ПЛАН РЕФЕРАТА:
1. ИСХОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
2. ЦЕЛЬ
3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
4. НЕКОТОРЫЕ ДАННЫЕ
1
Англоязычные источники по данной теме: (А) «Japan. The new official guide», Japan Travel Burear, Inc., 1991г. (Б) «Japan. Eyes on the
Country. Views of the 47 Prefectures», Foreign Press Center, Japan,
1997г., (В) «Japan. A geography», Glenn T.Trewartha, 1970г..
*перевод и проработка: Антон Матвеев
Русскоязычные источники по данной теме: (А1) Энциклопедия «Япония от А до Я», издательство «ЯПОНИЯ СЕГОДНЯ» фонд «Интеллект», Москва, 2000г.,
(А2) Информация из тетради по страноведению, 2003г.
(*––*) – комментарии и примечания автора
2
ЦЕЛЬ: Описание японского региона Хоккайдо (префектура, индустриальная зона и остров) по различным аспектам (климат, национальные парки, история, население, индустрии, транспорт, годовщины, советы путешественнику, проекты и задачи, особенности, описание столицы, общие данные, прочее).
3
ИСТОЧНИК (А)
Хоккайдо – самый северный из четырёх главных японских островов.
Окружённый тремя океанами и двумя проливами он отделён от Хонсю (самого
большого из четырёх основных островов) на юго-западе проливом Цугару и от
Сахалина на севере проливом Соя. Он омывается Японским морем на западе,
Охотским – на северо-востоке и Тихим океаном на юго-востоке. Гряда островов
Хабомай тянется от восточного края полуострова Нэмуро и состоит из островов
Суисё, Юри, Акиюри, Сибоцу и Тараку, а также прилегающих рифов. Дальше на
северо-восток на одной линии с Кунасири и Эторофу лежит остров Сикотан.
Исторически острова Хабомай, остров Сикотан, Кунасири и Эторофу развивались
как часть Хоккайдо.
Хоккайдо, второй по величине после Хонсю, покрывает 83520 кв.км., это
22% всей площади Японии. Не смотря на это, только 5646376 человек проживают
здесь – не более чем 4.7% всего населения Японии. Существует также
некоторое количество непостоянных жителей, которые стекаются на Хоккайдо
чтобы увидеть конические вулканы, красивые каньоны, длинные полосы
плодородной земли, вечнозелёные леса и кристально чистые озёра и реки.
Впечатляющая природная красота, которую нельзя увидеть больше нигде в
Японии представлена здесь. Это и есть та самая живая красота, что делает
Хоккайдо одним из наиболее привлекательных туристических центров в Японии.
КЛИМАТ
Хоккайдо лежит почти на той же широте, что и центральная часть Европы.
Вообще, зимы здесь суровые, а лето прохладное, но приятное. Весна, как
правило, приходит на один-два месяца позднее чем в остальной Японии, и даже
посреди лета температура в среднем составляет 220С. А вот осень приходит
сюда раньше, чем в остальные регионы и сразу же сменяется долгой зимой.
Климат этого острова резко различен в разных его частях благодаря его
топографии и холодным и тёплым течениям. Например, во время зимы, Саппоро и
всё остальное западное Хоккайдо находится под влиянием сезонных ветров,
дующих с северо-запада и приносящих жуткие снегопады, в то время как на
Обихиро и остальном востоке хорошая погода около 1/3 зимнего времени.
ПАРКИ
Высокие горы, тлеющие вулканы, бескрайние долины, озёра, окружённые первозданными лесами - природный ландшафт Хоккайдо – мистичен и великолепен. На острове расположены многочисленные парки, хранящие всю эту красоту, чтобы каждый мог ей насладиться.
Здесь шесть национальных парков: Сикоцу-тоя, Дайсэцузан, Акан, Кусиро-
сицугэн, Сирэтоко и Рисири-рэбун-саробэцу. Каждый из них расположен на
большой неровной территории с вулканами, озёрами и болотистой местностью.
В парках, где есть вулканы, неподалёку от них расположены горячие
источники, куда приходят многие, чтобы полежать в минеральных водах.
Дзёдзанкей, Ноборибэцу и Акан – как раз такие места.
Есть четыре полунациональных парка: Онума, Нисэко-сякотан-отару- кайган, Хидака-саммяку-эримо и Абасири. В этих парках, также, есть впечатляющие природные формирования. На Хоккайдо находятся другие 14 парков, хвастающих своей великолепной по красоте природой, привлекающей туристов круглый год.
