Виды правовых актов - 1)Конституцион-
ные законы РФ; 2)Федеральные законы
РФ; 3)Подзаконные акты РФ: Ведомственные нормативно-правовые акты, указы и
распоряжения президента РФ, международные соглашения, внутреорганизационные
нормативно-правовые акты, постановления и распоржения правительства РФ.
Конституция России, федеральные законы – ф.з.-это нормативные акты,
принятые в особом законодательном порядке органами законодательной власти,
регулирующие важнейшие общественные отношения и обладающие высшей
юридической силой.
Состав Федерального собрания РФ –
Гос.дума и совет федерации. Гос.дума делится на комитеты: по
законодательству и судебно правовой форме; по труду и соц. политике; по
делам ветеранов; по охране здоровья; по образованию и науке; по делам
женщин, семьи и молодежи; по бюджету, налогам, банкам и финансам; по
экономической политике; по собственности, приватизачии и хоз. деятельности;
по аграрным вопросам; по промышленности, строительству, транспорту и
инергетике; по природным ресурсам и природопользо-
ванию; по экологии; по обороне; по безопасности; по международным делам; по
делам СНГ и связям с соотечесвенниками; по делам национальности; по делам
федерации и регионольной политики; по вопросам местного самоуправления; по
делам общественных обьединений и религиозных организаций; по регламенту и
органиции Госдумы; по информационной политике и связи; по вопрасам
геополитике; по конверсии и наукоемким технологиям; по культуре; по туризму
и спорту; по проблемам регионов севера и приравненных к ним территорий.
Совет федерации делится на: 1)коммитеты: по коституционному
законодательству и судебно-правовым вопросам; по вопросам безопасности и
обороны; по бюджету, налоговой политике, финансовому и томоженному
регулированию, банковской деятельности; по вопросам соц. политики; по
вопросам экономической политики; по международным делам; по делам СНГ; по
науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии; по делам
федереции, федеральному договору и региональной политике; по аграрной
политике. 2)комиссии и отделы: по регламенту и парламантским процедурам;
мандатная; отдел по защите гос. тайны. 3)управления: межденародных связей;
кадров и гос.службы; аналитическое; делопроизводство; делами; информационно-
техническая; организационное; правовое.
Система подзаконных актов РФ – подзаконные акты-это правотворческие акты
компетентных органов, содержащие нормы права, основанные на положения
закона и не противоречащие ему. К общим подзаконным актам относятся
норматворческие предписания высших органов исполнительной власти. Они
исходят от президента страны или главы правительства и находят внешние
выражение в двух разновидностях подзаконных актов. Система подзак. актов:
нормативные указы президента-обладают высшей юридической силой и издаются
на основе и в развитии законов; нормативные постановления правительства;
ведомственные нормативно-правовые акты; внутриорганизационные подзаконные
акты.
Указы президента РФ - нормативные указы президента-обладают высшей
юридической силой и издаются на основе и в развитии законов.
Характеристика ведомственных нормативно-правовых актов – эта категория
подзаконных актов представленна, в основном, инструкциями, приказами,
положениями, наставлениями, правилами, уставами и т.д., которые
разработываются в недрах министерств и ведомств.
Основные направления создания нормативно-правовой базы в области защиты
населения и территорий от ЧС – разрабодка основных положений правового
регулирования в сфере безопасности и ЧС; регулирование проблем охраны
здоровья, санитарно-эпидемиологической безопасности в ЧС; решение вопросов
охраны окружающей среды и экологической безопасности; регулирование проблем
ядерной и радиационной безопасности, социальной защиты граждан,
пострадавших от радиационного воздействия; регулирование организации и
управления процессами в сфере обеспечения безопасности населения;
определение компетенции надзорных и контрольных органов.
