Во всех экономически развитых государствах регулирование банковской системы имеет приоритетное значение. Банкам в рыночной экономике отводится одновременно роль ведущих хозяйственных агентов и важнейших каналов воздействия на макроэкономические процессы.
Исключительно важно их значение в поддержании стабильного социального климата. В большинстве стран банковский надзор рассматривается как одна из важнейших функций центрального банка и/или министерства финансов. Особенно велико его значение, в периоды нестабильного развития денежно-кредитных рынков.
В России в последнее десятилетие банковский надзор (в той форме, в которой он существует во всем мире) прошел путь от "младенчества" до "зрелости", постоянно обогащаясь новыми формами и инструментами. Но еще многое в этой области предстоит сделать.
Общая характеристика современного состояния банковской
системы России
В настоящее время в России действует двухуровневая банковская система.
В нее входят Центральный банк Российской Федерации (Банк России) и
кредитные организации, к которым относятся коммерческие банки и
небанковские кредитные организации, а также филиалы и представительства
иностранных банков. Формирование современной российской банковской системы
происходило в весьма короткие сроки и совпало с периодом глубокого
общеэкономического кризиса, сильнейшей инфляции в стране, что не могло не
отразиться на ее состоянии.
Часть коммерческих банков, организованных на базе бывших государственных специализированных банков, даже войдя в этап подлинной экономической самостоятельности и провозгласив курс на универсализацию своей деятельности, сохранили за собой не только собственный экономический потенциал и создававшуюся на протяжении многих лет инфраструктуру, но и свою клиентуру и своеобразие выполняемых функций по ее обслуживанию. Будучи вынужденными продолжать работу с многочисленными клиентами, чье финансовое положение становилось все более затруднительным в связи с общим ухудшением экономической ситуации в стране, нарастанием неплатежей, эти банки становились заложниками проблем, решение которых мало зависело непосредственно от их собственной деятельности.
Отрицательное воздействие на финансовое положение банков оказало и предоставление ими в 80-х- начале 90-х годов централизованных кредитов государственным предприятиям, которые вследствие неперечисления им средств из бюджета во многих случаях оказались безнадежными должниками банков.
Высокая инфляция в первой половине 90-х годов создавала трудности для многих промышленных предприятий-заемщиков в изыскании денежных средств для погашения ими задолженности банкам из-за ухудшения соотношения между затратами на выпуск продукции и ценой ее реализации. В то же время инфляция позволяла банкам получать большие прибыли за счет существенного увеличения стоимости их посреднических услуг и тем самым порождала благодушное отношение банковского руководства к контролю за издержками и резервированию средств на покрытие убытков по безнадежным ссудам.
Чрезвычайно бурный рост числа банков в течение очень ограниченного
промежутка времени проходил в условиях острого дефицита квалифицированных
банковских специалистов (особенно руководителей и главных бухгалтеров)
прежде всего для управления отдельно взятым банком, что вело к снижению
требовательности к профессиональной подготовке банковских кадров. Это не
могло не сказаться негативно на качестве управления кредитными
организациями, а в конечном счете на уровне выполнения банками своих
функций. Кроме того, в обстановке общей криминализации страны банковская
сфера, которая всегда была привлекательной для мошенников, превратилась в
предмет повышенного интереса со стороны разных категорий преступников.
Большое число банков испытывает на себе прямые и опосредованные формы
давления, и во главе многих кредитных организаций оказались люди с
сомнительной репутацией. В подобных обстоятельствах появление проблем у
таких банков стало неизбежным.
Сегодня ситуация в банковской сфере остается достаточно сложной.
Только 35% общего числа российских банков в настоящее время отвечает всем
критериям финансовой устойчивости. Еще столько же банков испытывают
определенные, хотя и не вызывающие серьезных опасений, проблемы.
Сохраняются внешние факторы, отрицательно влияющие на положение отдельных
банков (кризисное состояние экономики, падение производства, неплатежи и т.
п.), негативное воздействие которых усиливается существованием еще и
внутренних причин (неквалифицированное управление банком, недостатки в
учете и отчетности, слабость внутреннего аудита, отсутствие необходимых
резервов, чрезмерные расходы на нужды банка и др.). Трудности
количественного роста, с которыми сталкивались российские коммерческие
банки на первом этапе своего существования (нехватка квалифицированных
специалистов, помещений, оргтехники) уступили место проблемам иного порядка
(недостатку капитала, ликвидности, надежных заемщиков; ограниченности сфер
эффективного и прибыльного вложения средств; необходимости расширения
ассортимента банковских продуктов, повышения их качества).
До начала реформирования банковской сферы, первый этап которого
относится к 1987-1988 гг., когда были созданы пять государственных
специализированных банков, в стране функционировали всего четыре банка
(Госбанк СССР, Стройбанк СССР, Сбербанк СССР и Внешторгбанк СССР)
Параллельно с формированием банковской системы в ее современном виде происходило становление и совершенствование с учетом отечественной практики и мирового опыта системы регулирования деятельности коммерческих банков. В настоящее время функции надзора за кредитными организациями в нашей стране возложены на Центральный банк Российской Федерации, который призван осуществлять постоянный контроль за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России. Свои полномочия в области банковского надзора ЦБ РФ реализует через лицензирование банковской деятельности, документарный надзор, организацию и проведение инспекционных проверок на местах. Кроме того, Банк России занимается и вопросами санации проблемных банков.
В нашей стране заложена правовая основа банковского регулирования и
надзора, в целом отвечающая принципам мировой практики. Правовое
регулирование банковской деятельности в России осуществляется Конституцией
Российской Федерации, федеральными законами «О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности», другими
федеральными законами и нормативными актами Банка России. Законодательно
определена система экономических нормативов деятельности кредитных
организаций, установлен порядок надзора за их соблюдением, определены
санкции к кредитным организациям, допускающим нарушения федерального
законодательства, нормативных актов и предписаний Банка России.
1.Система банковского надзора в России, ее цели и задачи
Основной целью банковского регулирования и надзора в России, как и в других странах, является поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Конкретные задачи, которые ставятся перед надзорными органами в каждый данный период времени, непосредственно определяются этой главной целью осуществления надзора за кредитными организациями и современным состоянием банковской сферы и социально-экономической ситуацией в стране в целом. На начальном этапе создания банковской системы в России к кредитным организациям предъявлялись относительно либеральные требования. Это объяснялось неразвитостью самой системы банковского надзора и задачей ускоренного формирования коммерческого банковского сектора, обусловленной прежде всего политическими целями. Позднее основной акцент в деятельности надзорных органов был перенесен на обеспечение надлежащего качества работы функционирующих кредитных организаций, их ликвидности и платежеспособности. В настоящее время в связи с обострением во всем мире проблемы обращения криминальных денег перед ЦБ РФ также поставлена задача разработки системы мер по предотвращению отмывания «грязных» денег через коммерческие банки нашей страны.
Приближение стандартов банковского надзора в России к международным
является закономерным результатом развития российской банковской системы.
Сложившаяся к настоящему времени в нашей стране система надзора за
деятельностью кредитных организаций в значительной степени отвечает
международным требованиям.
Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке
России)». Ст. 4, п. 7, ст. 55.
Все большее соответствие мировым стандартам совершенствуемых Банком
России процедур создания новых кредитных организаций, надзора за банками
достигается путем постепенного ужесточения требований, предъявляемых к
кредитным организациям.
В последнее время изменена структура управления процессами регулирования и надзора за банковской деятельностью, заложен фундамент системы раннего реагирования, введены новые более жесткие экономические нормативы для кредитных организаций, устанавливается особый надзор за крупнейшими банками федерального уровня.
1.1 Базельские принципы надзора
Решение большинства проблем банковского надзора видится в усилении системного подхода, преодолении обособленности отдельных подразделений надзорного блока, дальнейшем совершенствовании их деятельности.
Коротко охарактеризую возможные направления совершенствования банковского
надзора на системной основе, имея в виду основные документы Базельского
комитета (Банк России принял решение присоединиться к ним летом 1997 г.).
Базельские принципы эффективного надзора
Стабильность функционирования банковской системы во многом зависит от эффективности работы регулирующих органов.