ИСТОРИЯ
Впервые люди проникли на Эдзо (ныне Хоккайдо) примерно в начале 13-ого
столетия. Они здесь укрепились и жестоко подавили местных коренных жителей
Айну. Наконец вождь восточных Айну Кошамэйн организовал восстание 1457г.,
но Такэда Нобухиро подавил и поработил бунтовщиков, объединив остров под
одной центральной властью. В 1593г. Какизаки Ёсихиро, праправнук Такэда
Нобухиро, был назначен Тоётоми Хидеёси (сёгуном) властелином Эдзо. Позже
Каизаки сменил своё семейное имя на Мацумаэ и построил замок на месте
нынешнего города Мацумаэ. Город-замок стал политическим и экономическим
центром Эдзо, служа доступом на Хонсю. Когда в 1854г. между Японией и США
было подписано мирное соглашение и установились дружеские отношения, в
качестве одного из открытых портов был выбран Хакодатэ, расположенный на
Хоккайдо.
Реставрация Мэйдзи не происходила мирно. Эномото Такэаки повёл войска
бывшего Сёгуната во время этих беспорядков, но был повержен новой
правительственной армией в Горёкаку (недалеко от Хакодатэ) в 1869г.. Затем
правительство Мэйдзи назначило комиссара по колонизации Хоккайдо и изменило
название с Эдзо на Хоккайдо. Саппоро стал столицей префектуры, а в 1886
году здесь был создан Правительственный офис Хоккайдо. После этого всё на
острове начало постоянно развиваться, в 1908г. даже был открыт паром Аомори-
Хакодатэ. С целью повсеместного развития Хоккайдо в 1950г. был введён
«Закон о развитии Хоккайдо», предусматривающий организацию Агенства по
развитию Хоккайдо в Токио и его бюро в Саппоро. Вместе со стартом пятилетки
развития в 1952г. и последующего плана второй пятилетки, развитие Хоккайдо
прогрессировало очень быстро. Саппоро был выбран в качестве места
проведения 11-ых Зимних олимпийских игр 1972 года. Самый длинный в мире
туннель, проложенный по океанскому дну, открылся под проливом Цугару в
1988г., делая Хоккайдо ещё на шаг ближе к Хонсю.
НАСЕЛЕНИЕ И АДМИНИСТРАЦИЯ
Население Хоккайдо составляет 5 646 376 человек, это шестое место по
густонаселённости среди всех префектур Японии. Однако плотность населения
самая маленькая в стране – 67.6 человек на кв.км, в то время как среднее
значение по Японии равно 323.8 чел/кв.км. Учреждение государственного
управления префектурой расположено в Саппоро. Остров разделён на 14 районов
– Абасири, Хидака, Хияма, Ибури, Исикари, Камикава, Кусиро, Нэмуро, Осима,
Румои, Сирибэси, Сорати, Соя и Токати – у каждого есть районное управление.
Всего 32 крупных города, таких как Саппоро, Асахикава, Хакодатэ, Отару и
другие.
ИНДУСТРИИ
Не будет преувеличением сказать, что промышленность Хоккайдо зависит
от его широких открытых пространств и обильных природных ресурсов. Основные
индустрии – это сельское хозяйство, рыболовство, лесоводство и горное дело.
На Хоккайдо, названном когда-то Угольным королевством, объём добыч угля
падал год за годом и многие шахты сейчас закрыты.
На Хоккайдо прохладно и сухо, а поскольку почти все его пахотные земли
состоят из вулканического пепла или торфяных болот, то сельское хозяйство в
основном представлено земледелием. Возделывание бобов, сахарной свёклы и
картофеля процветает на равнине Токати. Использование новейшей техники в
сельском хозяйстве для крупномасштабного земледелия привело к потрясающе
высокому коэффициенту производства. Кроме того, Хоккайдо – самый большой в
Японии животноводческий район, отвечающий за одну треть всего молочного
скота страны. Он известен производством масла, сыра и других продуктов,
получаемых из молока. В районе Хидака разводят породистых лошадей.
Индустрия рыболовства здесь гордится лучшими уловами в Японии. Сельдь, лосось, форель и краб, прежде основной улов, прогнала сайда. Выращивание гребешков и собирание их драгой со дна также преуспевает. Кроме того, обработка прибрежных морепродуктов идёт особенно активно, обгоняя даже рыболовство по стоимости продукции.
Лесоводческие центры специализируются на производстве бумажной массы и клееной фанеры, которая изготавливается из широколиственных деревьев, которые растут только на Хоккайдо.
Поскольку температура и рельеф напоминают некоторые части Европы, то производство пива и виски здесь также процветает.
ТРАНСПОРТ
ВНЕШНИЙ
По воздуху. На Хоккайдо 13 аэропортов, из них Титосэ, Асахикава,
Хакодатэ, Обихиро, Кусиро, Мэиамбэцу и Вакканай соединены прямыми рейсами с
Хонсю.
