ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………………………………………2
1. Международно-правовые основы защиты прав и интересов женщин и их реализация в современной России…………………………………3
2. Русские юристы о равноправии женщин…………………………………………………6
3. Государственная политика в отношении женщин и ее отражение в законодательстве Российской Федерации………………………………………………8
4. Признание, соблюдение, защита прав российских женщин как основная обязанность государства………………………………………………………..9
5. Реализация прав российских женщин на труд в современных условиях………………………………………………………………………………………………11
6. Некоторые проблемы правового регулирования труда женщин в свете реформы трудового законодательства…………………………………………………13
7. Профсоюзы и защита социально-трудовых прав женщин………………………15
8. Проблемы реализации прав женщин в России………………………………17
Заключение………………………………………………………………………………………………19
Список литературы……………………………………………………………………………………21
Введение
Социально-правовая защита представляет собой совокупность политических, идеологических, экономических, социальных и юридических норм. Одним из важнейших направлений социально-правовой защиты является защита прав и интересов женщин.
По-моему, экономика и политика изменили систему общественных отношений в нашей стране и места в ней женщины. Жизнь обнажила расхождения между декларациями и реальностью.
Мне кажется, что кризис в экономике, снижение реальных доходов, нарастание социальных и национальных конфликтов, политическое и идеологическое противоборство — все это оказывает крайне негативное влияние на положение женщин, как в сфере занятости, так и в общественно- политической деятельности.
Поэтому, развитие нашего общества имеет немало специфических черт, не позволяющих прямо переносить зарубежный опыт решения женского вопроса. Но представляется целесообразным сопоставление концептуальных подходов, общемировых тенденций изменения положения женщин в обществе, происходивших в 70—80 гг. Это имеет практическое значение, так как развитие рыночной экономики в России формирует условия, близкие к тем, в которых экономически развитыми странами накоплен опыт решения проблем женщин, в том числе законодательным путем.
По-моему, необходимо признать равную значимость профессионального труда, семейно-бытовых функций, общественно-политической деятельности, как для женщин, так и для мужчин. И, исходя из эгалитарной концепции, формировать национальные программы, расширяющие для женщин выход в сферу профессиональной деятельности и общественной, а для мужчин — в сферу семьи и воспитания детей. В основе такого подхода лежит высокий уровень развития производительных сил, демократические традиции, психологический настрой, правовая культура и, конечно, особо важна соответствующая правовая база.
Считают, что женщина по природе должна рожать детей, воспитывать их и быть хранительницей домашнего очага, а на это прав не надо. Я считаю, что одни из главных вопросов, которые надо рассмотреть это:
1. Реализация прав и интересов женщин в современной России.
2. Обязанности государства в отношении женщин.
3. Реализация политических прав женщин в России.
Несмотря на наличие правовой базы, механизма реализации и контроля за исполнением правовых документов по данному вопросу нет. Отсутствует и просветительская деятельность в области прав женщин. Пассивную позицию по этой проблеме заняли профессиональные союзы, а средства массовой информации в противовес государственной политике осуществляют прямую дискриминацию женщин, выставляя ее как объект сексуальной эксплуатации. Это, в числе прочих причин, способствует росту насилия в отношении женщин, а также увеличению преступности в обществе.
Незащищенность женщин в сфере общественного производства, недоступность для значительной части семей качественного медицинского обслуживания, бытового, культурного — все это сконцентрировано в показателе де популяции населения. Смертность населения превышает рождаемость уже в 2 раза. Кто будет жить в 21 веке и для кого проводятся реформы?/
Женщины России как носительницы генофонда нации требуют первоочередной защиты своих прав и интересов.
1. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ЖЕНЩИН И ИХ
РЕАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Российским женщинам приходится бороться за свои права на протяжении всего
20 века. 90 лет назад на I Всероссийском Женском съезде (1908 г.) женщины
требовали прежде всего политических прав. В 1913 г., впервые отмечая
Международный женский день 8 марта, они потребовали соблюдения своих прав
гражданки, труженицы и матери. Эти требования русских женщин-работниц
основывались на научных выводах, сделанных А.М. Коллонтай, которая, изучив
положение женщин в России и, исследовав законодательство в отношении
женщин в европейских государствах, обосновала необходимость участия
государства в защите прав женщины-труженицы, женщины-матери*(7).
Политические права российские женщины в полном объеме получили в 1917
году, политика же равноправия законодательно была закреплена в Конституции
1918 года, а затем во всех советских Конституциях. Дискриминация женщин не
носила явного характера, и законодательство страны (СССР) в вопросе
равноправия соответствовало международным стандартам и фактически, в
основном, реализовывалось.
Ситуация резко ухудшилась в связи с попытками перехода к рыночным
отношениям. Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении
женщин (ст.7)*(8) не выполняется. Политические права женщин реализуются не
в полной мере: реализуется только пассивная их часть — участие в выборах, а
активная часть — участие в принятии решений на всех уровнях законодательной
и исполнительней власти — реализуется не полностью. Если в 1985 г. доля
женщин в Верховном Совете СССР составляла 32%, то в 1993 г. их доля в
Федеральном Собрании Российской Федерации составила 11%, а в 1995 г. всего
лишь 7%. В то же время доля женщин в составе населения РФ составляет 52%.
Основные цели законотворческой деятельности в части обеспечения равных прав на рынке труда должны быть в законодательном закреплении возможности предоставления женщине рабочего места и самостоятельного дохода. Однако именно среди женщин самое большое количество безработных. Между тем вклад женщин в совокупный доход семьи составляет 40%, а в последние годы в связи с увеличением темпов распада семей, увеличивается удельный вес так называемых «материнских» семей, где женщина является единственной кормилицей. Рождение ребенка резко снижает уровень благосостояния семьи, отбрасывая ее за грань нищеты. Поэтому многие молодые женщины, оказавшись перед дилеммой: ребенок или профессиональная занятость, делают выбор в пользу последнего варианта. А в результате —депопуляция населения России, и благими пожеланиями и призывами эту проблему не решить. Необходима четкая правовая регламентация и государственные гарантии, реальный размер пособий по материнству и детству, а не экономия бюджетных средств за счет женщин и детей. Статья 19 Конституции РФ требует дополнения в части гарантий реализации политики равноправия, а также санкций в случае несоблюдения этих прав.
