На трех холмах
Среди державы,
Своей историей богат,
Стоит Владимир златоглавый,
Москвы-столицы старший брат.
В самом сердце России, в центре ее европейской части, в 180 километрах к северо-востоку от Москвы, на высоком холмистом левом берегу реки Клязьмы расположен удивительный город, названный именем своего основателя — Владимир.
Владимир — один из древнейших русских городов, входит в международный туристический маршрут России «Золотое кольцо». Благодаря своему неповторимому и самобытному облику, город широко известен за пределами страны. Решением XIV сессии Комитета Всемирного наследия при ЮНЕСКО (г. Санта-Фе, США, 6-14 декабря 1992 г.) памятники белокаменного зодчества XII в. города Владимира Золотые ворота, Успенский кафедральный и Дмитриевский соборы включены в Список всемирного наследия.
Этот древний город сыграл важную роль в истории нашей страны. Владимир был в первых рядах в борьбе за создание единого русского централизованного государства. Не одно столетие он являлся стольным городом Руси, ее политическим центром.
За многовековую историю существования статус города менялся. В XII-XIII вв. Владимир — столица Владимиро-Суздальского княжества, в XIV-XV вв. — удельный город Московского княжества, в XVI-XVII вв. — город Российского государства. C 1778 г. — центр Владимирской губернии, с 1944 г. — центр Владимирской области.
На много километров над Клязьмой-рекой протянулся красавец Владимир, население которого сейчас составляет более 360 тысяч человек.
Где, кем и когда был начат Владимир? О дате основания города Владимира существуют две летописные версии. По одной из них город основал в конце X в. киевский князь Владимир Святославич, по другой — в 1108 г. великий киевский князь Владимир Мономах. В результате длительных исследований город считается основанным в 990 г. Владимиром Святославичем, прозванным Красное Солнышко. В 1991 г. Владимир официально вступил в свое второе тысячелетие.
Древний Владимир был заложен на одном из холмов как крепость для защиты Ростово-Суздальской Руси с юго-востока от набегов кочевников. Город-крепость выглядел скромным небольшим поселением. Все строения были из дерева, каменных построек не было.
К середине XII в. судьба города круто изменилась. Внук Владимира Мономаха и сын Юрия Долгорукого, князь Андрей Боголюбский, получивший Владимир себе в удел, задумал построить город заново и перенести сюда из Ростова столицу княжества. Честолюбивые и одновременно благочестивые замыслы владели князем-самовластцем: «Хощу бо сей град обновити митропольею; да будет сей град великое княжение и глава всем». Именно Андрею удалось создать город, впоследствии полтора столетия пребывавший столицей Северо-Восточной Руси, город, образ и обаяние которого оказались сильнее времени.
В 10 километрах от Владимира, в Боголюбове, в окружении земляных валов и белокаменных стен и башен создается загородная резиденция князя с роскошным белокаменным собором Рождества Богородицы и дворцом. А чуть дальше, посреди просторного луга при слиянии рек Нерли и Клязьмы, ставится великолепная церковь Покрова, вошедшая в историю мирового искусства как памятник необычайного изящества и совершенства архитектурных форм. После смерти Андрея Боголюбского в его бывшей резиденции был учрежден мужской монастырь, который недавно был возрожден.
1158-1165 гг. — период бурного строительства во Владимире. В это время на самом высоком холме сооружается златоглавый Успенский собор, классическое произведение древнерусского зодчества, послужившее в XV в. образцом при возведении одноименного храма в Московском Кремле. Пышно оформляется главный въезд в город — Золотые ворота с высокой триумфальной аркой. Выгодное географическое положение на торговых путях, богатые нивы и трудолюбие людей обогащали Владимир.
Андрей Боголюбский стремился объединить русские княжества и создать единое русское государство. Ему удается поставить в зависимость от Владимира Ростов, Суздаль, Киев, Муром, Рязань, Смоленск, Великий Новгород и другие города. Владимир становится центром русских земель, в нем проводятся общерусские съезды князей, составляется общерусская летопись.
Но политика Андрея встречала резкое сопротивление бояр. Они организовали против него заговор, и в 1174 г. он был убит в своем замке в Боголюбове. Владимирским князем становится его брат Всеволод III, прозванный за многочисленное потомство Большое Гнездо, который княжит долго — почти 40 лет. Он успешно продолжает дело своего брата Андрея Боголюбского — великое дело объединения русской земли. Правление Всеволода — это время наивысшего политического подъема Владимиро-Суздальского княжества.