По железной дороге. Также Хонсю с Хоккайдо соединены железнодорожными
путями через туннель Сэйкан. Этот туннель проложен по дну океана и имеет
длину 53.9 км, из них 23.3 км – подводная часть, самая глубокая точка – 240
метров, его строительство было завершено в 1988 году. Спальный курьерский
поезд с ограниченным числом мест, хорошо известный своими роскошными
удобствами, соединяет станцию Уэно в Токио с Саппоро примерно за 16 часов.
Такой же экспресс ходит и по маршруту Осака – Саппоро. Если вы поедите
самым быстрым поездом на Синкансэне Тохоку из Токио, вы доберётесь до
Саппоро в пределах 11 часов, сделав пересадку на другой экспресс в Мориока
и Хакодатэ.
По морю. Существует множество паромов на длинную дистанцию, курсирующих между Хоккайдо и разными портами по всему Хонсю. Например:
Токио – Томакомай 30 часов, компания Nihon Enkai Ferry
Токио – Кусиро 33 часа 30 минут, компания Kinkai Yusen
ВНУТРЕННИЙ
По воздуху. Авиакомпании JAS, ANA и ANK соединяют основные города друг
с другом. Из Саппоро, например, с аэропортов Титосэ и Окадама есть рейсы на
Вакканай, Хакодатэ, Мэмамбэцу, Момбэцу, Накасибэцу и Кусиро, а из Вакканай
самолёты летают на острова Рисири и Рэбун.
По железной дороге. Как скорстные, так и обычные поезда соединяют
основные города Хоккайдо, и всех их – с Саппоро как с центром. На
курьерских маломестных поездах можно доехать до Саппоро…
|из |за |дистанция (км) |
|Хакодатэ |3ч 45мин |287 |
|Томакомай |50мин |72 |
|Асахикава |1ч 40мин |137 |
|Обихиро |2ч 50мин |221 |
|Кусиро |4ч 50мин |349 |
|Китами |4ч 30мин |322 |
|Абасири |5ч 20мин |375 |
|Вакканай |5ч 50мин |397 |
В ночное время ходят курьерские поезда со спальными вагонами из
Саппоро на восток (на Абасири и Кусиро) и север (на Вакканай).
Автобусы. На Хоккайдо много мест, где ездить автобусами удобнее, чем поездами. В последние годы некоторые местные железнодорожные линии были вытеснены автобусным сервисом. Планируя автобусные туристические поездки помните, что некоторые автобусные маршруты приостанавливаются на зимнее время.
Дорожная система. Хоккайдо, с его обильными землями и разбросанным по всей территории населением, имеет самые лучшие дороги в Японии. Летом молодёжь приезжает сюда на машинах и мотоциклах чтобы насладиться туризмом и кемпингом. Во многих областях идут ужасные снегопады, но меры, предпринимаемые для убирания снега здесь выше всяких похвал, так что это создаёт совсем незначительные помехи для путешествий по магистралям и трассам.
ГОДОВЩИНЫ
Кантю Мисоги (Зимнее причащение): 17-ое января. Впервые этот фестиваль
был проведён в 1831г., он представляет собой мольбу на хороший улов рыбы и
обильные урожаи. Он проводится у святыни Самэгава в городе Киконай.
Тщательно отобранная молодёжь вносит объект поклонения в холодный, бурный
зимний океан для очищения.
Охотск Рюхё Мацури (Охотский праздник ледяного поля): ранний февраль.
Океанские льды на севере Охотского моря ломаются и относятся ветрами и
приливными течениями к северо-восточной береговой линии Хоккайдо. Ледяные
поля разнообразны по величине и довольно красивы. Многие с восхищением
смотрят на их блестящие формы. Основное событие фестиваля проходит в
Абасири; это – парад, на котором по улицам на санях тянут большие глыбы
льда. Также стоит посмотреть скульптуры изо льда.
Саппоро Юки Мацури (Праздник снега в Саппоро): с 5-ого по 11-ое
февраля. В парке для прогулок Одори и в Макоманай в Саппоро сооружаются
более чем 200 огромных снежных и ледяных скульптур. Их создают как
корпорации, так и частные лица, все они соревнуются за денежные призы.
Принимают участие как местные жители, так и большое число иностранцев. Это
самое большое ежегодное мероприятие в Саппоро.
Сираои Иомантэ: Первая суббота и воскресенье февраля. Это священный праздник Айну, на котором пойманного живьём медведя возвращают в страну богов.
Лилак Мацури (Праздник сирени): поздний Май. Проводится в парке для прогулок Одори в Саппоро в течение трёх дней и заканчивается в последнее воскресенье Мая. Сирень – это официальное растение Саппоро. У неё два типа цветков: белые и пурпурные. Бесчисленное множество сирени украшает город на протяжении всего празднества.