В статье 38 Конституции, где говорится, что материнство и детство, а также семья находятся под защитой государства. Хороша защита, если в 1997 г. новое пенсионное законодательство изъяло из трудового стажа, влияющего на размер пенсии, не только время отпуска по уходу за младенцем, но даже и сам отпуск по беременности и родам!
Все это противоречит статье 7 Конституции РФ, где говорится, что
Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена
на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие
человека, обеспечивает государственную поддержку семьи, материнства,
отцовства и детства.
По проверке Генеральной прокуратурой РФ было выявлено, что 3,5 млн.
женщин трудятся в неблагоприятных условиях, а законодательные акты по
охране труда нарушаются на каждую шестом предприятии. Конечно, сегодня эта
проблема осложнена безработицей. Работодателям невыгодно нести затраты на
охрану труда женщин, и сегодня уже есть обращения самих женщин снять все
запреты и ограничения на выполнение женщинами любых работ, в том числе и
под землей, что противоречит Конвенции Мот № 45. При этом в качестве
аргумента выставляется все та же, нечетко прописанная статья 19
Конституции.
В истории нашей страны это уже было при переходе от аграрной экономики к промышленной — в конце 19 — начале 20 в. Дело в том, что существует дискриминация и в оплате труда, причем с переходом к рыночной экономике разрыв в оплате труда женщин и мужчин растет. Свою «лепту» в это, как ни странно, вносят и профсоюзы. Регулярно подсчитывая минимальную потребительскую корзину для женщин, они ее занижают, не учитывая в ней специфические потребности женщин.
В законодательных актах должно быть закреплено право женщин на повышение квалификации, переподготовку, особенно после рождения ребенка, а также после перерывов в работе, связанных с материнством. Это также должно касаться и жен военнослужащих, которые, проживая по месту воинской службы мужа, как правило, не имели возможности трудиться из-за отсутствия там работы для женщин. Теперь они также лишены права включать эти годы в стаж, необходимый для исчисления пенсии. И трудоустроиться, особенно по ранее полученной специальности, после длительного перерыва в работе весьма проблематично. Такие коррективы следовало бы внести в закон РФ «О занятости».
Сегодня нарушаются и трудовые права женщин, находящихся в отпуске по
уходу за ребенком. Законодательное введение такой нормы, как отпуск по
уходу за ребенком, без сопровождения защитным механизмом сохранения
рабочего места при выходе из него стало еще одним фактором дискриминации.
Жизненность отпуска по уходу за ребенком для родителей должна подкрепляться
механизмом, позволяющим сохранить квалификацию, а также выплатой пособий,
соответствующим социальным стандартам.
Приватизация в нашей стране началась именно с ее разрушения.
Практически оказалась разрушенной государственная система внешкольного и
значительной части дошкольного образования. Свертывание деятельности
предприятий службы быта увеличило и без того высокую загруженность женщин,
лишив их свободного времени, а заодно и учреждений культуры.
Но самым вопиющим фактом дискриминации является введение принципа
платности медицинских услуг. Результатом этого является рост материнской
смертности, рождение больных детей, резкое сокращение населения во всех
субъектах Российской Федерации за исключением Северо-Кавказского региона с
традиционно высокой рождаемостью. Дело дошло до того, что правительство
России на IV Всемирной конференции женщин (Пекин 1995) было вынуждено взять
на себя обязательство: создать условия для снижения материнской и
младенческой смертности. Однако это обязательство, как и Международный пакт
об экономических, социальных и культурных правах, ратифицированный нашей
страной, не выполняются*(1).
Во многих странах женское и семейное предпринимательство получает государственную поддержку в виде налоговых льгот, гарантий по кредитам, лизинга на особых условиях и т.д. Обычно это касается малого и среднего бизнеса в социальной сфере, сферы бытовых услуг. В учебных заведениях создаются бизнес-инкубаторы при поддержке государственных либо местных органов власти. Проблема занятости молодежи, а особенно женской ее части, везде стоит достаточно остро, но есть примеры положительного ее решения.
В ряде экономически развитых стран существует закон «О равных правах и равных возможностях женщин и мужчин», который регулирует процессуальные и процедурные стороны реализации принципа равноправия, а также устанавливает порядок контроля за осуществлением на практике норм законодательства. Так, в Швеции действует «Акт о равенстве между мужчинами и женщинами»*(1), который регулирует эту проблему в сфере трудовой деятельности. Существует институт омбудсмена, а также другие варианты и механизмы недопущения дискриминации женщин, вплоть до обращения в Европейскую комиссию по правам человека и Европейский суд по правам человека, куда теперь могут обращаться и россиянки.
Для выработки же национального механизма защиты прав и интересов женщин
России следовало бы провести, во-первых, экспертизу существующего
законодательства России, во-вторых, разработать критерии и подходы к оценке
дискриминации в отношении женщин, в-третьих, провести анализ действующего
механизма контроля за соблюдением, международных и российских
законодательных актов в отношении прав женщин. Такая работа требует
объединения усилий специалистов разных отраслей и не может строиться лишь
на энтузиазме.
2. РУССКИЕ ЮРИСТЫ О РАВНОПРАВИИ ЖЕНЩИН
Проблема равноправия женщин всерьез начинает подниматься в России в конце 19 -начале 20 века. Это было вызвано тем, что в обществе стали складываться новые общественные отношения в связи с изменением правовой системы. Но женщин она не коснулась. Положение женщин оставалось неравноправным. Оно сложилось под влиянием следующих причин: во-первых, оно явилось результатом общественного разделения труда, когда в экономической жизни общества огромное значение имела физическая сила. Второй причиной являются политические условия старого времени: принижение женщины было неизбежно и вполне допустимо при таком режиме, когда все население состояло, в сущности, не из «граждан», а из «подданных». Главной же задачей женщины в таком обществе было воспитание мирных подданных, а для этого ей права были не нужны и даже вредны.
И вот русские женщины начали борьбу за свои права.