Совершенствование банковского надзора в России должно соответствовать мировым нормам и принципам (хотя бы потому, что многое в экономических реформах, в том числе в банковской сфере, делается нами по примеру государств с развитой рыночной экономикой). В этих странах его становление было непростым, накоплен значительный опыт, который мы можем использовать.
Эффективные принципы банковского надзора получили закрепление в
документах Базельского комитета по банковскому надзору*. Многие из этих
положений в том или ином виде получили отражение в нормативных актах Банка
России и в российском законодательстве. Однако эффективность надзора
обеспечивает именно целостная система надзорных мероприятий.
Базельский комитет выработал 25 основных принципов надзора, затрагивающих все этапы "жизненного цикла" банков и всю систему взаимоотношений между ними и надзорными органами.
Для направленного ведения банковского надзора должны быть законодательно
определены одна или несколько организаций, например, Центральный банк и
(или) специализированные агентства (бюро, ведомства, комитеты), работающие
под эгидой и в тесном контакте с Центральным банком и (или) Министерством
финансов. Эти организации должны иметь, с одной стороны, четко определенные
функции, с другой стороны, конкретные полномочия. Для выполнения
поставленных задач они должны быть оперативно независимыми и иметь в
* Базельский комитет по банковскому надзору объединяет государства,
представительство имеет в нем и Россия.
* члены ОЭСР и ряд развивающихся стран.
своем распоряжении достаточные ресурсы. Законодатель обязан создать
правовое поле, в рамках которого функционируют органы банковского надзора,
начиная от положения о лицензировании банковских учреждений и постоянном
наблюдении за их деятельностью до стадии ликвидации, а также дать критерии
оценки надежности и устойчивости банков. Нормативным подкреплением
обеспечиваются и санационные процедуры.
Одним из базельских принципов является необходимость лицензирования
банковской деятельности. Подход к выдаче разрешения должен быть жесткий.
Организации, которые не подпадают под определенные критерии, не имеют права
заниматься банковским бизнесом. При рассмотрении заявок на выдачу лицензий
органы банковского надзора внимательно анализируют минимальные размеры
уставного капитала и структуру собственности банка; состав и персоналии
директоров и высших менеджеров; оперативный финансовый план; организацию
внутреннего управления; план развития банка на ближайшую перспективу.
В соответствии со ст. 1 гл. 1 Федерального закона «О банках и
банковской деятельности» под кредитной организацией понимается юридическое
лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности
на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ имеет право
осуществлять предусмотренные этим законом банковские операции. При этом в
законе проводится подразделение кредитных организаций на банки и
небанковские кредитные организации.
Банком является кредитная организация, имеющая исключительное право на
осуществление в совокупности следующих банковских операций: привлечение во
вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных
средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности,
срочности;открытие и ведение банковских счетов физических и юридических
лиц.
Небанковской считается кредитная организация, которая имеет право
осуществлять отдельные предусмотренные данным законом банковские операции в
установленных Банком России допустимых сочетаниях.
Иностранным банком признается кредитная организация, зарегистрированная в
качестве банка на территории иностранного государства в соответствии с его
законодательством.
Для получения разрешения на занятие банковской деятельностью учредители
кредитной организации должны выполнить ряд требований, установленных ЦБ РФ
в соответствии с действующим законодательством.
После выдачи лицензии органы банковского надзора должны иметь право
пересмотра или отклонения любых предложений по передаче другим сторонам
крупных пакетов акций, устанавливая для таких процедур определенные
критерии.
Базельский комитет четко определил правила и нормы контроля в целях
выявления проблемности на возможно более ранних этапах. Органы надзора
должны: определять минимальный размер уставного капитала;
Первоначально было установлено, что с 1 января 1999 г. все кредитные
организации (банки) должны будут иметь собственные средства (капитал),
определяемые как сумма уставного капитала, фондов кредитной организации и
нераспределенной прибыли, в размере не менее 5 млн. ЭКЮ, а кредитные
организации с ограниченным кругом операций - не менее 1 млн. ЭКЮ в рублевом
эквиваленте. Однако позднее ЦБ РФ принял решение о том, что в 1999 г. банки
с капиталом от 1 млн. до 5 млн. ЭКЮ не прекратят своего существования, но с
этого времени их деятельность будет ограничена операциями на внутреннем
рынке банковских услуг в целях защиты небольших банков, их клиентов и
кредиторов от принятия рисков в связи с проведением операций за рубежом.
Таким банкам будет запрещено открывать филиалы и создавать дочерние
организации за рубежом, а также осуществлять операции с драгоценными
металлами и участвовать в капитале других кредитных организаций в объеме,
превышающем 25% от величины уставного капитала последних.
Кредитные организации с капиталом, эквивалент которого составляет менее 1
млн ЭКЮ, с 1999 г. утратят статус банка и должны будут перерегистрироваться
в небанковские кредитные организации или должны быть реорганизованы (путем
присоединения или слияния). В ином случае они подлежат ликвидации в
установленном законом порядке.
По состоянию на 1.01.1997 г. распределение банков в России по величине
объявленного уставного капитала было следующим (с четко выраженной по
сравнению с предшествующим периодом тенденцией к увеличению числа банков с
капиталом от 5 млрд руб. и выше и сокращению числа банков с капиталом ниже
5 млрд руб.):
|Размер уставного капитала |Число банков|% в общем числе банков |
|до 100 млн. руб. |30 |1,5 |
|от 100 млн. до 500 млн. |358 |17,6 |
|руб. | | |
|от 500 млн. до 1 млрд. руб.|179 |8,8 |
|от 1 млрд. до 5 млрд. руб. |683 |33,6 |
|от 5 млрд. до 20 млрд. руб.|592 |29,2 |
|от 20 млрд. до 30 млрд. |64 |3,2 |
|руб. | | |
|от 30 млрд. и выше |124 |6,1 |
|Всего по России |2030 |100 |
Уставный капитал кредитной организации формируется из вкладов (номинальной стоимости акций) ее учредителей (участников), которые могут иметь вид денежных средств или материальных активов (банковского оборудования и здания (помещения), в котором располагается кредитная организация, за исключением незавершенного строительства). При этом установлено, что неденежная часть уставного капитала кредитной организации не должна превышать 20% в первые два года ее деятельности и 10% - в последующие годы.
В 1998 году ситуацию мы можем просмотрев рис.2 « Группировка действующих
кредитных организаций по величине зарегистрированного
уставного капитала по сотоянию на 01.08.1998 г.;
отслеживать, а в определенных случаях ограничивать максимальные границы
рисков ликвидности, платежеспособности, валютных, кредитных (в том числе и
кредиты инсайдерам), процентных, рыночных и других рисков
(см. приложение № 1 );
контролировать адекватность создаваемых ресурсов рискам, связанным с
банковской деятельностью.
Особое внимание уделяется нейтрализации рисков, связанных с качеством
управления банками. Так, органы надзора должны:
"удостовериться в том, что банки обладают системами информирования
руководства, которые позволяют последнему выявить концентрацию рисков в
рамках портфеля активов" (п. 9);
"убедиться в том, что контролируемый банк обладает четкой системой
управления при допущении риска (включающей соответствующее наблюдение за
правлением и высшим управлением)" (п. 13);
"выявить у банков наличие внутренней системы контроля, которая
соответствовала бы типу и масштабу их деятельности" (п. 14).
Такая система, в частности, предусматривает четкое разделение функций по
приему банковских обязательств, расходованию средств, ведению учета активов
и пассивов, защите активов, строгий внутренний аудит и пр.
Базельский комитет считает, что органы надзора должны поддерживать высокие
этические стандарты в финансовом секторе, не допуская преднамеренное или
непреднамеренное использование банка криминальными структурами.
Наряду с возможностью получения, обработки и анализа необходимой информации
от банков, органы надзора должны обладать правом проведения проверок на
местах (инспектирование) и прибегать к услугам внешних аудиторов. В любом
случае "органы банковского надзора должны постоянно находиться в контакте с
банком и полностью понимать смысл проводимых этим учреждением операций" (п.
17). Сотрудничая с банками, органы надзора в то
же время в случае серьезных нарушений должны иметь возможность использовать
"соответствующие средства коррекции" (п. 22).
