Министерство образования РФ
Воронежский государственный технический университет
Кафедра энергетические системы
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Испытание и обеспечение надёжности ДЛА»
Вариант: 2-2-1
Выполнил: студент гр. РД-991
Огурцов П.В.
Проверил: Батищев С.И.
ВОРОНЕЖ 2003
Задание
Оценить надежность ДЛА по результатам огневых испытаний. Исходные данные:
Проведены огневые испытания N двигателей по программе, обеспечившей проверку всех эксплуатационных условий применения двигателя. При этом были измерены значения основного параметра - тяги двигателя R. При испытаниях зарегистрировано два отказа двигателя: один - на основном (стационарном) режиме и один – на останове. Причины отказов были установлены и устранены конструктивными изменениями, которые по своему характеру позволяют считать все испытанные двигатели за исключением аварийных, представительными для расчета надежности.
Требуется оценить надежность (вероятность безотказной работы)
двигателя с учетом ограниченного объема полученной информации, выполнив
расчет точечной оценки надежности [pic] и ее нижней доверительной границы
[pic], соответствующей заданной доверительной вероятности (. При расчетах
принять допущение о нормальном законе распределения тяги двигателя,
обеспечив проверку правомерности такого допущения с помощью статического
критерия (2.
Общие положения, принимаемые при оценке надежности
Представим двигатель как сложный объект, состоящий из
четырех независимых систем, характеризующий следующие его свойства:
. безотказность функционирования при запуске;
. безотказность функционирования на стационарных режимах;
. безотказность функционирования на останове;
. обеспечение требуемого уровня тяги.
Принимая во внимание независимость функционирования названных систем, будем характеризовать надежность двигателя как произведение вероятностей безотказной работы отдельных его систем.
РДВ=Рзап(Рреж(Рост(Рпар,
(1)
где РДВ - вероятность безотказной работы двигателя;
Рзап - вероятность безотказного функционирования двигателя на запуске;
Рреж- вероятность безотказного функционирования двигателя на стационарных режимах;
Рост- вероятность безотказного функционирования двигателя на останове;
Рпар- вероятность обеспечения требуемого уровня тяги.
В качестве величины тяги, характеризующей данный экземпляр двигателя, принимается ее среднее значение, полученное на номинальном режиме, или расчетное значение тяги, приведенное к номинальному режиму и условиям работы двигателя.
Оценка надежности двигателя осуществляется по результатам раздельной оценки надежности систем и последующего вычисления надежности двигателя в целом. При этом расчет нижней доверительной границы надежности по параметру тяги целесообразно выполнить по схеме «параметр - поле допуска», а вычисление остальных оценок надежности (точечных и интервальных) для всех систем - по схеме «успех-отказ».
Методика расчета надежности по результатам огневых испытаний
Точечные оценки надежности систем [pic] вычисляются по формуле
[pic],
(2)
где Ni-общее количество испытаний i-й системы;
Mi-количество отказов i-й системы в Ni испытаниях.
Для системы обеспечения тяги в качестве числа отказов М используется число испытаний, при которых измеренные значения тяги R вышли за пределы заданного допуска [Rmin – Rmax]. Измерения тяги представлены в табл. П 1 для двух базовых вариантов статистики.
Нижние доверительные границы надежности для схемы «успех - отказ» оцениваются по формуле
[pic], (3)
в которой значения (((,( определяются по табл. П 2 в зависимости от величины доверительной вероятности ( и числа степеней свободы
Ki = 2Mi+2. (4)
Для наиболее распространенного практического случая отсутствия отказов
(Mi=0), имеющего место при гарантированном устранении причин всех
выявленных отказов, формула (3) приобретает вид
[pic]. (5)
Так как для расчета надежности по схеме «параметр - поле допуска» требуется знание закона распределения параметра, выполним проверку справедливости предложенного выше допущения о нормальном законе распределения параметра тяги. Для этой цели используем наиболее употребительный статистический критерий (2 (критерий Пирсона), по которому за меру расхождения между статистическим (экспериментально полученным) и теоретическим законами распределения принимается величина
[pic].
(6)
Здесь (- число разрядов (интервалов), на которые разбит весь диапазон
возможных значений параметра; N - объем проведенных измерений; mi
-количество измерений, попадающих в i-й разряд (интервал); Pi- вероятность
попадания параметра в i-й интервал, вычисленная для теоретического закона
распределения.
В качестве параметров теоретического нормального закона распределения
принимаются величины:
. среднее измеренное значение параметра
[pic];
(7)
. среднеквадратическое отклонение параметра, вычисленное по результатам измерений
[pic]. (8)
Полученная по формуле (6) величина (( сравнивается с некоторым критическим ее значением (((,(, определяемым по табл. П 2 в зависимости от доверительной вероятности ( и числа степеней свободы k=N-l-2. В результате сравнения правомерность принятого допущения либо подтверждается (((