B начале 20-го века профессор Московского Университета В.М.Хвостов*(3) в своих работах «Женщина и человеческое достоинство» и «О равноправии женщин» писал о необходимости предоставления женщинам, прежде всего политических прав, которые означают избирательное право, т.е. право избирать и быть избранными. Женщинам же, бесправным в этом отношении, в утешение говорили, что они и без того имеют большое влияние на политическую жизнь: ведь большинство мужчин в их руках и подчиняются их обаянию. Такая точка зрения, отсылающая женщин к закулисным интригам, не соответствовала в полной мере не только существу дела, но и человеческому достоинству женщин, писал профессор Хвостов. Он также считал необоснованным довод противников предоставления политических прав женщинам, дескать, будучи вовлеченной в политику они будут меньше уделять внимания семье и домашнему хозяйству, но ведь осуществление избирательных прав не отвлекает мужчин от отцовских и других обязанностей.
Еще одним аргументом в пользу равноправия женщин он считал то, что привлечение женщин к активной политической жизни значительно поднимет нравственный уровень самих женщин.
В своей публичной лекции «О равноправии женщин», прочитанной во
Владимире и Москве в 1906 г. он говорил: «... Я считаю, вопрос о
равноправии женщин одним из самых важных социальных вопросов нашего
времени, даже важнейшим, стоящим наряду с вопросом
о положении рабочих классов. Дело идет в моих глазах об исправлении
вопиющей социальной несправедливости»*(14).
Другой русский юрист, депутат Государственной Думы и профессор Санкт -
Петербургского Университета, представитель Психологической школы права
Л.И.Петражицкий*(3) писал: Предоставление женщинам политических прав и
возложение на них политических обязанностей — это средство заставить людей
оставить эгоистическую узость интересов и поднять их до радения об общем
благе Дети таких матерей, которые с воодушевлением и энтузиазмом будут
относиться к великим идеям и задачам, впитают в себя общественную
культуру...»*(11).
Передовые люди того времени не могли не осознавать необходимость полного допущения женщин к занятию государственных должностей.
Исследуя женскую проблему, юристы того времени отмечали нелогичность государства в этом вопросе: при повсеместном поддержании версии о женской неполноценности, в отношении обязанностей государство не предусматривало различий между женщинами и мужчинами. Налоги женщины платили в том же размере, что и мужчины. Перед уголовным судом они отвечали на тех же основаниях, что и мужчины. Если закон и делал некоторое снисхождение к беременным женщинам, то уж не из-за внимания к женщине, а, скорее, из-за внимания к ребенку. В остальном же отношение уголовного закона к женщине было явно пренебрежительное.
Оппоненты напоминали радеющим за равноправие женщинам о воинской повинности, которую они не несли, может быть, именно потому, что не признавались равными мужчинам в правах, а следовательно и в обязанностях.
По этому поводу Хвостов В.М. писал, что женщины несут повинность другого рода: они дают Родине будущих адмиралов и полководцев, платя кровавую дань своими жизнями, ведь по статистике того времени смертность при родах превышала количество погибших в войне.
Мы можем прийти к следующему выводу: русские юристы, активно
включившись в борьбу за равноправие женщин, смогли убедительно доказать
необходимость предоставления им прав, равных правам мужчин, во всех сферах
жизни, умело выстроив логическую цепочку аргументов. Они поддержали женское
движение за равноправие, активно участвовали в работе Первого
Всероссийского Женского Съезда (1908 г.). В 1911 г. женщины получили
избирательное право при выборах в волостное земство. Политические же права
были даны им в полном объеме в 1917 г, конституционно закрепленные в 1918
г.
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Изменения в различных сферах деятельности Российского общества оказывают значительное влияние на положение женщин, реализацию их прав и свобод. В условиях перехода к рынку, усиления экономического кризиса проблемы ликвидации дискриминации женщин, вовлечения их в процесс развития приобретают особую остроту и требуют выработки единой государственной политики. Одним из ее важнейших направлений является ее законодательное оформление.
Конституция РФ (1993 г.) содержит статью 19 п.3, где говорится о равноправии женщин, однако отсутствуют гарантии его реализации и санкции за нарушения этого принципа.
Еще до принятия действующей Конституции был издан Указ Президента РФ
«О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин» (от
4:03.1993 г. № 337), в котором отмечалось, что Россия не выполняет свои обязательства по Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.
Данным Указом признавалась необходимость осуществления целостной государственной политики по улучшению положения женщин в качестве одного из приоритетных направлений социально-экономической политики государства.
В целях реализации этого Указа распоряжением Президента была создана
Комиссия по вопросам женщин, семьи и детей при Президенте Российской
Федерации (от 11.05.1993г.).
В Положении об этой Комиссии говорится, что она является коллегиальным консультативным органом, осуществляющим предварительное рассмотрение и подготовку предложений по вопросам женщин, семьи и детей для Президента РФ.
В связи с подготовкой к IV Всемирной конференции по положению женщин
«Действия в интересах равенства, развития и мира» правительственным
распоряжением был создан Национальный Совет (от 19.06.93 г. № 1103),
которому вменялось в обязанность организовать всю подготовительную работу
на государственном и местном уровнях, включая подготовку правительственного
доклада, а также работу по участию РФ в международных мероприятиях,
проводимых в рамках подготовки и проведения указанной конференции.
В 1996 году (от 8.01.96 г. № 6) было принято Постановление
Правительства РФ«О концепции улучшения положения женщин в РФ», где
определена общая стратегия и приоритетные направления государственной
политики в отношении женщин. Концепция исходит из того, что права женщин
являются неотъемлемой частью общих прав человека. Полное и равноправное
участие женщин в политике, экономике, социальной и культурной жизни на всех
уровнях, включая международный, должно стать главной целью государственной
политики в области улучшения положения женщин в России.
4. ПРИЗНАНИЕ, СОБЛЮДЕНИЕ, ЗАЩИТА ПРАВ РОССИЙСКИХ ЖЕНЩИН КАК ОСНОВНАЯ
ОБЯЗАННОСТЬ ГОСУДАРСТВА
Впервые поставленный еще в конце 19 — начале 20 века вопрос о правовом
положении женщины в российском государстве сегодня, на пороге нового
столетия возникает вновь с не меньшей актуальностью. В современном
обществе, когда права человека и гражданина провозглашаются «высшей
ценностью», а государство считает приоритетной обязанностью соблюдать и
защищать эти права и свободы, зачастую на практике существует ситуация
фактического неравенства правового положения мужчин и женщин, отсутствие
равных возможностей для реализации этих прав и свобод. Статья 19 (ч.2.ч.3)
Конституции Российской Федерации провозглашает равенство прав и свобод
независимо от пола, но, очевидно, провозглашение равных прав мужчин и
женщин должно основываться не только на запрещении дискриминации женщин, но
и дополняться созданием оптимального, достаточно эффективного механизма
реализации этих прав и свобод. Роль женщины как основы семьи, социальное
значение материнства позволяют говорить о том, что общество и государство
обязаны создавать женщине специальные гарантии для реализации их прав,
данный вопрос нельзя сводить только к формальному равенству прав женщины и
мужчины.