Деятельность МЧС России – МЧС России является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим руководство и координацию работ в
области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС. Осуществляет свою деятельность
во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти субъектов
РФ, органами местного самоуправления. Руководит го, войсками ГО, происково-
спасательными службами МЧС России. МЧС России:сотрудничает с Управлением
Верховного комиссара ООН по делам беженцев,по доставке гуманитарных грузов,
Комиссией Европейских сообществ в рамках международного четырехстороннего
соглашения по ЧАЭС;входит в Департамент ООН по гуманитарным вопросам,
Межденародную организацию ГО (МОГО); участвует в международной
деятельностит ООН по уменьшению опасности стихийных бедствий, в
международной деятельности Совета Европы.
Межународные организации, в работе которых учавствует МЧС России – в
международной деятельностит ООН по уменьшению опасности стихийных бедствий,
в международной деятельности Совета Европы.
Основные элементы структуры РСЧС – состоит из территориальных и
функциональных подсистем и имеет 5 уровней: федеральный, региональный,
территориальный, местный, объектовый.
Действия председателя КЧС при возникновении ЧС – после сбора комисии
председатель КЧС просеряет достоверность полученых данных и информирует о
факте возникновения ЧС и сложившейся обстановке членов комиссии и
докладывает об этом вышестоящему руководству. В дальнейшем председатель
КЧС, опираясь на оперативные группы управления ГО ЧС, минестерств, ведомст
и организаций, осуществляет предварительную оценку обстановки, где
уточняется: место и время возникновения ЧС и ее характер; маштабы
прогнозируемого развития ЧС, ее последствий, а так же оценивается опасность
поражения людей; прогнозируется возможный ущерб объектам экономики.
Содержание спасательных работ при ликвидации ЧС – Мероприятия, связанные с
розыском пострадавших, извлечение их из завалов, поврежденных транспотртных
средств, горящих зданий, эвакуация (вынос, вывоз, вывод) людей из зоны
стихийного бедствия, оказание первой мед. и др. видов помощи пострадавшим.
Понятие ГО – Система мероприятий по подготовки к защите и по защите
населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от
опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих
действий.
Основные задачи ГО РФ – Обучение населения способам защиты от опасностей,
возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
оповещение населения от об опасностях, возникающих при ведении военных
действий или вследствие этих действий; эвакуация населения, материальных и
культурных ценностей в безопасные районы; предостовления населению убежищь
и средств индивидуальной защиты; проведение мероприятий по световой
маскировке и др. видам маскировки; проведение аварийно-спасательных работ в
случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий
или вследствие этих действий; первоочередное обеспечение населения,
пострадавщего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в
том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой мед.помощи,
срочное предоставление жилья и принятие др. необходимых мер; борьба с
пожарами возникшими при ведении военных действий или вследствие этих
действий; обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному,
хим., биологическому и иному заражению; обеззаражевание населения,
техники, зданий, территорий и проведение др. необходимых мероприятий;
восстановление и поддерживание порядка в районах, пострадавших при ведении
военных действий или вследствие этих действий; срочное восстановление
функционирования неоюходимых коммунальных служб в военное время; срочное
захоронение трупов в военное время; разрабодка и осуществление мер,
направленных на сохранение обьектов, существенно необходимых для
устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное
врямя; обеспечение постоянной готовности сил и средств г.о.
Полномочия президента РФ в области ГО – утверждает план г.о. РФ; вводит в
действие план г.о. РФ на территории РФ или в отдельных ее местностях в
полном объеме или частично; утверждает структуру, состав войск г.о.,
утверждает положение о войсках г.о.; осуществляет иные полномочия в области
г.о. в соответствии с законодательством РФ.
Полномичия правительства РФ в области ГО – обеспечивает проведение единой
гос. политики в области г.о.; руководит организацией и ведением г.о.;
издает нормативные правовые акты в области г.о. и организует разработку
проектов федеральных законов в области г.о.; определяет порядок отнесения
территорий к группам по г.о. в зависимости от колическва проживающего на
них населения и наличия организаций играющих существенную роль в экономике
гос. или влияющих на безопасность населения, а также организаций – к
категории по г.о. в зависимости от роли в экономике гос. или влияниия на
безопасность населения; определяет порядок создания убежишь и иных
объектов г.о., а также порядок накапления, хранения и использования в целях
г.о. запасов материально-технических, прадовольственных, медицинских и иных
средств; осуществляет иные полномочия в области г.о. в соответствии с
законодательством РФ и указами президента РФ.
