Рефетека.ру / Биология

Реферат: Биология

Билет №1

1. Назвать и охарактеризовать научные дисциплины, изучающие человека.

Анатомия - наука о строении и форме целого организма, систем органов и его отдельных органах.
Физиология - наука о жизненных функциях целого организма ,его отдельных органах и их систем.
Гигиена - наука о сохранении и укрепления здоровья.
2. Раскрыть особенности клеточного строения организма человека.
Охарактеризовать химический состав строения и основные процессы жизнедеятельности клетки.
ПОДОБНО ДРУГИМ ОРГАНИЗМАМ, ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА ИМЕЕТ КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ. КЛЕТКИ
НАХОДЯТСЯ В МЕЖКЛЕТОЧНОМ ВЕЩЕСТВЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕМ ИМ МЕХАНИЧЕСКУЮ
ПРОЧНОСТЬ, ПИТАНИЕ И ДЫХАНИЕ. КЛЕТКИ РАЗНООБРАЗНЫ ПО РАЗМЕРАМ ,ФОРМЕ И
ФУНКЦИЯМ, НО ВСЕ ОНИ ИМЕЮТ НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ЧЕРТЫ СТРОЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ
ЛЮБОЙ КЛЕТКИ- ЦИТОПЛАЗМА И ЯДРО. В ЯДРЕ РАСПОЛОЖЕНЫ НИТЕВИДНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ
- ХРОМОСОМЫ. В ЯДРЕ КЛЕТКИ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА ( КРОМЕ ПОЛОВЫХ КЛЕТОК) СОДЕРЖИТСЯ
ПО 46 ХРОМОСОМ. ХРОМОСОМЫ ЯВЛЯЮТСЯ НОСИТЕЛЯМИ НАСЛЕДСТВЕННЫХ ЗАДАТКОВ
ОРГАНИЗМА, ПЕРЕДАЮЩИХСЯ ОТ РОДИТЕЛЕЙ ПОТОМСТВУ. КЛЕТКА ПОКРЫТА МЕМБРАНОЙ
, СОСТОЯЩЕЙ ИЗ НЕСКОЛЬКИХ СЛОЕВ МОЛЕКУЛ И ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ ИЗБИРАТЕЛЬНУЮ
ПРОНИЦАЕМОСТЬ ВЕЩЕСТВ. В ЦИТОПЛАЗМЕ - ПОЛУЖИДКОЙ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЕ КЛЕТКИ
РАСПОЛОЖЕНЫ МЕЛЬЧАЙШИЕ СТРУКТУРЫ - ОРГАНОЙДЫ. К ОРГАНОЙДАМ КЛЕТКИ
ОТНОСЯТСЯ: ЭНДОПЛАЗМАТИЧЕСКАЯ СЕТЬ, РИБОСОМЫ, МИТОХОНДРИИ, ЛИЗОСОМЫ,
КОМПЛЕКС ГОЛЬДЖИ, КЛЕТОЧНЫЙ ЦЕНТР, МЕМБРАНА. ОРГАНОЙДЫ, ПОДОБНО ОРГАНАМ
ТЕЛА ВЫПОЛНЯЮТ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ФУНКЦИИ, ОБЕСПЕЧИВАЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛЕТКИ.
НАПРИМЕР, В ОРГАНОЙДЕ, НАЗЫВАЕМОМ РИБОСОМОЙ, ОБРАЗУЮТСЯ БЕЛКИ, В
МИТОХОНДРИЯХ ВЫРАБАТЫВАЮТСЯ ВЕЩЕСТВА, СЛУЖАЩИЕ ИСТОЧНИКОМ ЭНЕРГИИ. В
СОСТАВ КЛЕТОК ВХОДЯТ РАЗНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ.
ОДНИ ИЗ НИХ- НЕОРГАНИЧЕСКИЕ - ВСТРЕЧАЮТСЯ И В НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ. ОДНАКО ДЛЯ
КЛЕТОК НАИБОЛЕЕ ХАРАКТЕРНЫ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ, МОЛЕКУЛЫ КОТОРЫХ
ИМЕЮТ ОЧЕНЬ СЛОЖНОЕ СТРОЕНИЕ.

Клетка - это мельчайшая структурная единица любого живого организма

Клетка

Ядро
Цитоплазма

Хромосомы Органоиды:
1) Эндоплазматическая сеть

2) Рибосомы

3) Митохондрии

4) Лизосомы

5) Комплекс Гольджи

6) Клеточный центр

7) Мембрана

Ядро и Цитоплазма - это основные составные част любой живой клетки
Хромосомы - это нитевидные образования, несущие наследственные признаки от родителей к детям, т.е. цвет волос, глаз.
Органоиды - это цитоплазматический образования, выполняющие определенные функции.

Химический состав клетки


Органические в-ва Неорганические в- ва
1) Белки 1)
H2O
2) Жиры 2)
Минеральные соли
3) Углеводы
4) Нуклеиновые кислоты

ОСНОВНОЕ ЖИЗНЕННОЕ СВОЙСТВО КЛЕТКИ - ОБМЕН ВЕЩЕСТВ. ИЗ МЕЖКЛЕТОЧНОГО
ВЕЩЕСТВА В КЛЕТКИ ПОСТОЯННО ПОСТУПАЮТ ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА И КИСЛОРОД,
ВЫДЕЛЯЮТСЯ ПРОДУТЫ РАСПАДА. ВЕЩЕСТВА, ПОСТУПИВШИЕ В КЛЕТКУ, ПОСТОЯННО
УЧАСТВУЮТ В ПРОЦЕССАХ БИОСИНТЕЗА. БИОСИНТЕЗ - ЭТО ОБРАЗОВАНИЕ
СПЕЦИФИЧЕСКИХ БЕЛКОВ, ЖИРОВ, УГЛЕВОДОВ И ИХ СОЕДИНЕНИЙ ИЗ БОЛЕЕ ПРОСТЫХ
ВЕЩЕСТВ. В ПРОЦЕССЕ БИОСИНТЕЗА ОБРАЗУЮТСЯ ВЕЩЕСТВА, СВОЙСТВЕННЫЕ
ОПРЕДЕЛЕННЫМ КЛЕТКАМ ОРГАНИЗМА. НАПРИМЕР, В КЛЕТКАХ МЫШЦ СИНТЕЗИРУЮТСЯ
БЕЛКИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ИХ СОКРАЩЕНИЕ. ОДНОВРЕМЕННО С БИОСИНТЕЗОМ В КЛЕТКАХ
ПРОИСХОДИТ РАСПАД ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ. В РЕЗУЛЬТАТЕ РАСПАДА ОБРАЗУЮТСЯ
ВЕЩЕСТВА БОЛЕЕ ПРОСТОГО СТРОЕНИЯ. БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ РЕАКЦИЙ РАСПАДА ИДЕТ С
УЧАСТИЕМ КИСЛОРОДА И ОСВОБОЖДЕНИЕМ ЭНЕРГИИ. ЭТА ЭНЕРГИЯ РАСХОДУЕТСЯ НА
ЖИЗНЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ, ПРОТЕКАЮЩИЕ В КЛЕТКЕ. ПРОЦЕССЫ БИОСИНТЕЗА И РАСПАДА
СОСТАВЛЯЮТ ОБМЕН ВЕЩЕСТВ, КОТОРЫЙ СОПРОВОЖДАЕТСЯ ПРЕВРАЩЕНИЯМИ ЭНЕРГИИ.
КЛЕТКАМ СВОЙСТВЕННЫ РОСТ И РАЗМНОЖЕНИЕ. КЛЕТКИ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА РАЗМНОЖАЮТСЯ
ДЕЛЕНИЕМ ПОПОЛАМ. КАЖДАЯ ИЗ ОБРАЗОВАВШИХСЯ ДОЧЕРНИХ КЛЕТОК РАСТЕТ И
ДОСТИГАЕТ РАЗМЕРОВ МАТЕРИНСКОЙ. НОВЫЕ КЛЕТКИ ВЫПОЛНЯЮТ ФУНКЦИИ
МАТЕРИНСКОЙ КЛЕТКИ. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ КЛЕТОК РАЗЛИЧНА: ОТ НЕСКОЛЬКИХ
ЧАСОВ ДО ДЕСЯТКОВ ЛЕТ. ЖИВЫЕ КЛЕТКИ СПОСОБНЫ РЕАГИРОВАТЬ НА ФИЗИЧЕСКИЕ И
ХИМИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ ИХ СРЕДЫ. ЭТО СВОЙСТВО КЛЕТОК НАЗЫВАЕТСЯ
ВОЗБУДИМОСТЬЮ. ПРИ ЭТОМ ИЗ СОСТОЯНИЯ ПОКОЯ КЛЕТКА ПЕРЕХОДИТ В РАБОЧЕЕ
СОСТОЯНИЕ - ВОЗБУЖДЕНИЕ. ПРИ ВОЗБУЖДЕНИИ В КЛЕТКАХ МЕНЯЕТСЯ СКОРОСТЬ
БИОСИНТЕЗА И РАСПАДА ВЕЩЕСТВ, ПОТРЕБЛЕНИЕ КИСЛОРОДА, ТЕМПЕРАТУРА. В
ВОЗБУЖДЕННОМ СОСТОЯНИИ РАЗНЫЕ КЛЕТКИ ВЫПОЛНЯЮТ СВОЙСТВЕННЫЕ ИМ ФУНКЦИИ.
ЖЕЛЕЗИСТЫЕ КЛЕТКИ ОБРАЗУЮТ И ВЫДЕЛЯЮТ ВЕЩЕСТВА, МЫШЕЧНЫЕ - СОКРАЩАЮТСЯ, В
НЕРВНЫХ КЛЕТКАХ ВОЗНИКАЕТ СЛАБЫЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ СИГНАЛ - НЕРВНЫЙ ИМПУЛЬС,
КОТОРЫЙ МОЖЕТ РАСПРОСТРАНЯТЬСЯ ПО КЛЕТОЧНЫМ МЕМБРАНАМ.

