| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|РЕФЕРАТ |
| |
| |
| |
| |
|на тему «Судебная система Российской Федерации» |
| |
|Исполнитель: | |
|студент 1-го курса | |
|группы | |
| |
| |
| |
|г. Южно-Сахалинск |
|2001 г. |
План:
|Введение |3 |
|1. Конституционный Суд РФ |5 |
|2. Верховный Суд РФ |9 |
|3. Арбитражный Суд РФ |11 |
|4. Прокуратура РФ |13 |
|Заключение |14 |
|Литература |16 |
Введение
Суд среди других органов государственной власти занимает особое место.
Только суд своим решением может положить конец спору истца и ответчика,
только суд может признать человека виновным в совершении преступления. Суд
реализует права граждан на обжалование действий должностных лиц,
рассматривает материалы о некоторых видах административный правонарушений.
Никакой другой орган власти не правомочен выполнять эти задачи.
В новой Конституции РФ, принятой на всенародном референдуме 12 декабря
1993г., в рамках принципа разделения властей идея отделения судебной власти
от законодательной и исполнительной нашла свое выражение в четком выделении
самостоятельной главы 7 «Судебная власть», наряду с главами 4 «Президент
Российской Федерации», 5 «Федеральное Собрание», 6 «Правительство
Российской Федерации».
Разделение властей означает, что каждая власть имеет монополию на свои функции и не может выполнять функции других властей.
Конституция РФ (ст. 118) и ныне действующий закон о судоустройстве (ст.
1) предусматривают, что отправление правосудия является особым видом
государственной деятельности, самостоятельной государственной функцией,
осуществлять которую во исполнение законов вправе только специально для
этого предназначенные органы – суды. Передача функций правосудия другим
органам антиконституционна и недопустима. Т.е. в России нет и не должно
быть никаких иных, кроме судов, государственных или общественных органов,
которые имели бы право рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и
иные дела.
Правосудие не осуществляют различные квазисудебные органы типа кое-где еще сохранившихся товарищеских судов, создаваемые третейские суды, а равно действующие на постоянной основе Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ, учрежденные Законом РФ от 7 июля 1993г. «О международном коммерческом арбитраже». Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ, образованная его Указом от 31 декабря 1993г. Все эти учреждения административные и судебной властью не обладают.
Под судебной системой следует понимать совокупность всех судов России.
В судебную систему России входят все суды:
- Конституционный Суд РФ;
- Верховный Суд РФ и суды общей юрисдикции, в отношении которых он осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор и дает обязательные для исполнения разъяснения по вопросам судебной практики;
- Высший Арбитражный Суд РФ и все арбитражные суды, в отношении которых он наделен полномочиями судебного надзора и дачи разъяснений по вопросам разрешения экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.
Совокупность указанных судов РФ связана единством задач по отправлению правосудия и процессуальной формой функционирования.
В настоящее время в соответствии с Конституцией и законодательством о судоустройстве все суды обладают некоторыми организационными и функциональными связями, что дает основание рассматривать каждое из звеньев судебной системы в качестве ее элементов.
1. Конституционный Суд РФ
Конституционный суд РФ – специализированный орган правовой охраны
Конституции. Его деятельность в данной области имеет контрольный характер.
Это определяется прежде всего тем, что он наделен правом отмены актов, не
соответствующих Конституции РФ. Возникновение специализированных органов
конституционного контроля можно отнести к началу 20-х годов нынешнего
столетия. Именно в 192О году первый конституционный суд был создан в
Австрии. В связи с этим при определении такой модели правовой охраны
конституции используются термины: «западноевропейская», «европейская»,
«австрийская». Следует заметить, что второй, наиболее распространенной,
моделью в данной сфере является «американская». Главный ее признак –
выполнение основной функции по обеспечению конституционного контроля судами
общей юрисдикции.
В СССР долгие годы функционировала принципиально иная система. Основная
роль в конституционном контроле отводилась постоянно действующему высшему
коллегиальному органу государственной власти: на уровне Союза ССР -
Президиуму Верховного Совета СССР, на уровне республик - Президиумам
Верховных Советов республик. Данная система на практике показала свою
несостоятельность.