При Всеволоде III город продолжает украшаться: расширяется Успенский собор, строятся Рождественский, Дмитриевский соборы и собор Княгинина монастыря. Складывается школа местных строителей: каменщиков, резчиков (по дереву, кости и камню), художников. Владимиро-Суздальское искусство имело огромное значение в развитии общерусской культуры.
В 1238 г. во время княжения второго сына Всеволода III — Юрия — Владимир был разгромлен татаро-монголами и превращен в пепелище, его защитники и жители были убиты или сожжены.
В 1252 г. великим князем владимирским становится Александр Невский, под предводительством которого русские воины одержали победу над шведами в 1240 г. и над немецкими рыцарями в 1242 г. Торжественно встречали горожане его у Золотых ворот. Александр Невский прожил во Владимире 10 лет, умелой политикой ослабляя тяготы монголо-татарского ига.
Через 30 лет после смерти Александра Невского город Владимир вновь был разорен и разрушен монголо-татарским войском под предводительством Тудана (Дюденя), но вновь поднялся из пепла. Только с приходом к великокняжескому престолу Ивана Даниловича Калиты русский народ немного отдохнул от татарских набегов. Хан Золотой Орды провозгласил его великим князем владимирским в 1328 г.. «Cел Иван Данилович на великом княжении всея Руси, и была с тех пор тишина велика на 40 лет, и перестали поганые воевать Русскую землю и убивать христиан, и отдохнули христиане от великой истомы и многой тягости и от насилия татарского, и была с тех пор тишина велика по всей Русской земле», — написано в летописи.
Но Иван Калита, став великим князем всея Руси, не поехал жить в ее столицу, в город Владимир, а остался в своей вотчине — в Москве. С этого времени Владимир только формально являлся столицей русской земли. Тон стала задавать Москва. Она восприняла от Владимира традиции единства русского народа, традиции общерусской государственности и культуры, которое в свое время Владимир воспринял от древнерусской столицы — Киева.
Москва росла очень быстро. Великие князья, получая ярлык на княжение в Орде, жить оставались в Москве, а во Владимир приезжали только «венчаться» на великое княжение в Успенском соборе.
Владимирское княжество прекратило свое существование как формальный центр объединенной Руси в 1432 г. С этого времени московские князья провозглашаются великими уже не во владимирском Успенском соборе, а в московском.
Золотые ворота.
Строительство Золотых ворот было завершено в 1164 г. Они были сооружены на западной границе древнего Владимира для оборонительных целей. Помимо этого Золотые ворота служили главным триумфальным въездом в столицу княжества. Здесь отмечали торжественный въезд на великое княжение Александра Невского и Дмитрия Донского.
Огромная арка с мощными и высокими стенами, к которым вплотную примыкали земляные валы, была увенчана надвратной церковью. Дубовые створы ворот были обиты листами золоченой меди.
Успенский кафедральный собор — еще один памятник архитектуры XII в. Первоначальный белокаменный собор был сооружен при Андрее Боголюбском в 1158-1160 гг. Собор был задуман не только как городской храм, но и как первопрестольный кафедральный собор всей Руси, который должен был заменить собой Софийский собор в Киеве. Для него было выбрано самое живописное место на берегу Клязьмы. По высоте (более 32 метров) он стал больше даже Софийских соборов Киева и Новгорода.
После пожара 1185 г., уничтожившего почти весь город, Успенский собор был значительно расширен, первоначальный храм оказался внутри нового большого пятиглавого собора. Собор был задуман как усыпальница. В северной галерее захоронены сами строители собора — князья Андрей Боголюбский и его брат Всеволод.
В 1238 г. монголо-татары, захватив Владимир, разграбили и сожгли Успенский собор. От него остались лишь голые и почерневшие от огня стены. Постепенно собор восстанавливался, оставаясь главным храмом русской земли. Здесь венчались на великое княжение владимирские, а впоследствии московские князья.
В 1408 г. из Москвы, ставшей с 1328 г. великокняжеским городом, во Владимир были посланы Андрей Рублев и Даниил Черный для росписи Успенского собора. В соборе сохранилось большое количество фресок на тему «Страшного суда». Они представляют собой огромную художественную ценность.
В настоящее время Успенский собор — действующий православный храм.
Недалеко от Успенского собора находится другой памятник архитектуры древнего Владимира — Дмитриевский собор.
Построен в 1194-1197 гг. князем Всеволодом III как дворцовый храм в честь покровителя князя Дмитрия Солунского и в связи с рождением княжеского сына Дмитрия. Не исключено, что собор был назван так в честь самого князя Всеволода, ведь при крещении его назвали Дмитрием.
