Детство.
В понедельник 6 марта 1475 года, в Италии в небольшом городке Карпезе родился мальчик у подесты (градоправителя) Кьюзи и Карпезе. Подесту–отца звали ди Лодовико ди Лионардо ди Буонарроти Симони.
В восьмой день того же месяца был совершен обряд крещения, ребенок получил имя Микеланджело или - по флорентинскому правописанию – Микеланьоло.
В трех милях от Флоренции лежит в горах селение Сеттиньяно. Здесь
находилось небольшое поместье дома Буонарроти и отец передал ребенка на
руки кормилице. Жене одного каменотеса, когда сам он по окончании срока
должности подесты Кьюзи и Карпезе вернулся с семьей во Флоренцию.
Сеттиньяно было богато каменоломнями, и местные обитатели славились
искусством в отделке камня. Визг пилы, шум и звон молота заменяли
Микеланджело колыбельные песни. Его руки рано окрепли, играя камнями и
пробуя молот, когда он стал подрастать в Сеттиньяно.
Великий художник говорил впоследствии, смеясь, что любовь к своему
“ремеслу” он всосал с молоком кормилицы.
Недаром с молоком кормлицы всосал ты
Резец и молоток; от отца,
От почестей, тебе обещанных, бежал ты,
Манимый призраком волшебного резца.
Приблизилось время, когда в ребенке стал сказываться будущий гений.
Наступила пора учения. Отец берет его из мастерской Бандинелли, где он
делал большие успехи, и принужден был приняться за флейту и не оставлять ее
до 15 лет. Флейта становится каким-то ужасным призраком в его жизни. И
Микеланджело пришлось выдержать трудную борьбу с отцовской волей. Упорная
настойчивость сына одержала победу.
Отец отдал мальчика в школу Франческо да Урбино во Флоренции; он должен был учиться склонять и спрягать латинские слова у этого первого составителя латинской грамматики. Конечно, как грамматика, так и школа были вызваны потребностью нового времени, говорили о “возрождении”, о гуманизме.
Счастливые минуты принесла мальчику случайная дружба с прекрасны и талантливым юношей старше его пятью годами. Это был Франческо Граначчи, ученик знаменитого в то время во Флоренции мастера Доминико Гирландайо. С этим юношей ему стали доступны мастерские как Доменико, так и других славных мастеров того времени.
Учение шло все хуже и хуже. Огорченный отец приписывал это лености и нерадению, не веря, конечно, в призвание сына. Он мечтал для него о блестящей карьере, когда отдавал к Франческо, и имел на то право. В то время как отец измышлял средства “исправить” сына, судьба и случай делали свое. Гирландайо обратил внимание на мальчика и велел ему принести что- нибудь из его рисунков, художник увидел в этих несмелых пробах живые проблески таланта.
На следующий день Доменико отправился к отцу Микеланджело, просить чтобы он отдал своего ему на обучение. С большой неохотой отец согласился. Чтобы понять смысл борьбы и страданий отца Микеланджело и извинить его упорство, надо заметить, что хотя некоторые художники и пользовались уже тогда значительной славой и уважением, но в общем искусство считалось еще ремеслом далеко не почетным.
Шаг сделан. Счастливый Микеланджело- в мастерской своего учителя.
Мастерская была тогда просто лавкою, а не парадным салоном, как теперь.
Мальчик обучался в школе читать и писать по возможности правильно; затем
тотчас же двенадцати или тринадцати лет, он поступал к живописцу, ювелиру,
архитектору, ваятелю; обыкновенно мастер –хозяин был всем этим в одном
лице, и юноша изучал под его руководством не один только вид искусства, а
все искусство целиком.
Юношеские годы. Годы учебы.
Микеланджело шел четырнадцатый год, когда в числе других учеников он, в
первый же год своего поступления в мастерскую, стал помогать художнику в
работе. Уже раньше он не раз удивлял учителя и товарищей своими успехами,
особенно правильностью рисунка и прекрасным копированием гравюры.
Наибольшее удивление возбудил он в самом учителе своей копией с известной
гравюры Шонгауэра, изображающей “искупление святого Антония”. Из этой копии
в увеличенном масштабе Микеланджело сделал картину, расписав ее красками.
Современники Микеланджело уверяли даже, что он уже тогда поправлял рисунки
учителя, когда получал их для копирования, и что Гирландайо должен был
признать его превосходство в знании рисунка.
