Санкт-Петербургский юридический институт
Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Предмет: «Конституционное (государственное) право России»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Тема: «Понятие избирательного права в РФ»
Выполнил: студент уч.группы
(тел.дом. )
Санкт – Петербург
1999
П Л А Н :
Вступление.
1. Понятие избирательной системы и избирательного права.
2. Принципы участия граждан Российской Федерации в выборах.
3. Составление списков избирателей, образование избирательных округов и избирательных участков.
4. Избирательные комиссии.
5. Выдвижение, регистрация и статус кандидатов.
6. Предвыборная агитация.
7. Порядок голосования, подсчета голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование.
8. Финансирование выборов. Ответственность за нарушения избирательных прав граждан.
Заключение.
Список используемой литературы.
Вступление.
Современный этап развития нашего общества характеризуется крупнейшими преобразованиями российского государства и его правовой системы. Идет активный процесс формирования России как правового демократического суверенного государства, признающего приоритет общечеловеческих ценностей и международного права.
В последнее десятилетие процесс формирования государственных и представительных органов в России, порядок организации и проведения выборов, привлекают внимание юристов, политиков, политологов, социологов, представителей иных гуманитарных профессий
В этих условиях наиболее сложной и злободневной является проблема
обеспечения подлинной свободы волеизъявления избирателей при проведении
выборов Государственной Думы, Федерального Собрания Российской Федерации и
Президента России.
В соответствии с нормами международного права ст 3 Конституции России
устанавливает, что референдум и выборы являются высшим непосредственным
выражением власти народа. Конституция предоставляет гражданам Российской
Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти
и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме
(ст.32).
Провозгласив себя демократическим правовым государством, Российская
Федерация тем самым приняла на себя обязательства привести свою
избирательную систему в соответствие с мировыми стандартами Это поставило
перед наукой конституционного (государственного) права задачу разработки
широкого круга проблем В их числе наиболее сложной и злободневной является
проблема обеспечения подлинной свободы волеизъявления избирателей.
Право граждан набирать и быть набранными стоит в центре всех процессов
формирования органов государства, т. е. носит властеобразующий характер.
Всеобщие выборы органов государственной власти и органов местного
самоуправления, а также референдумы предоставляют народу уникальную
возможность контроля за деятельностью этих органов вплоть до полной смены
правителей. Право избирать и быть избранным (избирательные права), в
наибольшей степени дает ощущение принадлежности гражданина к своему
государству и демократизма этого государства.)
1. Понятие избирательной системы и избирательного права.
Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок
выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации, в иные федеральные
государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и
избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с
федеральными законами, используемый при выборах в органы государственной
власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы
местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами,
законами и иными нормативными правовыми актами законодательных
(представительных) органов государственной власти субъектов Российской
Федерации.
Этот порядок определяется конституционно-правовыми нормами, которые в своей совокупности образуют избирательное право. Следовательно, избирательная система и избирательное право тесно связаны между собой, хотя отождествлять их нельзя.
В отличие от многих зарубежных конституций, Конституция России не
содержит специальной главы об избирательном праве. Самые общие нормы
включены в ч. 2, 3 ст. 32. Отдельные правила связываются с избранием
Президента РФ (ст. 81) и Федерального Собрания. Но предусматривается, что
порядок выборов в эти органы государственной власти должен определяться
федеральными законами. В 1995 г. были приняты Законы о выборах Президента
Российской Федерации, о выборах депутатов Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации.
Тем не менее общие принципы избирательного права прямо или косвенно
предусмотрены Конституцией РФ в виде ряда прав, обеспечивающих гражданам
участие в выборах и референдумах. Они также сформулированы в Федеральном
законе об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской
Федерации от 6 декабря 1994 г.
Право избирать (активное избирательное право) предоставляется гражданам с 18 лет. Этот возраст принят в большинстве государств мира с учетом необходимости исключить дискриминацию молодежи (еще два-три десятилетия назад право избирать предоставлялось в США, Великобритании, Канаде и других странах с 21 года) и в то же время допустить к выборам лиц достаточной гражданской зрелости. Конституция РФ (ст. 60) фиксирует общее правило, согласно которому гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Этот же возраст открывает дорогу к участию в референдуме.
Активное избирательное право означает, что гражданину нельзя отказать во включении в списки для голосования, в выдаче бюллетеней для голосования, в возможности выдвижения кандидатов на те или иные посты в соответствии с действующим законодательством. Это право распространяется и на право отзыва депутатов (там, где оно существует), т.е. включает весь комплекс прав, связанных с влиянием гражданина на формирование органов власти.
