МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Курганского Государственного Университета
Контрольная работа
По Безопасность жизнедеятельности
Студенты:/________________/Никифоров В. А.
Группа МСЗ-6106
Направление
(специальность) 030500 – Профессиональное обучение
Руководитель: __________________/ /
Курган 2002
Физиологические основы деятельности. Динамика работоспособности. Оценка тяжести напряженности труда.
Характер и организация трудовой деятельности оказывают существенное
влияние на изменение функционального состояния организма человека.
Многообразные формы трудовой деятельности делятся на физический и
умственный труд.
Физический труд характеризуется в первую очередь повышенной нагрузкой
на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы (сердечно-
сосудистую, нервно - мышечную, дыхательную и др.), обеспечивающие его
деятельность. Физический труд, развивая мышечную систему и стимулируя
обменные процессы, в то же время имеет ряд отрицательных последствий.
Прежде всего это социальная неэффективность физического труда, связанная с
низкой его производительностью, необходимостью высокого напряжения
физических сил и потребностью в длительном —до 50 % рабочего времени —
отдыхе.
Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующей преимущественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активизации процессов мышления, эмоциональной сферы. Для данного вила труда характерна гипокинезия, т.е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является одним из условий формирования сердечно-сосудистой патологии улиц умственного груда. Длительная умственная нагрузка оказывает угнетающее влияние на психическую деятельность: ухудшаются функции внимания (объем, концентрация, переключение), памяти (кратковременной и долговременной), восприятия (появляется большое число ошибок).
В современной трудовой деятельности чисто физический труд не играет существенной роли. В соответствии с существующей физиологической классификацией трудовой деятельности различают: формы труда, требующие значительной мышечной активности; механизированные формы труда; формы труда, связанные с полуавтоматическим и автоматическим производством: групповые формы труда (конвейеры); формы труда, связанные с дистанционным управлением, и формы интеллектуального (умственного) труда.
Формы труда, требующие значительной мышечной активности, имеют место при отсутствии механизации. Эти работы характеризуются в первую очередь повышенными энергетическими затратами. Особенностью механизированных форм труда являются изменения характера мышечных нагрузок и усложнения программы действий. В условиях механизированного производства наблюдается уменьшение объема мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы конечностей, которые должны обеспечить большую скорость и точность движений, необходимых для управления механизмами. Однообразие простых и большей частью локальных действий, однообразие и малый объем воспринимаемой в процессе труда информации приводит к монотонности труда. При этом снижается возбудимость анализаторов, рассеивается внимание, снижается скорость реакций и быстро наступает утомление.
При полуавтоматическом производстве человек выключается из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняет механизм. Задача человека ограничивается выполнением простых операций на обслуживании станка: подать материал для обработки, пустить в ход механизм, извлечь обработанную деталь. Характерные черты этого вида работ — монотонность, повышенный темп. и ритм работы, утрата творческого начала.
Конвейерная форма труда определяется дроблением процесса труда на операции, заданным ритмом, строгой последовательностью выполнения операций, автоматической подачей деталей к каждому рабочему месту с помощью конвейера. При этом чем меньше интервал времени, затрачиваемый работающими на операцию, тем монотоннее работа, тем упрощеннее ее содержание, что приводит к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению.
При формах труда, связанных с дистанционным управлением производственными процессами и механизмами, человек включен в системы управления как необходимое оперативное звено. В случаях, когда пульты управления требуют частых активных действий человека, внимание работника получает разрядку в многочисленных движениях или рече двигательных актах. В случаях редких активных действий работник находится главным образом в состоянии готовности к действию, его реакции малочисленны.
Формы интеллектуального груда подразделяются на операторский, управленческий, творческий, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся, студентов. Эти виды различаются организацией трудового процесса, равномерностью нагрузки, степенью эмоционального напряжения.
Работа оператора отличается большой ответственностью и высоким нервно- эмоциональным напряжением. Например, труд авиадиспетчер характеризуется переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной нервно-эмоциональной напряженностью. Труд руководителей учреждений, предприятий (управленческий труд) определяется чрезмерным объемом информации, возрастанием дефицита времени для ее переработки, повышенной личной ответственностью за принятые решения, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.