Хоккайдо Джингу Мацури (также называемый Саппоро Мацури): с 14-ого по
16-ое июня. Он проводится с уважением к божествам города. В течение
праздника передвижные гробницы на телегах провозятся по городу.
Хоккай Соран Мацури: начало июля. Это праздник города Ёити. Морская процессия передвижных гробниц и большой парад, вовлекающий более тысячи людей, являются основным действом.
Хоккай Хэсо Мацури: 28 и 29 июля. Этот фестиваль проводится в городе
Фурано, известном как середина Хоккайдо (по географическому положению).
Говорят, что рисование картинки на чьём-либо животе и пляска с
одновременным подбиранием рисовых пирожных даёт силу.
Сёва Синдзан Мацури (Огненный фестиваль горы Сёва-Синдзан): первые выходные августа. Извержение вулкана Сёва-Синдзан 1943 года воплощается заново в виде фейерверков. Гигантские вспышки фейерверков освещают летнее вечернее небо.
Ноборибэцу Дзигоку Мацури: последняя пятница и суббота августа.
Дьявольский символ жаркой весны в Дзигокудани выпрыгивает из ада и
показывает дикий танец.
Кику Мацури (Праздник Хризантемы): конец октября – начало ноября.
Демонстрация тысяч хризантем – основной вид деятельности в этот праздник в
городе Саппоро.
СОВЕТЫ ПУТЕШЕСТВЕННИКУ
Туристический сезон на Хоккайдо начинается когда весна окончательно
приходит, в начале Мая. Вишнёвые и сливовые деревья, азалии, сирень и
остальные весенние цветы – все расцветают в одно время. С этого времени
дождей больше не бывает; в июне всё освежается, и новые листья слепят своей
зеленью. Это время, а также конец сентября – начало октября – когда в
разгаре ловля лосося, гребешков (такие двухстворчатые моллюски), созревание
злаковых и все остальные специализации острова – лучшее для турпоездок и
осмотра достопримечательностей. Также нельзя не обратить внимания и на
осенние листья. Больше всего людей посещают Хоккайдо в июле, августе и
начале февраля, когда в Саппоро проходит ежегодный праздник снега. Так что
билеты надо заказывать заранее. Ещё не более 10 лет назад зимой на Хоккайдо
приезжало очень мало туристов, но сейчас экскурсии на Праздник Снега в
Саппоро и на ледяные поля в Абасири, Момбэцу и Вакканай приобретают всё
большую популярность. Хоккайдо – рай для лыжника, здесь проводятся
организованные туристические поездки из Токио и Осака.
ИСТОЧНИК (Б)
ФИЛОСОФИЯ ПРЕФЕКТУРЫ
ПРОЕКТЫ И ЗАДАЧИ
Развитие Хоккайдо началось в период Мэйдзи с развития угольной,
сельскохозяйственной, рыбной и лесной промышленностей. Хоккайдо гордится
самым большим количеством городов с самоуправлением (их 212) среди всех 47
префектур. Самым большим таким городом (по занимаемой территории) является
Асёро. Однако, многие из этих городов и деревень сталкиваются с серьёзными
проблемами: 70% всей префектуры определено как малонаселённые территории.
В 1984 году начало действовать движение «Одна деревня – один продукт», призванное укрепить и сделать популярным каждый населённый пункт. С 1996 года, рассчитывая на хорошие результаты этого движения, правительство префектуры поддерживало попытки строительства традиционного общества, создавая партнёрские отношения между постоянными жителями, городами с самоуправлением и фирмами.
Приближается 21-ый век и международные потоки людей, товаров и
информации совершаются в глобальном масштабе, как и стремительное развитие
технологических нововведений и информационных сетей. С наступлением
международного сообщества в экономической и социальной сферах, до сих пор
поддержавших стабильный рост японской экономики, образовались трещины.
Япония старается повсеместно перестроиться, используя такие меры, как
административные реформы и прекращение регулирования в лице неизбежной
развившейся атаки социальных проблем, таких как понижение рождаемости и
старение общества.
Попытки децентрализовать власть также находятся в процессе,
сосредотачиваясь на построении новых отношений между национальным и местным
правительством чтобы осознать «Третью реформу», которая конкурирует с
Реставрацией Мэйдзи и послевоенными реформами.
Правительство префектуры Хоккайдо должно выбрать смелые реформы, чтобы региональное правительство смогло соответствовать новой эре, снабжая его чтобы эффективно справляться с меняющимся временем.
Следовательно правительство префектуры развивает меры, основанные на трёх основных принципах: реформа развития администрации префектуры, политика приоритетов и создание экономической жизнеспособности.
ОСОБЕННОСТИ
«Хоккай» (часть слова Хоккайдо) произошло от иероглифов «север»
([ХОКУ]) и «море» ([КАЙ]); это одно из шести имён для новой префектуры,
предложенных правительству Мэйдзи Такэсиро Мацуура, исследовавшим регион,
который до конца правления сёгуната Токугава был известен под именем Эдзо.
