Отечественный военно-морской флот - составная часть вооруженных сил
нашей страны - создавался для ведения боевых действий на морских и
океанских театрах военных действий. Он включает в себя несколько родов сил,
качественно отличных друг от друга и способных в определенных условиях
решать боевые задачи самостоятельно или совместно с другими силами.
До недавнего времени к родам сил ВМФ относились: надводные силы, подводные
силы, морская авиация, морская пехота и береговые ракетно-артиллерийские
войска.
Исторически они возникли и окончательно сложились в разное время под
влиянием многих причин, выполняя главную задачу - защиту Отечества.
Первый надводный боевой корабль, первая подводная лодка, первый самолет
морской авиации, первый батальон морской пехоты, первая береговая
батарея... Если учитывать современные приоритеты значимости различных родов
для обороны Родины, то наш рассказ можно было бы начать с подводных сил и,
следовательно, с изобретения первой подводной лодки, однако история
русского флота началась задолго до того, как вышли в море субмарины-
родоначальники нынешних подводных гигантов-основы мощи Российского ВМФ. И
поэтому историю флота мы начинаем с постройки первого русского боевого
корабля “Орел”.
Солнечным днем 19 мая 1668 г. на берегу Оки-реки у верфи, что была
построена здесь по указу государя Алексея Михайловича, собрались все жители
дворцового села Дединово. На спусковых салазках стапеля высился
двухпалубный красавец корабль “Орел”. Боярин А.Л. Ордин-Нащокин, которому
царским указом было определено “корабельным делом ведать”, вместе с
голландским судостроителем полковником Корнелиусом Ван-Буковеном (это по
его проекту русскими корабельными мастерами Яковом Полуектовым и Степаном
Петровым был создан “Орел”) обошли верфь и лично убедились, что к спуску
корабля на воду вое готово. На торжество прибыл настоятель коломенского
храма Иоанна Предтечи. Сопровождаемый местным священником, дьяконом и Ван-
Буковеном, он поднялся на палубу “Орла”. Тотчас же на флагштоках и мачтах
корабля взвились огромные флаги и длинная лента вымпела. Отслужили молебен,
окропили флаги святой водой и сошли на дединовский бережок. На “Орле”
остались лишь несколько человек, руководимых командиром корабля -
голландским капитаном Бутлером. Им было поручено отдать якоря, как только
корабль сойдет на воду.
Ордин-Нащокин, волнуясь, взмахнул рукой, и звонари ударили во все колокола
дединовской звонницы. “Орел” тронулся с места и заскользил по стапелю.
Торжественный перезвон заглушили залпы салюта. Через минуту-другую первый
русский военный корабль закачался на голубой глади окской заводи.
“Орел” был вполне совершенным по тем временам судном. Его длина достигала
24,5 м, ширина - 6,5, а осадка составляла 1,5 м. Вооружение состояло из 22
небольших пушек (пищалей). Экипаж - 22 матроса и 35 стрельцов (“солдат
корабельных”). Название свое корабль получил в честь русского
Государственного герба.
Судьба по-своему распорядилась с первенцем Российского флота. Летом 1669 г.
“Орел”, яхта, вооруженный струг и две сопровождавших их шлюпки пришли в
Астрахань. Здесь они были захвачены войском Степана Разина. Восставшие,
опасаясь, что царь Алексей Михайлович использует в дальнейшем военный
корабль против них, весной 1670 г. загнали корабль в протоку Кутум, где он
простоял в течение многих лет и пришел в ветхость.
И, хотя “Орлу” не суждено было выполнить задачу по охране отечественного
судоходства на Хвалынском (Каспийском) море, роль его в истории
отечественного судостроения достаточно велика.
Основание регулярного Российского военно-морского флота относится к бурной
эпохе Петра I. Историческая необходимость свободного выхода к морям
становилась первостепенной и неотложной задачей, от решения которой
зависело дальнейшее развитие Российского государства. Петр I отлично
понимал, что добиться этого можно лишь совместными действиями армии и
флота. “Всякий потентант,- гласило крылатое изречение Петра I, вошедшее в
“Книгу устав морской...”,-который едино войско сухопутное имеет, одну руку
имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет”. Поэтому в неслыханно
короткий срок, с ноября 1695 по май 1696 г., в Воронеже, Брянске,
Преображенском, Козлове и других городах, расположенных по берегам рек,
впадающих в Азовское море, были построены 36-пушечные корабли “Апостол
Петр” и “Апостол Павел”, 4 брандера, 23 галеры, 1300 стругов, морских лодок
и плотов, составившие Азовский флот-первое регулярное формирование
отечественного военно-морского флота. В результате 19 июля 1696 г. Россией
при поддержке флота была одержана первая крупная победа в борьбе за выход к
морю - взята турецкая крепость Азак (Азов).
Обсудив результаты боевых действий на Азове, Боярская дума 20 октября
1696 г. по представлению Петра I приняла указ, в котором постановила:
“Морским судам быть”. После принятия этого указа для строительства судов
организуются так называемые кумпанства. Они представляли собой объединения
владельцев, имевших более ста дворов крепостных крестьян, для строительства
кораблей военного флота.
Петру I был хорошо знаком опыт русских мастеров в постройке судов, но он
считал необходимым ознакомиться с состоянием судостроения и за границей. В
1697 г. он поехал в Голландию и Англию, взяв с собой для учебы около ста
молодых людей; в то время эти страны считались наиболее передовыми в
строительстве кораблей. Однако Петр I, принимавший практическое участие в
постройке современного фрегата на одной из верфей Голландии, остался
недовольным полученными здесь знаниями. В письме к Ф.М. Апраксину он писал:
“Строят суда просто по навыку и опыту без всяких хитростных чертежей”.
Поэтому он незамедлительно перебрался в Англию, где и изучил эту
премудрость - постройку корабля по чертежам.
Вернувшись в Россию, Петр I лично разработал чертежи 58-пушечного корабля,
получившего название “Гото Предестинация”. Главным строителем был тоже
Петр I, а в его отсутствие за работой наблюдали корабельные мастера
Ф. Скляев и П. Верещагин. Этот корабль, построенный на Воронежской верфи в
1700 г., по отзывам современников, был очень красивым, “изрядного
художества и зело размером добро состроенный”.
К весне 1700 г. “кумпанствами” были построены 40 парусных кораблей и 113
гребных судов. Азовский флот набирал силу. В то же время было ясно, что
азовская победа на юге - лишь начало борьбы России за выход к морям. Теперь
перед Петром I встала задача выхода на побережье Балтийского моря - без
этого была немыслима связь с Европой и дальнейшее развитие государства. Но
здесь Россия встретила яростное сопротивление Швеции. Началась длительная
Северная война 1700-1721 гг.
Шведы решили нанести внезапный удар по Архангельску - единственному порту,
через который поддерживались торговые отношения России с Европой, а также
верфям, где началась постройка военных кораблей. Предвидя эту опасность,
Петр I в 1700 г. распорядился установить здесь береговые батареи, создать
укрепления, усилить гарнизон, развернуть наблюдательные посты и вести
контроль за иностранными судами в Белом море. В устье Северной Двины спешно
была построена Новодвинская крепость. Не зная об этом, шведская эскадра из
семи судов под командованием вице-адмирала Шеблада 24 июня 1701 г. подошла
к устью Северной Двины с целью обстрела и захвата Архангельска. После
тринадцатичасового боя оставшимся в живых шведам удалось уйти в море на
одном галиоте, оставив на мели шняву и галиот.
Русские солдаты, посаженные на карбасы, захватили шведские суда и подняли
на них российские флаги. На плененных кораблях были взяты 5 флагов,
13 орудий, 150 ядер, 50 ручных гранат.
В борьбе молодого Российского флота с неприятелем родились знаменитые
петровские заповеди: “Врагов не считают - их бьют”, “Флага перед
неприятелем не спускать ни при каких обстоятельствах”, “Драться до
последнего, а в крайний момент корабль уничтожить” и другие. Они легли в
основу боевых традиций Российского флота.
Особое место среди морских баталий петровской поры принадлежит Гангутскому
сражению. Оно произошло 26-27 июля 1714 г. у п-ова Гангут (нынешнего
Ханко). В ходе этой яростной битвы отряд кораблей шведского флота –
1 фрегат, 6 галер и 3 шхербота - вместе с командиром отряда контр-адмиралом
Н.Э. Эреншельдом были захвачены в плен. Эту морскую “викторию” Петр I
приравнивал к победе над шведами под Полтавой в 1709 г. 24 мая 1719 г. у
о. Эзель русская эскадра выиграла артиллерийскую дуэль парусных кораблей в
открытом море и без абордажа захватила три шведских судна. Петр I назвал
эзельскую победу “добрым почином Российского флота”.
27 июля 1720 г. у о. Гренгам отряд русского гребного флота - 52 галеры и 14
лодок - под командованием генерала М.М. Голицына нанес жестокое поражение
шведской эскадре в составе линейного корабля, 4 фрегатов, 3 галер и 6 малых
судов. Русские моряки захватили в этом бою все шведские фрегаты. Такая
замечательная победа позволила нашему флоту закрепиться в районе Аландского
архипелага и успешно действовать отсюда против морских коммуникаций
неприятеля.