Право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления (пассивное избирательное право) фактически реализуется небольшой частью граждан, хотя принадлежит всем. Содержанием этого права является возможность выдвигать себя кандидатом на любые выборные посты, получая соответствующую поддержку государства, требовать при соответствующих условиях признания недействительности выборов, вести предвыборную агитацию в свою пользу и т.д.
Пассивное избирательное право наступает в разных возрастах - в
зависимости от характера того или иного органа государственной власти или
органа местного самоуправления. Так, для избрания на пост Президента РФ
необходимо достичь 35 лет, а для избрания в депутаты Государственной Думы -
21 года. Поскольку возрастной ценз установлен Конституцией, он не может
быть изменен законом или другим нормативным актом - для этого требуется
изменение Конституции.
Как активное, так и пассивное избирательное право реализуется
гражданами абсолютно добровольно. В отличие от ряда других государств
(Австрия, Австралия и др.) в России нет обязательного голосования. Это
обстоятельство, а также политическая апатия избирателей рождает явление
"абсентеизма" (от английского слова, обозначающего "отсутствие"), т.е.
массовое неучастие избирателей в выборах. Это ставит государство и
политически активных граждан в трудное положение, ибо придает результатам
выборов внешне менее демократический характер. Из-за массовой неявки
избирателей к урнам для голосования неоднократно срывались выборы в
законодательные органы субъектов Российской Федерации. Это вынуждает власти
снижать норму явки избирателей, ибо в условиях отсутствия дискриминации
ничто не мешает гражданам выразить свое отношение к существующей власти и
добиться замены ее представителей[1]. При всей бесполезности такой формы
протеста неявка на выборы - показатель низкой политической культуры и
активности граждан, она усиливает политическую нестабильность в обществе и
деформирует связь государства с народом.
2. Принципы участия граждан Российской Федерации в выборах.
Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Всеобщим является такое избирательное право, когда все взрослые граждане имеют право участвовать в выборах.
Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать, а по
достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации,
Федеральным Законом об основных гарантиях избирательных прав граждан
Российской Федерации и иными федеральными законами, законами и иными
нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, — быть избранным в
органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.
Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Законами и иными нормативными правовыми актами законодательных
(представительных) органов государственной власти субъектов Российской
Федерации могут устанавливаться дополнительные условия приобретения
гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные
с достижением им определенного возраста или со сроком его проживания на
определенной территории Российской Федерации (соответственно уровню
проводимых выборов). Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может
превышать 21 года при выборах в законодательные (представительные) органы
государственной власти субъектов Российской Федерации, 30 лет при выборах
главы исполнительного органа государственной власти (Президента) субъекта
Российской Федерации и 21 года при выборах главы местного самоуправления;
сроки обязательного проживания на указанной территории не могут превышать
одного года.
Ограничения, связанные со статусом депутата, в том числе с
невозможностью находиться на государственной службе, заниматься другой
оплачиваемой деятельностью, устанавливаются Конституцией Российской
Федерации, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми
актами законодательных (представительных) органов государственной власти
субъектов Российской Федерации.
Выборы, проводимые в Российской Федерации, являются равными. Это означает, что каждый избиратель имеет один голос и. все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. Таким образом, только при наличии этих двух элементов выборы могут считаться равными.
Первый элемент равного избирательного права — наличие у каждого избирателя только одного голоса — обеспечивается тем, что избиратель не может быть включен более чем в один список избирателей; он голосует лично и для получения избирательного бюллетеня требуется предъявление документа, удостоверяющего личность избирателя, а в списке избирателей делается отметка о выдаче избирательного бюллетеня.
Другой элемент равного избирательного права — участие в выборах на равных основаниях — обеспечивается тем, что ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другим избирателем (например, организуются равные по количеству населения избирательные округа в соответствии с нормами представительства), а избирательные права всех российских граждан в равной мере охраняются законом[2].
Выборы в Российской Федерации являются прямыми. Прямое избирательное
право означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов
(списка кандидатов) непосредственно.
Прямое избирательное право отличается от непрямого, которое может быть двух видов — косвенным и многостепенным. При косвенном избирательном праве избиратели выбирают выборщиков, которые, в свою очередь, избирают представителей или каких-либо иных лиц. Суть многостепенного избирательного права состоит в выборах представителей в вышестоящие представительные органы нижестоящими.