1.2 Международные стандарты в России
Банк России в июне 1997 г. выразил готовность присоединиться к "Базельским
основополагающим принципам эффективного банковского надзора". При этом
Центральный банк РФ исходил из того, что реализация этих принципов "имеет
чрезвычайно важное значение для создания в России эффективной системы
банковского надзора, соответствующей требованиям рыночной экономики и
отвечающей интересам клиентов и вкладчиков банков" (Вестник банка России, №
41 (204), 1997, с.1).
Присоединение к этим принципам отнюдь не влечет за собой автоматического
улучшения в сфере контроля. Потребуется серьезная корректировка подходов к
банковскому надзору в России, которая связана, в частности, с ужесточением
ряда нормативов, переходом на новый план счетов бухгалтерского учета,
созданием новой системы формирования резервов на возможные потери по ссудам
и многое другое.
Присоединение к базельским принципам должно вылиться в радикальные перемены
в самом надзоре. Переосмыслению должны подвергнуться, в первую очередь,
основы банковского надзора. На первый план выдвигается принцип
"конструктивного сотрудничества", определяемый пониманием не только
объективного существования тесных взаимосвязей между коммерческими банками
и Центральным банком, но и того, что вместе они являются неотъемлемой
частью народнохозяйственного комплекса. В нормальных рыночных условиях они
либо вместе процветают, либо вместе терпят неудачу. Центральный банк может
обеспечить реализацию стоящих перед ним задач (устойчивость национальной
денежной единицы, эффективное функционирование платежной системы и многое
другое, без чего немыслима здоровая экономика) только при наличии прочного
банковского "фундамента" в виде коммерческих банков и благодаря ему.
Банки в процессе оценки условий наиболее выгодного размещения активов,
формирования своего кредитного портфеля решают важнейшую макроэкономическую
задачу — эффективное распределение ресурсов. С этих позиций излишняя
зарегулированность (впрочем как и недорегулированность) их деятельности
лишает экономику этого существенного для рыночного хозяйства механизма.
Следовательно, должны быть и разумные границы надзора (доминирование
принципа "не навреди").
В свою очередь, коммерческие банки объективно заинтересованы в максимальном
общественном доверии к ним, в основе которого — их надежность и
стабильность, которые может обеспечить грамотное, цивилизованное
регулирование банковской деятельности. Коммерческие банки и Центральный
банк — "зеркальное отражение друг друга". Их деятельность и интересы
переплетаются. Эффективная банковская система не может существовать в
условиях их противоборства и недоверия друг к другу. Центральный банк не
должен становится на излишне жесткие позиции, а коммерческим банкам
желательно понять, что надзор в конечном итоге положительно отражается на
их коллективных долговременных интересах.
Необходимость надзора за деятельностью коммерческих банков определяется:
особым положением банка в связи с тем, что он оперирует "дважды
общественными" деньгами — его капитал сформирован на основе акций или паев,
а на счетах находятся средства клиентов;
ролью, которую банки играют в хозяйственной жизни общества (воздействуя на
объем и структуру денежной массы, они активно влияют на общую экономическую
конъюнктуру);
особым доверительным характером отношений между коммерческими банками и их
клиентами. Если в обществе нет к ним абсолютного доверия, то банковская
система не сможет должным образом выполнять свои функции по привлечению и
перераспределению временно свободных денежных средств в обществе, а сами
банки будут недополучать значительные прибыли;
наличием большого числа серьезных и разноплановых рисков банковской
деятельности, потенциально способных в кратчайшие сроки вывести рынок или
его отдельных агентов из состояния равновесия;
возможностью лишь на общегосударственном уровне обеспечить систему гарантий
надежности депозитов и осуществить ряд других мер по поддержанию
стабильности на денежно-кредитных рынках.
Банковский надзор не может быть эффективным без реального выполнения двух
функций: превентивной и защитной.
Первая нацелена на то, чтобы не допустить краха отдельных банков или
дестабилизации рынка в целом. Вторая предусматривает меры нейтрализации или
локализации негативных последствий, если такой крах или дестабилизация все
же произошли. Она состоит из системы мер реальной помощи банкам, попавшим в
сложную финансовую ситуацию, и системы гарантий депозитов, направленных на
защиту интересов вкладчиков в случае банкротства кредитных институтов.
Подобный подход позволяет Центральному банку расширить отношения с
проблемными банками: перейти от помощи в выявлении и оценке проблем,
поисков путей выхода из неблагоприятной ситуации, организационно-
управленческих рекомендаций к временному предоставлению на определенных
условиях средств или отсрочки выплат штрафов, предусмотренных за нарушения.
Последнее определяется тем, что проблемы ликвидности попавших в
затруднительное положение банков могут быстро трансформироваться в проблемы
платежеспособности, поскольку ускоренная реализация долгосрочных активов
(нередко по бросовым ценам) влечет за собой серьезные потери капитала и
может вызвать усугубление финансового положения вплоть до банкротства. Это,
в свою очередь, может сопровождаться для общества значительно большими
издержками, чем своевременное оказание необходимой и адекватной помощи
проблемному банку.
Основным критерием оценки качества надзора должно стать поддержание
абсолютного доверия к банковскому сектору. В дополнение к традиционным
целям второго порядка — поддержание общей стабильности, предотвращение
банкротств крупных банков и системных кризисов — в их состав можно было бы
включить:
фактическое обеспечение безопасности вкладов физических лиц;
борьбу с криминализацией банковской сферы и различного рода отклонениями от
нормы;
отслеживание незаконных банковских сделок организациями и лицами, не
имеющими на это лицензии (например, "черный нал"), недобросовестной
рекламы, ограничений конкуренции, несвоевременности зачисления средств на
счета клиентов и др.
Все элементы общей цели банковского надзора внутренне взаимосвязаны.
Игнорирование любого из них лишает надзор эффективности. Так, с одной
стороны, отсутствие реального механизма защиты вкладов населения обходится
банковской системе в недополучение ресурсов минимум в 30 млрд долл.,
находящихся на руках людей, недоверяющих банкирам. С другой стороны, защита
вкладов населения, по существу, означает ограждение коммерческих банков от
риска массового изъятия денег в случае временных трудностей или паники и в
целом уменьшает риск системного кризиса.
Главное содержание банковского надзора, на мой взгляд, должно быть
переориентировано с оценки отдельных рисков (какими бы значимыми они ни
были) на оценку общей степени концентрации совокупных банковских рисков. К
их числу помимо кредитных рисков и рисков потери ликвидности относятся
процентные, биржевые, валютные, организационные и ряд других, надзор за
которыми не ведется вообще или ведется недостаточно. Однако это вовсе не
означает усложнения или увеличения объема отчетности коммерческих банков.
Особое внимание следовало бы уделить оценке организационных рисков,
связанных с качеством управления кредитных учреждений. Не секрет, что
разорение многих банков прежде всего было связано с неудовлетворительным их
управлением из-за недостаточных квалификации и опыта высших менеджеров.
Недопустимым пробелом в надзоре продолжает оставаться учет рисков,
связанных с потенциальной криминализацией банков. А ведь давно стало
понятно, что привлечение и использование средств из сомнительных
источников, так же как и различные нарушения с целью извлечения
сверхдоходов, подвергают серьезной опасности экономическую устойчивость
кредитных учреждений.
Любые назревшие и даже хорошо продуманные изменения в структуре, целях и
содержании банковского надзора могут уподобиться "стрельбе из пушек по
воробьям" без серьезной перестройки его инструментария.
Рационализация форм и методов банковского надзора, на мой взгляд, должна
исходить из необходимости:
упрощения и рационализации отчетности без ущерба для "прозрачности" банка и
без потери информативности;
удешевления (и одновременно повышения их качества и личной ответственности
проверяющих), за счет уменьшения числа трудоемких и дорогостоящих проверок
с одновременным переносом их основной тяжести на специализированные
аудиторские фирмы, получающие задания на проверки в территориальных
управлениях. Центрального банка (оплата внеочередных услуг аудиторов должна
полностью ложиться на коммерческие банки, нарушающие те или иные
законодательно закрепленные правила деятельности);
полной открытости банковского надзора общественности: серьезные изменения в
нем должны в обязательном порядке предварительно обсуждаться с банковскими
союзами;
максимальной гибкости: любые "модернизации" в банковской деятельности
должны в кратчайшие сроки находить отражение в надзоре. Так,
распространение фьючерсов, сделок своп, других дериватов требует особых
подходов к выяснению новых банковских рисков, новых методов их учета и
регулирования.