Труд преподавателей и медицинских работников отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обусловливает степень нервно-эмоционального напряжения. Труд учащихся и студентов характеризуется напряжением основных психических функций, таких как память, внимание, восприятие; наличием стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).
Наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения, внимания, — это творческий труд. Труд научных работников, конструкторов, писателей, композиторов, художников, архитекторов приводит к значительному повышению нервно-эмоционального напряжения. При таком напряжении, связанном с умственной деятельностью, можно наблюдать тахикардию, повышение кровяного давления, изменение ЭКГ, увеличение легочной вентиляции и потребления кислорода, повышение температуры тела человека и другие изменения со стороны вегетативных функций.
Энергетические затраты человека зависят от интенсивности. Мышечной
работы, информационной насыщенности труда, степени эмоционального
напряжения и других условий (температуры, влажности, скорости движения
воздуха и др.). Суточные затраты энергии для лиц умственного труда
(инженеров, врачей, педагогов и др.) составляют 10,5... 11,7 МДж; для
работников механизированного труда и сферы обслуживания (медсестер,
продавщиц, рабочих, обслуживающих автоматы) —11,3...12,5 МДж; для
работников, выполняющих работу средней тяжести (станочников, шахтеров,
хирургов, литейщиков, сельскохозяйственных рабочих и др.), —12,5... 15,5
МДж; для работников, выполняющих тяжелую физическую работу (горнорабочих,
металлургов, лесорубов, грузчиков), —16,3...18 МДж.
Затраты энергии меняются в зависимости от рабочей позы. При рабочей
позе сидя затраты энергии превышают на 5—10 % уровень основного обмена; при
рабочей позе стоя—на 10...25 %, при вынужденной неудобной позе—на 40...50
%. При интенсивной интеллектуальной работе потребность мозга в энергии
составляет 15...20 % общего обмена в организме (масса мозга составляет 2 %
массы тела). Повышение суммарных энергетических затрат при умственной
работе определяется степенью нервно-эмоциональной напряженности. Так, при
чтении вслух сидя расход энергии повышается на 48 %, при выступлении с
публичной лекцией —на 94 %, у операторов вычислительных машин —на 60...100
%.
Уровень энергозатрат может служить критерием тяжести и напряженности выполняемой работы, имеющим важное значение для оптимизации условий труда и его рациональной организации. Уровень энергозатрат определяют методом полного газового анализа (учитывается объем потребления кислорода и выделенного углекислого газа). С увеличением тяжести труда значительно возрастает потребление кислорода и количество расходуемой энергии.
Тяжесть и напряженность труда характеризуются степенью функционального напряжения организма. Оно может быть энергетическим, зависящим от мощности работы,— при физическом труде, и эмоциональным — при умственном труде, когда имеет место информационная перегрузка.
Физическая тяжесть труда —это нагрузка на организм при труде, требующая преимущественно мышечных усилий и соответствующего энергетического обеспечения. Классификация труда по тяжести производится по уровню энергозатрат с учетом вида нагрузки (статическая или динамическая) и нагружаемых мышц.
Статическая работа связана с фиксацией орудий и предметов труда в
неподвижном состоянии, а также с приданием человеку рабочей позы. Так,
работа, требующая нахождения работающего в статической позе 10...25 %
рабочего времени, характеризуется как работа средней тяжести (энергозатраты
172...293 Дж/с); 50 % и более—тяжелая работа (энергозатраты свыше 293
Дж/с).
Динамическая работа — процесс сокращения мышц, приводящий к перемещению груза, а также самого тела человека или его частей в пространстве. При этом энергия расходуется как на поддержание определенного напряжения в мышцах, так и на механический эффект. Если максимальная масса поднимаемых вручную грузов не превышает 5 кг для женщин и 15 кг для мужчин, работа характеризуется как легкая (энергозатраты до 172 Дж/с); 5...10 кг для женщин и 15...30 кг для мужчин —средней тяжести; свыше 10 кг для женщин или 30 кг для мужчин —тяжелая.
