Оглавление.
ВВЕДЕНИЕ____________________________________2
ГЛАВА №1.АО как юридическое лицо____________4
1)Понятие юридического лица_________________4
2)Виды и признаки АО________________________7
3)Способы образования и ликвидации АО_______9
ГЛАВА №2.Принципы организации АО____________14
1)Структура управления АО___________________14
2)Уставной капитал и акции__________________16
3)Виды субъектов АО_________________________19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ__________________________________24
БИБЛИОГРАФИЯ________________________________25
Введение.
В результате осуществления в последние годы широкого комплекса мер по разгосударствлению и приватизации в России произошли значительные изменения в отношениях собственности и организационно-правовых формах коммерческой деятельности.
Нынешнюю ситуацию характеризуют:
-преодоление монополии государственной собственности практически во всех сферах народного хозяйства;
-превращение частной собственности в одну из основных форм собственности в российской экономике;
-многообразие форм собственности;
-становление новых форм хозяйствования, адекватных изменениям в отношениях собственности;
-утверждение новых форм организации экономической деятельности
(акционерные общества, товарищества, благотворительные и иные общественные
фонды и т.д.);
-формирование инфраструктуры рынка и механизмов,обслуживающих новые формы собственности.
Новая ситуация потребовала радикальных изменений в правовой основе экономической деятельности. Гражданский кодекс Российской Федерации, первая часть которого введена в действие 1 января 1995 года, -важнейшая веха на этом пути. Он определил принципиальные основы экономических отношений при переходе к рыночным методам хозяйствования, сформировал основные правила, нормы их правового регулирования, обобщил и законодательно закрепил новые формы организации экономической жизни, возникшие в последние годы.
В новом Кодексе, в частности, жёстко регламентированы организационно- правовые формы коммерческой деятельности. А это означает, что все без исключения действующие коммерческие структуры должны быть приведены в соответствие с введёнными Гражданским Кодексом нормами. Новые правила относящиеся к тому или иному виду коммерческой деятельности, сопоставляются со старыми. Это облегчит усвоение новых правил и адаптацию действующих организационно-правовых форм.
Ни одна из организационно-правовых форм не есть нечто застывшее, раз навсегда данное. При определённых условиях и по определённым правилам каждая из них способна преобразовываться в другие формы. Данное обстоятельство очень важно, ибо позволяет вести коммерческую деятельность более гибко и динамично.
При переходе к рыночной экономике Россия отвела значительную роль акционерным обществам, позволяющим участвовать в инвестиционным процесcе наряду с предпринимателями и значительному количеству простых граждан, а так же способствующим перераспределению капиталов в экономике страны по наиболее продуктивным сферам хозяйствования. Акционерное общество является в настоящее время преобладающей по своему количеству организационно- правовой формой коммерческих организации.
Первый этап - этап создания акционерных обществ, когда на основе
постановлений и указов Президента отрабатывались отдельные правовые схемы,
обеспечивающие их функционирования окончился. С принятием первого в истории
России Закона “Об акционерных обществах” , вступившего в действие с 1
января 1996 года, начался этап формирования стабильной правовой базы АО.
В курсовой работе рассмотрены вопросы деятельности акционерных обществ.
ГЛАВА № 1
АО как юридическое лицо.
1.Понятие юридического лица.
Наряду с физическими лицами Гражданский кодекс Российской Федерации признаёт субъектами гражданских прав и обязанностей юридические лица.
Юридическим лицом признаётся организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
История существования юридического лица насчитывает более двух
тысячелетий. Хотя в римском праве и не существовало как такового термина
"юридическое лицо", однако его конструкция, используемая как своего рода
приём юридической техники для введения в оборот имущественной массы, та или
иначе обособленной от имущества физических лиц, была чётко выражена. В
самом деле, развитие товарно-денжных отношений, имущественного оборота
предполагает участие в нём не только отдельных людей-физических лиц,
обладающих право-и дееспособностью, т.е. способностью иметь права и
обязанности, в том числе связанные с имуществом, и своими действиями
приобретать эти права и обязанности, но также и участие в этом обороте
образованных ими организаций для осуществления какой-либо цели, в том
числе, коммерческой деятельности. При создании подобных организаций
возникла сложная совокупность отношений, для которых необходимо особое
нормативное регулирование со стороны государства. Такое регулирование
подразумевает определение юридического статуса объединения, его признаков,
видов объединений, их организационно -правовых форм.
Развитие капиталистической формы хозяйствования, ускорение производства
и оборота товаров и услуг, создание централизованного производства и
кооперированного сбыта, концентрация капитала для создания таких
производств обусловили необходимость возникновения соответствующих
организационно- правовых юридических форм. Конструкция юридического лица
наиболее подходила для этого, и нужно было только законодательно закрепить
или создать соответствующие потребностям экономического оборота
организационно-правовые формы юридического лица,предусматривающие
определённые управленческие и имущественные особенности (товарищества,
общества и т.д.). При этом необходимо заметить, что понятие "юридического
лицо" получило распространение только в гражданском законодательстве стран
континентальной системы прав, в основном европейских государств.
Законодательство стран с англосаксонской системой права не использует
понятие "юридическое лицо", а простоопределяет виды объединений, которые
рассматриваются как самостоятельные субъекты права (партнёрства, корпорации
и т.д.) или же считаются самостоятельными субъектами права в определённых
случаях, предусмотренных законодательством.
Дать исчерпывающее и всеобъемлющее определение юридического лица не представляется возможным. Законодательство ряда стран идёт просто по пути перечисления основных, наиболее существенных, признаков юридических лиц или же содержит только их классификацию. Эта сложность вплне объяснима: конструкция юридического лица, опосредуя отношения имущественного оборота, применяется не только к формам создания и существования коммерческих юридических лиц, но и некоммерческих, в том числе и с участием государства.