Важным преимуществом прямых выборов является то, что все избираемые органы государственной власти являются непосредственно представительными органами народа. Тем самым создается возможность постоянной тесной связи этих органов с избирателями, постоянного контроля населения за их работой.
Голосование на выборах в Российской Федерации является тайным. Это
означает, что исключается возможность какого-либо контроля за
волеизъявлением избирателей. В Российской Федерации всемерно обеспечивается
тайна голосования. Избирателю предоставляется возможность использовать
особую комнату или закрытую кабину для заполнения избирательного бюллетеня.
В этих помещениях во время заполнения избирательных бюллетеней запрещается
присутствие кого бы то ни было, включая и членов избирательной комиссии.
Бюллетень опускается в избирательный ящик лично.
Участие гражданина Российской Федерации в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Свободное волеизъявление избирателей во время выборов обеспечивается и тем, что проведение агитации в день выборов в помещении для голосования не допускается.
Гражданин Российской Федерации, проживающий за ее пределами, обладает
всей полнотой избирательных прав. Дипломатические и консульские учреждения
Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской
Федерации в реализации избирательных прав, установленных законом.
Избирательные права граждан Российской Федерации обеспечиваются рядом гарантий, в качестве которых выступают, в первую очередь, разные стороны организации и проведения выборов.
3. Составление списков избирателей, образование избирательных округов и избирательных участков.
Все граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, включаются в списки избирателей.
Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией
отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений,
представляемых по установленной форме главой местной администрации.
Уточнение списков зарегистрированных избирателей осуществляется главой
местной администрации по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Эти
сведения направляются в соответствующие избирательные комиссии сразу после
назначения дня выборов.
Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список
избирателей на конкретном избирательном участке является его проживание на
территории этого избирательного участка, определяемое в соответствии с
федеральным законом, устанавливающим право граждан Российской федерации на
свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории
Российской Федерации.
В Российской Федерации используется территориальный принцип организации выборов. Это означает, что выборы производятся по избирательным округам[3].
Избирательный округ — это избирательная территориальная единица, образуемая в порядке, устанавливаемом законодательством, для проведения выборов.
Согласно Федеральному Закону «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» (ст. 9) избирательные округа образуются на основании данных, предоставляемых исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления. Границы избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном округе определяются соответствующей избирательной комиссией и утверждаются соответствующим представительным органом не позднее чем за 60 дней до дня выборов.
При проведении выборов в Российской Федерации избирательные округа образовываются при соблюдении следующих требований:
- примерное равенство избирательных округов по числу избирателей с
допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не-
более 10 процентов, а в труднодоступных и отдаленных местностях — не более
15 процентов; при образовании' избирательных округов на территориях
компактного проживания коренных малочисленных народов отклонение от средней
нормы представительства в соответствии с законами и иными нормативными
правовыми
- актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации может превышать указанные пределы, но не более чем на 30 процентов. Это требование не применяется при выборах в федеральные государственные органы власти, если федеральным законодательством устанавливается обязанность образования не менее одного избирательного округа на территории каждого субъекта Российской Федерации;
- избирательный округ составляет единую территорию: не допускается создание избирательного округа из не граничащих между собой территорий, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
При соблюдении указанных требований образования избирательных округов учитывается административно-территориальное деление.
Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки. Они образуются главой местной администрации по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями с учетом местных и иных условий, в целях создания максимальных удобств для избирателей из расчета не более 3 000 избирателей на каждом участке и не позднее чем за 45 дней со дня выборов. Границы избирательных участков не должны пересекать границу .избирательных округов.
В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания избирателей, в труднодоступных и отдаленных районах, на судах, находящихся в день выборов в плавании, и на полярных станциях могут образовываться избирательные участки в тот же срок, а в исключительных случаях — не позднее чем за пять дней до дня выборов; такие избирательные участки .входят в избирательные округа по месту их расположения или по месту приписки судна. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В воинских частях избирательные участки могут образовываться в случаях, установленных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации; при этом должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования всем членам избирательной комиссии, наблюдателям, кандидатам и их доверенным лицам[4].
4. Избирательные комиссии.
Избирательными называются комиссии, организующие проведение выборов
Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, в иные
федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской
Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в
соответствии с федеральными законами, выборов в органы государственной
власти субъектов Российской Федерации и в выборные органы местного
самоуправления. Избирательные комиссии в Российской Федерации обеспечивают
реализацию и защиту избирательных прав граждан.
