Рязанский филиал Московского института менеджмента Экономики и права
Контрольная работа по предмету
"Земельное право"
Выполнил студент группы ЮЗ 3-2
Рязань 2000 год.
План:
1. Введение.
2. Вопрос: Плата за землю.
3. Вопрос: Понятия, состав и управления лесным фондом.
4. Вопрос: Порядок предоставления земли для ведения крестьянского
(фермерского) хозяйства.
5. Вопрос: Землеустройство.
6. Вопрос: Земельная реформа, ее правовое обеспечение.
7. Вопрос: Понятия и состав земель лесного фонда. Организация лесного хозяйства.
8. Список использованной литературы.
Введение.
Земля, ее недра , леса, животный мир и другие ресурсы составляют основу жизни и деятельности людей.
Россия обладает уникальными богатствами созданными самой природой, и эти богатства её земли. На всемирной выставке в Париже наши земли богатые чернозёмом были признаны эталоном почвы.
Проблема совершенствования правового регулирования земельных отношений в России в последнее время стала одной из наиболее актуальных и широко обсуждаемых не только среди юристов, законодателей и политиков, но и в обществе в целом. Мнения участвующих в дискуссии сторон полярны, но все сходятся в одном: действующее земельное законодательство не соответствует современным потребностям регулирования земельных отношений.
В настоящее время практически во всём мире с каждым годом наблюдается постепенное глобальное ухудшение состояния окружающей природной среды. Особенно ярко это проявляется в нашей стране так как, и уровень технического развития оставляет желать лучшего, и степень защищённости предприятий никуда не годится. Это происходит под воздействием различных факторов, в основном это обусловленная жизненной необходимостью всёвозрастающая активная деятельность человека по приспосабливанию окружающей среды для себя и своих нужд. И всё это приводит к необходимости принятия мер по сохранению, как самих земель, так и их ценных качеств.
Это в свою очередь возникло из-за того, что долгое время в нашей стране существовал стереотип, как поведения, так и мышления, что всё общественное, а значит ничьё.
Но последние глобальные преобразования и изменения системы ценностей породило некий интерес общества к продуктам своей деятельности.
Общество, если можно так сказать, обратило свой взор на экологию, и на причины которые влияют на её ухудшение. Земля же является неотъемлемой частью экологической обстановки, а сама плата за землю это тот материальный стимул который ещё мало-мальски, но оказывает влияние на людей.
В этой контрольной работе даны наряду с определениями и понятиями платы за землю и её составляющих, также понятия и управления лесным фондом.
1. Вопрос: Плата за землю.
В настоящее время в России за использование земли приходится платить хоть и не много но надо . Поэтому действующее законодательство определяет несколько форм платы за землю. Это: земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли.[1]
Так как Россия перешла на качественно новые отношения, я бы их назвал даже капиталистическими, то изменились, и земельные отношения и появились различные нововведения в них. Одно из них - плата за землю.
Цель введения платы за землю я считаю оправдана, это и стимулирование рационального использования земли, и некоторые развития населенных пунктов, и , наконец, создание специальных фондов для финансирования мероприятий по повышению плодородия земли и другие мероприятия.
Свое рассмотрение такого вопроса как плата за землю я бы хотел начать с земельного налога и арендной платы как наиболее часто встречающиеся в земельных отношениях. Земельный налог это определенная сумма которую обязан ежегодно вносить ( уплачивать ) собственник земли, а также землепользователь и землевладелец. Арендная плата это тоже некая установленная сумма, но уже уплачиваемая за земли и земельные участки, которые находятся в аренде.
Я бы хотел отметить один факт, что предприятия, объединения , организации и учреждения, а также другие субъекты земельных правоотношений должны вносить земельный налог в виде стабильных платежей за единицу площади в расчёте за год[2], и этот размер земельного налога не зависит от результатов их хозяйственной деятельности. Я считаю, что это является большим упущением и здесь нужен другой подход. Например я бы предложил анализировать эту хозяйственную деятельность и в определенные моменты этой деятельности взять и ослабить эту плату или же наоборот прижать то или иное предприятие увеличенным налогом ( например, установить некий процент от повышенного дохода того или иного предприятия). Но вот такой момент, пересмотр ставки земельного налога все таки осуществляется компетентными органами в независимости от условий хозяйствования, это и повышение инфляции и изменения среднего размера заработной платы, а также некоторые другие.