Блестящие победы созданного Петром I русского флота в Гангутском, Эзельском
сражениях и у Гренгама показали превосходство морских сил России над
военным флотом Швеции. Шведы, понеся крупные потери, оказались не в
состоянии защищать собственную территорию от русских десантов, которые
начали совершать успешные рейды на их побережье. Эти обстоятельства, а
также экономическое истощение вынудили Швецию подписать с Россией
30 августа 1721 г. Ништадтский мир, положивший конец Северной войне.
Главным итогом Северной войны явилось окончательное закрепление России на
берегах Балтийского моря. Русское государство стало, таким образом, морской
державой.
За тридцать последних лет царствования Петра I отечественный флот
превратился в грозную силу - было построено 111 линейных кораблей,
38 фрегатов, 60 бригантин, 8 шняв, 67 крупных галер, значительное
количество скампавей (полугалер), бомбардирских кораблей, брандеров,
шмаков, прамов, до 300 транспортных и множество мелких судов.
После кончины Петра I, в 1725 г., постройка военных кораблей в стране почти
прекратилась - были лишь достроены те суда, которые уже находились на
стапелях. В море было приказано не выходить-“во избежание убытков”. Флот
бездействовал, корабли ветшали. Екатерина II писала в 1763 г.: “У нас в
излишестве кораблей и людей, но нет ни флота, ни моряков”.
Лишь в результате проведения в жизнь решительных мер Россия вернула себе
престиж морской державы. С начала 60-х годов XVIII в. и до его конца на
наших верфях было построено свыше 200 линейных кораблей и фрегатов,
составивших основу возрожденного отечественного военно-морского флота.
С началом войны с Турцией, располагавшей в то время первоклассным флотом, в
июле 1769 - феврале 1770 г. эскадра адмирала Григория Андреевича Спиридова
совершила переход из Балтийского моря в Эгейское для действия в районе
турецкого побережья. В мае 1770 г. туда же прибыла вторая российская
эскадра - под командованием контр-адмирала Эльфинстона. Формально
начальство над обеими эскадрами (9 линейных кораблей, 3 фрегата,
1 бомбардирский корабль, всего 820 орудий) принял на себя генерал-аншеф
граф А.Г. Орлов, получивший впоследствии титул Чесменского. Однако
фактически всеми действиями русского флота руководил Г.А. Спиридов.
24 июня 1770 г. нашими был обнаружен турецкий флот под флагом адмирала
Хасан-бея (16 линейных кораблей и 6 фрегатов, 1430 орудий). Корабли
противника сгрудились в Хиосском проливе. В 11 часов утра наши корабли
начали сближение с турками.
После боя и гибели флагманского корабля турок “Реал Мустафа” (одновременно
погиб, загоревшись от пожара на “Реал Мустафе”, и взорвался наш “Ецстафий”)
турецкая эскадра в беспорядке отступила под прикрытие береговых батарей в
Чесменскую бухту. В ночь на 26 июня отряд русских кораблей, подойдя ко
входу в Чесменскую бухту, открыл сильный артиллерийский огонь, а также
использовал брандеры. К рассвету 15 османских линейных кораблей, 6 фрегатов
и многие мелкие суда сгорели. Один линейный корабль и пять галер были
захвачены в плен. Турецкий флот перестал существовать. В эту ночь турки
потеряли до 11 тыс. человек. Русский флот в ночном бою потерь в кораблях не
имел, погибли лишь 11 человек.
Успешные действия военно-морского флота во многом способствовали победному
окончанию русско-турецкой войны 1768-1774 гг. и заключению выгодного для
нашей страны Кючук-Кайнарджийского мира, по которому к России отошли многие
земли у Черного моря.
2 мая 1783 г. в Ахтиарскую бухту (впоследствии Севастопольская) вошли и
стали на якорь 11 кораблей Азовской флотилии под флагом вице-адмирала
Ф.А. Клокачева, который 11 января 1783 г. был назначен командующим “флотом,
заводимым на Черном и Азовском морях”.
Вскоре туда же прибыл отряд из 17 судов Днепровской флотилии. С этого
времени морские силы на юге России стали именоваться Черноморским флотом.
Через месяц здесь заложили новый порт и город, получивший название
Севастополь. Он стал главной базой Черноморского флота.
Одним из создателей Черноморского флота, а с 1790 г. и его командующим стал
талантливый флотоводец Ф.Ф. Ушаков.
В 1787 г. Турция вновь начала войну с Россией с целью возвращения Крыма. В
этой войне с меньшим, чем у турок, числом кораблей, с чуть ли не вдвое
меньшим числом орудий непобедимый Ушак-паша - так называли русского
адмирала турки - наносил турецкому флоту одно сокрушительное поражение за
другим.
31 июля 1791 г. эскадра Ф.Ф. Ушакова (16 линейных кораблей, 2 фрегата,
2 бомбардирских корабля) внезапно появилась у северо-восточного побережья
Болгарии. Здесь у мыса Калиакрия под командованием капудан-паши (адмирала)
Хусейна стояли на якорях 18 вражеских линейных кораблей, 17 фрегатов и
43 вспомогательных судна.
Ушаков без перестроения эскадры, шедшей тремя кильватерными колоннами, с
ходу устремляется на благодушествующих турок. На стеньге его корабля
сигнал: “Нести все возможные паруса...” Российская эскадра неожиданно
поворачивает к берегу и входит в узкое пространство между турецкими
кораблями и береговой чертой. Корабли турецкого авангарда попытались
атаковать головные русские корабли и пересечь их курс, но Ушаков на
флагманском 84-пушечном корабле “Рождество Христово” выходит из линии
баталии и сам устремляется на турецкого флагмана. Турки пытаются спастись
бегством, но первые же русские ядра срезают с турецкого флагмана стеньги,
реи, паруса, богатые украшения на корме. Он выходит из линии баталии.
Разбитые, со снесенными мачтами, с умолкшими пушками выходили из боя и
остальные турецкие корабли. Только быстро наступившая темнота спасла
османский флот от полного уничтожения.
Славная победа русского флота у мыса Калиакрия ускорила заключение Ясского
мира. Русско-турецкая война 1787-1791 гг. была победно завершена. Договор
подтвердил присоединение к России Крыма и Кубани, установил границу между
двумя государствами по реке Днестр.
Замечательным флотоводцем проявил себя Ф.Ф. Ушаков и в боевых действиях
объединенной эскадры на Средиземном море против французов. Он соперничал
здесь в боевой славе со знаменитым британским адмиралом Горацио Нельсоном.
18 февраля 1799 г. вице-адмирал Ушаков предпринял с моря штурм крепости
Корфу. После высадки десанта через два дня упорного сопротивления
французский гарнизон сдался. Было захвачено 629 орудий, 16 судов
французского флота (в том числе линейный корабль и фрегат), взят в плен
2931 человек, в том числе 4 генерала.
Ключи от Корфу, кормовые флаги и гюйсы вражеских военных судов вице-адмирал
отправил императору Павлу I.
Великий русский полководец А.В. Суворов, узнав о победе русских моряков при
Корфу, воскликнул: “Ура! Российскому флоту!.. Я теперь говорю самому себе:
зачем не был я при Корфу хотя бы мичманом?”. За эту победу Павел I
пожаловал Ушакову чин адмирала и бриллиантовые знаки к ордену Александра
Невского.
Все лучшее от Ф.Ф. Ушакова унаследовал его верный ученик адмирал
Д.Н. Сенявин. В годы русско-турецкой войны (1806-1812) Дмитрий Николаевич,
командуя русской эскадрой в Средиземном море, разгромил турецкий флот в
Дарданелльском и Афонском сражениях.
30 октября 1807 г. эскадра Сенявина вынуждена была зайти в Лиссабон для
ремонта. Здесь русских моряков застало объявление войны с Англией.
Блокированные в течение десяти месяцев английской эскадрой адмирала
Коттона, русские корабли оказались в ловушке. Решив в случае нападения
англичан защищаться до последней возможности, Д.Н. Сенявин, чтобы избежать
человеческих жертв, вступил в переговоры с Коттоном. В результате был
заключен договор, по которому эскадра в составе девяти линейных кораблей и
одного фрегата передавалась на сохранение Англии на все время войны, с тем
чтобы все суда по истечении шести месяцев после заключения мира были
возвращены России. 26 сентября 1808 г. эскадра вице-адмирала Д.Н. Сенявина,
кроме двух кораблей, разоруженных и оставленных в Лиссабоне из-за ветхости,
с поднятыми флагами вошла на Портсмутский рейд. Флаги были спущены в
торжественной обстановке после схода экипажей и адмирала на берег.
В сентябре 1809 г. экипажи российской Средиземноморской эскадры прибыли в
Ригу. Из принятых англичанами судов только два в 1813 г. возвратились в
Россию, остальные же пришли в полную ветхость.
К моменту возвращения этих кораблей на Балтику русский флот находился в
состоянии упадка: корабли держали в гаванях, они ветшали и гнили, а новые
суда строили в малом количестве и из сырого леса. Их срок службы был не
более шести лет, в то время как корабли такого же ранга, построенные в
Швеции из добротного, выдержанного, сухого леса, находились в строю до
двадцати лет.