Напряженность труда характеризуется эмоциональной нагрузкой на организм при труде, требующем преимущественно интенсивной работы мозга по получению и переработке информации. Кроме того, при оценке степени напряженности учитывают эргономические показатели: сменность труда, позу, число движений и т.п. Так, если плотность воспринимаемых сигналов не превышает 75 в час, то работа характеризуется как легкая; 75...175—средней тяжести; свыше 176— тяжелая работа.
В соответствии с гигиенической классификацией труда (Р.2.2.013— 94)
условия труда подразделяются на четыре класса: 1 — оптимальные;
2—допустимые; 3—вредные; 4—опасные (экстремальные).
Оптимальные условия труда обеспечивают максимальную производительность труда и минимальную напряженность организма человека. Оптимальные нормативы установлены для параметров микроклимата и факторов трудового процесса. Для других факторов условно применяют такие условия труда, при которых уровни неблагоприятных факторов не превышают принятых в качестве безопасных для населения (в пределах фона).
Допустимые условия труда характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиеническими нормативами для рабочих мест. Изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены, они не должны оказывать неблагоприятное воздействие в ближайшем и отдаленном периоде на здоровье работающего и его потомства. Оптимальный и допустимый классы соответствуют безопасным условиям труда.
Вредные условия труда характеризуются уровнями вредных производственных факторов, превышающими гигиенические нормативы и оказывающими неблагоприятное воздействие на организм работающего и (или) его потомство.
Экстремальные условия труда характеризуются такими уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смелы (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений.
Основные требования к проектированию системы искусственного (естественного) освещения в производственных помещениях.
Основные светотехнические характеристики. Правильно спроектированное и рационально выполненное освещение производственных помещений оказывает положительное психофизиологическое воздействие на работающих, способствует повышению эффективности и безопасности труда, снижает утомление и травматизм, сохраняет высокую работоспособность.
Ощущение зрения происходит под воздействием видимого излучения
(света), которое представляет собой электромагнитное излучение с длиной
волны 0,38...0,76 мкм. Чувствительность зрения максимальна к
электромагнитному излучению с длиной волны 0,555 мкм (желто-зеленый цвет) и
уменьшается к границам видимого спектра.
Освещение характеризуется количественными и качественными
показателями. К количественным показателям относятся: световой поток Ф — часть лучистого потока, воспринимаемая человеком
как свет; характеризует мощность светового излучения, измеряется в люменах
(лм); сила света J — пространственная плотность светового потока;
определяется как отношение светового потока dФ, исходящего от источника и
равномерно распространяющегося внутри элементарного телесного угла dQ, к
величине этого угла; /= dФ/dомега ; измеряется в канделах (кд); освещенность Е — поверхностная плотность светового потока;
определяется как отношение светового потока, равномерно падающего на
освещаемую поверхность, измеряется в люксах (лк); яркость L поверхности под углом а к нормали — это отношение силы света
излучаемой, освещаемой или светящейся поверхностью в этом направлении, к
площади проекции этой поверхности, на плоскость, перпендикулярную к этому
направлению, измеряется в кд • м-2.
Для качественной оценки условий зрительной работы используют такие показатели как фон, контраст объекта с фоном, коэффициент пульсации освещенности, показатель освещенности, спектральный состав света.
Фон — это поверхность, на которой происходит различение объекта. Фон характеризуется способностью поверхности отражать падающий на нее световой поток. Эта способность (коэффициент отражения р) определяется как отношение отраженного от поверхности светового потока, к падающему на нее световому потоку. В зависимости от цвета и фактуры поверхности значения коэффициента отражения находятся в пределах 0,02...0,95; при р >0,4 фон считается светлым; при р = 0,2...0,4—средним и при р 0,5 (объект резко выделяется на фоне), средним при &=0,2...0,5 (объект и фон заметно отличаются по яркости) и малым при К