Конституционное формула «высшая ценность» (ст. 2 Конституции РФ) — понятие, прежде всего, правовое. Исполнение этой обязанности государством состоит, главным образом, в осуществлении трех важных моментов: признание, соблюдение, защита прав женщины в России.
К 90-м годам нашего столетия, думается, мы пришли не с лучшими результатами. Накопленный в течение десятилетий опыт создания системы правовой защиты женщины разрушался и терялся на глазах. Государство не реализовывало одну из главных своих целей: забота о женщине, обеспечение ее свободного и достойного развития, ее прав и свобод.
Только спустя три года после принятая Конституции, после провозглашения формального равенства в правах мужчин и женщин, в 1996 году начинает формироваться система нормативных актов о правах женщины в России, необходимая для осуществления на практике конституционного принципа равных прав и равных возможностей, для соблюдения прав женщины в единстве общих прав и свобод человека (указе Президента РФ «О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
На федеральном уровне признается, что существуют отличительные черты статуса женщин, вызывающие «особую озабоченность» органов государственной власти и управления РФ. Это такие особенности правового положения женщин, как крайне низкое представительство женщин в федеральных и органах власти субъектов Федерации, на руководящих производственных постах и в предпринимательстве; не обеспечение равных прав на рынке труда; неблагоприятная ситуация, влияние негативных последствий межнациональных и военных конфликтов и т.п. К сожалению, в Концепции Правительство РФ практически не обозначает причины сложившейся ситуации, а лишь ограничивается констатацией фактов. Важен сам подход, попытка обозначить проблемные моменты, и на основании их наметить первые шаги по реализации политики равноправного участия женщин в политической, экономической, социальной и культурной областях жизни на всех уровнях.
В качестве основных направлений деятельности государство предлагает как
обобщение информации о правовом положении женщины (экспертиза
законодательства РФ на предмет соответствия законодательства РФ о правах
женщин международным стандартам о правах человека, организация сбора
статистических данных об участии женщин в государственной и общественной
жизни), так и проведение конкретных мероприятий по реализации плана
(обеспечение необходимого минимального уровня потребления продуктов питания
для беременных, кормящих матерей, по доступным ценам; развитие сети
физкультурно-оздоровительных и спортивных женских, семейных клубов;
развитие учреждений социального обслуживания и др.).
Хотелось бы отметить, что реализация целого комплекса задач в сфере правового положения женщин возможна только при активном участии регионов, которым, согласно данной программе, всего лишь рекомендовано составить подобные планы в течение нескольких лет. Кроме того, вызывают некоторое сомнение сроки исполнения многих мероприятий, определенные в федеральной программе достаточно неоднозначно.
Тем не менее, государство приступило к обязанности разрешить проблему в сфере правового положения женщины в России, признав и определив на государственном уровне основные направления, задачи, методы их разрешения на ближайшие три-четыре года. Следующие шаги — соблюдение и защита прав российских женщин — напрямую связаны с изложенным выше механизмом и, хочется верить, будут решительными и эффективными, ибо только тогда можно говорить и о новой российской государственности, и о гуманистической сущности конституционного строя в целом.
5. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ РОССИЙСКИХ ЖЕНЩИН НА ТРУД В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
В ходе социально-экономических перемен в России состоялся переход к
рыночной экономике, образовался рынок труда. Ситуация усугубляется
продолжающимся кризисом российской экономики, который привел к падению
производства на 50% и резкому сокращению числа рабочих мест. В результате
только за 1992—1995 гг. численность занятых в экономике уменьшилась на 10%
(7,4 млн. чел.). В 1996г. численность работников сократилась еще на 2 млн.
чел. При этом за весь период высвобождено (по инициативе администрации)
7—8%, остальные увольнялись по собственному желанию и выбыли в не
учитываемые госстатистикой сектора экономики. Главные причины уменьшения
численности работников: спад производства, большие размеры неполной
занятости в 1996 г. ежемесячно в среднем около 3,2 млн. (6,7% общей
численности) работали в режиме неполного рабочего дня или недели. Побывали
в вынужденных административных отпусках в 1996 г. 7,5 млн. (3.6%)
работников крупных и средних предприятий*(12).
Естественно, в этой ситуации возросла конкуренция за рабочие места.
Процесс трудоустройства ведется в рыночном режиме. Четко выявились слабо
социально защищенные социально-демографические группы населения — женщины,
молодежь, инвалиды, у которых низкие шансы на трудоустройство, на достойную
зарплату, на полноценную социальную защиту. Им достаются рабочие места, не
популярные у мужчин. Наиболее уязвимыми (самая многочисленная категория —
более 50% работающего населения) оказались женщины.
В силу своего природного предназначения женщины относятся к особой
категории работников, т.к. производят не только материальные и духовные
блага, но и человеческий род, выполняя материнские обязанности, что
неизбежно связано с большими трудовыми затратами по воспитанию детей,
обслуживанию семьи. Именно поэтому рыночные условия занятости более всего
привели к ущемлению женщин в сфере труда. К нерешенным ранее проблемам,
таким как недооценка роли женщин в сфере управления, политике, чрезмерная
занятость их в отраслях производства и на участках с неудовлетворительными
условиями труда, отставание в квалификационном уровне, в оплате труда (по
признанию бывшего министра социальной защиты Л.Безлепкиной*(12) в
интервью 8.08.96 г.) — зарплата женщин в среднем по народному хозяйству
России меньше, чем у мужчин, на одну треть. К этому следует добавить
несовершенство, а главное — нарушение правовых норм по охране труда. К
перечисленным проблемам добавились новые — неизвестность перспектив,
неуверенность, снижение уровня жизни многих семей, невыплаты зарплаты,
пособий на детей, сокращение детских дошкольных учреждений, расширение
платности медицины, образования, страх за будущее своих детей. В
общественном мнении все чаще высказывается идея возврата женщины к
домашнему очагу. Женщины-работницы в значительном ряде отраслей, профессий
и видов работ работают лучше. И здесь очень важно для общества, чтобы
женщина могла свободно выбирать свой жизненный путь, решать, чем ей и где
заняться. Существенную роль в решении этой проблемы могла бы сыграть
целенаправленная, адресная государственная политика в сфере женской
занятости, которая формально существует, но мало эффективна.