Подготовку и проведение выборов в Российской Федерации осуществляет
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные
комиссии субъектов Российской Федерации; окружные избирательны» комиссии;
территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии (в
пределах одной административно-территориальной единицы с большим
количеством избирателей создаются несколько территориальных комиссий);
участковые избирательные комиссии.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации действует на
постоянной основе. Она осуществляет руководство деятельностью избирательных
комиссий по выборам Президента Российской Федерации, депутатов
Государственной Думы, в иные федеральные государственные органы,
предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые
непосредственно гражданами в соответствии с федеральными законами, а также
по проведению референдумов Российской Федерации.
Срок полномочий Центральной избирательной комиссии четыре года. Она
состоит из 15 членов. Пять из них назначаются Государственной Думой из
числа кандидатур, предлагаемых депутатскими объединениями в Государственной
Думе. Пять членов назначаются Советом Федерации из числа кандидатур,
предлагаемых законодательными (представительными) и исполнительными
органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Остальные
пять членов назначаются Президентом Российской Федерации.
Члены Центральной избирательной комиссии должны иметь высшее
юридическое образование либо ученую степень в области права. Они избирают
из своего состава тайным голосованием Председателя, заместителя
Председателя и секретаря. Члены Центральной избирательной комиссии могут
быть освобождены от занимаемой должности до истечения срока полномочий по
решению назначившего их органа в случае письменного заявления члена
комиссии о сложении своих полномочий; утраты членом комиссии гражданства
Российской Федерации; вступления в законную силу обвинительного приговора
суда в отношении члена комиссии; признания члена комиссии решением суда,
вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным или
умершим; а также смерти члена комиссии.
Формирование избирательных комиссий субъектов Российской Федерации осуществляется законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основе предложении общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства. При этом не менее половины членов избирательной комиссии назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Формирование избирательных комиссий по выборам в выборные органы
местного самоуправления осуществляется на основе предложений общественных
объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и
жительства в соответствии с законом и иными нормативными правовыми актами
законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов
Российской Федерации и уставами (положениями) о местном самоуправлении.
Избирательное объединение — общественное объединение, устав которого
предусматривает участие в выборах посредством выдвижение кандидатов)
которое со»дано и зарегистрировано в порядке, установленном федеральными
законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных
(представительных) органов государственной власти субъектов Российской
Федерации, не позднее чем за шесть месяцев до объявления дня выборов
органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. На заседаниях избирательной комиссии вправе присутствовать кандидаты и их доверенные лица, представители избирательных объединений и средств массовой информации.
Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если в нем приняло участие большинство от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательных комиссий о регистрации кандидатов (списков кандидатов), об отмене регистрации кандидатов, об итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными принимаются на заседаниях избирательных комиссий большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательных комиссий по иным вопросам принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса.
При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своей компетенции не зависимы от государственных органов и органов местного самоуправления.
Акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, установленной федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, обязательны для исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц, а также нижестоящих (соответственно уровню проводимых выборов) избирательных комиссий.
Решения и действия (или бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию (соответственно уровню проводимых выборов) или в суд. Предварительное обращение в вышестоящие избирательные комиссии не является обязательным условием для обращения в суд. Решения по жалобам, поступившим в ходе выборов, принимаются в пятидневный срок, а в день выборов — немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы.
5. Выдвижение, регистрация и статус кандидатов.
Право выдвижения кандидатов (списков кандидатов) принадлежит избирательным объединениям и непосредственно избирателям, в том числе по месту работы, службы, учебы и жительства.
Решение о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) от избирательных
объединений принимаются соответственно уровню проводимых выборов на съездах
(конференциях) общефедеральных, региональных избирательных объединений, на
собраниях местных отделений этих избирательных объединений.
Для совместного участия в выборах общественные объединения могут
объединяться в избирательные блоки. Избирательный блок — добровольное
объединение двух или более общественных объединений, зарегистрированных в
порядке, установленном федеральными законами, законами и иными нормативными
актами законодательных (представительных) органов государственной власти
субъектов Российской Федерации для совместного участия в выборах.
Избирательный блок обладает правами избирательного объединения.