Надзорная система, построенная на перечисленных принципах, сложившихся в
ходе становления экономических структур развитых стран, позволит
сформировать банковскую систему, сочетающую в себе достаточную надежность
со способностью выполнять присущие ей специфические функции, без которых
немыслимо современное рыночное хозяйство.
Прокуратура Санкт-Петербурга возбудила 4 уголовных дела по факту незаконной
деятельности прибалтийских банков ЕКА, Рогех (Эстония), по части 1 ст. 172
УК РФ (незаконная банковская деятельность), поскольку "обстоятельства
возможно исследовать только следственным путем".
Дела направлены для организации расследования в Управление Федеральной
службы налоговой полиции РФ по Санкт-Петербургу и приняты к производству
следственной службой УФСНП.
В ходе проведения в июле-августе 1997 г. мероприятий УФСНП по Санкт-
Петербургу по проверке деятельности 14 прибалтийских банков на территории
Санкт-Петербурга (в число которых входят 4 вышеназванных банка) через
корреспондентские счета в российских банках, были выявлены "грубые
нарушения действующего налогового, валютного и банковского законодательств
Российской Федерации". По сведениям налоговой полиции, общая сумма НДС, не
поступившая в федеральный бюджет России в результате полугодовой
деятельности 14 коммерческих банков из стран Балтии, составила 200 млрд
руб. В ходе проверки установлено, что в нарушение действующего
законодательства прибалтийскими банками производился перевод денежных
средств, в том числе и НДС, за рубеж, "минуя процедуры валютного контроля".
Кроме того, выявлено, что упомянутые банки открывали у себя счета
российским предприятиям-резидентам без уведомления Центрального банка РФ и
Госналогслужбы.
2 . Механизм и инструменты надзора
Системный подход к банковскому надзору означает, в первую очередь, подход к
деятельности коммерческих банков как к разветвленной целостной системе,
состоящей из отдельных базовых элементов (банков), связанных между собой
сложными многоуровневыми отношениями. В этой общей системе формируются
подсистемы по разным признакам:
размерам капитала и активов (крупные, средние, мелкие);
организационно-правовой форме (акционерные, паевые);
преимущественным сферам деятельности (коммерческие,ипотечные, экспортно-
импортные и пр.); принадлежности капитала (национальные, иностранные) и др.
В свою очередь каждый отдельно взятый коммерческий банк (базовый элемент
общей системы) также является сложной системой, подчиняющейся определенным
закономерностям развития на отдельных фазах жизненного цикла.
В силу этого системный подход к банковскому надзору предусматривает:
надзор за банковской системой в целом с учетом ее основных подсистем;
надзор за отдельно взятыми коммерческими банками.
Каждая из этих разновидностей надзора имеет свои приоритеты, цели и задачи,
а также инструментарий и механизм воздействия со стороны Центрального
банка.
Главная цель надзора за банковской системой — сохранение общей стабильности
денежно-кредитных рынков, предотвращение системных кризисов путем
постоянного наблюдения за всем банковским сообществом и принятия
своевременных корректирующих мер. Особое место в этом отводится механизму
ранней диагностики.
К превентивным мерам общего характера, используемым органами надзора в
России в целях обеспечения стабильности работы действующих кредитных
организаций, относится и контроль за расширением их деятельности путем
создания обособленных подразделений и расширения круга выполняемых
операций, за реорганизацией кредитных организаций, изменениями в составе
участников и исполнительных органов кредитных организаций и их филиалов.
Действующие банки, ходатайствующие о расширении своей деятельности, должны
располагать минимальным капиталом в установленном Банком России на
соответствующий период размере. Их финансовое положение должно быть
устойчивым, т. е. они должны выполнять обязательные резервные требования,
соблюдать все экономические нормативы и другие требования Банка России, не
иметь убытков и задолженности перед бюджетом и государственными
внебюджетными фондами, выполнять технические и квалификационные требования
Банка России. Они также должны иметь соответствующую предполагаемому
направлению деятельности структуру, включающую службу внутреннего контроля
(внутренний аудит).
Кредитная организация обязана информировать надзорные органы об изменениях
в составе ее участников с предоставлением сведений об участниках, доля
которых в уставном капитале банка превышает 5%. А также сообщать Банку
России обо всех изменениях в персональном составе руководителей
исполнительных органов и о замене главного бухгалтера. Если кандидаты на
данные должности не отвечают требованиям, предъявляемым законодательством к
данным категориям банковских работников, то Банк России не дает согласия на
подобные назначения. В целях усиления надзора за деятельностью кредитных
организаций в сфере платежей и расчетов, а также для повышения стабильности
банковской системы Банк России обязал кредитные организации представлять в
территориальные учреждения ЦБ РФ ежемесячно (начиная с 1.04.1997 г.) вместе
с балансами следующие сведения:
об открытых ими корреспондентских счетах в других кредитных организациях и
остатках средств на счетах «Ностро»;
об открытых в данной кредитной организации счетах других кредитных
организаций и остатках средств на счетах «Лоро»;
о предоставленных межбанковских кредитах и размещенных в кредитных
организациях депозитах;
о полученных межбанковских кредитах и привлеченных от кредитных организаций
депозитах.
Информация о новых счетах «Ностро» и «Лоро» должна передаваться в
территориальные учреждения Банка России в день их открытия. Начиная с
отчетности за первый квартал 1997 г. банки обязаны ежеквартально в срок до
10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, сообщать в
территориальные учреждения ЦБ РФ сведения по корреспондентским счетам
«Ностро» и «Лоро» в разрезе балансовых счетов, видов валют и стран.
Органы надзора могут вводить ограничение (запрет) на осуществление
кредитными организациями операций через корреспондентские счета «Ностро» в
рублях и иностранной валюте, открытые в других кредитных организациях (как
резидентах, так и нерезидентах), в том числе и в случае, если банки не
выполняют своевременно свои обязательства перед кредиторами (вкладчиками),
бюджетом и имеют картотеку к корреспондентскому счету (субсчету) в РКЦ
территориального учреждения Банка России.
Наряду с превентивными мерами, направленными на поддержание стабильности
деятельности здоровых банков, банковский надзор в России, как и в других
странах, ориентирован на выявление у банков проблем на ранней стадии их
возникновения до перерастания в форму неплатежеспособности. Для ранней
диагностики трудностей, с которыми сталкиваются кредитные организации и
которые в будущем могут осложнить их финансовое положение, Банком России
разработана система по выявлению проблемных банков и определению
направлений работы с ними.
2.1 Ранняя диагностика
Ранняя диагностика — один из самых важных, но наименее проработанный в
надзорной банковской практике раздел работы. Главная задача регулирования
банковской системы заключается в направлении ее развития в продуктивном с
народнохозяйственной точки зрения направлении.
Ранняя диагностика начинается с изучения макроэкономической среды с
акцентом на специфические кредитно-денежные показатели. Это обусловлено
тем, что движение от общих вопросов к частным и специальным, от групповых к
индивидуальным дает наиболее реальный результат при минимизированных
трудовых и временных затратах.
Макроэкономический анализ как бы задает рамки механизма ранней диагностики
банковского сектора и подсказывает направления дальнейшего, более
углубленного анализа. В экономическом механизме даже самые, казалось бы,
общие экономические показатели отделяют от конкретных всего несколько
промежуточных звеньев.
В последнее время нередко преобладает тенденция переоценки
самостоятельности и изолированности банковской сферы, возможно, из-за
использования западной методики, не учитывающей характер и специфику
переходного периода и применимой в полной мере лишь в отлаженном рыночном
хозяйстве. Из-за этого за пределами ранней диагностики остаются важные
вопросы. В наших же условиях исключительно важную роль играет внешняя по
отношению к кредитным учреждениям среда, что особенно заметно для мелких и
средних банков.
В числе показателей макроэкономического характера, которые целесообразно
учитывать при анализе банковской системы (наряду с такими показателями как
ВВП, национальный доход, их темпы роста, динамика различных сфер хозяйства
и отдельных отраслей), на первое место выходят кредитно-денежные — темпы
инфляции, движение денежной массы, кредитных ресурсов, их структура и т.д.
