Митрополит Киприан (1390-1406 годы)
Поставленный митрополитом русским ещё в 1375году, т. е. Уже 15 лет
назад (с 1390 года), митр. Киприан провёл почти всё это время вне Москвы.
Но ему суждено было прослужить ещё 16 лет (до 1406 года) уже в прочном
положении московского митрополита. Своей выдающейся разносторонней
деятельностью в духе возвеличения Москвы и русской церкви, он вошёл в серию
её святителей, прославленных и канонизованных. Память его празднуется 16
сентября.
Митр. Киприан прибыл в Москву через Киев в начале 1390 года. Вступив в
союз с московским князем, митр. Киприан, как и его предшественники,
намеренно или ненамеренно своей иерархической деятельностью содействовал
Москве в её собирании земли русской. Такова, например, его борьба (хотя и
неудачная) с Новгородом из-за месячного суда.
В борьбе новгородцев с московскими митрополитами по церковным вопросам
всегда сказывались мотивы политические. Время церковной смуты давало
благоприятные условия для выражения сепаратистских стремлений новгородцев в
церковной сфере. И вот, в 1385 году все духовные и мирские люди Новгорода
единодушно постановили на вече и целовали крест в том, чтобы впредь им не
являться на суд в Москву к митрополиту, и не давать ему месячного суда в
Новгороде, а судиться окончательно у своего владыки. Здесь разумелся суд
апелляционный, который митрополиты производили в Новгороде или сами лично,
или через своих уполномоченных каждые три года на четвёртый в течение
одного месяца. В то время иметь право на суд значило иметь право на
получение судебных пошлин. Суд апелляционный оплачивался двойными пошлинами
и поэтому был вдвойне дорог для митрополитов. За сам приезд в Новгород
митрополиты брали поголовную дань со всего духовенства епархии, известную
под именем «подъезда»; дань эта взималась даже в том случае, если
митрополиты не сами приезжали для месячного суда. Содержание митрополиту и
его свите во время суда также полагалось за счёт новгородцев и было подобно
современным «командировочным» настолько богатым, что превращалось в особую
кормовую дань, превышавшую действительные потребности месячного содержания.
Отсюда понятна потребность в возникшем споре с той и другой стороны.
Устроившись в Москве, новый митрополит сам отправился в Новгород в феврале 1392 года. Там встретили его с честью и торжеством. Митрополит отслужил три парадных литургии, но когда по окончании третьей в Софийском соборе, он с амвона с крестом в руке попросил новгородцев дать ему суд по старине, то все они в один голос отвечали: «господине! О суду есмя крест целовали и грамоту списали промежи себя крестную, что к митрополиту не зватися». Все просьбы митрополита остались напрасными, и он на третий день уехал в Москву, наложив отлучение на всех новгородцев во главе с архиепископом.
Митрополит Киприан, как проведший первые 15 лет своего управления русской церковью в Литве, не был узким москвичом в своей церковной политике и не забывал своих юго-западных епархий. После занятия всероссийской кафедры, он дважды уезжал из Москвы в Литовскую Русь (в 1396 и 1404 годах) и оба раза оставался там приблизительно по полтора года. В Литве к этому времени судьба православной веры изменилась в худшую сторону…
1386 год – брак литовского князя Ягайло с польской королевой Ядвигой.
Этот брак соединил Польшу и Литву под одной короной. Польша – католичество.
Митр. Киприан не вступил в столкновения с новыми веяниями и старался
поддерживать с Ягайло дружеские отношения. Ягайло, сделавшись королём
польским, под влиянием латинского духовенства, сразу же занялся мыслью об
объединении своих православных литовских подданных с подданными королевства
польского и завёл об этом разговор с митр. Киприаном в первый же его
литовский визит в 1396 году. В то время думали об унии не столь уродливой и
насильственной, какая была принята в последствии. Надеялись ещё устроить
дело со всей восточной церковностью в лице константинопольского патриарха.
В таком смысле и был предложен план унии митр. Киприану. Последний, как
натурализовавшийся грек, охотно принял его к сердцу потому, что тогдашние
греки горячо мечтали о соединении церквей, как единственном средстве
привлечь силы европейских государей для спасения погибающей византийской
империи, и, нужно заметить, хотели верить в возможность действительного
воссоединения, а не беспрекословного подчинения папе. Король и митрополит
вступили в переговоры с Константинополем. В следующем же году патриарх
ответил тому и другому посланиями. Королю он отвечал: «ты пишешь о
соединении церквей: и мы усердно желаем этого, только это не есть дело
настоящего времени, потому что у нас идёт война с нечестивыми (турками),
пути нам заперты, дела наши находятся в стеснённом положении; при таких
обстоятельствах возможно ли, чтобы пошёл кто-нибудь от нас на составление
там (на Руси) собора? Если бог пошлёт мир, и пути станут свободными, мы
готовы к этому и по собственноручному побуждению. А, чтобы это случилось,
усердно просим твоё благородие соединиться с благороднейшим королём
венгерским и выступить с твоим войском на сокрушение нечестивых; тогда, по
освобождении путей, удобно может и состояться и соединение церквей, как
желает этого твоё благородие, и как желаем этого мы». В послании к митр.