Ни один из самодержцев России не принес отечественному флоту столько вреда,
сколько Александр I. Лишь в середине 20-х годов XIX в. (то есть после его
смерти) состояние Российского военно-морского флота начало улучшаться -
приступили к строительству новых кораблей, начали проводить в жизнь многие
технические новшества. Д.Н. Сенявин, восстановленный в чине адмирала, был
вновь призван на службу и назначен командующим Балтийским флотом.
В последующие годы усилиями таких адмиралов, как М.П. Лазарев, а затем его
учеников - П.С. Нахимова, В.А. Корнилова, В.И. Истомина - была
усовершенствована организационная структура военно-морского флота, налажено
материально-техническое снабжение. Уже 8 октября 1827 г. в Наваринском
сражении русская эскадра сыграла решающую роль при разгроме турецко-
египетского флота объединенной русско-англо-французской эскадрой. Из
66 неприятельских кораблей было уничтожено 60. Командир линейного корабля
“Азов” капитан 1-го ранга Михаил Петрович Лазарев за личную храбрость в
этом бою получил чин контр-адмирала.
В 1832 г. М.П. Лазарев назначается сначала начальником штаба Черноморского
флота, а в 1833 г. - главным командиром флота. Основным правилом Михаила
Петровича было: “Больше пота в учебе - меньше крови на войне”. Черноморский
флот в короткий срок превратился в один из лучших флотов мира. Его
справедливо называли “Лазаревский флот”. О своем питомце Павле Степановиче
Нахимове Лазарев говорил кратко: “Чист душой и любит море”.
В 1853 г., накануне Крымской войны, ввиду натянутости отношений с Турцией
эскадра Черноморского флота под командованием вице-адмирала П.С. Нахимова
все время находилась в море. С началом боевых действий адмирал начал
активный поиск османского флота.
18 ноября 1853 г. П.С. Нахимов с шестью линейными кораблями и двумя
фрегатами (всего 720 орудий, в том числе 76 бомбических, стрелявших
разрывными снарядами) наголову разгромил стоявший на рейде в Синопской
бухте под прикрытием береговых батарей (38 орудий) турецкий флот в составе
семи фрегатов, трех корветов, двух пароходофрегатов, двух бригов и двух
военных транспортов (всего 510 орудий). Синопское сражение стало лебединой
песней в истории боевых действий парусных флотов, а применение русскими
кораблями бомбических пушек, стрелявших разрывными снарядами, ускорило
переход к строительству парового броненосного флота.
Родоначальником первых русских “стимботов” или “пироскафов” (так тогда на
английский манер называли пароходы) стало судно, построенное в 1815 г. в
Петербурге на заводе Берда и известное иногда в литературе под названием
“Елизавета”. Его корпус представлял собою копию так называемой тихвинской
лодки и имел длину 18,3 м, ширину 4,57 и осадку 0,61 м. Установленная на
судне балансирная паровая машина мощностью 4 л.с. и частотой вращения вала
40 об/мин приводила в действие бортовые колеса диаметром 2,4 м и шириной
1,2 м, имевшие по 6 лопастей. Над палубой судна возвышалась железная труба
высотой 7,62 м, несущая на себе при попутном ветре парус. Скорость парохода
достигала 5,8 узла (10,7 км/ч). Первый официальный рейс пароход Берда
совершил из Петербурга в Кронштадт 3 ноября 1815 г. со средней скоростью
5 узлов.
По официальной справке, к 1820 г. на русских реках уже плавали или были
готовы к спуску пятнадцать пароходов, а к двадцатилетнему юбилею первого
рейса парохода Берда в России насчитывалось 52 парохода. Однако военный
флот России оставался по-прежнему парусным. В результате мощные парусные
корабли Черноморского флота в Крымской войне 1853-1856 гг. оказались
пригодными лишь для того, чтобы, будучи затопленными, преградить путь флоту
противника в Севастопольскую бухту.
Возможности парового флота продемонстрировал 5ноября 1853 г. первый в
истории бой паровых судов - 11-пушечного колесного пароходофрегата
“Владимир” под флагом начальника штаба Черноморского флота вице-адмирала
В.А. Корнилова с 10-пушечным турецко-египетским пароходом “Перваз-Бахри”.
Командир пароходофрегата капитан-лейтенант Г.И. Бутаков, используя высокую
маневренность “Владимира”, держался в пределах кормовых курсовых углов
турецкого парохода, ведя меткий артиллерийский огонь по противнику. После
трехчасового боя “Перваз-Бахри” был вынужден спустить флаг.
Впоследствии, обобщив опыт использования пароходофрегатов в Крымской войне,
Г.И. Бутаков создал труд “Новые основания пароходной тактики”, служивший
для моряков Российского флота основным документом при боевом использовании
паровых и броненосных судов.
Российское Морское министерство, учтя опыт Крымской войны, разработало
первую послевоенную кораблестроительную программу, предусматривавшую
создание нового парового военно-морского флота. Его первенцами стали
деревянные низкобортные винтовые клиперы и корветы водоизмещением 600 т. За
короткий срок было построено 12 таких винтовых клиперов и 14 корветов. Эти
корабли и стали на первое время основой нового парового флота.
В 1867 г. членом Кораблестроительного отдела Морского технического комитета
А.А. Поповым был разработан проект мореходного броненосца небывалого до тех
пор водоизмещения - в 10 тыс.т. Корабль спустили на воду 15 августа
1872 г., и в ознаменование 200-летия со дня рождения Петра I он был назван
“Петр Великий”. Этот корабль стал первым в мире брустверно-башенным боевым
броненосцем. Главное его отличие от предшественников состояло в том, что
обе орудийные башни главного калибра с поворотными механизмами, основания
дымовых труб, котельные вентиляторы и рулевые рубки были защищены
возвышавшимся над верхней палубой мощным броневым бруствером толщиной
356 мм. Полное водоизмещение броненосца составляло 10105 т, длина -
100,6 м, ширина 19,3, а осадка - до 7,5 м. Двухвальная энергетическая
установка суммарной мощностью 8258 л.с. обеспечивала ему максимальную
скорость 14,3 узла (27 км/ч). При запасе угля в 2000 т “Петр Великий” мог
пройти до 3600 миль (6667 км). Броневая защита, кроме бруствера, состояла
из броневого пояса толщиной 203-356 мм, шедшего по всей длине корабля.
Палубная броня имела толщину 76 мм. В двух вращающихся башнях размещались
четыре 305-мм орудия. Кроме них, в состав вооружения “Петра Великого”
входили четыре 87-мм, шесть 47-мм, четыре 37-мм и одно 73-мм орудия, а
также два подводных торпедных аппарата. Экипаж броненосца составлял
440 человек. По своим тактико-техническим данным “Петр Великий” стал одним
из сильнейших броненосцев в мире.
В русско-турецкой войне 1877-1878 гг. русский флот впервые в истории
применил минно-торпедное оружие. 12 августа 1877 г. пароход “Великий князь
Константин”, подойдя, к Сухумскому рейду, спустил на воду три паровых
минных катера-“Наварин”, “Синоп” и “Минер”. Они подвели мины под турецкий
броненосец “Ассари Шевкет” и взорвали его. Операцией руководил ученик
Г.И. Бутакова командир парохода “Великий князь Константин” капитан-
лейтенант С. О. Макаров. По его проекту пароход “Великий князь Константин”
был вооружен четырьмя паровыми минными катерами (“Чесма”, “Наварин”,
“Синоп” и “Минер”). Они имели водоизмещение 6 т, длину до 20 м и скорость
хода до 10 узлов (18 км/ч). Каждый катер был вооружен шестовой либо
буксируемой миной, а позже - торпедой, выстреливаемой из деревянного
торпедного аппарата. 14 января 1878 г. катера “Чесма” и “Синоп”, преодолев
сильный артиллерийский огонь противника, успешно атаковали двумя
самодвижущимися минами-торпедами и потопили турецкий сторожевой пароход
“Интибах”, стоящий на Батумском рейде.
На очереди стояло создание более крупных торпедоносных кораблей, которые,
по словам С.О. Макарова, имели бы “сносные морские качества”, чтобы их
боевое использование не зависело от погоды.
В 1877 г. на заводе Берда в Петербурге был спущен на воду первый в мире
мореходный миноносец “Взрыв”. В 1880 г. по русскому проекту в Англии
построен миноносец “Батум”. Совершив переход в 5000 миль и показав при этом
высокие мореходные качества, а также небывалую по тому времени скорость
23 узла (около 43 км/ч), “Батум” благополучно прибыл в Севастополь. В
дальнейшем, до 1898 г., в нашем флоте продолжалось строительство так
называемых номерных миноносцев. Они имели водоизмещение 90-150 т, развивали
скорость хода 20-25 узлов (37-46 км/ч) и были вооружены одним неподвижным
торпедным аппаратом в носовой части корпуса и одним или двумя поворотными
однотрубными аппаратами, расположенными на верхней палубе.
Русско-японская война 1904-1905 гг. наглядно показала, что малютки
миноносцы превратились в грозную опасность, вызвавшую необходимость
использования специальных мер по защите от них самых больших военных
кораблей - могучих броненосцев. Это привело к появлению минных крейсеров и
так называемых контрминоносцев (дистройеров), то есть судов, специально
предназначенных для поиска и уничтожения обычных миноносцев. Экспансия
России на Дальнем Востоке заставила ее принять две новые
кораблестроительные Программы - 1895 и 1898 гг. “для нужд Дальнего
Востока”. В соответствии с ними на отечественных и иностранных верфях к
началу русско-японской войны удалось построить десять эскадренных
броненосцев, одиннадцать крейсеров 1 ранга, значительное число миноносцев и
других судов. Эти корабли вошли в состав 1-й и 2-й Тихоокеанских эскадр и
Владивостокского отряда крейсеров.