3. Гигиена зрения. Нельзя рассматривать текст близко от глаз и долгое время. В таких случаях хрусталик долгое время находится в положении увеличенной плоскости, что связано с напряжением зрения и приводит к развитию близорукости. Нельзя читать писать и делать другую работу при плохом освещении. Нельзя долгое время смотреть на яркий источник света это может привести к сильному раздражению рецепторов глаза. Нельзя читать книгу в транспорте, т.к. из-за постоянных толчков книга вибрирует и изменяется кривизна хрусталиков, нельзя читать и писать лежа. Ухудшение зрения может возникнуть при недостатке в организме витамина А. Выполнять специальные упражнения для глаз. Не трогать руками глаза. Также вредное действие на зрение оказывает курение и другие яды содержащиеся в табаке - это вызывает тяжелое поражение зрительного нерва. Необходимо соблюдать некоторые гигиенические правила: при некоторых видах работ нужно одевать защитные очки , в глаз может попасть соринка, а вместе с ней инфекция, которая может привести к серьезному заболеванию - конъюнктивит при попадании соринки в глаз необходимо промыть глаз и аккуратно удалить соринку. При ушибе необходимо приложить ватку или платок смоченный холодной водой. При тяжелом ранении глаза нельзя самому попытаться удалить инородное тело, а наложить на глаз чистую повязку и обратится в больницу. При работе с химически-опасными веществами необходимо соблюдать особую осторожность, но если щелочь или кислота и др. ядовитые в-ва нужно срочно промыть глаза чистой водой в течение 15-20 мин., а после обратится к врачу. Необходимо проводить профилактические меры по тренировке зрения.

1) нельзя рассматривать текст на близком расстоянии
2) располагать предмет на расстоянии 30-35 сантиметров
3) при письме свет должен падать слева (для меня справа)
4) выполнять специальные упражнения для тренировки зрения
5) нельзя читать в транспорте
6) нельзя читать лежа
7) источники сильного света нужно прикрывать
8) при необходимости употреблять витамин А
9) не курить
10) Беречь глаза от пыли

Билет №2

1. Раскрыть влияние на человека различных факторов окружающей среды.
И.М.Сеченов: ”организм без внешней среды, поддерживающий ее существование не возможен ...”
Природные факторы (температура воздуха, влажность, уровень солнечной радиации, дожди, снегопады, ветер, пожар, землетрясения, наводнения и др.)
Любые элементы элементы окружающей среды, способные сказать прямое воздействие на организм - это экологические факторы.
Наука, изучающая воздействие окружающей среды на организм человека, называется экологией.
Человек может приспосабливаться к неблагоприятным факторам природной среды и создавать средства защиты от них. Это свойство организма человека называется адаптацией (соответствие между организмом и образом жизни)

О2 + питательные в-ва

Человек внешняя среда продукты распада, избыток в-в, тепло

Обмен веществ между организмом и внешне средой, кроме того, человек воздействует на природу, преобразуя ее (добывает газ, нефть, руду, строит электростанции и др.)

Биологические факторы. Конституция - строение и физиологические особенности человеческого организма, которые формируются в процессе деятельной эволюции (цвет волос, глаз, форма тела и др.)
Социальные факторы. Формирование личности под влиянием окружающих его условий и людей (черты характера)
2. Дать характеристику понятия “орган”, “система органов”. Перечислить системы органов человека и охарактеризовать их функции.

Орган -часть тела, имеющая определенную форму, строение, место и выполняющая одну или несколько функций. Органы, совместно выполняющие общие функции, составляют систему органов.
Органы бывают внешними: ухо, нос, рука; и внутренними: сердце, печень, почки.
Нервная система - обеспечивает согласованную работу клеток, тканей, органов, систем органов и целого организма. При этом организм функционирует как единое целое. Благодаря нервной системе осуществляется связь организмов с внешней средой. Нервная система образована нервной тканью, которая состоит нейронов и мелких клеток-спутников.

Дыхательная система служит для газообмена в организме. Кровеносная система служит для доставки крови во все органы организма Пищеварительная система - обеспечивает организм питательными веществами, жирами, белками, углеводами, минеральными солям, витаминами.
Опорно-двигательная система выполняет: a) опорную б) двигательную в) защитную функции. Выделительная система выводит продукты обмена веществ.

Система органов размножения служит для размножения организма.
3. Гигиена органов слуха. Ослабление или потеря слуха могут быть связанны с нарушением передачи звуковых колебаний к внутреннему уху, с повреждением рецепторов внутреннего уха, с нарушением передачи нервных импульсов по слуховому нерву к слуховой зоне коры больших полушарий. Ослабление слуха может быть вызвано накоплением в наружном слуховом проходе ушной серы.
Скапливаясь в наружном звуковом проходе, ушная сера образует пробку и она может препятствовать проникновению звука. Поэтому периодически следует прочищать наружный слуховой проход. При ангине, гриппе и др. заболеваниях микроорганизмы, вызывающие эти заболевания могут попасть из носоглотки в носовую трубу в среднее ухо и вызвать воспаление. При этом теряется подвижность слуховых косточек и нарушается передача звуковых колебаний к внутреннем уху. Если воспалительный процесс распространится на внутреннее ухо, то могут быть повреждены слуховые рецепторы и наступит полная глухота.
При болях в ухе нужно срочно обратится к врачу. Нарушение слуха может быть вызвано сильными звуками, например, взрыв при этом взрывная волна ударяет с большой силой в барабанную перепонку и может прорвать ее, в таких случаях рекомендуется открывать рот перед моментом взрыва. Большой вред слуху наносят сильные шумы действующие на ухо изо дня в день, барабанная перепонка колеблется с большим размахом, из-за этого она теряет свою эластичность и у человека притупляется слух. При ослаблении слух следует носить слуховой аппарат.

Билет №3

1. Дать характеристику понятия “ткань”. Назвать основные типы тканей человека Ткань - это система клеток и межклеточного в-ва, сходных по строению, происхождению и выполняемым функциям. Виды тканей :а) эпителиальная б) соединительная в) мышечная г) нервная.
2. Назвать возможные нарушения деятельности нервной системы и органов чувств, указать их причины и меры профилактики.

