Министерство экономического развития Российской Федерации
Российский государственный торгово-экономический университет
Ростовский Институт
(Шифр КП 00007)
Контрольная работа
по дисциплине: «Проблемы развития экономической истории Дона и Северного Кавказа »
Тема: «Аграрные преобразования на Северном Кавказе»
Работу выполнил:
студент третьего курса
заочной формы обучения
факультета коммерции
Ростов-на-Дону
2004 г.
Содержание:
Введение
1. Аграрные преобразования на Северном Кавказе
2. Земельная реформа на Северном Кавказе a. Перераспределение земельного фонда на Северном Кавказе b. Подымный сбор
3. Отмена крепостного права на Тереке и Кубани
4. Отмена крепостного права на Дону и в Ставрополье a. Разработка крестьянской реформы на Дону b. Проведение крестьянской реформы на Дону c. Крестьянская реформа в Ставропольской губернии
5. Отмена рабства в Дагестане и крестьянская реформа 1913 г.
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Развитие края в составе империи оказалось подчинено общим процессам экономической и социально-политической эволюции России в XVIII- начала XX вв. Условия и характер взаимодействия различных групп населения его определялись социальной и этнической политикой центральной власти, а также процессом модернизации, в который страна постепенно вовлекалась как общим ходом развития европейского мира, так и вполне целенаправленной реформаторской деятельностью царизма.
Вместе с тем юго-восточная окраина Европейской России отличалась зримым своеобразием хозяйственного уклада и образа жизни, составом и обликом населения. Определялось это в первую очередь тем, что в общий контекст исторического развития страны оказались включенными территории, на которых сложились и существовали уникальная горская цивилизация и весьма специфичная казачья культурно-историческая общность. Это предопределяло сложность и неоднозначность процесса их интеграции как в единую хозяйственную систему империи, так и в ее социальную и политическую жизнь.
В составе Российской империи сложно отыскать хотя бы еще один регион с таким же пестрым этническим и социальным составом населения, причем структура его стала, по сравнению с предыдущими веками развития, более дробной и сложной в процессе российской колонизации территории. При этом имперская политика ставила различные сословия и этносы в весьма неравное положение, разделяя их на привилегированные, полупривилегированные и непривилегированные, что способствовало росту противоречий и конфликтов как между ними, так и отдельных групп населения с властью.
Неизбежным результатом жизни в составе империи стали и взаимное приспособление столь разных соседей друг к другу, и деформация социокультурных устоев и традиций жизни, характерных для таких своеобразных групп населения края, как этносы Северного Кавказа и казачество, хотя последнее, несомненно, в большей степени адаптировалось за два с небольшим столетия к жизни в царской России и к условиям несения военной службы государю.
Аграрные преобразования на Северном Кавказе
В отличие от Центральной России, на Северном Кавказе аграрно-
крестьянская реформа проводилась в два этапа. Первым этапом была земельная
реформа (размежевание земель и определение их юридического статуса), вторым
– ликвидация рабства и освобождение крестьян от личной зависимости.
При проведении земельной реформы в крае российская администрация
отдавала приоритет общинному землевладению и землепользованию, что еще
более сближало горские районы с русскими губерниями. Однако в полном объеме
размежевание земель было проведено только в Кабарде и Осетии. Одновременно
с наделением землей крестьян происходило перераспределение земельного фонда
в пользу местных феодалов, преданных российской власти представителей
других горских народов и российских военных. Непосредственным результатом
проведения земельной реформы на Северном Кавказе стало введение с 1 января
1866 г. государственной поземельной подати, известной как «подымный сбор».
С начала 60-х гг. XIX в. русская администрация на Северном Кавказе
проводила и освобождение зависимого населения. В Терской и Кубанской
области было ликвидировано крепостное право, а в Дагестане отменено
рабство. При этом условия освобождения рабов, дворовых и крестьян были
более тяжелыми, чем на Дону или в Центральной России. Большая часть
крестьян-рабов Дагестана оставалась в крепостной зависимости от беков до
1913 г.
Земельная реформа на Северном Кавказе
Аграрные преобразования на Северном Кавказе строились на сочетании двух принципов землевладения – общинного и частного и призваны были дать горцам землю на плоскости на основе общинного права, выделив в то же время часть земель в частную собственность (феодалам и лицам, находящимся на русской службе и преданным русскому правительству).