Тактико-технические характеристики построенных кораблей, особенно
эскадренных броненосцев типа “Бородино”, находились на уровне мировых
стандартов того времени.
Война на Дальнем Востоке началась в ночь на 27 января 1904 г. вероломным
нападением японского флота на русскую эскадру на рейде Порт-Артура и
корабли, стоявшие в Чемульпо. Эскадренные броненосцы “Цесаревич”,
“Ретвизан” и крейсер “Паллада” были выведены из строя, а крейсер “Варяг” и
канонерская лодка “Кореец” после неудавшейся попытки днем 27 января с боем
прорваться в Порт-Артур возвратились в Чемульпо, где “Варяг” был затоплен,
а “Кореец” взорван, чтобы не допустить захвата кораблей врагом.
В трудный час командующим Тихоокеанским флотом был назначен вице-адмирал
С.О. Макаров. В короткий cрок он добился серьезных успехов в борьбе с
японским флотом. Бесстрашными и энергичными были действия С.О. Макарова,
прибывшего в блокированный врагом Порт-Артур. При каждом появлении японских
кораблей командующий выводил эскадру из базы для отражения противника.
31 марта при очередном выходе эскадры флагманский броненосец
“Петропавловск” подорвался на мине. Произошел взрыв носового погреба 12-
дюймовых снарядов. Окутанный облаком дыма и огня, броненосец с креном на
правый борт стал быстро погружаться носом и через полторы-две минуты
скрылся под водой. Погибли командующий флотом вице-адмирал С.О. Макаров,
начальник штаба контр-адмирал М.П. Молас, художник-баталист В.В. Верещагин,
большая часть чинов штаба и личного состава корабля. Гибель С. О. Макарова
была тяжелой утратой для русских моряков. Равноценной замены ему не было.
1-я Тихоокеанская эскадра оказалась блокированной в Порт-Артуре. Попытки
прорваться во Владивосток окончились неудачей. Лишь броненосцу “Цесаревич”,
трем крейсерам и нескольким эскадренным миноносцам после жестокого боя в
Желтом море удалось преодолеть кольцо вражеской блокады.
Для усиления 1-й Тихоокеанской эскадры на Дальний Восток была направлена 2-
я Тихоокеанская эскадра под командованием вице-адмирала 3.П. Рожественского
которая вышла из Либавы. где она формировалась, в октябре 1904 г.
Первоначально ей ставилась задача деблокировать Порт-Артурскую эскадру и
объединенными усилиями установить господство на море. Это отрезало бы
японскую армию, находившуюся на материке, от островов метрополии. Но
20 декабря 1904 г. после восьмимесячной осады Порт-Артур пал. Корабли 1-й
Тихоокеанской эскадры были затоплены на внутреннем рейде крепости. Эскадра,
на соединение с которой шел З.П. Рожественский, перестала существовать, и
дальнейшее движение на Восток 2-й Тихоокеанской эскадры становилось
чистейшей авантюрой.
Перед Николаем II и стратегами из Морского министерства встал вопрос,
возвратить эскадру 3.П. Рожественского обратно или прорываться теперь уже
во Владивосток для соединения с кораблями Сибирской флотилии. Прорыв во
Владивосток, но их мнению, позволил бы создать постоянную угрозу
коммуникациям противника, но для прорыва не хватало сил.
Тогда эскадру 3.П. Рожественского решили усилить старыми кораблями:
броненосцем “Император Николай 1”, броненосным крейсером “Адмирал Нахимов”,
а также тремя броненосцами береговой обороны, мало приспособленными к
ведению боя в составе эскадры в открытом море. Но общая численность
броненосцев теперь была бы доведена до 12 (как у японцев). С этой целью
была сформирована 3-я Тихоокеанская эскадра под командованием контр-
адмирала Н.И. Небогатова, которая вышла из Либавы в феврале 1905 г.
После тяжелого, изнурительного похода, который сам по себе можно считать
подвигом русских моряков, обе эскадры благополучно соединились у побережья
французского Индокитая и в середине мая 1905 г. под общим командованием
вице-адмирала 3.П. Рожественского подошли к Корейскому проливу.
Результаты Цусимского сражения 14-15 мая 1905 г. хорошо известны, его
описание стало хрестоматийным. В этом сражении Россия потеряла
12 броненосных кораблей, четыре из которых были взяты в плен японцами.
Этого ожидали, но никто не думал, что поражение окажется таким беспощадным
разгромом. Русский военный флот был уничтожен.
Причины поражения русского флота в Цусимском сражении глубоко исследованы и
хорошо известны, хотя полемика по некоторым вопросам технического характера
продолжается по сей день. Но можно твердо сказать одно: русские матросы и
офицеры не имеют к этим причинам никакого отношения, наоборот, они
проявляли чудеса героизма, не покидая своих боевых постов до последнего
вздоха.
После русско-японской войны Россия довольно долго не могла приступить к
восстановлению своего флота. Война и революция 1905-1907 гг. ввергли страну
в глубокий финансово-экономический кризис. Правительство не могло выделить
средств, достаточных для реализации разработанных Морским генеральным
штабом послевоенных кораблестроительных программ. Флот незначительно
пополнялся лишь за счет кораблей, заложенных еще во время русско-японской
войны, и нескольких крейсеров, заказанных за границей и на отечественных
верфях. Морское министерство предпринимало огромные усилия, чтобы
отремонтировать и перевооружить уцелевшие корабли на более чем скромные
ежегодные средства, отпускаемые министерству.
Тем не менее на Балтике удалось сформировать бригаду линейных кораблей в
составе двух линкоров преддредноутного типа-“Андрей Первозванный” и
“Император Павел 1”, - вступивших в строй после войны, и двух бывших
эскадренных броненосцев - “Цесаревич” и “Слава” (“Слава” еще достраивалась,
когда 2-я и 3-я Тихоокеанские эскадры направлялись на Дальний Восток).
Из уцелевших и вновь построенных крейсеров (“Рюрик”, “Адмирал Макаров”,
“Баян”, “Паллада”) были сформированы две бригады крейсеров. В первую
бригаду, базировавшуюся в Гельсингфорсе, вошли “Рюрик”, “Адмирал Макаров”,
“Баян”, “Паллада”, “Богатырь” и “Олег”. В состав второй бригады,
базировавшейся в Ревеле, были включены крейсера “Россия”, “Громобой”,
“Аврора” и “Диана”, прошедшие ремонт и перевооружение.
Незадолго до окончания русско-японской войны в России был создан Особый
комитет по усилению военного флота на добровольные пожертвования. На эти
пожертвования по техническим условиям Морского министерства комитет на
отечественных и заграничных верфях построил 18 минных крейсеров, которые
составили основу Минной дивизии Балтийского флота.
Таким образом, не дожидаясь ассигнований на строительство нового флота.
Морскому министерству удалось создать на Балтике боевое ядро из кораблей
разных классов, которое противостояло германскому флоту в первые месяцы 1-й
мировой войны.
В 1908 г. командующим Морскими силами Балтийского моря был назначен контр-
адмирал (впоследствии адмирал) Н.О. фон Эссен. Его энергичная (даже в ущерб
собственному здоровью) деятельность на этом посту, организаторские
способности. знания и большой опыт позволили за сравнительно короткий срок
коренным образом улучшить организацию боевой подготовки Балтийского флота,
поднять ее на качественно новый уровень, обеспечивший отражение попыток
германского флота овладеть инициативой на Балтийском театре военных
действий (прежде всего искусной постановкой минных заграждений).
К концу 1905 г. Особый комитет в основном закончил свою работу по
строительству кораблей для Балтийского флота и на оставшиеся 2 млн. руб.
решил заказать Путиловскому заводу последний эскадренный миноносец, который
получил название “Новик”.
В состав Балтийского флота “Новик” вошел в октябре 1913 г. Его создание и
строительство последующих кораблей этого типа - одна из ярких страниц в
истории отечественного военного судостроения. При водоизмещении 1260 т,
длине 98,0 м и ширине 9,3 м энергетическая установка “Новика” состояла из
трех паровых турбин и шести водотрубных котлов. В истории Российского флота
это был первый турбинный боевой корабль. При мощности турбин 41910 л.с.
эсминец на ходовых испытаниях развил скорость 37,3 узла (69,1 км/ч),
установив мировой рекорд скорости для военных кораблей.
Торпедное вооружение “Новика” состояло из четырех двухтрубных торпедных
аппаратов на вращающихся основаниях с диаметром труб 450 мм. Не менее
мощным было артиллерийское вооружение - четыре 102-мм пушки с дальностью
стрельбы до 120 кабельтовых (22,2 км). Хорошая кучность боя обеспечивалась
большой длиной орудийных стволов. Эсминец мог принять на борт 50 якорных
мин. Ни один из новейших германских эсминцев не мог соперничать с
“Новиком”. “Новик” и последующие корабли этой серии прошли славный боевой
путь, показав завидное долголетие. Они выдержали по нескольку капитальных
ремонтов и модернизаций.