А «до» пришло из «Гокиситидо» (буквально: «пять провинций, семь районов»),
что было условием для административного деления, существовавшего в течение
древнего периода Рицурёсэй. Новое имя, «Хоккайдо», было официально принято
в 1869г..
Хоккайдо, расположенный в самой северной части японского архипелага,
имеет территорию в 22.1% от всей японской территории, что делает его самой
большой префектурой. (*(1)*В источнике А указана цифра 22%. Это расхождение
может означать либо то, что в источнике А даны данные, округлённые до
целого, а в Б – до десятых, либо то, что поскольку источник Б – более
позднее издание, то данные в нём более точные. И в том и в другом случае
источник Б ближе к истине, значит процентное соотношение территории
острова Хоккайдо и всей территории Японии скорее можно взять за 22.1%. В то
же время по данным таблиц (ист. Б), в которых площадь Японии указана как
377.727 кв. км, а площадь Хоккайдо – 83.408 кв. км, процентное соотношение
получается 22.08%, что также ближе к значению 22.1%. *(2)*Следует также
отметить, что Хоккайдо – самая большая префектура, но лишь второй по
величине остров (на Хонсю расположено много префектур).*) Префектура почти
в 38 с половиной раз больше Токио и приблизительно того же размера, что и
Австрия (*Австрия имеет площадь 83.853 кв. км*).
Много красивых озёр сформированы на вулканической почве, в частности в
регионе Насу, они стали привлекать туристов. Три самых известных озера на
Хоккайдо – это Куттяро (самое большое в Японии озеро кратерного типа), Масю
(с самой чистой водой в Японии) и зелёное, покрытое водорослями озеро Акан.
Хоккайдо вызывает в воображении образ отдалённой области, потому что он находится на самой северной оконечности Японии. Однако Хоккайдо занимает превосходное положение, являясь как бы воротами в мировые северные территории (*имеется в виду экономический аспект, торговля*). Например, новый аэропорт Титосэ приблизительно на 700 км ближе к якорным стоянкам, чем токийский аэрпорт Нарита. Префектура различными способами использует своё географическое преимущество, делая остров как «северными воротами», так и «мостом», соединяющим Северную Америку, Европу и АТР (*Азиатско- тихоокеанский регион*).
В префектуре, начиная с периода Мэйдзи, засчёт введения современных европейских и американских сельскохозяйственных технологий, развилось большое число отраслей сельского хозяйства, несмотря на то, что это холодный регион с длинными снежными зимами. В основном это – выращивание риса, бесполивное сельское хозяйство и выращивание скота как ради молока, так и для мясных продуктов.
В 1995 году запасы риса, продуктов бесполивного сельского хозяйства, овощей, молока и мясных продуктов сделали Хоккайдо передовым производителем сельскохозяйственных и скотоводческих товаров в Японии. Эти товары известны как очень полезные и высоко оцениваемые по всей Японии. Они ценятся за их свежесть и превосходный вкус.
На Хоккайдо процветает лесопромысел, бумажная и целлюлозная промышленность за счёт изобилия лесов. Лесов на острове – 22.1% от площади всех лесов Японии.
Общий улов рыбы в 1994 году составил 1.67млн тонн, 21.1% национального улова. Это сделало префектуру также и основным поставщиком рыбы.
Хоккайдо был окружён такими проблемами как увеличение притока дешёвых
импортных морских продуктов и уменьшение популяции сардин. Однако
префектура укрепляет регулируемую и стабильную систему производства чтобы
«выжить» максимум из своих прибрежных вод, сохраняя рыбные фермы, созданные
специально для получения характеристики каждого океанского региона.
Отрасли обрабатывающей промышленности хорошо используют местные
ресурсы, такие как продовольствие, пиломатериалы, нефть и каменный уголь.
Продовольственные грузы, например, наибольшие среди всех префектур Японии.
Основные торговые партнёры – это страны Азии, Европы и Северной
Америки; торговля включает экспорт (механизированное оборудование,
транспортные средства, сталь, бумага и бумажные изделия) и импорт
(минеральное топливо, пиломатериалы, морепродукты и зерновые).
Хоккайдо может похвастаться ошеломляющими естественными аллеями, характерно сменяющими друг-друга сезонами, уникальными явлениями, очень вкусными свежими морепродуктами и природной красотой, имеющейся здесь в изобилии. Эти качества делают Хоккайдо одним из самых излюбленных туристических мест. На Хоккайдо есть полный спектр удобств как для отдыха так и для развлечений (катание на лыжах, автотуризм и др.). Здесь строятся комплексы для воздушных и прибрежных водных спортивных развлечений чтобы справиться с возрастающим числом путешественников, интересующихся подобными развлечениями, оборудуются турбазы: появляются стоянки, открываются музеи, средства защиты от перегрева и переохлаждения.
