Роден Рене Франсуа Огюст
(1840 – 1917)
Роден Рене Франсуа Огюст – французский скульптор. Учился в Парижской школе
изящных искусств, пользовался советами Ж. Б. Карпо и А. Л. Бари, испытывая
влияние пластики Микеланджело и Донателло. Роден работал в Париже и Мёдоне;
посетил Бельгию (1871- 1877) и Италию (1875). Уже ранними работами Родена
(''Человек со сломанным носом'', бронза, 1864, Лувр, Париж; ''Бронзовый
век'', гипс, 1876, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; ''Иоанн
Креститель'', бронза, 1878, музей Родена, Париж) присущи смелость образных
и пластических исканий, философская глубина замысла, жизненность в передаче
сложных движений, энергичная моделировка объёмов. В 1884-1888 Роден создал
для города Кале скульптурную группу ''Граждане Кале'' (бронза; установлена
в 1895), суровое героико-драматическое звучание которой, сложная
эмоциональная атмосфера и ощущение внутренней напряжённости героев
воссозданы с помощью беспокойного ритма композиции, контрастов статичных и
динамичных фигур, материальной весомости пластических масс, экспрессии поз
и жестов.
С 1880 и до конца жизни Роден работал над горельефной композицией ''Врата
ада'', символически воплощавшей мир человеческих страстей и навеянной
''Божественной комедией''. Данте, библейскими и мифологическими мотивами,
поэзией Ф. Вийона и современных Родену французских авторов. Отдельные темы
этой композиции Роден разрабатывал как самостоятельные произведения
(острогротескная фигура ''Та, которая была прекрасной Ольмер'', 1885;
пронизанная ярким эмоциональным порывом группа ''Поцелуй'', 1886;
исполненная пластической мощи, драматизма и духовного величия статую
''Мыслитель'', 1888; многочисленные варианты в бронзе и мраморе – в музее
Родена, Лувре (Париж), Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург),
Государственном музее изобразительных искусств (Москва) и других
собраниях). С середины 1880-х годов в творчестве скульптора всё более
нарастает тяготение к усложнённым символическим образам, к выявлению всей
гаммы человеческих эмоций – от ясной гармонии и мягкого лиризма до мрачного
самоуглубления и полного отчаяния. Его произведения приобретают эскизный,
внешне как бы незаконченный характер, контрастнее становится игра света и
тени, моделировка текучих форм – подчёркнуто живописной. Эти приёмы
позволили Родену, одному из основоположников импрессионизма в скульптуре,
создавать впечатление мучительного рождения формы из стихийной, амфорной
материи. Вместе с тем он всегда сохранял пластическую определённость форм
придавал особое их фактурной осязаемости как важному средству заострения
скульптурного образа (памятник О. Бальзаку на бульваре Распай в Париже,
бронза, 1893-1897; установлен в 1939). Острота и цельность передачи
характера человека, его внутреннего мира свойственны портретным бюстам
Родена (портрет В. Гюго, мрамор, Государственный музей изобразительных
искусств, Москва). Творчество Родена дало мощные импульсы художественным
исканиям многих, различных по направленности мастеров скульптуры XX века и
в первую очередь его учеников – Э. А. Бурделя, А. Майоля, Ш. Деспьо, А. С.
Голубкиной.