Рынок труда с его неизменными атрибутами спроса и предложения рабочей силы, конкуренцией, безработицей усилил существовавшую всегда дискриминацию женщин в сфере занятости. В немалой степени это обусловлено механизмом предоставления женщинам дорогостоящих социальных льгот. Это увеличивает стоимость женской рабочей силы и ограничивает возможности произвола работодателя в использовании женской рабочей силы. А поскольку работодатели ориентированы на получение максимальной прибыли, они не заинтересованы содержать экономически невыгодного и «хлопотного», в плане соблюдения правовых норм, контингента работников. Сегодня на предприятиях свернуты социальные программы. Женщины увольняются первыми (и в большинстве) по сравнению с мужчинами, а принимаются на работу весьма неохотно (например, в числе заявленных на высвобождение в Санкт-Петербурге в 1996 г. было 58,6% женщин, в 1997 г. — 56,4%).
Конституционно декларируемое равенство прав, свобод и равных
возможностей их реализации для мужчин и женщин (ст. 19 Конституции)
фактически не достигнуто. Предусмотренное законом равноправие женщин еще не
означает фактического равенства, поскольку важнейшим условием ее
равноправия является труд женщин в общественном производстве. Женский труд
— особая категория, для ее регулирования устанавливаются государством
специальные нормы права, охраняющие здоровье женщины и материнство. Когда-
то классики ставили задачу втянуть женщину в общественно-производительный
труд, вырвать ее из домашнего рабства.
Путь достижения полного социального равенства женщин прошел несколько
этапов:
1. установление равенства прав женщин по закону;
2. создание равенства возможностей, условий, гарантий для осуществления равных прав;
3. достижение и обеспечение реального равноправия женщин;
4. в перестроечный период вместо достижения полного социального равенства мы имеем откат позиций.
Законодательство о трудовых правах женщин развивалось интенсивно.
Существует большой перечень очень хороших нормативных актов и в плане
особой охраны труда, облегчения условий труда, сокращения норм труда,
особенно в период материнства, расширения социальной помощи по материнству
(пособия), развитие сети дошкольных учреждений, и в плане защиты прав
женщин в труде. Однако, с обеспечением гарантий, с обязательным исполнением
законодательных актов дело обстоит проблематично. Гарантии означают:
условия, способы и средства обеспечения фактической возможности
пользоваться правами и свободами, закрепленными в законе, реально их
осуществлять, а также способы и средства охраны и защиты этих прав и
свобод.
Сформировался рынок женской рабочей силы, характеризующийся зауженным кругом доступных профессий, низким социальным статусом труда, нестабильностью занятости, ограниченными возможностями должностного роста, низкой зарплатой. Стартовые условия женщин в сфере занятости гораздо менее благоприятны по сравнению с мужчинами, не говоря уж о сфере политики.
В Санкт-Петербурге, например, в критической зоне рынка труда (КЗРТ)
(или зона риска рынка труда)*(12) по данным мониторинга Комитета по
занятости населения Санкт-Петербурга за 1997 г. — численность женщин в КЗРТ
почти в два раза выше, чем у мужчин. В отраслевой структуре КЗРТ первое
место по удельному весу занимает бюджетная сфера, где, как известно,
сосредоточено большинство работающих женщин, а также в сфере обслуживания,
торговли*(12).
Перестройка сломала наметившийся путь сокращения занятости женщин на
тяжелых и вредных работах, занятых ручным, тяжелым физическим,
малоквалифицированным трудом. Система стимулирования непривлекательного
труда (большая зарплата и другие льготы) оказалась предпочтительной для
женщин, там наблюдается рост занятости женщин, что чревато для генофонда
России. Тем более, как показал опрос — 70% опрошенных женщин не
удовлетворены 10-ю из 14 элементов условий труда, ухудшающих самочувствие и
рабочее состояние (шум, физическая нагрузка, запыленность, вредные
химические вещества, неудобная рабочая поза и т.д.).
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что предшествующая рыночной ситуации политика государства в области женской занятости была направлена на защиту материнства и детства, но мало уделялось внимания повышению конкурентоспособности женщин в сфере труда, особенно после рождения ребенка; повышения заинтересованности работодателей в использовании женского труда с помощью налоговых льгот.
6. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ЖЕНЩИН В СВЕТЕ
РЕФОРМЫ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В соответствии со ст. 19 Конституции России мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Что касается прав и свобод, с этим положением еще можно согласиться, если рассматривать проблему с формальной точки зрения, что же касается равной возможности их реализации, то эта конституционная сентенция не находит надлежащего подкрепления в текущем законодательстве и не согласуется с реалиями нашей общественной жизни.
Советское и затем российское трудовое законодательство всегда содержало
особые нормы, регулирующие отдельные вопросы использования труда женщин.
Часть этих норм относится ко всем женщинам по признаку их половой
принадлежности, часть связана с исполнением женщинами особой социальной
функции — рождения и воспитания детей. Первая группа норм посвящена особым
правилам охраны труда женщин (запрещение работы в тяжелых и вредных
условиях по специальным перечням работ, ограничение труда в ночное время,
установление предельных норм подъема тяжестей и т.д.). Эти группы норм
никогда не содержали собственно льгот, наоборот, являлись по существу
ограничениями правового статуса женщины, связанными с общественными
представлениями о необходимости охраны нравственного и физического здоровья
женщин.
Другая группа норм действительно предоставляла и предоставляет женщинам
ряд льгот в связи с материнством. Эти нормы в том виде, в каком они
существуют в настоящее время, законодательно оформились к 1990 году (См.
