Реферат
Духовные искания русских писателей,
полемика по вопросу
об искусстве и российской действительности.
Русский народ как идеал Л. Толстого
(по "Исповеди", художественным произведениям и публицистике).
План:
Вступление 3
Путь к осознанию идеала и смысла жизни (по "Исповеди") 3
Народ в романе "Война и мир" 7
Народные массы 7
Образ народного полководца Кутузова 9
Тихон Щербатый и Платон Каратаев 11
Другие личности 12
Заключение 13
Перечень использованной литературы 14
Вступление
Поиски человеческого идеала лежат в основе как изобразительных
искусств, так и литературы. Особенностью русской литературы всегда являлась
мысль о том, что поэту, писателю недостаточно быть великим художником
слова. Эта мысль иногда отливалась в форму требования гражданского, даже
политического подвига. Например, у Некрасова: "Иди к униженным, иди к
обиженным – и будь им друг!". Иногда художественную деятельность совмещали
или пытались совместить с проповедничеством православия (Гоголь,
Достоевский). Л. Толстой искал высший синтез религиозно-этического и
художественного служения.
На первых же страницах великой русской литературы пламенеют строфы пушкинского "Пророка": "Исполнись волею моей, и, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей". Здесь изображен не только идеальный образ поэта. Но именно идеальный образ пророка. Того, кто возвещает о виденном не только произведениями искусства, но и всею своею жизнью, превратившейся в житие. Это – тот идеальный образ, который маячил, как неотразимо влекущая цель, перед всеми великими русскими поэтами и писателями.
Путь, приведший одного из самых великих и почитаемых во всем мире писателей – Л. Н. Толстого, к его идеалу, описан самим Толстым в его произведении "Исповедь" (1880-82).
Путь к осознанию идеала и смысла жизни (по "Исповеди")
Л. Н. Толстой родился в 1828 году в помещичьей усадьбе, имел
дворянский титул графа и принадлежал к высшему светскому обществу. Большую
часть своей жизни провел в собственном имении Ясная поляна. Учился в
Казанском университете. Служил на военной службе, где и начал заниматься
писательством. Литературный гений его был столь очевиден, что первая же
повесть "Детство" (1852, Толстому было 24 года) сразу поставила его в ряд
крупнейший русских писателей. Но в первых произведениях мы ощущаем взгляды
раннего Толстого, не обретшего еще свой идеал и смысл жизни.
Сам он в "Исповеди" пишет об этом так. "В это время я стал писать из тщеславия, корыстолюбия и гордости. В писаниях своих я делал то же самое, что и в жизни. Для того чтобы иметь славу и деньги, для которых я писал, надо было скрывать хорошее и выказывать дурное. Я так и делал. Сколько раз я ухитрялся скрывать в писаниях своих, под видом равнодушия и даже легкой насмешливости, те мои стремления к добру, которые составляли смысл моей жизни. И я достигал этого: меня хвалили".
По мере углубления жизненного опыта, совершается переворот и в его представлении о жизненных целях. Первые признаки этой перемены ощущаются уже в Севастопольских рассказах (1855), написанных по впечатлениям Крымской войны и обороны Севастополя от англо-франзузских войск. Мы чувствуем, что главное, что увидел Толстой в осажденном Севастополе, - это душевное величие русского солдата, героизм народа, защищающего родину. Рассказы содержат и резкое обличение военной аристократической среды – родной среды самого Толстого.
28-и лет Толстой вышел в отставку, пару раз посетил заграницу, изучал
постановку западноевропейского образования. Но тамошние нравы не вдохновили
его вовсе. Они были весьма далеки от идеала, бездуховны. Его возвращение в
Россию совпало с отменой крепостного права (1861). Именно в этот период он
постепенно пришел к осознанию того, что высшее общество, к которому
принадлежал он сам, несправедливо пользуется богатствами, созданными трудом
простого народа, крестьянства.
В 1863-69 годах Толстой пишет свой первый и самый выдающийся роман- эпопею "Война и мир". В то время в русском обществе шли активные споры о дальнейших путях развития России, шла полемика по вопросу об искусстве и российской действительности. Представители разных направлений по-разному видели решение тех проблем, с которыми столкнулась страна в процессе подготовки и проведения реформ. В кипевших спорах особое внимание уделялось вопросу о народе, вырабатывалось понимание этой категории, а также понимание природы и особенностей именно русского народа.