Совокупность этих показателей дает представление о среде, в которой
действуют кредитные организации и которая во многом определяет состояние
банковской системы, перспективы и направления ее развития. Нередко уже на
этой стадии анализа можно определить, где искать проблему, выявить уязвимые
места и наметить, что необходимо предпринять в макроэкономическом плане для
исправления ситуации. Соответственно, общебанковские надзорные функции
должны рассматриваться под этим углом зрения.
Лишь на этом фоне конкретному анализу подвергается сама банковская система,
ее динамические и относительные показатели, характеризующие уровень ее
развития и место, принадлежащее ей в народнохозяйственном комплексе, —
динамика "рождаемости" и "смертности" кредитных институтов, их
специализация, территориальное размещение, концентрация кредитных ресурсов,
основные направления (сферы) размещения активов, прибыль и многое другое.
На мой взгляд, целесообразно провести типологию кредитных учреждений, чтобы
применять к каждой группе адекватную систему показателей и мер воздействия.
Существующая система отчетности перед вышестоящими организациями диктует
единые для всех банков показатели (частичные исключения делаются лишь для
организаций с ограниченным кругом операций). Однако между участниками
банковского сообщества есть и различия, порой существенные. Поэтому
введение различных нормативов для разных групп банков с позиций управления
процессом развития банковской системы весьма продуктивно.
Банковское сообщество в России далеко не однородно, что и обуславливает
необходимость типологизации банков по признакам, существенным для
выполнения надзорных функций. В определенной степени таким задачам
отвечает, в первую очередь, группировка банков по величине. В мировой
практике их принято ранжировать по сумме активов. Несмотря на спорность и
механистичность такого подхода, в размерные группы все же попадают банки
приблизительно одного направления — по капиталу, активам, числу и характеру
учредителей, природе и источникам акционерного капитала и, соответственно,
основным сферам привлечения ресурсов и размещения активов.
Механизм ранней диагностики на основе обобщенных данных предусматривает
составление прогнозов развития банковской системы и выработку рекомендаций
по созданию условий для исправления ситуации (или закрепления положительных
тенденций) с помощью конкретных мер, в том числе нормативного порядка.
Такой надзор ведется в настоящее время лишь на общегосударственном уровне.
Однако он, как показывает практика, не эффективен без осуществления
аналогичного надзора на всех основных региональных денежно-кредитных
рынках, в частности, в Москве.
В 1998году возросло число кредитных организаций, у которых была отозвана
лицензия ЦБ РФ на осуществление банковских операций . ( рис.1)
Осуществление надзора за банковской системой на региональном уровне
предусматривает:
постоянный комплексный мониторинг за состоянием дел на денежно-кредитном
рынке с систематическим обобщением обработанных по единой методике данных;
делегирование дополнительных полномочий территориальным управлениям в целях
максимально гибкого воздействия на процессы, происходящие в данном регионе.
Последнее, освобождая центральный аппарат от мелких текущих проблем,
позволит ему сосредоточиться на наиболее значимых для всей национальной
денежной системы участках работы.
В определяющей степени стабильность банковской системы зависит от состояния
отдельных банков. Системный подход обуславливает регламентацию всего пути
движения банка от момента рождения до ликвидации.
Первый этап в деятельности банка — лицензирование. На этой стадии
пристальное внимание уделяется источникам формирования уставного капитала,
составу учредителей, кандидатурам на руководящие должности.
На стадии "созревания" банка управление лицензирования должно подвергать
специальной проработке факты резкой (массовой) смены учредителей, владельца
контрольного пакета акций или концентрации контрольного пакета в руках
ограниченного круга учредителей. Именно они во многом определяют характер
конкретной деятельности банков.
В процессе развития банка происходят события, связанные с его становлением
на рынке банковских услуг — привлечение ресурсов и размещение активов в
целях извлечения прибыли, формирование капитала, распределение прибыли и
др. Строится стратегия развития банка — прорабатываются программы
увеличения ресурсов по различным направлениям и, соответственно, размещения
активов. Проводятся техническое оснащение, найм дополнительного персонала
при расширении деятельности и сфер активности. Контрольные функции
Центрального банка этой стадии проработаны наиболее полно. В частности, уже
есть нормативная база отчетности, приведенная в соответствие с
международными стандартами (см. Инструкции №1 и 17).
Возможно, на этом этапе развития банка более тщательному анализу следует
подвергнуть структуру активов и формирования пассивов. Существующая
нормативная база по чисто формальным количественным показателям
устанавливает границы для соотношений активов, пассивов, капитала,
доходности, резервов. При этом из поля зрения выпадает тот факт, что
пассивы могут иметь практически один источник (скажем, средства населения,
депозит одного крупного клиента) или существенно преобладающую сферу
размещения активов (государственные ценные бумаги, межбанковский рынок,
валютные операции, комиссионные за определенные услуги).
Прочность и стабильность банковской системы в целом, финансовое состояние
ее отдельных элементов — банков — во многом определяются ранним
обнаружением признаков финансовой нестабильности, выяснением причин ее
возникновения и своевременным принятием мер по исправлению ситуации.
Можно предположить, что с позиций рационализации процесса выявления
проблемного коммерческого банка (с последующим анализом причин и принятия
решения относительно дальнейших мероприятий) изучение финансовых
показателей банка, характеризующих его ликвидность, целесообразно вести по
нисходящей — от более общих показателей к более конкретным. Если дела у
банка обстоят неблагополучно, то диагноз можно поставить по первым наиболее
общим финансовым показателям, что, естественно, не отменяет дальнейшее
углубленное изучение.
В преобладающем в настоящее время в надзорной практике подходе фиксируются
уже свершившиеся факты, а действия надзорных органов сводятся к применению
санкций. По-моему, и здесь акцент должен быть перенесен на стадию
предварительного обнаружения потенциальных негативных моментов. При этом
анализ должен проводиться под углом зрения платежеспособности банка, а не
ограничиваться простой фиксацией нарушений. Эти два понятия должны быть
четко разграничены.
Банковское сообщество состоит из отнюдь неоднородных единиц, отличающихся
только по величине. Как правило, размерность отражает качественное различие
банков, а большинство так называемых мелких и средних банков выполняют роль
брокерских контор по работе преимущественно на рынках ГКО, корпоративных
ценных бумаг и МБК. Кредитные операции ограничиваются быстроокупаемыми
торговыми сделками и предоставляются преимущественно учредителям.
Естественно, применять к таким банкам критерии, по которым принято
оценивать полномасштабные коммерческие банки, неправомерно, ведь в
результате получим искаженную картину (подтверждение банковское сообщество
получило в августе 1995 г., когда в критическое положение попали внешне
благополучные коммерческие банки) и нерациональное использование времени и
труда.
Например, можно предположить, что кредитные организации, работающие
преимущественно на рынке межбанковских кредитов, не имеющие опоры в
реальном секторе экономики, в решающей степени зависят от состояния рынков
МБК и ГКО — основной сферы своей деятельности. Выделив группу таких банков
из общей совокупности, можно с высокой степенью вероятности
спрогнозировать надвигающиеся осложнения для этой категории при изменении
положения на рынке МБК и/или ГКО. Причем глубина и степень осложнений,
вытекающих из краха основной сферы размещения активов, таковы, что
кредитная организация не поддается санации, поскольку прекращает
существование сама среда, в которой та оперировала. Дальнейшая работа с
подобными кредитными организациями может вестись лишь в ликвидационном
русле.
Для повышения эффективности банковского надзора целесообразно особое
внимание уделять организациям, которые по своей функциональной нагрузке
могут считаться полноценными банками, то есть способными выполнять свои
обязательства перед клиентами, без сбоев осуществляя основные банковские
функции. В этом есть некоторое отличие от традиционной надзорной практики.
Нарушения правил учета, иные погрешности должны сопоставляться с реальной
возможностью банка выполнять свои функции и степенью подрыва его
ликвидности.
В первую очередь анализируются наиболее общие показатели, характеризующие
финансовое состояние банка в целом. В принципе оценка состояния банка
наиболее полно и адекватно проводится по той или иной модификации западной
системы САМЕL (капитал, активы, управление, доходность, ликвидность).