Земельным налогом и арендной платой облагаются практически все земельные участки, находящиеся как в аренде, так и собственности у граждан и юридических лиц. Это и сельскохозяйственные угодья, земельные участки, наделы и участки для жилищного и дачного строительства. Я думаю, что не имеет смысла перечислять здесь их все, так как исчерпывающий список можно найти в действующем законодательстве[3].
Как я уже говорил, земельный налог взимается с общей площади и не важно занята ли земля, какими либо постройками или нет. А вот такой вопрос, как взимание платы за землю с нескольких пользователей или собственников, на мой взгляд, урегулирован в достаточной степени. Так , например, за земли находящиеся в раздельном пользовании у нескольких граждан или юридических лиц земельный налог начисляется каждому в отдельности в пропорции той площади, которая находится в пользовании у каждого их них. Но если земля находится в общей собственности нескольких лиц , будь то граждане или юридические лица, то земельный налог начисляется каждому из собственников отдельно, но уже соразмерно их доли на эту площадь.
Сейчас не для кого не секрет, что наша страна находится в тяжелом экологическом положении, и это прослеживается практически во всех странах. И тут особую роль играет плата за землю, я имею в виду ту ее часть, которая идет в бюджет страны. Очевиден также и тот факт, что на финансирование различных мероприятий по землеустройству нужны деньги. А средства на эти нужды существенно урезаны в последнее время или не выделяются вообще, поэтому я считаю, что так как арендная плата и земельный налог идут в бюджет страны отдельной строкой то в ближайшее время можно с уверенностью сказать, что земельная отрасль сможет хоть как-нибудь, но поддерживать сама себя и даже развиваться.
Теперь я бы хотел коснуться такого вопроса как нормативная цена земля. Эта тема на мой взгляд самая продуманная и доработанная в институте «плата за землю». Если обратиться к действующему законодательству то там мы найдем определение нормативной цены земли ,
«это показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости»[4].
Можно сказать, что нормативная цена земли в современном законодательстве появилась благодаря тому, что разрешили продавать землю в собственность. Но ее нельзя рассматривать, как самостоятельный институт, так как она теснейшим образом связана с земельным налогом.
Такой вывод можно сделать даже исходя из того, что нормативная цена земли определяется на основании ставки земельного налога умноженной в
200 раз и умноженную на единицу площади соответствующего земельного участка. Переход нашего государства по сути дела на капиталистический уклад жизни и рыночную экономику, по моему мнению должен придать особую окраску нормативной цены земли, и на мой взгляд понадобиться введение новых, особых коэффициентов или процентных ставок при продаже земли и определении ее цены. Например: при продаже земельного участка разным слоям населения ( с разным достатком и разным социальным статусом) цена на один и тот же участок может быть разной или по целевому назначению, фермеру одна цена, дачнику другая, а строителю третья. Сейчас в законодательстве применяются аналогичные коэффициенты по таким критериям, как социальный статус города или наличие курорта в данной местности[5].
Подводя черту по этим вопросом я бы хотел сказать, что плата за землю и ее компоненты: арендная плата, земельный налог и нормативная цена земли являются и экономическим стимулом и гарантом существования и развития землепользования и мероприятий с этим связанных.
2. Вопрос: Понятия, состав и управления лесным фондом.
В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации все леса, за
исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных
пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной
растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд,
который находится в федеральной собственности.
Государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного
фонда и воспроизводства лесов на территории Ленинградской области
осуществляет территориальный орган Федерального органа управления лесным
хозяйством . Сфера деятельности Комитета определена Федеральным
законодательством, внутриведомственными нормативными и иными документами
Федеральной службы лесного хозяйства России.
Комитет имеет следующую структуру: Возглавляет работу Комитета его
председатель, имеющий несколько заместителей, в т. ч. Главного лесничего,
которому непосредственно подчинены лесхозы области.
Лесхозы являются владельцами лесного фонда и входят в систему специально
уполномоченных государственных органов управления лесным хозяйством в сфере
использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов, на лесхозы возложен
также и государственный контроль, за состоянием, использованием,
воспроизводством, охраной и защитой лесов.
Государственный контроль за использованием, состоянием, воспроизводством,
охраной и защитой лесов возложены также и на государственные органы охраны
окружающей природной среды. Но, к сожалению, на настоящий момент эти
комитеты не имеет возможности по ряду объективных причин выполнять
возложенные на нее Российским законодательством функции государственного
контроля в данной области.