-Юридическое лицо можно определить как совокупность следующих признаков:
-юридическое лицо имеет или может иметь имущество, обособленное от имущества его участников;
-юридическое лицо обладает самостоятельной волей, которая может не совпадать с волей его отдельных участников;
-юридическое лицо вправе совершать от своего имени сделки, т.е. участвовать в имущественном обороте;
-юридическое лицо несёт самостоятельную ответственность по своим обязательствам;
-юридическое лицо может быть истцом и ответчиком в суде;
-существование юридического лица является, в принципе, бессрочным и не зависит от состава его участников.
Во многом действие этих признаков лишь предполагается, а на практике
законодательство вносит свои особенности и исключения в их действия. Так,
например, положение об абсолютной самостоятельности юридического лица
коммерческого характера во многом ограничено предписаниями антимонопольного
законодательства разных стран. Гражданский кодекс Российской Федерации
содержит прямую норму о солидарной ответственности основного общества
(товарищества) вместе с дочерним обществом по долгам последнего, возникшим
по сделке, заключённой дочерним обществом во исполнение обязательных
указаний основного.
Таким образом, решая вопрос о выборе формы деятельности в той или иной
сфере (осуществлять её как гражданин-физическое лицо или же создать
организацию-юридическое лицо), необходимо предварительно изучить все
особенности законодательства, определяющие положение юридических лиц вообще
(в качестве субъектов гражданских прав и обязанностей), и нормы, касающиеся
отдельных организационно-правовых форм юридических лиц. Такое знание важно
и для тех, кто в ходе своей деятельности сталкивается с юридическим лицом,
чтобы правильно определить его правовое положение, порядок и условия
участия его в коммерческом обороте, ответственность, которую юридическое
лицо и/или участники юридического лица будут нести по его обязательствам.
Например, ответственность общества с ограниченной ответственностью и
акционерного общества ограничена по общему правилу только принадлежащим им
имуществом, между тем как в случае недостаточности имущества для
удовлетворения требований кредиторов у полного товарищества, товарищества
на вере и общества с дополнительной ответственностью по их долгам будут
отвечать в соответствии с положениями Гражданского кодекса их участники.
Гражданский кодекс, признавая юридические лица субъектами гражданских прав и обязанностей, проводит общую дифференциацию юридических лиц на коммерческие и некоммерческие. Деление организаций на коммерческие и некоммерческие проводится в зависимости от наличия при создании и деятельности организации в качестве основной цели извлечение прибыли. При этом перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций, приведённый в Гражданском кодексе, является исчерпывающим, что означает невозможность использования для ведения предпринимательской деятельности какой-либо иной формы, кроме предусмотренных в Кодексе.
2.Виды и признаки АО.
Акционерным обществом признаётся коммерческая организация, уставной капитал которой разделён на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.
Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Различают открытые и закрытые акционерные общества. Их акции отличаются
элементами открытой или закрытой подписки.
1.Основной критерий для различия - способность свободно обращаться. Акции
открытого акционерного общества могут переходить от одного лица к другому
без согласия других акционеров. Акции закрытого акционерного общества могут
переходить от одного лица к другому только с согласия большинства
акционеров, если иное не оговорено в уставе.
2.Второй критерий - способ первичного размещения среди инвесторов. Акции
открытого акционерного общества эмитируются в форме публичного размещения
ценных бумаг среди неограниченного круга инвесторов с публичным объявлением
эмиссии рекламной программой, регистрацией проспекта эмиссии. Акции
закрытого акционерного общества эмитируются в виде частного размещения без
объявления рекламы, регистрации и публикации проспекта эмиссии. Круг
инвесторов заранее известен и ограничен.
Акция как документ состоит из двух частей: акционной и купонной. Первая из них (лицевая сторона) содержит все обязательные реквизиты акции, включая имя ее владельца, на второй (оборотная сторона или дополнительный лист) проставляются отметки о выплате дивидендов. Наряду с выпуском акций в натуре, т.е в виде документов на бумаге, все большее распространение у нас в стране получает т.н. бездокументарная форма акций3. Фактически, в этом случае акция представляет собой запись о принадлежащих ее владельцу правах, сделанную в специальном реестре.
Уменьшение уставного капитала акционерного общества производится путем
снижения номинальной стоимости акций либо сокращения их общего количества
(т.е. амортизация акций). В обоих случаях общество обязано уведомить об
этом всех своих кредиторов, а последние вправе потребовать досрочного
исполнения или прекращения обязательств и возмещения причиненных этим
убытков (ст. 30 Закона «Об акционерных обществах»). Уменьшение уставного
капитала не допускается, если в результате этого его величина опустится
ниже
Существует два типа акционерных обществ: открытые и закрытые.
Основное отличие между ними заключается в способе распределения акций.
Акции закрытых акционерных обществ распределяются среди их учредителей.
Акции открытых акционерных обществ свободно продаются и покупаются, и
совладельцем объединенного имущества такого общества может стать всякий,
кто купил хотябы одну акцию. При этом акции акционерного общества открытого
типа могут переходить от одного владельца к другому без согласия других
акционеров, тогда как акции общества закрытого типа - лишь с согласия
большинства акционеров, если иное не оговорено в уставе общества.
Функционирование акционерного общества закрытого типа отличается и другими особенностями, которые в обязательном порядке должны быть отражены в его уставе. Акционерные общества закрытого типа - это в основном небольшие частные предприятия с невысокой численностью акционеров, такие, как магазины, ателье, мастерские, гаражи и т.п.