При строительстве собора использована традиционная для владимирского зодчества техника белокаменной кладки. Тончайшее кружево каменной резьбы единственное в своем роде по художественному совершенству и виртуозности исполнения. Всего в скульптурном декоре храма насчитывается около полутора тысяч резных камней. Рельефные изображения сплошным орнаментом покрывают внешние стены собора. Здесь присутствуют растительные орнаменты, изображения птиц и зверей, среди которых главенствующее положение занимает лев — символ великокняжеской власти, и сложные композиции, изображающие князя Всеволода со своими сыновьями, библейского царя Давида, благословляющего все живущее на земле.
Дмитриевский собор должен был свидетельствовать о силе и богатстве великого князя владимирского Всеволода III Большое Гнездо, прославлять могущество Владимирской земли и показывать, что на Владимирской земле воцарились мир и спокойствие и все живущее и растущее радуется этому и прославляет миротворца. Отсюда и необычайно богатое украшение храма.
Белым лебедем среди заливных лугов вблизи слияния Нерли с Клязьмой стоит церковь Покрова на Нерли, расположенная в полутора километрах от Боголюбова. Летом узкая тропинка ведет туда через живописную пойму. Весной к храму пути нет: все кругом затопляется водой. Зимой все окрестности тонут в белоснежном безмолвии.
Церковь воздвигнута в 1165 г., «за одно лето», в честь победоносного завершения Андреем Боголюбским похода в Волжскую Булгарию и в память погибшего там его сына Изяслава.
По своему местоположению она служила своеобразными речными воротами в столицу Владимиро-Суздальского княжества. Здесь находилась пристань, куда приплывали посольские и купеческие корабли. В их честь в богато украшенном храме устраивались торжественные службы. Блеск и богатство должны были поразить гостей. Так князь старался показать могущество и силу своего княжества и упрочить свой авторитет среди других русских и иностранных правителей.
В отличие от Дмитриевского собора, отмеченного печатью мужественной красоты, храм Покрова на Нерли необычайно женствен и поэтичен. Это чудо, созданное руками человека.
Город известен не только своими неповторимыми памятниками архитектуры. Владимир — родной город для многих выдающихся деятелей науки и культуры.
Здесь в 1788 г. родился М. П. Лазарев, адмирал, участник экспедиции 1819-1821 гг., открывшей Антарктиду, именем которого названа одна из антарктических станций. Здесь родился и жил писатель-народник Н. Н. Златовратский (1845-1911).
С Владимиром связаны имена братьев Столетовых — генерала, командира болгарского народного ополчения в русско-турецкую войну 1877-1878 гг., графа Николая Григорьевича Столетова (1834-1912) и ученого физика Александра Григорьевича Столетова (1839-1896).
Во Владимире родились и братья Танеевы: известный общественный деятель, адвокат Владимир Иванович Танеев (1840-1921) и композитор, пианист, педагог Сергей Иванович Танеев (1856-1915).
С Владимиром связана жизнь и деятельность известных революционеров: Н. Е. Федосеева, М. В. Фрунзе, П. Постышева и других. Выдающийся мыслитель, литератор и революционный деятель XIX в. А. И. Герцен более двух лет отбывал ссылку во Владимире. Здесь он работал над повестями и диалогами на социальные темы, написал автобиографические «Записки одного молодого человека». В этом древнем городе Герцен венчался со своей будущей женой Натальей Захарьиной и провел, по его словам, самые счастливые годы своей жизни. Здесь у них родился первенец Александр, который впоследствии стал видным ученым-физиологом.
Во Владимире родились и провели юношеские годы выдающиеся русские ученые М. К. Тихонравов (1900-1974), при участии которого была создана первая советская ракета с двигателем на жидком топливе, и Н. Н. Воронин (1904-1976) — крупнейший исследователь истории и культуры древней Руси, в том числе и Владимиро-Суздальской земли, автор множества научных трудов.
Современный Владимир — административный, промышленный и культурный центр Владимирской области, узел автомобильных и железных дорог. Город растет, развивается и, как все города страны, благоустраивается, но, как бы ни изменялись его лицо, его жизнь, он не забывает своего исторического прошлого, гордится им. Центр Владимира сохраняет в целом историческую планировку.
Продукция промышленных предприятий города пользуется широкой известностью не только в нашей стране, но и за рубежом. Тракторы, высокоточные металлообрабатывающие станки, электродвигатели, автомобильные приборы: спидометры, манометры и т. д., предметы быта, винипласт и многое другое экспортируются в 82 страны мира.