Руководство ГО в министерствах, ведомствах, ассоциациях, концернах,
объединениях на объектах экономики – осуществляют непосредственно их
руководители, которые одновременно являются начальниками г.о. министерств,
ведомств, ассоциациях, концернах, объединений и объектов экономики.
Состав координирующих органов РС
ЧС – 1)На федеральном уровне-межведомственная комиссия по предупреждению и
ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах
исполнительной власти; 2)на региональном уровне, охватывающем территории
нескольких суюьектов РФ, - региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации
стихийных бедствий МЧС; 3)на территориальном уровне, охватывающем
территорию субьекта РФ, - комиссии по ЧС органов исполнительной власти
субьектов РФ; 4)на местном уровне, охватывающем территорию района,
города(района в городе)-комиссию по ЧС органов местного самоуправления;
5)на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта,-
объектовые комиссии по ЧС.
Обязанности органов гос. власти субъектов РФ в области ГО.
Обязанности органов местного самоуправления по делам ГО: организует
проведение мероприятий по г.о., разработывают и реализуют планы г.о.;
осуществляют меры по проддержанию сил г.о., органов управления г.о. в
состоянии постоянной готовности; организуют подготовку гражданских
организаций г.о. и обучение населения спосабам защиты от опасностей,
возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использаванию
технические системы управления г.о. и объекты г.о.; проводят мероприятия по
подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в
безопасные районы, их размещению, развертыванию личебных и др. учреждений,
необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения;
проводят мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования
организаций в военное время; создают и содержат в целях г.о. запасы
материально-технических, продавольственных, медицинских и иных средств;
осуществляют контроль за состоянием г.о.
Ответственность за нарущшение законодательства РФ в области ГО –
неисполнение должностными лицами и гражданами РФ обязанностей в области
г.о. влечет ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Региональные центры РФ. и Региональные деления РФ – в целях эффективного и
оперативного управления г.о. вся территория РФ разделена на 9 регионов:
Северо-Западный, Центральный, Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский,
Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Забайкальский и Дальневосточный,
каждый из которых включает несколько субьектов федерации.
Структура региональных центров РФ – начальник РЦ, у которого два зама: зам.
начальника Регионального центра, зам. начальника РЦ по вопросам спасения на
водн. бассейнах. Региональный центр подразделяется на: оперативное
управление; отдел подготовки; отдел организацион. мобилизационный; отдел по
режиму; экономический отдел; отдел МТО; отдел капитального строительства;
научный отдел; отдел вооружения и техники; финансовое отделение;
административно-хозяйственное отделение; группа реализации гос. и
региональный программ; группа связи; секретное отделение; отделение по
правовым вопросам; отдел кадров. А так же входят подразделения: регональный
центр подготовки; войска гражданской обороны; камандный пункт; фонд защиты.
Внутриорганизационные подзаконные акты – это такие нормативно-правовые
акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих
внутренних вопросов и роспростроняются членов этих организаций. В рамках,
определенных актоми высшей юридической силы, внутриорганизационные
нормативные акты регултруют самые разнообразные отношения возникающие в
конкретной деятельности гос. учреждений, предприятий, воинских частей и др.
организаций.
Этапы работы КЧС – организация работы КЧС начинается с получения
председетелем комисии доклада(сигнала)о возникновении ЧС. Оповещение
комиссии производится дежурным по управлению ГО ЧС по установленной схеме
оповещения личного состава рабочих органов комиссии. В дальнейшем всю
работу комиссии можно условно разделить на 4 этапа: 1-принятие экстренных
мер; 2-оперативного планирования; 3-спасательных и др. неотложных работ; 4-
ликвидации последствий.
Права и обязанности граждан РФ по вопросам ГО – граждане РФ в соответствии
с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ: проходят
обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных
действий или вследствии этих действий; принемают участие в проведении др.
мероприятий по г.о.; оказывают содействие органам гос. власти и
организациям в решении задач в области г.о.