После окончания Гражданской войны “новики” вместе с другими боевыми
кораблями вошли в состав советского ВМФ. В 1925 г. эсминцы этого типа были
названы именами “пролетарских вождей”. Сам “Новик” получил название “Яков
Свердлов”. С началом Великой Отечественной войны в борьбу с фашистским
флотом вступили и другие ветераны Балтики - эскадренные миноносцы “Ленин”,
“Карл Маркс”, “Энгельс”, “Яков Свердлов”, “Калинин”, “Володарский” и
“Артем”. Однако их боевой путь на этот раз оказался недолгим - все они
погибли под ударами вражеской авиации или подорвались на фашистских минах
уже в первые месяцы войны. “Яков Свердлов” погиб 28 августа 1941 г.,
подорвавшись на мине, при переходе боевых кораблей и транспортов из Таллина
в Кронштадт. Всего в ходе войны погибло десять из 17 “новиков”. Эсминцы
“Незаможник”, “Железняков”, “Куйбышев” и “Войков” были награждены орденом
Красного Знамени. Эти корабли, а также эсминцы “Карл Либкнехт”, “Урицкий”,
“Сталин” продолжали и после войны нести боевую службу, а затем находились в
строю в качестве учебных кораблей до начала 50-х годов.
Не менее замечательна история создания первых отечественных линейных
кораблей-дредноутов “Севастополь”, “Петропавловск”, “Гангут” и “Полтава”,
вступивших в строй в конце 1914 г. В их проектировании и строительстве
принимали участие выдающиеся русские инженеры-кораблестроители, в том числе
А.Н. Крылов и И.Г. Бубнов. Во время 1-й мировой войны эти мощные корабли,
вооруженные двенадцатью 305-мм орудиями с дальностью стрельбы 40 км,
придали центральной минно-артиллерийской позиции высокую боевую
устойчивость, что сделало вход в Финский залив практически неприступным для
германского флота. После Октябрьского переворота и Гражданской войны три из
них (“Севастополь”, “Петропавловск”, “Гангут”), пройдя ремонт, вошли в
состав советского ВМФ под названиями “Парижская коммуна”, “Марат” и
“Октябрьская революция”. “Парижская коммуна” (с 31 мая 1943 г. -
“Севастополь”) принимала участие в обороне Севастополя, а “Марат” (с 31 мая
1943 г. - вновь “Петропавловск”) и “Октябрьская революция” - в обороне
Ленинграда и снятии блокады. Как и “новики”, они дожили до 50-х годов, став
учебными кораблями, за исключением линкора “Марат”, который получил в
1941 г. тяжелые повреждения корпуса.
Три линкора такого же типа построены для Черного моря - “Императрица
Мария”, “Императрица Екатерина Великая”, “Император Александр III”.
Вступление их в строй обеспечило господство русского флота на Черном море в
течение всей войны. Трагично сложилась судьба этих кораблей. “Императрица
Мария” взорвалась (видимо, была подорвана германскими агентами) в
Севастопольской бухте, “Императрица Екатерина Великая” (“Свободная Россия”)
затоплена личным составом в Новороссийске, “Император Александр III”
(“Воля”, затем “Генерал Алексеев”) угнан Врангелем в Бизерту.
Четыре легких крейсера типа “Светлана” для Балтики и четыре легких крейсера
тина “Адмирал Нахимов” для Черного моря, заложенные незадолго до начала 1-й
мировой войны, остались недостроенными и не принимали участия в боевых
действиях. Три из них - “Профинтерн”, затем “Красный Крым” (“Светлана”),
“Червона Украина” (“Адмирал Нахимов”) и “Красный Кавказ” (“Адмирал
Лазарев”) - вступили в строй в советское время и принимали участие в
Великой Отечественной войне на Черном море. “Червона Украина” погибла в
1941 г. в Севастопольской бухте в результате попадания вражеской авиабомбы.
Остальные крейсера дожили до середины 50-х годов.
Линкоры типа “Севастополь” и “Императрица Мария”, легкие крейсера типа
“Светлана” и “Адмирал Нахимов”, эскадренные миноносцы типа “Новик”,
подводные лодки типа “Барс” строились в соответствии с Малой и Большой
судостроительными программами, принятыми перед 1-й мировой войной,
Промышленный подъем в России накануне войны, сменивший довольно длительную
экономическую депрессию, оживление сельского хозяйства, рост экспорта зерна
и другой продукции обеспечили быстрое пополнение государственной казны. Это
давало возможность правительству ассигновать на строительство флота
огромные суммы-до 500 млн. руб. золотом единовременно. Не в меньшей степени
реализация судостроительных программ зависела и от деятельности Морского
министерства. В 1911-1917 гг. пост морского министерства занимал адмирал
И.К. Григорович, которому удалось реформировать это ведомство, а затем
наладить его четкую работу. Он также постоянно поддерживал тесные контакты
с Государственной думой и Государственным советом, от которых зависело
принятие законов о кредитах для строительства флота.
Крупные военные заказы на строительство кораблей вызвали бурный рост
судостроительной промышленности. За короткое время были созданы
многочисленные частные судостроительные предприятия - Путиловская, Усть-
Ижорская, Мюльграбенская верфи, Русско-Балтийский и Ревельский
судостроительные заводы, судостроительный трест “Наваль-Руссуд”, верфь
“Ноблесснер”, а также модернизированы казенные судостроительные заводы.
В результате к концу 1917 г. Россия создала мощный флот, который с успехом
противостоял германо-турецким военно-морским силам на всех морских театрах
военных действий.
11 февраля 1918 г. В.И. Ленин подписал декрет о создании Рабоче-
Крестьянского Красного Флота (РККФ). В наследство от Российского
императорского флота, на базе которого он и был сформирован, ему досталось
огромное количество боевых кораблей всех классов и вспомогательных судов:
на Балтике – 4 линкора-дредноута, 9 крейсеров, 62 эскадренных миноносца и
миноносца, 26 подводных лодок, 5 канонерских лодок, 23 минных и сетевых
заградителя, 110 сторожевых кораблей и катеров, 89 тральщиков, а также
свыше 100 различных вспомогательных судов, 70 транспортов и 16 ледоколов
(всего около 600 боевых кораблей и судов); на Черном море – 7 линейных
кораблей, 2 крейсера, 20 эскадренных миноносцев и 4 миноносца, 11 подводных
лодок (всего около 400 кораблей и вспомогательных судов). Немало кораблей
находилось в составе Флотилии Северного Ледовитого океана, Каспийской,
Амурской и Сибирской флотилий. Однако уже в первые месяцы своего
существования РККФ стал заложником политических игр новых правителей
России.
На Балтике флот, находившийся в Гельсингфорсе (Хельсинки) и Ревеле
(Таллине), в результате срыва Брестского договора Л. Троцким оказался под
угрозой захвата его белофиннами и германскими войсками, высадившимися в
Финляндии. В феврале 1918 г. начался знаменитый Ледовый поход Балтийского
флота, который возглавил бывший капитан 1-го ранга А.Н. Щастный. 19-24
февраля из Ревеля в Гельсингфорс были переведены 55 кораблей и судов.
12 марта из Гельсингфорса в Кронштадт вышли линкоры “Севастополь”,
“Гангут”, “Петропавловск” и “Полтава”, крейсера “Богатырь”, “Рюрик” и
“Адмирал Макаров”. Через пять суток отряд без потерь прибыл в Кронштадт.
Линейный корабль “Андрей Первозванный” при содействии двух малых ледоколов
с 4 по 10 апреля благополучно довел до Кронштадта второй отряд. Третий
отряд насчитывал 167 боевых кораблей и транспортов со слабыми корпусами -
эскадренных миноносцев, сторожевых кораблей, тральщиков и подводных лодок.
Последним кораблям 7 апреля приходилось отдавать швартовы под пулеметным
огнем финских белогвардейцев.
24 апреля в Кронштадт прибыли 16 судов из Котки. Кроме того, по железной
дороге из Ревеля и Гельсингфорса были вывезены две авиабригады Балтийского
флота,
Всего в Кронштадт прибыло 236 боевых кораблей и вспомогательных судов из
350, находившихся в Ревеле, Котке и Гельсингфорсе. Кроме кораблей и
самолетов, из этих портов были вывезены запасы вооружения, военной техники
и снаряжения.
В результате интриг и личной неприязни Троцкого к руководителю Ледового
похода Щастному последний был вскоре арестован, обвинен в измене и
приговорен Высшим революционным трибуналом при ВЦИК РСФСР к расстрелу.
В аналогичной обстановке оказался и Черноморский флот. 29 и 30 апреля
1918 г. революционно настроенные офицеры и матросы, отказавшиеся сдать
германскому командованию свои корабли, под обстрелом немецких батарей увели
из Севастополя в Новороссийск часть боевых кораблей флота: линейные корабли
“Воля”, “Свободная Россия”, 9 эсминцев и 5 миноносцев. 1 мая 1918 г. немцы
заняли Севастополь. Главнокомандующий германских оккупационных войск
генерал Эйхгорн ультимативно потребовал немедленного возвращения флота в
Севастополь. В противном случае он угрожал продолжением наступления по
побережью и захватом Новороссийска. “Ввиду безвыходности положения,
доказанной высшими военными авторитетами, флот уничтожить немедленно.