Функции владельцев лесного фонда по управлению лесным хозяйством определены
лесным кодексом России. Одна из этих функций - проведение рубок
промежуточного пользования (при определенных условиях).
Таким образом, лесхозы совмещают функции
владельца лесного фонда (1); управления лесным хозяйством (2);
лесопользования, воспроизводство лесов, уход за ними (3); государственного
контроля (4) за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и
защитой лесов.
И в этом совмещении несовместимых функций - главный недостаток сложившейся
в России системы ведения лесного хозяйства. Россия - сама себя контролирует
- выполнение обязанностей лесовладельца, управленческую деятельность,
хозяйственную, лесопользование и т. д., что не может не приводить и
приводит к негативным последствиям для состояния лесных экосистем, для
экономики страны. Особенно в современных условиях крайней недостаточности
бюджетного финансирования лесного хозяйства.
Но объем этот недостаточен - по прежнему в молодых лесах происходит
нежелательная смена пород, теряются лесные культуры. Основные причины этой
недостаточности со сбытом низкосортной древесины, получаемой при уходе,
бездорожье, недостаток технических средств. - охране, воспроизводству,
повышению продуктивности лесов, организации рационального использования
лесным фондом. И без того недостаточная лесная охрана отвлекается на работы
по заготовке древесины, вместо того, чтобы выполнять свои прямые
обязанности . Финансирование же лесного хозяйства вполне возможно за счет
собственной же деятельности Федеральной службы лесного хозяйства России.
Сейчас почетная плата составляет лишь 5-7 % от стоимости продаваемой
древесины, а лесное хозяйство стало дотационным. Выход из этого положения
очевиден. Существенное негативное явление, ведущее к истощению лесного
фонда области, оказывает отсутствие, в нарушение действующего
природоохранительного законодательства, практики прохождения обязательной
государственной экологической экспертизы лесоустроительных проектов и
материалов, обосновывающих объемы и условия изъятия объектов растительного
мира ( древесины, в частности).
Все предпринимавшиеся в течение нескольких лет усилия в этом направлении
наталкивались на сопротивление лесопользователей и до тех пор не принесли
желаемого результата - принятия научно, экологически обоснованных возрастов
главной рубки, объемов лесопользования и т. д.
3. Вопрос: Порядок предоставления земли для ведения крестьянского
(фермерского) хозяйства.
Как уже говорилось, согласно ст.4 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве право на создание хозяйства и на получение земельного участка для этих целей имеет каждый дееспособный гражданин, достигший 18 лет, который может выполнять обязанности, установленные законодательством.
Поскольку ведение крестьянского хозяйства - значительно более сложный
вид использования земли по сравнению, например, с огородничеством или
садоводством, Закон предъявляет к главе хозяйства и другие требования.
Необходимо, чтобы он имел опыт работы в сельском хозяйстве и
сельскохозяйственную квалификацию, что подтверждается соответствующими
документами о трудовой деятельности или хорошей деловой репутацией среди
односельчан. Ведь важно, чтобы земля попала в руки рачительного хозяина.
Безусловно, претендентами на получение земли могут быть и лица, прошедшие
специальную подготовку, курс обучения. Если все названные условия налицо,
гражданин вправе получить земельный участок независимо от того, является он
жителем села или города, данной местности или другого региона России.
Однако при наличии нескольких претендентов преимущественное право на
участок имеют лица, проживающие в данной местности (ст.4 Закона).
Выбор претендента на создание крестьянского хозяйства осуществляет
Совет народных депутатов (местная администрация), в ведении которого
находится земельный участок, при этом соблюдая преимущественное право того
или иного гражданина. Для выявления достойного претендента образуется
конкурсная комиссия. Окончательное решение о предоставлении земли выносит
местная администрация. Оно может быть обжаловано в народном суде, который,
не подменяя местной администрации, проверяет обоснованность решения по
данному крестьянскому хозяйству: соблюдены ли условия конкурса, учтено ли
преимущественное право на получение земельного участка, соответствуют ли
его размеры и качество предполагаемой деятельности и т.п. Если решение
администрации признается народным судом незаконным, вопрос о предоставлении
участка данному хозяйству будет рассматриваться повторно, но решение суда
подлежит исполнению (ст.33 ЗК РФ).
Гражданин сам определяет, просить ему земельный участок в собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду, так как право выбора формы землепользования, согласно ст.58 Земельного кодекса, принадлежит ему. Если он желает получить землю, допустим, на праве собственности, а ему предоставляют иной режим землепользования (владение, аренду), он может опять-таки обратиться в народный суд, а тот, в свою очередь, обязан отменить это решение Совета народных депутатов (местной администрации).
