«Поп-арт» (англ. pop art, от pop — отрывистый звук, лёгкий удар, хлопок,
похожий на хлопанье пробки, буквально — искусство, производящее взрывной,
шокирующий эффект; трактуется также как сокращение от английского popular
art — популярное, общедоступное искусство), неоавангардистское направление
в изобразительном искусстве. Явившись своеобразной реакцией на абстрактное
искусство и вместе с тем обнаружив связь с дадаизмом (особенно с
творчеством М. Дюшана) и сюрреялизмом, «П.-а.» получил распространение со 2-
й половины 1950-х гг. в США (основоположник направления — Р. Раушенберг; К.
Олденберг, Дж. Розенквист, Дж. Джонс, Р. Лихтенстайн, Дж. Дайн),
Великобритании (П. Блейк, Р. Гамильтон) и др. странах. Своими целями
представители «Поп-арта» провозгласили «возвращение к реальности»,
«раскрытие эстетической ценности» образцов массовой продукции, языка
средств массовой коммуникации (реклама, фото, репродукция, комикс и т.п.),
всей окружающей человека искусств. материальной среды. Они буквально
воспроизводят (часто с помощью коллажа или иных подобных техник) типичные
предметы современного урбанизированного быта (вещи домашнего обихода,
упаковка товаров, фрагменты интерьеров, детали машин и т.д.), популярные
печатные изображения каких-либо известных личностей и событий или даже
включают эти предметы и изображения в композиции в натуральном виде.
Подменяя реальность алогичной комбинацией разнохарактерных муляжей, «Поп-
арта», как и исторически предшествующие ему течениямодернизма , остаётся
замкнутым в круге самодовлеющих формальных экспериментов; он так же далёк
от реалистически последовательного изображения действительности, как,
например, абстракционизм, являясь, по существу, антиискусством. Известное
влияние «Поп-арт.» на рекламу, плакат, журнальную графику свидетельствует о
его ориентированности на «массовую культуру» капиталистического общества с
её девальвацией духовных ценностей.
Художники группы, получившей известность в середине пятидесятых годов , за
ново открыли то , что любители продолжают считать само собой разумеющимся ,
несмотря на все усилия убедить их в обратном : что картина – это не
«плоская, по существу, поверхность, покрытая красками», на чём настаивал
Морис Дени, а узнаваемый образ. Если искусство по своей природе
репрезентативно, то современные художественные движения , от Мане до
Поллока исходили из ложной посылки , независимо от того, насколько
впечатляющими были их творческие достижения. Создалось впечатление , что в
последнее столетие живопись была на своего рода добровольной голодной диете
питаясь сама собой, а не окружающим миром. Наступило время, когда художники
стали испытывать чувство «голода по реальному образу» -голода, которым
некогда не мучилась широкая публика, так как её спрос на образность щедро
удовлетворялся фотографией, рекламой, журнальными иллюстрациями и
комиксами.
Почувствовавшие это художники схватились за продукцию коммерческого
искусства, потакающую обывательским вкусам. Они увидели в нём главную
примету визуального окружения нашего времени, явление, которое начисто
игнорировалось представителями « высоколобой » культуры как вульгарное,
антиэстетическое, хотя не заметить его кричащего присутствия было
невозможно. Только Марсель Дюшан и некоторые из дадаистов с их неприятием
любых ортодоксальных суждений осмелились окунуться в эту среду ( см. стр.
432 ). Они и стали святыми-покровителями нового движения, получившего
название «поп-арт».
На самом деле поп-арт зародился в Лондоне в середине пятидесятых годов.
Группа независимых художников и интеллектуалов. Создавшая его, была
восхищена воздействием на повседневную жизнь Великобритании американских
средств массовой информации, заполнивших страну после Второй мировой войны.
НЕ удивительно, что новое искусство пришлось особенно по нраву именно
американцам и получило бурное развитие в США в последующее десятилетие.
Теперь, в ретроспективе, развитие поп-арт в США воспринимается как
выражение оптимистического духа 1960-годов. Начавшихся с избрания Джона
Кеннеди и завершившегося кульминацией Вьетнамской войны. В отличие от
дадаизма. Поп-арт возник не от отчаяния и не из-за отвращения к современной
цивилизации. Это течение в искусстве рассматривало коммерческую культуру
как сырье, как неиссякаемый источник живописного содержания, а не как зло,
с которым надо бороться. Не разделяет поп-арт и агрессивного подхода
дадаистов к сложившейся системе ценностей современного искусства.
ДЖОНС. Джэспер Джонс (род. 1930) , один из основоположников поп-арта в
Америке, начал с детального, точного изображения таких общеизвестных
предметов, как флаги, мишени, числа, карты. Его картина «Три флага»
(илл.457) ставит перед зрителем интригующий вопрос: в чем , собственно,
разница между образом и действительностью? Мы сразу узнаем звезды и полосы,
но если попытаемся уточнить, что же именно находится перед нами, то ответ
окажется не таким простым. Эти флаги выглядят слишком «ненатурально».
Вместо того, чтобы развеваться на ветру, они как бы застыли в ожидании, в
своего рода обратной перспективе, четко выровненные по отношению к друг
другу. Здесь есть движение другого рода: красные. Белые и голубые участки –
не плоскости локального цвета. А тщательно модулированные поверхности.
Можно ли в таком случае утверждать, что это изображение трех флагов?
Очевидно, что таких флагов не бывает, и они могут существовать лишь в
воображении художника. Чем больше задумываешься над этим, тем больше
удивление вызывает эта картина именно как плод воображения – меньше всего
можно было ожидать такого вывода при первом взгляде на нее.