Исследование каждого компонента общей системы показателей проводится от
общих показателей к более подробному анализу в индивидуальном порядке:
оценка уровня рентабельности банка с точки зрения его устойчивого развития
и конкурентоспособности, использование прибыли, источники формирования
прибыли (удельный вес операций, приносящих прибыль), соотношение
краткосрочной и долгосрочной прибыли;
оценка уровня ликвидности с позиций достаточности для выполнения текущих
обязательств.
Главными и общепринятыми источниками информации о финансовом состоянии
кредитной организации являются: баланс; отчет о прибыли и убытках; общая финансовая отчетность ф-17;
расшифровка просроченной задолженности; расшифровка МБК; котировка акций;
соблюдение нормативных показателей; соблюдение обязательных резервных
требований; материалы (сигналы) результатов аудиторских и прочих проверок;
состояние корреспондентского счета, соблюдение расчетной дисциплины, факты
задержки платежей; выполнение обязательств перед бюджетом; информация о
кадровом составе (руководство); учет специфики банка (история создания,
учредители, клиентура); анализ периодической и специальной печати.
Данные источники информации имеют недостатки: они недостаточно полны и не
всегда достоверны. Однако в совокупности позволяют объективно оценить
состояние банковской системы в целом и отдельного банка. Введение
динамических показателей — изменение активов, прибыли, собственного
капитала — позволяет уловить настораживающие сигналы, чтобы затем более
детально изучить документы конкретной кредитной организации.
Полученные данные анализируются с позиций выявления проблемного банка.
2.2 Проблемные ситуации
Критерии проблемности банка подробно описаны в письме ЦБ РФ № 265 от
02.04.96 г. В зависимости от степени проблемности банки разбиваются на три
группы, в соответствии с чем принимаются решения относительно дальнейшей
работы с ними.
Признаки проблемности непосредственно вытекают из определения критериев
проблемности. Таким образом, аналитики должны отслеживать эти признаки,
учитывать и систематизировать их и при накоплении соответствующего числа
признаков относить банк к той или иной группе.
При обнаружении признаков проблемности у банка или кредитной организации
проводится тщательный и углубленный анализ их финансового состояния.
На основании полученных данных можно сделать достаточно достоверный вывод о
финансовом состоянии банка, о причинах возникновения трудностей, их степени
и глубине, о возможности преодоления осложнений самостоятельно или путем
проведения определенных мероприятий, например организационно-управленческих
мер или стабилизационного кредита. Политика регулирования проблемного банка
определяется в зависимости от его положения на рынке, степени и характера
финансовых проблем, клиентуры и учредителей, а также других факторов,
влияющих на принятие решения. Соответственно принимают решение о санации
банка или процедуре ликвидации в той или иной форме (под ликвидацией
понимается в том числе и потеря самостоятельности).
Программа санации кредитного учреждения — самостоятельная задача, требующая
работы коллектива высококвалифицированных специалистов, причем в области
банковского маркетинга и стратегии развития банка (а не бухгалтеров-
ревизоров) в течение определенного времени.
На стадии "угасания" банка важно определить степень тяжести проблем и
возможности банка, а также целесообразность проведения санационных
(оздоровительных) мероприятий. Тщательно анализируются причины попадания
банка в затруднительное положение, причем не все они возникают по вине
самого банка. Самые простые — намеренно рискованная кредитная политика,
недостаточно компетентное руководство. Тогда вступает в силу процедура
ликвидации, смены руководства или превращения кредитного учреждения в
филиал более благонадежного банка, хотя в этом случае непросто решить
проблему просроченной и безнадежной задолженности (как и вариант перевода
клиентов на обслуживание в другой банк). Стоит учитывать и неравномерность
территориального распределения участников банковского сообщества.
Насыщенностью кредитными организациями отличаются только Москва и Санкт-
Петербург. В других регионах выбор обслуживающего банка не велик.
Иначе обстоит дело с теми, кто был связан по линии кредитования с
предприятиями, попавшими в сложное положение из-за неблагоприятной
макроэкономической конъюнктуры. Вину банка как кредитного учреждения здесь
усмотреть трудно. Кроме того, он, как правило, выполняет в своем регионе
важную социально-экономическую функцию, и его ликвидация по чисто
формальным признакам чревата значительным экономическим ущербом. Задача
надзорных органов — возможно более точно установить причины трудностей
банка и помочь найти рациональный выход из создавшегося положения. Понятно,
что чем раньше будут установлены признаки проблемности и предприняты
адекватные меры, тем меньше негативных последствий вызовет явление.
Итак, системный подход к банковскому надзору за отдельными
банками предусматривает: четкое разграничение этапов жизненного цикла:
"зарождение" (закладывается фундамент дальнейшего развития);
"становление" (рост финансово-экономических показателей, расширение сферы
деятельности, увеличение персонала) и "затухание";
фиксацию на каждом из этапов основных целей банковского надзора: на первом
— отбор достойных претендентов, на втором — предотвращение сбоев в
нормальном развитии, на третьем — вывод из состояния "старения", в случае
невозможности — цивилизованная ликвидация с минимальными социально-
экономическими издержками и соответственное выделение важнейших
инструментов воздействия на банки;
поэтапное разграничение функций подразделений надзорного блока с выделением
управления — координатора. На первом этапе роль координатора закрепляется
за управлением лицензирования, на втором — за сводно-экономическим
управлением и управлением пруденциального надзора, на третьем — за
управлением санирования. Решения, принимаемые в рамках своих полномочий
управлениями-координаторами, обязательны для выполнения всеми другими
подразделениями надзорного блока.
Признаками существования финансовых трудностей у кредитных организаций
считаются:
нарушения законодательства и нормативных актов, в первую очередь
несоблюдение экономических нормативов и резервных требований;
наличие неоплаченных документов клиентов и претензий к корреспондентскому
счету;
резкие колебания ежедневных остатков средств на корреспондентских счетах
банков, особенно если минимальные остатки составляют критическую, близкую к
нулю, величину;
выявление в ходе проверок банка фактов нарушений правил бухгалтерского
учета, представления недостоверной отчетности, проведения рискованной
кредитной и процентной политики;
неудовлетворительные оценки результатов работы банка по системе ранней
диагностики Банка России;
убыточная деятельность, в том числе не обеспеченное собственными средствами
банка развитие внутренней инфраструктуры;
выплата дивидендов при неудовлетворительном финансовом положении банка (в
том числе до итогов отчетного года); резкие изменения в составе участников
и руководителей банка; отсутствие ежегодной аудиторской проверки
деятельности банка;
информация отрицательного характера о банке и его деятельности, поступающая
из министерств и ведомств, от граждан, средств массовой информации, жалобы
клиентов на его работу.
Разработаны рекомендации по определению степени проблемности банков,
позволяющие достаточно точно оценивать их состояние^. Все кредитные
организации в зависимости от характера выявленных у них проблем и причин их
возникновения подразделяются на финансово стабильные банки; банки, имеющие
первые признаки проблемности; банки, испытывающие временные трудности;
банки с первыми признаками банкротства; критические (финансово
нестабильные) банки. По состоянию на 1.10.1996 г. к стабильно работающим
относились 37,1% от общего числа российских банков. Банки с первыми
признаками проблемности составляли 21,5%, испытывали временные трудности-
22,7% ,первые признаки банкротства наблюдались приблизительно у 2% банков,
отрицательный капитал имели 11% от общего числа банков.
Введение данной классификации банков важно для организации надзора за ними,
разработки мер воздействия на проблемные банки, в том числе и для принятия
решений об их финансовом оздоровлении (санации) или ликвидации, так как
применение той или иной предусмотренной законодательством меры зависит от
степени проблемности кредитной организации и ее функциональной роли в
банковской системе.
Для осуществления своих функций в области банковского надзора и
регулирования Банк России регулярно проводит тематические и комплексные
инспекционные проверки кредитных организаций и их филиалов на местах. Эти
проверки дают возможность получить более точное представление о реальном
финансовом состоянии банков, качестве работы их структур, достоверности
предоставляемой отчетности и тем самым позволяют в случае необходимости
принимать в отношении их более адекватные меры.
3. Формы воздействия со стороны надзорных органов на допускающие нарушения
кредитные организации
При нарушении кредитной организацией федерального законодательства,
нормативных актов и предписаний Банка России, непредоставлении информации
или представления неполной или недостоверной информации ЦБ РФ вправе:
потребовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений,
взыскать штраф в размере до 0,1% от размера минимального уставного капитала
или ввести ограничения на проведение кредитной организацией отдельных
операций на срок до шести месяцев.
