Ювелирное искусство в Казахстане в XIX - начале XX века процветало. Изделия
талантливых казахов демонстрировались на выставках России. Так, в 1896 году
в Нижнем Новгороде экспонировались замечательные браслеты из Тургайской и
Семипалатинской областей. В памяти казахского народа до сих пор живут имена
таких мастеров-ювелиров, как Мукаш и Елеш.
Имея много общего с туркменскими, каракалпакскими, киргизскими, башкирскими
и татарскими, казахские украшения в то же время чрезвычайно своеобразны и
неповторимы. В отличие от узбекских и таджикских, они более сдержанны,
крупномасштабны, но менее крупны, чем у туркмен. Для казахов, так же как и
для киргизов, главное не цвет, или не столько цвет и сложность
орнаментальных форм, сколько пластика и ритм, повторяемость орнаментальных
мотивов. Сдержанная колористическая гамма казахского и киргизского
национального женского костюма, так же как у туркмен, соответствовала
общему характеру серебреных украшений.
Особой чертой казахских ювелирных украшений являются монументальность и
почти скульптурная выразительность, сохраняемая даже в малых формах,
ритмическое чередование узора и фона, создающее ощущение
пространственности, симметрия в расположении узоров. Умение подчеркнуть
красоту и благородство металла всегда были свойственны казахским зергерам.
В орнаменте казахских украшений широко распространены элементы, стилизующие
мотивы флоры и фауны: «кошкар муйиз» (бараний рог), «курт-кулак»
(перекрестье из бараньих рогов), «жапрак-гуль» (трилистник), а также
геометрические фигуры: ромбы, треугольники, точки, кружки, S-образные
знаки.В отделке казахские ювелиры применяли драгоценные и полудрагоценные
камни, в том числе топаз, жемчуг, бриллиант, алмаз, рубин, хрусталь,
сердолик, бирюзу, перламутр, коралл. Гранение камней производили на месте
изготовления ювелирных украшений.
Чрезвычайно велико число технических приемов, которые знали и которыми
пользовались казахские мастера. Практически повсеместно в отделке изделий
применяли насечку. На предварительно очищенную напильником поверхность
предмета наносили резцом мелкую сетку углублений, а затем накладывали
тонкие пластинки серебра и вбивали их в основу. Филигранные работы
выполнялись только по просьбе богатых заказчиков. Мастера знали и хранили
секреты филиграни сквозной, накладной, бугорчатой. Из расплавленного
серебра выковывали проволоку, которую затем протягивали через отверстия
разного диаметра, пробитые в куске железа. Из проволоки выгибали нужную
форму. В сквозной (ажурной) филиграни части узоров соединялись пайкой, в
накладной и бугорчатой напаивались на металлический фон.