Основными характеристиками акционерного общества открытого типа
являются масштабы объединенного капитала и большое количество владельцев.
Основная идея, которая обычно преследуется при создании такой формы
частного предприятия, заключается в привлечении и концентрации больших
денежных средств (капитала) населения и других предприятий с целью их
использования для получения прибыли.
Акционерное общество закрытого типа представляет собой объединение не только капиталов, но и конкретных участников (физических и юридических лиц).
В Законе об акционерных обществах предусмотрено: в закрытое АО может входить не более 50 участников (физических и юридических лиц). С момента превышения этого предела общество будет признаваться открытым независимо от записи в уставе и обязано перерегистрироваться в качестве открытого.
Приверженность к закрытому АО объясняется склонностью к скрытному
хозяйствованию, по принципу: чем меньше знают об экономическом положении
предприятия и итогах его деятельности, тем лучше, да и спокойнее
руководителям, у них развязаны руки. (Руководство пытается избавиться от
контроля за своей деятельностью со стороны независимых внешних акционеров.)
Примешивается и превратное представление о коммерческой тайне. За редким
исключением АО не публикуют свои балансовые отчеты и отчеты о прибыли.
А многие просто не осознают преимущества открытых АО. Как уже
говорилось в настоящем реферате, открытые АО возникают тогда, когда
требуется привлечь крупные капиталы. Чем больше участников АО, тем лучше.
Здесь важно обеспечить благоприятные условия для привлечения средств.
Участники открытого АО вправе продать свои акции кому угодно и по любой
цене.
3.Способы образования и ликвидации АО
Большое значение имеет вопрос о регистрации юридического лица.
Государство предусматривает возможность создания его как субъекта права
только в установленном им порядке. История знает примеры, когда для
создания юридического лица требовалось разрешение высших государственных
органов или монархов (например, в дореволюционной России).
Традиционно сложились следующие системы регистрации юридических лиц: разрешительная, при которой окончательное решение вопроса о создании
юридического лица принимается государственным органом по его усмотрению; явочная, при которой государственные органы только ставятся в
известность о создании юридического лица и, если этого требуют правила,
автоматически вносят его в реестр; нормативно- явочная, при которой государственные органы принимают
решение о регистрации нового юридического лица в порядке и на условиях,
определённых нормативными актами, и не могут по своему усмотрению
(например, мотивируя нецелесообразностью существования) отказать в
регистрации юридического лица.
Нормативно-явочная система регистрации юридических лиц существует сейчас в России, и новый Гражданский кодекс лишь закрепляет её, внося при этом некоторые коррективы. Так, например, предполагается изменение существующей в настоящее время дифференцированной (в разных органах) системы регистрации юридических лиц на единый порядок регистрации всех юридических лиц, коммерческих и некоммерческих, в органах юстиции.
Одним из требований, предъявляемых законом к созданию и деятельности коммерческого юридического лица, является наличие у него учредительных документов. К учредительным документам относятся устав и (в ряде случаев- или) учредительный договор. Учредительные документы юридического лица имеют две важные функции. Во-первых, выполняя внешнюю, представительскую функцию, они доводят до всеобщего сведения информацию об особенностях формы данного юридического лица , его правоспособности, наименовании, организационной структуре, месте его нахождения и другие сведения, которые могут иметь значение. Такие сведения, как правило, играют большую роль для лиц, вступающих в сделки с юридическим лицом. В случае изменения содержащихся в учредительных документах положений новые правила вступают в силу для третьих лиц только после их государственной регистрации. При этом в ситуации, когда третьи лица будут действовать в своих отношениях с юридическим лицом, изменения в учредительные документы которого ещё не зарегистрированы, с учётом таких изменений, данное юридическое лицо не может оспаривать эти действия третьих лиц. Во-вторых, выполняя внутреннюю функцию, они определяют отношения между учредителями юридического лица по поводу их участия в формировании имущества, распределении прибыли юридического лица, управлении им и т.д. Так, например, в учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия распределения между участниками прибыли и убытков, управления его деятельностью, условия и порядок выхода учредителей из его состава.
Важными атрибутами юридического лица являются его наименование и место
нахождения. Наименование любого юридического лица должно содержать указание
на его организационно-правовую форму. Так, например, фирменное наименование
любого полного товарищества должно содержать слова "полное товарищество".
Помимо этого Гражданский кодекс в ряде случаев предусматривает
дополнительные требования к наименованиям отдельных форм коммерческих
организаций: наименование унитарного предприятия должно содержать указание
на собственника его имущества и характер деятельности предприятия.
Зарегистрированное в установленном порядке фирменное наименование
юридического лица признаётся объектом права собственности, и всякое лицо,
неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование
обязано прекратить его использование и возместить причинённые убытки.
Местом нахождения юридического лица признаётся место его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не будет установлено иного. На данный момент отсутствуют нормы закона, устанавливающие случаи, когда место нахождения юридического лица отличное от места его государственной регистрации, может или должно быть определено учредительными документами. В частности, место нахождения юридического лица имеет значение: при налогообложении данного юридического лица; при решении вопроса о его резиденстве в целях валютно-экспортного регулирования; при разрешении судебных споров и определении подсудности.
Юридическое лицо в процессе осуществления своей деятельности вправе
создавать собственные обособленные подразделения-представительства и
филиалы, которые не являются самостоятельными субъектами права-юридическими
лицами. Представительство-обособленное подразделение юридического лица,
расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы
юридического лица и осуществляет их защиту. Филиал- обособленное
подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и
осуществляющее все его функции или часть, в том числе функции
представительства. Юридическое лицо может наделять их имуществом,
определять обязательные для них положения, в том числе порядок
деятельности, назначать руководителей представительств и филиалов.