Председатель СНК В. Ульянов (Ленин). 28 мая 1918 г. - телеграмма такого
содержания была отправлена в Новороссийск из Москвы. Мнения экипажей
разделились.
Командир линкора “Воля” капитан 1-го ранга А.И. Тихменев, временно
исполнявший должность командующего флотом, эсеры и украинские националисты
агитировали экипажи за сохранение кораблей, возвращение их в Севастополь и
подъем желто-голубых флагов Центральной рады. Большевики склоняли личный
состав к затоплению своих кораблей. 17 июня линкор “Воля”, пять эсминцев и
два миноносца направились к выходу из Цемесской бухты. На мачте эсминца
“Керчь” по приказанию его командира В.А. Кукеля (которого вскоре
расстреляли большевики) был поднят сигнал: “Судам, идущим в Севастополь.
Позор изменникам России”. Очевидно, это произвело впечатление только на
экипаж эсминца “Громкий”-на нем открыли кингстоны и он первым из кораблей
Черноморской эскадры опустился на дно Цемесской бухты. На рассвете 18 июня
оставшиеся корабли были выведены на внешний рейд Новороссийска с помощью
буксиров и миноносца “Лейтенант Шестаков”. На их мачтах были подняты
сигналы: “Погибаю, но не сдаюсь!” Матросы, собравшиеся на стенках причалов,
сняли бескозырки. “Керчь” первым торпедировала эсминец “Пронзительный”,
вскоре раздался взрыв на “Калиакрии”, а вслед за ней начали погружаться в
воду остальные корабли, на которых открыли кингстоны. Последним эсминец
“Керчь” пятью торпедами потопил линкор “Свободная Россия”.
Эскадренный миноносец вышел в направлении Туапсе и 19 июня на траверзе
Кадошского маяка, сообщив по радио: “Всем. Погиб, уничножив часть судов
Черноморского флота, которые предпочли гибель позорной сдаче Германии”, -
был затоплен экипажем.
Корабли Черноморского флота, возвратившиеся в Севастополь, участвовали в
составе врангелевской армии в борьбе с большевиками. Осенью 1920 г. они
навсегда покинули Севастополь и направились в Константинополь, а затем в
Бизерту. Бизертская эскадра спустила Андреевские флаги в 1924 г., когда
Франция признала Советскую Россию и установила с ней дипломатические
отношения.
Так был погублен Черноморский флот, за строительство которого народ России
заплатил сотни миллионов золотых рублей.
В период Гражданской войны у пирса Балтийского завода в Петрограде сгорел
линейный корабль “Михаил Фрунзе” (“Полтава”), три эсминца типа “Новик”
погибли на минных заграждениях в Копорской губе, а два таких же корабля по
вине Ф.Ф. Раскольникова вместе с ним попали в плен к англичанам. Несколько
вполне боеспособных кораблей - линкоры “Андрей Первозванный”, “Император
Павел 1” (“Республика”), крейсера “Рюрик”, “Адмирал Макаров”, “Баян” и др.,
- прослуживших к тому времени не более 10-15 лет, в 1922 г. были проданы на
металлолом в Германию. От мощного в недавнем прошлом Балтийского флота
осталось лишь несколько кораблей, могущих выйти в море.
Россия также полностью лишилась кораблей Сибирской флотилии и Флотилии
Северного Ледовитого океана. Часть кораблей Амурской флотилии угнали
японцы.
Всего иностранные интервенты и белогвардейцы уничтожили, захватили и угнали
более 800 боевых кораблей, вспомогательных и транспортных судов.
Однако сталинский постулат об обострении классовой борьбы, а также о том,
что молодая “страна Советов” окружена кольцом враждебных империалистических
государств, которые в любую минуту могут развязать вооруженную агрессию
против СССР, заставил партийное руководство любой ценой, несмотря на голод
и разруху, срочно приступить к укреплению вооруженных сил страны. Решения о
восстановлении Рабоче-Крестьянского Красного Флота (РККФ) были приняты 8-16
марта 1921 г. Х съездом РКП(б) и 16 октября 1922 г. V съездом комсомола.
Восстановление РККФ началось с ремонта и достройки немногих кораблей,
оставшихся от бывшего Российского императорского флота.
К середине 20-х годов в Балтийском флоте в строю, а также в достройке и
ремонте на петроградских заводах числилось всего лишь немногим более двух
десятков кораблей, в том числе линкоры “Парижская коммуна”, “Марат” и
“Октябрьская революция”, крейсера “Профинтерн” и “Аврора”, 12 эскадренных
миноносцев типа “Новик” (“Карл Маркс”, “Энгельс”, “Карл Либкнехт”, “Ленин”,
“Сталин”, “Яков Свердлов”, “Калинин”, “Войков”, “Володарский”, “Урицкий”,
“Куйбышев” “Артем”) и несколько подводных лодок типа “Барс”.
В состав Черноморского флота к концу 20-х годов вступили пять эсминцев типа
“Новик” (“Фрунзе”, “Дзержинский”, “Шаумян”, “Железняков”, “Незаможник”) и
два крейсера (“Коминтерн”, “Червона Украина”), которые удалось
отремонтировать и достроить. В 1929-1930 гг. из состава и без того
малочисленного Балтийского флота на Черное море перешли линкор “Парижская
коммуна” и крейсер “Профинтерн” (“Светлана”).
В 1932 г. на Черном море после модернизации и достройки вступил в строй
крейсер “Красный Кавказ” (“Адмирал Лазарев”). Позднее, также из состава
Балтийского флота, на Север были направлены эскадренные миноносцы типа
“Новик” - “Карл Либкнехт”, “Куйбышев” и “Урицкий”, - а на Дальний Восток -
“Сталин” и “Войков”.
Началу строительства новых кораблей РККФ предшествовала длительная и
довольно бесплодная дискуссия сторонников оборонительного (так называемого
москитного) флота и приверженцев мощного океанского флота. Поскольку
средства на строительство кораблей были весьма ограниченными, верх одержали
сторонники прибрежного “москитного” флота и стратегии “малой войны”.
В результате в основу первой советской программы военного кораблестроения,
утвержденной Советом Труда и Обороны 26 ноября 1926 г., легла
оборонительная военно-морская доктрина, предусматривавшая создание легких
сил прибрежного действия.
Эта шестилетняя программа военного кораблестроения, с одной стороны,
отражала положения теории оборонительной (так называемой малой войны), но с
другой - неадекватно оценивала уровень производственной базы судостроения в
стране, что явилось причиной неоднократного ее пересмотра в сторону
сокращения. В окончательном виде она была запланирована на 1926/27-
1929/30 гг. и предусматривала финансирование в два этапа. В первую очередь
предполагалось построить шесть торпедных катеров, восемь сторожевых
кораблей и шесть подводных лодок, а также достроить и восстановить
несколько старых кораблей. Вторая очередь судостроительной программы по
количеству кораблей превышала первую и включала десять сторожевых кораблей,
30 торпедных катеров и шесть подводных лодок.
Но реализация даже этой небольшой программы была связана с огромными
трудностями. За годы революции. Гражданской войны и иностранной интервенции
судостроительные заводы и верфи страны были разорены, станочный парк и
ценное сырье расхищены, многие квалифицированные рабочие и инженеры умерли
от болезней и голода, были расстреляны органами ВЧК или погибли на фронтах
Гражданской войны. Заводы “Наваль” и “Руссуд” на юге России, в Николаеве и
Севастополе, разграбили немцы, судостроительные предприятия в Прибалтике
оказались за пределами страны, казенные заводы - Балтийский и
Адмиралтейский - были фактически остановлены и не работали в течение
нескольких лет. Еще хуже обстояло дело с предприятиями, ранее поставлявшими
котлы, механизмы, трубопроводы, рулевые машины, чугунное и стальное литье,
электрические машины и другое оборудование для судов. Производственные
связи между ними были нарушены, топливо и сырье отсутствовали.
В результате к 1931-1933 гг. удалось ввести в строй только корабли первой
очереди и перевыполнить программу в целом по строительству торпедных
катеров - их построили 56 единиц. Корабли же второй очереди перекочевали в
программу военного кораблестроения первой пятилетки 1929-1933 гг.
Строительство новых надводных кораблей по этой программе началось с
создания торпедных катеров. 17 июня 1929 г. в состав РККФ включили головной
торпедный катер серии ГАНТ-5 (“Глиссер Андрея Николаевича Туполева -
Пятый”), сокращенно Г-5. В акте приемной комиссии говорилось: “Комиссия ВМС
считает, что торпедный катер ГАНТ-5 является лучшим торпедным катером из
всех существующих...”. При водоизмещении 14 т Г-5 развивал скорость свыше
55 узлов (около 102 км/ч). Радиус его действия превышал 300 миль (555 км),
а на вооружении были две торпеды калибром 450 мм и пулемет ДА-1. После
модернизации в 30-х годах Г-5 получил торпеды калибра 533 мм и еще один
пулемет. Его экипаж состоял из пяти человек. Боевые возможности торпедных
катеров этого типа в полной мере раскрылись в период Великой Отечественной
войны.
