Рефетека.ру / Культура и искусство

Реферат: Особенности амарнского периода искусства древнего Египта

Реферат

Тема:

«Особенности амарнского периода Египетского искусства»

Юридическая академия НГУ.

|Сверкает и блестит на горизонте утром, |
|Восходишь ты в лучах Атона блеск дневной. |
|И тает мрак ночной под сенью рук горящих. |
|Ликуют два Египта, и жаркий юг и север. |
|И на ноги встает от сна восставший люд. |
|Омыв себя водою и взяв свои одежды, |
|Хвалу тебе возносят, когда восходишь ты. |
|Во всей земле твоей творят свою работу. |
|И мирно бродит скот на пастбищах своих. |
|Чуть зеленеют травы, в лучах твоих деревья, |
|И птицы вылетают из гнезд своих ночных. |

гимн единому богу солнца Атону, культ которого установил Эхнатон, отец Тутанхатона (в последствии

Тутанхамона)

Конец XVIII династии (конец XV – начало XIV в. до н. эр.) – это период, имевший исключительное значение в истории египетского искусства.

| | |
|[pic] |Стремясь подорвать авторитет |
| |жречества, опиравшийся на культы |
| |древних богов, Аменхотеп IV выдвинул |
| |новое учение, объявив единым истинным |
| |божеством солнечный диск под именем |
| |бога Атона. Храмы старых богов были |
| |закрыты, их изображения уничтожены, а |
| |храмовое имущество конфисковано. |
| |Фараон покинул Фивы и построил себе в |
| |среднем Египте, на том месте, где |
| |находится сейчас селение Амарна, новую|
| |столицу, назвав ее «Ахетатон», что |
| |значит «Небосклон Атона». По названию |
| |места раскопок столицы Аменхотепа IV |
| |весь период его царствования часто |
| |называется «амарнским». Сам он также |
| |принял новое имя – Эхнатон – «Дух |
| |Атона». |

Естественно, что не менее резкий перелом должен был произойти и в искусстве, столь тесно связанном в Египте с религией. И действительно, уже памятники, созданные в начале правления Эхнатона, очень сильно отличаются от всего предшествующего сознательным отказом от канонических форм.
Раскопки Ахетатона дали возможность установить общий характер основных его зданий. Храмы, как и раньше, были ориентированы с востока на запад, их территории обнесены стенами, вход оформлен в виде пилона с мачтами. Однако они имели ряд новых черт, которые были обусловлены особенностями нового культа, совершавшегося под открытым небом, и необходимостью сооружения храмов, как и всего города в кратчайший срок. Храмы Атона не имели характерных для Египта колонных залов и, построенные наспех, в основном из кирпича, с невысокими пилонами, они не отличались ни монументальностью, ни художественным качеством. Колоннады были сведены лишь к павильонам перед пилонами. Чередование же пилонов и огромных открытых дворов, лишенных портиков и наполненных рядами бесчисленных жертвенников, придало храмам сухость и однообразие.

Насколько своеобразны дворцы Ахетатона, судить трудно, так как дворцы предшествующих периодов почти не сохранились. Именно поэтому амарнские дворцы особенно интересны: они дают представление о характере гражданской архитектуры Египта. Дворцы строились из кирпича, и только колонны и обрамления дверей были из камня. Главный дворец состоял из двух частей – частной, где находились жилые комнаты, и официальной, предназначенной для приемов и других церемоний. Обе части соединялись крытым переходом, перекинутым через разделявшую их дорогу. Главный вход в каждую часть дворца был с севера. Оформление входа официальной части не вполне ясно; твердо установлено только, что за ним находился большой двор, вдоль стен, которого стояли статуи. Южная стена этого двора и служила фасадом официальной части дворца; посередине фасада находился павильон с колоннами, а боковые стороны фасада были прорезаны пандусами. За павильоном был расположен колонный зал, из которого три пандуса вели во внутренние дворы и расположенные за ними помещения. Колонны дворца отличались большим разнообразием. Здесь были и колонны со стволами в виде связок папирусов с изображениями висящих вниз головами уток под капителями в форме цветов папируса, и колонны с необычными сочетаниями листьев пальм, и, наконец, колонны, пальмовидные капители которых были сплошь покрыты инкрустациями из блестящих цветных фаянсов с позолоченными перегородками. Несколько комнат в официальной части дворца были отведены для отдыха фараона, его семьи и приближенных. Эти помещения, так же как комнаты частной половины и комнаты загородных дворцов, группировались вокруг внутренних садов с водоемами и были украшены чудесными росписями, содержавшими изображения растений и сцены из дворцового быта. В некоторых помещениях стены были покрыты фаянсовыми изразцами также с изображениями растений. При загородных дворцах находились большие сады с прудами и озерами, иногда с особыми помещениями для зверинца.