ИСТОЧНИК (В)
ИСТОРИЯ ЖИВЁТ В ГОРОДАХ
Префектура Хоккайдо пользуется наличием исторических строений и улиц, которые были возведены в течение периода перерождения, чтобы привлечь поток туристов в эти города.
Проходят конференции специалистов чтобы помочь в этих начинаниях, был
учреждён Комитет Развития, который должен был выработать оценку экспертов и
разработать план действий. Исполняются проекты, согласно которым члены
Комитета Развития рассылаются по городам, имеющим самоуправление.
Продвигаются исследования текущего сегодняшнего штата исторических ресурсов
(*Имеются в виду любые физические объекты, сыгравшие определённую роль в
истории и поэтому представляющие ценность*) и разрабатываются методы их
сохранения и использования. Администрация Хоккайдо также выдвигает проекты
по поддержке некоторых городов с самоуправлением путём сохранения их
исторических и культурных ресурсов.
ИСТОЧНИК (А1)
ХОККАЙДО — второй по величине остров Японии. Его площадь — 83,5 тыс. кв. км (22% территории страны). Население — 5,6 млн. человек.
Северное побережье острова омывается холодным Охотским морем и
обращено к тихоокеанскому берегу Восточной Сибири. Однако понятие «север»
на Хоккайдо весьма относительно. Город Вакканай, например, находящийся на
крайнем севере острова, фактически расположен на широте более южной, чем
Париж или Рим. Так что среднегодовая температура на Хоккайдо составляет
+8°C. Соседство Тихого океана сказывается в том, что на острове бывает в
среднем только 17 полных солнечных дней в году, летом регистрируется в
среднем 149 дождливых, а зимой — 123 снежных дня. Тем не менее, по японским
меркам, климат Хоккайдо летом более сухой, а зимой — более суровый, чем в
других регионах Японии.
Территория Хоккайдо почти поровну делится между горами и равнинами.
Причём горы располагаются в центре острова и тянутся хребтами с севера на
юг. Самая высокая вершина — гора Асахи (2290 м). В западной части острова,
по реке Исикари (длина 265 км), расположена долина с одноимённым названием,
в восточной части, по реке Токати (156 км), ещё одна долина. Южную часть
Хоккайдо образует полуостров Осима, отделяемый Сангарским проливом от
Хонсю.
Именно здесь, на крайнем юго-западе полуострова Осима, в 1604 г. утвердилось феодальное княжество Мацумаэ, вассальное от сёгунов Токугава, во владение которому и был отдан весь остров. Он назывался в то время Эдзо, а его коренное население составляли айну, покорение которых растянулось более чем на два столетия.
Полномасштабное хозяйственное освоение острова началось только в ходе
преобразований в Японии после Реставрации Мэйдзи 1868 г. Знаменательным в
истории острова стал 1869 г. Остров тогда был переименован в Хоккайдо, что
можно дословно перевести как «губерния северных морей» или даже «путь к
северным морям», а через некоторое время стал единой административной
единицей на правах губернаторства. В том же 1869 г. правительство учредило
Управление колонизации Хоккайдо и взяло дело освоения острова в свои руки.
Правительственный контроль за развитием Хоккайдо сохраняется и по сей день.
Он осуществляется через созданное в 1950 г. Агентство развития Хоккайдо,
руководитель которого имеет ранг министра японского правительства.
Почти треть территории острова покрыта лесами (71%). Уникальная природа острова охраняется в 6 национальных, 5 квазинациональных и 12 префектуральных парках-заповедниках. Они занимают 10% общей территории острова. На Хоккайдо насчитывается 10 крупных и намного больше мелких озёр вулканического происхождения с горячими минеральными источниками.
Лесные богатства острова предопределили значительную долю лесозаготовительной, лесоперерабатывающей и деревообрабатывающей промышленности в экономике Хоккайдо.
Из полезных ископаемых Хоккайдо наиболее известны каменный уголь и железная руда, разработка которых ведётся уже не одно десятилетие.
Равнины Хоккайдо освоены под сельскохозяйственное производство. Из-за
более северного расположения острова его сельское хозяйство отличается от
других регионов страны. В частности, в нём невелик удельный вес риса
(только 8% от общенационального производства). Господствующие позиции
занимают соя (84%), картофель (78%), зерновые (60%), лук (48%), морковь
(27%). На молочных фермах острова производится 40% молока в стране.