Не всегда люди, получившие землю и продуктивно ее использующие, по
закону являются фермерами. Это касается, в частности, тех, кому земельный
участок предоставлен колхозом или совхозом по договору. чтобы стать
полноправным фермером, необходимо земельный участок изъять у прежнего
пользователя, в данном случае у колхоза или совхоза, и приобрести его в
установленном земельным законодательством порядке. Для этого требуется
решение не колхоза (совхоза), а районной (городской) администрации. Только
она может продавать и предоставлять землю фермерам в собственность,
передавать ее в пожизненное наследуемое владение, в аренду. Сельские и
поселковые Советы народных депутатов и их администрация обладают правом
лишь в отношении земель, переданных в их непосредственное владение (ст.23
Земельного кодекса России и ст.51 Закона о местном самоуправлении).
За гражданами, получившими землю для ведения хозяйства и имеющими жилой
дом в сельском населенном пункте, сохраняется их приусадебный участок.
Крестьянское хозяйство, в соответствии со ст.5 Закона, может для
производственных целей арендовать землю дополнительно.
При предоставлении земельного участка в пожизненное наследуемое владение, постоянное или временное пользование, в том числе в аренду плата с хозяйства не взимается. Но в последующем оно облагается земельным налогом или арендной платой. В собственность крестьянскому хозяйству земля передается за плату и бесплатно. Бесплатно предоставляются участки, не превышающие средней земельной доли, установленной в данном административном районе, за плату - земля сверх этой доли.
Как определяется земельная доля? Каких размеров, какого качества и в каком месте должны выделяться участки? Как обеспечить равноправие всех желающих получить землю и при этом учесть интересы колхоза (совхоза)?
Согласно ст.8 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве и ст.59
Земельного кодекса член колхоза (работник совхоза) имеет право выйти из его
состава без согласия на то трудового коллектива или администрации
предприятия. Земельный участок для организации фермерского хозяйства
предоставляется ему по решению районной (городской) администрации из
земель, изымаемых у данного колхоза (совхоза). Районный (городской) комитет
по земельным ресурсам и землеустройству, который готовит проекты решений
местной администрации, предварительно согласовывает местоположение
изымаемого участка с колхозом (совхозом), а при отказе последнего выделить
конкретный участок районный (городской) совет народных депутатов или его
администрация вправе самостоятельно определить местоположение участка. Он
отводится, как правило, единым массивом, по возможности ближе к дому и
вместе с тем без нарушения целостности других хозяйств и подразделений
колхоза (совхоза). Не должны затрагиваться земли, используемые для
общественных нужд, например, для выпасов скота, отведенные под дороги,
парки и т.д.
Поскольку предполагается создание равных условий хозяйствования,
отводимый участок, согласно ст.59 Земельного кодекса, по своему качеству
(плодородности, доходности) должен соответствовать, как правило, средней
кадастровой оценке угодий данного колхоза (совхоза). В первую очередь,
однако, выделяются внесевооборотные пахотные земли, отдельные поля
севооборота, по возможности без нарушения целостности земельного массива и
не допуская черезполосицы. Могут предоставляться и другие
сельскохозяйственные угодья, пригодные для ведения крестьянского
(фермерского) хозяйства.
Обращает на себя внимание то, что в части, устанавливающей порядок определения местоположения и качества угодий, выделяемых под хозяйство, в законе употребляются выражения "как правило", "по возможности". На практике иногда это толкуется так, что колхоз (совхоз) не обязан предоставлять лицам, выходящим из его состава, удобно расположенные угодья, имеющие среднюю доходность. Делаются попытки навязать хозяйству худшие и даже непригодные для продуктивного использования земли. Однако Закон закрепляет принцип равных условий хозяйствования и равенство различных форм собственности. Следовательно, должны в равной степени учитываться интересы как колхоза (совхоза), так и создаваемого фермерского хозяйства.
Если же предоставляются участки с качественной оценкой ниже средней
кадастровой, районный (городской) совет народных депутатов должен
устанавливать крестьянскому хозяйству налоговые и другие льготы (ст.59
Земельного кодекса России).