Если кредитная организация не выполняет в установленные надзорными органами
сроки предписания об устранении допущенных ею нарушений или если эти
нарушения или совершаемые банком операции создают реальную угрозу интересам
кредиторов и/или вкладчиков, Банк России имеет право по отношению к
кредитной организации:
взыскать штраф в сумме до 1% от размера оплаченного уставного капитала, но
не более 1% от минимального размера уставного капитала;
потребовать осуществить мероприятия по ее финансовому оздоровлению, в том
числе изменить структуру активов, произвести замену руководителей, провести
реорганизацию;
установить для нее индивидуальные обязательные нормативы на срок до шести
месяцев;
запретить проведение отдельных банковских операций, предусмотренных
выданной лицензией, на срок до одного года, а также ввести запрет на
открытие филиалов на срок до одного года;
назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на
срок до 18 месяцев;
отозвать лицензию на проведение банковских операций в порядке,
предусмотренном федеральным законодательством.
Основаниями для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление
банковских операций могут служить:
установление недостоверности сведений, на основании которых была выдана
лицензия;
задержка начала осуществления банковских операций, предусмотренных
лицензией, более чем на год со дня ее выдачи; установление фактов
недостоверности отчетных данных; проведение не предусмотренных лицензией
банковских операций (даже однократное);
нарушение банковского законодательства, нормативных актов ЦБ РФ, если в
течение года к кредитной организации неоднократно применялись меры
воздействия, предусмотренные Федеральным законом «О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)»;
неудовлетворительное финансовое положение, неисполнение кредитной
организацией своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами.
После отзыва лицензии у кредитной организации Банк России имеет право
обратиться в арбитражный суд с иском о ее ликвидации.
Основные направления развития и совершенствования надзора за кредитными организациями в России
Суммируя вышесказанное, можно сделать выводы относительно перспектив
развития и совершенствования банковского надзора.
1. Надзор за банковской системой в широком плане распадается на три
взаимосвязанных блока: макроэкономический анализ, мониторинг банковской
системы, надзор за отдельным банком.
2. Надзор должен быть нацелен в первую очередь на максимальное укрепление
общественного доверия к банковской системе, предотвращение массовых
банкротств банков.
3. Центр тяжести банковского надзора следует перенести на возможно
более ранние стадии обнаружения проблем банков.
4. Надзорная практика должна учитывать различные этапы жизненного цикла
банка — лицензирование, достижение зрелости, прекращение деятельности,
рассматривая их как элементы единой системы. Для реализации поставленных
целей необходимо выработать новые подходы к отчетности банков. Документация
должна позволять выявить первые признаки неплатежеспособности банков и при
этом быть понятной и неперегруженной. В этой связи возможно более широкое
внедрение нетрадиционных экономико-статистических методов мониторинга.
5. Совершенствование надзорной практики должно опираться на соответствующие
структурные преобразования, модернизацию методов деятельности, максимальную
координацию усилий всех подразделений надзорного блока.
Банковский надзор в России - динамично развивающаяся система. Даже в
условиях нормально функционирующей экономики изменение внешних условий
деятельности кредитных организаций, усложнение самой банковской практики,
появление новых финансовых инструментов вызывают расширение состава рисков,
принимаемых кредитными организациями, и ставят перед органами банковского
надзора задачу постоянного совершенствования применяемых инструментов
надзора за финансовым состоянием банков.
В ситуации же, когда сохраняются серьезные трудности в реальном секторе
экономики, существуют нерешенные проблемы в самой банковской сфере,
требуется принятие комплекса мер по укреплению банковской системы России,
поддержанию финансовой устойчивости банков, снижению риска системного
кризиса. Занимая активную позицию, Банк России исходит из того, что
надзорная деятельность должна иметь конструктивный, созидательный характер,
т. е. использовать в практике регулирования такие инструменты, которые в
рамках полномочий и ответственности ЦБ РФ способствовали бы формированию
действенной прогрессивной банковской системы, оптимизации ее
институциональной структуры, инициировали бы реструктуризацию банковской
сферы в соответствии с перспективными сдвигами экономического развития
страны.
Органы банковского надзора России видят в качестве своей главной задачи не
поиск и наказание банков, допускающих нарушения, а создание условий для
более эффективного функционирования банковской системы в целом. Для
повышения эффективности и результативности надзорной деятельности органы
надзора стремятся добиться большей открытости («транспарентно-сти»)
ситуации в отдельных банках и в банковской сфере в целом как для Банка
России, так и для кредиторов и вкладчиков коммерческих банков на основе
совершенствования системы учета и отчетности в кредитных организациях
Российской Федерации и приближении ее к требованиям, вытекающим из
международного опыта банковской практики, улучшения методики оценки
состояния дел в кредитных организациях .Для этого Банком России разработан
новый План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях Российской
Федерации, который планируется ввести с 1.01.98 г. вместе с переработанными
вариантами Инструкций ЦБ РФ № 1 и 17.
Активизация надзора за кредитными организациями предполагает: обеспечение
достоверности предоставляемой банками ЦБ РФ информации;
повышение требований, предъявляемых к владельцам банков и их руководителям,
системе внутреннего контроля в банках;
методологическую доработку контроля за деятельностью филиальной сети
кредитных организаций;
мониторинг состояния всех корреспондентских счетов банков в режиме
реального времени;
совершенствование системы экономических нормативов с учетом эффективности
их применения в условиях меняющейся банковской практики и вводимых
изменений в бухгалтерском учете;
использование дифференцированного подхода к применению мер регулирования
кредитных организаций в зависимости от значения конкретного банка для
системы в целом;
разработку способов поддержки перспективных с точки зрения укрепления
банковской системы кредитных организаций.
Особое место в системе надзора за кредитными организациями и своевременном
выявлении проблем банков отводится деятельности аудиторских фирм. Придается
важное значение организации постоянного сотрудничества ЦБ РФ с независимыми
аудиторскими фирмами и последних с банками. Признается необходимым
активизировать позицию Банка России по регулированию аудиторской
деятельности, повышению ее качества. Для этого помимо лицензирования
аудиторской деятельности предполагается ввести в практику предварительное
согласование с ЦБ РФ аудиторских фирм для проверки крупных
(структурообразующих) банков, надзора за аудиторскими фирмами, их
персоналом прежде всего по линии анализа качества проводимых ими проверок и
применения мер воздействия к тем фирмам и аудиторам, работа которых не
отвечает требованиям Банка России.
Важными моментами в перспективном развитии банковского надзора в России представляется организационное обособление ЦБ РФ от контроля за процедурой ликвидации несостоятельных банков и создание предусмотренного законом «О банках и банковской деятельности» фонда (корпорации) обязательного страхования вкладов.
Безусловно, ситуация в банковской сфере России может существенно измениться
к лучшему лишь в том случае, если произойдут положительные сдвиги в
экономике страны в целом. Однако органы банковского надзора уже сейчас
предпринимают усилия по оздоровлению банковской сферы. ЦБ РФ разработал
«Концепцию стабилизации и повышения надежности банковской системы России»,
определяющую комплекс мер по предотвращению системного кризиса в банковской
сфере и механизм его реализации, и приступил к воплощению ее в жизнь. Одним
из условий кардинального улучшения положения в банковской сфере страны
является совершенствование самой системы надзора за деятельностью кредитных
организаций с учетом международного опыта организации банковского надзора и
отечественной практики.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1
С учетом уровня кредитного риска, который определяется принадлежностью
ссуды к той или иной группе в зависимости от наличия соответствующего и
надлежащим образом оформленного обеспечения, а также числа дней просрочки
платежа, введена классификация ссуд по пяти группам риска:
1. Стандартные ссуды. К ним относятся ссуды, по которым своевременно и в
полном объеме погашается основной долг, включая ссуды, пролонгированные не
более 2 раз в установленном порядке, а также просроченные до 30 дней
обеспеченные ссуды.
2. Нестандартные ссуды. Сюда включаются просроченные до 30 дней
недостаточно обеспеченные ссуды и просроченные от 30 до 60 дней
обеспеченные ссуды.