Киприану также просит его привлечь короля Ягайло к помощи грекам. Реальных
последствий эта переписка не имела.
Митрополит Киприан, довольный объединением в своём лице обеих половин
русской митрополии – московской и литовской, имел все желания воссоединить
с ними и остальную юго-западную часть русской церкви – митрополию Галицкую,
которой управлял Антоний, поставленный благодаря стараниям польского короля
Казимира в 1371 году. Смерть Антония (в 1391-2 годах) приблизительно
совпала с окончательным утверждением Киприана на кафедре русской
митрополии, и Киприан нашёл в ней повод простереть своё влияние на дела
небольшой митрополии Галицкой. При учреждении этой митрополии во власти
польского короля, кроме Галичины находилась часть Волыни. Поэтому, помимо
епархии Галицкой и Перемышльской, Галицкому митрополиту подчинялись также и
епархии Холмская и Владимирская. Ко времени митр. Киприана Волынь
подчинялась уже Литве, хотя и соединённой с Польшей, и пределы Галицкой
митрополии ограничивались двумя первыми епископиями. Когда умер митр.
Антоний, то, с согласия короля Ягайла, управление делами Галицкой
митрополии захватил в свои руки соседний Луцкий епископ Иоанн, подчинённый
ведению митр. Киприана. Опираясь на своего коронованного покровителя,
смелый и властолюбивый Иоанн не только без благословения патриарха
распоряжался Галицкой митрополией, но, продолжая оставаться в то же время
Луцким епархиальным епископом, отважился каким-то образом очень грубо
нарушить права смежного с ним по епархии Владимирского епископа. Митр.
Киприан, как верховный начальник и Луцкой и Владимирской епархии,
воспользовался этим случаем, чтобы сместить самозваного управителя
митрополии. Он делал о нём доклад патриарху. Между тем Иоанн, заручившись
рекомендацией Ягайла, отправился в КПль в 1393 году за посвящением в
митрополичий сан. Но здесь его озадачили предстоящим ему предварительным
разбирательством по делу с Владимирским епископом, который также должен был
вскоре прибыть в КПль. Предчувствуя неблагоприятный для себя оборот дела,
Иоанн, не долго думая, решил бежать из КПля и «сел на корабль, готовый к
отплытию». Напрасно патриаршие послы хотели задержать его до соборных
рассуждений. Иоанн отвечал им: «Галич дан мне королём, который есть местный
государь и властитель, мне не доставало только благословения патриарха, но
я получил его и больше ни в чём не нуждаюсь: что мне делать на соборе?
пойду в Галич, в свою церковь». В трудных обстоятельствах Иоанн, как видно,
хватался за соломинку и сознательно лгал, придавая какое-то особенное
значение простому благословению патриарха, полученному им наряду с другими
членами своей свиты при первом представлении. Этим ничтожным аргументом он
хотел обеспечить за собой митрополию в надежде, конечно, на силу
расположенного к нему короля. Патриарх за такое самовольство предал
епископа отлучению, о чём написал Ягайлу и Киприану. Первому патриарх
писал, что он посылает для управления митрополией своего экзарха,
Виелеемского архиепископа Михаила, но может простить и поставить
митрополитом и Иоанна, только под условием его покорности и раскаяния пред
его митрополитом. А Киприану предлагалось поставить для Луцкой епархии
другого епископа, что и было им исполнено. Несмотря на всё это, король
продолжал поддерживать Иоанна, и тот фактически управлял Галицкой
митрополией. Даже дружественное сближение с Ягайлом митрополита Киприана во
время его приезда в Литву в 1396 году не поправило дела. Король, видимо,
упорно не желал, чтобы на его собственные польские владения простиралась
власть всероссийского митрополита. А настойчивый Иоанн всё ещё не
отчаивался стать настоящим митрополитом. Сохранилась от 1398 года его
обязательственная грамота королю, в которой он обещается дать королю двести
русских гривен и тридцать коней, если тот поможет ему поставиться на
митрополию, разумеется властью КПльского патриарха. Таким образом митр.
Киприану почти до самой своей смерти (в 1406 году) не удалось столкнуть
Иоанна и вообще не удалось подчинить своей власти митрополию Галицкую. Ему
в этом препятствовал и сам патриарх. Киприан пытался было присоединить к
себе епископию Перемышльскую, но получил за это у патриарха выговор. По
соизволению КПльской патриархии Галичина была воссоединена с митрополией
всея Руси, и, таким образом, единство русской митрополии, после столетнего
перерыва, было восстановлено только при приемнике Киприана – Фотие.