Земельная доля в каждом районе разная, так как она складывается как средняя в расчете на одного работающего в сельском хозяйстве (включая пенсионеров, ранее работавших на селе, а также лиц, занятых там в социальной сфере). Она устанавливается для определения размера земельного участка, предоставляемого крестьянскому хозяйству в собственность бесплатно. Земля, получаемая сверх этой доли, как уже говорилось, передается хозяйству за плату.
Граждане, не являющиеся членами колхозов, работниками совхозов и других
сельскохозяйственных предприятий, при организации ими крестьянского
(фермерского) хозяйства также имеют право на получение земельной доли в
собственность бесплатно и дополнительно сверх доли - за плату. Но, в
отличие от членов колхоза (работников совхоза), им земельные участки
выделяются не непосредственно из земель колхозов, а из земель запаса и
специального фонда распределения. Правда, качество этих земель может быть
ниже, так как Закон не устанавливает для названных граждан тех гарантий,
которые он предусматривает для членов колхозов (работников совхозов, других
сельскохозяйственных предприятий).
Общая площадь земли крестьянского хозяйства не должна превышать
максимальных размеров, определенных, согласно ст.36 Земельного кодекса,
Советами народных депутатов автономной области, автономных округов,
краевыми, областными Советами, а в республиках, входящих в состав
Российской Федерации, - в соответствии с законодательством этих республик.
Правила установления средней районной земельной доли содержит Указ
Президента Российской Федерации "О порядке установления нормы бесплатной
передачи земельных участков в собственность граждан" от 2 марта 1992 года.
Для этого вся площадь сельхозугодий в пределах сельскохозяйственных
предприятий района, за исключением земель, передаваемых в ведение сельских,
поселковых, городских Советов народных депутатов, делится на суммарную
численность лиц, работающих в сельском хозяйстве, включая пенсионеров,
ранее работавших на селе, а также лиц, занятых там в социальной сфере. К
лицам, занятым в социальной сфере на селе, относятся работники предприятий,
организаций и учреждений народного образования, здравоохранения, культуры,
быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территории
сельскохозяйственных предприятий.
Главам местной администрации сельских районов предоставлено право устанавливать дифференцированную среднюю норму бесплатной передачи земли в собственность по расположенным на территории района зонам с различной плотностью сельского населения. Решения по этим вопросам администрация выносит по представлению местного комитета по земельным ресурсам и землеустройству. Если соответствующие Советы народных депутатов не определили предельных размеров земельных участков, предоставляемых в собственность, владение, пользование, аренду крестьянским хозяйствам, то, согласно п.4 Указа Президента России "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" от 27 декабря 1991 года, эти размеры устанавливаются органами исполнительной власти краев, областей и автономных областей, т.е. администрацией. При этом учитываются специализация фермерского хозяйства, численность работников, качество земли и другие факторы, имеющие существенное значение (степень плодородия почв, расположение участка, уже вложенные государством затраты на мелиорацию угодий и т.п.). В предельную норму размера участка входят участки, предоставляемые как бесплатно, так и за плату. Однако сюда не включаются земли, предоставляемые во временное пользование, в том числе в аренду.
Создать крестьянское (фермерское) хозяйство, обеспечить его рентабельность - дело, как известно, непростое. Многое здесь берет на себя государство. Согласно ст.5 Закона о крестьянском хозяйстве за счет средств бюджета района, области, края, республики финансируются следующие затраты по организации землепользования: оформление государственного акта на право собственности, владения, пользования землей, ведение земельно-кадастровой документации, землеустройство и лесоустройство, агрохимическое обследование и экологическая паспортизация почв.
После того как земельный участок отведен в натуре (на местности), выдан
государственный акт (или временное свидетельство) на право собственности,
пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования или подписан
договор его аренды, происходит регистрация крестьянского хозяйства. Она
производится районным (городским) Советом народных депутатов. Именно с
этого момента хозяйство приобретает статус полноправного юридического лица.
Ему открывается расчетный и другие счета в банке, включая валютный,
выдается печать, хозяйство самостоятельно вступает в деловые отношения с
другими предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами, отвечает
по своим долгам всем своим имуществом, оно учитывается Советами народных
депутатов в качестве самостоятельного товаропроизводителя при разработке
программ экономического и социального развития региона. Районный
(городской) Совет заводит на каждое хозяйство регистрационную карточку, а
сельский (поселковый) Совет вносит его в похозяйственную книгу (ст.9
Закона).
Таковы общие положения законодательства, связанные с предоставлением земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам.
4. Вопрос: Землеустройство.