Нарушения деятельности нервной системы:
1) Абсцесс мозга - гнойный очаг, возбудителями являются стрептококк, стафилококк
Причина: кровью занесен из гнойного очага при отите, рините и т.д.
Профилактика: лечение первичных гнойных заболеваний
2) Арахноидит - воспаление мягкой мозговой оболочки
Причина: возникает при различных инфекциях, в результате черепно-мозговой травмы, заболеваний придаточных полостей носа
Профилактика: своевременное лечение перечисленных заболеваний
3) Атеросклороз - склеротическое заболевание стенок сосудов головного мозга
Причина: пожилой возраст, неправильный обмен веществ
Профилактика - организация режима труда, отдыха и питания. После 50 лет нужно принимать противосклеротические средства.
4) Инсульт - острое нарушения мозгового кровообращения
Причина: атеросклероз, гипертония, нарушение стенок сосудов, повышенное внутрисосудистое давление.
Профилактика: лечение вышеперечисленных заболеваний
5) Менингит - воспаление мозговой оболочки
Причина: осложнение при любых инфекционных заболеваниях
Профилактика: устранение и лечение источника инфекции
6) Миелит - воспаление спинного мозга
Причина: вирусные инфекции
Профилактика: лечение этих инфекций
7) Невралгии, невриты, радикулиты - воспаление отдельных нервов
Причина: переохлаждение при инфекции
Профилактика: лечение инфекционных заболеваний, предупреждение простуды
8) Сотрясения головного мозга
Причины: возникает при сильных ударах, авариях, падениях
Профилактика: нельзя допускать травмы головы
Нарушения деятельности органов чувств
Нарушение деятельности органов слуха:
1) Евстахеид - воспаление евстахиевой трубы
2) Лабирентит - поражение слухового и вестибулярного анализатора
3) Мастоидит - острое воспаление тканей сосцевидного отростка
4) Неврит конмарный - поражение слухового нерва
5) Отит - воспаление слухового прохода
6) Отосклероз - поражение костной капсулы лабиринта
7) Серная пробка - чрезмерная секреция серных желез, заложенных в стенках наружного слухового прохода
Нарушение органов зрения:
1) Дальтонизм - неразличение цветов
2) Дальнозоркость - человек видит плохо вблизи, хорошо вдали
3) Близорукость - хорошо вблизи, плохо вдали
4) Катаракта - помутнение роговицы и зрачка
5) Глаукома - нарушение зрительных рецепторов
Нарушение деятельности органов обоняния:
1) Ринит - воспаление воспаление слизистой оболочки носа
2) Гайморит - воспаление слизистой гайморовой полости
3) Синусит - воспаление слизистых полостей носа
4) Полипы носа - отечные, воспалительного характера образования слизистой оболочки носа

3. Охарактеризовать меры оказания при различных видах кровотечения

Капиллярное кровотечение.- при оказании помощи нужно обработать рану йодной настойкой и наложить чистую марлевую повязку, которая защищает организм от проникновения микробов и способствует быстрому свертыванию крови
Артериальное кровотечение - при артериальном кровотечении необходимо быстро прижать пальцем поврежденный сосуд выше места ранения и приложить жгут. Место, на которое наложили жгут должно быть прикрыто чистым материалом, чтобы не повредить кожу. Затем свободно обвязывают это место куском ткани. Между тканью и конечностью продевают палочку и крутят ее до тех пор, пока кровь перестанет вытекать из раны. тогда палочку прибинтовывают к жгуту, а рану перевязывают. После оказания мед. помощи пострадавшего необходимо срочно отправить в больницу. Если транспортировка длится долго то жгут немного оставляют, чтобы не было омертвения ткани. При отсутствии жгута кровотечение можно остановить максимальным сгибанием конечностей.

Венозное кровотечение - для остановки небольшого венозного кровотечения достаточно наложить на рану давящую повязку, которая сжимает стенки пораженного сосуда и не дает крови вытекать из него. После оказания первой мед. помощи необходимо обратится к врачу. При повреждении крупных вен поступают так же, как при артериальных кровотечениях.

Внутреннее кровотечение - при внутреннем кровотечении необходимо вызвать врача, пострадавшего уложить или придать ему полусидячее положения и дать полный покой. К предполагаемой области кровотечения нужно положить мешок со льдом, или грелку с холодной водой.

Билет № 4

1. Охарактеризовать организм человека как целостную биологическую систему.
Показать взаимосвязь различных органов и систем органов.
В организме клетки, ткани, органы и системы органов работают как единое целое. Их согласованная работа регулируется двумя способами: а) гуморальным
- с помощью химических веществ через жидкие среды организма ( кровь, лимфу, межклеточную жидкость ) б) С помощью нервной системы:
1) Химические вещества способны регулировать самые разнообразные процессы в клетках, тканях, органах и в организме в целом. Многие из этих веществ оказывают значительное физиологическое действие в очень малых концентрациях
= биологически активные вещества. Их вырабатывают специальные железы: внешней секреции - имеющие протоки, через которые вещества выделяются в полость тела, органов и на поверхности кожи; ( железы внешней секреции - слезные, потовые, слюнные, желудочные ...) железы внутренней секреции - не имеющие специальных протоков, выделяющие вещества в протекающую через них кровь ( гипофиз, щитовидная железа, надпочечники и др.)
Биологически активные вещества называются гормонами, разносятся кровью по всему организму, регулируют процессы обмена веществ, роста и развития.
Половые гормоны стимулируют рост и развитие органов размножения. Адреналин
(вырабатывается надпочечниками) изменяет функции многих органов: адреналин повышает температуру, уровень глюкозы в крови.
Гормоны регулируют функции всего организма: усиливая (возбуждая) или угнетая (тормозя). Таким образом они управляют деятельностью клеток, тканей, органов, систем органов и целым организмом.
2) Нервная регуляция.
Головной и спинной мозг связан нервами со всеми органами. между мозгом и всеми органами существуют двухсторонние связи. Головной мозг постоянно получает информацию об изменениях внешней и внутренней среды организма, с помощью нервных импульсах (электрических сигналов) он регулирует работу органов.
Организм существует как единое целое благодаря нервной и гуморальной регуляции, которые осуществляют взаимосвязь органов и систем органов.
Постоянство внутренней среды и устойчивость всех функций организма достигается саморегуляцией = система включения нервной и гуморальной регуляции при любых отклонениях от нормы. Например, повышение уровня сахара в крови ---- нервные и гуморальные механизмы способствуют его снижению.
2. Опорно-двигательная система: строение, значение, назвать ее возможные нарушения, указать их причины и меры профилактики пищевых отравлений.

Скелет и мышцы - опорные структуры и органы движения человека. Они выполняют защитную функцию, ограничивая полости, в которых расположены внутренние органы.(сердце и легкие защищены грудной клеткой и т.д.)

|Отделы скелета | Кости из которых состоит |
|Черепная коробка | Лицевые кости, кости черепа |
| |2-теменные, затылочная, 2-височные, лобная, верхняя и |
| |нижняя челюсть, верхняя челюсть, скуловая, носовая кость |
|Позвоночник |шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый |
|Грудная клетка |12 ребер (10 пар сросшихся, 2 пары несросшиеся), грудина, |
| |грудной отдел позвоночника |
|Пояс верхних конечн.|2-лопатки, 2- ключицы |
|Верхние конечности |Плечо (плечевая кость), Предплечье (лучевая, локтевая |
| |кости), кисть (запястье, пястье, фаланги) |
|Пояс нижних конечн. |2-массивные кости таза сросшиеся вместе |
|Нижние конечности. |Бедро (бедренная кость), голень (большая, малая берцовая |
| |кость), стопа (пяточная кость, предплюсна, плюсна, |
| |фаланги) |

Значение опорно-двигательной системы:
1) Опорная
2) Двигательная
3) Защитная

Вывих - сильное смещение костей (неловкое движение и в суставе может быть сильное смещение кости, при вывихе суставная головка выходит из суставной впадины)
Растяжение - это процесс при котором повреждаются связки и вокруг сустава появляется сильная отечность, иногда кровоизлияние, возникает сильная боль перелом
Перелом - перелом костей, это такой процесс при котором кость ломается несмотря на ее прочность, перелом происходит при падения, ушибах и различных ранениях

Меры профилактики пищевых отравлений:
1) Необходимо мыть руки перед едой
2) Есть только чисто вымытые овощи и фрукты
3) Держать пищу закрытой и в чистом месте, не допускать проникновения различных животных и насекомых к продуктам
4) Не пить сырую и неочищенную воду
5) Употребление в пищу хорошо проваренных или прожаренных (прокопченных и т. д.) мясных и рыбных продуктов

Билет№ 5


1. Раскрыть особенности строения и функции различных видов соединительной ткани. К соединительным тканям относят собственно соединительную ткань, скелетную, хрящевую и костную, а также кровь, лимфу и жировую ткани. Для этих тканей характерно большое количество волокнистого и аморфного межклеточного в-ва. В крови и лимфе - тканях внутренней среды - это вещество жидкое, и в нем свободно взвешены форменные элементы крови - эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Соединительные ткани выполняют трофическую, защитную и опорную функции, а кровь и лимфа - кроме трофической и защитной также транспортную и газообменную.

