Наталья Дубова
В 1996 году отношения «1С» с партнерами перешли в новое качество
Сегодня из 2300 постоянных партнеров «1С» около полутора тысяч работают по схеме франчайзинга.
Состоявшийся в апреле 1992 года выпуск бухгалтерской программы для малого бизнеса «Минибухгалтерия» компании «1С» (ныне «1С: Бухгалтерия») сопровождался формированием массовой дилерской сети, которая сделала этот продукт доступным на всей территории России и в странах СНГ. Это и было, пожалуй, главной причиной того, почему, выйдя на рынок систем бухгалтерского учета, на котором к тому моменту работало уже около 600 фирм, «1С» быстро стала лидером. В 1996 году отношения «1С» с партнерами перешли в новое качество — была создана первая в российском компьютерном бизнесе франчайзинговая сеть.
Потребности автоматизации бухгалтерского труда в начале 90–х ограничивались подготовкой различной отчетности, поэтому первая бухгалтерская программа «1С» не требовала больших усилий по внедрению и сопровождению, и бухгалтер образца 1992 года, как правило недавний представитель технической интеллигенции, самостоятельно справлялся с установкой и доводкой системы. Но программа не имела бы такой популярности, не будь у «1С» развитой дилерской сети. Компании-партнеры не только продавали продукт, но и могли выполнить базовые сервисные функции — продемонстрировать программу, рассказать о ее возможностях, дать необходимые консультации.
К середине 90-х экономическая ситуация стала меняться. С ростом зарплат сотрудников предприятия ощутили, что потери рабочего времени специалистов на самостоятельное копание в программах отрицательно сказываются на рентабельности. Одновременно появилась необходимость ужесточения учета, компаниям требовались уже не просто пачки отчетности, но и объективные данные о рентабельности и прибыли. На рынке сформировался спрос на более гибкие многофункциональные учетные системы и одновременно на услуги специалистов, внедряющих эти системы. «1С» отреагировала на новую ситуацию выпуском набора программ «1С:Предприятие» и параллельно внесла серьезные изменения в партнерскую политику, начав формирование сети фирм-франчайзи.
Борис Нуралиев, возглавляющий «1С» с момента ее основания, рассказывает: «В конце 1993 года стало понятно, что перспективным сектором рынка станет индивидуальная настройка и обслуживание пользователей учетных программ. Простым решением для «1С» было бы создание сервисных филиалов и отделений. Но мы считали правильным сохранять и развивать бизнес наших партнеров, поэтому в качестве возможного выхода из прогнозируемой ситуации было предложено поставить на индустриальную основу предоставление начавших дорожать услуг по внедрению экономических программ. Так был задуман франчайзинговый проект. Предполагалось, что растущие предприятия-пользователи готовы платить нашим партнерам-франчайзи за точную настройку гибких учетных программ в соответствии с их индивидуальными требованиями, а франчайзи будут платить «1С» за право использования торговой марки, технологическую поддержку, рекламу и прочее».
Что такое франчайзинг? Суть этой модели бизнеса заключается в том, что известная фирма дает другим компаниям возможность работы под своей маркой, предоставляя им передовые технологии и при этом требуя от них соответствия определенным стандартам качества работ и услуг. Сеть франчайзи формировалась и продолжает развиваться на базе тех коллективов, которые стремились выйти за рамки продаж коробок и обеспечить своих клиентов услугами по внедрению и сопровождению систем «1С». Чтобы гарантировать высокий уровень обслуживания клиентов, фирма-франчайзи обязана аттестовать своих специалистов по каждому из компонентов «1С: Предприятия», иметь не менее двух сертифицированных специалистов по каждому направлению и не заниматься продажами и внедрением бухгалтерских учетных систем других компаний.
Как отмечает руководитель отдела продвижения экономических программ «1С» Алексей Харитонов, если в январе 1996 года было заключено порядка 80 франчайзинговых договоров, то к декабрю их число достигло 800, а сегодня из 2300 постоянных партнеров «1С» около полутора тысяч работают по схеме франчайзинга. Развитие франчайзинга шло не только по линии увеличения числа партнеров — совершенствовалась их деятельность, росла самостоятельность, они все активнее занимались собственными разработками. Развивалась специализация партнерских компаний по отраслям. Франчайзи может перенести опыт, накопленный на автоматизации конкретного предприятия, на работу с другими заказчиками, специализирующимися в аналогичной области. В результате появляются созданные партнерами «1С» типовые решения для оптовой торговли, строительства, медицины, программы класса «клиент-банк», которые франчайзи продают как массовые, коробочные продукты.
В конце 1998 года «1С» развернула программу сертификации «1С: Совместимо» для тиражируемых партнерских решений. Компания, получившая такой сертификат, может рассчитывать на то, что сама «1С» выступит для нее в роли дистрибьютора. Сейчас «1С» продает через свою дилерскую сеть более 60 таких решений. В качестве примера Харитонов назвал систему расчета зарплаты калужской фирмы «Камин», реализуемую партнерами «1С» во всех регионах; небольшой фирме вряд ли удалось бы самостоятельно завоевать столь масштабный рынок. Подобным же образом «1С» выступает в роли дистрибьютора для компаний из других регионов — Екатеринбурга, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга, Украины.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.osp.ru