В мае 1863 г. в Терской области образовали Комиссия по разбору личных
и поземельных прав (Терская сословно-поземельная комиссия) под
председательством кабардинца Д. С. Кодзокова. В основу своей работы она
приняла положение, что «земля, занимаемая жителями на плоскости, есть
казенная» и находится в пользовании крестьян на общинном праве. В Кабарде
29 августа 1863 г. местные феодалы подписали акт, которым вся земля
признавалась общинной. Он стал отправным пунктом земельной реформы.
Осетинская и балканская знать отказалась подписать подобные акты, но
комиссия Кодзокова сочла необходимым ввести и в Осетии общинное владение
землей.
В Кабарде при проведении размежевании земель происходило укрупнение
аулов. Норма наделения колебалась от 36 до 41 дес. на двор, но около 2/3
надела составляли неудобные земли. В среднем на одну душу у крестьян
приходилось от 3,6 до 8 дес. земли. Аулы получали землю на праве общинного
владения, за передаваемые государством участки члены общины несли
государственную и поземельную повинность. Для наделения князей и дворян
устанавливались следующие нормы: князьям в среднем по 500, а дворянам по
250 дес. на двор.
В Осетии процесс размежевания земель начался в 1853 г. и продолжался до 1867 г. В 1853-1856 гг. были отведены земли семействам знати (алдарам) и зависимому крестьянскому населению при нормах размежевания – по 225 дес. алдарам и 36-37 дес. на крестьянский двор. Но при этом земли не получили 49 дворов алдар, которых переселили на правый берег Терека, и 334 крестьянских двора. Затем земельные наделы были распределены между аулами в соответствии с количеством входящих в них дворов, причем алдары либо включались в состав аульных обществ (получая на двор по 40 дес.), либо получали право на земельные наделы в Кубанской области (до 300 дес. на двор).
В Кубанской области размежевание земель происходило на основании проекта «Положения об устройстве поземельного быта горских племен Кубанской области» (1861 г.), по которому крупные феодалы получали огромные поместья в индивидуальное потомственное пользование, дворяне – от 100 до 200 дес. в фамильное пользование, а крестьяне-общинники – по 7 дес. на душу м.п. на правах общинного владения.
Общий пересмотр земельных отношений в Карачае и Балкарии так и не был произведен.
В плоскостной Чечне и Ингушетии размежевание закончилось в 1876 г.,
наделы Надтеречном наибстве Чечни колебались от 28 до 34 дес. на двор, а в
Ингушетии –от 15,5 до 27 дес. на двор. В горной Чечне и Ингушетии земельная
реформа не проводилась.
В Дагестане в 1865 г. начала работать сословно-поземельная комиссия,
которая занялась решением земельного вопроса. Под ее давлением в 1865 г.
местные феодалы согласились предоставить половину земли крестьянам
безвозмездно. С 1865 по 1870 гг. проводились межевые работы. Так, на
Кумыкской плоскости феодалы получили в среднем по 110 дес., а крестьяне -
менее 5 дес. душевого надела.
Перераспределение земельного фонда на Северном Кавказе
При проведении аграрных преобразований большое количество земель было
оставлено в руках знати – кабардинских и кумыкских князей, а также передано
офицерству. В одной Чечено-Ингушетии таким путем было отторгнуто 29 629
дес. земель, не считая земель казаков. Так, Таймановы получили 6 550 дес.,
Бековичи-Черкасские – 6 350, Алхасовы – 2 800,
Эльдаровы – 1 400 дес. Казачьи офицеры получали по закону 1870 г.:
генералы – по 1 500 дес., штаб-офицеры – по 400, обер-офицеры – по 200,
рядовые казаки по 30 дес. Всего офицеры Терского казачьего войска получили
119 760 дес. земли.
Аналогичные земельные пожалования офицерам и «почетным туземцам»
происходили после 1864 г. и в Кубанской области. По 5 тыс. дес. земли
получили абазинский князь Магомет-Гирей Лоов и ногайский князь Адиль-Гирей
Капланов-Нечев, более чем 2 тыс. дес. – черкесский князь Эдык Абуков,
карачавеские князья Крымшамхаловы и др.В одном только Балтапашинском уезде,
в который входили карачаевские, черкесские, абазинские и ногайские аулы,
из 2 400 000 дес. земли около 1 100 000 дес. было отдано под казачьи
станицы. Около 200 000 отошло под не войсковые поселения, по 100 000
русским и горским частным владельцам и около 900 000 осталось в казне.