... Полярной ночью 22 декабря 1943 г. две группы катеров Г-5, ведомые
капитаном 2-го ранга В. Чекуровым и старшим лейтенантом А. Шабалиным, в
районе бухты Берлевог были наведены авиаразведкой на конвой противника,
шедший в порт Киркенес. Три крупных транспорта двигались в охранении
эсминца, шести сторожевых кораблей и десяти катеров-охотников за подводными
лодками. Впереди конвоя шли четыре тральщика. Командир одного из катеров
Паламарчук на большой скорости направляет свой корабль в просвет между
тральщиками и эсминцем и с дистанции в 2 кабельтова (370 м) наносит удар
обеими торпедами. Фашистский эскадренный миноносец разламывается на две
части и мгновенно тонет. Второй наш катер отправляет на дно транспорт
противника. Опомнившись, фашисты перестроили ордер и продолжили путь. И
вдруг сквозь строй сторожевых кораблей пронесся еще один Г-5 - катер
Шабалина. Торпеды понеслись к сторожевикам, и два взрыва сотрясли воздух.
Вскоре Александру Шабалину и Георгию Паламарчуку присвоили звание Героя
Советского Союза.
На Балтийском море в 1931-1932 гг. в строй вступили шесть новых сторожевых
кораблей. Ветераны помнят их под названием “дивизион плохой погоды” -
“Вихрь”, “Гроза”, “Смерч”, “Тайфун”, “Ураган” и “Циклон”.
На смену устаревшим и вконец изношенным подводным лодкам типа “Барс” пришли
новые подводные лодки типа “Декабрист”, вступившие в строй в 1930-1931 гг.
(“Декабрист”, “Народоволец”, “Красногвардеец”. “Революционер”,
“Спартаковец”, “Якобинец”). Эти корабли, как и торпедные катера Г-5,
приняли активное участие в Великой Отечественной войне.
Последующие советские программы военного кораблестроения не имели
самостоятельных наименований и финансирования. Они включались в пятилетние
планы развития народного хозяйства страны, а средства на их реализацию
отпускались Народному комиссариату судостроительной промышленности.
Индустриализация страны в 30-х годах, проведенная партийным руководством за
счет варварского ограбления деревни и снижения уровня жизни народа, а также
милитаризация экономики быстро дали свои результаты - резко увеличились
выплавка чугуна и стали, производство цветных металлов, добыча угля и
нефти. Это дало возможность, забыв об оборонительной доктрине, в годы
довоенных пятилеток перейти к постройке крупных надводных кораблей и
океанских подводных лодок.
Первым крупным военным кораблем, построенным в советское время, стал
крейсер “Киров”. При его проектировании и строительстве для оказания
технической помощи пришлось привлечь итальянских кораблестроителей -
сказались репрессии 20-х и 30-х годов.
Крейсер “Киров” вступил в строй 23 сентября 1938 г. В те годы он считался
одним из лучших легких крейсеров в мире. При водоизмещении 9436 т он имел
длину 191,3 м, ширину 17,6 и осадку 7,2 м. “Киров” при мощности механизмов
110000 л.с. развивал скорость 35,5 узла (около 64,8 км/ч), а орудия его
главного калибра - три трехорудийные башни со 180-мм пушками - могли
поражать противника на расстоянии 36 км (194 кабельтова). На крейсере было
также установлено восемь 100-мм универсальных орудий, а от нападения с
воздуха его защищали десять 37-мм зенитных автоматов и восемь
крупнокалиберных зенитных пулеметов. Корабль также имел два трехтрубных 533-
мм торпедных аппарата и мог принять на борт 90 якорных мин заграждения. Для
ведения разведки и корректировки огня “Киров” располагал одной катапультой
и двумя гидросамолетами. Его экипаж составляли 872 моряка.
При прорыве кораблей Балтийского флота из Таллина в Ленинград 28-29 августа
1941 г. “Киров” шел под флагом командующего флотом вице-адмирала
В.Ф. Трибуца. Один за другим пикировали на “Киров” фашистские самолеты.
Прицельным огнем зенитчиков врага отгоняли, но ненадолго. За первой волной
фашистских самолетов следовала вторая, и так без перерыва - почти до самого
Кронштадта.
“Киров” отбил атаки 52 самолетов, но ни одна из 80 бомб, сброшенных на
крейсер, к счастью, не достигла цели. 29 августа “Киров” стал на якорь в
Кронштадте, а 4 сентября его артиллерия уже вела огонь по немецким войскам,
рвавшимся к Ленинграду.
В сентябре 1941 г. более 100 моряков крейсера покинули палубу корабля,
чтобы защищать Ленинград в морской пехоте.
21 сентября 1941 г. крейсер в течение всего дня вел непрерывный бой с
фашистской авиацией. “Юнкерсы” шесть раз налетали на корабль волнами по 50-
70 самолетов с четырех направлений, обрушивая на “Киров” и стоящие рядом
суда сотни бомб. И на этот раз атаки были отбиты огнем корабельных
зенитчиков, сумевших сбить один “Юнкерс”.
С 1 сентября по 23 октября 1941 г. крейсер “Киров” выпустил из орудий
главного калибра около 500 снарядов по врагу, а его зенитная артиллерия
сбила три и подбила 12 “Юнкерсов”.
Весной 1942 г., когда “Киров” стоял в Неве, немецкое командование
предприняло операцию “Айсштосс” (“Ледовый удар”) с целью уничтожения
вмерзших в лед кораблей Балтийского флота. В течение 28 марта – 30 апреля
по ним наносились комбинированные удары авиацией и артиллерией. 24 апреля в
крейсер попали две 250-кг бомбы и один крупнокалиберный снаряд. На корабле
начался пожар, стали рваться зенитные боеприпасы, но через 45 минут огонь
удалось потушить. Одновременно на корабле были выведены из строя все 100-мм
орудия, повреждены кормовая труба и грот-мачта, разрушены отделение
вспомогательных котлов и камбуз, 82 человека погибли, а 42 получили
ранения. Но уже через два месяца “Киров” снова вернулся в строй, продолжал
сражаться с фашистами.
За годы Великой Отечественной войны он провел более 300 боевых стрельб. Его
снарядами уничтожены тысячи фашистских солдат, сотни автомашин с
боеприпасами и снаряжением, подавлены десятки артиллерийских батарей
противника. 27 февраля 1943 г. “Киров” первым из надводных кораблей
Балтийского флота был награжден орденом Красного Знамени.
После войны, пройдя модернизацию, “Киров” еще долгие годы нес службу в
составе Балтийского флота. В 1965 г. он стал учебным кораблем, на котором
проходили корабельную практику курсанты высших военно-морских училищ. В
1980 г. в состав Северного флота вошел новый, атомный ракетный крейсер
“Киров”. Артиллерийские же башни старого корабля установлены как реликвии
на набережной в Петербурге.
К началу Великой Отечественной войны в строй вступили три крейсера,
подобных “Кирову”, - “Максим Горький”, “Ворошилов” и “Молотов”, а к 1944 г.
еще два - “Каганович” и “Калинин”.
За годы предвоенных пятилеток надводный флот пополнился также тремя
лидерами эскадренных миноносцев типа “Ленинград”, тремя лидерами типа
“Минск” и лидером “Ташкент”, построенным в Италии. В строй вступило
значительное число эскадренных миноносцев типа “Гневный” (21 единица) и
“Сторожевой” (11 единиц). В первые месяцы войны закончили приемные
испытания еще 14 эскадренных миноносцев.
Таким образом, к началу Великой Отечественной войны ВМФ располагал
внушительными надводными силами. В его составе было более 500 надводных
боевых кораблей различных классов: три линейных корабля, семь крейсеров,
56 лидеров и эскадренных миноносцев, 22 сторожевых корабля, 62 тральщика,
12 минных заградителей, 290 торпедных катеров, 92 сторожевых катера и
охотника за подводными лодками и другие корабли.
В ходе войны флот высадил на побережье, занятое неприятелем, более
110 оперативных и тактических десантов, обеспечивал оборону внутренних и
внешних морских, а также речных коммуникаций, по которым перевезено
112 млн.т. военных и народно-хозяйственных грузов. Флот надежно прикрывал с
моря от ударов кораблей противника фланги сухопутных войск, оказывал
огневую поддержку в обороне и наступлении войскам приморских фронтов, решал
многие другие задачи. Для их выполнения надводные корабли совершили тысячи
боевых походов, участвовали в многочисленных столкновениях с морскими
силами, самолетами и подводными лодками гитлеровцев, в прорывах через
минные поля. В годы войны тральщики обеспечивали безопасность плавания на
рейдах своих военно-морских баз и на подходах к ним, а после войны
полностью устранили минную опасность в Балтийском, Баренцевом и Черном
морях, на Волге и Дунае.
Гвардейскими стали крейсера “Красный Кавказ” и “Красный Крым”, эскадренные
миноносцы “Вице-адмирал Дрозд”, “Гремящий” и “Сообразительный”, тральщики
“Гафель” (Т-205), “Защитник”, Т-278 и Т-281, минные заградители “Ока” и
“Охотск”, мониторы “Свердлов” и “Сунь Ятсен”, канонерские лодки “Красная
Звезда” и “Пролетарий”, сторожевые корабли “Метель” и СКР-2, сторожевой
катер СКА-065.