Соединительная ткань
Плотная волокнистая ( в сухожилиях в стенках кровеносных сосудов, в связках, в коже) Рыхлая (окружает кровеносные сосуды, соединяет кожу с мышцами, заполняет пространство между органами.) Хрящевая (находится в надгортаннике, в ушной раковине, между позвонками.) Костная (кости скелета)
Жидкая (кровь и лимфа) Жировая ( образует запасы питательных материалов, выполняет защитную и механическую функции, т.к. обладает теплопроводность и определенной упругостью) Ретипулярная (составляет основу различных кроветворных органов: селезенки, лимфатические узлы, костный мозг)

2. Охарактеризовать внутреннюю среду организма человека, значение ее относительного постоянства. Особенности строения тканевой жидкости, лимфы, крови.
Большинство клеток тела не связаны с внешней средой. Их жизнедеятельность обеспечивается внутренней средой, которую составляют три типа жидкостей: межклеточная (тканевая) жидкость, с которой клетки непосредственно соприкасаются, кровь и лимфа. внутренняя среда обеспечивает клетки веществами, необходимыми для их жизнедеятельности, и через удаляются продукты распада. Внутренняя среда организма имеет относительное постоянство состава и физико-химических свойств. Только при этом условии клетки будут нормально функционировать. обмен веществ, биосинтез и распад органических соединений, рост, размножение, возбудимость - основные жизненные свойства клеток. Жизненные свойства клеток обеспечиваются относительным постоянством состава внутренней среды организма .
Кровь - это ткань с жидким основным веществом (плазма), в которой находятся клетки - форменные элементы: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты.
Тканевая жидкость - образуется из плазмы крови, проникающей в межклеточное пространство
Лимфа - полупрозрачная желтоватая жидкость образуется из тканевой жидкости, попавшей в лимфатические капилляры.
3. Профилактика искривления позвоночника
1) Правильная осанка ( прямая спина, расправленные плечи, развернутая грудь)
2) Очень важно следить за своей осанкой, если сидеть в неправильной позе, может искривиться позвоночник. Искривление позвоночника затрудняет деятельность внутренних органов.

Билет № 6

1.Описать механизм передвижения веществ в организме человека. Раскрыть характерные особенности органов кровотечения.
Между организмом и окружающей его средой непрерывно происходит обмен веществами и энергией. Обмен веществ с внешней средой начинается с поступлением в организм воды и пищевых продуктов. в пищеварительном канале часть веществ расщепляется до более простых, которые переходят во внутреннюю среду организма - в кровь и лимфу. с кровью вещества попадают в клетки там с ними происходят процессы химических превращений: биосинтез свойственных организму белков, жиров, углеводов и расщепление некоторых органических соединений. Превращения происходят под действием ферментов, регулируется нервно-гуморальным путем. Выделение конечных продуктов обмена веществ происходит с мочой, калом, потом и выдыхаемым воздухом.
Сложная цепь превращений веществ в организме, начиная с момента поступления из внешней среды и кончая удалением продуктов распада называют обменом веществ
Органы кровотечения - ?
2. Раскрыть особенности строения и функции нервной ткани.
Нервная ткань - состоит из нейронов и мелких клеток-спутников главным элементом является нервная клетка - нейрон. Служит для проведения нервных импульсов. Состоит из тела и клеток отростков: аксон - один длинный отрезок, дендрит - множество коротких отрезков, в теле нейрона различают ядро и нейроплазму. Дендриты проводят возбуждение к телу нервных клеток от различных рецепторов, а по аксону возбуждение проводится от тела к нервным клеткам. совокупность всех аксонов называют нервным волокном. Длинные отростки часто покрыты жироподобным веществом белого цвета. Их скопление в
ЦНС образуют белое вещество. Дендриты и тела нейронов не имеют такой оболочки и образуют серое вещество.
Основные свойства нейронов:
Возбудимость, проводимость. Это возбуждение и проводимость по нервным волокнам. нервная ткань образующая нервную систему, не только входит в организм как его часть, но и обеспечивает объединение всех функций, всех остальных частей организма.
3. Первая доврачебная помощь при растяжении связок и вывихов суставов.
При оказании помощи к поврежденному месту нужно приложить грелку со льдом или смоченное холодной водой полотенце. Охлаждение облегчит боль и предупредит развитие отека, уменьшит объем внутреннего кровоизлияния. При растяжении связок нужна также фиксирующая повязка. Вытягивать, дергать и нагревать поврежденную конечность нельзя. После оказании первой медицинской помощи необходимо обратится к врачу. (при растяжении связок)
При вывихе суставная головка выходит из суставной впадины происходит растяжение, а иногда и разрыв связок. Первая помощь при вывихе заключается в том, чтобы прежде всего обеспечит полный покой суставу, руку следует повесить на бинте, а на ногу наложить шину. Для уменьшения боли к травмированному суставу необходимо положит грелку со льдом или холодной водой. После оказания первой медицинской помощи пострадавшего необходимо доставить в больницу.

Билет№ 7

1. Раскройте значение питания. Охарактеризовать строение и функции пищеварительной системы. Продукты растительного и животного происхождения, дополняя друг друга, обеспечивают клетки организма всеми необходимыми питательными веществами. Вода, минеральные соли и витамины усваиваются в том виде, в каком они содержатся в пищи. Крупные молекулы белков, жиров и углеводов не могут пройти через стенки пищеварительного канала, поэтому эти вещества подвергаются химической обработке - перевариванию. Пища переваривается по мере ее передвижения по органам пищеварения. Питание - необходимое условие для нормального роста, развития и жизнедеятельности организма.
Значение питания - обеспечивать организм питательными в-вами: белками, жирами, углеводами, минеральными солями, водой и витаминами, тоесть обеспечивать развитие и жизнедеятельность организма.

Пищеварительная система

Пищеварительный канал
Пищеварительные железы


1) ротовая полость 1) три пары слюнных желез
2) глотка

2) печень
3) пищевод
3) поджелудочная железа
4) Желудок
4) много мелких желез в желудке
5) Кишечник и кишечнике

а) 12- перстная кишка б) тонкая в) толстая г) прямая д) слепая - апендикс
Функция пищеварительной системы - обеспечивать организм питательными веществами: белками, жирами, углеводами, минеральными солями, витаминами.