В мае 199О г. в СССР начал действовать Комитет конституционного надзора
СССР. По более новаторском, перспективному пути пошла Россия. В 1991 г. в
ней создается Конституционный Суд. Основные вопросы его организации и
деятельности были урегулированы в Законе РСФСР от 6 мая 1991г. «О
Конституционном Суде РСФСР». Принятая в декабре 1993г. новая Конституция
России внесла существенные изменения в статус Конституционного Суда, его
компетенцию и т.д. Она более подробно, по сравнению с прежней, закрепила
организацию и деятельность данного органа. Летом 1994г. был принят, в замен
старому Закону «О Конституционном Суде РСФСР», новый Федеральный
конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»,
подробно и всесторонне урегулировавший его организацию и деятельность.
Четко определен статус Конституционного Суда как составной части судебной
власти, как специализированного органа конституционного контроля. Статья 1
нового Закона гласит: «Конституционный Суд Российской Федерации – судебный
орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий
судебную власть посредством конституционного судопроизводства».
Частью первой статьи 125 Конституции определен численный состав
Конституционного Суда РФ. Он равен 19. Новая Конституция называет членов
Конституционного Суда судьями. Они назначаются на должность Светом
федерации по представлению Президента РФ. Каждый судья назначается на
должность в индивидуальном порядке путем тайного голосования.
Основными принципами деятельности Конституционного Суда является независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправность сторон.
Часть вторая статьи 125 Конституции РФ регулирует наиглавнейшее
полномочие Конституционного Суда. Это контроль за соответствием Конституции
РФ иных правовых актов. Прежде всего дан четкий перечень субъектов
возбуждения такого рода дел в Конституционном Суде. К их числу отнесены:
Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ,
Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и
исполнительной власти РФ. Установлена конкретная форма обращения о проверке
конституционности - запрос.
Отправной точкой в сфере конституционного контроля названа Конституция
России. Именно она обладает наивысшей юридической силой по отношению ко
всем остальным правовым актам. Приоритет Конституции – неотъемлемый и
непременный признак демократического, правового государства.
Определены объемы конституционного контроля. При этом дан
исчерпывающий перечень правовых актов, которые подлежат рассмотрению
Конституционным Судом с точке зрения их соответствия Конституции. К первой
группе относятся акты федерального уровня: федеральные законы; нормативные
акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства
РФ. Вторую группу составляют акты субъектов Федерации. Однако не подлежат
контролю со стороны Конституционного Суда акты, принятые по вопросам,
относящимся к ведению органов государственной власти субъектов РФ. Третья
группа – внутригосударственные или внутрифедеральные договоры России. Здесь
даны два их вида - договоры между федеральными органами государственной
власти и органами государственной власти субъектов РФ. К четвертой группе
относятся международные договоры России. При этом процедуру
конституционного контроля в Конституционном Суде могут проходить лишь не
вступившие в силу международные договоры.
В части третей статьи 125 дана характеристика полномочий
Конституционного Суда РФ, которую следует определить как разрешение споров,
имеющих конституционное значение. Такого рода споры, как показывает мировой
опыт и опыт нашей страны, имеют важное значение для жизни государств, их
социально-экономических, политических систем, для каждого гражданина.
Конституция России наделяет Конституционный Суд правом разрешать в данной области споры о компетенции между федеральными органами всех видов государственной власти; между органами всех видов государственной власти РФ и органами всех видов государственной власти субъектов РФ и между высшими государственными органами субъектов Федерации. Споры о компетенции органов могут касаться вопросов превышения компетенции или невыполнения компетенции тем или иным органом, выполнения органом полномочий другого органа и т.д.
В части четвертой статьи 125 закрепляется прежде всего полномочие
Конституционного Суда, имеющие важнейшее значение в реальном обеспечении
прав и свобод граждан, закрепленных основным законом страны. Данный орган
рассматривает дела о конституционности законов по жалобам на нарушение
конституционных прав и свобод граждан. Жалобы могут быть индивидуальными и
коллективными.
В части пятой статьи 125 впервые в отечественной практике за
специализированным органом конституционного контроля закреплено право
толкования российской Конституции. Эта функция обусловлена самой природой
данного органа. Без нее невозможен реальный и эффективный конституционный
контроль. Однако в соответствии с частью пятой статьи 125 давать толкование
Конституции по своей инициативе Конституционный Суд не может. Эту
деятельность он осуществляет лишь по запросу ряда государственных органов и
должностных лиц. Толкование Конституции Конституционным Судом, проведенное
в таком порядке, имеет официальный и общеобязательный характер для всех
представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти,
органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций,
должностных лиц, граждан и их объединений.