Велись споры и вокруг того, чьи идеи и взгляды могут оказать на народ
наибольшее воздействие. Это было то самое время, когда нищий студент
Раскольников в своей каморке придумал «наполеоновскую» теорию о двух
разрядах людей. Мысли о возвышающем воздействии сильной личности на народ
носились тогда в воздухе. Свое понимание этой проблемы выразил и Лев
Толстой в эпопее «Война и мир».
Опубликовав первый же роман, Толстой достиг вершины писательской славы. Но в "Исповеди" об этом периоде его жизни сказано: "Я все-таки продолжал писать. Я вкусил уже соблазна писательства, соблазна огромного денежного вознаграждения и рукоплесканий за ничтожный труд и предавался ему как средству к улучшению своего материального положения и заглушению в душе всяких вопросов о смысле жизни моей и общей".
Он искал ответа на мучившие его вопросы. Вопросы эти всегда были
одинаковыми "Зачем?". Зачем нужно все то, что он делает, зачем живет? Он
"не мог придать никакого разумного смысла ни одному поступку, ни всей
жизни". "Иначе выраженный, вопрос будет такой: "Зачем же мне жить, зачем
чего-нибудь желать, зачем что-нибудь делать?" Еще иначе выразить вопрос
можно так: "Есть ли в моей жизни такой смысл, который не уничтожался бы
неизбежно предстоящей мне смертью?"
Толстой изучил ответы великих мыслителей прошлого (Сократа,
Шопенгауэра, царя Соломона, Будды) на свой вопрос и не нашел разъяснения.
Он стал искать разъяснения в жизни - они его не устроили. И тогда он нашел
свой путь: "Искать этого смысла жизни мне надо не у тех, которые потеряли
смысл жизни, а у тех миллиардов отживших и живых людей, которые делают
жизнь и на себе несут свою и нашу жизнь". "Оглянувшись дальше на людей
других стран, на современных мне и на отживших, я увидал одно и то же. Где
жизнь, там вера, с тех пор, как есть человечество".
Но так как официальная вера тоже не удовлетворяла Толстого, он пришел к своей собственной вере, созвучной вере простого народа. "И я видел таких, понявших смысл жизни, умеющих жить и умирать, не двух, трех, десять, а сотни, тысячи, миллионы", "И я полюбил этих людей". "Действия же трудящегося народа, творящего жизнь, представились мне единым настоящим делом. И я понял, что смысл, придаваемый этой жизни, есть истина, и я принял его".
И вот каков смысл жизни, ответ на вопрос "зачем?": "Смысл этот, если можно его выразить, был следующий. Всякий человек произошел на этот свет по воле Бога. И Бог так сотворил человека, что всякий человек может погубить свою душу или спасти ее. Задача человека в жизни - спасти свою душу; чтобы спасти свою душу, нужно жить по-божьи, а чтобы жить по-божьи, нужно отрекаться от всех утех жизни, трудиться, смиряться, терпеть и быть милостивым. Смысл этот народ черпает из всего вероучения, переданного и передаваемого ему пастырями и преданием, живущим в народе, и выражающимся в легендах, пословицах, рассказах. Смысл этот был мне ясен и близок моему сердцу".
Толчком к полному осознанию произошедшего в Толстом душевного перелома послужило его участие в переписи населения 1882 года, произведшее потрясающее впечатление: он познакомился с ужасами городской нищеты. В сочинениях "Исповедь" (1880-82), "В чем моя вера?" (1883), "Так что же нам делать?" (1886) Толстой с большим волнением и искренностью пересматривал свои собственные нравственные, религиозные и общественные взгляды. Он проникался отрицательным отношением к самодержавию, официальной церкви и окончательно утверждал свой идеал – народ и вера. Значительную долю в его творчестве стала занимать публицистика (литература по общественно- политическим вопросам), сценические произведения.