Хоккайдо, омываемый Тихим океаном, а также Охотским и Японским морями, традиционно славится морским рыболовством (особенно промыслом лососевых) и морепродуктами. По данным 1994 г., здесь было добыто 1,7 млн. тонн рыбы и морепродуктов, что составило 1/5 общеяпонской добычи. На реках, куда заходят на нерест лососевые, создана мощная сеть заводов искусственного разведения лососевых. Продукция сельского хозяйства и морского рыболовства составляет солидную базу развитой пищевой промышленности Хоккайдо.
32,8% от общей стоимости продукции острова даёт пищевая
промышленность, 16% — блок, связанный с заготовкой и переработкой леса, 6%
— добыча угля и нефти, 6,1% — металлообработка, 3,9% — машиностроение, 4,5%
— электротехника, 3,3% — транспортное машиностроение, 3,4% —
сталеплавление. Кроме того, 5,8% дает производство керамических изделий и
обработка камня. Всего же Хоккайдо даёт 4% от стоимости общеяпонской
промышленной продукции. Только 11,8% предприятий Хоккайдо ориентированы на
общенациональный и мировой рынок. Специалисты расценивают эту особенность
экономики острова как признак определённой экономической отсталости,
поскольку в целом по стране доля предприятий, ориентированных на
общенациональный и мировой рынки, составляет 43,1%, т.е. в три раза выше,
чем на Хоккайдо.
Деловые круги Хоккайдо, опираясь на государственную поддержку,
прилагают массу усилий для ликвидации указанной диспропорции, обращая
особое внимание на развитие предприятий, ориентированных на рынки соседних
с Хоккайдо стран, включая дальневосточные регионы России. Большие
капиталовложения делаются в создание высокотехнологичных производств.
Перспективным считается и развитие индустрии туризма и отдыха.
Наиболее крупные промышленные центры Хоккайдо — города Саппоро,
Томакомаи, Муроран и Отару.
Внешнеторговые связи Хоккайдо также отличаются своеобразием. Если
Япония в целом имеет превышение экспорта над импортом, то на Хоккайдо,
наоборот, импорт значительно превышает экспорт.
Импортируются в основном энергоносители, древесина, рыба и морепродукты, зерно и удобрения. А на экспорт идёт главным образом продукция машиностроения: атомные реакторы и оборудование для АЭС, железнодорожные вагоны, суда, а также бумага и изделия из нее.
Главным внешнеторговым партнёром Хоккайдо — и в импорте, и в экспорте
— являются США. В импорте за ними следуют Россия, Саудовская Аравия,
Канада, Китай. В экспорте — Корея, Бельгия, Испания, Тайвань.
На территории Хоккайдо действует 212 муниципальных единиц, среди них —
34 крупных города, 154 малых города, а также 24 посёлка.
Административный центр острова — г. Саппоро (1,7 млн. жителей).
Столицей острова город стал в 1869 г. Сегодня Саппоро — финансовое и
торговое сердце острова.
Асахикава (360 тыс. жителей) — центр деревообработки и производства целлюлозы.
Хакодатэ (300 тыс. жителей). В феодальные времена город был
резиденцией представителя центральных властей на острове. Стал одним из
первых портов, открытых в 1854 г. для иностранцев. Сейчас порт Хакодатэ —
крупная база морского рыболовства. Недалеко от города заканчивается туннель
Сэйкан, соединивший в 1988 г. Хонсю и Хоккайдо.
Муроран (120 тыс. жителей). Развился как порт, через который вывозился
каменный уголь с шахт Исикари. В эпоху Мэйдзи здесь был построен
сталеплавильный завод, составивший основу городской промышленности.
Сегодня, кроме него, в городе имеются цементный и нефтеперерабатывающий
заводы, судостроительные предприятия.
Отару (170 тыс. жителей). Отару, подобно Мурорану, вырос как порт, через который вывозился уголь с шахт Исикари. Сегодня — база прибрежного рыболовства и крупный торговый центр. С 1949 г. здесь работает Коммерческий университет Отару, выросший из коммерческого колледжа, основанного в 1910 г.
САППОРО — административный центр губернаторства Хоккайдо и пятый по численности населения город в Японии.
Построенный в самом начале эпохи Мэйдзи (70-е гг. XIX в.) на берегах р. Тоёхира, Саппоро был спроектирован по образцу старой части Киото, и поэтому до сих пор план города напоминает решётку, где все улицы пересекаются под прямыми углами.
Саппоро является центром самого развитого в сельскохозяйственном
отношении региона Хоккайдо, но в то же время в городе имеются и несколько
крупных промышленных производств, в том числе молочных и пивоваренных.
«Саппоро биру» — третья по популярности и старейшая в Японии торговая марка
пива. Кроме того, в Саппоро сконцентрирована основная масса
правительственных и административных учреждений губернаторства, здесь же
находится один из самых престижных в Японии университетов.
