Потитко-правовая идеология Древней Индии (брахманизм, буддизм)
4 касты («варны»):
брахманы – из уст мирового бога (воспитание …),
кшатрии – из рук (управление государством, война),
вайшьи – из бедер (обеспечение деятельности брахманов и кшатриев, ремесло
…),
шудры – из ступней (обслуга, грязный труд).
Рабы – не люди, а орудия труда.
Если человек не исполняет свои обязанности («дхарму») по этой иерархии, то следует наказание («данду» - палка).
Если исполняет то - ?????
Путиль: «Из четырех видов узаконения дхармы – обычая, священного писания, судебного решения, царского указа – высшим является, при коллизии их норм, царский указ».
В брахманизме приоритет явно у священного писания, т.е. вышеприведенное высказывание – явно отход от брахманизма.
Логика приоритета священного писания четко следовала из иерархии (см.выше).
«Будда» - просветленный.
Основная цель – достижение состояния «нирваны» - высшего состояния духа –
достигаемого через ограничение/отказ от желаний (именно неисполнение
которых и вызывает основные страдания).
«Я не называю человека брахманом только за его рождение или за его мать» - идея духовного равенства, каждый творит свою судьбу.
«Насилие не уничтожает насилие, но отсутствием насилия уничтожается оно»,
(или «ненависть» вместо «насилие»).
Т.е. идея: увеличение насилия вызывает его встречный рост.
Политико-правовые учения Китая (Конфуций, Шан-Ян)
Все учения различаются по принципиальным двум причинам: хорош ли человек по своей природе («зверь или нет») и откуда лучше черпать идеи: из прошлого или из будущего.
Конфуций:
1) патриархальная теория происхождения государства и идея патернализма: государство – это разросшаяся семья, монарх – отец большого семейства с соответствующими обязанностями и функциями; патернализм – власть отца и его забота о семье,
2) идея меритократии – власти достойных власть не лучших, а именно достойных в смысле нравственности и морали
– при этом невозможно ссылаться на то, что «наверху воруют больше»,
3) идея человеколюбия: забота старших о младших и уважение младшими старших,
«человека нужно накормить, обучить, а затем привить высокую мораль» - идея того, что без еды и образования привить мораль бесполезно,
4) отрицательное отношение к законам: закон – всегда наказание, которое вызывает защитную реакцию – вранье и полное отсутствие совести, насилие над внутренним миром человека, вынужденного давить себя просто ради выживания,
5) советы чиновникам: древние считали позором для себя не успевать за собственными словами, в стране, где есть спокойствие – будь смел в действиях и в речах, а в стране, где нет спокойствия – будь смел в действиях, но осторожен в речах, и т.д. (очень много советов)
Шань-Ян (338-390 г. до н.э.)
возглавлял течение легистов («легос» - закон, «легисты» - законники).
Противоположность Конфуция:
1) государство – это аппарат подавления собственного народа, а монарх – это деспот, управляющий с помощью суровых законов. Если силен народ – слабо государство, а если слабо государство – то это причина всех бед,
2) доброта и человечность – мать всех проступков, т.е. в государстве должно быть много наказаний и мало наград
(соотношение 9:1). За малейший проступок следует сурово наказывать, вплоть до смертной казни – тогда не будет больших преступлений («за уроненный уголь из горшка – смерть, - тогда не будет поджогов»),
3) необходимость оглуплять свой народ, чтобы было легче управлять в империи Цинь, где эта нашла применение, были уничтожены все философские книги и сами философы, за хранение книг – суровое наказание,
4) ввел круговую поруку и суровое наказание за «недоносительство»,
5) разрешил покупать чиновничьи должности.
Ранее в Китае чиновник был «царь и бог», духовенства не было вообще, т.к. функции духовенства – у чиновников; чиновником мог стать только человек из знатных родов.
Шань-Ян изменил эту систему: благодаря покупке должностей к власти пришли энергичные и умные люди.
Империя Цинь, построенная по советам Шань-Яна, - чисто тоталитарная.
Полное прекращение междоусобиц, «зловещее спокойствие».
Греция. Политико-правовые идеи софистов.
Софос – мудрость, софисты – платные учителя мудрости.
Старшие софисты – разработка проблем государства, управления.
Младшие софисты – упор на технологию ведения споров через абсурдную логику,
которую трудно «засечь» («то, что не теряли – должно быть у вас»).
Их советы адвокатам: вывести соперника из равновесия (чтобы было сложно
уследить за логикой), говорить либо очень быстро (чтобы слушающие за
логикой не успевали и считали себя туповатыми), либо наоборот – медленно.
Т.е. – психологический подход к адвокатской практике. Многозначные слова,
игра слов, …
Старший софист Протагор:
1) золотой век человечества – в будущем: люди раньше были как звери, отличающиеся от зверей огнем. И только когда боги дали людям стыд, правду/закон – люди стали жить не так, как звери.
2) справедливость – понятие относительное (что справедливо сегодня или для одного – не справедливо завтра или для другого),
3) мера всех вещей – человек (идея «что для чего существует»: личность для государства или государство для личности: всё должно быть ради человека).