Руководители представительств и филиалов действуют на основании
доверенностей, выданных юридическим лицом. Представитедьства и филиалы,
создаваемые юридическим лицом, должны быть указаны в его учредительных
документах.
Юридическое лицо может быть реорганизовано. Существуют следующие формы реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование его в иную организационно-правовую форму.
Реорганизация производится по решению учредителей, органа юридического лица, имеющего на то полномочия, закреплённые в учредительных документах, а также при разделении и выделении в установленных законом случаях-по решению уполномоченных государственных органов или суда. Если реорганизация юридического лица не будет произведена по решению уполномоченных государственных органов или суда добровольно, то суд вправе назначить внешнего управляющего юридическим лицом, к которому перейдут все полномочия по управлению его делами.
Во всех случаях реорганизации, за исключением присоединения, юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации в форме присоединения реорганизация юридического лица, к которому присоединяется другое юридическое лицо, считается законченной с момента внесения в государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединённого юридического лица.
После принятия решения о реорганизации юридического лица его учредители или орган, принявший решение о реорганизации, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица. Кредиторы реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращение или досрочного исполнения обязательств, должником по которым является это юридическое лицо, и возмещения убытков.
Ликвидацией юридического лица признаётся его прекращение без перехода прав и обязоностей в порядке правопреемства к другим лицам. Ликвидация юридического лица может быть добровольной-по решению его учредителей либо уполномоченного на то учредительными документами органа юридического лица или принудительно-по решению суда в определённых законом случаях.
Учредители юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации, должны совершить следующие действия: незамедлительно сообщить об этом в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликвидации; назначить по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию и установить порядок и сроки ликвидации.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Для завершения ликвидации ликвидационная комиссия обязана совершить следующие действия: принять все меры для выявления кредиторов и получения дебиторской задолженности. Для этого она должна поместить в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований кредиторами (срок не может быть меньше двух месяцев с момента публикации о ликвидации), а также письменно уведомить всех известных ей кредиторов юридического лица о его ликвидации; по истечении срока для заявления требований кредиторами составить промежуточный ликвидационный баланс и утвердить его у учредителей или органа, принявшего решение о ликвидации по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц; произвести денежные расчёты с кредиторами (при недостаточности для этого денежных средств осуществить продажу имущества коммерческой организации с публичных торгов в порядке, установденном для исполнения судебных решений) в следующей очерёдности: в первую очередь-удовлетворить требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несёт ответственность за причинение вреда жизни или здоровью; во вторую очередь-произвести расчёты по выплате выходных пособий и оплате труда с работниками данного юридического лица; в третью очередь-произвести расчёты по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица; в четвёртую очередь-рассчитаться по задолженности по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды (налоги и сборы); в пятую очередь-произвести расчёт с другими кредиторами; после завершения расчётов с кредиторами составить ликвидационный баланс, который утверждается учредителями или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.
Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передаётся его учредителям, если иное не предусмотрено законодательством или учредительными документами юридического лица.
ГЛАВА №2
Принципы организации АО.
1.Принципы организации управления акционерным обществом.
Акционерное общество - одна из наиболее сложных организационно-правовых форм юридического лица. В нем предполагается наличие нескольких органов управления, внутреннего и внешнего контроля, органов общего собрания, распределение между ними компетенций, установление порядка принятия этими органами решений, определение возможности действия их от имени общества, определение ответственности за причиненные убытки. Федеральный закон "Об акционерных обществах" ввел ряд общеобязательных требований к органам акционерного общества, при этом он предусматривает многовариантность в решении перечисленных выше проблем, оставляя право выбора за акционерами.
При приведении учредительных и иных документов в соответствие с требованиями закона, в первую очередь необходимо выбрать оптимальную для вашего общества структуру органов управления и рационально распределить между ними полномочия. В акционерном обществе создаются следующие органы, через которые это юридическое лицо осуществляет свои функции.
Органами управления являются:
- общее собрание акционеров;
- совет директоров (наблюдательный совет);
- единоличный исполнительный орган (генеральный директор, правление);
- коллегиальный исполнительный орган (исполнительная дирекция,
исполнительный директор);
- ликвидационная комиссия.
Орган внутреннего контроля за финансово-хозяйственной и правовой
деятельностью общества - ревизионная комиссия.
Постоянно действующий орган общего собрания - счетная комиссия.
Высшим органом управления обществом является общее собрание
акционеров. Через участие в нем владельцы голосующих акций реализуют право
на участие в управлении делами общества. Однако высший орган не означает
всесильный. В отличие от принципов партийно-профсоюзной демократии, когда собрание могло рассмотреть любой вопрос деятельности данной
организации, компетенция общего собрания акционеров жестко
ограничена. Собрание акционеров может рассматривать и
принимать решения только по тем вопросам, которые отнесены Федеральным
законом "Об акционерных обществах" к его компетенции, причем перечень
данных вопросов не может быть расширен по усмотрению самих акционеров.
Закон устанавливает, что "Общее собрание не вправе рассматривать и
принимать решения по вопросам, не отнесенным к его компетенции настоящим
Законом" (п. 3 ст. 48 Закона).
Компетенция общего собрания не может быть расширена, но может быть
сужена уставом общества. Вопросы, отнесенные Законом к компетенции
общего собрания, разделены на три группы (п. 3 ст. 48).
Первая - вопросы, составляющие исключительную компетенцию общего
собрания. Они не могут быть переданы в компетенцию совета директоров и
исполнительных органов общества.
