Реферат
Тема: Художественная культура стран западной Европы времён средневековья.
Ученика 9 «Г» класса
Средней школы № 23 г. Борисова
Марголина Ильи.
1999г.
1. Культура западноевропейских стран времён средневековья.
Франция. Интересы феодалов определяли господствующее направление в
средневековом искусстве и прежде всего в архитектуре. Со второй половины
XII столетия в Северной Франции появилась архитектура нового, так
называемого готического стиля (XII – XIV вв.). Соборы готического стиля
воздвигались главным образом в городах, т. е. На территории, ограниченной
городскими стенами. Необходимость предельной экономии места в сочетании со
стремлением к грандиозности во многом определяли конструкцию и формы
готических зданий. Характернейшей чертой готического собора являлись
столбы, состоявшие из пучка высоких и стройных колонн, на которые опирались
рёбра (невюры) стрельчатых арок, перекрещивающихся на очень большой высоте.
Всё здание, таким образом, состояло из строительных ячеек (травей)
ограниченных четырьмя внутренними пучками колонн и имевших особые,
выступавшие снаружи здания столбы (контрфорсы), которые через связующие
полуарки принимали на себя значительную часть тяжести свода. Поэтому
готические соборы в отличие от соборов романского стиля на нуждались в
тяжёлых и толстых стенах. Здания стали менее массивными. В стенах появились
огромные окна со стёклами, разукрашенными яркой живописью по стеклу
(виражи). Многочисленные статуи, каменная резьба и орнаменты с
растительными мотивами придавали готическим зданиям ещё большую
динамичность. Таковы были готические соборы в Париже, Шартре, Бурже, Бове,
Амьене, Реймсе и в других городах.
При помощи великолепных готических храмов церковь стремилась внушить
народным массам идеи о недосягаемой высоте божества, а также католической
церкви, как его представительнице на земле, и о ничтожности самого
человека. Однако готическая архитектура не может рассматриваться лишь
сточки зрения того, насколько удачно она отвечала интересам католической
церкви. Готические соборы свидетельствуют о громадном трудовом вкусе и
выдающимся художественном вкусе многочисленных поколений городских
ремесленников. Соборы свидетельствуют и о возросшем техническом мастерстве
горожан, непосредственно связанном с общим ростом производительных сил во
Франции. Уважение, которое испытывали современники по отношению к
архитекторам из ремесленных цехов, возводивших готические соборы, нашло
своё отражение и в том, что ряд имён этих архитекторов сохранился до нашего
времени и в том числе имя Виллара из Оннекура, который оставил после себя
целый альбом чертежей и рисунков, представляющих чрезвычайно большой
интерес.
Англия. В XI – XIII вв. широкое распространение в Англии получило
народное искусство жонглеров. В англо-саксонских рукописях, относящихся
ещё к Х веку, встречаются изображения жонглёров ловко подбрасывающих шары и
ножи, играющих на смычковом инструменте подобном скрипке. Жонглёры в
Англии, так же как и в других странах, являлись бродячими актёрами,
разыгрывавшими разные сценки, и в то же время фокусниками, рассказчиками и
певцами, обрабатывавшими произведения устного народного творчества и
исполнявшими их под аккомпанемент музыкальных инструментов. В этом
отношении жонглеры были преемниками англо-саксонских певцов музыкантов, так
называемых глеоманов и скопов.
Английский язык, развивавшийся постепенно из ряда мастных диалектов включил в свой состав некоторое количество французских слов и выражений, но сохранил свой грамматический строй и собственную лексическую основу. В отличие от распространенной в XII – XIII вв. в придворных кругах рыцарской, так называемой куртуазной литературы, литературы на северофранцузском или на провансальском языке, народные поэтические произведения создавались на общенародном английском языке. К числу её лучших образцов относятся исторические баллады, особенно многочисленные песни и баллады о Робин Гуде, которые восходят к XIII – XIV вв.
Высокого уровня развития достигло в XI – XIII вв. искусство оформления книг. Особенно яркими красками, богатством орнамента и тонкостью письма отличались миниатюры Винчестерской школы.