Обязанности федеральных органов исролнительной власти в области ГО –
принемают нормативные акты в области г.о., доводят их требования до
сведения организаций и контралируют их выполнение; разрабатывают и
реализуют планы г.о., согласованные с федеральным органом исполнительной
власти, спезиально уполномоченным на решение задач в области г.о.,
организуют проведение мероприятий по г.о., включая подготовку необходимых
сил и средств; осуществляют меры, направленные на сохранение объектов,
существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и
выживания населения в военное время; создают и поддерживают в состоянии
постоянной готовности технические системы управления г.о.; создают и
сожержат в целях г.о. запасы материально-технических, продовольственных,
медицинских и иных средств.
Состав группировки войск ГО – в составе группировки войск ГО насчитывается
43 соединения, в том числе: отдельных спасательных бригад-8; отдельная
учебная спасательная бригада-1; отдельных механизированных полков-17;
отдельных мобильных и механизированных батальонов-8; отдельных вертолетных
отрядов-4; отдельных рот специальной защиты–4;
отдельный автомобильный полк-1.
Предназначение войск ГО – они предназначены для защиты территории страны и
ее населения при ч.с., вызванных авариями, катастрофами, стихийными
бедствиями, и угрозе их возникновения в мирное и военное время.
Краткое содержение постановления правительства РФ от 06.05.94 №457 –
Постановление правительства РФ «Вопросы Министерства РФ по делам г.о., ч.с.
и ликвидации последствий стихийных бедствий».
Принципы организации ГО – г.о. организуется на территории РФ по
территориально-производственному принципу.
Характеристика подзаконных актов правительства РФ – подзаконные акты
прознаны конкретизировать основные принципиальные положения законов
применительно к различным отраслям правоотношение между которыми
регулируются правовыми нормами. К общим подзаконным актам относятся
нормотворческие предписания высших органов исполнительной власти. Они
исходят от президента страны или главы правительства и находят внешнее
ныражение в двух разновидностях подзаконных актов.
Организации с которыми сотрудничает МЧС России - с Управлением Верховного
комиссара ООН по делам беженцев,по доставке гуманитарных грузов, Комиссией
Европейских сообществ в рамках международного четырехстороннего соглашения
по ЧАЭС.
Федеральные и конституционные законы, порядок принятия – первый этап
законодательного процесса-внесение подготовленного законопроекта на
рассмотрение Парламента; второй этап-включение рассмотрения законопроекта в
повестку дня заседания Гос. Думы и дальнейше обслуживание законопроекта;
третий этап-подписание и обнародование президентом РФ принятого
федерального закона.
Подсистемы РСЧС – 1-территориальные подсистемы РСЧС создаюстя в субьектах
РФ для предепреждения и ликвидации ч.с. в пределах их территорий и состоят
из звеньев, соответствующих адменистративно-территориальному делению.
Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования итих
подсистем определяются положениями о них, утверждаемыми соответствующими
органами гос. власти субъектов РФ. 2-функциональные системы РСЧС создаюстя
федеральными органами исполнительной власти для организации работы по
защите населения и территорий от ч.с. в сфере их деятельности и полученных
им отрослях экономики.
Уровни функционирования РСЧС - 5 уровней: федеральный, региональный,
территориальный, местный, объектовый.
Нормативно-правовая основа создания РСЧС – РСЧС создана в соответствии с
постановлением правительства №261 от 18.04.92г., была преобразована в
единую гос. систему предупреждения и ликвидации ч.с. (постановление
правительства РФ №1113 от 5.11.95г.) Стр№13
Законодательное и нормативно-правовое обеспечение функционирования
территотиальных и функциональных подсистем РСЧС – Во исполнения
федерального закона «о защите населения и территорий от ЧС природного и
техногенного характера» РСЧС (создана в соответствии с постановлением
правительства №261 от 18.04.92г.), была преобразована в единую гос. систему
предупреждения и ликвидации ч.с. (постановление правительства РФ №1113 от
5.11.95г.). Минестерства и ведомства определены указом президента РФ от
30.04.98г. №483 «О структуре федеральных органов исполнительной власти».