Землеустройство - система мероприятий, обеспечивающих регулирование
земельных отношений, изучение, планирование, организацию использования и
охраны земель, создание новых и упорядочение существующих землепользования,
земельных фондов. административно-территориальных образований и других
объектов землеустройства с обозначением границ в натуре (на местности).
устройство территории сельскохозяйственных организаций и улучшение
природных ландшафтов.
Землеустроительная деятельность - управленческая, научная, техническая деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, уполномоченных органов по управлению земельными ресурсами, граждан и юридических лиц. осуществляемая при землеустройстве.
Землеустроительные работы - все виды камеральных и полевых
обследовательских, изыскательских, топографо-геодезических,
картографических, проектных и других работ, выполняемых при проведении
землеустройства и которые предусматривают получение конкретного результата
(землеустроительной документации).
Землеустроительный процесс - состав, очередность и порядок действий при
проведении землеустроительных работ, включающий подготовительные работы,
проведение полевых обследований и изысканий, разработку проектной
документации, ее рассмотрение и утверждение, перенесение проектов в натуру
(на местность), оформление и выдача землеустроительной документации.
Землеустроительный проект - совокупность правовых. экономических, технических документов, включающих расчеты, описание, чертежи, в которых обосновываются, графически отображаются и письменно излагаются землеустроительные мероприятия.
Землеустроительные мероприятия - предусмотренные землеустроительной документацией работы по формированию и организации территории объекта землеустройства, организации рационального использования и охраны земель с учетом их целевого назначения, ограничений в использовании земель и обременении правами иных лиц (сервитутов), сохранению и повышению плодородия почв.
Объекты землеустройства - территория административно. территориального образования или его части, землепользование, в отношении которых осуществляется землеустройство.
Землепользование - земельный участок (совокупность земельных участков), имеющий фиксированную замкнуто границу, площадь. местоположение и используемый гражданином или юридическим лицом для определенных целей в соответствии с законодательством.
Формирование землепользования - комплекс работ по установлению местоположения, границ, площади земельного участка или их совокупности, других характеристик, с учетом установленных целевого назначения, ограничений и обременении в использовании земель.
Межевание земель - комплекс работ по установлению (восстановлению) в натуре
(на местности) границ административно. территориальных образований, границ
земельных участков собственников земли, землевладельцев, землепользователей
и арендаторов с закреплением их межевыми знаками установленного образца и
привязкой к пунктам опорной межевой сети.
Землеустроительная документация - совокупность документов, полученных в
результате проведения и осуществления землеустройства и включающая
программы, схемы, проекты, тематические карты (атласы). материалы
(технические отчеты) обследований и изысканий.
Государственный фонд землеустроительной документации - совокупность документов, подлежащих длительному хранению в федеральном органе исполнительной власти по управлению земельными ресурсами или его территориальных органах в целях их дальнейшего использования.
План земельного участка - графический документ, отображающий
местоположение, размер, размещение внешних границ земельного участка и
границ земель, ограниченных в использовании и обремененных правами иных лиц
(сервитутов), а также размещение объектов недвижимости прочно связанных с
земельным участком.
Внутрихозяйственное землеустройство - система мероприятий по организации территории сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств в границах их землепользования. обеспечивающих полное и рациональное использование земель, создание благоприятной экологической среды и улучшение природных ландшафтов. а также максимальное удовлетворение экономических интересов при соблюдении установленных условий пользования землей и ее охраны.
Межхозяйственное землеустройство - система правовых, социально- экономических и технических мероприятий, обеспечивающих перераспределение земель, формирование рационального землепользования и землевладения, предоставление и изъятие земель для сельскохозяйственных и несельскохозяйственных целей, наделение земельными участками граждан и юридических лиц. установление и изменение границ и площадей земельных участков.
5. Вопрос: Земельная реформа, ее правовое обеспечение.
Земельная реформа важнейший элемент структурной перестройки экономики
России, одно из основных направлений государственной политики, содержанием
которой в части развития рынка недвижимости являются: упорядочение
отношений государственной и муниципальной собственности на землю;
укрепление законодательных гарантий частной собственности на землю;
создание механизмов регистрации прав на землю в системе государственной
регистрации прав на недвижимое имущество; совершенствование земельного
кадастра; формирование системы ипотечного кредитования и государственного
контроля над рынком земельных закладных; реформирование планирования
использования земель поселений посредством развития практики
градостроительного зонирования; поэтапное сокращение ограничений на оборот
земель городов и других поселений; государственный контроль за оборотом
земель сельскохозяйственного назначения.