Развитие архитектуры было отмечено появлением в XI – XII вв. ряда
монументальных сооружений в романском стиле (соборы в Оксфорде, Винчестере,
Нориче и др.), из которых Оксфордский собор был построен ещё до
нормандского завоевания. Элементы готики (собор в Дареме) появились в
Англии уже в конце ХII в. Соборы в Чичестере и Линкольне, строительство
которых началось ещё в XI веке были закончены как готические постройки.
Готические сооружения в Англии отличались большей протяжённостью зданий
в глубину и меньшей высотой, чем на континенте Европы. Соборные башни
(колокольни) и башни замков занимают в английской готике более
самостоятельное место по отношению к основной части здания, чем в
готических постройках других европейских стран. Для английской готики
характерно также своеобразное пересечение стрельчатых арок сводов,
образующее декоративные, так называемые веерные узоры. Наиболее яркими
образцами английской готики XIII века являются соборы в Солсбери, Йорке,
Кентербери, Питерборо и др., а также Вестминстерское аббатство в Лондоне.
Германия. Культура Германии XII – XIII вв. не была единой и однородной.
Она отражала идеологию различных классов феодального общества. Важнейшим
памятником культуры господствующего класса в это время является
сохранившаяся в составленных в Австрии около 1200 г. списках « Песнь о
Нибелунгах ». В основе « Песни о Нибелунгах » лежит литературная обработка
народных сказаний о событиях, связанных с нашествием гуннов на Бургундское
королевство в начале V вв. Главный герой Зигфрид – знатный и
благовоспитанный рыцарь, влюбившийся в сестру бургундского короля Гунтера –
красавицу Кримхильду. В поэме важную роль играет конфликт между личными
достоинствами Зигфрида и его положением в феодальной иерархии. В целом
«Песнь о Нибелунгах» в значительно большей степени отражает быт германского
рыцарства XII в., чем бургундского племени начала V в.
Кроме «Песни о Нибелунгах», идеология рыцарства нашла своё отношение и в стихотворных романах, наиболее популярным из которых является роман немецкого поэта Готфрида Страсбургского о Тристане и Изольде, представляющей творческую переработку аналогичной темы французской рыцарской поэзии. Роман интересен тем, что Готфрид изображает в нём чисто земную любовь и тем самым стремится освободить рыцарскую поэзию от господства церковного мировоззрения.
Наряду с романом возникла и рыцарская лирическая поэзия (миннезанг). Её
представители – меннезангеры («певцы высокой любви») сами исполняли свои
произведения, которые затем заучивались наизусть остальными певцами,
переезжавшими из замка в замок. Крупнейшими творцами миннезингера в
Германии были Вальтер фон дер Фогельвейде (около 1160 – 1230), а так же
Гартман фон дер Ауэ и Вольфрам фон Эшенбах.
В XIII в. в Германии распространилась готическая архитектура. Однако
переход от романского стиля к готике совершался в Германии значительно
медленней, чем во Франции, и этим объясняется наличие большого числя
сооружений, построенных в так называемом «переходном стиле». В Германии,
как и в других странах западной Европы, был принят разработанный во Франции
тип большого двухбашенного кафедрального собора из тёсанного камня
(Кёльнский собор (середина XIII в.), и др.). Но внешний вид некоторых
других соборов в Германии, где не было достаточного количества камня,
пригодного для строительства, в употребление вошел кирпич. Строительство
церкви в Любеке положило начало так называемой «кирпичной готике», широко
распространённой в ряде северных стран Европы.
Италия. Экономическая и политическая раздробленность средневековой
Италии наложила свой отпечаток на развитие итальянской народности, и на её
культуру. В конце XII – начале XIII в. между население двух важнейших
центров Италии: Сицилийского королевства на юге и Тосканы в средней Италии
– имелись ещё большие отличия в языке и в культуре. Культурное развитие
различных районов Италии шло по-разному. Наибольшего расцвета итальянская
культура в XI – XIII вв. достигла в крупнейших городах (Флоренции, Венеции
и др.). Однако в течение длительного времени она оставалась культурой
отдельных городов-государств, не превращаясь в обще-итальянскую.