Подымный сбор
При исчислении введенной в 1866 г. поземельной подати единицей обложения было хозяйство («дым»), поэтому она именовалась еще «подымным сбором». Каждый «дым» независимо от количества членов, имеющихся скота и земли платил одинаковую сумму. Горцы Кубанской области платили по 3 руб. с двора, Дагестанской области – от 2 до 3 руб., Терской области – от 75 коп. до 5 руб. Самая высокая подать была в Кабарде – 5 руб. с двора. Только в Карачае налог дифференцировали в зависимости от дохода: в первую категорию (платившую 15-30 руб. с «дыма») зачислялись дворы с большим и средним достатком, во вторую (от 75 коп, до 4 руб.) – малообеспеченные и неимущие.
Поземельная подать способствовала сохранению больших семей у горцев, так как они оказывались в лучшем положении при уплате налога, чем малые разделенные семьи. В одной Терской области в 1890 г. подымная подать составляла около 650 000 руб. Значительная часть населения оказалась не в состоянии ее платить, постоянно накапливалась задолженность. Например, за горскими жителями Нальчикского округа к 1884 г. числилось недоимок на сумму около 12 000 руб. С частных владельцев Терской и Кубанской областей правительство собирало двухкопеечный подесятинный сбор.
Отмена крепостного права на Тереке и Кубани
В 1864 г. была освобождена небольшая часть крестьянского населения
Северного Кавказа – зависимые люди «азиатского происхождения, находящиеся
во владении у разных лиц, приписанных к Терскому войску», т.е. дворовые и
крестьяне местных феодалов, служивших в русской армии (по «Положению» 19
февраля 1861 г.).
16 апреля 1866 г. при наместнике Кавказа вел. кн. Михаиле Николаевиче
был создан Особый комитет по крестьянским делам под председательством
генерал-адъютанта Карцева. В Терской области подготовка вопроса об
освобождении крестьян возложили на сословно-поземельную комиссию Д. С.
Кодзокова. Свои проекты освобождения крестьян представили кабардинские,
балкарские и осетинские феодалы. Они предлагали как добровольное соглашение
между крестьянами и феодалами, так и обязательное, за достаточно высокий
выкуп. Тех крестьян, которые не могли выкупиться сразу, предполагалось
оставить на длительный (6-8 лет) срок на положении временно обязанных.
Подготовленное этими органами Положение об отмене крепостного права
было объявлено 1 октября 1866 г. предписанием Главнокомандующего Кавказской
армией начальнику Терской области и провозглашено 18 ноября 1866 г. Как и в
Центральной России, освобождение крестьян проводилось либо на основе
добровольных соглашений между крестьянами и их феодалами (на основе
обычного права), либо по обязательным правилам. Размер выкупной суммы для
взрослого трудоспособного крестьянина в возрасте 15-45 лет составлял 180-
200 руб. Дети до 15 лет платили по 10 руб. за каждый год возраста. При
освобождении к феодалу отходила половина или даже 2/3 крестьянского
имущества. Если крестьяне не могли выкупиться сразу, то они оставались
временно обязанными на протяжении 6 лет и должны были отработать свой выкуп
в хозяйстве феодала. Годовой труд мужчины-крестьянина оценивался от 35 до
70 руб., а женщины от 25 до 40 руб. Подобные правила применялись и к рабам.
В результате реформы в Кабарде и Балкарии было освобождено более 21 тыс.
чел.
В Осетии несовершеннолетние получали свободу бесплатно, а владельцы их получали компенсацию из средств податных сборов. Здесь было освобождено 627 взрослых и 242 малолетних раба, а также 822 взрослых и 310 малолетних крестьян.
В Чечне и Ингушетии, где отношения зависимости не получили широкого
развития, по реформе 1867 г. освободили менее 400 чел. за выкуп – от 100 до
200 руб. за взрослого и от 30 до 50 руб. за малолетнего.
В Кубанской области ликвидация личной зависимости началась с мая 1868 г., но окончательно Положение об освобождении крестьян было утвержден 1 ноября 1868 г. , когда в зависимости оставалось уже только 25% от общего числа крепостных. По Положению крестьяне получали свободу за выкуп, за исключением женщин, мужчин старше 50-55 лет и детей до 7 лет. Срок обязательных работ составлял 4-5 лет. Всего в Кубанской области в 1868 г. на основе добровольного соглашения освободили 11 403 чел., а по обязательным правилам – 5 070 чел.
Отмена крепостного права на Дону и в Ставрополье
По переписи 1858 г. в Области войска Донского числилось 286 156 душ
крепостных обоего пола, или 31,9% по отношению к общему количеству
населения области, причем большинство их было сосредоточено в двух округах
– Миусском и Донецком.