Повышение эффективности использования земель городов и иных поселений,
земель сельскохозяйственного назначения, земель промышленности, создание
условий для увеличения инвестиционного и производительного потенциала
земли, обеспечивается разработкой и реализацией ряда взаимосвязанных
государственных мероприятий, направленных как на преодоление проблем в
развитии рынка земли, так и в развитии рынка недвижимости в целом. Основные
задачи государственной политики по развитию рынка земли и мероприятия по их
реализации: упорядочение отношений государственной и муниципальной
собственности на землю путем разграничения земель, находящихся в
государственной собственности, на федеральную собственность, собственность
субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность; развитие
правовых механизмов оборота прав аренды земельных участков, находящейся в
государственной или муниципальной собственности ограниченной в обороте;
обеспечение конкурсной продажи государственной недвижимости вместе с
земельными участками, включая незастроенные участки; расширение видов
земель, подлежащих приватизации, с одновременным определением федеральным
законом видов земель, ограниченных в обороте и исключенных из оборота;
осуществление приватизации земельных участков одновременно с находящимися
ни них объектами недвижимости; введение режима рассрочки платежей при
приватизации земельных участков; совершенствование земельного кадастра и
создание государственного кадастра недвижимости; формирование и развитие
системы ипотечного кредитования с государственным контролем за рынком
земельных закладных; реформирование планирования использования земель
поселений путем законодательного установления принципа разрешенного
использования земли взамен целевого и процедур территориального зонирования
поселений, определяющего права и ограничения по способам использования
земельных участков и другой недвижимости; поэтапное сокращение ограничений
на оборот земель городов и иных поселений путем перехода к рыночным
принципам при предоставлении земельных участков под застройку передача
гражданам обеспеченных инженерной инфраструктурой земельных участков под
индивидуальное жилищное строительство на открытой конкурсной или аукционной
основе с включением затрат на инфраструктуру в цену земельных участков;
совершенствование процедуры предоставления земли под застройку, которая
должна быть четкой и открытой с максимальным упрощением процесса получения
согласований, ограничения числа ведомств, участвующих в выделении участка;
совершенствование процедуры закрепления прав на занимаемый строением
участок; включение земельных участков в уставный капитал приватизируемых
предприятий; установление минимальных цен выкупа земельных участков под
приватизированными предприятиями для реализации принципа «предприятие -
имущественный комплекс»; переход, в основном, на аукционный и конкурсный
принцип предоставления (продажи) свободных земельных участков; введение в
экономический оборот земель сельскохозяйственного назначения путем создания
мер государственного регулирования использования земель
сельскохозяйственного назначения и ограничением их оборота.
Правовое обеспечение земельной реформы включает в себя: разработку и
принятие комплекса федеральных законов, а также указов Президента России с
целью регулирования отношений на рынке недвижимости на период до принятия
соответствующих федеральных законов или в части, оставшейся за пределами
регулирования федеральными законами; разработку и принятие комплекса
правовых актов, включая постановления Правительства Российской Федерации и
акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, во
исполнение федеральных законов и указов Президента России. В части
правового обеспечения земельной реформы ее законодательная база нуждается в
существенном обновлении. Действующее законодательство не отражает
социальную и экономическую направленность преобразования земельных
отношений. Правовое обеспечение развития земельной реформы в России будет
осуществляться по направлениям, обеспечивающим необходимость и
достаточность их правового регулирования. В этих целях предусматривается:
развитие законодательства, регулирующего отношения собственности на землю;
принятие законодательных актов, предусматривающих правовой механизм
эффективного управления недвижимостью (землей), создание рыночной
инфраструктуры; развитие законодательства, регулирующего рынок земли и
другой недвижимости; правовое обеспечение рационального использования и
охраны земель как в сельскохозяйственной, так и несельскохозяйственной
сфере. Вместе с тем, необходимо сохранить преемственность в правовом
регулировании рынка недвижимости (и земли) в той части, которая не
противоречит целям и задачам социально-экономических реформ. Земельное
законодательство будет развиваться на базе конституционных положений, а в
части правового регулирования рынка земли и другой недвижимости - на базе
Гражданского кодекса РФ путем раскрытия его норм с учетом специфики
земельных отношений. Правовое регулирование использования земли и иной
недвижимости должно осуществляться на единых принципах: разграничение
полномочий государственных органов исполнительной власти по осуществлению
права собственности и осуществлению управления объектами недвижимости, в
том числе землей, находящимися в государственной собственности; обеспечение
взаимосвязи процессов формирования объектов недвижимости, их
государственного учета и государственной регистрации; сочетание
регулирования отношений по использованию и охране земли в качестве
природного объекта и природного ресурса, недвижимого имущества, объекта
права собственности и иных прав на землю, основного средства производства в
сельском и лесном хозяйствах, операционного базиса для размещения зданий,
строений, сооружений и других объектов; платность использования земли и
другой недвижимости ; государственное регулирование приватизации; единство
судьбы земельного участка и связанных с ним иных объектов недвижимости
Посредством предоставления права выкупа земельного участка собственником
строения, либо заключения договора долгосрочной аренды.; доступность
информации о правах на объект недвижимости и кадастровой информации об этих
объектах; участие граждан в принятии решений, затрагивающих их права на
землю и другую недвижимость.