Во всех поздних работах Толстого, так или иначе, отражена созданная
им философия. В художественных и публицистических произведениях Толстой не
переставал отзываться на все, что волновало русское общество и его
нравственное сознание. Все творческое наследие писателя огромно.
Рассмотрим тему "Русский народ как идеал Толстого" на примере одного -
самого выдающегося романа-эпопеи "Война и мир".
Народ в романе "Война и мир"
Народные массы
Роман "Война и мир" – из эпохи Отечественной войны 1812 года. В мировой литературе ему нет равных по глубине содержания, широте охвата жизни и художественному мастерству.
Автор не только ввёл в роман народные сцены, нарисовал десятки народных характеров, он утверждал величие подвига народа в Отечественной войне. Народную мораль он провозгласил единственно великой, благородной и человечной. В народе для Толстого заключалось то высокое нравственное начало, прикосновение к которому возвышает и облагораживает человека.
В противовес теории "сильной личности", легко управляющей народной массой, Толстой считал, что народ — слишком сложное явление, чтобы было возможно управлять им таким образом. Толстовское понимание народа гораздо глубже. В произведении изображены самые разные проявления народного характера. Народ для Толстого — это море, в глубинах которого таятся неведомые и не всегда понятные силы.
Так что же такое народ, по Толстому? Какие силы им управляют? Силы эти
– внутри, а не вне человека. Это нравственные устои, долг каждого перед
родиной. Война заставляет людей действовать и поступать так, как не
поступать нельзя. Действовать не по приказу, а повинуясь внутреннему
чувству, ощущению значительности момента. Толстой пишет, что все
объединились в своих стремлениях и действиях, когда почувствовали
опасность, нависшую над всем сообществом. Русский народ оказался основной
силой, одолевшей Наполеоновские полчища, вторгшиеся в Россию. Война ставит
перед народом вопрос о жизни и смерти, "дело это не шутка, а касается его
жизни". "И благо тому народу, который в минуту испытаний, не спрашивая о
том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотой и
лёгкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока
в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью".
Толстой убеждён, что одному человеку не дано распоряжаться ходом истории. Философски оценивая войну 1812г., Толстой утверждал, что войну выиграл народ, а "так называемые великие люди" или мешали этой победе, или не мешали ей. Не Кутузов и не Наполеон решают, где быть сражению. Они не властны выбирать. "Нет и не может быть так называемого военного гения". Всё решает случайность, которую невозможно ни предсказать, ни тем более подготовить. Исход сражения, по мнению Толстого, зависит "от того человека, который в рядах закричит "пропали", или закричит "ура!". "Сила, решающая участь народов, лежит не в завоевателях, даже не в армиях и сражениях, а в чём-то другом".
Что же это? Почему, несмотря на выигранное сражение, перестала существовать армия-победительница? Враждебность населения армии завоевателей, нежелание подчиниться ей решают, по мнению Толстого, участь войны.
Толстой отнюдь не склонен был идеализировать русский народ. В этом отношении характерна история бунта богучаровских крестьян. Вспомним, что крестьяне взбунтовались именно в тот момент, когда только-только похоронили старого князя, а Андрея не было в имении, и княжна Марья оказывается беспомощной и беззащитной перед бунтовщиками. Толстой говорит о подводных струях в народном море, которые в некоторые моменты выходит на поверхность. С помощью этой сцены автор дает понять сложность и противоречивость народной жизни.
В романе показаны величие и простота народной жизни, когда каждый
делает свою часть общего большого дела, порой не сознавая своего в нем
участия, и человеком движет не инстинкт, а именно законы общественной
жизни, как понимал их Толстой, законы мира. И такой мир состоит не из
обезличенной массы, а из личностей, ярких индивидуальных характеров.
Рассмотрим некоторые из них.
Образ народного полководца Кутузова
Перед лицом вражеского нашествия высший свет, аристократия показывает
свою полную беспомощность и бесполезность. Например, в романе описана
ставка русского командования. Она состоит из групп: «…самая большая группа
людей, которая по своему огромному количеству относилась к другим, как 99 к
1-му, состояла из людей, не желавших ни мира, ни войны, ни наступательных
движений, ни оборонительного лагеря ни при Дриссе, ни где бы то ни было, ни
Барклая, ни государя, но желающих только одного и самого существенного:
наибольших для себя выгод и удовольствий». Поражение в войне, гибель
множества людей не волновали их. Только собственная выгода и сиюминутное
удовольствие.