Вторая - вопросы, которые хотя и отнесены Законом к
исключительной компетенции общего собрания, но, тем не менее, могут быть переданы в ведение совета директоров. (Образование
исполнительного органа общества и досрочное прекращение его
полномочий; принятие решения об увеличении уставного капитала и
внесение соответствующих изменений и дополнений в устав общества.)
Третья - вопросы, которые из ведения общего собрания могут быть переданы
либо совету директоров, либо исполнительному (коллегиальному
или единоличному) органу.
Четвертая - вопросы, решения по которым наряду с общим собранием
могут принимать и другие органы общества (принятие решений о проверке
финансово-хозяйственной деятельности общества ревизионной комиссией или
аудитором).
В уставе может содержаться еще одно ограничение на право общего собрания
принимать решения по определенным вопросам его компетенции. Закон
устанавливает, что общее собрание может рассматривать ряд важных
вопросов только по предложению совета директоров (если иное не
предусмотрено уставом).
Закон, определив максимально допустимый набор органов управления, оставил акционерам возможность выбора различных вариантов их
"компоновки".
2.Уставной капитал и акции АО.
Уставной капитал общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Номинальная стоимость всех обыкновенных акций должна быть одинаковой. Уставной капитал общества определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов.
Общество вправе размещать обыкновенные акции, а также один или несколько типов привилегированных акций. Номинальная стоимость размещенных привилегированных акций не должна превышать 25 % от уставного капитала общества .
Уставом общества должны быть определены количество и номинальная
стоимость акций, приобретенных акционерами (размещенные акции).
Уставом общества могут быть определены количество и номинальная стоимость
акций, которые общество вправе размещать дополнительно к размещенным акциям
(объявленные акции). Уставом общества должны быть определены права,
предоставляемые акциями общества каждой категории, которые оно размещает.
При отсутствии указанных положений в уставе общество не вправе размещать
дополнительные акции таких категорий. Уставом общества могут быть
определены порядок и условия размещения обществом объявленных акций.
В случае размещения обществом ценных бумаг, конвертируемых в акции определенной категории, количество объявленных акций этой категории должно быть не менее количества, необходимого для конвертации в течение срока обращения этих ценных бумаг. Общество не вправе принимать решения об ограничении прав, предоставляемых акциями, в которые могут быть конвертированы размещенные обществом ценные бумаги, без согласия владельцев этих ценных бумаг.
Каждая обыкновенная акция общества предоставляет акционеру- ее
владельцу одинаковый объем прав.
Акционеры-владельцы обыкновенных акций общества могут в соответствии с
законом “Об акционерных обществах” и уставом общества участвовать в общем
собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции, а
также имеют право на получение дивидендов, а в случае ликвидации общества-
право на получение части его имущества.
Акционеры- владельцы привилегированных акций общества не имеют права голоса на общем собрании акционеров, если иное не установлено законом “Об акционерных обществах” или уставом общества для определенного типа привилегированных акций общества. Привилегированные акции общества одного типа предоставляют акционерам - их владельцам одинаковый объем прав и имеют одинаковую номинальную стоимость.
В уставе общества должны быть определены размер дивиденда и (или) стоимость, выплачиваемая при ликвидации общества (ликвидационная стоимость) по привилегированным акциям каждого типа. Размер дивиденда и ликвидационная стоимость определяются в твердой денежной сумме или в процентах к номинальной стоимости привилегированных акций. Размер дивиденда и ликвидационная стоимость по привилегированным акциям считаются определенными также, если уставом общества установлен порядок их определения.
Владельцы привилегированных акций, по которым не определен размер дивиденда, имеют право на получение дивидендов наравне с владельцами обыкновенных акций. Если уставом общества предусмотрены привилегированные акции двух и более типов, то уставом общества должна быть также установлена очередность выплаты дивидендов и ликвидационной стоимости по каждому типу привилегированных акций. Уставом общества может быть установлено, что невыплаченный или не полностью выплаченный дивиденд по привилегированным акциям определенного типа, размер которого определен в уставе, накапливается и выплачивается впоследствии (кумулятивные привилегированные акции). В уставе общества могут быть определены также возможность и условия конвертации привилегированных акций определенного типа в обыкновенные акции или привилегированные акции иных типов.
Акционеры - владельцы привилегированных акций участвуют в общем собрании акционеров с правом голоса при решении вопросов о реорганизации и ликвидации общества. Акционеры - владельцы привилегированных акций определенного типа приобретают право голоса при решении на общем собрании акционеров вопросов о внесении изменений и дополнений в устав общества, ограничивающих права акционеров - владельцев этого типа привилегированных акций, включая случаи определения или увеличения ликвидационной стоимости, выплачиваемых по привилегированным акциям предыдущей очереди, а также предоставления акционерам - владельцам иного типа привилегированных акций преимуществ в очередности выплаты дивиденда и (или) ликвидационной стоимости акций.
Акционеры - владельцы привилегированных акций определенного типа, размер дивиденда по которым определен в уставе общества, за исключением акционеров - владельцев кумулятивных привилегированных акций, имеют право участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции, начиная с собрания, следующего за годовым общим собранием акционеров, на котором не было принято решение о выплате дивидендов или было принято решение о неполной выплате дивидендов по привилегированным акциям этого типа. Право акционеров - владельцев привилегированным акциям такого типа участвовать в общем собрании акционеров прекращается с момента первой выплаты по указанным акциям дивидендов в полном размере.