6. Вопрос: Понятия и состав земель лесного фонда. Организация лесного хозяйства.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации лесное
законодательство Российской Федерации находится в совместном ведении
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Лесное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего
Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов
Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов
субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие лесные отношения, не могут противоречить настоящему Кодексу и принимаемым в соответствии с ним федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом, регулирующим лесные отношения, и иным актом, принимаемым в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Нормы лесного права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать лесному законодательству Российской Федерации.
Государственные органы управления лесным хозяйством могут издавать акты, содержащие нормы лесного права, в случаях и в пределах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Регулирование лесных отношений осуществляется с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение.
Лесное законодательство Российской Федерации направлено на обеспечение рационального и неистощительного использования лесов, их охрану, защиту и воспроизводство исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного, многоцелевого лесопользования.
Объектами лесных отношений являются лесной фонд Российской Федерации
(далее - лесной фонд), участки лесного фонда, права пользования ими, леса,
не входящие в лесной фонд, их участки, права пользования ими, древесно -
кустарниковая растительность.
Объекты лесных отношений используются и охраняются с учетом многофункционального значения лесов, а также признания их основным средством производства в лесном хозяйстве.
Все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд.
Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от иных земель.
Включение земель в состав лесного фонда и их изъятие из него осуществляются в порядке, установленном лесным и земельным законодательством Российской Федерации.
В состав земель лесного фонда входят лесные земли и нелесные земли.
К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и иные).
К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли).
К участкам лесного фонда относятся участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью, и участки нелесных земель.
Границы участков лесного фонда должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) указаны в планово - картографических материалах (лесных картах).
К участкам лесного фонда и правам пользования ими применяются положения гражданского законодательства об объектах гражданских прав, а также положения земельного законодательства Российской Федерации о земельных участках, если иное не установлено настоящим Кодексом.
К участкам лесов, не входящих в лесной фонд, применяются требования настоящей статьи, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В лесной фонд не входят леса, расположенные на: землях обороны; землях городских поселений - городские леса.
В лесной фонд и в леса, не входящие в лесной фонд, не включается древесно - кустарниковая растительность, расположенная на: землях сельскохозяйственного назначения, в том числе землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства; землях транспорта (на полосах отводов железнодорожных магистралей и автомобильных дорог); землях населенных пунктов (поселений), в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов); землях водного фонда (на полосах отвода каналов); землях иных категорий.
7. Список использованной литературы.
1) Постановление Верховного Совета РФ от 14 июля 1992 года.
2) Инструкция Агропромбанка СССР N 155 "О кредитовании и финансировании крестьянских хозяйств" от 11 декабря 1989 года;
3) Инструкция Государственной налоговой службы Российской Федерации "Об отчетности и налогообложении крестьянских (фермерских) хозяйств". -
Законодательство и экономика. - 1993. - N 7-8.
4) Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - N 7, Ст. 534
5) Собрание постановлений Правительства Российской Федерации. - 1992. - N 1-
2. - Ст. 9
6) Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. - 1992.
- N 12. - Ст. 931
7) Закон Российской федерации «О плате за землю».
-----------------------
[1] Смотри сатью № 1 Закона Российской федерации «О плате за землю»
[2] Смотри статью № 3 Закона Российской Федерации «О плате за землю»
[3] Смотри Инструкцию по применению Закона Российской Федерации
«О плате за землю» раздел № 1, пункт № 2.
[4] Смотри Инструкцию по применению Закона Российской Федерации
«О плате за землю» раздел № 8, пункт № 53.