В Италии с её развитой городской жизнью, очень рано появились такие идеологические явления, которые были тесно связаны с хозяйственными с хозяйственными и политическими потребностями бюргерства и городской патрицианской верхушки. Так, уже в конце XI в. в Италии получила распространение так называемая «рецепция римского права», то есть возрождение норм римского права, регламентировавшего отношения простых товаропроизводителей между собой, и приспособление этих норм к экономике и политической жизни средневековой Италии. Раннее развитие товаро-денежных отношений, ремесла и ростовщичества в Италии, а также связанный с этим переход земельной собственности из одних рук в другие порождали заинтересованность патрициата и бюргерства в таком юридическом оформлении всевозможных сделок с движимостью и недвижимостью, которое выходило за ограниченные рамки раннефеодального право, покоившего на господстве натурального хозяйства.
Особенностью сицилийской культуры было то, что в ней скрещивались
греческие, арабские и норманские влияния. К тому же сицилийская культура
приобрела ярко выраженный аристократический отпечаток. Философы и учёные
(медики, астрологи), а также поэты и архитекторы, группировавшиеся при
сицилийском дворе Фридриха II Гогенштауфена, обслуживали главным образом
этот двор и потребности местных феодалов (баронов). Подражая во многом
провансальским трубадурам, поэты Южной Италии, писавшие на итальянском
языке создали своё литературное направление оказавшее влияние и на
североитальянскую поэзию конца XIII – начало XIV в.
Определенных успехов в XIII веке в Италии достигли географические
знания. Торговые сношения северных итальянских городов-республик со
странами Азии очень расширили географический кругозор европейцев.
Венецианец Марко Поло составил подробное описание своих путешествий по
Китаю и Северной Индии. Его путешествие, предпринятое с торговыми целями,
было совершено в 1275 – 1292 гг. через Сирию, Иран и Афганистан. В XII –
XIII вв. в Италии достигли значительного развития архитектура, живопись и
скульптура. В архитектуре Италии в XII в. большое распространение имел
романский стиль.
2. Художественная культура Византии.
В области культуры Византия вплоть до XIII в. превосходила Западную
Европу. Наиболее ярко это превосходство проявлялось в философии, где была
жива античная традиция. Ещё в XII в. в Византии была забыта
материалистическая философия Демокрита и Эпикура, хотя особенно большое
распространение имело учение Платона. Из последователей философской системы
Платона наиболее выдающимся византийским философом XII в. был Михаил Пселл.
Перу Пселла принадлежат многочисленные трактаты по философии, праву,
логике, астрономии, медицине, математике, риторике, музыке и грамматике. В
своих трудах Пселл доказывал, что философия и религия представляют
самостоятельные области познания. Несмотря на господство церковной догмы,
появился и ряд мыслителей, в учении которых ярко проявлялось свободомыслие.
Таким выдающимся мыслителем был в XI в. ученик Пселла Иоанн Итал. Он смело
выступил против церковной схоластики, а так же против использованного ею
учения Аристотеля. Церковь обвинила Иоанна Итала в ереси и подвергла его
жестоким гонениям. Философские взгляды как Пселла, так и Итала оказали
влияние на развитие западноевропейской философии. В XI в. наметился и
некоторый подъём в развитии естественных наук, особенно медицины. К этому
времени относятся медицинские трактаты Дамнастия, Стефана Магнетия и
Симеона Сета.
Изобразительное искусство и архитектура в XI – XIII вв. переживали в
Византии значительный расцвет. В архитектуре преобладал тип крестово-
купольного храма. Наиболее выдающимися памятниками архитектуры XI – XII
вв. являются церковь монастыря Хора в Константинополе и церковь св.
Пантелеймона в Фессалонике. Мозаики, украшавшие храмы того времени, были
расположены по строго определённому плану, отражавшему существовавшую в
Византии феодальную иерархию. В церковной живописи наблюдалось сочетание
реалистической традиции с элементами условности, сухости и всё большей
стилизации. Наряду с церковной живописью большое распространение в этот
период получило светская монументальная живопись. Высокой степени развития
достигли прикладное искусство и книжная миниатюра. Византийские изделия из
слоновой кости и камня, керамика художественное стекло и ткани чрезвычайно
ценились в Европе и Азии и имели широкое распространение за пределами
Византии. В этих произведениях художественного ремесла особенно ярко
проявилось влияние народного творчества и находило своё отражение
многообразная культура народов, населявших Византийскую империю.