Акционеры - владельцы кумулятивных привилегированных акций определенного типа имеют право участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции, начиная с собрания, следующего за годовым общим собранием акционеров, на котором должно было быть принято решение о выплате по этим акциям в полном размере накопленных дивидендов, если такое решение не было принято ил было принято решение о неполной выплате дивидендов. Право акционеров - владельцев кумулятивных привилегированных акций определенного типа участвовать в общем собрании акционеров прекращается с момента выплаты всех накопленных по указанным акциям дивидендов в полном размере.
Устав общества может предусматривать право голоса по привилегированным акциям определенного типа, если уставом общества предусмотрена возможность конвертами акций этого типа в обыкновенные акции. При этом владелец такой привилегированной акции обладает количеством голосов, не превышающим количество голосов по обыкновенным акциям, в которые может быть конвертирована принадлежащая ему привилегированная акция.
3.Виды субъектов АО.
Этот вопрос мной рассматривался во всей курсовой работе. В последней главе я остановлюсь на субъективной стороне участия лиц в акционерном обществе, т.е. на причинах приобретения акций. По этому признаку я рассмотрю следующие группы акционеров:
Акционеры, приобретающие акции с целью получения дивидендов или спекуляции,
не связанные трудовыми отношениями с данным АО. В основном это мелкие
акционеры, каждому из которых принадлежит небольшая доля акционерного
капитала. С акционерной компанией их связывает чисто денежный интерес. При
уменьшении дохода за счет снижения дивидендов или текущих колебаний
котировки они продают акции и вкладывают деньги в те ценные бумаги, которые
предоставляют возможность увеличения дохода. В ряде случаев мелкие
акционеры передают акции в доверительное управление банку, который
гарантирует клиенту помимо дивидендов дополнительный доход. Однако клиент
остается собственником акций и может принимать участие в голосовании на
собрании акционеров.
Привлечение мелких инвесторов — мощное средство мобилизации денег
населения, когда возможности крупного национального капитала ограничены. В
этом случае вместо ориентации на продажу неделимых блоков акций компаниям и
институциональным инвесторам большая часть акций направляется на фондовый
рынок. Одновременно предусматривается возможность предложения акций мелким
вкладчикам по минимальной цене, в то время как для компаний, коммерческих
групп и институциональных инвесторов цены будут близки к установленному
оценщиками максимуму.
Мелкие акционеры слабо заинтересованы в делах управления в силу
незначительности принадлежащей каждому из них доли капитала. Да и
практически они далеко не всегда могут реально участвовать в работе общего
собрания. Стремясь сохранить за собой эту решающую роль, менеджеры делают
ставку на мелкого акционера, используя предоставленное Федеральным законом
"Об акционерных обществах" (ст. 11) право устанавливать в уставе
ограничения количества акций, принадлежащих одному акционеру, и их
суммарную номинальную стоимость, а также максимальное количество голосов,
предоставляемых одному акционеру.
Акционеры — работники фирмы. Это тоже мелкие акционеры. По они имеют свои
специфические интересы, которые, как правило, не замыкаются на дивидендах.
Им совсем небезразлична судьба предприятия, от которой зависит их
заработная плата, получение ряда социальных льгот и даже социальный
престиж. Нередко значительная часть персонала отказывается от права
участвовать в принятии решений, оформляя доверенность на имя представителей
администрации и передавая тем самым свои голоса действующим менеджерам.
Поэтому зачастую во главе АО оказывается не молодой перспективный менеджер,
имеющий солидную профессиональную подготовку, а "свой" директор,
осуществляющий патерналистскую политику, но имеющий слабое представление о
возможностях выживания предприятия в условиях рынка.
В результате такого управления ухудшаются финансовые показатели
предприятия. Сторонние инвесторы пользуются этим обстоятельством и
приобретают "лежащее на боку" предприятие, скупая акции у персонала.
Поэтому многие инвесторы при анализе структуры капитала компании
рассматривают долю трудового коллектива как бесхозные акции, которые можно
купить у работников относительно легко и недорого. Соответственно общая
тенденция сокращения доли мелких акционеров в структуре акционерного
капитала распространяется и на акции, принадлежащие членам трудового
коллектива.
Акционеры — администрация предприятия (директорат). Основной интерес
администрации преобразующихся предприятий заключается в сохранении своего
должностного положения и власти. Реализации этого интереса грозят изменения
в составе акционеров, усиление позиции внешних инвесторов, что в
большинстве случаев ведет к изменениям и в системе управления компанией, а
вместе с ними — к изменениям в ее кадровом составе. За годы реформ
сменилось около пятой части директорского корпуса, главным образом в
результате акционирования предприятий. Старых руководителей заменяют
молодой (30-40 лет) командой, представляющей собой новую генерацию
менеджеров, которые связывают с руководимыми ими фирмами свои долгосрочные
интересы. Понятно, что старый директор защищается всеми доступными ему
средствами: в частности, "подключает" трудовой коллектив и обращается за
поддержкой к местной власти. Используя фактический контроль над всей
информацией, оказывая формальное и неформальное давление на трудовой
коллектив, администрация образует единый фронт против сторонних инвесторов.
Этому способствует недоверие работников к посторонним "капиталистам", еще
более сильное, чем к своим начальникам. Главное же заключается в том, что в
русле политики, направленной на выживание предприятия, традиционный
руководитель стремится сохранить трудовой коллектив. Около четверти
предприятий, несмотря на падение объема производства, не сокращают
персонал, в то время как сторонний инвестор в процессе перестройки
управления вынужден сокращать количество рабочих мест. Администрация умело
использует этот фактор. Поэтому едва ли плодотворна идея консолидации в
единый пакет акций, принадлежащих администрации и трудовому коллективу.