Избирательные блоки подлежат регистрации в соответствующей избирательной комиссии после представления ими в комиссию совместного списка кандидатов. Выдвижение кандидатов (списков кандидатов) от избирательного блока проводится на съезде (конференции) представителей общественных объединений, входящих в избирательный блок. Входящие в избирательный блок общественные объединения не могут на тех же выборах входить в иные избирательные блоки или выступать в качестве самостоятельных избирательных объединений.
Решение о выдвижении кандидатов (списка кандидатов) от избирательных
объединений и избирательных блоков принимается тайным голосованием. В
поддержку кандидатов (списка кандидатов), выдвинутых от избирательных
блоков. собираются подписи избирателей в порядке и количестве, определяемых
федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами
законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов
Российской Федерации. Максимальное количество подписей, необходимых для
регистрации кандидатов (списков кандидатов), не может превышать два
процента от числа избирателей, установленного при составлении списков
избирателей в соответствии с действующим законодательством.
Выдвижение кандидата непосредственно избирателями проводится путем
сбора подписей под его заявлением о выдвижении кандидатом. Сбор подписей
проводится по месту работы (в том числе в трудовых коллективах), службы,
учебы и жительства. Администрация и трудовые коллективы предприятий всех
форм собственности, учреждений и организаций обязаны оказывать содействие в
создании равных условий для выдвижения кандидатов. Количество подписей и
порядок их сбора устанавливаются федеральными законами, законами и иными
нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов
государственной власти субъектов Российской Федерации. Максимальное
количество подписей, необходимых для регистрации кандидатов, не может
превышать два процента от числа избирателей соответствующего избирательного
округа-Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих
активным избирательным правом, в том избирательном округе, где
осуществляется выдвижение кандидатов. Период выдвижения кандидатов должен
составлять не менее 45 дней при выборах Президента Российской Федерации,
депутатов Государственной Думы, в иные федеральные государственные органы,
и не менее 30 дней — при выборах в органы государственной власти субъектов
Российской Федерации и выборные органы местного самоуправления.
Инициатива сбора подписей под заявлением кандидата о его выдвижении
может исходить от любого избирателя (избирателей). О своей инициативе он
(они) уведомляет избирательную комиссию, в которой будет осуществляться
регистрация кандидата.
Кандидаты (списки кандидатов) регистрируются соответствующей
избирательной комиссией по представлению избирательных объединений и
избирателей, выдвинувших кандидатов, при наличии заявлений кандидатов об их
согласии баллотироваться по данному избирательному округу. Одновременно в
соответствующую избирательную комиссию представляется не менее
установленного количества подписей избирателей в поддержку кандидата
(списка кандидатов).
В случае, если в установленные сроки в избирательном округе не будет зарегистрирован ни один кандидат либо число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа мандатов или равным ему, выборы в этом избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладываются для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.
В случае отказа зарегистрировать кандидата (списка кандидатов)
соответствующая избирательная комиссия обязана незамедлительно выдать
кандидату или его доверенному лицу либо уполномоченному представителю
избирательного объединения копию решения комиссии с изложением мотивов
отказа. Мотивом отказа может служить только невыполнение требований
федеральных законов, законов и иных нормативных актов законодательных
(представительных) органов государственной власти субъектов Российской
Федерации о выборах Российской Федерации.
Кандидат вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру.
Кандидаты после регистрации по их личным заявлениям освобождаются от
работы, военной службы, военных сборов и учебы на время участия в выборах.
В течение этого срока соответствующая избирательная комиссия за счет
средств, выделенных на организацию подготовки и проведения выборов,
выплачивав) им денежную компенсацию. Виды, размеры и порядок выплаты
компенсации устанавливаются федеральными законами, законами и иными
нормативными актами законодательных (представительных) органов
государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во время проведения выборов кандидаты не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу. Время участия кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом.
Кандидат после регистрации не может быть привлечен без согласия прокурора (соответственно уровню выборов) к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. При даче согласия прокурор обязан известить избирательную комиссию, осуществившую регистрацию кандидата.
6. Предвыборная агитация.
Предвыборная агитация — деятельность граждан Российской Федерации, общественных объединений по подготовке и распространению информации, имеющей цепью побудить избирателей принять участие в голосовании за или против тех или иных кандидатов (списков кандидатов).
Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допустимых законом формах и законными методами вести агитацию за или против любого кандидата, избирательного объединения. Кандидатам и избирательным объединениям гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации.
Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных печатных материалов.
Кандидат, избирательное объединение имеют право самостоятельно определять форму и характер предвыборной агитации через средства массовой информации. В предвыборной агитации не могут участвовать члены избирательных комиссий. государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления.
Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, являющиеся кандидатами, могут участвовать в проведении предвыборной агитации на равных основаниях с другими кандидатами.
Журналистам, должностным лицам средств массовой информации, должностным лицам и творческим работникам государственных телерадиокомпаний запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации, если указанные лица являются кандидатами либо доверенными лицами кандидатов.
Кандидат, избирательное объединение имеют право на бесплатное предоставление им эфирного времени по каналам государственных и муниципальных телерадиокомпаний, осуществляющих телевизионное и радиовещание на территории соответствующего избирательного округа, на равных основаниях.
Кандидат, избирательное объединение имеют право на основании заключенного с государственной телерадиокомпанией договора получить за плату эфирное время сверх предоставленного бесплатно. Условия оплаты по отношению к кандидатам и избирательным объединениям должны быть равными.
Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.
Должностные лица государственных органов и органов местного
самоуправления обязаны предоставлять избирательным комиссиям в их
пользование помещения, находящиеся в государственной или муниципальной
собственности для встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями.
Избирательные комиссии обязаны обеспечить равные возможности для всех
кандидатов при проведении предвыборной агитации.
При проведении предвыборной агитации не допускаются злоупотребления свободой массовой информации, агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны.
Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается за один день до дня выборов. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне зданий и помещений избирательных комиссий, могут сохраняться на прежних местах. В течение трех дней до дня выборов, включая день голосования, опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами, не допускается.
7. Порядок голосования, подсчета голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование.
Голосование на выборах в Российской Федерации проводится в один из
выходных дней. Исключения в установлении дня голосования могут быть
предусмотрены федеральными законами, законами и иными нормативными актами
законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов
Российской Федерации.
О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации.
Избирателю, который в течение 15 дней до дня выборов включительно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти на избирательный участок, где он включен в список избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении окружной или участковой комиссии. Избирательная комиссия обязана при этом обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность избирательного бюллетеня и учет голоса избирателя при установлении итогов голосования.
Голосование проводится путем нанесения избирателем в избирательном
бюллетене какого-либо знака в квадрате (квадратах), относящемся к кандидату
(кандидатам) или списку кандидатов в пользу которых сделан выбор, либо к
позиции «против всех кандидатов (списка кандидатов)».
Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить всем избирателям возможность участвовать в голосовании, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях у участковой избирательной комиссии должно быть необходимое количество переносных избирательных ящиков, которое определяется решением окружной избирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. Члены этой комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Количество заявлений избирателей, использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в отдельном акте. Данные об избирателях, проголосовавших вне помещения для голосования, дополнительно вносятся в список. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать наблюдатели. Организация голосования вне помещения должна исключать возможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно искажение волеизъявления избирателя.
Как уже ранее отмечалось, избирательные бюллетени заполняются
избирателем в специально оборудованных кабин» или комнате, в которых не
допускается присутствие иных лиц. Избиратель, не имеющий возможности
самостоятельно заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого
помощью другого лица, не являющегося членом участковой избирательной
комиссии или наблюдателем. Избирательный бюллетень должен содержать печать
участковой избирательной комиссии или подписи не менее двух ее членов.
Получение избирательного бюллетеня избиратель удостоверяет своей подписью в
списке избирателей.
Заполненные избирательные бюллетени опускаются избирателями в избирательные ящики, которые должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней. При подсчете голосов избирателей участковая избирательная комиссия признает недействительными избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателей, а также избирательные бюллетени неустановленной формы. Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают и заносят в протоколы результаты подсчетов бюллетеней.
В целях исключения возможности фальсификации итогов голосования, подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, представляющие кандидатов, избирательные объединения и иностранные (международные) наблюдатели.
После подсчета голосов избирателей участковая избирательная комиссия заполняет протокол об итогах голосования.
На основании протоколов участковых, территориальных (районных, городских и других) избирательных комиссий путем сложения содержащихся в них данных окружная избирательная комиссия устанавливает результаты выборов по избирательному округу. Об этом составляется протокол, который подписывается всеми присутствующими членами окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Окружная избирательная комиссия признает выборы недействительными, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей.
Вся документация избирательных комиссий всех уровней включая избирательные бюллетени, подлежит хранению в течение сроков, установленных законодательством При это». устанавливаемые сроки хранения избирательных бюллетеней не могут быть менее одного года, а протоколов избирательных комиссий — менее одного года со дня объявления даты следующих выборов.