3. Сомнительные ссуды. В эту группу входят просроченные до 30 дней
необеспеченные ссуды, просроченные от 30 до 60 дней недостаточно
обеспеченные ссуды и просроченные от 60 до 180 дней обеспеченные ссуды.
4. Опасные ссуды. Это просроченные от 30 до 60 дней необеспеченные ссуды
и просроченные от 60 до 180 дней недостаточно обеспеченные ссуды.
5. Безнадежные ссуды. К ним относятся просроченные от 60 до 180 дней
необеспеченные ссуды и все ссуды, просроченные больше, чем на 180 дней.
Для каждой из пяти групп классифицированных ссуд установлены
соответствующие их уровню кредитного риска нормы резервных отчислений на
покрытие вероятных убытков: 2% - по первой группе; 5 - по второй; 30 - по
третьей, 75 - по четвертой и 100% - по пятой.
По ссудам, принадлежащим к первой и второй группам риска, банки
самостоятельно определяют необходимость создания резерва на возможные
потери, а по ссудам, отнесенным к третьей, четвертой или пятой группам
риска, резерв на возможные потери формируется коммерческими банками в
обязательном порядке.
При этом отчисления в резервы на возможные потери по ссудам, отнесенным к
третьей, четвертой, пятой группам риска, за исключением ссуд, выданных под
гарантию Правительства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации
и/или под поручительство Министерства финансов Российской Федерации, а
также по не имеющим обеспечения ссудам, относятся на себестоимость
оказываемых банками услуг. Иначе говоря, они создаются за счет расходов
банка, что позволяет избегать формирования и использования банками части
прибыли, которая может оказаться необходимой для возмещения убытков по
невозвращенным ссудам. В то же время резерв на возможные потери по
необеспеченным ссудам, хотя и относится на расходы банка, но не уменьшает
налогооблагаемую базу при расчете налога на прибыль.
Установлены нормативы текущей, мгновенной и долгосрочной ликвидности,
рассчитываемые как соотношение между активами и пассивами с учетом сроков,
сумм и типов активов и пассивов и других факторов. Решено, что отношение
суммы ликвидных активов банка к его обязательствам по счетам до
востребования и на срок до 30 дней (показатель текущей ликвидности) должно
составлять не менее 30% с 1.02.1997 г. и не менее 70% - с 1.02.1999 г.
зательств по счетам до востребования с баланса на 1.02.1997 г. (норматив
мгновенной ликвидности), а объем выданных банком кредитов, займов и
депозитов в драгоценных металлах со сроком погашения свыше года не может
превышать 120% от суммы капитала кредитной организации и ее обязательств по
депозитным счетам, полученным кредитам и другим долговым обязательствам на
срок свыше года (норматив долгосрочной ликвидности). По состоянию на
1.10.96 г. 23% банков от их общего числа были убыточными. В 1996 г. в
состоянии устойчивой неликвидности находились 15% банков, которыми было
привлечено до 10% ресурсов.
Ограничение рисков концентрации. Для снижения рисков концентрации,
явившихся для многих банков причиной их плачевного финансового состояния, в
России введены следующие ограничения.
1. Определена допустимая степень риска на одного заемщика или группу
связанных заемщиков, под которыми понимаются юридические и физические лица-
заемщики, связанные между собой экономически или юридически, т. е. через
общую собственность и/или взаимные гарантии и/или обязательства, и/или
контроль над имуществом друг друга, или посредством совмещения руководящих
должностей ,-не более 40% собственных средств (капитала) кредитной
организации с баланса на 1.02.1997 г. и не более 25% - с баланса на
1.02.1998 г.
2. Установлен предел крупных кредитных рисков, определяемых как общая
сумма требований, взвешенных с учетом риска, к одному заемщику или группе
связанных заемщиков со стороны кредитной организации в размере свыше 5% ее
капитала. С 1997 г. допускается не более чем десятикратное превышение
совокупной величиной крупных кредитов и займов, выданных кредитной
организацией, объема ее капитала. С 1998 г. отношение крупных кредитов и
займов к капиталу кредитной организации не должно превышать 8 раз.
(Сведения о крупных кредитах и займах должны представляться ежемесячно в
Главное управление (Национальный банк) ЦБ РФ по месту нахождения
корреспондентского счета кредитной организации вместе с балансом и
расчетами экономических нормативов.)
3.Риск на одного кредитора (вкладчика) ограничивается 40% с баланса на
1.02.1997 г. и 25% собственных средств (капитала) кредитной организации - с
баланса на 1.02.1998 г.
4.Риск на одного заемщика-акционера (пайщика) банка не может превышать 20%
с баланса на 1.01.1997 г., а совокупная величина кредитов и займов,
выданных акционерам (пайщикам), - 50% собственных средств (капитала) банка
с 1.01.1998 г. (По данным инспектирования банков основными причинами
финансовых трудностей кредитных организаций, вызванных предоставлением
ссуд, наряду с неправильной оценкой платежеспособности заемщиков, ошибками,
допускаемыми при оформлении залога, является непродуманная выдача кредитов
акционерам, инсай-дерам и дочерним структурам.)
5.Максимальный размер кредитов и займов, гарантий и поручительств,
предоставленных банком своим инсайдерам (т. е. физическим лицам: настоящим
и бывшим акционерам, имеющим более 5% акций, директорам (президентам,
председателям и их заместителям), членам Совета, членам кредитного совета
(комитета), руководителям дочерних и материнских структур и другим лицам,
которые могут повлиять на решение о предоставлении кредита, а также их
родственникам и другим лицам, участвующим в сторонних структурах, в которых
также принимают участие инсайдеры), ограничивается 2% на одного инсайдера и
связанных с ним лиц и 3 % по совокупности - с баланса на 1.07.1997 г.
При определении размера рисков концентрации учитываются общие суммы
соответственно требований или обязательств кредитной организации, включая
50% забалансовых гарантий и поручительств.
По состоянию на конец каждого операционного дня суммарная величина всех
длинных (коротких) открытых валютных позиций не должна быть больше 30%, а
открытые позиции (длинные или короткие) по отдельным иностранным валютам и
российским рублям не могут превышать 15% собственных средств (капитала)
кредитной организации. Суммарная же величина открытых позиций в драгоценных
металлах по состоянию на конец каждого рабочего дня ограничивается 10%
собственных средств (капитала) банка.
Банки, имеющие лицензии Банка России на проведение валютных операций,
капитал которых не превышает 6,0 млн ЭКЮ в рублевом эквиваленте (по
состоянию на первый рабочий день отчетного месяца), должны представлять
отчетность об открытых валютных позициях еженедельно (с разбивкой по
каждому дню недели) не позднее 13 часов по местному времени вторника
недели, следующей за отчетной. Те же банки, у которых собственные средства
превышают 6,0 млн ЭКЮ в рублевом эквиваленте (по состоянию на первый
рабочий день отчетного месяца), должны представлять отчетность об открытых
валютных позициях ежедневно не позднее 13 часов по местному времени дня,
следующего за отчетным.
Количество стабильных кредитных учреждений по данным Центробанка на
01.08.98 года увеличивается ,что и отражено на графике. Связанно это
главным образом с действиями ЦБ по усилению банковской системы и
многочисленным слияниям крупных кредитных олигархов в объединения с крупным
уставным капиталом. Все это связано с проблемой “выживания” в нестабильной
экономической ситуации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ПРИ НАПИСАНИИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ :
« БАНКОВСКИЙ НАДЗОР В РОССИИ»
1.«Банковский надзор: зарубежный опыт и проблемы его применения в России».
Сборник статей. Составитель: О.Н.антипова. Москва 1996г.
2.«Надзор, инспектирование и аудит коммерческих банков России» Сборник статей, часть 1.Составитель: Л.А.Познякова. ЦПП ЦБ РФ ,1996
3.«Международные стандарты банковского надзора» О.Н. Антипова. ЦПП ЦБ РФ
,1997 Москва
4.«Основные принципы банковского надзора» справочники о деятельности
Центральных Банков №7 . Деррик Уэр, Москва 1997
5.«Вестник Банка России» № 8 , Москва 1998
6.«Деньги и Кредит» , № 1 и № 2 , Москва 1998
7.Нормативные документы ЦБ РФ
8.«Закон о Центральном Банке»
9.«Закон о банках и банковской деятельности»
-----------------------
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]