Указанный пакет окажется в руках администрации, в связи с чем произойдет
соединение "законодательной" и "исполнительной" власти в АО. Собственник
потеряет контроль над менеджерами. Более целесообразна раздельная
консолидация пакетов акций трудового коллектива и администрации и
голосование этими пакетами на основе партнерства путем достижения
соглашения между администрацией и выборными представителями трудового
коллектива. Определенная часть директората, которая не видит вариантов
успешного руководства компанией, бывает готова поделиться властью и
относительно легко передает функции управления инвестору, который сохраняет
за руководителем и его командой какие-либо посты в управленческом аппарате
АО. Весьма распространен, например, тип "директора-инженера", занятого
повышением технического уровня производства, но не умеющего решать сложные
задачи бизнеса. Инвестор редко ставит под сомнение способность российского
руководителя управлять производством как таковым. Грамотность в
производственной сфере, исключительно хорошее знание технологических
процессов всегда отличали российских директоров. Поэтому иностранный
инвестор легко идет на оставление функций производственного управления
действующему директору. А последний, получив нового хозяина, который, с
одной стороны, обеспечивает эффективную систему управления, а с другой —
выделяет необходимые средства на техническое развитие предприятия,
приобретает возможность реализовать свои технические идеи.
Появилась незначительная практика приобретения контрольного пакета акций
банками, осуществляющими лишь внешний контроль и не вмешивающимися в
оперативную деятельность предприятия, включая даже подбор кадров менеджеров
и других специалистов.
Акционеры — крупные инвесторы. В одних случаях они осуществляют
портфельные инвестиции с целью последующей перепродажи акций. В этом
качестве все чаще выступают иностранные инвесторы непосредственно или через
посреднические фирмы. Иностранные инвесторы скупают пакеты акций российских
предприятий главным образом вследствие недооценки многих компаний, когда по
международным оценкам капитал этих компаний явно не соответствует их
потенциалу. На этом и играют биржевые спекулянты, рассчитывающие на
значительный и быстрый рост цен акций российских фирм. Если цена акций не
растет, а падает, портфельные инвесторы срочно их сбрасывают. Когда это
происходит в массовом масштабе, на фондовом рынке возникает паника, что
нередко, как показал финансовый кризис августа 1998 года, ставит экономику
страны на грань краха. Понятно, что указанную группу инвесторов к числу
эффективных собственников отнести нельзя.
В других случаях крупный инвестор налаживает управление, санирует
предприятие, доводит его до приемлемого уровня, а затем продает. Его мало
волнуют стратегические цели фирмы, перспективы ее деятельности. Он
вкладывает средства лишь постольку, поскольку это необходимо для
поддержания предприятия на плаву. Такой инвестор делает свой бизнес на
управлении не производством, а капиталом.
Наконец, существуют инвесторы, которые приобретают предприятие (или ряд
предприятий) из предпринимательских соображений, с тем чтобы развивать
производство, утвердиться на рынке. Предметом их бизнеса является
производство определенного продукта или оказание соответствующих услуг. Это
— стратегические инвесторы. Только из их числа могут появиться эффективные
собственники, в результате деятельности которых достигаются успехи в
экономике. Таким образом, крупные частные инвесторы далеко не всегда
эффективные собственники. Практика показывает, что в ряде случаев
крупнейшие производители с десятками тысяч рабочих оказываются в
зависимости от воли одного или группы аффилированных инвесторов, которые
приводят производство на грань краха, а вместе с ним на грани банкротства
оказываются его смежники.
Портфельными инвесторами нередко выступают коммерческие банки, интересы
которых значительно расходятся с интересами производства. В результате
производство не развивается, а стагнирует либо становится неэффективным .
Возможна и ситуация, когда компетентности банкиров недостаточно, поскольку
существуют различия в управлении финансами и производством, либо они слабо
информированы относительно специфических особенностей производства и
продажи данного продукта.
Возникает проблема управления банком промышленными активами. Обычная
схема действий — смена руководства и назначение новой управленческой
команды со своими менеджерами — в данной ситуации недостаточно эффективна.
Это обстоятельство уже учитывают банки, начиная проводить политику
выращивания самодостаточных корпораций. В результате банки становятся
стратегическими инвесторами с ориентацией на эффективное управление
собственностью на долгосрочную перспективу.
Страна заинтересована в стратегических инвесторах, которые, обладая
контрольным пакетом акций, реализуют не спекулятивные, а
предпринимательские цели. Однако именно таких инвесторов нам и не хватает.
Можно ли добиться положения, при котором в процессе передела собственности
гарантировалось бы появление эффективного собственника, а не биржевого
спекулянта? Едва ли. Риск всегда остается. Но он может быть минимизирован
путем использования применяющихся в мировой практике способов подбора
инвесторов. Речь идет о создании в АО так называемого "твердого ядра", то
есть сосредоточении достаточно крупного, а лучше — контрольного пакета
акций у лиц, которые в силах наладить успешную работу перешедшей в их
собственность фирмы, заинтересованы в ее развитии.
Создание такого ядра предполагает установление специальных требований к
инвестору. Необходимо, чтобы будущий акционер обладал современной
технологией данного производства, котировал облигации на биржах своей
страны, имел четкую стратегию развития предприятия и т. п. Нет сомнений в
необходимости использования указанного опыта в России. Возможны и правовые
ограничения инвесторов-спекулянтов, которые стремятся в короткие сроки
заработать на перепродаже акций. Стратегический инвестор, наоборот, нацелен
на долговременное владение акциями. Соответственно установление порядка,
при котором акция, находящаяся во владении инвестора не более двух лет,
имеет только одну четверть голоса, три года — половину, четыре — три
четверти и только более пяти лет приобретает полный голос, создает
стратегическому инвестору значительные преимущества в управлении АО.