Три года полного подчинения воле хозяина, как гласит контракт, были бы
тяжелым искусом для юноши с характером и талантом Микеланджело. Но случай
открыл ему другой путь. Вместе с Граначчи ходил он в сады знаменитой виллы
Кареджи изучать и копировать антики. Владельцем виллы был Лоренцо Медичи,
который любил давать народные гулянья.
Граначчи обратил на себя внимание красотой и весельем и получил доступ в
сады и музеи вместе с Микеланджело. Вилла представляла собой школу на манер
древнегреческой в Афинах. На вилле его внимание остановило голова фавна.
Мастера, работавшие на вилле, быть может, его земляки из Сеттиньяно,
подарили ему кусок мрамора и работа закипела в руках счастливого юноши. Он
стал копировать фавна.
Однажды, когда работа была уже почти выполнена и маленький художник отступил на шаг, чтобы бросить взгляд на свое произведение, он заметил за собой человека лет сорока, довольно некрасивого и небрежно одетого, который молча смотрел на его работу.
Когда он закончил работу и отступил довольный по- видимому, своим трудом, незнакомец положил ему руку на плечо и заметил с легкой улыбкой:
-Вероятно, ты думал изобразить старого фавна, который громко хохочет?
-Без сомнения, это ясно,- отвечал Микеланджело.
-Прекрасно! - вскричал тот, смеясь. - Но где же ты видел старика, у
которого были бы целы все зубы?!
Это был Лоренцо Медичи, который показал ему эту голову, на следующий день, на высокой консоле, и с этой минуты Микеланджело оставлен был в полаццо.
В 1492 году Лоренцо умер, и Микеланджело оставил его дом. Когда умер
Лоренцо, Микеланджело было семнадцать лет. Он задумал и выполнил статую
“Геркулеса” величеною больше роста человека.
Микеланджело почти не знал развлечений юноши его лет, трудясь над статуей
Геркулеса, он продолжал в то же время учиться. В одной из отдаленных зал
монастыря Сан Спирито он одиноко проводил ночи, при свете лампады рассекая
трупы анатомическим ножом. Придавая различные положения частям тела и
мускулам, он изучал размеры и пропорции и тщательно отделывал рисунки,
заменяя таким образом, мертвым телом живую натуру. Создавая живой образ, он
как бы видел сквозь кожу, облегающую тело, весь механизм этих движений.
В апреле или мае 1496 года Микеланджело окончил “Купидона” и по совету
Лоренцо Медичи придал ему вид древнегреческого произведения, и продал через
Лоренцо в Рим кардиналу Риарио, который будучи уверен, что приобретает
антиквариат, заплатил 200 дукатов. Посредник в Риме обманул Микеланджело и
заплатил ему всего 30 дукатов. Узнав о подделке кардинал послал своего
человека, который нашел Микеланджело и пригласил его в Рим. Он согласился и
25 июня 1496 года вступил в "вечный город”.
Становление художника.
Микеланджело вступил в Рим 21 летним юношей, но он был старше своих лет.
Мощный талант проявился уже в статуе “Геркулеса”. Это была первая,
законченная попытка гения, стремившегося к выражению в искусстве
героических идей.
Для художника и скульптора особый интерес Риму придавали античные произведения искусства, украшавшие город и обогащавшие его более чем когда- нибудь во времена Микеланджело и Рафаеля благодаря раскопкам.
Не увлекаясь до самозабвения античными ярлыками, он тем не менее тщательно
изучал все, достойное внимания. Гениальным чутьем великий мастер глубоко
сознавал разницу в направлении античного искусства и современного ему.
Древние видели везде и всюду нагое тело. В эпоху Возрождения выдвинулась
снова красота тела, как элемент, необходимый в искусстве, но глаз художника
должен был проницать одежду, улавливая механизм этой красоты.
Прекрасное мраморное изваяние, известное под именем “Пьета” (“Оплакивание
Христа”), остается до сих пор памятником первого пребывания в Риме и полной
зрелости таланта двадцатитрехлетнего художника. Гипсовые слепки тела Иисуса
были разосланы в различные школы и академии, так велико было совершенство в
отделке мельчайших деталей. Создавая это произведение, Микеланджело думал о
Савонароле, сожженном на костре 23 мая 1498 года в той самой Флоренции,
которая его боготворила, на той площади, где гремели его страстные речи и
где народ, для которого он жил и умирал, втыкал теперь гвозди между досками
на пути мученика, шедшего босыми ногами к костру.
В Риме Микеланджело оставался четыре года. Кроме “Пьты”, относятся еще к
этому периоду его “Вакх” и “Купидон”. В 1501 году Микеланджело вернулся во
Флоренцию, которую любил как родину, хотя родился не в самой Флоренции.