В части седьмой статьи 125 определены полномочия Конституционного
Суда, связанные с процедурой отрешения Президента РФ от должности. Именно
этот орган рассматривает дела о даче заключения о соблюдении установленного
порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или
совершении иного тяжкого преступления. Данные действия Конституционный Суд
совершает по запросу Совета Федерации.
2. Верховный Суд РФ
Придание Верховному Суду РФ статуса высшего судебного органа не имеет
абсолютного характера, оно ограничено сферой осуществления его компетенции:
дела, подсудные судам «общей юрисдикции». Следовательно, по делам о
проверке конституционности законов и иных нормативных актов, а также по
делам об экономических спорах Верховный Суд не является высшим судебным
органом, поскольку эти дела рассматривают соответственно Конституционный
Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и арбитражные суды субъектов РФ.
Перечень дел, в отношении которых Верховный Суд выступает в качестве
суда высшей инстанции, не является исчерпывающим. Помимо гражданских,
уголовных и административных дел, в нем упомянуты и иные дела. Способ
определения путем открытого перечня отражает ведущиеся поиски наиболее
совершенных форм судебной деятельности. В настоящее время Верховный Суд РФ
действует в составе Пленума, Президиума, Судебной коллегии по гражданским
делам, Судебной коллегии по уголовным делам, и Военной коллегии. Полномочия
Верховного Суда определены Законом РСФСР от 8 июля 1981 г. «О
судоустройстве РСФСР», Гражданским процессуальным и Уголовно-процессуальным
кодексами РСФСР. Он рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в
кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся
обстоятельствам. Последние три вида производства и есть деятельность,
выполняя которую Верховный Суд, как сказано в статье 126, «осуществляет в
предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор».
Что касается его полномочий как суда первой инстанции, то Концепция судебной реформы, одобренная парламентом 24 октября 1991 г., предлагает максимально ограничить их либо вовсе отменить. Однако необходимо сохранить право судьи, обвиняемого в совершении преступления, настаивать на рассмотрении его дела Верховным Судом РФ по первой инстанции.
Длительно считалось бесспорным, что Пленум Верховного Суда РСФСР на
основе изучения и обобщения судебной практики и статистики дает руководящие
указания, обязательные для судов (статья 56 Закона «О судоустройстве
РСФСР»). При этом игнорировался тот факт, что обязательность руководящих
разъяснений подрывает принцип независимости судей и подчинения их только
закону, ибо судьи не могут не подчиниться разъяснениям, которые являются
для них руководящими и обязательными. Статья 126 Конституции, оберегая
независимость судей, изменила прежнее двусмысленное их положение:
разъяснения Верховного Суда больше не характеризуются как руководящие и нет
указания, что они обязательны для судей.
3. Арбитражный Суд РФ
В России, как и в других странах СНГ, судебная власть в сфере, относящейся к гражданским и административным делам, осуществляется двумя самостоятельными судебными системами: судами общей юрисдикции и арбитражными судами, возглавляемыми Высшим Арбитражным Судом РФ.
Такой дуализм не известен большинству государств «дальнего зарубежья».
Его можно объяснить существованием длительное время (свыше шестидесяти лет)
в бывшем СССР и РСФСР самостоятельных, независимых от общих судов органов
по разрешению хозяйственных споров – государственных и ведомственных
арбитражей, входивших в систему союзных республиканских органов
государственного управления.
Организация и деятельность арбитражных судов определяются в настоящее
время статьями 118-125 и 127 Конституции Российской Федерации, Законом
Российской Федерации от 4 июля 1991 г. «Об арбитражном суде» (действует с 1
октября 1991 г. и от 7 июля 1993 г.), а также Арбитражном процессуальным
кодексом (принят Верховным Советом РФ 5 марта 1992 г., действует с 15
апреля 1992 г. с изменениями, внесенными Законом РФ от 7 июля 1993 г.).
Система арбитражных судов республик в составе РФ, краевых, областных,
городских, арбитражных судов, арбитражных судов автономной области,
арбитражных судов автономных округов.
Статья 127 возлагает на Высший Арбитражный Суд, являющийся, согласно
Закону «Об арбитражном суде», высшим экономическим судебным органом РФ,
выполнение нескольких функций.
Высший Арбитражный Суд: разрешает отнесенные к его ведению экономические споры и иные дела, действуя в качестве суда первой и второй инстанции в порядке, предусмотренном для всех арбитражных судов; осуществляет судебный надзор, т.е. проверку законности и обоснованности вступившей в законную силу решений и определений арбитражных судов; дает разъяснение по вопросу судебной практики.