Афины: Сократ
По решению суда был приговорен к смерти, из уважения – самым мягким
способом – ядом.
Идеи:
1) управлять должны знающие,
2) закон и справедливость – понятия тождественные.
Именно за эти идеи Сократ и был признан виновным и был казнен за подрыв
конституционного строя и за развращение молодежи.
Причина такого решения суда:
1) занятие должностей в Афинах – по жеребьевке (в т.ч. ремесленники …), жеребьевка – основной конституционный принцип Афин,
2) жеребьевка считалась «волей богов», т.е. если против жеребьевки – то атеист, а атеизм – совращение молодежи.
Платон (ученик Сократа).
о формах правления: иерархия в порядке ухудшения:
1) аристократия (власть лучших, сначала под лучшими имелись ввиду философы, но власть развращает даже философов – появилась олигархия),
2) олигархия (власть немногих богатых; поскольку бедных больше, то существует недолго, превращается в демократию),
3) демократия (власть народа, необученных, неграмотных людей, путающих многие понятия: «свобода – вседозволенность», «хамство – доблесть»; демократия перерастает в охлократию),
4) охлократия – власть толпы (но толпе всегда нужен лидер, и он легко в ней появляется – появляется тимократия),
5) тимократия – власть героев, власть чести (опасна тем, что эти герои и военные не мыслят своего существования без войны, жестокой централизации и т.п. – перерастание в тиранию),
6) тирания – жестокая власть одного (против тирании выступают лучшие – опять возврат к аристократии).
Идеальное государство (вечная и оптимальная аристократия) по Платону соответствует сущности человека:
- разумность – стремление думать,
- честолюбие – стремление к славе,
- вожделение – необходимость физиологического комфорта.
Тогда в идеальном государстве – соответствующие три сословия: философы,
воины и ремесленники/земледельцы (в зависимости от сути конкретного
человека).
Принципы жизни философов и стражей:
1) общность имущества и запрет прикасаться к деньгам,
2) общность жен (семья автоматически воспроизводит неравенство, т.к. каждый опекает именно своего ребенка, а идея – все дети – каждого члена общества),
3) общественное воспитание детей.
Аристотель.
Ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. Разошелся с Платоном по вопросу об оптимальном типе собственности: о личной собственности все заботятся гораздо больше, чем об общественной.
Формы правления по Аристотелю:
| |Вла|Влас|Влас|
| |сть|ть |ть |
| |одн|немн|мног|
| |ого|огих|их |
|«Прави|мон|арис|поли|
|льная»|арх|токр|тия |
| |ия |атия| |
|«Непра|тир|олиг|демо|
|вильна|ани|архи|крат|
|я» |я |я |ия |
Черчилль: «Демократия – самая плохая форма правления, но лучше пока не придумали».
Демократия:
1) слишком уравнивает бедных и богатых в плане участия в управлении через равные избирательные права – независимо от их вклада в общество.
2) к власти могут прийти люди, не имеющие собственности и поэтому поступающие безответственно.
Полития – власть образованных людей, имеющих имущество – симбиоз олигархии и демократии: всегда будут богатые и бедные, но большая часть общества имеет собственность и, одновременно, грамотна.
Два вида справедливости:
- уравнивающая справедливость деяствует в отношениях между гражданами,
- распределяющая справедливость действует в отношениях между гражданином и государством (государство не может «любить» всех одинаково).
Политико-правовые учения раннего христианства: Аврелий Августин (Блаженный)
Основные принципы организации жизни общин:
1) общность имущества,
2) обязательность труда для всех,
3) равенство,
4) отсутствие духовенства и культов,
5) осуждение богатства.
Сформулировано «золотое правило нормативной регуляции»:
«относись к другим так, как бы ты хотел чтобы относились к тебе».
Два аспекта:
1) какой мерой вы мерите – такой отмерено будет вам,
2) каким судом судите – таким судимы будете.
Основные произведения: «О Граде Божьем», «О свободной воле».
1) человек, живущий по собственной воле, уподобляется дьяволу
(неравенство, несправедливость),
2) человек живет по божественной воле.
Государство и город – синонимы.
Идея 1: те, кто живут по варианту «1» - рано или поздно погибнут, т.к.
живут во грехе.
Идея 2: насильственная борьба с еретиками оправданна (пастырь должен
загонять заблудших овец).
Идея 3: концепция «как спастись от греха».
Различие между проступком и преступлением:
«Если страсть губит душу и тело, то это проступок,
если действует во вред другому – это преступление».
Фома Аквинский (Аквинат). О государстве и законе.
Основное произведение – «Сумма теологии».
Признан официальным теологом католической церкви.
В Библии – вся власть от бога.
Выделение трех элементов государственной власти:
1) Сущность (откуда берется власть) – власть от бога.
2) Происхождение власти: по наследству или силой.
3) Использование власти: a. если монарх заботится о своих подданных и о привилегиях церкви, то этой власти необходимо подчиняться, b. если монарх не заботится о подданных и церкви, то народ имеет право на восстание.
«Возможно, тиран послан народу за его грехи».
Субординация законов:
1) Вечный закон – закон мироздания, «божественный разум».