Постановление Верховного Совета СССР от 10.04.1990 г. «О неотложных мерах
по улучшению положения женщин, охране материнства и детства, укреплению
семьи»). С тех пор объем этих льгот не уменьшался. Существенно снизились
лишь фактические возможности реализовать их для трудящихся женщин. Это
свидетельствует о том, что само по себе законодательное сохранение или
расширение льгот женщинам ничего не изменяет в их реальном положении в
сфере труда, а только усиливает их не конкурентоспособность на рынке труда,
закрепляя за ними фактический статус «второсортной» рабочей силы. Поэтому
характерно, что как раз женские организации выступают за отмену «женских»
льгот при рассмотрении проектов нового трудового законодательства. Между
тем из льгот, закрепленных за женщинами в связи с выполнением ими функций
материнства, неотделимы от женщины-матери лишь немногие (необходимость
перевода беременных женщин на легкую работу, предоставление отпуска по
беременности и родам, перерывов кормящим матерям). В связи с этим хотелось
бы обратить внимание на конвенцию МОТ № 156 от 1981 г. о трудящихся с
семейными обязанностями. К таким лицам в соответствии о данной конвенцией
относятся как мужчины, так и женщины, имеющие семейные обязанности в
отношении находящихся на их иждивении детей, либо других ближайших
родственников, которые нуждаются в уходе и помощи, когда такие обязанности
ограничивают их возможности подготовки, доступа и участия в трудовой
(экономической) деятельности. В настоящее время в соответствии со ст. 167
КЗОТ РФ лишь частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до полутора
дет и неоплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до трех лет могут быть
использованы отцом ребенка, бабушкой, дедом или другими родственниками,
фактически осуществляющими уход за ребенком по выбору семьи. Остальные же
гарантии и льготы, предоставляемые женщине в связи с материнством (ст. 172-
1 КЗОТ РФ) распространяются на отцов, а также опекунов (попечителей)
несовершеннолетних лишь в том случае, если они воспитывают ребенка без
матери (в случае ее смерти, лишения родительских прав и т.д.).
Представляется разумным, во всех случаях семье выбирать того члена, который
будет использовать гарантии и льготы, связанные с воспитанием детей.
Помимо этого следует признать, что возможности для расширения льгот,
предоставляемых в сфере трудового права в связи с материнством
(отцовством), почти исчерпаны, в некоторых же случаях в ходе реформирования
трудового законодательства, возможно, их дифференциация, исходя из реальных
возможностей работодателя, например, в сфере малого бизнеса.
В создании надлежащих условий для материнства в обществе в первую очередь и должно быть заинтересовано общество (соответственно и государство). Отсюда вытекает положение, что решать проблемы, связанные с созданием условий для рождения и воспитания детей, следует, прежде всего, средствами права на социальное обеспечение, а не трудового права. Однако, все разрабатываемые проекты реформ социального обеспечения этого не учитывают, напротив, активно игнорируют мысль о том, что рождение и воспитание детей является самостоятельной сферой общественно-полезной деятельности. Необходимо напомнить, что социальное страхование — основная организационно-правовая форма социального обеспечения в нашей стране. И тут открываются принципиальные возможности стимулирования работодателей к использованию женского труда путем соответствующей организации системы социального страхования.
7. ПРОФСОЮЗЫ И ЗАЩИТА СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ПРАВ ЖЕНЩИН
Профессиональные союзы, как на Западе, так и в России, всегда
участвовали в решении «женского вопроса». Особо оговаривался вопрос о
продолжительности рабочего дня для женщин, подростков и детей. В традициях
профсоюзного движения было оказание, к примеру, юридической или медицинской
(оплата врача) помощи не только непосредственно члену профсоюза, но и
членам его семьи (жены, дети). Профсоюзы стремились улучшать условия труда
женщин, подростков и детей. Для этого они активно включались в работу
«женских съездов», «съездов фабрично-заводских врачей», «антиалкогольных
съездов», как это было в России в начале века.
Защита социально-трудовых прав женщин и по сей день остается в поле
зрения профессиональных союзов всех стран. Сегодня для России это весьма
актуальная проблема. К сожалению, сейчас женщина оказалась, пожалуй, самой
незащищенной категорией населения. Несмотря на то, что принципы равноправия
мужчин и женщин закреплены в Конституций РФ, КЗОТе, Законе «О занятости
населения» и других документах. В сфере труда объективно сохраняется
разделение на «мужские» и «женские» профессии и отрасли. Большая часть
женщин занята в ограниченном количестве профессий на сравнительно низком
должностном уровне. Женщины больше, чем мужчины, заняты ручным и
малоквалифицированном трудом, несправедливо много их работает на тяжелых
физических работах и на производстве с вредными условиями труда. Причем
уровень заработанной платы в традиционно «женских» отраслях значительно
ниже. Высок и удельный вес женщин среди безработных — 62% . Две трети
потеряли работу в результате высвобождения. В последние годы женщины
заметно вытесняются из финансовой сферы, где заработки существенно выше.
Несмотря на высокий уровень образования (из числа работающих имеют высшее
образование 19,6% женщин и 16,8% мужчин) — профессиональную карьеру делают
незначительное число женщин. Происходит рост травматизма на производстве.
Ежегодно травмы получают от 70 до 80 тысяч женщин-работниц*(4).
К сожалению, те права и гарантии, которые записаны в законах,
реализуются очень скверно. В итоге получается совсем неприглядная картина.
Сегодня работодатели часто нарушают трудовое законодательство
Профессиональным союзам, приходится иметь дело с настоящей дискриминацией»
с незаконным увольнением матерей-одиночек, женщин, находящихся в отпуске по
беременности и родам, а также по уходу за ребенком в возрасте до трех лет.
Профсоюзы сегодня предлагают срочно разработать скоординированную программу по выводу женщин из тяжелых, вредных и опасных условий труда. Они требуют принять меры, которые позволят хотя бы уменьшить влияние вредных и опасных факторов на здоровье женщин, обеспечить их индивидуальными средствами защиты, постепенно заменять оборудование. Профсоюзы требуют и изменения политики доходов. Учитывая, что большая часть женщин занята в организациях, финансируемых за счет средств бюджета, они добиваются законодательно поднять зарплату бюджетных организаций.