Однако настоящие личности были и среди аристократов. Правда, они
составляли лишь 1%. Как считал писатель, не они управляли народной массой,
а наоборот, народный дух питал их и давал силы к сопротивлению врагу.
"Народ подчинил своей нравственной мощи все живое в русском обществе".
Таков в романе образ главнокомандующего русской армией светлейшего князя Михаила Илларионовича Кутузова.
Он близок к простым людям. Толстой часто повторяет в применении к
Кутузову слово "отец". Кутузову хочется сбросить с себя тяжесть чинов и
званий и быть просто отцом для всех. Вот как реагирует он на слова князя
Андрея о смерти старого князя Болконского: "Он обнял князя Андрея, прижал
его к своей жирной груди и долго не отпускал от себя. Когда он отпустил
его, князь Андрей увидел, что расплывшиеся губы Кутузова дрожали и на
глазах были слёзы". Позже он говорит князю Андрею: "Помни, что... я тебе не
светлейший, не князь и не главнокомандующий, а я тебе отец".
Кутузов необходим армии в это тяжёлое время. "Пока Россия была
здорова, ей мог служить чужой, и он был прекрасный министр, но как только
она в опасности, нужен свой, родной человек". Убеждение в неотвратимости
судьбы, решения которой надо терпеливо ждать, определяет поведение
Кутузова. Если он делает что-то, то только для того, чтобы не конфликтовать
с окружающими. На вопрос, будет ли сражение, Кутузов отвечает: "Должно
будет, коли все захотят, нечего делать..."
Игнорируя замечательное стратегическое искусство Кутузова, Толстой
намеренно затушёвывает роль Кутузова в Бородинском бою. Автору важно, чтобы
перед читателем более отчётливо выступала роль народных масс. По мнению
Толстого, мудрость Кутузова заключается в том, что он верил в народные
силы, насколько это было в его власти, руководил духом войск. "Старческая
мудрость и долголетний опыт подсказывали ему, что сотнями тысяч нельзя
руководить одному человеку. Решает участь сражения неуловимая сила,
называемая духом войска". Убеждённый в силе русской армии, он хочет сделать
это убеждение достоянием всех; "И с такими молодцами все отступать и
отступать!" Своим обликом он вселяет в людей уверенность в том, что "всё
будет так, как должно быть".
В образе Кутузова Толстой воплощает свои представления о том, каким должен быть человек, поставленный Провидением во главе масс. Кутузов не стремится стать над народом, а ощущает себя участником народной жизни. Он не руководит движением масс, а только стремится не мешать совершению подлинно исторического события. Он постигает народную жизнь особым способом и только поэтому оказывается в состоянии выразить ее. В этом, по Толстому, и заключается подлинное величие личности.
Тихон Щербатый и Платон Каратаев
Наиболее ярко народный дух в романе воплощен в таких персонажах, как
Тихон Щербатый и Платон Каратаев. Их характеры контрастно противоположны,
но, по Толстому, оба они — отражение разных сторон сложного и
противоречивого народного характера.
Тихон Щербатый — безусловно полезный в партизанской войне. В его
образе воплощены находчивость и удаль русского крестьянина. С топором в
руках идет он на врага не потому, что его кто-то понуждает, а под
воздействием естественного патриотического чувства и ненависти к непрошеным
гостям. Эти чувства настолько сильны, что Тихон становится подчас жестоким.
Французы для него враги и только враги. Толстой с одной стороны
приветствует действия крестьян по отпору завоевателям, но с другой стороны
чувствуется, что образ Тихона малосимпатичен писателю из-за его жестокости.
Вместе с тем, в романе появляется образ, который в последующих
произведениях вырастет не только в идеал, но и в целое философское
направление. Это Платон Каратаев. Он противоположен Тихону. Если тот
беспощаден к врагу, то Платон любит всех людей, в том числе и французов.
Если Тихон лукав и отвага его сочетается с жестокостью, то Каратаев во всем
хочет видеть «торжественное благообразие». И внешний облик Каратаева (все у
него было «круглое»), и голос его, и манера говорить, — все резко отличает
его от Щербатого.