Раскопки Ахетатона знакомят нас и с жилищами знати, которые также строились из кирпича, из камня же делались лишь базы колонн и обрамления дверей. Такой дом обычно стоял посреди обнесенного стеной участка размером около 70x55 м. В стене были два входа – главный и особый для слуг; от главного входа к двери дома вела дорожка. Дом был размером около 22x25 м.
Правую его часть составляла центральная комната и две-три другие – приемные. Жилая часть состояла из спальни хозяина с умывальной, женских помещений и кладовых. Все комнаты имели окна под потолком, вследствие чего центральная комната всегда строилась выше других. Стены и полы покрывались росписями. Вокруг дома располагались дворы, колодец, службы, а также сад с прудом и беседками. Дома низшего городского населения значительно отличались от усадеб знати как размерами (10x8 м), так и полным отсутствием служб и садов. Так же малы были и дома строителей гробниц фараона и знати.
Эти дома составляли особый поселок за городом по дороге к гробницам.
Поселок был обнесен стеной и занимал участок в 69x69,5 м, на котором вплотную друг к другу было расположено семьдесят четыре дома, разделенных пятью улицами. В каждом доме имелся небольшой дворик, общая комната, спальня и кухня.

Расцвету, искусства Ахетатона внезапно был положен конец. Реформы
Эхнатона не могли закрепиться, Тутанхамон, был вынужден пойти на примирение со знатью и жречеством, восстановив прежний порядок, а спустя четверть века после смерти Эхнатона, жрецы объявляют его еретиком , разрушают его город , а вычеркивают его имя из списков «законных» фараонов - в официальных египетских хрониках после Аменхотепа III значится Хоремхеб. Однако разрыв с традициями при Эхнатоне вызвал столь решительные сдвиги во всех областях культуры, что полный возврат к старому был уже невозможен. Значение искусства Амарны не ограничилось временем ближайших преемников Эхнатона; оно сыграло существенную роль и в сложении искусства периода XIX династии, а тем самым и всего искусства второй половины Нового царства в целом.


Источники:
- Art history of development, 1994 Betta, Москва;
- Виртуальная энциклопедия Древнего Египта - http://members.xoom.com/_XMCM/foox/;
- http//www.egipt.com;
- http://www.yandex.ru/.

Похожие работы:

  1. • Особенности амарнского периода искусства древнего Египта
  2. • Скульптура Древнего Китая
  3. • Искусство Древнего Египта. Новое царство
  4. • Искусство Древнего Египта
  5. • Культура Древнего Египта
  6. • Новационные тенденции в искусстве Древнего Египта
  7. • Расцвет и упадок Нового царства. Реформа Эхнатона
  8. • Анализ композиционных особенностей древнеегипетских фресок на ...
  9. • Фараон Эхнатон и его жена Нефертити , развитие искусства и ...
  10. • Искусство Древнего Египта
  11. • Искусство времени Эхнатона и его преемников (конец 15 ...
  12. • Искусство второй половины Нового царства (14 - 2 вв. до н.э.)
  13. • Культура Древнего Египта
  14. • Основные этапы развития культуры Египта
  15. • Город фараона-еретика
  16. • Религиозно-политические реформы фараона Эхнатона
  17. • Техника, экономика и искусство Древнего Египта
  18. • Культура эпохи Нового царства
  19. • Реформы Эхнатона
Рефетека ру refoteka@gmail.com