В Программе действий ФНПР до 2000 года, принятой III съездом ФНПР, записано, что профсоюзы будут гарантом социального мира и, в частности, в осуществлении профсоюзного контроля за реализацией федеральных и региональных программ по защите семьи, женщин, молодежи и детей.
Наиболее эффективным в защите социально-трудовых прав женщин сегодня остается социальное партнерство. Заключение соглашений на разных уровнях и коллективных договоров всегда предусматривает и решение «женского вопроса».
В условиях правового беспредела российским профсоюзам очень важно
привести в соответствие наши правовые нормы в сфере труда с международными.
Это, с одной стороны, будет способствовать расширению профсоюзного
лоббирования, а с другой, даст возможность требовать от зарубежных
предпринимателей, работающих в России, соблюдать законы, регулирующие
трудовые отношения.
Именно поэтому Федерация Независимых Профсоюзов России активно
включилась в работу над программой подготовки и ратификации Российской
Федерацией «Европейской социальной хартии».
«Европейская социальная хартия» наряду с «Европейской конвенцией о
защите прав человека и основных свобод» является наиболее важным документом
Совета Европы в сфере обеспечения прав человека. И если Конвенция является
преимущественно инструментом защиты гражданских и политических прав, то
Хартия посвящена защите социальных прав, в т.ч. и женщин.
В «Европейскую социальную хартию», принятую еще в 1961 году, в 1996
году внесены дополнения. Сегодня очень важно, чтобы Россия, вошедшая в
Совет Европы, ее ратифицировала. Дополненная Хартия уже подписана девятью
государствами: Бельгией, Кипром, Данией, Финляндией, Францией, Грецией,
Италией, Португалией и Швецией. После того, как ее ратифицируют хотя бы три
государства, она вступает в силу, что ожидается в 1998 году*(4).
Среди прочих гарантий «Европейская социальная хартия» предусматривает гарантии трудящимся женщинам, права матери и семьи, права детей. Статьи 4, п.3,7, 8,16, 20, 27 предусматривают право женщин на справедливое вознаграждение за труд равной ценности с мужчинами; право детей и молодежи на специальную защиту от физических и моральных рисков; права работающих
«Солидарность», 1998, № I женщин на охрану материнства; специальную защиту семьи; право на равные возможности и равное обращение в сфере занятости без дискриминации по признакам пола; право работников с семейными обязанностями на равные возможности и на равное обращение.
Для профсоюзов очень важно, что в новую редакцию Хартии внесена статья о том, что профсоюзное членство или участие в профсоюзной работе в нерабочее время или с согласия предпринимателя в рабочее время не должно составлять уважительные причины прекращения трудовых отношений (Ст. 24, п.3).
8. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВ ЖЕНЩИН В РОССИИ
Политические права женщин, закрепленные в международном и национальном законодательстве, являются элементом общечеловеческих ценностей и идеалов, механизм реализации которых в значительной степени затруднён тем, что в век информатизации, политика остаётся ещё преимущественно сферой мужской деятельности.
Согласно Конвенции о политических правах женщин 1953 г. женщины имеют
право без какой-либо дискриминации голосовать ни всех выборах наравне с
мужчинами, им предоставлено право быть избранными во все учреждения,
требующие публичных выборов, занимать должности на общественно-
государственной службе. Многие страны ратифицировали эту Конвенцию, в том
числе и СССР, однако женщины на планете занимают всего 14% управленческих
должностей, 6% постов в кабинетах министров, 11% мест в парламентах*(13).
Поэтому ст.1 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении
женщин 1979 г. понятие «дискриминация» в отношении женщин трактует как
любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое
направлено на ослабление или сводит на нет признание, использование или
осуществление женщинами прав и свобод, в том числе и политических.
Конституция Российской Федерации 1993 г. также закрепила не только
равенство прав и свобод мужчин и женщин, но и равные возможности их
реализации. Это указание не может истолковываться элементарно.
Общепризнанно социальное значение материнства и роль женщины в продолжении
рода, вследствие чего женщина нуждается в дополнительных гарантиях
равенства в сфере реализации не только социально-экономических, но и
политических прав. Провозглашенное в Конституции России равенство граждан
перед законом и право без всякой дискриминации на равную защиту прав и
законных интересов вовсе не означает, что различные категории граждан имеют
равный правовой статус. В законодательстве имеется большое количество норм
и даже отдельных законов, посвященных особенностям правового статуса детей,
молодежи, женщин. Эти особенности, связанные с возрастом, полом касаются
различных, сфер общественных отношений, в том числе и политических.
Проблема реализации избирательных прав женщин в России была решена с
принятием Конституции РСФСР 1918 г.. В состав же 1 Съезда народных
депутатов СССР в 1988 году было избрано 15% женщин — вдвое меньше, чем до
демократических нововведений. Причём большая часть депутатов-женщин была
избрана от КПСС и других общественных объединений, на выборах в парламенты
союзных республик в 1990 году доля женщин-депутатов не превышала 5%.
Примерно на этом же уровне она держится и теперь, так в Республике Беларусь
депутаты-женщины в парламенте составляют 4,5% в то время, как в парламенте
Турции их 11%. Общеизвестно, что в скандинавских странах, где в парламентах
женщины-депутаты составляют порядка 40%, политика малоагрессивна и
конструктивна, приоритетами в ней являются защита прав человека и
социального благосостояния. Опыт этих стран показал, что женщины приходят
во власть, как правило, пройдя школу политических партий и иных
общественных движений, имея опыт работы с людьми. Так, в Голландии в каждой
политической партии, имеется 35% квота для женщин; программа «равных
возможностей» в США вынуждает из числа претендентов на различные должности
выбирать в первую очередь женщин*(13).
Нельзя согласиться с тем, что введение квот для устранения фактического
неравенства создаёт новое неравенство, поскольку «квотные» назначенцы
уступают уровне профессионализма тем, кто получил место в парламенте или
ином органе государства в результате свободной конкуренции. Так, подбор
«квотных» кандидатов депутаты в рамках партии или иного общественного
движения также характеризуется конкурентной борьбой.
