Не как исследование, но как излияние порыва чувства после исследования посвящает эти листы своим доброжелателям и друзьям в воспоминание о блаженных часах, которые пережил он с ними в общем стремлении к истине
Иоганн Готлиб Фихте
Мы до конца измерили человеческий дух, мы положили основание, на котором
может быть построена научная система как найденное изложение изначальной
системы в человеке. Мы делаем в заключение краткий обзор целого. Философия
учит нас все отыскивать в Я. Впервые через Я входят порядок и гармония в
мертвую и бесформенную массу. Единственно через человека распространяется
господство правил вокруг него до границ его наблюдения, и насколько он
продвигает дальше это последнее, тем самым продвигаются дальше порядок и
гармония. Его наблюдение указывает в бесконечном многообразии каждому свое
место, чтобы ничто не вытесняло другое, оно вносит единство в бесконечное
разнообразие. Через него держатся вместе мировые тела и становятся единым
организованным телом, через него вращаются светила по указанными путям.
Через Я утверждается огромная лестница ступеней от лишая до серафима, в нем
— система всего мира духов, и человек имеет право ожидать, что закон,
который он дает себе и этому миру, должен иметь силу для него; он имеет
право ждать его общего признания в будущем.
В Я лежит верное ручательство, что от него будут распространяться в
бесконечность порядок и гармония там, где их еще нет, что одновременно с
подвигающейся вперед культурой человека будет двигаться и культура
вселенной. Все, что теперь еще бесформенно и беспорядочно, разрешится через
человека в прекраснейший порядок, а то, что теперь уже гармонично, будет,
согласно законам, доселе еще не развитым, становиться все гармоничнее.
Человек будет вносить порядок в хаос и план в общее разрушение, через него
самое тление будет строить и смерть будет призывать к новой прекрасной
жизни.
Таков человек, если мы рассматриваем его только как наблюдающий ум; что же
он есть, если мы мыслим его как практически-деятельную способность?
Он вкладывает не только необходимый порядок в вещи, он дает им также и тот,
который он произвольно выбрал; там, где он вступает, пробуждается природа;
под его взглядом готовится она получить от него новое, более прекрасное
создание. Уже его тело есть самое одухотворенное, что только могло
образоваться из окружающей его материи; в его атмосфере воздух становится
легче, климат мягче и природа проясняется в надежде превратиться через него
в жилище и хранительницу живых существ. Человек предписывает сырому
веществу организоваться по его идеалу и предоставить ему материал, в
котором он нуждается. Для него вырастает то, что раньше было холодным и
мертвым, в питающее зерно, в освежающий плод, в оживляющую виноградную
лозу; и вещество вырастет для него во что-нибудь другое, как скоро он
предпишет ему иначе. Вокруг него облагораживаются животные, они отрешаются
под его осмысленным взглядом от своей дикости и получают более здоровую
пищу из рук своего повелителя, за которую они ему воздают добровольным
послушанием.
Более того, вокруг человека облагораживаются души; чем больше кто-либо —
человек, тем глубже и шире действует он на людей, и то, что носит истинную
печать человечности, будет всегда оценено человечеством, каждому чистому
проявлению гуманности открывается каждый человеческий дух и каждое
человеческое сердце. Вокруг высшего человека люди образуют среду, в которой
приближается больше всего к центральной точке тот, кто отличается
наибольшей гуманностью.
Человеческие души стремятся и усиливаются объединиться и образовать один
дух во многих телах. Все суть один рассудок и одна воля и участвуют, тогда
как сотрудники в великом единственно возможном плане человечества. Высший
человек с силою подъемлет свой век на более высокую ступень человечества;
оно оглядывается назад и изумляется той пропасти, через которую оно
перенеслось; десницей великана выхватывает высший человек из летописи рода
человеческого все то, что он может схватить.
Разбейте ту хижину из праха земного, в которой он живет! Он по своему
существованию, безусловно, независим от всего, что вне его; он есть только
через себя самого; и уже в хижине из праха он имеет чувство этого
существования; в моменты своего подъема, когда время и пространство, и все,
что не есть он сам, исчезает для него, когда его дух могущественно
отделяется от тела и затем опять добровольно возвращается в него, дабы
преследовать цель, которую он только через тело может выполнить. Разделите
две последние, соседние пылинки, которые теперь его окружают, он все же
будет существовать и существовать он будет, потому что он этого захочет. Он
вечен через себя самого и собственной силой.
Стесняйте, расстраивайте его планы! Вы можете задержать их, но что значит
тысяча и паки тысяча лет в летописи человечества? То же, что легкий
утренний сон при пробуждении. Высший человек пребывает и продолжает
действовать; и то, что кажется вам исчезновением, есть только расширение
его сферы; что вам кажется смертью, есть его зрелость для высшей жизни.
Краски его планов и внешние формы их могут для него исчезнуть, план же его
останется тот же; в каждый момент его существования он выхватывает и вводит
в свой круг действия что-либо но-
вое из внешней среды и не перестает выхватывать, доколь не поглотит всего в
этом круге, доколь вся материя не будет носить печати его действия и все
духи не образуют единый дух с его духом.
Таков человек; таков каждый, кто может самому себе сказать: Я — человек. Не
должен ли он испытывать священного благоговения перед самим собой,
трепетать и содрогаться перед собственным своим величием. Таков каждый, кто
может мне сказать: Я семь. Где бы ты ни жил, ты, что носишь человеческий
образ, приближаешься ли ты к животным, под палкой погонщика сажая сахарный
тростник, или греешься ты на берегах Огненной Земли у огня, который не сам
ты зажег, пока он не погаснет и только плачешь, что он не хочет сам себя
поддерживать, являешься ли ты мне самым жалким и отвратительным злодеем,
все-таки ты — то же, что и я, ибо ты можешь сказать мне: Я есмь. Ты все же
мой товарищ, мой брат. О, я стоял, конечно, когда-то на той же ступени
человечества, на которой стоишь ты теперь, ибо это есть одна из ступеней
человечества и на этой лестнице нет скачков; быть может, я стоял на ней без
способности ясного сознания; быть может, я так быстро и торопливо над ней
поднялся, что не имел времени возвести в сознание мое состояние; но я,
разумеется, стоял некогда там, и ты будешь неизбежно там, где я теперь, и_
продолжится ли это миллионы миллион раз миллионы лет — что есть время? ты
неизбежно будешь стоять когда-нибудь на той же которой я теперь стою; ты
будешь стоять на той ступени, на которой я могу на тебя и ты на меня можешь
воздействовать. Ты также будешь когда-нибудь вовлечен в мой круг и
вовлечешь меня в твой; я признаю тебя также когда-нибудь как сотрудника в
моем великом плане. Для меня, который есмь Я — таков каждый, который есть
Я. Как же мне не содрогаться перед величием человеческого образа и перед
Божеством, которое, быть может, и в таинственном сумраке, но, однако же,
неизбежно живет в храме, носящем печать этого образа.
Земля и небо, время и пространство, и все границы чувственности исчезают
для меня при этой мысли; как же не исчезнет для меня и индивид? К нему я не
приведу вас обратно!
Все индивиды заключаются в Едином великом Единстве чистого Духа*, пусть
будет это — то последнее слово, которым я вверяю себя вашей памяти; и пусть
это будет именно та память обо мне, которой я себя вверяю.
*Даже не зная моей системы, невозможно эти мысли считать за спинозизм, если только, по крайней мере, пересмотреть ход этого рассуждения в целом. Единство чистого духа есть для меня недосягаемый идеал, последняя цель, которая никогда не будет осуществлена в действительности.