70% экономического потенциала города составляет оптовая и розничная торговля, общественное питание и другая индустрия сервиса. Так, например, квартал развлечений Сусукино, в котором на небольшой площади расположено около 4600 увеселительных заведений различной направленности, является крупнейшим к северу от Токио и считается своеобразным японским Лас-Вегасом.
Обширная территория, богатая природа, прохладный для Японии климат и
развитая сервисная сеть делают Саппоро очень привлекательным для туристов,
которых приезжает туда более 13 млн. человек в год. Именно на туристов, как
японских, так и иностранных, и рассчитана развитая сервисная сеть Саппоро.
Причём из-за заметной разницы времён года и характерного для этой части
Хоккайдо высокого снежного покрова город привлекателен для приезжих
практически круглый год. Летом к услугам отдыхающих многочисленные музеи,
парки с разнообразными сооружениями для отдыха и занятий спортом, а в
феврале множество гостей устремляется в Саппоро для того, чтобы увидеть
всемирно известный фестиваль снежных скульптур или покататься на лыжах на
склонах окружающих город холмов. Весной в Саппоро проводится «Фестиваль
сирени», а поздней осенью — «Фестиваль Белой иллюминации», которые также
привлекают немало посетителей.
Куранты Саппоро на здании университета.
Традиционный ритуал айну.
ИСТОЧНИК (А2)
ОБЩИЕ ДАННЫЕ
Площадь всей префектуры (Хоккайдо с островами) – 83.500 км2, а площадь
только одного острова Хоккайдо – 78.500 км2. Острова: Осима, Окусири,
Рисири, Рёсири. Пролив Эторофу отделяет Японские владения от Курильских
островов. Омывается Японским морем, Охотским морем и Тихим океаном. Хребты:
Китами, Икидака и Юбари. Гора Асахи – самая высокая точка острова. Река
Исикари имеет длину 365 км, на 4 км короче Синано, также есть река Кусиро и
другие. Мыс Соя – северная оконечность. Население в основном городское.
Производятся комплектующие для судов. Государственный университет в Саппоро
имеет «славянский центр». Саппоро называют «городом акаций» и «городом
вязов». Нет затяжной осени или весны, нет сезона дождей. В Хакодатэ также
производят ремонт судов. Муроран, находящийся в бухте Утиура развивался как
угольный порт. Через него раньше уголь вывозили, а теперь наоборот ввозят.
Ноборибэцу – туристический центр. Развился в послевоенное время; здесь есть
горячие источники. Томакомай – промышленный центр, треть перевозок проходит
через него, развит туризм и охота. Кусиро – рыбный порт, океанический лов в
районе Аляски и Алеутских островов. Нэмуро – небольшой город. Отсюда видны
Курилы, премьер-министр приезжает на них посмотреть. Абасири – рыбная
таможня. Вакканай – самый северный порт. Порт Отару расположен в бухте
Отару. Через него осуществляется часть торговых связей с Россией.
4
Префектура Хоккайдо
|Наименование |Данные |
|Площадь в км2 |83 408 |
|Население |5 646 376 |
|Плотность населения в чел/км2 |68 |
|Занято в сельском хозяйстве, лесной и |10.8 |
|рыбной промышленности в % | |
|Занято в горном деле и производстве в % |23.5 |
|Занято в коммерции, инфраструктуре и |65.7 |
|коммуникативной сфере в % | |
|Посевная площадь в км2 |12 08 |
|Фермеры |395 000 |
|Сельскохозяйственная продукция в йенах |1 118 000 000 |
|Рис в тоннах |725 000 |
|Пшеница в тоннах |452 000 |
|Картофель в тоннах |2 769 000 |
|Сладкий картофель в тоннах |Не выращивается |
|Овощи в йенах |157 000 000 |
|Яблоки в тоннах |20 000 |
|Мандарины и апельсины в тоннах |Не выращиваются |
|Грейпфруты в тоннах |16 000 |
|Чай в тоннах |Не выращивается |
|Молочный скот в головах |870 000 |
|Скот на мясо в головах |334 000 |
|Свинина в головах |629 000 |
|Яйца в тоннах |110 000 |
|Пиломатериалы в м3 |6 465 000 |
|Улов рыбы в тоннах |2 167 000 |
|Промышленное производство в йенах |5 599 000 000 |
|Производство продукции из железа и стали|635 000 000 |
|в йенах | |
|Производство оборудования в йенах |503 000 000 |
|Химикаты в йенах |629 000 000 |
|Текстиль в йенах |59 000 000 |
|Пища в йенах |2 345 000 000 |
|Основные города с населением более |Саппоро (1 663 000), Асахикава |
|300 000 человек, столицы напечатаны |(360 000), Хакодатэ (307 000) |
|жирным шрифтом | |
Данные взяты из источника Б, почти все цифры соответствуют 1991 году.