Среди культурно-просветительских учреждений одно из ведущих мест принадлежит историческому музею.
Владимир — город спортивный. Хорошо известна владимирская школа спортивной гимнастики. Много чемпионов мира, Европы, Олимпийских игр воспитывались и работают здесь.
К услугам владимирцев 130 библиотек, концертный зал, драматический театр, театр хоровой музыки, кукольный театр, 7 кинотеатров и 3 больших дома культуры, планетарий и множество музеев.
Какой он, Андрей Боголюбский?
По материалам историка В. А. Татищева, основатель княжества Андрей Боголюбский «ростом был невелик, но широк и силен вельми, власы черные, кудрявые, лоб высокий, очи велики и светлы». Князь Андрей характеризуется в летописях как мудрый государственный деятель, настойчивый и энергичный в достижении намеченных целей. Особо отмечается его храбрость и мужество в походах и боях. Известно, что князь любил начинать битву впереди полков и, пренебрегая смертельной опасностью, врывался на своем коне в середину вражеского войска.
Известно ли Вам, что на Руси древнейшая из городских эмблем принадлежит Владимиру. Фигура льва, положенная в основу его герба, известна с XII в. Она была родовым знаком владимирских князей, начиная с Андрея Боголюбского.
Возможно потому, что огромные дубовые створы ворот были обиты золоченой медью. Купол надвратной церкви тоже блестел на солнце золотом. Возможно, их назвали так в память о киевских Золотых воротах, которые были построены еще Ярославом Мудрым в 1037 г. и которые также были воротами, ведущими в столицу — Киевской Руси. «В Киеве — ворота Золотые, быть воротам Золотым и здесь», — так рассказывают легенды. Киевские Золотые ворота время не пощадило, а владимирским суждено было дожить до наших дней.
Яркое представление о городе конца XIX — начала XX вв., его внешнем облике, хозяйстве, населении дает выставка «Старый Владимир», размещенная в бывшей водонапорной башне на Козловом валу. Выставка оформлена с использованием элементов театрализации, а вместо привычных кратких этикеток ее экспонаты поясняются интересными цитатами из владимирских газет и краеведческой литературы XIX в. На верхнем этаже башни оборудована смотровая площадка, откуда открывается прекрасная панорама города и заречные дали.
В XVI в. был проложен этапный путь из Москвы в Сибирь. Потом эту дорогу скорби и печали, по которой веками гнали в Сибирь непокорных людей, боровшихся против самодержавия, в народе прозовут «Владимиркой», по имени первого от Москвы крупного города, через который она пролегала. В городе для того, чтобы направляемых на каторгу размещать на ночлег и для перековывания у них кандальных цепей, построили большие тюрьмы и арестантские дома. Одну из этих тюрем потом будут называть каторжной, или «Владимирским централом».Сколько светлых умов и чистых сердец, сколько непокорных борцов с самодержавием прошли и проехали через Владимир на каторгу в Сибирь!
Где остановиться?
Гостиница «Владимир»: расположена в историческом центре города (ул. Большая Московская, 74), располагает полностью оборудованными комфортабельными 1-2-местными номерами высшей и первой категории.
ГТК «Заря»: расположен в центре города (ул. Студеная гора, 36-а). Из окон гостиницы открывается прекрасный вид на живописную долину реки Клязьма. В гостинице одновременно могут разместиться 340 человек в 1-2-3-местных номерах со всеми удобствами, номерах высшей категории (люкс, полулюкс, апартаменты). К услугам гостей сервисные службы комплекса: бар-кабаре, кафе, казино, парикмахерская, платная автостоянка, стоматологический кабинет.
Туркомплекс «Золотое кольцо»: расположен недалеко от центра города (ул. Чайковского, 27). В гостинице, располагающей только 1-2-местными и полулюкс номерами, с комфортом могут разместиться 350 человек. К услугам гостей ресторан на 120 мест с национальной русской и европейской кухней, два бара, банкетный зал, казино, бильярдная, ночной дансинг-клуб, сауна, художественный салон, парикмахерская, автостоянка.
Гостиница «Клязьма»: расположена в загородной зеленой зоне, в 3 км от центра города (Судогодское шоссе, 15), 1-2-3-местные номера с удобствами, ресторан, бар, ночная дискотека, автостоянка.
Гостевой дом «Эрлангенский дом»: расположен в центре города (ул. Большая Нижегородская, 25), 2-местные номера с удобствами, 10 мест, комната для завтраков, конференц-зал, бизнес-центр, автостоянка.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.berkovich-zametki.com