Путь реализации политических прав женщин в России, как и в других
странах, лежит через создание женской политической партии, которая бы
представляла и защищала в парламенте интересы, прежде всего женщин-
избирательниц, которых на 9,5 млн. больше, чем мужчин, а среди пенсионеров,
которые более активны на выборах, — их больше в 2,5 раза. Так, движение
«Женщины России» — прототип политической партии, на выборах в
Государственную Думу в 1993г. получили 46 мандатов более 10% общего состава
депутатов Думы.
В законе о политических партиях и иных законодательных актах особое
внимание законодателя должен привлечь механизм реализации провозглашенных
Конституцией равных прав и свобод мужчин и женщин.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По-моему, переход от одной системы общественных отношений к другой, как
это происходит в нашей стране, неизбежно влечет за собой изменения
законодательной базы, в том числе и в отношении прав и интересов женщин.
Прежде всего это касается конституционных норм. В ныне действующей
Конституции РФ осталась формулировка:
«Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их
реализации». В то время как в Конституции СССР была статья 35, которая не
только закрепляла равные права женщин и мужчин, но и гарантировала
осуществление этих прав. В совокупности конституционных гарантий выделялись
две группы гарантий. К первой из них относились те, которые обеспечивали
равноправие женщины как гражданки и трудящейся, т.е. равные с мужчинами
возможности в получении образования, профессиональной подготовки, в труде,
вознаграждении за него и продвижении по работе, в общественно-политической
и культурной деятельности.
Ко второй группе гарантий относились конституционные установления, учитывающие выполнение материнских функций и обеспечивающие возможности для совмещения профессионального труда и семейно-бытовых обязанностей. В числе этих гарантий были: специальные меры по охране труда и здоровья женщин, создание условий, позволяющих сочетать труд с материнством.
Дополнительные гарантии равенства женщин содержались в ст.53 советской
Конституции были конкретизированы формы государственной заботы о семье —
создание и развитие широкой сети детских учреждений, организация и
совершенствование службы быта и общественного питания, а также различные
виды пособий и льгот.
Все это полностью соответствовало международным Конвенциям ООН. К сожалению эффективного механизма контроля за их соблюдением разработано не было.
Мне кажется, что сегодня Конституция РФ не содержит никаких гарантий
равенства прав женщин, а статья 38 п. 1 лишь сурово констатирует:
«Материнство и детство, семья находятся под защитой государства». Фраза эта
оставлена лишь потому, что та же самая Конституция признает верховенство
международных актов. Фактически же дело обстоит совсем наоборот: в бюджете
отсутствуют соответствующие статьи расхода, а при хроническом его дефиците
урезаются в первую очередь расходы на пособия по материнству и детству, не
говоря уже о том, что многие родовспомогательные и детские учреждения
закрыты из-за отсутствия бюджетного финансирования. В капиталистических
странах занятость женщин растет в связи с коренными изменениями условий
труда, расширением гибких форм занятости, сопровождается высокой степенью
индустриализации сферы быта, а также такими общераспространенными
явлениями, как рост цен, инфляция, необходимостью заработка.
В нашей стране причины высокой занятости женщин были связаны с индустриализацией народного хозяйства, разрушениями Великой Отечественной войной, экстенсивным развитием экономики в 60-е годы, созданием новых рабочих мест с сохранением устаревших технологий, необходимостью еще одного заработка в семье.
Вместе с тем интенсивное вовлечение женщин в общественное производство,
рост их образовательного уровня оказали существенное влияние на возможность
реализации личности в различных сферах, включая общественно-политическую.
Все это изменило их потребности, духовный мир, формы жизнедеятельности,
статус в обществе, нашло соответствующее отражение в правовых нормах и
правовой культуре. Однако на положении женщин негативно сказалось
отсутствие верховенства закона, а также принятие законодательных актов, не
подкрепленных материальным и финансовым обеспечением, например, решение
высвободить женщин с тяжелых работ не было подкреплено созданием рабочих
мест для них с благоприятными условиями труда.
Представленные в реферате главы преследуют одну, первостепенную задачу
— показать безответственное отношение нынешнего государства к главному
субъекту общественных отношений, к женщине. Древние давно сказали истину,
суть которой заключается в том, что желание увидеть стабильное государство
и общество требует взглянуть на отношение в них к женщине — матери,
воспитательнице.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СТАТЬИ
1. Балибалова Д.И. Актуальные проблемы социально-правовой защиты женщин. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-Пресса».,1998.
2. Глущенко П.П. Социально-правовая защита конституционных прав и свобод граждан(теория и практика). – Спб., 1998.
3. Гоппе Э.Ю. Актуальные проблемы социально-правовой защиты женщин. –
СПб.: Издательский дом «Бизнес-Пресса».,1998.
4. Григоян Э.Е. Актуальные проблемы социально-правовой защиты женщин.
– СПб.: Издательский дом «Бизнес-Пресса».,1998.
5. Зиновьев А.В. Энциклопедия правоведения для абитуриентов и студентов юридических вузов.
Основы конституционного права. – СПб.: СКФ «Россия –Нева», 1996.
6. Келехсаева Г.Б. Актуальные проблемы социально-правовой защиты женщин. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-Пресса».,1998.
7. Коллонтай А.М. Социальные основы женского вопроса. СПб., 1909;
Общество и материнство. Петроград., 1916.
8. Корбут Я.В., Поленина С.В. Международные Конвенции и Декларации о правах женщин и детей (Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин). – М., 1997.
9. Никифорова Н.Н. Актуальные проблемы социально-правовой защиты женщин. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-Пресса».,1998.
10. Пасешникова Л.А. Актуальные проблемы социально-правовой защиты женщин. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-Пресса».,1998.
11. Петражицкий Л.И. О равноправии женщин. СПб.,1907.С.7
12. Романенкова Г.М. Актуальные проблемы социально-правовой защиты женщин. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-Пресса».,1998.
13. Челышева О.В. Актуальные проблемы социально-правовой защиты женщин.
– СПб.: Издательский дом «Бизнес-Пресса».,1998.
14. Хвостов В.М. О равноправии женщин. М., 1911. С.12
ДОКУМЕНТЫ
15. Венская декларация и программа действий.
16. Всеобщая декларация прав человека.
17. Кодекс Законов о Труде РФ.
18. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.
19. Конвенция о политических правах женщин.
20. Конвенция о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями.
21. Конституция РФ (1993).
22. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.
23. Международный пакт о гражданских и политических правах.
24. Пекинская декларация.