Орденом Красного Знамени награждены линейные корабли “Октябрьская
революция” и “Севастополь”, крейсера “Ворошилов”, “Киров” и “Максим
Горький”, лидер эсминцев “Баку”, эскадренные миноносцы “Куйбышев”,
“Грозный”, “Громкий”, “Войков”, “Беспощадный”, сторожевой корабль “Киров”,
тральщики “Шуя” (Т-32), Т-110, Т-525 и Т-275, базовые тральщики “Арсений
Расскин”, “Мина”, “Трал” и “Щит”, канонерские лодки “Красная Абхазия”,
“Чапаев” и “Усыскин”, большие охотники за подводными лодками БО-303 и БО-
305.
Многие соединения торпедных катеров, больших и малых охотников за
подводными лодками, тральщиков, сторожевых катеров и др. удостоились
награждения орденами Красного Знамени, Ушакова, Нахимова и заслужили
почетные наименования.
В конце 30-х годов на советских верфях были заложены линейный корабль типа
“Советский Союз” и тяжелый крейсер типа “Кронштадт”, но достроить их
помешала война. К реализации ряда других проектов, разработанных в
предвоенные годы, вообще не приступали. К ним, в частности, относятся
проект легкого крейсера типа “Чапаев” и проект эскадренного миноносца “30-
бис” с башенной 130-мм артиллерией. К постройке кораблей по этим уже
готовым проектам и приступили сразу же после окончания войны.
Дальнейшим развитием крейсеров типа “Чапаев” явились крейсера типа
“Свердлов”. Крейсер “Свердлов”, спущенный на воду в 1950 г., при
водоизмещении 15450 т имел длину 210 м, ширину 21,6 и осадку 7,5 м. При
мощности механизмов 130000 л.с. он развивал скорость 34,0 узла. Вооружение
крейсера составляли двенадцать 152-мм орудий в четырех башнях, шесть 100-мм
универсальных спаренных артиллерийских установок, 32 ствола 37-мм зенитной
артиллерии и два пятитрубных торпедных аппарата калибром 533 мм. Крейсер
мог принимать на борт 250 мин. По своей архитектуре это был один из
красивейших кораблей мира.
В 50-х годах были построены крупные серии крейсеров типа “Свердлов”, в том
числе “Адмирал Ушаков”, “Адмирал Нахимов”, “Адмирал Сенявин”, “Александр
Невский” и др., а также башенных эскадренных миноносцев. В этот же период в
строй вступило большое количество сторожевых кораблей типа “Ягуар”,
торпедных катеров проекта 183 и тральщиков.
Таким образом, в первый послевоенный период строительств во флота шло по
пути создания тех же классов боевых кораблей, которые строились накануне и
в ходе войны, но с улучшенными тактико-техническими характеристиками.
60-е годы ознаменовались массовым принятием на вооружение во всех флотах
мира боевых кораблей, имеющих в качестве основного оружия крылатые ракеты
класса “корабль-корабль”. Одновременно резко возрастает роль подводных
лодок как главной ударной силы флотов. Это не могло не привести к появлению
новых классов боевых кораблей-носителей крылатых ракет и кораблей,
специально предназначенных для борьбы с подводными лодками.
В советском ВМФ такими кораблями стали ракетные крейсера типа “Варяг” и
большие противолодочные корабли, которые на первых этапах своего развития
мало чем отличались от таких многоцелевых кораблей, как прежние эскадренные
миноносцы. Одновременно появились малые ракетные корабли и ракетные катера,
которые строились в корпусах торпедных катеров.
В конце 60-х годов подводные лодки ВМС США с атомными энергетическими
установками, вооруженные межконтинентальными ракетами с ядерными
боеголовками, выходят в океан и становятся практически неуязвимыми. Для
борьбы с ними с целью предупреждения нанесения ядерного удара в советском
ВМФ создаются оперативные соединения противолодочных кораблей, которые
стали нести боевое дежурство в выявленных районах патрулирования ударных
подводных лодок (вероятного противника).
Длительное пребывание в море в отрыве от своих баз, требование быстрого
обнаружения подводных лодок и последующего поддержания с ними надежного
контакта для возможности эффективного уничтожения, а также необходимость
самозащиты в автономном плавании послужили резким толчком к качественному
изменению тактико-технических характеристик противолодочных кораблей.
На вооружении ВМФ появляются новые типы противолодочных кораблей с большой
автономностью плавания, оснащенных эффективными гидроакустическими
средствами, мощным противолодочным оружием и крылатыми ракетами. Дальнейшим
развитием противолодочных кораблей стало создание противолодочных
крейсеров.
Для авиационного прикрытия оперативных соединений противолодочных кораблей
и придания им боевой устойчивости потребовались новые для советского ВМФ
классы кораблей - ими стали авианесущие крейсера и тяжелые авианесущие
крейсера. Одновременно получили дальнейшее развитие (как ударные корабли
надводных сил) ракетные крейсера.
Такова до недавнего времени была логика мышления, определявшая развитие
надводных сил советского ВМФ, - мышления, которое трудно отвергнуть одним
махом, но приведшего, как известно, к невероятным военным расходам, которых
не смогла выдержать экономика.
Сейчас в составе нашего флота находится несколько типов авианесущих
кораблей: авианесущие крейсера-вертолетоносцы типа “Москва”, авианесущие
крейсера с самолетами вертикального взлета и посадки типа “Новороссийск” и
один тяжелый авианесущий крейсер “Адмирал Кузнецов”. Постройка двух других
тяжелых авианесущих крейсеров этого типа прекращена.
Дальнейшим развитием класса ракетных крейсеров явилось создание серии новых
ракетных крейсеров типа “Слава”.
Название “Слава” в истории русского флота носили несколько кораблей. Это 16-
пушечный фрегат, отличившийся в войне 1768-1774 гг. с Турцией; в конце
XVIII в. его сменил 38-пушеч-ный фрегат, охранявший воды Балтики, а в годы
1-й мировой войны с кораблями германского флота сражался линейный корабль
“Слава”.
Крейсер “Слава” вступил в строй в январе 1983 г. Водоизмещение “Славы” -
11 тыс.т., скорость - более 30 узлов. По своим боевым возможностям “Слава”
намного опережает аналогичные корабли других стран такого же класса.
Ракетные комплексы “корабль-корабль”, зенитные системы ПВО и ПРО
артиллерийские установки, реактивные системы залпового огня и ближнего боя,
торпедные аппараты-все это делает “Славу” мощным современным ударным
кораблем.
На крейсерах этого типа значительно улучшены условия жизни - там есть все,
что необходимо для нормальной жизни и отдыха во время длительных морских
походов- теле- и радиоузлы, медчасть, библиотека, кинозал, прачечная,
пекарня парикмахерская, спортзал и даже сауна. Команда крейсера - около
500 человек, из которых свыше 60-офицеры.
Родоначальником следующего поколения ракетных кораблей стал крейсер
“Киров”. Его главная энергетическая установка обеспечивает практически
неограниченную дальность плавания. “Киров” - первый боевой надводный
корабль ВМФ с ядерной энергетической установкой.
|[pic] |
|Тяжелый атомный |
|ракетный крейсер |
|пр.1144 |
|"Петр Великий" |
В составе ВМФ находятся еще три крейсера типа “Киров” - “Калинин”,
“Фрунзе”, “Юрий Андропов” (В соответствии с указом Президента России
крейсера “Киров”, “Калинин”, “Фрунзе” и “Юрий Андропов” в 1992 г.
соответственно переименованы в “Адмирал Ушаков”, “Адмирал Нахимов”,
“Адмирал Лазарев” и “Петр Великий”). “Киров” был спущен на воду в конце
1977 г и еще два с лишним года достраивался на плаву В 1980 г он прошел
испытания и вошел в состав Северного флота Его водоизмещение 24300 т, что в
2,5 раза превышает водоизмещение атомного крейсера типа “Вирджиния”
(11 300 т) и в 1,5 раза - “Лонг-Бич” (17 500 т). На советских атомоходах
энергетическая установка включает две паровые турбины мощностью до
20 тыс. л.с. каждая. В резервном варианте турбины получают пар от двух
автоматизированных паровых котлов, работающих на органическом топливе
Крейсер развивает полную скорость более 30 узлов, под котлами – не менее
14. Главное оружие - противокорабельный ракетный комплекс большой
дальности, состоящий из 20 пусковых установок (ПУ), 12 ПУ зенитных
управляемых ракет средней дальности; 1 х 2 ПУ ракетно-противолодочного
комплекса – 2 х 2 артустановки среднего и 8 х 1 малого калибра; 2х6 и 1х2
реактивные бомбовые установки. Автономность по запасам продовольствия –
60 суток. Солидны и размерения атомохода – длина – 252 м, ширина - 28,
осадка – 11 м. На корабле базируются три вертолета в поисково-спасательном,
противолодочном и других вариантах. Для этого предусмотрен подпалубный
ангар, погреба боезапаса, подъемник и взлетно-посадочная площадка.
Радиоэлектронное вооружение включает специализированные ЭВМ,
автоматизированные системы управления оружием и техническими средствами,
радиолокационные станции различного назначения, комплексы связи и т.п.
Таким образом, атомные крейсера типа “Киров” вобрали в себя практически все
новинки боевых и технических средств, созданных в последние годы. За счет
автоматизации и компьютеризации процессов управления оружием и техническими
средствами резко сократилась численность личного состава: 610 человек (из
них 82 офицера). Вспомним, что на одинаковом по водоизмещению (25464 т)
линейном корабле “Октябрьская революция” экипаж был больше в два раза
(1411 человек).
* * *