Государство-акционер. В современных условиях тотальное отрицание
целесообразности вмешательства государства в управление экономикой можно
считать преодоленным. Жизнь показала, что отказ от государственного
управления, особенно в российских условиях, ведет к развалу хозяйства.
Рынок не формируется сам по себе. Его повседневное функционирование
предполагает наличие целостной системы правил и обеспечивающих их
реализацию правоохранительных органов, гарантирующих честное заключение
сделок. Рынок нельзя рассматривать как чисто экономический (внесоциальный)
феномен. Государство, вырабатывающее стратегические приоритеты развития,
должно использовать весь спектр ценовых, финансовых и силовых рычагов для
их осуществления. Поэтому роль государства как регулятора хозяйствования на
макроуровне признается практически всеми и в той или иной мере реализуется
через правительственные программы.
Сформулируем три основные задачи, стоящие перед государством по
управлению АО с государственным капиталом:
— создание и приумножение общественного достояния, заключенного в
государственном пакете акций;
— определение стратегии компании;
— осуществление контроля за ее деятельностью.
В рамках этих основных задач и выполняются все функции управления в
рассматриваемых АО.
Кто же должен практически реализовать интересы государства в компаниях с
государственным капиталом? От ответа на этот вопрос в решающей степени
зависит эффективность управления госсобственностью. Однако однозначного
ответа мы не находим не только в российской, но и в мировой практике. Идет
поиск, ибо повсеместно управление госпакетами акций не дает желаемых
результатов. Так, во Франции объявлено о проведении реформы управления
государственными компаниями. Причина — отсутствие должной системы контроля
за стратегией государственных компаний и пассивность представителей
правительства в их административных советах. Аналогичная ситуация
наблюдается и в нашей стране, где функции управления пакетом
государственных акций возложены на представителей государства в АО.
Практика показала, что действующий институт государственного
представительства неэффективен. Схема управления построена таким образом,
что государственный представитель, с одной стороны, не несет
ответственности за результаты хозяйственной деятельности фирмы, а с другой
— загружен составлением отчетов и повязан необходимостью согласовывать с
аппаратными чиновниками голосование по наиболее принципиальным вопросам
управления АО. Оставлен в неприкосновенности один из основных пороков
административно-командной системы управления: решения принимает ни за что
не отвечающий и практически бесконтрольный аппаратный работник. Необходимо
изменить принцип: представитель государства должен иметь широкие правомочия
и нести реальную ответственность за деятельность АО — только в этом случае
можно рассчитывать на его заинтересованность в укреплении и развитии
компании.
Таким образом, государственная собственность имеет достаточно высокий
удельный вес в структуре уставного капитала ряда крупнейших АО, а потому
проблема ее успешного использования представляет собой актуальную задачу.
Заключение.
Итак, я подведу итог своему исследованию: акционерное общество- это
коммерческая организация, образованная одним или несколькими лицами, не
отвечающими по ее обязательствам, с уставным капиталом, разделенным на
доли, права на которые удостоверяются ценными бумагами- акциями. Уставной
капитал АО равен стоимости приобретенных акционерами акций- обыкновенных и
привилегированных. Внесение вклада в уставный капитал общества означает в
то же время совершение договора купли-продажи акций.
Устав признается единственным учредительным документом АО, чем
подтверждается формальный характер личного участия в обществе.
К сожалению, в своей курсовой работе я не смог полностью раскрыть
тему АО, это очень объемная и глубокая тема, и она, скорее, достойна
дипломной или иной другой научной работы. Это связано с тем, что российское
законодательство до конца не решило многие проблемы, связанные с моей
темой. Постоянно меняется законодательство всех уровней по вопросам АО, но
не смотря на это остаются пробелы в нем, разночтения и т.д. Поэтому многие
собрания законов и учебники становятся не актуальными и приходится заново
«изобретать велосипед».
Но я все же постарался проанализировать большое количество нормативных, литературных и иных источников и представить объективную картину по основным вопросам темы «Акционерные общества». Надеюсь моя работа Вам понравилась.
Шульженко М.Ю._____________________. 1999-12-06
Библиография.
Нормативные акты
1) "ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)" от 30.11.94 N
51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.94) (ред. от 08.07.99)
2) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 26.12.95 N 208-ФЗ (ред. от 24.05.99) "ОБ
АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ" (принят ГД ФС РФ 24.11.95)
3) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 13.06.96 N 65-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТ-
ВАХ" (принят ГД ФС РФ 17.05.96)
4) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.07.99 N 138-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И
ДОПОЛНЕНИЙ В ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ" (принят ГД ФС РФ 25.06.99)
5) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 08.07.1999) "О
РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ" (принят ГД ФС РФ 20.03.1996)
6) УКАЗ Президента РФ от 10.06.94 N 1200 "О НЕКОТОРЫХ МЕРАХ ПО
ОБЕСПЕЧЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ"
7) УКАЗ Президента РФ от 18.08.96 N 1210 (ред. от 09.08.99)
"О МЕРАХ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ АКЦИОНЕРОВ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВА
КАК СОБСТВЕННИКА И АКЦИОНЕРА"
Литература.
1)Брагинский В.М. Комментарии к Гражданскому кодексу.М-1998.
2) "Комментарии к Федеральному закону об акционерных обществах" (под ред.
Г.С. Шапкиной)Издательство БЕК, 1996.
3)Гражданское право( под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого)-М.,1998.
4)Гражданское право(курс)СГУ,М-1999.
5)Хозяйство и право(журнал).-№3,1999.
Информационные системы.
1)Консультант плюс (проф).-Правовест.1999.
2)Законы РФ(Copiright «Akella», «Ю. Носков»).-07.1999.