Министерство образования Российской Федерации
Тюменский государственный университет
Институт государства и права
Специальность: Государственное и муниципальное управление
Р Е Ф Е Р А Т
на тему:
Конституционно-правовые основы государственной службы
Выполнил студент IV курса дневного отделения гр. 1597
Лесовой Сергей Юрьевич
2002г.
Законодательство о государственной службе Российской Федерации образуют нормативные правовые акты, регулирующие ее организацию и правовое положение государственных служащих — условия и порядок их работы, права и виды поощрения, обязанности и ответственность, прекращение ими государственной службы и т. п.
Основные источники этого законодательства перечислены в Федеральном
законе "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 31 июля
1995 г. (ст. 4 п.1). Разумеется, и сам этот закон является одним из главных
ее источников. Любое законодательство представляет собой систему, а система
законодательства о гос. службе является двухуровневой. Первый из уровней —
федеральный. Здесь речь идет о Конституции РФ, Федеральном законе "Об
основах государственной службы Российской Федерации", других федеральных
законах и иных нормативных правовых актах РФ. Второй уровень —
законодательство субъектов Федерации — их конституции, законы, уставы и т.
п. Все это законодательство имеет конституционное происхождение.
В Конституции РФ нет конкретного регламента государственной службы, но есть целый ряд положений, закладывающих ее основы:
Верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории
Российской Федерации (ст. 4 ч. 2). Это положение связано с федеративной
природой государства и означает, что федеральная Конституция и федеральные
законы в силу их верховенства на всей территории Российской Федерации не
нуждаются в подтверждении в какой-либо форме субъектами Федерации; на всей
территории государства они действуют прямо и непосредственно.
Единство системы государственной власти, разграничение предметов
ведения между РФ и ее субъектами (ст. 5 ч. 3). Это означает, что власть
Федерации распространяется на всю ее территорию, обеспечивает тесное
функционирование всего государственного механизма разных уровней.
Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие (ст. 18). Права и свободы человека и гражданина, неотчуждаемые от человека и общепризнанные мировым сообществом, являются непосредственно действующими, т. е. их осуществление не зависит от того, признает их государство или нет. Права и свободы человека – явление объективной социальной реальности. Государство не дарует человеку права и свободы, оно лишь познает и закрепляет их в своем законодательстве. Именно права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. При этом следует иметь ввиду, что в деятельности всех ветвей государственной власти – законодательной, исполнительной и судебной, органов и должностных лиц местного самоуправления признание, обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина имеют приоритетное значение. Из этого вытекает требование, согласно которому все органы государственной власти и местного самоуправления должны сверять свою деятельность с непосредственно действующими правами и свободами граждан.
Обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2).
Разделение законодательной, исполнительной и судебной власти (ст. 10).
Здесь речь идет не о параллельно существующих и абсолютно независимо друг
от друга развивающихся властях, а об их сотрудничестве и даже единстве, в
рамках которых сохраняется и конституционно обеспечивается различие и
самостоятельность органов, осуществляющих законодательство, управление и
правосудие.
Иными словами, в отечественной конституционной практике понятие
разделения властей равнозначно понятию организационного обособления
властей. Законодательную власть в Российской Федерации осуществляет
Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации, исполнительную –
Правительство Российской Федерации, судебную – суды Российской Федерации.
При этом согласно 10 статье государственная власть едина, но функции ее –
законодательство, управление и правосудие – осуществляются различными
органами, каждый из которых может выполнять, и в практике российского
конституционализма и конституционной практике иных государств действительно
выполняет отдельные полномочия, с точки зрения классических представлений о
разделении властей входящие в компетенцию этих органов.
Равный доступ граждан к государственной службе (ст. 32 ч. 4). Это положение соответствует ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которой граждане без каких-либо необоснованных ограничений и дискриминаций имеют право и возможность допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе.
Некоторые обязанности всех должностных лиц (ст. 24 ч. 2, ст. 41 ч. 3, ст. 46 ч. 2 и др.).
Нормативным основанием для определения системы исполнительной власти в
структурном плане является Конституция РФ. Статья 5 ее говорит о «единстве
системы государственной власти»; гл. 12 — о «системе органов
государственной власти»; в п. «г» ст. 71 Конституции РФ в числе других
ветвей власти сказано о «системе федеральных органов исполнительной
власти». В итоге получается, что достаточно полного системно-структурного
определения исполнительной власти в Конституции нет. В ст. 77 говорится о
единой системе исполнительной власти, образуемой федеральными органами
исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации
в рамках предметов исключительного ведения федерации и совместного ведения.
В таком же контексте эти подсистемы органов упомянуты и в ст. 78, а в ст.
112 косвенно сказано о структуре органов исполнительной власти». Кроме
того, Конституция использует термин «государственный орган». Это ставит
проблему соотнесения этих понятий и терминов между собой в целях выработки
единого представления об органе исполнительной власти, а также о системе
исполнительной власти в целом, об отличии правового статуса органа
исполнительной власти от правового статуса органа управления
государственного и негосударственного.
Из конкретных органов исполнительной власти Основной Закон выделяет
Правительство РФ (ст. 110). Другие органы упомянуты в общей форме — как
федеральные органы исполнительной власти, как органы исполнительной власти
субъектов РФ (ст. 77,112).
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации. – М.: 2001. – 48с.
2. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации. /
Отв. ред. В.В. Лазарев. 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Спарк, 2001. –
670с.
3. Пикулькин А.В. Система государственного управления: Учебник для вузов. –
2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 399с.
4. Чиркин В.Е. Государственное управление. Элементарный курс. – М.: Юристъ,
2002. – 320с.