Состояние города было тревожно. Со всех сторон городу угрожали враги,
Флоренция изнемогала от борьбы партий, внутренних раздоров и внешних
врагов. И жаждала освободителя.
В это время Микеланджело получил возможность создать идеальный образ Давида
- юного победителя Голиафа.
С очень давних лет во дворе церкви Санта Мария дель Фьоре лежала огромная
мраморная глыба; привезен был этот мрамор из Каррары и предназначался для
колоссально статуи библейского героя Давида. Глыба имела девять футов
высоты. 16 августа 1501 года заключено было условие. Художник выговорил два
года, считая от 1 сентября. 13 сентября в понедельник, рано утром
Микеланджело начал работу, изготовив для себя лишь небольшую восковую
модель. Беспокойства и волнения во Флоренции время от времени мешали
правильной работе, и статуя была окончена лишь в 1504 году.
25 января была созвана комиссия экспертов, на которой обсуждался вопрос, где поставить статую. По желанию Микеланджело ее решили поставить у входа в палаццо Синьории, на котором она и простояла в течение трех веков.
В 1873 году пришлось перенести статую в академию.
Во время обсуждения комиссией вопроса о статуе, здесь в первые встретились
Микеланджело с да Винчи. Это не был удобный момент для дружеской встречи.
Леонардо было в это время за 50 лет, он уже создал “Тайную вечерю” и “Мону
Лизу” и уступал свой скипетр в скульптуре Микеланджело. Единственному
сопернику да Винчи - Микеланджело не было в это время и 26 лет. Его
“Давиду”, по выражению современников, “удивлялись даже невежды”.
В Риме Микеланджело заключил условие c кардиналом Пикколомини. Он должен
был исполнить 15 статуй для собора в Сине, в том числе Христа, апостолов и
святых. Он остановился на пятой фигуре и дальше не пошел, отдавшись
“Давиду”, не смотря на неприятности.
В 1504 году Флоренция стала ареной громкого турнира, имевшего огромное
значение в сфере искусства. Леонардо да Винчи и Микеланджело получили
одновременно заказ расписать стены зала Совета дворца Синьории. Да Винчи
взял сюжетом победу флорентинцев над миланцами при Ангиари. Микеланджело
остроумно взял эпизод из войны с Пизой. Воины застигнуты врасплох во время
купания, они спешат оставить воду, одни поспешно вооружаются, другие
торопливо плывут, выбираются на берег, причем многие в переполохе не могут
найти своего платья или силятся натянуть одежды на мокрое тело. Все это
Микеланджело Дало возможность показать такое мастерство в изображении
нагого тела, в самых разных положениях, что народ стекался к его картону,
лучшие художники изучали его и копировали. Картон этот исчез в 1512 году.
В 1520 году до Флоренции дошла весть о смерти Рафаэля, и тяжело отозвалась на том кого считали его врагом. Недавно умер да Винчи, теперь последовал за ним Рафаэль, и Микеланджело с грустью видел, что заменить их в искусстве некому.
Микеланджело минуло сорок пять лет, когда начался новый акт его жизненной драмы. На папский престол занимал Климент VII, который мечтал сделать Рим владыкой Италии и воевал с помощью испанцев и немцев. Кроме того, он принадлежал к дому Медичи, и свобода Флоренции должна была пасть прежде всего. Последней пришлось выдержать тяжелую осаду врага, превосходившего ее громадными силами.
В самый разгар осады он удалялся при первой же возможности в свое уединение, где тайно работал над статуей Лоренцо Медичи. Народ бы убил его, если бы нашел за этой работой, но Микеланджело отделял искусство от политики и вечные идеи от временных страстей.
1 сентября 1535 года Павел III издал специальный приказ, в котором
Микеланджело назначался главным скульптором, живописцем и архитектором
Ватиканского дворца. Маститый художник приступил к работе в 60 лет и снова,
как 24 года назад, отверг всякую помощь. Только на Рождество 1541 года труд
Микеланджело в первый раз смог увидеть Рим и весь мир.
Микеланджело работал часто до самозабвения, иногда до обморока. Особенно часто мучило его сознание своего несовершенства, недовольство собой, своим трудом. Он разбивал иногда молотом вполне законченное произведение, обломки которого ценились на вес золота.
Пережив Браманте, Рафаэля и Сангало, Микеланджело был призван Павлом III руководить постройкой храма Святого Петра, 1 января 1547 года.
