МИНИСТЕРСТВО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
СОШ №83
ДОКЛАД
по истории на тему:
«Жизнь и творчество Василия Перова»
Выполнила : ученица 8-го «А» класса
Кузёмка Анна
Проверила: Демченко С. В.
КРАСНОДАР 2002
ПЕРОВ Василий Григорьевич [21 декабря 1833 (2 января 1834) или 23 декабря
1833 (4 января 1834), Тобольск — 29 мая (10 июня) 1882, село Кузьминки, ныне Москва], русский живописец, один из организаторов Товарищества передвижников. Автор жанровых картин («Сельский крестный ход на Пасхе»,
1861), проникнутых сочувствием к народу («Проводы покойника», 1865,
«Тройка», 1866), психологических портретов («А. Н. Островский», 1871; «Ф.
М. Достоевский», 1872).
Живописный анекдот
Незаконный сын барона Г. К. Криденера; фамилия «Перов» возникла как прозвище, которое дал будущему художнику его учитель грамоты, заштатный дьячок. Учился в Арзамасской школе живописи (1846-1849) и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1853-1861), в частности у С. К.
Зарянко. Жил и работал в Москве, а в 1862-1864 в Париже (пенсионер
Академии художеств). Испытал особое влияние П. А. Федотова, а также журнальной сатирической графики и немецкого бытового жанра дюссельдорфской школы. Был одним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.
Ранние произведения Перова проникнуты анекдотически «обличительным» настроением, представляя собой живописные карикатуры, в том числе на духовенство («Сельский крестный ход на Пасхе», «Проповедь в селе», оба —
1861; «Чаепитие в Мытищах», 1862; все — Третьяковская галерея); мастер тщательно выписывает характеры и обстановку, стремясь к нравоучительному эффекту. Любовь к анекдоту сохраняется у него и позже («Приезд гувернантки в купеческий дом», 1866, там же). Сатирическое настроение, однако же, с годами ослабевает, сменяясь драматической экспрессией либо добродушным юмором.
«Проводы покойника»
Колорит Перова обрел новую, более острую, тональную выразительность в таких картинах, как «Проводы покойника» (1865) и «Тройка. Ученики мастеровые везут воду» (1866; обе — там же); крестьянские похороны в первом случае и эпизод из жизни обездоленных детей-подмастерьев во втором предстают уже не просто социальной сатирой, но драмой об «униженных и оскорбленных», по смыслу своему общечеловеческой. Сила символико- психологического обобщения — и соответственно параллели с прозой Ф. М.
Достоевского, — еще более значительны в «Утопленнице» и в особенности в картине «Последний кабак у заставы» (обе — 1868, там же). Туманный утренний город за фигурой женщины-самоубийцы и (в «Кабаке...») закат, гаснущий за городской чертой кажутся роковым порубежьем, придающим серой и низменной бытовой среде подобие земного ада.
«Последний кабак у заставы»
Портретная живопись
«Портрет А. Н. Островского»
Перов внес также большой вклад в искусство портрета. Он создал образы ряда известных деятелей культуры («А. Н. Островский», 1871; «В. И. Даль»,
«М. П. Погодин», оба — 1872; все — Третьяковская галерея). Его портрет Ф.
М. Достоевского (1872, там же) считается лучшим живописным изображением писателя. Персонажи Перова, — в т. ч. крестьянин «Фомушка-сыч» (1868) или купец И. С. Камынин (1872; оба — там же), полны особой внутренней значительности вне зависимости от своего социального и культурного статуса; яркая индивидуальность порой сочетается в них с беспрецедентной
(для русской портретной традиции тех лет) напряженностью духовной жизни, иногда на грани мучительного трагизма (как в портрете Ф. М.
Достоевского).
«Портрет Ф. М. Достоевского»
Мягкой юмористической разрядкой на этом фоне кажутся жанровые композиции
1870-х гг. («Птицелов», 1870; «Охотники на привале», 1871; «Рыболов»,
1871; все — Третьяковская галерея). Созерцая простых обывателей с их отнюдь не героической, но все же «человечкиной» душой, Перов здесь —если говорить о литературных параллелях — приближается к Н. С. Лескову.
Впрямую его литературные симпатии сказываются в картине «Старики-родители на могиле сына» (1874, там же), написанной как иллюстрация к финалу тургеневских «Отцов и детей». Сам художник обнаруживает и писательский талант (рассказы из народной жизни «Тетушка Марья», 1875; «Под крестом»,
1881).
В поздний период мастер стремится к созданию грандиозных, обобщающих образов национальной истории. Однако законченные исторические картины
Перова («Суд Пугачева», 1875, Исторический музей, Москва, вариант — 1879,
Русский музей; «Никита Пустосвят. Спор о вере», 1880-81, Третьяковская галерея) не принадлежат к числу его шедевров, поскольку как раз должной степени монументального обобщения в них и не удается достичь. Среди учеников Перова (когда он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в 1871-82) были Н. А. Касаткин, С. А. Коровин, М. В.
Нестеров, А. П. Рябушкин.
Суд Пугачева
Спор о вере
Блаженный
Киргиз-каторжник
Отпетый
Голубятник
Ботаник
Портрет А.Н.Майкова
Портрет И.С.Тургенева
Утопленица
Портрет Ф.М.Достоевского
Портрет А.Н.Островского
Портрет А.Г.Рубинштейна
Портрет В.И.Даля
Странник
Спящие дети
Дворник-самоучка
Дворник и барыни
Чаепитие в Мытищах
Сцена на могиле