2. Назовите возможные нарушения деятельности желез внутренней секреции, укажите их причины и меры профилактики.
К железам внутренней секреции относятся гипофиз, щитовиднаая железа, надпочечник и др. железы.
Гипогонадизм(мужской) - недоразвитие половых желез и половых органов
Причина: возникает при снижении функций половых желез, недостаточная функция гипофиза
Профилактика: заместительная терапия препаратами тестостерона, лечебная физкультура
Гипотиреоз(миксидема) - характеризуется снижением функции щитовидной железы

Причина: поражение ткани щитовидной железы, нарушение функции органов и систем, участвующих в регуляции жизнедеятельности щитовидной железы
Профилактика - витамины А, С, группы В, лечение анемии
Тетиния - снижение функции околощитовидных желез
Причина: понижение кальция в крови и повышение нервно-мышечной возбудимости
3. Составьте схему ( таблицу ), иллюстрацию совместимости различных групп крови человека.

| Группа крови | Донор | Реципиент |
|I |I, II, III, IV |I |
|II |II, IV |II, I |
|III |III, IV |III, I |
|IV |IV |IV, III, II, I |

Билет№ 8

1. Строение и функции дыхательной системы, регуляции дыхания, газообмен в легких и тканях.
Дыхание - это процесс газообмена между организмом и окружающей средой.
Функции дыхательной системы обеспечивать организм кислородом и осуществлять выделение СО2 и др. газы
Дыхательная система состоит из воздухоносных путей и органов дыхания.
Воздухоносные пути начинаются носовой полости, потом идут трахея и бронхи.
Бронхи разветвляются и образуют бронхиальное дерево, которое входит в легкие, на концах бронхиол находятся алвеольярные ходы, которые ведут в легочные пузырьки - альвеолы. Основу трахеи составляют хрящевые полукольца, а основу бронхов - незамкнутые хрящевые кольца. Воздух проходит по воздухоносным путям, обогревается, увлажнется и частично очищается от пыли и от микроорганизмов. Носовая полость поделена перегородкой на две половины, внутренняя полость покрыта слизистой оболочкой, покрыта ресничтатым эпителием. Слизистая оболочка снабжена кровеносными сосудами очень тонкостенными, они выходят на поверхность полости носа и участвуют в фагоцитозе. Из носовой полости увлажненный и очищенный воздух поступает в носоглотку, потом в гортань. Гортань состоит из нескольких хрящей из них самые крупные: щитовидные, черноловидные и надгортанник.
Регуляция дыхания. Дыхание регулируется нервным и гуморальным путем. дыхательный центр находится в продолговатом мозге, содержит два отдела: центр вдоха и центр выдоха. При выдохе легкие спадаются и возбуждаются рецепторы, находящиеся в альвеолах. возникшие возбуждения передаюся по нервам в дыхательный центр, в отдел вдоха. Этот отдел приходит в вобужденное состояние и посылает импульсы в спинной мозг, а оттуда импульсы поступают к наружным межреберным мышцам и диафрагме. они сокращаются и вызывают расширение грудной клетки - происходит вдох. Теперь отдел вдох не получает раздражения и не посылает возбуждения. Дыхательные мышцы расслабляются, грудная клетка спадает и происходит выдох. Вдох порождает выдох.
Газообмен в легких между кровью и альвеолярным воздухом совершается путем диффузии. Альвеолы оплетены тонкостенными капиллярами, стенки альвеол и капилляров тонкие, за счет чего и происходит газообмен. Углекислый газ диффузиирует из крови в альвеолы за счет разности давления, а из альвеол диффузирует кислород, т.к. давление его выше чем в крови. стр 108-109
2. Назовите возможные нарушения в деятельности системы органов кровообращения человека, указать их причины и меры профилактики.

Инфаркт миокарда - тяжелое заболевание сердца, обусловленное острой недостаточностью кровоснабжения, возникает при поражении сердечной мышцы очагом некроза, профилактика: здоровый образ жизни, правильное питание, физические нагрузки
Аритмия сердца - нарушение деятельности сердца, связанное с изменением функций проводящей ткани , от которой зависит ритмичное и последовательное сокращение его отделов, профилактика: здоровый образ жизни, правильное питание, физические нагрузки
Ревматизм - системное воспалительное заболевание соединительной ткани с преимущественной локализацией в сердце, основная причина заболевания - стрептококк группы А, профилактика: активная санация очагов хронических инфекций и энергичное лечение острых стрептококковых заболеваний.
3. Первая доврачебная помощь при ушибах и переломах. При оказании помощи к поврежденному месту нужно приложить грелку со льдом, охлаждение облегчит боль и предупредит развитие отека, уменьшит объем внутреннего кровоизлияния. (при ушибе).
При подозрении на перелом пострадавшему необходимо дать полный покой, это облегчит боль и предупредит смещении обломков костей, которые могут повредить окружающие ткани. Сломанную конечность необходимо обездвижить шиной или повязкой, если нет шины, то необходимо воспользоваться подручными средствами ( доска, ветка, картон и др.). Чтобы шина не давила на перелом, под нее подкладывают мягкую подстилку, шина должна находится не только на поврежденном участке, но и на соседних. Так, при переломе костей предплечья шина должна заходить и на плечо, и на кисть. Если нет шины, сломанную руку прибинтовывают к туловищу и т.д. При открытых переломах острые концы сломанной кости рызрывают мышцы, кровеносные сосуды, нервы и кожу. Тогда надо обработать рану, наложить чистую повязку, а затем шину.
При переломе ребра пострадавшему необходимо выдохнуть из легких как можно больше воздуха и после этого дышать неглубоко. При таком дыхании грудную клетку туго забинтовывают, стянутые в положении выдоха ребра совершают ограниченные движения. При переломах позвоночника необходимо уложить пострадавшего на ровную поверхность лицом вниз и вызвать скорую помощь, но ни в коем случае нельзя перевозить пострадавшего в сидячем положении. так как под тяжестью тела позвоночник может сдвинутся и повредить спинной мозг.
При травмах черепа пострадавшего необходимо уложит на спину, голову слегка приподнять во избежание внутречерпных кровоизлияний и вызвать врача.

Билет№ 9

1. Раскрыть особенности строения и функции сердца. Сердечный цикл, кровяное давление.
1) Сердце четырехкамерное, два предсердия, два желудочка обеспечивают кровообращение 2) Перегородка разделяет сердце на правую и левую стороны, что не позволяет крови смешиваться. 3) Створчатые клапаны обеспечивают движение крови в одном направлении: из предсердий в желудочки 4) Полулунные клапаны обеспечивают движение крови в одном направлении: из желудочков в большой и малый круги кровообращения 5) Стенки желудков толще стенок предсердий т.к. выполняют большую нагрузку, выталкивают кровь в большой и малый круги кровообращения. Стенки левого желудочка толще и мощнее т.к. он выполняет большую нагрузку чем правый, выталкивая кровь в большой круг кровообращения.
Деятельность сердца представляет собой ритмическую смену трех фаз сердечного цикла: сокращение предсердий (0,1с.), сокращение желудочков
(0,3с.) и общего расслабления сердца (0,4с.), весь сердечный цикл составляет (0,8с.)
Давление крови на стенки сосудов называется кровяным давлением, оно создается силой сокращения желудочков сердца. В разных сосудах оно не одинаково. Кровяное давление наиболее высоко в аорте, по мере продвижения крови по сосудам оно постепенно уменьшается. Нормальное кровяное давление равно 120 мм рт. ст. на 70мм рт. ст. Разность давления в различных участках кровеносной системы обеспечивает непрерывный ток крови по сосудам из области большего давления в область меньшего.
2. Назовите возможные нарушения в деятельности системы органов дыхания, указать их причины и меры профилактики.
Инфекционные заболевания: грипп, туберкулез, ангина , дифтерия, бронхит, ларингит и многие другие.
Грипп - вирусное заболевание передающееся от человека к человеку воздушнокапельным путем. Профилактика - закалка организма, употребление витаминов, вакцина, избегать повышенного контакта с людьми в период вирусной эпидемии, соблюдать определенные гигиенические требования, больные гриппом должны быть госпитализированы
Туберкулез - воспаление тканей легких, вызванного туберкулезной палочкой, она может находиться на любом предмете , которым пользовался больной.
Туберкулез не только капельная, но и воздушная инфекция.
Профилактика: чтобы избежать попадания туберкулезной палочки в помещение оно должно хорошо проветриваться и быть чистыми и сухими, больные туберкулезом должны быть госпитализированы и подвергнуты лечению.
Неинфекционные заболевания: астма, силикоз
3. Профилактика плоскостопия.
Профилактика: выработка правильной походки - носками не в сторону, а вперёд, занятие спортом с детского возраста.
Лечение: ношение супинаторов, массаж стоп, лечебная гимнастика, плавание

Билет№ 10


1. Раскрыть особенности строения и функции кожи.

