил его. Рядом побед обезопасил южные и западные границы Руси. Установил династические связи с многими странами Европы. При нем составлена Русская правда.