К ведению Высшего Арбитражного Суда отнесено разрешение только тех экономических споров и иных дел, которые прямо предусмотрены Законом «Об арбитражном суде», Арбитражным процессуальным кодексом (статья 23), иными законодательными актами РФ, межгосударственными соглашениями и международными договорами.
В статье 127 говорится об иных делах, рассматриваемых Высшим
Арбитражным Судом. Прежде всего это споры в сфере управления. Арбитражный
процессуальный кодекс (статья 22) относит к ведению Высшего Арбитражного
Суда лишь те споры в сфере управления, которые возникают с участием
государственных и иных органов РФ.
Статья 127 Конституции возложила на Высший Арбитражный Суд судебный
надзор за деятельностью арбитражных судов, который должен осуществляться в
предусмотренных федеральным законом процессуальных, а не административных
формах, так как арбитражные суды независимо и не находятся в
административном подчинении Высшего Арбитражного Суда. Высший Арбитражный
Суд должен осуществлять судебный надзор в стогом соответствии с правилами,
предусмотренными Арбитражным процессуальным кодексом. Сущность судебного
надзора состоит в проверке законности и обоснованности вступивших в
законную силу решений всех арбитражных судов.
4. Прокуратура РФ
Конструирование правовых норм, определяющих организацию прокуратуры, в главе 7 Конституции, озаглавленной «Судебная власть», не должно вводить в заблуждение и давать повод рассматривать прокуратуру как один из органов судебной системы. Единственный субъект этой системы – суд.
Заключение
На основании анализа Конституции РФ и других законодательных актов, касающихся судебной системы, можно сделать ряд выводов:
1) Измененное название - "Судебная власть" - в новой Конституции более точно отражает назначение судов и юридическую природу их деятельности - осуществлять одну из разновидностей государственной власти, а именно самостоятельную судебную власть.
2) Отрицательным моментом нынешнего названия главы 7 является
следующее. В систему органов судебной власти оказалась включена прокуратура
(статья 129), что, конечно, не соответствует роли прокуратуры и ведет к
необоснованному расширению, размыванию содержания понятия "судебная
власть".
3) Суды учреждаются Конституцией и федеральным конституционным законом. Система судов, осуществляющих в государстве судебную власть, имеет важное политическое и правовое значение и, как правело, определяется на конституционном уровне. Причем если перечень судов закреплен в Конституции, то никакие другие суды не могут быть учреждены при помощи обычного закона, так как для этого необходимо изменить Конституцию.
4) В соответствии с действующим в РФ законодательством (напр., Закон от
8 июля 1981 г. "О судоустройстве РСФСР") правосудие по гражданским,
уголовным делам и делам, возникающим из административных правонарушений,
осуществляют суды общей юрисдикции: Верховный Суд РФ, Верховные Суды
республик в составе РФ, краевые, областные суды, суды автономной области,
автономных округов, Московский и Санкт-петербургский городские суды,
районные (городские) народные суды. Военные суды, включаемые в федеральную
судебную систему, рассматривают дела о преступлениях военнослужащих и лиц,
приравненных к ним. В своей деятельности военные суды руководствуются тем
же законодательством, что и другие суды, действующие на территории России.
5) Возникающие в процессе предпринимательской деятельности споры,
вытекающие из гражданских правоотношений (экономические споры) либо из
правонарушений в сфере управления, рассматривают Высший Арбитражный Суд РФ,
Высшие арбитражные суды республик в составе РФ, арбитражные суды краев,
областей, автономной области, автономных округов, Московский и Санкт-
петербургский городские арбитражные суды.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации. – М.: Юрид. лит.,1993
2. Конституция Российской Федерации. Коментарий /Под общей ред.
Б.Н.Топорнина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. - М.: Юрид. лит.,1994
3. Конституция Российской Федерации. Вопросы и ответы.- М.: Юрид. лит.,1994
4. Судоустройство: Сборник нормативных документов / Сост. А.П.Рыжаков,
А.И.Сергеев.- М.: Белые альвы, 1995
5. Арбитражные суды Российской Федерации. (Законодательные акты).- М.:
АО «РАУ-Корпорация»,1994
6. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений./ Под ред. проф. В.Г.Стрекозова.- М.: ИПП»Отечество»,1993