Началом разработки крестьянской реформы на Дону стало 6 мая 1858 г.,
когда донское дворянство выразило императору «полную и совершенную
готовность донских дворян к улучшению быта крестьян в войске Донском на
общих основаниях». Это обращение явилось следствием давления на донских
дворян со стороны войскового начальства. Предложения донских дворян были
более жесткие, чем проект, составленный Редакционными комиссиями в С.-
Петербурге. Поэтому для Дона были разработаны специальные «Дополнительные
правила о крестьянах и дворовых людях, вышедших из крепостной зависимости в
Земле войска Донского». Они были построены по принципу общероссийских, но с
рядом особенностей. 20 марта 1891 г. на Дону было объявлено об отмене
крепостного права. Проведение крестьянской реформы до середины 70-х годов
шло достаточными темпами, но затем замедлилось и окончательно завершилось в
1883 г.
Крестьянская реформа в Ставрополье, где крепостные составляли всего 2%
крестьянского населения края, практически ничем не отличалась от
Центральной России.
Разработка крестьянской реформы на Дону
В 1858 году в Новочеркасске был образован Комитет по подготовке
проекта Положения об устройстве быта донских помещичьих крестьян. К 16 мая
1859 г. донские дворяне разработали свой проект, который стремился
максимально сохранить преимущества крупных землевладельцев. В период
временно обязанного состояния крестьяне не могли переходить с барщины на
оброк в течение 6 лет, причем количество барщинных дней определялось
размерами имения: для многоземельных – 94 дня в году, средних – 75 и
малоземельных – 56 дней. Донские помещики также стремились сохранить за
собой при выкупе земли как можно больше полевых угодий. Этой цели служили и
предложения о «даровом» крестьянском наделе – получении крестьянином 1/4
регламентированного размера надела без выкупа (на Дону «даровой» надел
составлял около 1 дес.).
Эти предложения были значительно тяжелее для крестьян, чем нормы, определенные Редакционными комиссиями.
«Дополнительные правила о крестьянах и дворовых людях, вышедших из крепостной зависимости в Земле войска Донского»
Для наделения крестьян землей и угодьями территория войска Донского делилась на четыре местности:
Часть Черкасского округа, окруженная Ростовским уездом (в то время входившим в Екатеринославскую губ.), и ближайшая к ней и Азовскому морю часть Миусского округа. Здесь, как и в Ростовском уезде, крестьянский надел на душу составлял 3 десятины.
Остальные части Миусского, Черкасского и Донецкого округов – около 3,5 дес.
Хоперский и Усть-Медведицкий округа – 4 дес.
1-й и 2-й Донские округа – около 4,5 дес.
На период временно обязанного состояния за полный душевой надел
крестьянский оброк составлял 8 руб., а барщина – 63 дня в год (36 мужских и
27 женских дней). Переход с барщины на оброк мог происходить по истечении
двух лет, как и в остальной России. В течение 9 лет крестьянин не мог
отказаться от надела и выйти из временно обязанного состояния. Донским
дворянам (преимущественно мелкопоместным) предоставлялись льготы, в том
числе возможность переселять крестьян на другие земли а также переводить
своих крепостных в разряд государственных крестьян (за что владельцы
получали компенсацию от казны) и др. Дворовые люди были обязаны продолжать
работать на своих прежних хозяев в течение 2-х лет после объявления
реформы.
Проведение крестьянской реформы на Дону
После 19 февраля 1861 г. для проведения в жизнь крестьянской реформы на Дону было образовано Областное войска Донского по крестьянским делам присутствие.
Накануне реформы на Дону числилось 2904 помещика. Мелкопоместные
дворяне грамот не составляли. В 1863 г. составление грамот фактически
закончилось. Из 1 294 грамот крестьяне подписали только 586, да и то часть
– вынужденно. Первоначально переход крестьян на выкуп на Дону происходил
достаточно быстрыми темпами и только 7% крестьян воспользовались «даровым»
наделом». С 1868 по 1878 г. количество временно обязанных сократилось более
чем в 8 раз. С середины 70-х годов темпы перехода крестьян на выкуп резко
замедлились, увеличилось число выкупов по одностороннему требованию
помещика. На 1878 г. на Дону числилось 99 462 крестьянина-собственника
(т.е. 69% крестьян), а оставалось у 391 помещика во временно обязанном
состоянии 17 578 крестьян м.п. Остальные крестьяне были переведены на выкуп
с 1 января 1883 г. по «Положению о выкупе наделов крестьян, еще остающихся
в обязательном отношении к помещикам» (от 28 декабря 1881 г.).