Кожа

Эпидермис Дерма Подкожная жировая клетчатка

Эпидермис - а) клетки эпидермиса постоянно обновляются и слущиваютя б) находится пигмент защищающий кожу от солнечных ожогов в) защищает организм от проникновения жидких и газообразных в-в
Дерма - а) кровеносные и лимфатические сосуды приносят коже питательные в- ва и О2 б) сальные железы вырабатывают жир, поступающий на поверхность кожи и придающий ей эластичность. в) потовые железы выделяют пот, который испаряясь охлаждает организм, обеспечивая теплорегуляцию. г) рецепторы придают коже чувствительность.
Подкожная жировая клетчатка - а) служит “подушкой”, тоесть изолирующим слоем, защищающая внутренние органы от повреждения. б) яв-ся накопителем жира, питательных в-в т энергии.
Функции кожи: а) защитная б) выделительная в)теплорегуляторная г) в коже образуется витамин D, под действием солнечных лучей.
2. Показать взаимосвязь питания и здоровья. Назовите возможные нарушения в деятельности органов пищеварительной системы, укажите их причины и меры профилактики.
Ни один продукт не может полностью удовлетворять потребности организма всеми ему необходимыми веществами. Например, мясо, хотя и содержит все нужные аминокислоты, но в нем недостаточно минеральных веществ и витаминов.
В хлебе много углеводов, но нет других, необходимых организму веществ.
Поэтому в питание человека нужно включать белковые продукты, животные и растительные жиры, овощи и фрукты, богатые витаминами и минеральными солями. В растительной пищи много клетчатки, стимулирующей сокращение стенок желудка и кишечника
Неправильное питание - причина многих болезней, часто, люди, имеющие избыточную массу тела, страдают ожирением.
Ожирение - не просто полнота , это болезнь, вызванная нарушением обмена веществ, работы сердца, сосудов, органов движения, снижает работоспособность человека.
Для предупреждения ожирения нужно увеличить физическую нагрузку и соблюдать правильный режим питания.
3. Первая доврачебная помощь при тепловом и солнечном ударе.
При тепловом ударе пострадавшего нужно перенести в прохладное место, раздеть его или расстегнуть одежду, на голову положить смоченное холодной водой полотенце, а ноги приподнять с помощью валика из одежды. если пострадавший не потерял сознание, ему дают выпить прохладной воды. Для снижения температуры тела пострадавшего оборачивают мокрой простыней или одеждой и обмахивают его, чтобы создать движение воздуха и усилить испарение. Если у пострадавшего остановилось дыхание и пульс не прощупывается, необходимо сделать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Немедленно вызвать врача. Такая же помощь оказывается пострадавшему подвергшемуся солнечному удару.

Билет № 11

1. Показать сущность процессов обмена в-в и энергии в организме человека
( 3 этапа)

|Подготовительный этап |Пластический обмен |Энергетический обмен |
| Б е л к и |
|Расщепление в желудке под|Образование специфических |Распад с выделение Н2О и |
|действием фермента |белков (аминокислот) в |СО2, выделяется немного |
|трипсина |рибосомах клеток |энергии, белки - |
| | |строительный материал |
| У г л е в о д ы |
|Расщепление в желудке под|Образование специфических |Распад с выделение Н2О и |
|действием фермента |углеводов (глюкоза) в |СО2, выделение большого |
|амилаза |митохондриях клеток |количества энергии, |
| | |источник энергии |
| Ж и р ы |
|Расщепление в 12-перстной|Образование специфических |Распад с выделение Н2О и |
|кишке под действием |жиров (глицерин и жирные |СО2, выделение большого |
|фермента липаза |кислоты) в клетках |количества энергии, |
| |ворсинок 12-перстной кишки|источник энергии |


2. Кровь: состав и функции.

КРОВЬ

Плазма 60% Форменные элементы 40%


90% - Н2О 1) Эритроциты - красные кровяные клетки
10% - Белки, Жиры, Углеводы 2) Лейкоциты - белые кровяные клетки

3)
Тромбоциты - кровянные пластинки

Функции крови: 1) Транспортная ( переносит питательные в-ва и О2 в каждую клетку) 2) Регуляторная ( регулирует обмен в-в, в т.ч. солевой обмен, среду в желудке, переносит в органы гормоны и др. биологически активные в-ва) 3)
Защитная (обезвреживает болезнетворные микробы и ядовитые в-ва, принимает участие в иммунитете) 4) Выделительная ( уносит к органам выделения, к почкам и коже продукты распада и окисления) 5) Терморегуляторная ( поддерживает постоянную температуру тела, переносит тепло от органов к коже)

3. Оказание первой помощи при открытых и закрытых переломов.
При подозрении на перелом пострадавшему необходимо дать полный покой, это облегчит боль и предупредит смещении обломков костей, которые могут повредить окружающие ткани. Сломанную конечность необходимо обездвижить шиной или повязкой, если нет шины, то необходимо воспользоваться подручными средствами ( доска, ветка, картон и др.). Чтобы шина не давила на перелом, под нее подкладывают мягкую подстилку, шина должна находится не только на поврежденном участке, но и на соседних. Так, при переломе костей предплечья шина должна заходить и на плечо, и на кисть. Если нет шины, сломанную руку прибинтовывают к туловищу и т.д. При открытых переломах острые концы сломанной кости разрывают мышцы, кровеносные сосуды, нервы и кожу. Тогда надо обработать рану, наложить чистую повязку, а затем шину.
При переломе ребра пострадавшему необходимо выдохнуть из легких как можно больше воздуха и после этого дышать неглубоко. При таком дыхании грудную клетку туго забинтовывают, стянутые в положении выдоха ребра совершают ограниченные движения. При переломах позвоночника необходимо уложить пострадавшего на ровную поверхность лицом вниз и вызвать скорую помощь, но ни в коем случае нельзя перевозить пострадавшего в сидячем положении. так как под тяжестью тела позвоночник может сдвинутся и повредить спинной мозг.
При травмах черепа пострадавшего необходимо уложит на спину, голову слегка приподнять во избежание внутречерпных кровоизлияний и вызвать врача.

Билет№ 12

1. Охарактеризовать строение и функции выделительной системы человека.
Выделительная система - совокупность органов, выводящих из организма человека избыток воды, конечные продукты обмена веществ ( углекислый газ, мочевина, мочевая кислота и др. ), а также соли и чужеродные вещества.
Выделительные функции у человека выполняют почки, легкие, печень, толстая кишка, кожа. Легкие удаляют из организма диоксид углерода и воду, печень - желчные пигменты ( продукты расщепления гемоглабина), толстая кишка - соли кальция и тяжелых металлов, кожа - воду, мочевину, соли натрия и др. Однако основным органом выделения являются почки, выводящие воду, мочевину, мочевую кислоту, креатин, соли.

Мочевыделительная система
1) Две бобовидные почки
2) Два мочеточника
3) Мочевой пузырь
4) Мочеиспускательный канал
Функции мочевыделительной системы - выводить продукты обмена веществ в виде мочи.

почка почка

мочеточник мочеточник

мочевой пузырь

мочеиспускательный канал

2. Первый этап обмена в-в. ферменты и их роль в организме.

|Белки |Жиры |Углеводы |
|Расщепление в желудке под |Расщепление в 12-перстной |Расщепление в желудке под |
|действием фермента трипсин|кишке под действием |действием фермента амилаза|
| |фермента липаза | |

Ферменты - биологические катализаторы, присутствующие во всех живых клетках. Осуществляют превращения веществ в организме, направляя и регулируя тем самым его обмен веществ. По химической природе — белки.
Ферменты обладают оптимальной активностью при определенном рН, наличии необходимых коферментов и кофакторов, отсутствии ингибиторов. Каждый вид ферментов катализирует превращение определенных веществ (субстратов), иногда лишь единственного вещества в единственном направлении. Поэтому многочисленные биохимические реакции в клетках осуществляет огромное число различных ферментов. Все ферменты подразделяются на 6 классов: оксидоредуктазы, трансферазы, гидролазы, лиазы, изомеразы и лигазы. Многие ферменты выделены из живых клеток и получены в кристаллическом виде
(впервые в 1926). Ферментные препараты применяют в медицине, в пищевой и легкой промышленности.

3. Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях.