Микеланджело было около 85 лет, когда он сделал план гробницы брата Пия IV
в Миланском соборе и проект городских ворот в Риме, названных по имени папы-
Порта Пиа.
В жизни Микеланджело не знал нежной ласки и участия, и это отразилось в свою очередь на его характере. Большим умом и врожденным тактом должна была обладать та женщина, которая бы поняла его. И он встретил такую женщину, но слишком поздно. Ему было тогда уже 60 лет. Это была Виттория Колонна.
Виттория Колонна, имя которой на веки связано с именем Микеланджело,
происходила из старинного и могучего римского рода. Она осталась вдовой в
35 лет, когда горячо любимый ею муж умер от полученных ран в битве при
Павии. Целых 10 лет до встречи с Микеланджело она оплакивала свою потерю.
Дружба Виттории Колонны смягчила сердце Микеланджело и смягчила для него и тяжелые утраты - сперва потерю отца, потом братьев, из которых остался один только Леонардо, с которым Микеланджело поддерживал связь до своей смерти.
Микеланджело умер 18 февраля 1546 года, восемьдесят девяти лет от рождения.
Тело его погребено в церкви Санта Кроче, во Флоренции.
Обзор произведений.
Давид.
Единственная фигура, где мы видим героизированный у Микеланджело титанизм,-
это”Давид” (1501-1504). Он стоит спокойно, уверенный в своей правоте и в
грядущей победе. У него непропорционально большие конечности и тяжелая
голова, чем подчеркнут юношеский характер телосложения. Прекрасное,
мужественное лицо отмечено печатью необычайного благородства, могучий торс
и великолепно моделированные руки и ноги не только выражают физическую
мощь, но и подчеркивают силу духа. Давид изображен перед битвой с Голиафом.
Он весь сосредоточенность и ожидание. Ведь еще ничего не произошло. Таким
образом, Давид, отнюдь не окончательное решение проблемы человека у
Микеланджело, а только постановка вопроса- ответ на этот вопрос мы находим
в дальнейшем творчестве Микеланджело.
Страшный суд.
Одно из самых зрелых и известных произведений мастера- фреска “Страшный
суд” (1535-1541). Здесь Микеланджело изображает некую сцену суда, когда
“царь славы” уже разделил всех воскресших на грешников и праведников, а тот
момент, который ему предшествует (adventus Domini):Христос , поднявший в
грозном жесте правую, скорее походит на Зевса Громовержца, чем на
христианского Бога. Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от
праведников, мужчин от женщин. Всех их увлекает один неумолимый поток
движения, все они извиваются и корчатся от охватившего их страха и ужаса.
Этому движению придан вращательный характер, и у зрителя не остается
сомнения, что связками, гроздьями могучих по своей комплекции тел управляет
какая-то выше их стоящая, сила которой они не могут противодействовать.
Пьета.
[pic]
Пьета Ронданини, одно из самых трагичных по своему замыслу произведений
Микеланджело. В нем великий мастер как бы прощается с жизнью. Безмерна
степень того отчаяния, которое воплощено в этих двух одиноких фигурах,
затерянных в огромном мире. Мать прижимается к мертвому телу своего сына,
не будучи в силах с ним расстаться. Она не плачет, не кричит от страха и
ужаса, не ломает руки. Ее скорбь безмолвна. В этом тончайшем по своей
одухотворенности образе Микеланджело передал то, что сам чувствовал и
ощущал, - трагедию одиночества.
[pic]
Мое мнение о художнике.
Микеланджело. Непримиримый и гордый, мрачный и одинокий, он воплотил в себе
муки и страдания, протест, неудовлетворение стремление, разлад идеала и
действительности. Живопись и скульптура, сонеты и купол Святого Петра,
личные отношения Микеланджело-все говорит о глубоком содержании его души, о
высоком уме и поэзии сердца. После себя он оставил в трех видах искусства
три величайших в мире творения: “Страшный суд”, “Моисей” и купол собора
Святого Петра.
План реферата.
1. Детские годы художника.
2. Юношеские годы. Годы учебы.
3. Становление художника и его творчество.
4. Обзор произведений.
1. Давид.
2. Страшный суд.
3. Пьета.
5. Заключение. Мое мнеиние о художнике.
6. Использованная литература.
Использованная литература.
1) Ф.Павленков Жизнь замечательных людей Москва: Республика; 1993.
2) А.Лосев Эстетика Возрождения Москва: Мысль; 1998.
3) Л.М.Баткин Итальянское Возрождение Москва: Российский государственный гуманитарный университет; 1995.