По данным советских историков (И. П. Хлыстов) в результате реформы крестьяне Дона потеряли около 31% земель. В тех округах, где помещичье землевладение было наиболее развито, отрезки были довольно значительны, достигая 50% дореформенного надела и даже выше. У некоторых крестьян наделы сократились на 84%.
Крестьянская реформа в Ставропольской губернии
В Ставропольской губернии существовало всего 49 помещичьих имений с 30
тыс. русских крепостных (около 2% всего крестьянского населения губернии).
Для подготовки реформы здесь также осенью 1858 г. был образован дворянский
комитет, который предложил проводить наделение крестьян землей в течение
длительного (12 лет) временно обязанного состояния, причем крестьянские
наделы должны были составить лишь 4,5 десятин. Как и предложения донских
помещиков, этот проект не нашел в Санкт-Петербурге поддержки.
Реформа в губернии проводилась на основании общероссийских «Положений»
19 февраля 1861 г., причем Ставрополье было отнесено к степной зоне.
Размеры наделов здесь также сокращались и составляли 8 десятин. Как и в
остальной России, крестьяне в период временно обязанного состояния платили
помещику оброк или отбывали на барщине в течение года 70 дней (40 мужских и
30 женских).
Высокие суммы оброка и выкупных платежей привели к тому, что
крестьянская реформа в Ставрополье проходила крайне медленными темпами. К
1881 г. 2/3 крестьян отказались от полевого надела и перешли в разряд
казенных и только 31,6% – на выкуп. Из 63,5 тыс. дес., по данным В. П.
Крикунова, у крестьян было отрезано 37,1 тыс. дес., или 58,4%. Таких
отрезков не знала ни одна российская губерния.
Отмена рабства в Дагестане и крестьянская реформа 1913 г.
В Дагестане в начале 60-х гг. числилось около 4 830 рабов обоих
полов. Начальник Дагестанской области принял меры к ограничению рабства на
территории феодальных владений, поэтому к 1866 г. здесь осталось только 1 542 раба. В 1866-1868 гг. рабство в
Дагестане было полностью ликвидировано, около 78% рабов освобождались за
выкуп (в среднем по 145 руб. за душу), остальные бесплатно при условии
службы бывшим хозяевам от 4 до 6 лет. Освобожденные рабы приписывались к
крестьянским обществам.
Однако аграрные преобразования 60-70-х гг. XIX в. не затронули
крестьян-рабов, которые оставались в зависимости от беков до 1913 г. Только
в некоторых районах (Кумыкском округе, Присулакском наибстве) в 60-е гг.
XIX в. крестьяне получили свободу.
К проведению крестьянской реформы в Дагестане российское правительство
вернулось уже перед самой Первой мировой войной. 7 июня 1913 г. издали
закон «О прекращении зависимых отношений поселян Дагестанской области и
Закатальского округа к бекам и кешкелевладельцам и об учреждении в сих
местностях установлений по крестьянским делам», по которому все зависимые
крестьяне освобождались от своих повинностей в пользу феодалов. Взамен их
правительство выдавало феодалам 300 тыс. руб., которые крестьяне должны
были погасить ежегодными взносами в государственную казну в течение 20 лет.
Реформа 1913 г. коснулась еще 70 тыс. крестьян.
Заключение
Административные преобразования XIX в. должны были подготовить горское
население «к подчинению общим полицейским и судебным законам империи». В
1870-1871 гг. на Тереке и Кубани было ликвидировано военно-народное
управление и введена гражданская администрация. Такая политика, как
отмечает Н.С.Киняпина, вполне отвечала общей установке российского
правительства в национальных регионах: вводить имперскую административную
систему постепенно, через ряд переходных форм.
Список литературы
1. История народов Северного Кавказа. Т. 1. М. 1988
2. Заседателева Л.Б. Терские казаки (середина XVI-начало XX в.): историко- этнографические очерки. М. 1974
3. Мининков Н.А. Донское казачество на заре своей истории. Ростов-на-
Дону.1992.
4. Сватиков С.Г. Россия и Дон. Белград. 1924.
5. Сокуров В.Н. О характере русско-кабардинских политических связей в 70-х годах XVI века. //Сборник по истории Кабардино-Балкарии.Вып.10.
Нальчик.1976.
6. Цикоцкая Н.И., Черноус В.В. Как это было. Штрихи к истории концепции добровольного вхождения Чечено-Ингушетии в состав России.// Известия СКНЦ
ВШ. Общественные науки. 1990.№ 2.