Обморожение. На обмороженные участки тела накладывают теплоизолирующие ватно-марлевые или шерстянные повязки. Повязка должна закрывать только побледневшие участки, не захватывая неизменившихся по цвету кожные покровы.
Повязку оставляют до тех пор, пока не появится чувство жара и не восстановится чувствительнось обмороженного участка тела. При этом конечность должна быть неподвижной, так как сосуды становятся хрупкими и возможно кровоизлияние. Пострадавшему дают горячие питьё (чай, кофе и т.д.). При общем переохлаждении пострадавшего вносят в теплое помещение, с него снимают оледеневшую одежду, ноги укутывают ватником или другой теплой тканью и немедленно отправляют в больницу.
Ожоги. При ожогах кипящими или горячими жидкостями следует немедленно полить обоженные участки холодной водой, предварительно сняв с них одежду.
Затем на обоженное место наложить стерильную повязку или чистую ткань.
Нельзя прокалывать пузыри, наносить на место ожогов растительные масла, прижигающие вещества, так как они усиливают ожог и боль и замедляют заживление ран. Пораженную химическими кожу нужно промывать водой в течение
15 минут. Если ожог вызван кислотой, обработать этот участок питьевой содой, и наложить стерильную повязку. При обильных поражения кожного покрова пострадавшего необходимо доставить в больницу.

Билет№ 13

1. Иммунитет и его виды.
Иммунитет - невосприимчивость организма к различным инфекционным заболеваниям

Иммунитет

Врожденный Приобретенный
(видовой)
(индивидуальный)
( наследственный)

Естественный

Искусственный

активный пассивный активный пассивный

Иммунитет - это невосприимчивость организма к различным инфекционным заболеваниям.
Врожденный иммунитет яв-ся наследственным признаком, видовым (кролики и собаки невосприимчивы к полиомиелиту, а человек не воспринимает возбудителей чумы рогатого скота.
Приобретенный: а) Естественный (активный) вырабатывается у человека в процессе перенесенного заболевания (корь, коклюш), в крови после этого вырабатываются защитные в-ва антитела, на всю жизнь б) Естественный (пассивный) иммунитет возникает путем перехода антител из крови организма матери, через плаценту матери переходят в плод, но они разрушаются через 1-2 года, и затем ребенок становится восприимчивым ко всем инфекционным заболеваниям.
Искусственный (активный) иммунитет возникает после прививки ( введение в организм вакцины, содержащей убитые или ослабленные болезнетворные микробы или вирусы).
Искусственный (пассивный) иммунитет создающийся путем введения в организм человека сыворотки, содержащей готовые антитела, но они действуют не больше месяца.

2. Охарактеризовать СПИД, его сущность, пути и формы распространения, меры предупреждения. СПИД (синдром приобретенного иммунного дефицита)
(AIDS — Acquired Immune Deficiency Syndrome), патологическое состояние, при котором в результате поражения иммунной системы ослабляются защитные силы организма. Наиболее характерен для ВИЧ-инфекции — заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). Известен с кон. 1970-х гг., регистрируется во всех странах мира. Источник инфекции — носитель вируса. Заражение: главным образом при половых контактах (особенно часто — при гомосексуальных); от матери плоду во время беременности и родов; от матери ребенку и от ребенка матери при кормлении грудью; при переливании крови, инъекциях и т. п. Первые проявления болезни (лихорадка, гепатолиенальный синдром, воспаление лимфоузлов и др.) возникают в диапазоне от 3 суток до нескольких месяцев после заражения. Период вторичных проявлений, обусловленный непосредственным действием ВИЧ, длится от нескольких месяцев до 8-10 лет и завершается формированием СПИД, который в течение 1-5 лет приводит больного к смерти. В силу резкого ослабления защитных сил организма возникают различные поражения, преимущественно вызываемые условно патогенными вирусами, бактериями, грибками и простейшими, а также опухоли, чем и определяются разнообразные проявления болезни (увеличение лимфоузлов, лихорадка, поносы, истощение, гнойновоспалительные, септические процессы, пневмонии, поражения кожи и др.). Лечение пока малоэффективно (основной препарат — азидотимидин). Меры профилактики: правильное половое воспитание, ограничение числа половых партнеров, использование презервативов; серологическое обследование доноров, контингентов повышенного риска (мужчины-гомосексуалисты, наркоманы, больные венерическими болезнями и др.); использование шприцев, игл, систем для трансфузии разового пользования; тщательная стерилизация медицинских инструментов; проведение массовых обследований на ВИЧ- инфекцию. В Российской Федерации установлена уголовная ответственность за заведомое поставление другого лица в опасность заражения, а также за заражение заболеванием СПИД (ВИЧ-инфекцией).

3. Назвать возможные нарушения в деятельности системы органов выделительной системы, укажите их причины и меры профилактики.

Понос сбалансированое питание, физически-активная жизнь

Цистит - воспаление мочевого пузыря, обычно на почве инфекции

Нефролитиаз - образованием в мочевых органах, преимущественно в почке, солевых «камней» — уратов, оксалатов, фосфатов. Следствие нарушения обмена веществ, инфекционных и других заболеваний выделительной системы. Камни могут смещаться в мочеточник, вызывая приступы болей (почечная колика), появление в моче крови.

Билет№ 14

1. Раскрыть особенности строения и функции органов зрения.

Глаз

Оптический отдел Световоспринимающий отдел
1) Роговица 1)Сетчатка
(внутренняя оболочка)
2)Прозрачная жидкость р-ры: палочки - воспринимают сумеречные
3) Радужная оболочка и чб, колбочки - дневной свет и все цвета радуги
4) Двояковыпуклый хрусталик
5)Стекловидное тело

Сосудистая оболочка - обеспечивает глаз питательными в-вами и
О2.

Белочная оболочка - защищает глаз от механических повреждений.
Функции органов зрения: обеспечивать связь организма с внешней средой.

2. Превращение органических в-в в организме.
Недостаток одних органических соединений в пище возмещается за счет избытка других. Эти процессы совершаются в печени под действием специальных ферментов. Белки могут превращаться в жир, некоторые углеводы в жиры.
Недостак белков в пище невосполним, так как они строятся из аминокислот, а аминокислоты не образуются ни из жиров, ни из углеводов. Людям необходима пища как животного, так и растительного происхождения. Белки растений не содержат всех необходимых человеку аминокислот, нужных для образования характерных для человека белков. В продуктах животного происхождения - мясе, рыбе, яйцах, молоке - состав аминокислот соответствует потребностям организма.
3. Обоснование вреда экологии для человека.

Билет№ 15

1. Витамины, и их роль в организме человека.
Витамины поступают в организм вместе с пищей животного и растительного происхождения, а некоторые синтезируются в организме человека.
Недостаточное количества какого-либо витамина или полное его отсутствие приводит к авитаминозу, если в организме переизбыток витаминов это также приводит к серьезному заболеванию - гипервитаминозу.
Витамины играют большую роль в организме человека, они участвуют в образовании ферментов, ускоряют биохимические процессы, повышают активность ферментов, влияют на деятельность жизненноважных органов, на обмен веществ, на рост, развитие и формирование костей.
2. Раскрыть биологическое значение размножения, охарактеризовать строение и функции половой системы человека.
Главное значение размножения это сохранение и продолжение человеческого рода
|Название органов|Мужская половая система |Женская половая система |
| |Структура |Функции |Структура |Функции |
|Половые клетки |Сперматазоиды |Передача |Яйцеклетка |Передача |
| | |наследственных | |наследственных |
| | |признаков отца,| |признаков |
| | | | |матери |
| | |Оплодотворение | | |
| | |яйцеклетки | | |
|Половые железы |Семенники |Вырабатывают |Яичники |Образование |
| | |сперму, | |яйцеклетки |
| | |синтезируют | |синтезируют |
| | |половые гормоны| |половые гормоны|
|Вспомогательные |Предстательная|Образование |Фолликулы, |Питание |
|железы |железа, |секреции, |желтое тело |яйцеклетки, в |
| |семенные |образование | |фолликуле |
| |пузырьки |семенной | |желтое тело - |
| | |жидкости | |питание для |
| | | | |зародыша |
|Выводящие пути |Протоки |Транспорт |Бахромчатая |Транспорт |
| |семенников, |сперматазоидов,|воронка, |яйцеклетки, |
| |мочеиспускател|транспорт |маточные |место |
| |ьный канал, |спермы, |трубы, матка, |созревания |
| |половой член |доставка спермы|влагалище, |яйцеклетки и |
| |( пенис) |во влагалище |половые губы |зародыша, |
| | | | |создание |
| | | | |условий для |
| | | | |внутриутробного|
| | | | |развития плода,|
| | | | |защита и |
| | | | |активация от |
| | | | |инфекций |

3. Превращение энергии в организме.