Каратаев кажется «олицетворением духа простоты и правды». Найденный
Толстым идеал и смысл жизни ему уже известен: живет по-божьи, трудится,
смиряется, терпит, со всеми милостив. При встрече с ним Пьера сразу
притягивает простая и ласковая речь Платона: "Не тужи, дружок: час терпеть,
а век жить!". Простые истины, поговорки, "приобретшие значение глубокой
мудрости", в изобилии произносимые Каратаевым, преображают Пьера. "Прежде
разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких-то новых незыблемых
основах, воздвигался в его душе".
Образ Платона Каратаева – первый шаг к проповеди теории "непротивления злу насилием". Поэтому он ближе Толстому, чем Тихон.
Другие личности
Охват жизни у Толстого поистине грандиозен. В романе свыше пятисот
действующих лиц. Это и купец Ферапонтов, сжигающий свой дом, чтобы он не
достался неприятелю, и московские жители, оставляющие столицу просто из
соображения, что жить в ней под Бонапартом нельзя, даже если тебе
непосредственно не угрожает никакая опасность. И простые русские мужики
Карп и Влас, не отдающие сено французам. И та московская барыня, которая
покидала Москву со своими арапками и моськами еще в июне из соображения,
что, «она Бонапарту не слуга». Все они деятельные участники народной жизни.
В этом романе множество образов, судеб, характеров, сюжетных линий,
множество разнообразных типов. В совокупности показана сложная целостность
– русский народ. Тема народа, как идеала, проходит через все художественные
и публицистические произведения Толстого.
Заключение
Сколько бы проблем ни поднимал в своем творчестве Толстой, как бы ни
велики были созданные им образы, главное, наверное, в том, что им
осуществлена была могучая проповедь любви к миру и жизни. Жизни, в которой
светит свет, безусловно, высшей Правды. Эту проповедь он осуществлял своими
художественными образами. Но строфы пушкинского "Пророка" недаром задали
направление всей русской литературе. Этот образ привел Толстого к отречению
от своих художественных созданий и к попытке на склоне лет воплотить образ
Пророка в себе самом. Нести Правду не только одними образами искусства, но
и всем образом своей жизни.
Духовные искания Толстого привели его к открытию смысла жизни в спасении души и в стремлении жить трудовой жизнью простого народа, крестьянина. Толстой долго колебался, не смея поверить в правильность своего понимания – бросить семью и сложившийся уклад жизни. Когда же поверил и совершил – ему было восемьдесят два, и долгожданное утоление духовной жажды встретило его уже по ту сторону смертной черты. А ведь кто знает, если бы Толстой вместо литературной проповеди действительно стал бы праведником, ушел в уединение или странствовал по России, не стал бы он воплощенным образом Пророка, засиявшим над Россией, да и над всем человечеством?
Гений русского писателя и мыслителя Л. Н. Толстого настолько велик, что он, безусловно, входит в число самых выдающихся людей за всю историю человечества. И по праву гордится им наш народ, который и дал ему силу преображения и очищения. И гордятся им деятели искусства. Так, например, пишет композитор П. Чайковский: "Его одного достаточно, чтобы русский человек не склонял стыдливо голову, когда перед ним высчитывают все великое, что дала человечеству Европа…".
Перечень использованной литературы
1. БСЭ; Т. 42; Гос. науч. издательство "БСЭ"; 1958.
2. Качурин М. Г.; Русская литература, учебник для 10 класса; М.:
Просвещение:
АО "Московские учеб."; 1998.
3. Толстой Л. Н.; Война и мир; М.: Олимп; ООО "Фирма "Издательство
АСТ"; 1999.
4. Толстой Л. Н.; Исповедь; электронная библиотека http://lib.km.ru/.
5. Толстой Л. Н.; Соч., Т. 3-6; М., издательство "Правда"; 1987.
-----------------------
Л. Н. Толстой
Выполнил
ученик 10-8Б класса,
лицея №1502.
Киреев Иван
Преподаватель: Порцевская Евгения Алексеевна.
2003 год.
-----------------------
Стр. 12