8. Финансирование выборов. Ответственность за нарушения избирательных прав граждан.
Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов соответствующего уровня производятся за сче1 средств, выделяемых из соответствующего бюджета (федерального, субъекта федерации, местного).
Кандидаты создают собственные избирательные фонды для финансирования своей предвыборной кампании При выборах в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления избирательные объединения также могут создавать избирательные фонды.
Избирательные фонды могут создаваться за счет следующих средств:
- средств, выделенных избирательному объединению или кандидату в равных размерах на предвыборную агитацию соответствующей избирательной комиссией;
- собственных средств избирательного объединения или кандидата, за исключением случаев, когда указанные средства имеют иностранные источники;
- средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением;
- добровольных пожертвований физических и юридических лиц. В целях предвыборной агитации допускается использование только денежных средств, перечисленных в избирательные фонды.
Не допускаются добровольные пожертвования со стороны иностранных государств, организаций и граждан, российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала превышает 30 процентов, международных организаций, а также государственных организаций и учреждений, организаций местного самоуправления и региональных объединений.
Все денежные средства, создающие избирательный фонд, перечисляются на
специальный счет в банке или кредитном учреждении, который открывается
кандидатом или избирательным объединением с разрешения соответствующей
избирательной комиссии, после регистрации кандидата (списка кандидатов).
Порядок открытия и ведения указанных счетов, учета и отчетности по
средствам избирательных фондов устанавливается Центральной избирательной
комиссией по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Действующее законодательство о выборах предусматривает ответственность за нарушение избирательных прав граждан. Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом свободному осуществлению гражданами Российской Федерации права избирать и быть избранными, либо лица, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, а также лица, проводящие агитацию в день, предшествующий дню выборов, и в день выборов либо препятствующие работе избирательных комиссий или голосованию на избирательных участках, несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством.
Заключение.
Свобода выбора является важнейшим фактором интеллектуального совершенствования человека, нормального духовного и нравственного развития каждой личности. Как верно подметил английский теоретик политического либерализма Дж. С. Милль (1806 -1873), идеи которого и поныне определяют развитие конституционного права, способность человека понимать, судить, различать, что хорошо и что дурно, умственная деятельность и даже нравственная оценка предметов упражняются только тогда, когда человек делает выбор. Этим следует объяснить и то обстоятельство, что для политически активных граждан выборы в органы власти - это нормальная потребность и возможность выражения своей позиции.
Изменившаяся общественно-политическая ситуация в стране, существенное обновление всего массива российского законодательства поставили перед органами государственной власти в целом и перед органами внутренних дел в частности новые задачи по соблюдению, охране и защите избирательных прав граждан Российской Федерации. Эта сторона деятельности органов внутренних дел в системе гарантий избирательных прав граждан расширяет характеристику роли ОВД в функционировании механизма реализации конституционных прав граждан.
Список использованной литературы:
1. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Права человека. Сборник международных документов. М.:
1986 г., с. 21-30.
2. Конституция Российской Федерации 1993 г.
3. Федеральный закон РФ от 21 июня 1995 г. « О выборах депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». //
«Российская газета» №123 от 28.06.95 г.
4. Федеральный закон РФ от 17 мая 1995 г. «О выборах Президента Российской
Федерации». // СЗ РФ, 1995 г., № 21
5. Федеральный закон РФ от 6 декабря 1994 г. «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации»( с изменениями от 26 ноября 1996 года ). //«Российская газета» №241 от 10.12.94 г.,
6. Комментарий к Конституции РФ. М.: БЕК, 1994 г.
7. Комментарий к Конституции РФ. Под общей редакцией Ю.В.Кудрявцева, М.:
Фонд «Правовая культура», 1996 г.
8. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации.
Учебник. М.: Юристъ. 1996 г.
9. Баглай М.В., Габричидзе В.Н. Конституционное право Российской Федерации.
М. 1996 г.
10. Постников А.Е. Избирательное право России – М. Изд. Группа ИНФРА: М – норма. 1996г.
-----------------------
[1] См.: Баглай М.В., Габричидзе В.Н. Конституционное право Российской
федерации. М. 1996. С.197
[2] См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской
Федерации. Учебник. М.: Юристъ. 1996 г. С.307
[3] См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской
Федерации. Учебник. М.: Юристъ. 1996 г. С.312
[4] См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской
Федерации. Учебник. М.: Юристъ. 1996 г. С.318