Химическая реакция

Химическая энергия

Электрическая
Механическая

Тепловая

Электрическая энергия обеспечивает нервную регуляцию обмена в-в.
Механическая энергия обеспечивает движение всех мышц в организме. Тепловая энергия поддерживает постоянную температуру тела

Билет№ 16

1. Раскрыть особенности строения и функции органов слуха.

Ухо состоит из трех отделов

Наружное ухо Среднее ухо
Внутреннее ухо
1) Ушная раковина 1) Слуховые косточки: 1) Улитка с рецепторами
2) Наружный слуховой проход молоточек, наковальня, 2) Вестибулярный аппарат, образованный
3) Барабанная перепонка стремечко костным лабиринтом, состоящий из трех

2) Слуховое окошко полукружных каналов - орган равновесия
Ушная раковина способствует направлению звуковых колебаний воздуха в наружный слуховой проход. Барабанная перепонка - отделяет наружное ухо от среднего. Полость среднего уха слуховой трубой соединена с носоглоткой, это обеспечивает одинаковое с атмосферным давлением воздуха на барабанную перепонку со стороны полости среднего уха. В среднем ухе расположены три последовательно соединенные друг с другом слуховые косточки, они связывают барабанную перепонку с эластичной перепонкой, овальное окно внутреннего уха. Внутреннее ухо представляет собой систему полостей и извитых каналов - костный лабиринт, в нем расположен перепончатый лабиринт, заполненный жидкостью. Функцию слуха в этом сложном лабиринте выполняет только спирально завитая улитка, в которой находятся слуховые рецепторы.
Функции органа слуха. Звуковые волны, достигая наружного уха, проходят через наружный слуховой проход и вызывают колебания барабанной перепонки.
Слуховые косточки среднего уха усиливают и передают колебания барабанной перепонки в овальное окно внутреннего уха. Это вызывает колебания жидкости, заполняющей внутреннее ухо, эти колебания преобразуются рецепторами внутреннего уха в нервные импульсы, которые передаются в головной мозг и там преобразуются в слуховые ощущения. Функция слухового анализатора: устанавливать связь организма с внешней средой с помощью органов слуха.
Слуховой анализатор - это сложная система, состоящая из трех частей:
1) Слуховые рецепторы расположенные на улитке (воспринимают звуковые раздражения и преобразуют их в нервные импульсы)
2) Пучок слуховых нервов ( переносят нервные импульсы к головному мозгу)
3) Слуховая зона височной доли коры больших полушарий головного мозга ( нервные импульсы преобразуются в слуховые ощущения и их различие)
2. Охарактеризовать роль гормонов в организме человека. Объясните различие между железами внутренней и внешней секреции.
Гормоны - биологически активные вещества, вырабатываемые в организме специализированными клетками или органами (железами внутренней секреции) и оказывающие целенаправленное влияние на деятельность других органов и тканей. Человек имеют развитую систему таких желез (гипофиз, надпочечники, половые, щитовидная и др.), которые посредством гормонов, выделяемых в кровь, участвуют в регуляции всех жизненно важных процессов — роста, развития, размножения, обмена веществ.. Каждый из гормонов влияет на организм в сложном взаимодействии с другими гормонами; в целом гормональная система совместно с нервной системой обеспечивает деятельность организма как единого целого. Химическая природа гормонов различна — белки, пептиды, производные аминокислот, стероиды. Гормоны, используемые в медицине, получают химическим синтезом или выделяют из соответствующих органов животных.
Железы, имеющие протоки, через которые вещества выделяются в полости тела, органов и на поверхность кожи называются железами внешней секреции
(слезные, потовые, слюнные и т.д.)
Железы, не имеющие специальных протоков и выделяющие вещества в протекающую через них кровь, называют железами внутренней секреции (гипофиз, щитовидная железа, надпочечник и т.д.)
3. Сон, его значение и гигиена.
Сон - периодически наступающее физиологическое состояние у человека, характеризующееся почти полным отсутствием реакций на внешние раздражители, уменьшением активности ряда физиологических процессов. Главное значение сна восстанавливать деятельность организма после бодрствования. Нормальный сон подростка должен продолжатся не менее 8 часов, а взрослого человека 6-7 часов. Нарушения сна встречаются довольно часто. Причиной бессонницы может быть уменьшение двигательной активности и отсутствие физического утомления а также изменение суточного ритма.

Билет№ 17

1. Нервная система человека; головной мозг - строение и функции.

Нервная система

Центральная Периферическая (ПНС)

головной мозг спинной мозг нервы нервные узлы


Нервы - это скопление аксонов, связывающая ЦНС со всеми органами
Нервные узлы - это скопление тел нейронов за пределами ЦНС

ПНС

Соматическая Автономная
(произвольная регуляция) (непроизвольна регуляция)

Симпатическая
Паросимпатическая

( имеют противоположное влияние на органы ускоряют, замедляют )

|Отделы | |
|головного |Функции отделов |
|мозга | |
|I Задний |Выполняет рефлекторную и проводниковую функции: регулирует |
| |пищеварение, дыхание, сердечно-сосудистую деятельность, жевание, |
|мозг |глотание, а также такие защитные рефлексы как: кашель, чихание, |
|1)Продолговат|рвота. |
|ый мозг | |
|2) мост |Через него проходят нервные пути, связывающие передний и средний |
| |мозг с продолговатым и спинным. От него отходят лицевые и |
| |слуховые нервы. |
|3)мозжечок |Регулирует координацию движения и равновесия тела. |
|II Средний |Поддерживает тонус мышц организма, ориентирует рефлексы на |
| |звуковые и зрительные раздражения. |
|мозг | |
|III Передний |Управляет сложными двигательными рефлексами ( бег, прыжки ), |
|мозг |обменом в-в, поддерживает постоянную температуру тела, регулирует|
|1) |потребностью организма в пищи и воде, согласует работу различных |
|Промежуточный|внутренних органов. |
|мозг | |
|2)Большие |Кора больших полушарий - это высший отдел ЦНС. Он отвечает за |
|полушария |речь, мышление, память, поведение, за поступление в нос и |
|а)лобная доля|восприятие информации. В ней расположены вкусовая и обонятельная |
| |зоны, а также чувствительные центры, отвечающие за трудовую |
| |деятельность. От развития лобной доли зависит уровень |
| |психического состояния человека. |
|б) затылочная|В ней расположен зрительный центр, отвечающий за восприятия и |
| |преобразование зрительных импульсов. |
|доля | |
|в) Две височ-|В них расположены слуховые зоны. |
| | |
|ные доли | |
|г) Две |В них расположены двигательные, кожно-мускульные |
|теменные доли|( осязательные центры ), чувствительные центры, которые |
| |воспринимают импульсы от кожи, суставов костей скелета и мышц. |

2. Описать основные этапы индивидуального развития человека.
3. Раскрыть значение здорового образа жизни, как фактора здоровья.
Охарактеризовать влияния табакокурения, наркотиков и других в-в на психологическое и физическое развития человека.


Похожие работы:

  1. • Методика навчання біології учнів 8-9 класів з використанням ...
  2. •  ... естествознания. Краткая история биологии как науки.
  3. • Философская рефлексия над биологией как составляющая ...
  4. • Чем закончилась попытка создать пролетарскую биологию
  5. • Биология
  6. • Внеклассное преподавание биологии
  7. • Природа биологического познания
  8. •  ... та електронних ресурсів на уроках біології у 8 класі
  9. • Особенности биологии ХХ века
  10. • Биология - наука о живом
  11. • Применение наглядности на уроках биологии
  12. • Биология в современном естествознании
  13. • Использование СИТ на уроках биологии
  14. • Использование метода тестирования при обучении биологии
  15. • Развитие биологии в XVIII-XIX вв.
  16. • Теоретическое и эмпирическое. Аспекты проблемы в биологии и ...
  17. • Билеты по общей биологии за весенний семестр 2001 года
  18. •  ... технологічних засобів при викладанні біології в школі
  19. • Современная философия биологии о интеграции биологических ...
  20. • Этапы становления биологии, как науки
Рефетека ру refoteka@gmail.com