2) Естественный закон («естественный» - «человеческий», осознание человеком вечных законов; в природе действуют законы сохранения и законы размножения; человеческие естественные законы: стремление к самосохранению, размножению, познанию истины).
3) Человеческий закон (феодальное право): человеческие законы не должны противоречить естественным законам, но отличаются от них: a. записаны (тогда как естественные законы не записаны), b. предусматривают наказание за нарушение.
4) Божественный закон – Библия.
Призывал силой (с помощью государства) бороться с еретиками: еретики подрывают основы жизни.
Средневековая ересь о праве и государстве.
Ересь – оппозиционное течение внутри господствующей церкви.
Два вида ереси:
1) плебейская (крестьянско-плебейская) ересь: a. требует социального и имущественного равенства, b. требует ликвидации церковной организации и духовенства.
Представители плебейской ереси – «богомилы»???.
Помещики – слуги дьявола.
2) бюргерская ересь: a. требует юридического равенства (бюргеры в правах ограничены, в отличие от феодалов), b. требует дешевой церкви (бюргеры создают богатство своим трудом и
1/10 часть отдают церкви).
Политико-правовое учение Никколы Макиавелли.
Основное произведение – «Государь».
Основные идеи:
1) выделил политику как особую сферу человеческой жизни, в которой действуют свои законы (главное в политике – человек, в истории неизменны интересы людей),
2) отделил политику от религии и морали (против католической религии, т.к. она призывает к смирению, а нужна религия, призывающая к борьбе за справедливость; «Цель оправдывает средства, если цель – благополучие и спокойствие государства»; мораль стоит над политикой).
3) советы государю: a. государь должен добиваться любви людей, но нужно опираться на страх – все наказания проводить разом, b. государь должен быть скупым (если он щедрый, то не может дать всем одинаково), c. дела, угодные подданным – совершать самому, а неугодные подданным – поручать подданным, d. государь никогда не должен посягать на имущество подданных,
«лучше убить, чем грозить».
Политико-правовые идеи утопического социализма (Томас Мор и Томазо
Кампанелла).
Основные произведения: Томас Мор – «Утопия», Томазо Кампанелла – «Город солнца» (написано в тюрьме). Оба произведения написаны в жанре путешествия.
Жанр – утопический социализм.
Утопия – несбыточное (ни где я ????), блаженная страна. Характерная черта –
не думать о материальном благополучии, только о духовном развитии.
Материальное развитие вредит духовному.
Критика существующего строя. Т.Мор: «овцы пожирают людей».
Государство ответственно за своих подданных.
Государство – орудие для угнетения бедных.
Запутанные законы выгодны для богатых (бедный не может получить
образование).
Основные идеи:
1) общественная собственность,
2) обязательность труда для всех (работают в «Утопии» 6 часов, в «Городе солнца» – 4 часа),
3) все должны приносить пользу обществу,
4) общественная трапеза,
5) законов мало, т.к. нет частной собственности; основная часть законов – регламентация семейно-брачных отношений,
6) против наказаний: если человек нанес вред обществу – на каторгу.
Два вида исполнения смертной казни (Т. Кампанелла): все ударяют его, уговаривают самого обложиться порохом.
Теория естественного права и договора (Т.Гоббс, Дж.Локк)
Права, которыми люди обладали до появления государства, после появления государства оно наделяет позитивными правами.
Т.Гоббс: «Левиафан» (понимал государство как чудовище).
1) человек – эгоист и жаждет власти, «человек человеку волк», идет война всех против всех; источник происхождения государства – разум; политическая власть абсолютна, но не затрагивает гражданские дела,
2) законов должно быть как можно меньше.
Дж.Локк: «Законы подобно изгородям вдоль дороги, и лишний закон вреден и не
нужен».
Для защиты собственности своей – договориться о создании государства.
Государство – это сторож.
Идеи либерализма.
Три ветви власти: исполнительная, законодательная, союзная (внешних
отношений).
Разработал теорию трудовой собственности. Труд является определителем
собственности.
Различия в подходах:
- Гоббс – договор от всех рисков (за исключением гражданских),
- Локк – договор от определенных, оговоренных рисков.
Классическая теория демократии.
Монтескье: «О духе законов».
Есть буква законов и дух законов.
На дух законов влияют:
- физический фактор (климат, территория и т.д.),
- моральный фактор (обычаи, религия, политический режим).
Автор идеи разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную.
Разработал теорию сдержек и противовесов: ни одна ветвь власти не имеет права заменить закон, предложенный другой ветвью власти.
Начал разрабатывать концепцию гражданских прав человека:
1) отметил опасность свободе человека со стороны уголовного законодательства,
2) недопустимость оскорбления естества человека при наказании,
3) недопустимость наказания за помыслы,
4) о нескромных словах.
Б.Спиноза: «Богословно-политический трактат».
1) государство – результат компромисса между страстями и разумом людей,
2) законы должны приниматься большим количеством людей (люди - эгоисты, и монарх – тоже),
3) нельзя вмешиваться в сферу, которую нельзя чем-либо изменить ни посулами наград, ни страхом наказания.